6. Доставить удовольствие себе и
партнеру сами процессом речевого Игровые речевые акты
сообщения как таковым
7. Выразить возбудить эмоции, пред-
ложить свою «эмоциональную» кар- Эмотив
тину мира
В любой речи крайне редко осуществляется только одна из упомянутых целей говорящего. Каждый речевой акт как единица речевого поведения представляет собой сло-
весное выражение определенного намерения говорящего, приводит к конкретным результатам, а значит, является речевым действием [2].
Библиографический список
1. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность.- М.: Наука, 1987. - С. 839.
2. Сиротина О.Б. Оформление статусно-ролевых отношений как один из признаков языковой личности// Языковая личность и семантика: сб. науч. тр. -Волгоград, 1994. - С. 46-54.
Theoretical problems of studying of language personality
T.V. Suchanova
This article concerns the problem of definition of language personality notion and its studying in different levels.
Воронежский государственный архитектурно-строительный университет
УДК 800.863
Н.Н. Коростылева ТЕХНОЛОГИИ ГЕНДЕРНОГО ОБЩЕНИЯ
Формулируются понятия «гендерное общение», «гендерно-согласительное общение», «технологии тендерного общения» и др. Приводятся авторские технологии гендерного общения, раскрываются их сущность и содержание
Общение - это форма бытия человека, которая раскрывается в реальных взаимоотношениях людей, поэтому общению всегда присуща диалоговость как определенная общность в сфере ценностей, по-
требностей, интересов, целей и задач носителей самого общения.
Общение, особенно
© Коростылева Н.Н., 2006
межличностное, призвано анализировать систему «человек-человек» во всей многоаспектной динамике её функционирования.
Гендерное общение учитывает половую принадлежность участника общения, тем самым преобразовывая систему «человек-человек» в систему, не менее сложную, - «мужчина-женщина».
Гендерное общение можно подразделить по степени напряженности и противоречивости на конфликтное (манипулятивное) и согласительное гендерное общение.
Манипулятивное гендерное общение встречается при конфликтных взаимоотношениях партнеров и является его неотъемлемым атрибутом. Оно провоцирует сам конфликт в общении, то есть насильственное межличностное противоборство, связанное с сознательным ущемлением достоинства и потребностей партнера. Чтобы избежать данного вида общения и нейтрализовать его, следует прибегать к гендерно-согласительному общению, которое базируется на нравственных принципах.
Гендерно-согласительное общение - это прежде всего ненасильственное общение, направленное на свободу выражения того или иного участника общения, признающее за ним самоценность и моральное достоинство. Оно кардинальным образом отличается от манипулятивного общения, при котором к партнеру относятся как к средству достижения определенных целей [1].
Под технологиями общения понимаются способы, совокупность приемов и процедур (организационных, правовых, социокультурных и
т.д.), направленных на качественное улучшение и оптимизацию всего процесса общения. Это своего рода средства управления общением, придания ему позитивного смыслового содержания.
Гендерное общение должно обязательно иметь определенное це-леполагание. Задача самих носителей общения и субъектов, так или иначе, приобщенных к процессу общения состоит в том, чтобы максимально снизить конфликтогенность в общении и перевести его в согласительное русло. В этом участникам общения помогут гендерные технологии общения. Они могут быть самыми разнообразными. Остановимся на некоторых из них.
Технология учета психологической составляющей при гендерном общении, другими словами правильное использование гендерной психологии при построении гендерного общения его субъектами.
По свидетельству психологов, у женщин и мужчин по-разному проявляются эмоции. У женщин эмоциональное начало берет верх над рациональным, поэтому при разговоре с женщиной мужчине надо учитывать возможный эмоциональный всплеск и «сто раз подумать», прежде чем сделать женщине замечание. В противном случае возможна словесная перепалка, ситуация психологического дискомфорта или конфликта. Женщина более внимательна к мелочам, деталям, у мужчин больше развито видение ситуации в целом. Чтобы не было недоразумений, надо с чувством такта обоим участникам общения вырабатывать стиль речи, где бы феномен детальности был прерогативой жен-
щин, а у мужчин в речи преобладала бы результативность, нацеленность на конечность беседы.
У мужчин в речи чаще звучат нотки тщеславия, стремления к популярности любыми путями. Это надо знать женщинам, чтобы не провоцировать мужчин на словесный конфликт.
Мужчине и женщине для построения бесконфликтных отношений имеет смысл учитывать генетическую направленность пола, его психологические особенности.
Следует заметить, что кроме гендерной психологии надо учитывать большой комплекс социальных и психологических процессов, а также культурных установок, порожденных обществом и воздействующих на поведение гендерной языковой личности.
Речевое поведение мужчин и женщин строится на базе исторически сложившихся стереотипов, зафиксированных в языке. У мужчин и женщин гендерные стереотипы различны и стратегии речевой коммуникации тоже.
Поскольку мужчины и женщины как представители социально-демографических групп принадлежат к различным статусам и выполняют различные социальные роли, то общество ждет от них определенных моделей речевого поведения, то есть дифференцированного комплекса отношений, включенных в коммуникативный акт (вербальную и невербальную информацию, пара-лингвистические факторы, место речевого акта, обстановку и т.д.)
Мужской тип коммуникации представляет собой негибкую, дина-
мичную, не ориентированную на собеседника речевую деятельность. Женский тип более ориентирован на участника общения, на нелидирую-щую роль, где мужчина чаще выбирает тему для разговора или меняет её.
Как утверждает В.А.Маслова, после проведенного ею исследования учащихся и студентов г. Витебска, для мужчин и женщин выявляется специфика образов языкового сознания.
Женщины, оценивая себя, делают акцент на внутренних, личностных качествах (утонченность, шарм, ум, изысканность, мягкость, мудрость, вежливость и т.д.), в то время как мужчины в большинстве своем оценивают женщин по внешним данным (красота, фигура, волосы, ноги, глаза и т.д.).
Женщины более критичны к мужчинам, чем сами они. Мужественность для них - не только сила, храбрость, отвага, надежность, благородство, но и жесткость, война, ложь. Подобные оценки мужественности не характерны для представлений мужчин, в ответах которых не было ни одного слова с негативной окраской, а только такие слова, как сила, достоинство, выносливость, решительность, уверенность [2]. В ходе эксперимента было выяснено, что у полов есть значительные различия образцов языкового сознания, которые необходимо учитывать при гендерном общении.
В речевом поведении женщина ориентируется на «открытый социальный престиж», на общепризнанные нормы социального речевого поведения, мужчина тяготеет к
«скрытому престижу» - к отклонению от установленных норм и правил поведения. Особенно это характерно для разговорной речи, где мужчины часто «для красного словца» употребляют нецензурные выражения, женщины используют их в своей речи значительно реже.
Можно заключить, что вопрос взаимоотношений полов важен не только при речи, но и в плотную касается социокультурных моментов, на которые должно обращать внимание общество и государство.
Другой технологией гендерно-согласительного общения должна стать процедура формирования толерантного сознания.
Как известно, гендерное общение несёт в себе всегда потенциал конфликтности, но, чтобы он не превалировал в отношениях полов, необходимо в общение ввести критерии толерантности. М.С. Мири-манова пишет: «Толерантность в общении - позиция личности зрелой, самостоятельной, имеющей собственные ценности и интересы, готовой их защищать и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей» [3]. Основными критериями толерантности в гендерном общении должны стать:
— отказ от насилия и дискриминации; позиция на равных и учет интересов другого;
— осознанное отношение к себе и противоположному полу;
— позитивные цели в общении;
— способность сохранять внутреннюю устойчивость и равновесие в трудных, проблемных ситуациях.
Во взаимодействиях полов следует придерживаться диалогического общения, то есть равноправного отношения друг к другу как к личностям. Диалогическое гендерное общение возможно лишь в случае соблюдения определённых правил:
— настроя на состояние собеседника и собственное психологическое отношение к нему;
— безоценочное восприятие противоположного пола и установка на доверие;
— ведение диалога без ссылок на авторитеты, без использования чужих мнений.
Диалогическое общение, построенное на этих правилах, призвано сглаживать проблемные ситуации и противоречия между мужчинами и женщинами.
Толерантное гендерное общение должно также содержать в себе и невербальные принципы взаимодействия. Так, невербальными проявлениями толерантности при отношениях полов должны быть: стремление к демонстрации партнеру невербального согласия с ним: кивки головой, взгляд, направленный на него и т.д.; ободряющие жесты, например улыбка; согласованность речи и жестов.
Все эти правила толерантности в гендерном общении направлены на смягчение конфликтности между полами, на преодоление коммуникативных барьеров, то есть психо-
логических препятствий на пути передачи и приёма информации между полами, вызванные гендерными стереотипами и различными стилями поведений полов вследствие социализации.
Гендерно-согласительное общение предполагает наличие у его участников толерантного сознания, которое отражается в определенных психологических характеристиках личности, стилях поведения, деятельности и взаимодействия, направленных на возвышение субъектов над собственными эгоцентристскими интересами. Толерантное сознание основывается на ряде психологических черт личности: эмпатии, которая определяется как социальная чувствительность, умение верно судить о других людях; проницательности, которая так необходима мужчинам и женщинам в их отношениях. Она характеризуется предвосхищением эмоциональных реакций и возможных действий другого человека. В качестве составляющих проницательности выделяются наблюдательность и умение анализировать. Тесно соприкасается с проницательностью сензитивность - способность предсказывать чувства, мысли и поведение других. Толерантность сознания основывается на саморегуляции психического состояния, на минимизации тревоги, которая обеспечивает сохранение поведенческого контроля в условиях деструктивных психологических воздействий.
С обретением толерантного сознания сама личность становится толерантной. Ей присущ неконфликтный стиль поведения, смяг-
чающий негативные чувства и эмоции партнера.
Толерантное сознание оказывает существенное влияние на развитие сотрудничества между полами. Оно выражается в следующем:
- в согласии, во взаимодействии в общих интересах и целях;
- в толерантности к партнеру, то есть осознание трудностей партнера, выражение сочувствия, уважения к мнению противоположного пола;
- во взаимном дополнении таких черт партнера, которыми не обладает первый участник общения, на основе совместной деятельности;
- в отказе сосредоточения или подчеркивания различий между полами, указывающих на превосходство одного над другим;
- в поддержании хорошего настроения, положительных эмоций по самым разных поводам, в выражении симпатии к партнеру.
Таким образом, толерантность -необходимое условие смягчения конфликтности между полами.
На основе вышеизложенного можно сформулировать само понятие гендерной толерантности. Это объективное и непредвзятое отношение полов друг к другу при понимании специфики каждого. В гендерной толерантности мужское и женское видение мира объединено в одно целое, они имеют полное право на сосуществование при сохранении своих особенностей.
Опыт показывает, что толерантность рождается не вдруг и не сразу по мановению волшебной палочки, это трудный и долгий путь обретения сотрудничества и взаи-
мопомощи. Обществом и государством должны прилагаться меры по воспитанию толерантности ещё со школьной скамьи. Усвоение учащимися навыков разрешения проблемных ситуаций, ведения переговоров, методов посредничества, разрешения споров и т.д. позволит научиться понимать чувства и эмоции другого, считывать невербальную информацию, справляться с напряжением, а знание основ психологии межполового общения поможет эффективно, а не деструктивно преодолевать гендерную конфликтность.
Гендерное толерантное общение должно происходить как на микроуровне, так и на мезоуровне, на уровне трудовых коллективов. На предприятиях, фирмах, в организациях, где включены в деятельный контакт как мужчины, так и женщины, должны реализовываться принципы гендерного общения, осуществляться гендерная политика.
Мужчины и женщины должны в себе воспитывать при деятельной гендерной позитивной политике того или иного предприятия андрогин-ные черты общения, конструировать некое общее нейтральное поле взаимодействия, где на первый план должны выходить профессиональные качества личности. Американский исследователь Л. Гласс формулирует несколько правил делового общения полов на работе.
Для мужчин:
1) говорить с женщиной следует, не отводя взгляда и смотря прямо на неё;
2) не надо перебивать её;
3) чаще реагировать на то, что она говорит;
4) чаще реагировать мимикой на её слова;
5) воздерживаться от приказов и команд;
6) воздерживаться от эротических шуток и высказываний;
7) чаще говорить вежливые слова;
8) не давать клятвенных обещаний и заверений;
9) сдерживать гнев и свой нрав;
10) не хвастаться.
Для женщин:
1) никогда не плакать даже при самых плохих обстоятельствах на работе;
2) не обсуждать свою или чью-либо личную жизнь;
3) не использовать ничего не значащие фразы;
4) гасить злобу и недовольство;
5) не извиняться, если не допущена ошибка;
6) быть объективной и не слишком эмоциональной;
7) следить за тем, насколько часто улыбаетесь и киваете головой;
8) говорить по существу;
9) говорить громко и уверенно
10) не принимать отказ как личную обиду [4].
Знание основ гендерного делового общения позволит избегать или быстро реагировать на недоразумения, коммуникативные барьеры и конфликты на работе между мужчинами и женщинами.
Третьей технологией гендер-ного общения является учет соци-ально-криптоционного подхода к анализу речевого поведения полов.
Системно-криптоционный (от греч.слова крипцио- потаённый, скрытный) подход образуется из системного и синергетического на основе энергоинформационного обме-
на, и с его позиции социум рассматривается как энергоинформационное пространство, представляющее собой совокупность иерархически упорядоченных взаимопроникающих и переходящих друг в друга разнокачественных социально-коммуникационных процессов.
Сущность криптоционной реальности составляет энергоинформационная среда, которая всегда наполнена определенным смыслом, так как бит информации всегда несет положительный или отрицательный коннотативный заряд. Криптоцион-ная реальность универсальна и всеобъемлюща, она пронизывает весь социум и все социальные взаимосвязи, наполняя смыслом все структуры общества. Главными её категориями являются энергия и информация, организованные системно, поэтому в социуме постоянно происходит энергоинформационный обмен, который предполагает сложный механизм принятия, использования и обработки информации, расшифровка и кодирование которой влияют на жизнь общества.
Структурным элементом крип-тоционной реальности является энергоинформационные образования - эгрегоры.
Эгрегоры как энергоинформационные образования состоят из энергий, соответствующих какому-либо образованию людей или комплексу идей, созданных и наработанных энергоинформационными усилиями людей и их информационными вложениями. Эгрегоры находятся в прямой зависимости от состояния психобиосистемы человека. От того, какого качества энер-
горезонансная система человека, будет зависеть качество эгрегоров, которые человек создает и привлекает.
Когда сталкиваются интересы хотя бы двух людей, возникает энергоинформационное образование -эгрегор конфликта, который различается по качеству и мощи. Существует мегаэгрегор конфликта как явления и эгрегор непосредственного конфликта. Эгрегоры конфликта имеют несколько отличий от всех других видов эгрегоров: обладают энергоинформационной несовместимостью (насыщены чаще всего отрицательно), для них характерна позиция накопления.
Эгрегоры гендерных конфликтов имеют определённую специфику по отношению к собственно эгрего-рам конфликта, и эта специфика обусловлена субъектами социополо-вых конфликтов. Эгрегор гендерно-го конфликта всегда тесно сопряжён с эгрегорами пола и гендера. Они и будут составлять его особенность.
Эгрегор гендерного конфликта включает в себя:
эгрегор пола, эгрегор гендера, индивидуальные эгрегоры мужчин и женщин (которые несут в себе элементы пола и гендера), эгрегор конфликта.
Происходит взаимопроникновение эгрегоров, которые при незначительном несовпадении интересов мужчин и женщин способны на когнитивном уровне воспроизвести механизмы работы определенного эгрегора гендерного конфликта или нескольких эгрегоров сразу.
На конфликтность между полами влияет также и их информацион-
но-энергетические поля. Информационно-энергетические поля полов разные, и энергообмен между ними - своего рода гомеостаз, необходимый для жизни. Поэтому от состояния информационно-энергетических систем полов будет зависеть характер их взаимоотношений. Если соединение двух полей резонансно, то взаимоотношения будут позитивными, гармоничными; если они совпадают частично или не совпадают совсем, то отношения становятся проблемными и конфликтными. Резо-нансность, в свою очередь, зависит от многих причин биологического, психологического, социокультурного характера: состояния физического и психического здоровья, окружающей природной и социальной среды, стресс-факторов, уровня сознания индивида, его ценностных ориента-ций, миропонимания и т.д.
Эгрегоры гендерных конфликтов и энергоинформационная сущность мужчин и женщин оказывают существенное влияние на причинность гендерных конфликтов с позиций социально-психологического аспекта и входят составным элементом в психологическую структуру того или иного гендерного конфликта, влияют также на динамику, на
условия протекания, на длительность и частоту гендерных конфликтов.
Зная, как с помощью энергоинформационного пространства развивается гендерный конфликт и ген-дерное конфликтное общение, можно учитывать при речевом поведении полов данный подход. При познании его сущности появится реальная возможность создавать позитивное гендерное общение, делать его максимально деятельностным, учитывая когнитивный механизм продуцирования отрицательных моментов в речевой активности субъектов общения.
Социально-криптоционный подход не конца не исследован и ждет своих сторонников-ученых для выработки реальных шагов для преодоления манипулятивного общения и конфликтов не только между полами, но и в общем между людьми.
Итак, рассмотренные нами технологии гендерного общения должны быть призваны улучшить взаимоотношения полов, как при их реальном речевом общении, так и в целом при их социокультурном и социально-экономическом развитии.
Библиографический список
1. Коростылева Н.Н. Женщина и мужчина: от конфликта к согла-сию.(Исследование гендерного конфлиектогенеза).- М.: Библионика, 2005.- С.191.
2. Маслова В.А. Лингвокультурология.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.- С.126-127
3. Мириманова М.С. Конфликтология.- М.: Издат. центр «Академия», 2003. - С.97.
4. Гласс Л. Как достичь взаимопонимания между мужчиной и женщиной.-М.: ООО «Издательство АСТ: ООО «Издательство Астрель», 2004.- С.1
The technologies of gender communication N.N. Korostylyova
The article describes some terms, such as "gender communication", "gender-conciliatory communication", "technologies of gender communication" and others. Author analyses technologies of gender communication and formulates their essences and characters.
Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации