Научная статья на тему 'Дебаты в британском парламенте при принятии морского бюджета 19091910 гг'

Дебаты в британском парламенте при принятии морского бюджета 19091910 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
229
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ / МОРСКАЯ ПАНИКА / ДРЕДНОУТ / МОРСКОЙ БЮДЖЕТ / БРИТАНСКОЕ АДМИРАЛТЕЙСТВО / ARMS RACE / NAVAL PANIC / DREADNOUGHT / NAVAL BUDGET / BRITISH ADMIRALTY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тениченко А. А.

Статья посвящена проблемам одного из главных моментов англо-германского морского соперничества - «морской панике» 1909 г. В статье анализируются аспекты принятия британским парламентом морского бюджета 1909-1910 гг., а также позиции различных британских партий по этому вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEBATE IN THE BRITISH PARLIAMENT IN ADOPTION OF THE NAVAL BUDGET 19091910

The article is dedicated to one of the most important moments of Anglo-German naval rivalry the naval panic of 1909. The aspects of naval budget 1909-1910 approbation by the British parliament and positions of different British political parties on that matter are analyzed in the research paper.

Текст научной работы на тему «Дебаты в британском парламенте при принятии морского бюджета 19091910 гг»

УДК 94(420)«1901/1910»- 332 A.A. ТЕНИЧЕНКО

аспирант, кафедра всеобщей истории, Орловский государственный университет E-mail: zaratustra612@yandex.ru

UDC 94(420)«1901/1910»- 332

A.A. TENICHENKO

Graduate student, Department of General History, Orel

State University E-mail: zaratustra612@yandex.ru

ДЕБАТЫ В БРИТАНСКОМ ПАРЛАМЕНТЕ ПРИ ПРИНЯТИИ МОРСКОГО БЮДЖЕТА 1909-1910 ГГ.

THE DEBATE IN THE BRITISH PARLIAMENT IN ADOPTION OF THE NAVAL BUDGET 1909-1910

Статья посвящена проблемам одного из главных моментов англо-германского морского соперничества -«морской панике» 1909 г. В статье анализируются аспекты принятия британским парламентом морского бюджета 1909-1910 гг., а также позиции различных британских партий по этому вопросу.

Ключевые слова: гонка вооружений, морская паника, дредноут, морской бюджет, британское Адмиралтейство.

The article is dedicated to one of the most important moments of Anglo-German naval rivalry - the "naval panic" of1909. The aspects of naval budget 1909-1910 approbation by the British parliament and positions of different British political parties on that matter are analyzed in the research paper.

Keywords: arms race, naval panic, Dreadnought, naval budget, British Admiralty.

В 2014 году исполняется сто лет с момента начала Первой мировой войны 1914-1918 гг. И по мере приближения этой печальной даты интерес к причинам той далекой войны возрастает как в нашей стране, так и за рубежом. Рассматривая причины Первой мировой войны, трудно обойти вниманием такой аспект международных отношений тех лет, как англо-германское военно-морское соперничество. Зародившись как локальный вопрос отношений между двумя странами, оно быстро превратилось в проблему общеевропейского характера.

Одним из центральных событий англо-германского морского соперничества стала мартовская паника 1909 года. Связано данное событие было с досрочной закладкой в Германии двух линкоров-дредноутов. Став известным, данный факт вызвал настоящую панику в британских правящих кругах и обществе. Своего апогея кризис достиг в марте 1909 года, когда начались дебаты в британском парламенте по морскому бюджету 1909-1910 финансового года. Англия и Германия оказались на пороге войны.

Слушания в британском парламента по вопросам принятия морского бюджета начались в марте 1909 года. Правительство запросило 35 142 700 фунтов стерлингов, что было на 2 823 200 больше морского бюджета прошлого финансового года [1, 32]. На судостроение планировалось потратить 8 885 194 против 7 545 202 фунтов стерлингов прошлого года. На 1909/1910 гг. планировалось заложить 4 дредноута, 6 бронепалубных крейсеров и 20 эсминцев. Кроме того, правительство выговорило себе право, в случае надобности, в течение 1909/1910 гг. сделать все приготовления для одновременной закладки 4 дредноутов, сверх тех, которые уже внесены в программу. В случае закладки

этих кораблей они должны быть готовы к марту 1912 г. [1, 32]. В ходе слушаний Первый Лорд Адмиралтейства Р. МакКенна заявил, что 4 германских дредноута программы 1908/1909 г. будут готовы не в февралю 1911 г., а к осени 1910 г. Кроме того, МакКенна заявил, что немцы готовят материалы и механизмы для еще 4 судов, принадлежащих к программе 1909/1910 г. Из этого морской министр делал вывод, что в 1911 г. у Германии будет не 9, а 13 дредноутов. При этом МакКенна сообщил депутатам, что Великобритания в марте 1911 года будет иметь 8 линкоров-дредноутов и 4 линейных крейсера. В июне 1911 г. будут готовы еще 2 дредноута [2, 18]. Доклад Первого Лорда Адмиралтейства произвел гнетущее впечатление на депутатов. Далее МакКенна заявил, что еще 2 дредноута будут заложены в ноябре 1909 г., с тем, чтобы поспеть к 1911 г. и тогда Великобритания будет иметь 12 линкоров-дредноутов и 4 линейных крейсера, всего 16 кораблей, против 13 немецких кораблей. В Германии планируется заложить в 1910-1911 гг. еще 4 дредноута и если их постройка будет ускорена [явный намек на досрочную закладку немецких кораблей в ноябре 1908 г.], то они могут быть готовы к апрелю 1912 г., тогда немцы будут иметь 17 дредноутов. Завершил свое выступление Первый Лорд Адмиралтейства следующими словами: «Мы не имеем права рисковать и, если захотим с уверенностью сохранить за собой первенство в численном обладании этими громадными броненосцами [дредноутами], то Адмиралтейство должно иметь право, в случае надобности, заранее заказать орудия, станки, броню и прочие материалы для корпусов еще 4 больших броненосцев, и все это к марту месяцу 1912 г. должно будет оказаться выстроенным. Мы должны к весне 1912 г. иметь 20 готовых больших броненосцев против 17 германских,

© А.А. Тениченко © A.A. Tenichenko

07.00.00 - ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ 07.00.00 - HISTORICAL SCIENCES

но это будет возможно только в том случае, если парламент санкционирует за Адмиралтейством право на новый заказ в нынешнем году» [2, 19].

Далее в ходе дебатов слово взял один из лидеров консервативной оппозиции А. Бальфур. Он стал критиковать деятельность Адмиралтейства, которое, по его мнению, «прозевало» угрозу со стороны Германии [3, 42] (в итоге «козлом отпущения» будет сделан Первый Морской Лорд адмирал Д. Фишер, но это будет позже). В подтверждение своих слов Бальфур заявил, что в декабре 1910 г. у англичан будет 10 дредноутов, а у немцев их будет 13; к 1-му апреля 1911 у немцев будет по-прежнему 13 дредноутов, а у британцев - 12; к 1-му июля 1911 г. у немцев будет уже 17 дредноутов, у англичан - 14 [3, 43]; если немцы не снизят темпы судостроения, то к 1-му апреля 1912 г. у них будет уже 21 дредноут против 20 британских. Далее Бальфур заявил, что при определённых перегруппировках германского флота, возможно, что к 1-му апреля 1912 г. немцы будут иметь группу в 25 дредноутов (!). На это заявление Бальфура МакКенна резонно возразил, что «такие предположения возможны лишь на бумаге, т.к. это свыше судостроительных способностей мастерских, заводов, верфей Германии» [3, 44]. Бальфур заявил, что закладка 2-х дредноутов в июле и 2-х в ноябре 1909 г. явно недостаточна [3, 44-45].

Вслед за Бальфуром слово взял премьер-министр Г. Асквит. Он попросил Палату при сравнении английского и германского флотов сравнивать не только дредноуты и линейные крейсера, но и корабли других типов [3, 45]. После пугающих цифр, озвученных Бальфуром, Асквит сообщил Палате, что он располагает данными, что к ноябрю 1911 г. англичане будут иметь 16 дредноутов против 13 германских [3, 46]. Хоть эти цифры и выглядели не так устрашающе, как цифры, озвученные Бальфуром, но назвать их «значительным превосходством» не поворачивался язык. В ходе своих дальнейших выступлений Асквит и министр иностранных дел Э. Грэй призвали парламент исходить из того, что немцы в 1912 г. будут иметь 17 дредноутов, и принять программу правительства [4, 181]. Депутат Робертс заявил, что его корреспондент располагает информацией, что кайзер вошел в соглашение с фирмой Круппа, по которому она обязалась в течение одного года изготовить вооружение для 10 броненосцев и продолжать это до тех пор, пока германский флот не сравняется с английским [3, 47]. Консерватор А. Ли заявил, что Крупп, пользуясь покровительством кайзера, так расширил свое производство, что теперь его мощности превышают совокупные мощности Армстронга, Виккерса, Ковентри и Вулвичского арсенала [3, 48]. Далее слово взял г. Диллон, представитель английской Морской лиги. Он заявил, что лига в целях сохранения и укрепления британского господства на морях требует к 1912 г. иметь 28 дредноутов (!), ввиду чего в следующем году необходимо заложить 14 кораблей [3,53]. Депутат Макферсон от лейбористов заявил, что его партия будет всячески мешать вотированию кредитов. Позицию своей партии он подкрепил следующей фразой: «Английские рабочие

не имеют врагов среди немецких рабочих, их враги не немцы, а свои же капиталисты» [3, 54].

Итоговое голосование по морскому бюджету привело к удивительному решению: «В конце концов, было найдено удивительное и любопытное решение. Адмиралтейство требовало 6 кораблей, «экономисты» [противники увеличения строительства флота] предлагали 4, и в заключение мы сошлись на 8» [5, 37].

Как видно из всего вышесказанного, в британских правящих кругах не было единства взглядов, это ярко продемонстрировали дебаты в парламенте. С одной стороны, мы наблюдаем блок сторонников расширенной судостроительной программы, куда входили «либерал-империалисты» (премьер-министр Г. Асквит, министр иностранных дел Э. Грей, военный министр Р. Холден), консервативная оппозиция, лорды Адмиралтейства и представители британской Морской лиги (хотя последние выступали с совсем нереальными предложениями закладки 14 кораблей). Хотя, стоит отметить, что среди сторонников расширенной программы не было единства взглядов. С другой стороны находились противники расширенной судостроительной программы, куда входила часть либералов (У Черчилль, Д. Ллойд-Джордж, Дж. Морли и Дж. Бернс) и лейбористы. Единства мотивов мы тут тоже не наблюдаем. Если Ллойд-Джордж и Черчилль не хотели ломать предвыборные обещания либералов в области социальной политики, то лейбористы отказывались голосовать за бюджет исходя из своих классовых взглядов. Однако перед лицом германской опасности (во многом мнимой - Ллойд-Джордж, говоря о событиях мартовской паники 1909 г. отмечал, что она отчасти была спровоцирована адмиралом Фишером, который опасался сокращения судостроительной программы) [6, 204], большинство британского парламента высказалось за расширенную судостроительную программу.

Принятая судостроительная программа была впечатляющей. МакКенна и Фишер перед началом дебатов даже не могли представить, что парламент согласится на строительство 8 дредноутов. Получалось, что на каждый заложенный в Германии киль в Британии заложили два. Это выводило англо-германское морское соперничество на новый виток. Однако, кроме расширенной судостроительной программы было принято решение о передислокации некоторых частей британского флота. В 1909/1910 г. в состав Домашней эскадры (Home Fleet) предполагалось включить в полном составе Эскадру Канала, что доведет состав Домашней эскадры до 22 броненосцев [1, 37]. Чуть позже планировалось усилить Домашнюю эскадру силами Атлантического флота [1, 38]. Таким образом, правительство Великобритании показало, что оно будет поддерживать любыми способами господство на море британского флота и уступать Германии в темпах судостроения оно не собирается.

Библиографический список

1. Английские морские сметы на 1909-1910 год. Неофициальный отдел // Морской сборник. 1909. №5.

2. Английские морские сметы на 1909-1910 год. Неофициальный отдел // Морской сборник. 1909. №6.

3. Английские морские сметы на 1909-1910 год. Неофициальный отдел // Морской сборник. 1909. №7.

4. Романова Е.В. Путь в койне: развитие англо-германского конфликта 1898-1914 гг. М. 2008.

5. Churchill W. The World Crisis. 1911-1918. New York. 1923-1929. Vol.1.

6. PadfieldP. The Great Navy Race. Anglo-German Naval Rivalry. 1900-1914. New York.

References

1. The British naval estimates for the 1909-1910. Informal department // Marine collection. 1909. №5.

2. The British naval estimates for the 1909-1910. Informal department // Marine collection. 1909. № 6.

3. The British naval estimates for the 1909-1910. Informal department // Marine collection. 1909. № 7.

4. RomanovaE.V. Path in coine: the development of English-German conflict of 1898-1914. M., 2008.

5. Churchill W. The World Crisis. 1911-1918. New York. 1923-1929. Vol.1.

6. Padfield P. The Great Navy Race. Anglo-German Naval Rivalry. 1900-1914. New York.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.