РЕЦЕНЗИИ
йч tffc »*:ч i'!4 ¿>:ч/:ч .<ч ^ m м ¿чч ¿>:ч йч4ч лч ¿гч ¿;ч л ¿:ч ¿;ч »«;ч л /тч »тч *-:ч
АО. Хужахметов
УДК 821.512.141.09 (470.57)
Г.С. КУНАФИН. «ШЭИЕХЗАДА БАБИЧТЬЩ ИЖАД ОФОКТАРЫ» -«ТВОРЧЕСКИЕ ГОРИЗОНТЫ ШАЙХЗАДЫ БАБИЧА». Уфа: Китап, 2015. 286 с.
Монография члена-корреспондента Академии наук Республики Башкортостан, профессора Гиния-туллы Сафиулловича Кунафина изначально привлекает внимание как продуманный с композиционной точки зрения научно-литературный источник универсального характера. Он, с одной стороны, освещает жизненный путь великого поэта, дает оценку и анализирует его творчество, с другой - является хрестоматийным источником, включавшим лучшие творческие образцы и посвященным студентам вузов, ссузов, старшеклассникам, а также читателям широкого круга. В приложении труда имеются яркие произведения поэта, внесенные в вузовские, ссузовские и школьные программы. Некоторые из них даны в сокращенном виде, при этом не искажены содержание и поэтическая наработка.
И приложение хрестоматийного характера, и научная часть монографического плана написаны на двух государственных языках Республики Башкортостан. Данный труд способствует по мере возможности пропаганде государственных языков и расширению горизонтов показа башкирской литературы с богатой историей на международном уровне, являясь важным научно-литературным источником.
В книге сплетены и величественность творчества Ш. Бабича как объекта исследования, и новизна преподнесенного ученым научного материала. Успешности монографии, несомненно, поспособствовало и хорошее знание прошлого и настоящего башкирской литературы, восточной и западной научно-теоретической и художественной литературы, мастерское использование знаний в сравнительно-историческом плане. Важно то, что исследователь не загоняет материалы иод теоретические скобки, шаблоны, а наоборот, делает наблюдения и выводы исходя от них. Это многократно усиливает эффективность и объективность монографии. Например, ученый, тщательно анализируя произведение «^азазил» (1916; «Газазил») великого поэта [1, с. 64-77; 141-156], выявляет в нем сочетание нарративного (или эпического) и лирического начал, доминирование сатирического, критики в концепции стиха, служение образов, эпизодов, мотивов и деталей первоначально созданию сатирического пафоса, переплетение в сюжете фольклорной стихии и философско-фантастической линии с реально-конкретным, эмпирическим содержанием и определяет жанр произведения как сказочно-сатирическую поэму.
Хужахметов Айнур Оскарович, кандидат филологических наук, доцент кафедры башкирской литературы, фольклора и культуры, заместитель декана факультета башкирской филологии и журналистики Башкирского государственного университета (Уфа), e-mail: [email protected]
Ainur O. Khuzhakhmetov, Cand.Sc. (Philology), Associate Professor of Bashkir Literature, Folklore and Culture, Deputy Dean of the Department of Bashkir Philology and Journalism, Bashkir State University (Ufa), e-mail: [email protected]
© Хужахметов А.О., 2018
76
А.О. Хужахметов
В монографии особое внимание уделено особенностям художественного мышления, изучению жанровой природы, освещению поэтики творчества Ш. Бабича. При постепенном углублении в содержание рождается чувство перехода в таинственный, неизвестный мир поэзии с лабиринтом различных поэтических форм и модификаций. У Бабича импровизаторство и медита-ционно-идиллические и метафизические чувства, свойственные народным песням, баитам, мунажатам, плавно сочетаются с элементами повествования и описания («Салауат-батыр» -«Салават-батыр», 1918; «Я^гы йыр» - «Весенняя песнь», 1918), марша (<^эскэр маршы» - «Вой-сковый марш», 1918; «Башкортостан» - «Башкортостан», 1918), стиха-монолога («Бер минут» -«Одна минута», 1914; «Халтсым есен» - «За народ», 1914), баллады («Кандала» - «Клоп», 1916), эпиграммы («КYренекле кешелэр хатсындагы ки-тап» - «Книга об известных людях», 1916-1917), мактуба («Эй, большевик» - «Эй, большевик», 1917 и др.). Необходимо отметить, к насколько верному мнению пришел ученый: «Следует сказать, такое синтезирование поэтических форм и элементов, богатство и широта художественного мышления, начиная с творчества Ш. Бабича, стали характерной чертой башкирской поэзии начала XX века» [1, с. 98].
В научном труде особое внимание акцентируется на раскрытии особенностей художественной парадигмы Ш. Бабича, внесшего неоценимый вклад в развитие башкирской эстетической мысли. Ученый, оперируя конкретными примерами, насыщенным фактическим материалом, исследует жанровые, повествовательные, тематические векторы творчества поэта. Нельзя не согласиться и с тем, что источник мучительных измышлений, средоточие духовных поисков Бабича - человек, его тесная связь с природой и бытием. В поэзии Шайхзады Бабича чувство и разум дополняют друг друга, расширяют горизонты творческих исканий и составляют одно диалектическое целое. Создается полная картина системного исследования поэзии мэтра в сравнении с творчествами аналогичных авторов на широком общественно-историческом фоне.
В монографии широко и тщательно освещаются характерные для поэзии Ш. Бабича полет мысли, богатство идейно-тематического содержания, чувственность, глубина понимания человека и судьбы народа, многосторонность проблематики и пафоса, философичность и иро-
ничность, тонкость и элегизм. Ясно показывается стремление поэта во взаимосвязи использовать народную мысль и этику, героические, драматические, трагические, романтические, сатирические и юмористические моменты из жизни башкир, переплетение идей и острой борьбы.
Несомненно, в данном труде профессора Ш. Бабич предстает «бунтарем», натурой, разрушающей традиционные границы поэтического мышления, жанровые каноны и рождающей новые жанры на базе процесса синтеза старых. Как пишет исследователь: «Тап уларза гражданлы'к мотивтары, тормоштагы ыцгай ятстарзы радлау, кирелэрен фашлау hэм тэн'китлэY ауаздары башторт шигриэте тарихында быгаса hис бул-маганса яцгыраны...» [1, с. 84-85] - «Именно в них с небывалой силой зазвучали гражданские мотивы. Многие из них наряду с эмоционально-патетической, романтической приподнятостью отличались политической целеустремленностью, публицистической боевитостью, уничтожающей сатиричностью и реалистичностью стиля. Особой популярностью и мобильностью отличались произведения, относящиеся к малым сатирическим жанрам, которые вместили в себя все многообразие художественных красок и оттенков и, оставаясь верными жизненной правде, своим обличительно-насмешливым отношением к действительности вызывали у читателя смех и слезы, гнев и сострадание. В силу своих специфических особенностей эпиграммы, пародии, стихотворные сатиры Ш. Бабича, в отличие от его мактубов и хитапов, акцентировали внимание не только на особо важных, больших проблемах современности, но и на любых человеческих и общественных пороках, бичевали социальное зло, смело критиковали недостатки в духовной сфере и тем самым способствовали укреплению прогрессивных сил культуры и литературы, развитию в ней принципов реализма и народности. Именно глубокой связью с национальной жизнью, объективностью художественных принципов объяснялась огромная популярность среди народа произведений манифестационно-публи-цистической лирики Ш. Бабича, ставшей необходимым и значительным явлением в истории развития башкирской национальной художественно-эстетической мысли» [1, с. 162-163].
В монографии показывается и разъясняется, что причина такого реформаторского подхода скрывается в самой эпохе, богатой на историче-
Г.С. КУНАФИН. «ШЭЙЕХЗАДА БАБИЧТЬЩ ИЖАДИ ОФОКТАРЫ»...
ские события, в изменении личностной концепции в пору социальных бурь, революций, в выборе более эпического материала, проникнутого чувственной призмой реальности. Ш. Бабич является первым башкирским поэтом, обратившимся к жанрам баллады и поэмы, наполнив их сатирическим пафосом и необходимым уровнем гротеска. Баллада «Клоп» и поэма «Газазил» являются достижением величия поэтического мышления Бабичем.
В научном труде внимание уделено и описанию вклада Ш. Бабича в развитие песенной лирики. Он знаменит как автор романсов, мадригалов, песен-размышлений, гимнов, маршей, наполненных большой гражданской одухотворенностью, тонкой лиричностью и в то же время демократичностью и разнообразной тематикой: от агитационной до любовной, от патриотической до эстетической.
В целом, монографию Г.С. Кунафина можно с полной уверенностью назвать серьезным научным трудом историко-теоретического плана, наиболее полно передавшим манеру художественно-эстетического мышления и палитры,
идею и тематику, жанровые формы и стиль произведений великого башкирского поэта. По нашему мнению, книга выполнила главную поставленную научную цель: стала неоценимым трудом, базой для последующих изысканий в башкирском и российском литературоведении, будучи важным источником для ученых-гуманитариев, тех, кто занимается историей и теорией литературы, а также студентов, аспирантов и докторантов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кунафин Г.С. Шэйехзада Бабичтьщ ижад офоетары - Творческие горизонты Шайхзады Бабича. Уфа: Китап, 2015. 286 с.
REFERENSES
1. Kunafin, G. Tvorcheskie gorizonty Shaykhzady Babicha [Creative Horizons of Shaykhzada Babich]. Ufa: Kitap Press, 2015. 286 p. (in Russ. and Bashkir).
К сведению читателей
Вышла книга:
Исянбаев М.Н. Проблемы структурной модернизации региональных социально-экономических систем - Уфа: Башк. энцикл., 2017. - 552 с.
В монографии обосновываются теоретико-методологические основы структурной модернизации региональных социально-экономических систем с учетом факторов научно-технического и инновационного развития. Разработаны оригинальные методические подходы к оценке эффективности структурной модернизации экономики региональных систем. Научно обоснованы эффективные направления структурной модернизации региональных социально-экономических систем и механизмы реализации этих задач.
Для научных и практических работников, занимающихся проблемами структурной модернизации экономики регионов, а также для преподавателей, аспирантов и студентов, изучающих проблемы региональной экономики.