Научная статья на тему 'Гемма с изображением Аполлона из некрополя Фанагории'

Гемма с изображением Аполлона из некрополя Фанагории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
184
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шавырина Т. Г.

The article is a publication of the bronze signetring with a gem found in a male burial ground in the south-western necropolis of Phanagoria in 1980. The gem is a typical Roman intaglio of the 2nd the early 3rd century A.D. This finding proves the prevalence of Apollo's cult in Phanagoria

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A GEM WITH APOLLO'S ENGRAVED IMAGE FROM THE NECROPOLIS OF PHANAGORIA

The article is a publication of the bronze signetring with a gem found in a male burial ground in the south-western necropolis of Phanagoria in 1980. The gem is a typical Roman intaglio of the 2nd the early 3rd century A.D. This finding proves the prevalence of Apollo's cult in Phanagoria

Текст научной работы на тему «Гемма с изображением Аполлона из некрополя Фанагории»

чено, что Зазз фанагорийской надписи КБН, 986 от 79 г. н.э. — это горгиипиец, этнический синд, переехавший в Фанагорию.

47. В подлинности вычинанного Н.П.Розановой в надписи КБН, 1003 имени 0g[Xa][io[u] уверенности нет. Вместо еще одного вычитанного ею имени — ©ифрыу, на наш взгляд, следует читать греческое имя ГШифрыу (см.: МБЭ. С. 85). Иранская этимология имени 0Lafkoy(oc) посвящения 244 г. (КБН, 1287.21) сомнительна, на что указал Л.Згу-ста (Zgusta L. Op. cit. S. 192). На наш взгляд, возможны объяснения имени на тюркской почве: Яйленко В.П. Гунно-булгары II-V вв. н.э. на Боспоре по данным эпиграфики и антропонимики. //Древности Боспора. М., 2002. Вып. 5. С. 319.

48. Публикация манумиссии: Данъшин Д.И. Фанагорийская община иудеев. //ВДИ. 1993. № 1. С. 59 сл. Levinskaya I. The Book of acts in its Diaspora setting. Grand Rapids, Carlisle, 1996. P. 231 f. (в сотрудничестве С.Р.Тохтасьевым), с нее: Heinen Н. Sklaverei im noerdlichen Schwarzmeerraum: Zum Stand der Forschung. //Fuenfzig Jahre Forschungen zur antiken Sklaverei an der Mainzer Akademie 1950-2000. Stuttgart, 2001. S. 492 f.

49. Astour M. Hellenosemitica. Leiden, 1965.

50. См., к примеру: Pape W., Benseler G.E. Woerterbuch der griechischen Eigennamen. Braunschweig, 1884. S. 1544.

51. Zgusta L. Op. cit. S. 205.

52. Оранский И.М. Иранские языки. М., 1963. С.91.

53. IOSPE, I, 128. Zgusta L. Op. cit. S. 140.

V.P. Yailenko

AN OPISTHOGRAPH FROM PHANAGORIA BEARING A BUILDING INSCRIPTION AND PHIASOS PALOS’ EPITAPH

In 1974 at Phanagoria’s central excavation site they found a limestone slab bearing inscriptions on both sides (opisthograph). The building inscription dates back to the 1st century B.C. — 1st century A.D., Palos’ epitaph, to the end of the 2nd — the 3rd century A.D. This epigraphic relic throws light on a number of important problems of Phanagoria’s history.

Т.Г.ШАВЫРИНА (Москва)

ГЕММА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ АПОЛЛОНА ИЗ НЕКРОПОЛЯ ФАНАГОРИИ

Бронзовый перстень с геммой найден в мужском захоронении 9 при исследовании юго-западного некрополя Фанагории в 1980 году. О форме оправы и способе крепления камня ничего сказать нельзя, т.к. отсыревшая бронза распалась. Камень -хризопраз овальной формы со скошенными краями размером 6x9x1 мм.

Камень представляет собой гемму с врезанным изображением мифологического персонажа. Задняя поверхность камня плоская, передняя — выпуклая. Мужчина всем телом опирается на ступню левой ноги, а правой, слегка согнутой в колене и отставленной немного назад, на пальцы ступни. Предплечье правой руки лежит на колонне, в опущенной левой — лавровая ветвь. Стоящая мужская фигура - Аполлон, атрибутами которого являются лавровая ветвь и колонна. Известна гемма с аналогичным изображением Аполлона на ясписе из Bloomington, Indiana Univ. Art. Mus.

Slg. Burton Y, Berry 64.70.26, Иногда лавровая ветвь заменяется лирой, как например на монете (АЕ. Seleukeia am Tigris Antiochos III 215-210), ж свирелью (AE, Anchialos, Gordian III 238-244 n. Chr. — Strack, a.O. 158, Nr.650,Taf.820 ), иногда 'Обеими руками бог держит за спиной накидку (Лондон, Британский музей 1923. 4.1.140). Но всегда Аполлон изображается на фоне колонны, опираясь на нее рукой, либо всем телом.

Мастер передал рельефную мускулатуру, характерную для человека, стоящего в непринужденной расслабленной позе, наклон плеч, упругие сильные ноги. Поза Аполлона характерна для скульптурного изваяния, что подчеркнуто линией, проведенной под ногами, обозначающей постамент, на котором крепилась фигура. Несомненно, изображение на гемме скопировано с греческого оригинала статуи. Качество резьбы несовершенное, особенно это заметно на исполнении объемных деталей, таких как грудная клетка, рукп, ноги, которые выполнены круглым резцом. Несо-вершенность резьбы свидетельствует, о том, что мастер, копируя античные образцы, довольствовался общим и поверхностным сходством, а отождествление вырезанной фигуры с определенным божеством достигалось им нанесением соответствующих атрибутов. Внимание мастера привлекало к себе не изображение нз гемме, а декоративная эффектность всего изделия в целом. Тем не менее резчику удалось выделить отдельными, заходящими одна на другую линиями бицепсы и трицепсы, подчеркнув этим красоту хорошо тренированного мужского тела, удалось передать в таком миниатюрном изображении величественность образа бога-заступника, бога- хранителя дорог, бога-целптеля.

Гемма относится к типичным римским инталиям II — начала III в. н.э. Ее исполнение отличается четкостью и ясностью рисунка, который помимо углубленной резьбы обыгрывается полировкой изображения и выпуклой передней поверхностью, усиливающей эффект объемности. Такие геммы использовались как печати, а также в качестве амулетов.

Одним из самых распространенных культов в Северном Причерноморье был культ Аполлона, перенесенный греками из Ионии, ибо он считался предком милетян, которые воздавали ему особые почести1. На Боспоре культ Аполлона появляется в милетских колониях с первыми поселенцами, в качестве основного полисного культа2 Аполлон выполнял роль покровителя города и переселенцев, считался их предводителем3.

В Северном Причерноморье были популярны сказания о гипербореях, посвященные Аполлону4. Гипербореи ('яерРбрекх;) в греческой мифологии — народ, живущий на крайнем севере, по ту сторону северного ветра Борея;5 (Diod. II, 47). Пиндар упоминает о гипербореях как служителях Аполлона (Pind. Pyth. X 29-47), приносящих жертвенные дары в его святилище на Делосе (Her., IV, 33-35 ), в связи с чем Аполлон, часто выступающий как божество умирающее и возрождающееся, каждые 19 лет посещает их на севере, чтобы, отдохнув и очистившись, вернуться обратно (Pind. Pyth. IV, 5;6). Главным персонажем сюжетов о гипербореях являлся, конечно, Аполлон, и эта тематика отражена в росписях на боспорских пеликах, которые изготавливались в Аттике специально для Северного Причерноморья с конца У в. до н.э.7 В Фанагории найдено немало пелик с изображением на эту тему, что свидетельствует о популярности культа Аполлона, и в свою очередь, вероятно, связано, прежде всего, с распространением общегосударственного культа Боспора на подвластные города-колонии во времена Спартокидов8. Кроме того надо учитывать, что в составе жителей Фанагории было немало милетцев9, хотя сама она являлась колонией ионийского Теоса (Ps-.Skymn. Per. 886-888; Arr., Bithyn.55(60 M), Ps.-Arr. PPE 47,Dionys. Per. 552-553).

Можно предположить, что в Фанагорию уже в VI в. до. н.э. были перенесены те культы, которые существовала в метрополии. Так, самым ранним свидетельством о культе Аполлона в Фанагории можно считать архаическую статуэтку юноши в плаще, найденную в 1953 г. на керамике, которая, по всей видимости, изображает бога Аполлона10.

Существуют свидетельства о культе Аполлона в Фанагории в IV в. до н.э. (посвятительная надпись времен Перисада I IPE, II, 345), то есть времени, когда она уже входила в состав Боспорского государства. Культ Аполлона удерживался в Фанагории долго, как показывает надпись римского времени, датируемая 123 г. н.э. (КБН 975). Факт существования культа Аполлона в немилетской колонии очень важен, особенно если учесть малое количество письменных источников по этому вопросу. Аполлон почитался под тремя эпитетами: лроот dxr|s, ’уялете, ’ laxpos (КБН 975). Аполлон яро Taxr|s — бог-заступник, бог-покровитель людей, намеревавшихся основать города на неведомой им северной земле. Второй эпитет (Soph. Trach., 209; Dem. Mid., 531), присвоенный ему как покровителю тех, кто входит в дом и выходит из него. Его символические изображения в виде конического каменного столба, устанавливали перед дверью дома, ибо оно охраняло дом от зла (Aristoph., Yespae, 870). Вероятно, колонна и есть изображение Аполлона и являлась религиозным символом до тех пор, пока не была сооружена статуя, послужившая оригиналом для стоящей фигуры. Изображение Аполлона, опиравшегося на колонну локтем, либо всем телом, встречается на монетах, например, ольвийских11 и пантикапейских с конца V в. до н.э.,12 что может свидетельствовать, как нам кажется, о появлении скульптур бога в первой половине VI в. до н.э., но не позже начала V в. до н.э., одновременно с распространением культа Аполлона Врача на Боспоре.13

Эпитет ’Ay'uiZ'us означает еще покровитель дорог, хранитель путей.

Первое литературное упоминание о странах крайнего севера, о мрачном крае света, за которым находился вход в царство мертвых, встречается у Гомера (Нот. Od., X. 84- 86 ). Это может свидетельствовать об очень древних связях между севером и Грецней, хотя, по-видимому, Черное море грекам не было хорошо известно до того времени, как они начали колонизацию его берегов, и первыми ш них были мплетяне. По сообщению Геродота, существовала единственная дорога на север из Греции, которая шла из известнейшего религиозного центра Дедона через Эпир к Адриатическому морю. (Her. IV, 33-35). Вероятно, по этой причине Аполлону были присвоены функции бога-покровнтеля дорог.

Третий эпитет связан с Аполлоном Врачом ( ’ 1т|трбз). н посвящения ему считались самыми распространенными (Aristoph., Aves. 58). Согласно надписям, эпитет " lnxpcSs чаще встречается в Пантикапее (КБН. 6, 10, 25, 1037, 1044), чем в других городах Северного Причерноморья; не менее популярен н в Фанагории (КБН. 974).

Посвящение (КБН. 25) относится ко времени правления Спартока III, когда культ Аполлона Врача пользовался особым покровительством спартокидов14. На монументе из Керчп изображен 5oi. .опирающийся на колонну, в опущенной левой руке длинная лавровая ветвь.15 Лавр (Daphne) обладает острым ароматом, свойством

одурманивания (постоянно жующие лавр оргаистические менады, служившие богине Дафойне). По религиозным представлениям древних греков, лавр по своим природным свойствам мог наделить прорицателей способностью познать тайное. Отсюда Аполлон — Дафний, т.е. лавровый, «прорицающий из лавра» (Hymn. Нот. II, 215). Намек на то, что на гемме изображен Аполлон — Врач содержится и в самом камне: зеленовато — яблочном хризопразе; по мнению греческого врача Клавдия Галена, все зеленые камни, носимые на теле, помогают желудку и пищеводу16.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы: 1) колонна является атрибутом Аполлона и ПроотХтгц; и ’AymE'uq, а лавровая ветвь — атрибут Аполлона ’1г|тр6<; 2) хотя эпитеты разные, но фактически имеют одинаковые функции. Аполлон Простат почитался как защитник от всякого вообще несчастья или бедствия: он бог-спаситель на море, от житейских бед, от военных опасностей17. К тому же Аполлон Простат является «хранителем здоровья»: эти слова дельфийского оракула отражены афинским политическим деятелем Демосфеном в речи 52 «Корпуса».

Следовательно, функции Аполлона Простата напоминают медицинские функции Аполлона Врача: первый только охраняет здоровье, ограждая его от вредных влияний, Аполлон Врач врачует болезни. Несомненно, Аполлон представляет три образа бога в одной божественной субстанции, нередко сохраняя отдельные свои архаические черты до конца античности18. Подобное смешение атрибутов встречается нередко, что связано, вероятно, с широким распространением этих культов на Северном Причерноморье.

Необыкновенную популярность в Северном Причерноморье культа Аполлона, особенно Аполлона Врача, вероятно, можно объяснить его происхождением. Аполлон родился там, где никогда не светило солнце, а именно под землей19. С этой точки зрения Северное Причерноморье, как мрачнейший край света, где находился вход в царство мертвых, как нельзя лучше подходило для поклонения Аполлону. Аполлон часто выступает в качестве божества, снисходящего в Аид (Plut. De def. or. 21). С фактом рождения Аполлона под землей связан самый ранний его эпитет - Аполлон Сминфей («Мышиный Аполлон»)20. С мышами связывали болезни и излечение от болезней, поэтому греки поклонялись Аполлону как богу - врачевателю и прорицателю, мышь была прорицательницей, к которой обращались за прорицанием в святилище Великой богини21. Позднее стали говорить, что Аполлон родился на Делосе между оливой и финиковой пальмой (Aristoph., Aves 870).

Культ Аполлона на Боспоре достиг наивысшего расцвета в период правления императора Августа, считавшего его своим богом-хранителем. (Сл. Ант., 1992, с. 41).

Как нам кажется, заслуживает особого описания голова Аполлона. Мастер вырезал голову без скуловых костей, поэтому она напоминает голову большой птицы, в связи с Аполлоном это может быть только сокол. Часто мастера изображали сокола в виде стилизованной головы и левого глаза, что также присутствует на описываемой гемме. Так изображалось египетское божество неба и солнца ГОР, воплощенное в соколе (Horus — лат. — высота, небо ). Древние авторы отождествляли Аполлона с Гором, считая его сыном Осириса-Диониса и Изиды-Деметры (Herod. II, 156)22. Аполлон связывался своим рождением и с такими существами как Пан и Силен, выступая в качестве божества умирающего и возрождающегося очистившимся23, что ярко проявилось в мифе о гипербореях24. Древний культ Бога солнца (Herod., I, 216) в греко-римскую эпоху находит свое продолжение и отражение в культе бога солнца и света Аполлона. Аполлону, как и Г ору, поклоняются как солнцу, воспевая живительные свойства его лучей-стрел, являющихся атрибутом Аполлона-Врача; стрелы-лучи могут защищать, например, троянцев (Нот. Od., II. 1 43-53; XVI, 789-795), но в то же время они орудия убийства (Hom.Od., ХУ, 405-411; 11., ХХ1У, 758-759.). Стрела в данном случае — хтонический символ и фетиш, в котором соединились разнообразные представления о животворящих лучах солнца, и она же орудие уничтожения25. С этой точки зрения интересна гемма из Британского музея, на ко-

торой голова Аполлона увенчана диадемой, состоящей из лучей-стрел.26 Аполлону близко скифское божество Гойтосир - тоже солнечный бог и стрелок27 и местное солярное божество, названное греками Ахиллом Понтархом28. На Азиатском Боспо-ре широко распространен был культ Афродиты Урании и Апатуры, считавшихся вооруженными защитницами общины. Выполняя защитные функции, они приравнивались тем самым к культу Аполлона Врача29. Гиперборейскому Аполлону соответствует египетский Гор, ибо обоим приносили в жертву диких ослов (Plut., De Iside et Osiride, 372 В). Египтяне и гипербореи жертву приносили в день летнего или зимнего солнцестояния (Plut., De Iside et Osiride, 377 С)30.

Все названные божества входили в северочерноморский пантеон и почитание их возросло в греко-римский период в связи с расширением мистерий Изиды (Сл. Ан., 1992, с. 148-149). Таким образом, исследуемая гемма лишний раз подтвердила наличие культа Аполлона в римское время в Фанагории.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., 1992. С. 57.

2. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. С. 457.

3. Там же. С. 458.

4. Лосев А.Ф. Ук. соч. С. 402-403; Онайко Н.А. Аполлон Гиперборейский //История и культура античного мира. М., 1977. С. 153-160.

5. Мифы народов мира. М., 1988. II. С. 304; Словарь античности. М., 1992. С. 141; Лосев А.Ф. Ук. соч. С. 404.

6. Лосев А.Ф. Ук. соч. С. 356.

7. Онайко Н.А. Ук. соч. С. 158.

8. Сударев Н.И. ДБ 2. 1999. С. 217.

9. Кобылша М.М. 1956.

10. Кобылина М.М. 1956. С. 97.

11. Номер 135 по Берлинскому каталогу (ольвийская коллекция из 146 монет, хранящаяся в Берлинском музее).

12. Зограф А.Н. Античные монеты //МИА. 16. 1951. Табл. LX, 20; Шелов Д.Б. Монетное дело Боспора VII-II вв. до н.э., М., 1956. Табл. V, 55,

13. Сударев Н.И. ДБ 2. 1999. С. 216.

14. Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство. M-JL, 1949. С. 162-164; Сударев Н.И. ДБ 2. 1999. С. 213.

15. Monuments et memoires, Fond. Piot, tome 2, 57-59, pi. VII.

16. Bonner C. 1950. P. 54.

17. Виноградов Ю.Г., Русяева А. С. Культ Аполлона и календарь в Ольвии //Исследования по античной археологии Северного Причерноморья. Киев, 1980. С. 30-31.

18. Бауэр В., Дюмоц И., Головин С. Энциклопедия символов. М., 1995. С. 134.

19. Лосев А.Ф. Ук. соч. С. 363].

20. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. С. 158.

21. Там же. С. 39.

22. Лосев А.Ф. Ук. соч. С. 355.

23. Там же. С. 356.

24. Там же. С. 402-403.

25. Там же. С. 410.

26. Лондон, Британский музей 1923; LIMC II, 2р. 191.

27. Граков Б.Н. Скифы. М., 1971. С. 83.

28. Блаватский В.Д. Архаический Боспор //МИА, 1954. 33. С. 11 сл.

29. Сокольский Н.И. Святилище Афродиты в Кепах//СА, 1964. №4. С. 101-118; Сокольский Н.И. Культ Афродиты в Кепах в конце VI-V вв. до н.э. //ВДИ. 1973 №4. С. 88-92.

30. Лосев А.Ф. Ук. соч. С. 402 сл.

T. G. Shavyrina

A GEM WITH APOLLO’S ENGRAVED IMAGE FROM THE NECROPOLIS OF PHANAGORIA

The article is a publication of the bronze signetring with a gem found in a male burial ground in the south-western necropolis of Phanagoria in 1980. The gem is a typical Roman intaglio of the 2nd — the early 3rd century A.D. This finding proves the prevalence of Apollo’s cult in Phanagoria.

Ю.В.ГОРЛОВ, А.В.ПОРОТОВ, Т.А.ЯНИНА (Москва),

Э. ФУАШ, К. МЮЛЛЕР (Париж)

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ НА ТАМАНСКОМ ПОЛУСТРОВЕ В ПЕРИОД ГРЕЧЕСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ*

ВВЕДЕНИЕ

Изучение палеогеографического развития побережья Керченско-Таманского района за последние три-четыре тыс. лет представляет самостоятельный интерес для решения некоторых вопросов исторической географии Северного Причерноморья в античную и средневековую эпохи. Неполнота сохранившихся письменных источников порождает неоднозначные историко-географические реконструкции ландшафт-но-геоморфологического облика Таманского полуострова, которые выступают в качестве основы локализации древнегреческих колоний, палеотопонимов и палеогидронимов, известных из античной письменной традиции, боспорской эпиграфики и нумизматики. Это привело к тому, что до настоящего времени господствуют представления, в основе которых лежит идея, высказанная Ф.Дюбуа де Монпере,1 в соответствии с которой современный Таманский полуостров в древности представлял собой ряд островов, разделенных протоками Кубани, которые со временем оказались заполненными речными наносами, вулканической грязью и т.д. При этом, Таманский залив идентифицируется большинством современных исследователей с Ко-рокондамитским озером, которое упоминается Страбоном (XI, 2,9) и Псевдо-Арри-аном (64-66). Согласно первому, в это озеро впадал рукав реки Антикит, которая рассматривается в качестве одного из русел древней Кубани. Эта интерпретация информации древних авторов послужила основанием для локализации Короконда-мы, Гермонассы. Фанагории и Кеп, которая до настоящего времени пока носит условный характер. Предпринятая недавно попытка В.Г.Зубарева пересмотреть устоявшуюся локализацию населенных пунктов и идентификацию палеогидронимов азиатской части Боспорского государства2 породила новые проблемы и противоречия, одной из причин которых, как нам представляется, является использование традиционной палеогеографической схемы палеотопографии полуострова в античную эпоху.

* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (гранты 00-05-96024, 1-05-64131, 01-06-80158).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.