Научная статья на тему 'Газетная кампания в Великобритании по вопросам армии и флота накануне первой мировой войны'

Газетная кампания в Великобритании по вопросам армии и флота накануне первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
482
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / НОРТКЛИФФ / ФЛОТ / АРМИЯ / ПРЕССА / GREAT BRITAIN / NORTHCLIFFE / DAILY MAIL / FLEET / ARMY / PRESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Селиверстов Д. М.

В статье рассматривается взаимодействие политической власти Великобритании и влиятельных газет по вопросу реформирования военно-морского флота и подготовки вооружённых сил к возможному конфликту в свете надвигавшейся опасности германской агрессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEWSPAPER CAMPAIGN IN THE UNITED KINGDOM FOR THE ARMY AND NAVY ON THE EVE OF THE FIRST WORLD WAR

In article interaction of the political power of Great Britain and influential newspapers concerning reforming of navy and preparation of armed forces for the possible conflict in the light of the approaching danger of the German aggression is considered.

Текст научной работы на тему «Газетная кампания в Великобритании по вопросам армии и флота накануне первой мировой войны»

УДК 94(410+100)"1914/19"

ГАЗЕТНАЯ КАМПАНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ ПО ВОПРОСАМ АРМИИ И ФЛОТА НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

Д.М. Селиверстов

В статье рассматривается взаимодействие политической власти Великобритании и влиятельных газет по вопросу реформирования военно-морского флота и подготовки вооружённых сил к возможному конфликту в свете надвигавшейся опасности германской агрессии.

Ключевые слова: Великобритания, Нортклифф, Daily Mail, флот, армия, пресса.

Когда Первая Мировая война действительно угрожала, в июле 1914 г., общественное мнение в Великобритании было разделено. Газета «Times» призывала Британию вмешаться в войну, аргументируя это так: «Недостаточно поместить цивилизацию под наши стандарты; мы должны бороться за них, или наши стандарты и наша цивилизация, в конечном счете, исчезнут. У мира нет большего врага, чем доктрина, на которой базируется Австро-венгерское государство при поддержке Германии» [1].

В начале XX века, внешнеполитический приоритет Великобритании повернулся в сторону Германии, как одного из главных соперников на мировой арене. Не только промышленный рост пугал англичан. Более важным фактором была возрастающая немецкая военно-морская мощь. Тревога политиков, о положении Великобритании в мире усилилась и сосредоточилась на британском оборонном положении, в частности ее готовности вести войну. Война рассматривалась не только как необходимый, но и как неизбежный метод решения международной конкуренции [2, р.6].

Особую роль в начале XX века стали играть средства массовой информации. Это был золотой век газеты, рассчитанной на расширяющуюся прослойку образованного, политически активного населения. Наиболее ярким представителем владельцев средств массовой информации был медиамагнат Альфред Хармсуорт, к этому моменту уже получивший титул барона Нортклиффа и известный как непреклонный германофоб. В отличие от других изданий, в целом придерживающихся линии той или иной партии, газеты его империи - прежде всего «Daily Mail»1 и «Times» -следовали политическому курсу самого Нортклиффа, стремящегося быть самостоятельный субъектом в британской политике [3, p.55].

«Daily Mail» создавала неблагоприятный имидж Германии, как неизбежного врага Британии. В 1896 г. на ее страницах утверждался принцип: «Основа современной Германии - милитаризм». Это создавало стереотип зловещего, враждебного варвара - немца. В 1897 г. Джордж Стивенс, один из работников газеты, был уполномочен написать шестнадцать рассказов очевидцев с провокационным названием «Под Железной Пяткой». Уже в первом он предупреждал: «Германия будет держать свои руки, свободными имея дело с нами. Давайте не совершать ошибку. В следующие десять лет устремите свой взор на Германию» [4].

В 1900 г. Нортклифф, писал Р.Д. Блуменфилду, редактору консервативного «Daily Express»: «Моя собственная точка зрения - такова, что немцы собрались определенно и безвозвратно вести войну с остальной частью Европы, и мы должны будем принять в ней участие» [5, p.252].

Кампания по укреплению британских интересов сконцентрировалась на критике организации армии и военно-морского флота. Военно-морской флот, от которого традиционно зависела защита британских интересов, пробудил самые большие споры. Но в начале века, внимание сосредоточилось некоторое время на том, что, как полагали, находилось в более опасном состоянии - армия.

В 1906 году в Британии был основан «Союз за всеобщую воинскую повинность», главой которого стал известным военачальник викторианской эпохи фельдмаршал лорд Робертсом. Свобода от воинской повинности, как считалось, в то время была одной из древних привилегий британской расы. Большинство либералов, все члены лейбористской партии и некоторые консерваторы полагали, что обязательная воинская повинность, за которую выступал Робертс и его союз, будет высшим безумством и это свяжет страну цепями милитаризма.

Лорд Нортклифф, поддерживая Робертса, начал кампанию за воинскую повинность в «Daily Mail» в 1907 г. Это была заключительная часть другого предприятия газеты - публикации в предыдущем году «паникерского» рассказа Уильяма Ле Кё, «Вторжение 1910». Этот рассказ был графическим чертежом немецкого вторжения, созданного в мельчайших деталях с помощью лорда Робертса и военно-морского эксперта «Daily Mail», Х. В. Уилсона. Эта публикация решала некоторые задачи. Во-первых, удалось показать, какие ужасными методами будет пользоваться Германия в случае войны. Во-вторых, это развило легенду о вездесущем немецком шпионе. Ле Кё утверждал, что вторжение стало возможным посредством существования в Великобритании немецкой гражданской армии, мужчины, которые, служат в немецкой армии, приехали в Англию и получили работу официантов, клерков, пекарей, парикмахеров и частных слуг, которые были верны присяге своему отечеству (Германии), а служили в Британии в качестве шпионов. Шпионские истории были беспроигрышным вариантом: наличие конкретного внешнего врага, который может стать внутренним, игра на патриотических чувствах британцев, связанных с положением их страны на международной арене, колониями и флотом. Покушение на британские святыни -морское, торговое и колониальное доминирование в мире — воспринималось очень болезненно представителями любого социального строя. Эту легенду продолжили использовать и в войну, она стала плодотворной темой для пропагандистской кампании, которая идентифицировала всех иностранцев как шпионов и предателей, делая их «козлами отпущения» [2, p. 10].

1 Основанная в 1896 г., имела успех благодаря низкой цене и содержанию понятному и интересному простому обывателю.

В 1912 лорд Робертс произнес речь в Манчестере, в которой он обвинил либеральную партию в бездействии, вызвавшим ухудшение отношений между Англией и Германией. В ней Робертс утверждал, что воинская повинность была «единственным спасением этой страны и этой Империи, - он утверждал, - что Германия начнет войну в тот момент, когда немецкие войска на суше и море, будут иметь превосходство, и уверенность в победе... Германия ударит, когда час Германии пробьёт! (Манчестер, 22 октября 1912)» [2, p. 18].

Число консервативных сторонников лорда Робертса в парламенте, постоянно увеличивалось, вплоть до начала войны. Однако воинская повинность не была введена до 1916 г. Когда война продолжилась после Рождества 1914 года (а многие полагали, что она к этому времени уже закончится), и победа была слишком далека, довоенная кампания лорда Робертса была восстановлена. Она заложила основу для кампании за всеобщую воинскую повинность 1915 г. [2, р.20].

Споры велись и в отношении морского вопроса. Немецкие морские Законы 1898 г. и 1900г., которые начали военно-морское расширение Германии, были отмечены в Великобритании, особенно теми, кто боялся, что немецкая программа в целом опрокинет существующий баланс военно-морской власти. Это наблюдение позволило ускорить план по увеличению военно-морской эффективность Британии а, к 1904, Адмиралтейство начало концентрировать флот в северных водах.

Важное событие, произошло при адмирале сэре Джоне Фишере, которого назначили первым Лордом Адмиралтейства в 1904 г., началось строительство Дредноута. Это дало Великобритании качественное, а также количественное превосходство по отношению к ее конкурентам, т.к. британские линкоры уже устарели.

На выборах 1906 г. года либеральная партия получила большинство, и выдвинуло требование о сокращении расходов на вооружение. Но, в 1906-7 гг., когда британское правительство уменьшило военно-морские расходы, немцы увеличили их. В январе 1908 вышел новый военно-морской закон Германии, который ускорил дальнейшее расширение и развитие немецкой программы строительства флота. Это дало новый импульс для гонки вооружений по всей Европе.

Главным образом для консерваторов, которые боялись, что Великобритания постоянно теряла своё военно-морское лидерство, немецкая программа, сигнализировала о новом периоде деятельности. Консерваторы, и особенно лорд Нортклифф, использовали эти факты морской гонки, чтобы выдвинуть на первый план угрозу со стороны Германии. В апреле 1907 г. На страницах «Daily Mail» появилось следующее сообщение: «Все красивые слова в мире не смогут замаскировать факта, что военно-морская гонка между Англией и Германией возрастает, и что Германия строит большой флот для того, чтобы встретиться с британским флотом в море. И это,- утверждал Нортклифф, - было частью подготовки Германии к войне с Великобританией и возможной немецкой гегемонией в Европе» [6]. В этом заявлении была какая-то истина, хотя оно упрощало реальные политические сложности.

Адмирал фон Тирпиц, человек, который расширил немецкий военно-морской флот, представил на рассмотрение в 1897 г. секретный меморандум об увеличении военно-морского флота Германии. Он утверждал, что для Германии самый опасный военно-морской враг в настоящее время - Англия. Основной целью Германии в это время была имперская и торговая экспансия. Это неизбежно привело к спорам, в первую очередь с Великобританией. Военно-морской флот Германии имел определённые претензии на мировое господство. Это был также политический инструмент и рычаг, который будет использоваться против Великобритании. «Германия, - верил Тирпиц, - не может ожидать честной игры от Великобритании, главная сила немецкого расширения, это военно-морской флот Германии, который может соответствовать британскому. Только через баланс военно-морской власти Германия может отстаивать свои права к расширению» [7, р.28]. В 1900 г. Тирпиц объявил, что немецкий военно-морской флот должен решить наиболее трудную задачу: «военно-морское сражение с Великобританией в Северном море». «Наш флот, - утверждал, канцлер Германии, фон Бюлов, - должен быть построен с оглядкой на английскую военно-морскую политику» [8, р. 172]. Аргументы в пользу великого флота были поддержаны немецкими националистами, пангерманской и морской лигами и всеми, кто согласился с речью фон Бюлова, которая заключалась в том, должна ли Германия быть «молотком или наковальней» в мировой политике. «Если Германия не будет владеть сильным флотом, она останется без колоний к концу двадцатого века, и без колониального имущества она задохнется на своей небольшой территории или будет уничтожена большими мировыми державами»[7, р.29].

Для Вильгельма II, кайзера Германии, многочисленный военно-морского флот давал возможность укрепить свою власть: «Чтобы восстановить патриотизм классов и заполнить их снова лояльностью, и любовью к Императору и Рейху» [7, р.31], другими словами, объединить правые силы против возрастающего влияния социал-демократии. В 1900 г. он заявил: «Я непоколебимо выполню задачу реорганизации Моего военно-морского флота так, чтобы он соответствовал международному уровню, и чтобы он смог завоевать для немецкого Рейха то место, которое он заслуживает» [7, р.44].

Речь кайзера о немецких амбициях только возмутила лидеров общественного мнения в Великобритании, которые были убеждены в угрозе войны с Германией. Его слова произнесенные, в 1904 г., о том, чтобы быть «Адмиралом Атлантики» укрепили идею «о месте Германии под солнце». Всем было совершенно ясно, что оба этих стремления могли быть достигнуты только за счет победоносной войны над Великобританией. Марокканский кризис 1905 года, когда Германия бросила прямой вызов союзнику Британии - Франции, в Марокко, был воспринят как предвестник будущей германской колониальной тактики, и интерпретировался как откровенное «бряцание оружием».

Лорд Нортклифф, основываясь на информации от своих корреспондентов в Европе, ясно видел угрозу для Великобритании и решил предупредить страну об опасности. Его самый влиятельный союзник был новый редактор «The Observer», Дж. Л. Гарвин. Публикуясь под псевдонимом «Calchas» в «Daily Telegraph», он пробудил гнев Вильгельма II, в своих враждебных статях о Германии, которые были отмечены кайзером как: «самая неслыханная и бесстыдная ложь против Германии, и клевета против меня» [9, р.19].

Дружеские отношения Гарвина с адмиралом 'Джекки' Фишером были таковы, что адмирал регулярно предоставлял ему строго секретные документы адмиралтейства. Это работало как на Фишера, так и на Гарвина. Фишер находился в политической изоляции не только со стороны либералов, которые ратовали за сокращение расходов на вооружение, но также и группы адмиралтейства, во главе с лордом Бересфордом, который выступил против программы строительства дредноутов, предложенной Фишером.

Гарвин, получив от Фишера полные детали споров о морской программе, прежде чем они были рассмотрены в правительстве и написал большую статью от 2 февраля 1908 г. под заголовком: «Военно-морской флот и страна, адмиралтейство и немецкая угроза». Эта статья, во-первых предупредила немцев относительно опасности военно-морской гонки, и во-вторых полностью поддержала проект Фишера, приведя доводы в пользу продолжения программы по строительству дредноутов. Правительство и адмиралтейство высказали свое негодование этой публикации, но статья Гарвина уже дала свой результат. Она поставила перед страной главный вопрос внутренней угрозы военно-морскому флоту (со стороны адмиралтейства и правительства) и о внешней угрозе исходящей из Германии [9, p.16].

Реакция либералов не заставила себя долго ждать. В марте 1908 г. представитель либералов, промышленник сэр Джон Браннер обвинил газеты Нортклиффа и «The Observer» Гарвина в «воспламенении» англо-немецких отношений, исключительно для получения прибыли. Он утверждал: «Очень значительная часть нашей прессы в течение многих лет, нападала на Германию. У нас слишком много газет, и цель их соревнования, состоит в том, чтобы быть замеченными ежедневно, и не важно, какими недостойными способами это осуществляется... Они живут сенсациями и волнениями общества, чем больше сенсаций, тем больше прибыли, они получают, это - люди, которые должны возместить наши убытки... Я возражаю против торговли правительственными сенсациями...» [9, p. 147]. А Нортклиффа обвинили не только в том, что он политический разбойник, торгующий сенсациями, но и «враг человеческого рода».

Однако, не смотря на эти заявления популярность статьи Гарвина среди населения Великобритании зашкаливала. «Daily Mail» последовательно поддерживала «The Observer». В 1909 г. Гарвин сообщил Нортклиффу: 'Подробные данные ясно показывают, что наша военно-морская кампания, увеличила оборот газет на три пятых с января 1908 г.» [9, p.148]. Агитация проводимая печатью по вопросу строительства дредноутов дала результаты в марте 1909 г..

Скорость строительства немецкого флота, побудила адмиралтейство, в 1909 году, требовать шесть новых дредноутов, чтобы сохранить британское превосходство. Мнение правительства на этот счет разделились. Р. Маккенна, первый лорд Адмиралтейства, либерал и сторонник империализма, был против радикальной группировки во главе с Черчиллем и Ллойдом Джорджем, который выступали за сокращение расходов на вооружение и увеличение программы социальных реформ.

Споры начались во время парламентских дебатов, когда Маккенна признал, что правительство недооценило скорость немецкого военно-морского строительства. Возмущение, выразила оппозиция, которая считала, что это только повод, чтобы насолить либералам и указать на их несостоятельность. Для консерваторов и Нортклиффа это была возможность снова напомнить о немецкой угрозе. Конфликт возобновился с новой силой, когда адмиралтейство потребовало восемь новых кораблей [2, p.16].

21 марта 1909 г. Гарвин надавил на эту проблему. Он призвал своих читателей: «настаивать на восьми кораблях, целых восемь и ничего, кроме восьми, а за ними последуют еще, и вместе мы сможем сломать любого человека или фракцию, которая стоит у нас на пути» [2, p.17]. «Daily Mail» от 17 марта 1909 г. заявила: «Для Англии, нет ничего между морским превосходством и крушением... Наше морское превосходство находится в опасности»[10]. Эти заявления разожгли споры в Парламенте с новой силой . Лозунг «Мы хотим восемь, и Мы не будем ждать», стал призывом к сплочению нации.

Идея создания «Восьми» кораблей была рассмотрена парламентским военно-морским комитетом, под председательством сэра Эдварда Теннанта, и морской Лигой. За пределами парламента, группы, так же занимающиеся вопросом военно-морского флота: военно-морская лига, Лондонская торговая палата, военно-морской и военный комитет города Лондона под председательством Лорда Робертса, в течение недели проводили встречи, чтобы оказать давление на проект «Восьми». Морская Лига, 22 марта, объявила о проведении встреч по всей стране, чтобы подчеркнуть важность большой программы судостроения и призвать правительство принять все возможные меры для обеспечения безопасности страны.

Взгляды либералов высказал сэр Джон Браннер: «С учетом наших устоявшихся и продолжительных дружественных отношений с иностранными державами, и в настоящее время, бремя расходов на вооружение, любое увеличение военно-морской сметы нецелесообразно» [11].

20 марта «Times», «Daily Mail» и «The Observer», с подачи Нортклиффа, выступили с предупреждением что: «Никогда в истории страны, морская власть которой - предмет зависти всего мира, не предавалась такому презренному припадку истерии, чем сейчас... Такое соперничество (морская гонка с Германией), в течение еще трех лет, может только способствовать неизбежной войне» [12].

Газета «Daily Mail» в декабре 1909 г. опубликовала серию выступлений Р. Блэчфорда, бывшего сержанта и владельца социалистической «Clarion». Они были нацелены показать либеральному правительству опасность немецкой угрозы [13 p.183]. В первом выступлении Блэчфорд объяснил: «Эти публикации, необходимы, поэтому я потому, что Германия сознательно готовится разрушить Британскую империю; и потому, что я знаю, мы не готовы защищаться от внезапного нападения» [14]. Как доказательства его утверждений, в следующие недели он вел хронику роста военно-морского флота Германии, говоря о ее угрозе для мировых держав через «силу оружия» и о ее возможном нападении, без предупреждения. «Великобритания будет следующей целью Германии. Британцы интересуются иностранными делами больше, нежели военными вопросами. Они не хотят беспокоиться, они не хотят видеть, они не хотят бороться. А британское правительство боится сказать своим людям правду» [15], - утверждал Блэчфорд.

Вскоре, правительство пришло к согласию по программе «Восьми». Агитация прошла успешна. Уинстон Черчилль, комментируя эти события заметил: «Подлинная тревога по всей стране, заставила впервые признать реальность немецкой угрозы» [16, p.39].

Кампания в печати против Германии продолжалась вплоть до внезапного начала войны. Она была усилена Агадирским кризисом 1911 г.. Германия, потерпевшая поражение во время Танжерского кризиса 1905—1906 гг., отправила в марокканский Агадир канонерскую лодку «Пантера», а 1 июля 1911 г., объявила о своём намерении

обустроить там военно-морскую базу. Бросок «Пантеры» вызвал переполох во Франции, поставив её на грань войны с Германией. Это вызвало острое беспокойство о намерениях Германии даже среди прежних лидеров пацифистов, Ллойда Джорджа и Черчилля. Черчилль прокомментировал эту ситуацию так: «Для Европы это бы сигнал тревоги, от чего она начала дрожать» [16, р.42].

Пресса продолжала изображать Германию как страну, которая хотела войны и гегемонии в Европе. Скрытое чувство, что война была неизбежна все более и более, проникало через прессу, которая утверждала, что столкновение интересов между Германией и другими европейскими странами, включая Великобританию, неизбежна. Военная и морская мощь Германии должна была вызвать тревогу не только у Великобритании, но и у всей «старушки» Европы.

In article interaction of the political power of Great Britain and influential newspapers concerning reforming of navy and preparation of armed forces for the possible conflict in the light of the approaching danger of the German aggression is considered. Key words: Great Britain, Northcliffe, Daily Mail, fleet, army, press.

Список литературы

1. The Times, 1 August 1914.

2. Haste Cate, Keep the Home Fires Burning: Propaganda in the First World War. London: Allen Lane, 1977.

3. Taylor A.J.P. English History 1914-1945. London: Pelican, 1970.

4. Daily Mail, 24 September 1897.

5. Reginald Pound and Geoffrey Harmsworthss, Northcliffe. London: Cassell, 1959.

6. Daily Mail, 24 April 1907.

7. Berghahn V.R. German and the Approach of War in 1914. St. Martin's Press, London 1993.

8. Martin L.W. «The navy race begins», purnell History of the 20 century, no. 7. 2001.

9. Gollin, A.M. The Observer and J.L. Garvin 1908-1914 : A Study in a Great Editorship. London : Oxford University Press, 1960.

10. Daily Mail, 17 March 1909.

11. Daily Mail, 16 March 1909.

12. Daily Mail, 20 March 1909.

13. Thompson, J. Lee. Politicians, the press, and propaganda: Lord Northcliffe and the Great War, 1914-1919. Kent, OH: Kent State University Press. 1999.

14. Daily Mail, 13 December 1909.

15. Daily Mail, 18 December 1909.

16. Winston S. Churchill, The World Crisis. London. 2005.

Об авторе

Селиверстов Д.М. - аспирант кафедры всеобщей истории, международных отношений и международного права Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, dmseliverstov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.