УДК 94(420)«1901/1910»- 332 A.A. ТЕНИЧЕНКО
аспирант, кафедра всеобщей истории, Орловский государственный университет E-mail: zaratustra612@yandex.ru
UDC 94(420)«1901/1910»- 332
A.A. TENICHENKO
Graduate student, Department of General History, Orel
State University E-mail: zaratustra612@yandex.ru
ДЕБАТЫ В БРИТАНСКОМ ПАРЛАМЕНТЕ ПРИ ПРИНЯТИИ МОРСКОГО БЮДЖЕТА 1909-1910 ГГ.
THE DEBATE IN THE BRITISH PARLIAMENT IN ADOPTION OF THE NAVAL BUDGET 1909-1910
Статья посвящена проблемам одного из главных моментов англо-германского морского соперничества -«морской панике» 1909 г. В статье анализируются аспекты принятия британским парламентом морского бюджета 1909-1910 гг., а также позиции различных британских партий по этому вопросу.
Ключевые слова: гонка вооружений, морская паника, дредноут, морской бюджет, британское Адмиралтейство.
The article is dedicated to one of the most important moments of Anglo-German naval rivalry - the "naval panic" of1909. The aspects of naval budget 1909-1910 approbation by the British parliament and positions of different British political parties on that matter are analyzed in the research paper.
Keywords: arms race, naval panic, Dreadnought, naval budget, British Admiralty.
В 2014 году исполняется сто лет с момента начала Первой мировой войны 1914-1918 гг. И по мере приближения этой печальной даты интерес к причинам той далекой войны возрастает как в нашей стране, так и за рубежом. Рассматривая причины Первой мировой войны, трудно обойти вниманием такой аспект международных отношений тех лет, как англо-германское военно-морское соперничество. Зародившись как локальный вопрос отношений между двумя странами, оно быстро превратилось в проблему общеевропейского характера.
Одним из центральных событий англо-германского морского соперничества стала мартовская паника 1909 года. Связано данное событие было с досрочной закладкой в Германии двух линкоров-дредноутов. Став известным, данный факт вызвал настоящую панику в британских правящих кругах и обществе. Своего апогея кризис достиг в марте 1909 года, когда начались дебаты в британском парламенте по морскому бюджету 1909-1910 финансового года. Англия и Германия оказались на пороге войны.
Слушания в британском парламента по вопросам принятия морского бюджета начались в марте 1909 года. Правительство запросило 35 142 700 фунтов стерлингов, что было на 2 823 200 больше морского бюджета прошлого финансового года [1, 32]. На судостроение планировалось потратить 8 885 194 против 7 545 202 фунтов стерлингов прошлого года. На 1909/1910 гг. планировалось заложить 4 дредноута, 6 бронепалубных крейсеров и 20 эсминцев. Кроме того, правительство выговорило себе право, в случае надобности, в течение 1909/1910 гг. сделать все приготовления для одновременной закладки 4 дредноутов, сверх тех, которые уже внесены в программу. В случае закладки
этих кораблей они должны быть готовы к марту 1912 г. [1, 32]. В ходе слушаний Первый Лорд Адмиралтейства Р. МакКенна заявил, что 4 германских дредноута программы 1908/1909 г. будут готовы не в февралю 1911 г., а к осени 1910 г. Кроме того, МакКенна заявил, что немцы готовят материалы и механизмы для еще 4 судов, принадлежащих к программе 1909/1910 г. Из этого морской министр делал вывод, что в 1911 г. у Германии будет не 9, а 13 дредноутов. При этом МакКенна сообщил депутатам, что Великобритания в марте 1911 года будет иметь 8 линкоров-дредноутов и 4 линейных крейсера. В июне 1911 г. будут готовы еще 2 дредноута [2, 18]. Доклад Первого Лорда Адмиралтейства произвел гнетущее впечатление на депутатов. Далее МакКенна заявил, что еще 2 дредноута будут заложены в ноябре 1909 г., с тем, чтобы поспеть к 1911 г. и тогда Великобритания будет иметь 12 линкоров-дредноутов и 4 линейных крейсера, всего 16 кораблей, против 13 немецких кораблей. В Германии планируется заложить в 1910-1911 гг. еще 4 дредноута и если их постройка будет ускорена [явный намек на досрочную закладку немецких кораблей в ноябре 1908 г.], то они могут быть готовы к апрелю 1912 г., тогда немцы будут иметь 17 дредноутов. Завершил свое выступление Первый Лорд Адмиралтейства следующими словами: «Мы не имеем права рисковать и, если захотим с уверенностью сохранить за собой первенство в численном обладании этими громадными броненосцами [дредноутами], то Адмиралтейство должно иметь право, в случае надобности, заранее заказать орудия, станки, броню и прочие материалы для корпусов еще 4 больших броненосцев, и все это к марту месяцу 1912 г. должно будет оказаться выстроенным. Мы должны к весне 1912 г. иметь 20 готовых больших броненосцев против 17 германских,
© А.А. Тениченко © A.A. Tenichenko
07.00.00 - ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ 07.00.00 - HISTORICAL SCIENCES
но это будет возможно только в том случае, если парламент санкционирует за Адмиралтейством право на новый заказ в нынешнем году» [2, 19].
Далее в ходе дебатов слово взял один из лидеров консервативной оппозиции А. Бальфур. Он стал критиковать деятельность Адмиралтейства, которое, по его мнению, «прозевало» угрозу со стороны Германии [3, 42] (в итоге «козлом отпущения» будет сделан Первый Морской Лорд адмирал Д. Фишер, но это будет позже). В подтверждение своих слов Бальфур заявил, что в декабре 1910 г. у англичан будет 10 дредноутов, а у немцев их будет 13; к 1-му апреля 1911 у немцев будет по-прежнему 13 дредноутов, а у британцев - 12; к 1-му июля 1911 г. у немцев будет уже 17 дредноутов, у англичан - 14 [3, 43]; если немцы не снизят темпы судостроения, то к 1-му апреля 1912 г. у них будет уже 21 дредноут против 20 британских. Далее Бальфур заявил, что при определённых перегруппировках германского флота, возможно, что к 1-му апреля 1912 г. немцы будут иметь группу в 25 дредноутов (!). На это заявление Бальфура МакКенна резонно возразил, что «такие предположения возможны лишь на бумаге, т.к. это свыше судостроительных способностей мастерских, заводов, верфей Германии» [3, 44]. Бальфур заявил, что закладка 2-х дредноутов в июле и 2-х в ноябре 1909 г. явно недостаточна [3, 44-45].
Вслед за Бальфуром слово взял премьер-министр Г. Асквит. Он попросил Палату при сравнении английского и германского флотов сравнивать не только дредноуты и линейные крейсера, но и корабли других типов [3, 45]. После пугающих цифр, озвученных Бальфуром, Асквит сообщил Палате, что он располагает данными, что к ноябрю 1911 г. англичане будут иметь 16 дредноутов против 13 германских [3, 46]. Хоть эти цифры и выглядели не так устрашающе, как цифры, озвученные Бальфуром, но назвать их «значительным превосходством» не поворачивался язык. В ходе своих дальнейших выступлений Асквит и министр иностранных дел Э. Грэй призвали парламент исходить из того, что немцы в 1912 г. будут иметь 17 дредноутов, и принять программу правительства [4, 181]. Депутат Робертс заявил, что его корреспондент располагает информацией, что кайзер вошел в соглашение с фирмой Круппа, по которому она обязалась в течение одного года изготовить вооружение для 10 броненосцев и продолжать это до тех пор, пока германский флот не сравняется с английским [3, 47]. Консерватор А. Ли заявил, что Крупп, пользуясь покровительством кайзера, так расширил свое производство, что теперь его мощности превышают совокупные мощности Армстронга, Виккерса, Ковентри и Вулвичского арсенала [3, 48]. Далее слово взял г. Диллон, представитель английской Морской лиги. Он заявил, что лига в целях сохранения и укрепления британского господства на морях требует к 1912 г. иметь 28 дредноутов (!), ввиду чего в следующем году необходимо заложить 14 кораблей [3,53]. Депутат Макферсон от лейбористов заявил, что его партия будет всячески мешать вотированию кредитов. Позицию своей партии он подкрепил следующей фразой: «Английские рабочие
не имеют врагов среди немецких рабочих, их враги не немцы, а свои же капиталисты» [3, 54].
Итоговое голосование по морскому бюджету привело к удивительному решению: «В конце концов, было найдено удивительное и любопытное решение. Адмиралтейство требовало 6 кораблей, «экономисты» [противники увеличения строительства флота] предлагали 4, и в заключение мы сошлись на 8» [5, 37].
Как видно из всего вышесказанного, в британских правящих кругах не было единства взглядов, это ярко продемонстрировали дебаты в парламенте. С одной стороны, мы наблюдаем блок сторонников расширенной судостроительной программы, куда входили «либерал-империалисты» (премьер-министр Г. Асквит, министр иностранных дел Э. Грей, военный министр Р. Холден), консервативная оппозиция, лорды Адмиралтейства и представители британской Морской лиги (хотя последние выступали с совсем нереальными предложениями закладки 14 кораблей). Хотя, стоит отметить, что среди сторонников расширенной программы не было единства взглядов. С другой стороны находились противники расширенной судостроительной программы, куда входила часть либералов (У Черчилль, Д. Ллойд-Джордж, Дж. Морли и Дж. Бернс) и лейбористы. Единства мотивов мы тут тоже не наблюдаем. Если Ллойд-Джордж и Черчилль не хотели ломать предвыборные обещания либералов в области социальной политики, то лейбористы отказывались голосовать за бюджет исходя из своих классовых взглядов. Однако перед лицом германской опасности (во многом мнимой - Ллойд-Джордж, говоря о событиях мартовской паники 1909 г. отмечал, что она отчасти была спровоцирована адмиралом Фишером, который опасался сокращения судостроительной программы) [6, 204], большинство британского парламента высказалось за расширенную судостроительную программу.
Принятая судостроительная программа была впечатляющей. МакКенна и Фишер перед началом дебатов даже не могли представить, что парламент согласится на строительство 8 дредноутов. Получалось, что на каждый заложенный в Германии киль в Британии заложили два. Это выводило англо-германское морское соперничество на новый виток. Однако, кроме расширенной судостроительной программы было принято решение о передислокации некоторых частей британского флота. В 1909/1910 г. в состав Домашней эскадры (Home Fleet) предполагалось включить в полном составе Эскадру Канала, что доведет состав Домашней эскадры до 22 броненосцев [1, 37]. Чуть позже планировалось усилить Домашнюю эскадру силами Атлантического флота [1, 38]. Таким образом, правительство Великобритании показало, что оно будет поддерживать любыми способами господство на море британского флота и уступать Германии в темпах судостроения оно не собирается.
Библиографический список
1. Английские морские сметы на 1909-1910 год. Неофициальный отдел // Морской сборник. 1909. №5.
2. Английские морские сметы на 1909-1910 год. Неофициальный отдел // Морской сборник. 1909. №6.
3. Английские морские сметы на 1909-1910 год. Неофициальный отдел // Морской сборник. 1909. №7.
4. Романова Е.В. Путь в койне: развитие англо-германского конфликта 1898-1914 гг. М. 2008.
5. Churchill W. The World Crisis. 1911-1918. New York. 1923-1929. Vol.1.
6. PadfieldP. The Great Navy Race. Anglo-German Naval Rivalry. 1900-1914. New York.
References
1. The British naval estimates for the 1909-1910. Informal department // Marine collection. 1909. №5.
2. The British naval estimates for the 1909-1910. Informal department // Marine collection. 1909. № 6.
3. The British naval estimates for the 1909-1910. Informal department // Marine collection. 1909. № 7.
4. RomanovaE.V. Path in coine: the development of English-German conflict of 1898-1914. M., 2008.
5. Churchill W. The World Crisis. 1911-1918. New York. 1923-1929. Vol.1.
6. Padfield P. The Great Navy Race. Anglo-German Naval Rivalry. 1900-1914. New York.