УДК 372.881.161.1
Институт государственной службы
и управления РАНХиГС
проф. кафедры управления персоналом
Коростылева Н.Н.
Россия, г. Москва, тел. +7-910-469-76-61 e-mail: [email protected]
Institution of state service and management ofRANESS The chair of staff management Full professor Korostyleva N.N.
Russia, Moscow, tel. +7-910-469-76-61 e-mail: [email protected]
Н.Н. Коростылева ГЕНДЕРНАЯ КОММУНИКОЛОГИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Статья посвящена теоретическим и прикладным вопросам тендерной коммуникологии, находящейся на стыке многих наук и только начинающей входить в научный дискурс.
Ключевые слова: тендер, гендерология, коммуникация, тендерная коммуникология.
N.N. Korostyleva
GENDER COMMUNICOLOGY: FROM THEORY TO PRACTICE
The article is devoted to theoretical and practical issues of the gender communicology forming at the junction of a range of sciences and beginning to enter in scientific discourse.
Key words: gender, gender studies, communication, gender communicology.
В научном мире есть большое количество публикаций по коммуникологии, коммуникативной лингвистике, тендерным исследованиям, но в настоящее время мало литературы, посвященной собственно тендерной коммуникологии. Находясь на стыке многих наук, основываясь на комплексной методологии, тендерная коммуникология только начинает входить в научный дискурс. Сложность обращения к данной проблематике состоит в том, что даже не существует одной ведущей теории по коммуникации, существующие теории не обобщены в единую науку. Сами гендерные исследования находятся в переходном периоде, в становлении их в качестве теоретико-методологических основ новой науки - гендерологии.
Гендерная коммуникология ещё долгое время будет находиться в методологическом «лизинге» и «пробивать» себе научную нишу в теоретических и практических изысканиях современных гуманитарных наук.
Но совершенно ясно, что гендерная коммуникология должна базироваться прежде всего на гендерном подходе.
Гендерный подход понимается с различных точек зрения как исследование социологических, политических, психологических различий мужчин и женщин в общест-
© Коростылева Н.Н., 2015
ве, как учет гендерного фактора, который продуцирует отличительные черты поведения полов, как практики воздействия на две социально-демографические группы для принятия управленческих и иных решений и т.д. Однако ООН ещё в 1997 году было дано комплексное видение этого понятия как стратегии интеграции интересов мужчин и женщин в процесс разработки, реализации, мониторинга и оценки всей политики и программ в политической, экономической и социальных сферах для того, чтобы мужчины и женщины в равной степени получали от этого пользу [2; с. 142]. Поэтому на практике гендерный подход представляет собой процесс оценки любого мероприятия с точки зрения учета интересов, потребностей, особенностей полов и его основной задачей является достижение гендерного равенства. Как равенства не только прав, свобод мужчин и женщин, но и равенства их возможностей для реализации личностных, профессиональных качеств. Как равенства в выражении интересов, взглядов, суждений, наличия равного доступа к определенным ресурсам: экономическим, социальным, властным.
Понимая сущность гендерного, подхода можно определить, что гендерная комму-никология будет касаться взаимоотношений мужчин и женщин как представителей двух больших социально-демографических групп во всех сферах жизни общества, также гендерная коммуникология будет касаться и диадических отношений полов. Поэтому важно рассматривать гендерную коммуникологию с позиций макро- и микроуровней. Макроуровень будет охватывать социокультурную, социально-экономическую и политическую плоскость отношений, а микроуровень рассматривать конкретные взаимоотношения полов в жизни, на уровне межличностном и семейном.
Целевая направленность гендерной коммуникологии - это исследование гендерных процессов и отношений в жизни общества на разных его уровнях и в разных сферах. Здесь необходимо анализировать гендерные поведенческие модели, выявлять особенности процессов коммуникации мужчин и женщин в современном мире с учетом социально-ролевой дифференциации. Интересны будут исследования особенностей гендерных отношений в повседневной жизни, в приватной и публичной областях [3; с. 3].
Особо значимую роль в исследовании гендерной коммуникологии должны сыграть аспекты регулирования гендерных отношений в обществе.
Регулирование гендерных отношений должно входить в сферу ответственности государственных структур за гендерную согласительную политику на уровне всего общества.
На уровне государства для регулирования гендерных процессов и отношений должна действовать продуманная гендерная политика.
Гендерная политика призвана регулировать отношения между социально-демографическими группами мужчин и женщин во всех областях их жизнедеятельности, включая семейные отношения, для обеспечения равных прав и возможностей между ними. Данная политика входит в состав социальной политики государства, которая должна регулировать вопросы гармонизации интересов всех социальных групп общества. Гендерная политика тесно соприкасается с семейной, демографической, детской, молодёжной политиками и направлена на обеспечение гендерного равенства, на формирование политической, социокультурной и экономической среды жизнедеятельности двух больших социально-половых групп населения, на стабилизацию и гармонизацию их взаимоотношений.
Гендерное согласие на макроуровне состоит из социокультурного, политического и экономического аспектов.
Социокультурное согласие полов может быть только относительным, потому что культурные традиции, нормы поведения и гендерные картины мира мужчин и женщин разные и никогда не будут совпадать. Здесь можно говорить об общих оценках позиций справедливости - несправедливости, добра - зла, нравственности - безнравственности и т.д. Социокультурное согласие строится на отношениях толерантности к мужской и женской культурам, на отказе от насилия во всех случаях жизни, на отказе от патриар-хатности, на следовании общецивилизованным критериям духовности, другими словами, на гендерном гуманизме, который призван отстаивать личностно-взаимодополняющую, андрогинную систему общественного взаимодействия, основанную на коммуникативных, объединительных принципах.
Политическое согласие достигается только путем отказа от каких-либо проявлений дискриминации полов. Особенно это касается женской половины населения, доступ к власти которой весьма ограничен.
Экономическое согласие состоит в выработке совместных усилий общества, женской и мужской социально-демографических групп в области создания равных условий в сфере труда и управления, где процессы женской дискриминации должны быть изжиты. Когда будут созданы механизмы выравнивания экономических статусов мужчин и женщин и функционирование экономики не будет кризисным, а степень удовлетворения материальных потребностей социальных субъектов эффективной, то тогда можно говорить о достижении экономического гендерного согласия в том или ином обществе.
Основными условиями поиска гендерного согласия выступают становление правового государства и формирование гражданского общества, поэтому гендерное согласие органически вплетено в общее социальное согласие.
Объективными факторами, влияющими на процесс создания социального согласия, являются: наличие и действие механизмов реального влияния народа на выработку решений, легитимность власти, разделение и эффективное взаимодействие всех ветвей власти, развитие политической системы общества и женского движения в нем (характерно для гендерного согласия). Важнейшим общественным условием становления согласия является развитие социальной базы реформ. Развитие образования, медицины, правозащиты, формирование среднего класса, увеличение доходов населения, решение этнических и национальных проблем, соотношение интересов центра и регионов - все это выступает источником повышения уровня общего согласия населения.
На формирование социального согласия влияет также стабильность в области трудовых коллективов и семьи. Для гендерного согласия необходимым является искоренение всех форм дискриминации на рабочем месте и в семье.
Общий уровень ценностного согласия также влияет на гендерное. Общество, где в системе ценностей доминируют нравственные императивы, будет более стабильно во всех отношениях, нежели общество с преобладанием в нем неконструктивного маргинального сознания.
Каждое государство на основе общемировых стандартов должно разрабатывать и внедрять в жизнь стратегии гендерного развития, направленные на преодоление всех форм дискриминации между полами. Для этого необходим национальный механизм по
реализации гендерного равенства в том или ином обществе. В России он находится в стадии разработки и становления.
Для того, чтобы выработать регуляторы взаимоотношений полов на микроуровне, необходимо обратиться к формированию гендерно согласительного общения.
На микроуровне, на уровне диадических отношений на первое место во взаимоотношениях полов выступает гендерно-согласительное общение. Оно основывается на развитии гармонизирующих отношений между мужчинами и женщинами, к которым относятся любовь, взаимное уважение, взаимная симпатия, сочувствие, сопереживание, доброжелательность.
В отношениях между полами должны преобладать прежде всего духовные ценности: обоюдное стремление (не за счет друг друга) к творческой деятельности, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, к познанию смысла и назначения своего существования, помощи ближнему.
Гендерно-согласительное общение на микроуровне создается благодаря самосогласительному настрою мужчин и женщин, их стремлению к самосовершенствованию, духовному уровню проявления любви, толерантности, следованию законам семейного строительства и благополучия, а при сложных межличностных проблемах - обращению к посреднику (семейному консультанту, психологу или просто компетентному человеку, способному помочь в непростой ситуации). Гендерно-согласительное общение включает умение мужчин и женщин предупреждать назревание конфликта и принимать все меры по его профилактике.
Библиографический список
1. Голубкова Е.Е. Коммуникология и лингвистика: долговременное сотрудничество. Электронный ресурс: http://www.naukaru.ru/journal/article/view/590
2. Руководство по гендерному аудиту. Методология анализа МОТ, основанного на принципе активного участия. Женева: Международное бюро труда, 2007. 160с.
3. Шарков Ф.И. Программа авторского курса «Гендерная коммуникология». Электронный ресурс: http://www.communicology.us/2014/01/gendernaya-communicologiya.html
References
1. Golubkova E.E. Communicology and linguistics: long-time collaboration // http://www.naukaru.ru/journal/article/view/590
2. Guide on gender audit. Methods of analysis of International Trade Organization based on the principle of active participation. Geneva, 2007. 160 p.
3. Sharkov F.I. Gender communicology: the program of author's course // http://www.communicology.us/2014/01/gendernaya-communicologiya.html