© Ефременко И.Н.,
к.э.н., доцент кафедры «Международные финансово-кредитные отношения» РГЭУ «РИНХ»
© Воробьева И.Г.,
к.э.н., старший преподаватель кафедры «Международные финансово-кредитные отношения» РГЭУ «РИНХ»
ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В настоящее время развитию национальных финансовых систем придают импульс как возможные выгоды нарастания процессов глобализации, так и их потенциальная конфликтность. Новая волна финансовой глобализации породила весьма деструктивную разновидность валютно-финансовых кризисов.
Внимание к последнему аспекту все более усиливается ввиду увеличения частоты и масштабов кризисов различного рода во всех странах. В связи с этим основные участники международных валютно-кредитных и финансовых отношений вынуждены разрабатывать меры по предупреждению валютно-финансовых
потрясений и/или блокировать их распространение по горизонтали (от страны к стране, от региона к региону) и по вертикали (от одних элементов мировой фи-
нансовой архитектуры к другим). Новым акцентом в эволюции мировой финансовой архитектуры становится формирование и развитие механизма международного финансового регулирования для скоординированного воздействия на процесс финансовой глобализации и, соответственно, возрастание роли и значения международных финансово-кредитных организаций как проводников этой политики. Эти международные организации, обладающие элементами наднациональности и концентрирующие ключевые функции по регулированию и мониторингу экономических процессов в мировой экономике, должны способствовать решению проблем глобального характера. Две наиболее важные и самые трудные из них заключаются в том, каким образом:
- укрепить глобальную финансовую систему, чтобы сделать ее в меньшей степени подверженной финансовым кризисам, и повысить ее способность справляться с кризисами, когда они наступают,
- как вести дальше борьбу с бедностью в странах с низкими доходами.
Надежды на решение этих проблем во многом возлагаются на международные финансовые институты, имеющие самостоятельное значение и автономно определяющие приоритеты своей деятельности: Международный Валютный Фонд и Всемирный Банк. Роль и значение этих организаций в современной мировой финансовой архитектуре обусловлены необходимостью достижения следующих задач:
- адаптация рассматриваемых международных финансовых институтов к потребностям мировой экономики и их способность оказывать своевременную помощь странам-членам в случае возникновения финансовой нестабильности и даже кризисов различного рода;
- гармонизация политики данных международных организаций и государств в этой сфере.
Гармонизация деятельности международных финансовых институтов является доминантой развития институцио-
нальной основы мировой финансовой архитектуры, которая проявляется в согласовании целей и задач функционирования этих организаций в условиях активизации интеграционных процессов. Этот процесс по своей сути является реакцией на переплетение зон ответственности рассматриваемых международных финансовокредитных институтов.
МВФ и Всемирный банк являются ведущими глобальными финансовыми институтами, определяющими векторы развития и трансформации мировой финансовой архитектуры. В связи с этим гармонизация направлений действий, а также стандартов и программ, координируемых данными институтами, выступает одной из важнейших задач на пути формирования новой мировой финансовой архитектуры, учитывающей реалии современного влияния процессов финансовой глобализации. Трансформационное воздействие расширяющегося и масштабного процесса финансовой глобализации проявляется в снятии административных и экономических ограничений на пути межстранового движения и предоставления финансовых услуг, создании, принятии и признании международных стандартов, кодексов, сводов лучших правил ведения финансовых операций. Трансформация финансовых систем ха-
рактеризует прогрессивную адаптацию совместных усилий МВФ и Всемирного Банка по распространению общих подходов, стандартов и кодексов для обеспечения финансовой стабильности мировой финансовой системы. Национальные финансовые системы получают новые импульсы своего качественного развития, что сопровождается обретением особых свойств и закономерностей их функционирования, модернизацией и совершенствованием финансовых институтов.
Учитывая, что доля развивающихся стран и стран с низким уровнем доходов в структуре участников МВФ увеличивается с каждым годом (табл. 1), требуется дальнейшее реформирование их финансовых систем, а следовательно, необходимо сформировать особый механизм, способный обеспечить повышение прозрачности их финансовых институтов и рынков. Однако проявляется тенденция, что развитые страны как основные акционеры МВФ берут на себя ответственность по выработке ключевых принципов в рамках формирования механизма координации деятельности мировой финансовой системы. В связи с этим возрастает и роль стран, являющихся участницами «Группы 8», как координаторов дальнейшей трансформации мировой финансовой архитектуры.
Таблица 1. Структура участников МВФ, 1975 и 2оо5 гг.
Классификация стран Африка Азия Европа Средний Восток Западное полушарие Итого
197J г.
Промышленно развитые страны о з 17 о 2 22
Страны с формирующимся рынком 1 в 1 1 7 ів
Развивающиеся страны 9 1 А 12 12 зв
Беднейшие страны, имеющие право получать кредиты по программе ПРГФ зі іо о 2 б 49
Итого 41 22 22 15 27 127
■** 0 0 2 г.
Промышленно развитые страны о з 19 о 2 24
Страны с формирующимся рынком 1 в 5 1 7 22
Развивающиеся страны 11 5 17 12 16 61
Беднейшие страны, имеющие право получать кредиты по программе ПРГФ 41 ів в 1 9 77
Итого 5з за 49 14 за іва
Источник: составлено автором по данным, приведенным на web-сайте МВФ // www.imf.org
В современных условиях усилия МВФ по обеспечению финансовой стабильности основаны на трех составляющих: информационная прозрачность, надзор, техническая помощь (рис. 1).
Для повышения информационной прозрачности об экономическом состоянии стран, являющихся членами Фонда, и своевременности поступления совокупности макроэкономических данных МВФ в 1996 г. ввел Специальный стандарт распространения данных (ССРД). Необходимость в стандартах данных стала очевидной в результате финансовых кризисов середины 1990-х г., в распространении которых, как считается, определенную роль сыграли недостатки информации. Данный стандарт был разработан как руководство для стран, имеющих или стремящихся получить доступ к международным рынкам капитала, по распространению ключевых данных, чтобы пользователи в целом и участники финансовых рынков, в частности, располагали достаточной информацией для оценки экономической ситуации в отдельных странах. В 1997 г. в рамках этой инициативы МВФ представил Общую систему распространения данных (ОСРД), призванную стать
основой для стран, намеренных развивать свои статистические системы, которые позволили бы им добиваться распространения комплексных и надежных данных, отвечающих, в частности, требованиям ССРД.
Прежде всего, МВФ сам внедрил данный стандарт и его придерживается, публикуя широкую и свободную для доступа базу материалов относительно экономических показателей стран-членов, деятельности Фонда, направлений его политики, ресурсов и условий кредитования, научные, дискуссионные и периодические материалы. Эти материалы составляют так называемую «Доску объявлений стандарта распространения данных», а точнее - «Бюллетень стандартов распространения данных», который играет ключевую роль во внедрении ССРД. Предоставление необходимой информации для единой базы данных МВФ обеспечивается, по крайней мере, тремя национальными организациями стран: центральным банком, министерством финансов и статистическим ведомством. Такая полнота информации позволяет наблюдать и контролировать данные со стороны пользователей.
Элементы обеспечения МВФ финансовой стабильности МФА
Информационная прозрачность Надзор Техническая помощь
- Специальный стандарт распространения данных (ССРД); - Общая система рас-про странения данных (ОСРД); - Программа оценки финансовой стабильности (FSAP) - Страновой надзор (регулярных консультаций с государствами-членами по их экономической политике); - Глобальный надзор (обзор глобальных экономических тенденций и изменений); - Региональный надзор (политику, проводимую в рамках региональных соглашений) - Укрепление денежно-кредитного и финансового секторов путем; - Поддержка действенной политики и управления в налогово-бюджетной сфере; - Подготовка и распространение статистических данных; - Составление и анализ экономического и финансового законодательства
Рис. 1. Элементы обеспечения МВФ финансовой стабильности МФА1
1 Источник: составлено автором.
Присоединение государств-членов к ССРД или участие их в ОСРД носит добровольный характер. Вместе с тем страны-подписчики ССРД обязаны соблюдать определенные нормы надлежащей практики распространения данных, и МВФ осуществляет контроль такого соблюдения. Страны, участвующие в ОСРД, также обязуются разрабатывать планы по совершенствованию своей статистики. По состоянию на март 2007 г. 64 страны и территории были подписчиками ССРД и еще 88 - участниками ОСРД. Эмпирические исследования показывают, что присоединение к ССРД или участие в ОСРД могут в той или иной степени способствовать снижению стоимости заимствований на международных рынках капитала. Ряд стран, участвующих в ОСРД, перешли на следующий уровень и присоединились к ССРД, используя в качестве средства достижения этой цели процесс, заложенный в ОСРД. Кроме того, повышению прозрачности данных и качества данных в государствах-членах придавалось большое значение в деятельности МВФ в области надзора и предотвращения кризисов.
Как было отмечено выше, монетарные власти большинства стран-членов МВФ добровольно внедрили подобный стандарт. В частности, Банк России на своем официальном сайте имеет раздел, на котором в оперативном режиме представляются данные, распространяемые в соответствии с требованиями Специального стандарта Международного валютного фонда на распространение данных (ССРД). Он включает статистические и графические базы о состоянии финансового сектора России и платежного баланса. Сведения в подобном формате относительно реального и налогово-бюджетного секторов предоставляют Министерство финансово РФ и Росстат.
На наш взгляд, Специальный стандарт распространения данных (ССРД) является гибким инструментом МВФ, развивается в зависимости от меняющейся экономической ситуации и уже 6 раз (с
1997 по 2006 гг.) был пересмотрен в целях оптимизации практики распространения данных для обеспечения финансовой стабильности.
Большое значение в структуре инструментов обеспечения финансовой стабильности мировой экономики имеет также предложенная МВФ и Всемирным банком Программа оценки финансовой стабильности (ББЛР). Основной целью ее введения стало построение системы мониторинга финансовой стабильности в странах-участницах на основе создания единого формата предоставления информации о состоянии национальных финансовых секторов. В современных условиях значение Программы оценки финансовой стабильности повышается. Это повышает требования к МВФ в части выполнения им надзорной функции применительно ко всем странам, уделив при этом особое внимание финансовым секторам и более полному учету результатов такого анализа при проведении совместной с Всемирным банком программы по оценке финансового сектора. На этой основе сегодня требуется дальнейшее укрепление роли МВФ как консультанта по вопросам макроэкономической политики.
Эффективное распространение рассмотренных двух инструментов регулирующего воздействия МВФ и Всемирного банка на мировую финансовую систему в рамках добровольного применения странами этих подходов важно для достижения и обеспечения стабильности мировой финансовой системы, особенно в условиях разрастания кризисных проявлений на финансовых рынках. Прозрачность и доступность информации о состоянии финансового сектора является сегодня объективной необходимостью и может рассматриваться не только как превентивный инструмент, но и как механизм преодоления нынешнего глобального финансового кризиса.
В целом можно сделать вывод, что нынешние функции МВФ и Всемирного банка значительно отличаются от тех, которые были возложены на них при их создании в 1944 г. Во-первых, в целях
обеспечения стабильного функционирования мировой валютной системы, международных кредитных отношений, мировых рынков валют, ценных бумаг и золота усилена их регулирующая функция. Во-вторых, укрепилась консолидирующая функция, поскольку данные структуры призваны служить форумом налаживания сотрудничества между странами. В-третьих, возросло их значение в качестве научно-информационных центров на базе изучения и анализа информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам мирового хозяйства.
Современная роль Бреттон-Вудских институтов для содействия адаптации стран мира к процессам глобализации все более возрастает, причем большое значение в последние десятилетия отводится их совместной деятельности (табл. 2).
Участившиеся глобальные кризисы последних десятилетий и достаточно низкая эффективность их прогнозирования в современных условиях развития высоко интегрированных финансовых систем спровоцировали волну критики со стороны экономистов и даже политиков в адрес международных финансовых организаций. Стало очевидно, что эти Бреттон-Вудские институты, впервые в истории созданные для регулирования международных финансово-кредитных отношений, не успевают синхронизировать свою деятельность сообразно стремительно изменяющимся вызовам глобализации и реформировать свою структуру для эффективной реализации своей миссии.
Функцией МВФ должно стать предотвращение финансовых кризисов и разрастания тех из них, которые все же возникают. Это должно быть реализовано в рамках разработки рекомендаций, которые, тем не менее, не следует увязывать с оказанием помощи. Фонд также должен отслеживать причины и выявлять характер (краткосрочный или системный) проблем платёжных балансов государств.
Миссия банков развития - Всемирного банка и региональных банков разви-
тия - должна включать в себя четыре элемента: содействие социально-экономи-
ческому развитию (в том числе реформирование национальных финансовых институтов); повышение качества жизни; сокращение бедности; обеспечение поставки товаров и услуг для населения на глобальной и региональной основе.
Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что проводимые реформы деятельности МВФ и группы Всемирного банка в условиях все возрастающего влияния глобализационных процессов должны охватывать следующие совместные сферы регулирования:
-Укрепление финансовых секторов в целях: укрепления юридических и нормативных основ, а также основ надзора для банков; обзора требований к минимальному собственному капиталу для банков и финансовых учреждений; разработки комплекта основных международных стандартов бухгалтерского учета, завершения работы над основными принципами надлежащего корпоративного управления; отказа от режимов валютного курса, уязвимых перед спекулятивной атакой; обеспечения более свободного поступления своевременных финансовых данных на рынки. В этом направлении необходимо повышать эффективность взаимодействия с Базельским комитетом по банковскому надзору по совершенствованию стандартов регулирования.
- Принятые в международной практике стандарты и кодексы надлежащей практики: деятельность МВФ необходимо дополнять работой БМР, Всемирного банка и других учреждений, устанавливающих нормы и работающих над международными стандартами в таких сферах, как бухгалтерский учет и аудит, банкротство, корпоративное управление, регулирование фондового рынка ценных бумаг и системы платежей и расчетов. Чтобы помогать странам проводить оценку соблюдения стандартов, сотрудники МВФ, совместно с правительствами, приступили в 1999 г. к подготовке экспериментальных страновых докладов
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. № 4. 2008
Таблица 2. Гармонизация роли и функций МВФ и Всемирного банка с учетом особенностей эволюции мировой финансовой системы
Бреттон-Вудская валютная система Ямайское соглашение 1976 г. Кризисы 1980-х гг. Глобальные кризисы 1990-х гг. Современный этап
МВФ Определение политики в области приоритетов национальных валют по отношению к доллару США как к резервной валютной единице и золоту (эквивалент валют: 1 унция золота = 35 долл. США) Регулирование обменных курсов и временной неустойчивости платежных балансов, а также оказание помощи странам в разработке стабилизационных программ экономического развития Предоставление донорской помощи развивающимся странам, а также координация и разработка основных векторов их экономической политики; координация процесса кредитования и рефинансирования долга Действует в качестве наблюдателя за мировыми валютами, способствуя поддержанию упорядоченной системы платежей между всеми странами, и ссужает деньги государст-вам-членам, испытывающим серьезный дефицит платежного баланса Институт предотвращения, сдерживания и урегулирования финансовых кризисов, прежде всего в странах с нарождающимися рынками, через механизм превентивного финансирования в виде краткосрочных кредитных линий для стран, которые могут стать жертвой кризисной инфекции
Всемирный банк Обеспечение международного потока долгосрочных инвестиций для помощи в восстановлении экономик опустошенных войной стран в соответствии с планом Маршалла Акцент в деятельности переносится на меры, специально рассчитанные на развивающиеся страны Содействует интеграции стран в мировую экономику и долгосрочному росту, способствующему повышению уровня жизни населения Предоставление долгосрочных кредитов расширенного финансирования, которые выдаются под программы структурного регулирования экономики
Совместная деятельность В 1976 г. был создан Комитет развития -совместный орган комитетов Банка и Фонда по переводу реальных ресурсов развивающимся странам, состоящим из управляющих МБРР и МВФ на уровне министров - Координация кредитной деятельности МВФ и Всемирного банка в соответствии с Вашингтонским консенсусом; - Проведение совместных программ структурных преобразований: в 1985 г. МВФ и Всемирный банк поддерживают инициативу в отношении задолженности, предусматривающую проведение стабилизации должниками, увеличение и повышение эффективности кредитования многосторонними банками развития и расширения кредитования коммерческими банками. - в 1996 г. одобрена совместная инициатива МВФ и Всемирного банка в отношении долга бедных стран с высоким уровнем задолженности; - В сентябре 1998 г. был создан совместный орган МВФ и МБРР - Комитет по связям финансовых секторов, который должен стать ключевым элементом упрочнения финансовых систем стран; - В 1999 г. Бразилии не удается устоять перед кризисом. МВФ и Всемирный банк принимают новый подход к оказанию финансовой поддержки странам с низкими доходами (ЕЭАГ заменен на механизм финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту) В 2003 г. был одобрен совместный проект МВФ и Всемирного банка по мониторингу мер политики и мероприятий, необходимых для достижения Целей в области развития на рубеже тысячелетия (включая цели в области сокращения бедности, обеспечения всеобщего начального образования и снижения детской смертности) к 2015 году
Источник: составлено по 1) Моисеев А.А. Международные финансовые организации (правовые аспекты деятельности) - М.: Омега-Л, 2006. С. 6, 7, 24-
27; 2) IMF Survey. 19S2. July. P. 196; 3) Montek S. Ahluwalia. The IMF and the World Bank in the new financial architecture / International Monetary and Financial Issues for the 1990s, Vol. XI, p. 2; 4) Деятельность МФИ: хронология основных событий It Финансы и развитие. 2004. сентябрь. - www.imf.org
МИРОВАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
о соблюдении странами стандартов и кодексов, обращая основное внимание на сферы, представляющие непосредственный операционный интерес для МВФ. Некоторые страны решили опубликовать эти доклады.
-Поощрение открытости и публикации данных, прозрачность и подотчетность МВФ: улучшение предоставления информации участникам рынков и широкой общественности является центральным элементом реформы международной финансовой системы. Оно также является краеугольным камнем недавно начавшейся и продолжающейся реформы самого МВФ.
-Вовлечение частного сектора в предотвращение и преодоление кризисов: наибольшая часть международных финансовых потоков приходится на долю частных потоков. Это говорит о том, какую важную роль может сыграть частный сектор, содействуя предотвращению и преодолению финансовых кризисов. Кризисы можно предотвратить, а изменчивость частных потоков можно уменьшить благодаря усовершенствованной оценке риска и более тесному и частому диалогу между странами и частными инвесторами. Такой диалог может также помочь расширить участие частного сектора в преодолении уже наступивших кризисов, в том числе путем реструктуризации частного долга.
Среди наиболее значимых задач, которые предстоит решить этим глобальным финансовым институтам в условиях обострения экономических противоречий, вызванных влиянием финансовой глобализации, можно выделить следующие:
-обеспечение равномерности доступа к частному капиталу;
-непрерывная адаптация к переменам в мировой финансовой архитектуре;
-разработка новых путей более эффективного управления риском;
-содействие формированию правил, институтов и рынков, которые в полной мере могут открывать возможности тор-
говли и финансирования развивающихся стран.
На многочисленные перемены и кризисы последних десятилетий основные международные финансовые институты отреагировали расширением круга своих обязанностей и добавлением новых кредитных фондов и программ. В этих условиях реформирование международных финансовых институтов (с учетом принципиально новой политической, экономической и социальной ситуации) необходимо для того, чтобы повысить экономическую стабильность, увеличить информационные потоки, стимулировать развитие экономики, поддержать институциональные реформы, сократить бедность и обеспечить региональные и мировые поставки товаров и услуг. Важно особо подчеркнуть, что МВФ и Всемирный банк как действующий и эффективный элемент мировой финансовой архитектуры реально обладают в настоящее время потенциалом обеспечить финансовую стабильность в мировой финансовой системе и предоставление помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Всемирный банк: Годовой отчет. 2007 г. - Вашингтон: Издательский отдел управления Всемирного банка по внешним отношениям, 2007.
2. Годовой отчет МВФ за 2007 год. Глобальная экономика - на общее благо. -Вашингтон, 2008.
3. Моисеев А.А. Международные финансовые организации (правовые аспекты деятельности). - М.: Омега - Л, 2006.
4. Проблемы эффективности и реформы системы международных многосторонних институтов: Научная монография. - М.: Государственный университет - Высшая школа экономики. Институт международных организаций и международного сотрудничества, 2007.