Научная статья на тему 'Идейно-тематическая и жанрово-стилевая природа башкирской "вольной" литературной песни начала xx века'

Идейно-тематическая и жанрово-стилевая природа башкирской "вольной" литературной песни начала xx века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
146
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕСНИ АГИТАЦИОННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО / ГИМНИЧЕСКОГО / МАРШЕВОГО ХАРАКТЕРА / ЛИРО-КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРИНЦИП ПОЭТИКИ / ОРИЕНТАЦИЯ НА МАССОВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ / SONG OF AGITATIONAL / PUBLICISTIC / HYMNAL / AND MARTIAL CHARACTER / THE PRINCIPLE OF COLLECTIVE LYRICAL POETRY / MASS PERFORMANCE ORIENTATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кунафин Гиниятулла Сафиуллович

В годы бурных исторических событий начала ХХ в., происходящих в стране, в башкирской поэзии появились произведения с новыми темами и образами, проникнутые боевым гражданским духом, а также жанры и его разновидности. Одним из таких является «вольная» песня революционно-демократического характера. Многие ее образцы, наряду с эмоционально-патетической приподнятостью, романтической окраской, отличались политической направленностью и реалистичностью стиля. Поэты, возрождая старые формы, атрибуты письменной поэзии, подвергали их глубокой трансформации и создавали такие оперативные жанровые формы, как песни-послания (кейле мэктуптэр), песни-обращения (кейле хитаптар), песни-агитки (садалар), гимнические песни, песни-марши и др. По содержанию и форме, по принципам творчества они заметно отличаются друг от друга. Значительная часть их носит гимнический, агитационно-пропагандический характер, написана в форме призывов от имени лирического «мы», другие драматический характер, излагаются от первого лица. Будучи произведениями такого характера, «вольные» литературные песни были рассчитаны на массовое исполнение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGICAL AND THEMATIC, GENRE AND STYLISTIC NATURE OF THE BASHKIR "FREESTYLE" LITERARY SONG IN THE EARLY 20 TH CENTURY

The early 20 th century Bashkir poetry is characterized by the appearance of new literary works with new subjects and images and imbued with the civic spirit as well as of new poetic genres and genre varieties during the turbulent years of historical events in the country. One of the new genres is a "freestyle" revolutionary and democratic song. Many examples of such songs are characterized by being emotional, romantic as well as by their political orientation and realistic style. Reviving some forms and attributes of written poetry and transforming them poets created such efficient genre forms as a poetic message (keyle maktup), a poetic appeal (keyle khitap), a propaganda song (sada), a hymnal song, a martial song, etc. They differ from each other in content and form as well as in creation principles. The majority of them are considered to be hymnal and agitprop and were written as an appeal from a certain social group, i.e. "lyric we", others are dramatic and were written from the first person. A "freestyle" literary song was intended for mass performance.

Текст научной работы на тему «Идейно-тематическая и жанрово-стилевая природа башкирской "вольной" литературной песни начала xx века»

ЛИТЕРАТУРА. ИСКУССТВО

i&gfejfegfegfegfegfegfe ite ife ¿fe ¿'Ч ^ pfeife

Г.С. Кунафин УДК 373.167.1:82

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ И ЖАНРОВО-СТИЛЕВАЯ ПРИРОДА БАШКИРСКОЙ «ВОЛЬНОЙ» ЛИТЕРАТУРНОЙ ПЕСНИ НАЧАЛА XX ВЕКА*

ЗНАКОМЬТЕСЬ: член редколлегии журнала Кунафин Гиниятулла Сафиуллович (р. 22.11.1946, БАССР), литературовед. Д-р филол. наук (1998), проф. (1999). Член-корреспондент (2011), академик-секретарь Отделения гуманитарных наук АН РБ (2011). Засл. деят. науки РБ (2009), засл. работник народного образования РБ (1997), почетный работник высшего профессионального образования РФ (2006). Член Союза писателей (1990). В 1973 г. окончил филологический ф-т БашГУ (там же с 1986 г. зам декана, с 1990 г. — 1-й декан ф-та баш. филологии и журналистики, с 2000 г. — зав. кафедрой баш. литературы до XX в., с 2013 г. — башкирской литературы, фольклора и культуры). В 1976 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Научное и литературное наследие Мухаметсалима Уметбаева» (БФАН СССР, Уфа), в 1998 г. — докторскую по теме «Развитие жанровой системы в башкирской поэзии XIX — начала XX века» (БашГУ). Он — член Специализированного совета по защите докторских диссертаций. Под его руководством защитили: 7 чел. — кандидатскую, 1 — докторскую диссертации. Он — автор более 500 научных работ, в т.ч. 33 монографий, учебников и учебных пособий.

Главные направления научных исследований: история башкирской литературы, изустной литературы, теория литературы, историческая поэтика, литературная критика, культурология, научное краеведение и др.

Соч.: Башкирские просветители-демократы XIX века. М., 1981 (соавт.); Мэгрифэтсе Ьэм я?ыусы Мохэмэтсэлим Омотбаев. Офо, 1991 (Просветитель и писатель Мухаметсалим Уметбаев); И песней, и сатирой: Развитие жанровой системы башкирской литературной песенной и сатирической поэзии XIX — начала XX века. Уфа, 1999; Замандарзьщ рухи балкышы: Башкорт эзэбиэтенец тарихы, теорияЬы Ьэм тарихи по-этикаЬы мэсьэлэлэре. Офо, 2006 (Духовное сияние времен: Вопросы истории, теории и исторической поэтики в башкирской литературе); XIX быуат башкорт э?эбиэте. Офо, 2010 (Башкирская литература XIX века); Башкирская поэзия XIX — начала XX века: Вопросы жанровых и идейно-творческих особенностей, Уфа, 2011; Поэтическое эхо прошлого. Уфа, 2004; Жэлил Кейекбаев. Тормошо Ьэм ижады. Офо, 2012 (Джалил Киекбаев. Жизнь и творчество); Бабичтыц я?гы йыры — Весенняя песня Бабича. Уфа, 2013.

INTRODUCING a member of the editorial board Giniyatulla S. Kunafin.

The main research area: the history of Bashkir literature, oral literature, literary theory, historical poetry, literary criticism, culturology, local studies, etc.

Scholarly works: The 19th Century Bashkir Educators and Democrats. Moscow, 1981 (co-author, in Russ.); Mukhametsalim Umetbaev as an Educator and Writer. Ufa, 1991 (In Bashkir); Song and Satire: The Development of Bashkir Literary Song and Satiric Poetic Genres System in the 19th and Early 20th Centuries. Ufa, 1999 (In Russ.); Spiritual Glow of Times: The Problems of History, Theory and Historical Poetry in Bashkir Literature. Ufa, 2006 (In Russ.); The 19th Century Bashkir Literature. Ufa, 2010 (In Bashkir); Bashkir Poetry in the 19th and Early 20th Centuries: The Problems of Genre and Ideologic and Artistic Peculiarities. Ufa, 2011 (In Russ.); The Poetic Echo of the Past. Ufa, 2004 (In Russ.); Dzhalil Kiekbaev. His Life and Creative Activity. Ufa, 2012 (In Russ.); Babich's Spring Song. Ufa, 2013 (In Bashkir and in Russ.).

* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ и РБ 13-14-02001 а (р) «Особенности развития башкирской литературы XIX — начала XX вв.»

Кунафин Гиниятулла Сафиуллович, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент АН РБ, заведующий кафедрой башкирской литературы, фольклора и культуры факультета башкирской филологии и журналистики Башкирского государственного университета, академик-секретарь Отделения гуманитарных наук АН РБ (Уфа), e-mail: kbl2000@mail.ru

Giniyatulla S. Kunafin, Prof. Dr.Sc. (Philology), Associate Member of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan, Head of the Chair of Bashkir Literature, Folklore and Culture, Department of Bashkir Philology and Journalism, the Bashkir State University, Secretary Academician of the Department of the Humanities, the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan, e-mail: kbl2000@mail.ru

В годы бурных исторических событий начала XX в., происходящих в стране, в башкирской поэзии появились произведения с новыми темами и образами, проникнутые боевым гражданским духом, а также жанры и его разновидности. Одним из таких является «вольная» песня революционно-демократического характера. Многие ее образцы, наряду с эмоционально-патетической приподнятостью, романтической окраской, отличались политической направленностью и реалистичностью стиля. Поэты, возраждая старые формы, атрибуты письменной поэзии, подвергали их глубокой трансформации и создавали такие оперативные жанровые формы, как песни-послания (койло мэктуптэр), песни-обращения (койло хитаптар), песни-агитки (садалар), гимнические песни, песни-марши и др. По содержанию и форме, по принципам творчества они заметно отличаются друг от друга. Значительная часть их носит гимнический, агитационно-пропагандический характер, написана в форме призывов от имени лирического «мы», другие — драматический характер, излагаются от первого лица. Будучи произведениями такого характера, «вольные» литературные песни были рассчитаны на массовое исполнение.

Ключевые слова: песни агитационно-публицистического, гимнического, маршевого характера, лиро-коллектив-ный принцип поэтики, ориентация на массовое исполнение

Giniyatulla S. Kunafln

IDEOLOGICAL AND THEMATIC, GENRE AND STYLISTIC NATURE OF THE BASHKIR "FREESTYLE" LITERARY SONG IN THE EARLY 20th CENTURY

The early 20th century Bashkir poetry is characterized by the appearance of new literary works with new subjects and images and imbued with the civic spirit as well as of new poetic genres and genre varieties during the turbulent years of historical events in the country. One of the new genres is a "freestyle" revolutionary and democratic song. Many examples of such songs are characterized by being emotional, romantic as well as by their political orientation and realistic style. Reviving some forms and attributes of written poetry and transforming them poets created such efficient genre forms as a poetic message (keyle maktup), a poetic appeal (keyle khitap), a propaganda song (sada), a hymnal song, a martial song, etc. They differ from each other in content and form as well as in creation principles. The majority of them are considered to be hymnal and agitprop and were written as an appeal from a certain social group, i.e. "lyric we", others are dramatic and were written from the first person. A "freestyle" literary song was intended for mass performance.

Key words: song of agitational, publicistic, hymnal, and martial character, the principle of collective lyrical poetry, mass performance orientation

Исторические события, происходящие в начале XX в. в стране, пробудили революционное и национальное самосознание башкирского народа, вызвали небывалый подъем в его культурной жизни, что нашло отражение прежде всего в литературе. В ней появились новые имена и произведения, проникнутые уже не только идеями просветительства, но и духом революционности и демократизма. Бурный рост в это время башкирской общественной и эстетической мысли обусловил появление в поэзии произведений с новыми темами и образами, проникнутых боевым гражданским духом и сатирическим пафосом, а также жанров и его разновидностей. Одним из них является «вольная» песня революционно-демократического характера в разных жанровых ее разновидностях: гимническая, агитационная, маршевая, сатирическая. Такие песни, как

«Рабочая Марсельеза», «Смело, товарищи, в ногу», «Интернационал», «Варшавянка», «Замучен тяжелой неволей» и др., начали распространяться и среди башкирских, татарских рабочих и крестьян. Одни из них проникли в Башкортостан путем прямого заимствования, другие — в переводе на татарский литературный язык. Особенно популярными были вольные переводы французских и польских песен «Марсельеза» (сл. и муз. Руже де Лиля), «Варшавянка» (сл. В. Свен-цицкого, пер. на рус. яз. Г. Кржижановского) и «Вы жертвою пали» (сл. В. Архангельского). Секрет успеха этих песен в пролетарской, крестьянской и интеллигентской среде объясняется прежде всего их глубоким драматизмом, ориентацией на массовое исполнение. В них появляется совершенно новый, лиро-коллективный принцип поэтики: слияние авторского «я» с общенародным

«мы»: идею жертвенности героя-одиночки, характерную для народных песен, «вытесняет идея коллективного подвига, коллективного стремления» [I, с. 151]. Композиционную основу революционных песен составляет контрастное противопоставление сил добра и зла, обобщенный образ коллектива — лирическое «мы» — определяет в них все самое главное — масштабность всего обрисуемого фона, образов-деталей и символов: «херриэт кояшы» — «солнце свободы», «нурлы тан;» — «лучистая (светлая) заря», «яцы, шатльгклы донъя» — «новый, радостный мир», «бэдбэхет, залимдар донъяЬы» — «мир негодяев и тиранов», «тугандар берле-ге» — «братский союз» и т.д.

Несмотря на такое обилие символики, нагнетание абстрактных понятий, патетичность и афористичность текста, часто переходящие в лозунговость, «высокий» романтический стиль этих песен не противоречит их глубоко земному содержанию и башкирские трудовые массы принимали близко к сердцу их идеи гуманизма и равенства людей, отраженные в них в лаконичной маршевой форме. Их популярности также способствовал четко выраженный в них исторический оптимизм, ведь авторы песен-гимнов твердо верили в победу рабочего дела.

Новое содержание действительности требовало новых художественных форм. Гражданская лирика наполнялась революционно-демократическим содержанием. Многие ее образцы, наряду с эмоционально-патетической приподнятостью, романтической окраской, отличались политической направленностью и реалистичностью стиля. Поэты, обращаясь к традициям народной лирики, возрождая старые формы, атрибуты письменной поэзии, подвергали их глубокой трансформации и создали такие действенные, оперативные массовые жанровые формы, как стихотворные послания (мэктуптэр) и обращения (хитаптар), песни-агитки (са-далар), гимнические песни и марши. Эти стихотворные произведения, написанные часто на определенные мотивы башкирских народных песен, баитов, мунажатов и дас-танов, политически ясные и целеустремлен-

ные, стилистически четкие, были новаторским явлением в дореволюционной башкирской поэзии. «Йыр» (песня), «кюй» (мелодия), на мотивы песен «Ашказар» («Ашка-дар»), «Салауат» («Салават»), «Тэфтилэу» («Тевкелев»), «Баламишкин», «Эскадрон», баита «Мэкэриэ» («Макарьево»), дастана «Йо-соф китабы» («Книга Юсуфа») — эти и подобные названия, часто встречающиеся в подзаголовках, иногда в заголовках творений, созданных в начале XX в. [2, с. 399], указывают на тесную связь башкирской поэзии с богатой народной песенной традицией.

В окончательном становлении «вольной» революционной песни и ее разновидностей большую роль сыграли русская и европейская классическая поэзия, особенно переведенные на татарский язык образцы политической лирики. Именно знакомство с русскими, французскими и польскими гимническими революционными песнями помогало представителям башкирской творческой интеллигенции в расширении идейно-тематических рамок поэзии, в освоении революционно-романтических и реалистических мотивов, пафоса борьбы, что, в свою очередь, способствовало выработке новых художественных форм и средств в лирике.

В создании песен агитационно-публицистического и гимнического характера наряду с поэтами активное участие принимали демократически настроенные рабочие и крестьяне, преподаватели и шакирды медресе. Огромной популярностью среди населения пользовались песни-агитки, марши, песни-рассказы и песни-хитапы1 С. Рахматуллина «Башкорттарым, кузгалайык!» («Башкиры мои, поднимемся!»), Д. Юлтыя «Йыйы-лыгыз, хер иптэштэр!» («Собирайтесь, свободные товарищи!»), Г. Исянбердина «Каты керэш» («Ожесточенная борьба»), Ш. Бабича «ЙэшэЬен эшселэр!» («Да здравствуют рабочие!»), М. Гафури «Кызыл байрак» («Красное знамя»), С. Кудаша «Эшселэргэ» («К рабочим») и других безвестных авторов. Их идея, лирический герой, пафос, символика и многие другие поэтические компоненты прямо заимствованы из известных русских, французских и польских революционных пе-

1 Кейле хитаптар — песенно-речитативные (напевные) стихотворные обращения к широким народным массам.

сен. Так, отдельные строки стихотворения «Ер кэрэк» («Земля нужна»), по сути, состоят из пересказов некоторых тезисов песен «Дубинушка», «Варшавянка» и «На баррикады»:

Китэбез без бурлаклыкка, Бала-сагабъц астан улэ... Хырылабыз без — карыныбъз ас, Бирмэйзэр икмэк Иэм калас.

Уходим мы на бурлачество, А дети наши с голодухи мрут... Гибнем мы — в желудке пусто, Никто не даст хлеба нам?

В третьей части данной песни содержится призыв к решительной борьбе за светлое будущее:

Холлок сынйырзарын взвп, Ирекле кеше булып калайык.... Бвтвн халык союз кылып, Белдерэйек кеуэтебез барлыгын [4, с. 12].

Сорвав цепи рабства, Станем свободными людьми... Все народы, создав союз, Покажем нашу силу тиранам.

Отраженные в произведениях «Башкорт-тарым, кузгалайык!» С. Рахматуллина, «Йы-йылыгыз, хер иптэштэр!» Д. Юлтыя, «Термэнэн» («Из тюрьмы») и «Эшсе ауызы-нан» («Из уст рабочего») анонимных авторов темы мужества и героизма революционеров, призывы завоевать свободу силой, «объединившись в братский союз», — все это есть, например, в песнях «Смело, товарищи в ногу!» Л. Радина, «Беснуйтесь, тираны!» Г. Кржижановского и «Варшавянка» В. Свенцицкого. Сила песен известных и анонимных башкирских поэтов — в страстном отрицании существующего строя, в восприятии революции как борьбы за новую жизнь.

Тесной связью с современностью, широтой общественной тематики, острой политической направленностью и публицистичностью отличаются и песни, созданные в годы черной реакции, нового революцион-

2 Здесь и далее подстрочный перевод автора.

ного подъема и империалистической войны. Значительное развитие в этот период получают крестьянские, солдатские, тюремные песни, песни рабочих и шакирдов, которые отличаются своеобразием темы, сюжетов, мотивов и образов, но всем им свойственны и некоторые общие черты: ориентация на современность, стремление ответить на живые идейно-эстетические запросы. В них глубоко правдивое отражение получила жизнь простого народа в капиталистическом обществе, рост его политического самосознания, остро звучит тема борьбы за свободу и просвещение народа.

Как показывают наблюдения, в песнях 10-х гг. XX в. лирический герой получает более отчетливое выражение, чем в первых революционных песнях. Теперь в песенной поэзии мысли и чувства того или иного коллектива (лирического «мы») выражаются более отчетливо; не утрачивая своей конкретности, они имеют более обобщенный характер, являются выражением идеологии определенной социальной группы общества. Например, в песнях «Термэнэн», «Куз йэштэре» («Слезы») неизвестных поэтов, «Без янгыз тугелбез» («Мы не одни...») С. Рахматуллина, «Эшселэргэ» С. Кудаша лирический герой — пролетариат и революционно настроенная часть крестьянства, основная их идея — призыв к революционному обновлению общества, вера в счастливое будущее народа. А вот в произведениях «Са-далар» («Клич») Д. Юлтыя, «Каты керэш» (по А. Кольцову) Г. Исянбердина, «Беренсе сада» («Первый клич»), «Икенсе сада» («Второй клич»), «всенсе сада» («Третий клич») и «Шэкерттэр йыры» («Песни шакирдов») анонимных авторов довольно отчетливо выражаются психология, мысли и чувства интеллигенции, в основном учителей и шакир-дов. В них социальные мотивы, революционные идеи часто соседствуют с просветительскими лозунгами и нивелируются ими.

Все это говорит и о том, что в литературном песнетворчестве данного периода изменения художественных принципов в основном отмечены по линии усиления реализма, более смелого использования при-

емов литературной поэтики, традиции русской и европейской политической поэзии. Этот процесс шел на фоне общего усиления в башкирской лирике мотивов, связанных с имевшими место в обществе с упадочными настроениями. Во многих литературных песнях на основе изложения конкретных фактов и событий делаются очень важные идейно-художественные обобщения, которые раскрывают жизненную диалектику народного бытия: основная масса башкирского народа бесправна, унижена и жила в нищете, несмотря на это, она не потеряла бодрость и дух борьбы за свое будущее. Яркое доказательство тому — песня «Моц Ьэм Ьагыныу» («Печаль и тоска») на мелодию протяжной песни М. Гафури:

Оса алмаган матур кубэлжтэй,

Фекерем тубэн ергэ йыгылды.

Омет е^мэй Иаман килэсжтэн

Талпына ла канат кагына!.. [5, с. 326].

Как красивая бабочка, не способная летать, Падают мои мысли на землю. Не теряя надежды на будущее, Рвутся они в небо, давая крыльям волю!..

Встречаются и произведения, ориентированные в основном на массовое, хоровое исполнение, чему способствуют короткие (часто 6- и 7-сложные), энергичные строки, объединяемые в катренные строфы, четкие, быстрые пунктирные ритмы и лаконичные припевы. Несмотря на то, что в большей части их развиваются патриотические, гражданские мотивы, в них нет проникновения в сложность событий, для них характерны умилительно-торжественный, залихватский тон, описательность, динамичность в изображении жизненных процессов и явлений («Гэскэр маршы» — «Военный марш»), «Башкортостан» — «Башкортостан») Ш. Бабича, «Кызыл байрак» М. Гафури и др.). Некоторые песни созданы в форме повествования различного рода событий, фактов и происшествий, действительно имевших место в жизни, заканчиваются они важными идейно-художественными выводами лозунгового характера. Вот, например, начало песни «Без яцгыз тугелбез»:

Тимер быгау менэн тышанылар

Безмен, аяж менэн ~кулдарзы...[6, с. 106].

Железными цепями оковали

Наши ноги и руки...

Как видим, некоторые башкирские революционные песни начала XX в. носят гимнический характер, другие — драматический. Учитывая вышеуказанные идейно-художественные и функциональные особенности этих произведений, в жанровом отношении их можно было бы назвать соответственно песнями-хитабами (напевными обращениями), песнями-агитками, песнями-маршами, песнями-рассказами и песнями-поэмами.

Эти песни по своему содержанию и форме, по принципам написания представляют собой как бы промежуточное явление между фольклором и литературой. В их поэтическом стиле, ритмике и композиции очень многое идет от книжной поэзии, от литературы. В подавляющем большинстве песен традиционные стилистические приемы народной песенной поэзии уже еле уловимы. В основе стиля этих песен — грамматические нормы литературного языка. В них мы встречаем многочисленные сложные предложения, каждое из которых составляет целую строфу. Например:

Кара болот яктылыкты йэнэ каплащыр, Бюрократтар идке тормошто мактащыр, Буржуалар капиталды узендэ каклащыр, Булешергэ кис ниэттэре юктыр имде

(«Куз йэштэре»).

Черные тучи опять свет закрывают, Бюрократы старую жизнь расхваливают, Буржуи капитал свой сохраняют, Нет у них желания поделиться теперь

(«Слезы»).

В них также встречаются слова и выражения, которые более свойственны книжному языку (например, «мода булды» — «стало модой», «кара груЬ» — «черное сборище», «залимдар донъяЬы» — «мир тиранов», «туп» — «пушка», «пуль» — «пуля», «асман» — «небо», «йэсэрэт» — «смелость» и т.д.). Осо-

бенности лексики этих песен обусловлены и своеобразием их конкретного идейно-тематического содержания. Так, в песнях-хи-тапах, особенно в песнях-агитках и маршах, часто бросаются в глаза слова и словосочетания абстрактно-символического значения («хврриэт хояшы» — «солнце свободы», «яхты юл» — «светлый путь», «кара сылбыр-зар» — «черные цепи», «нурлы тац» — «светлая заря», «кызыл байрак» — «красное знамя», «бэхетле килэсэк» — «счастливое будущее» и т.д.). А в песнях-рассказах и песнях-поэмах, отображающих в основном жизнь и борьбу рабочих и крестьян, мы находим такие предложения, лексические единицы и выражения, как «Ьалабыз таш домдарзы» («строим каменные дома»), «алдылар сэсэ торган еребеззе» («отняли наши посевные земли»), «Ьигез сэгэт эш вакыты» («восьмичасовой рабочий день»), «каторжный хезмэт» («каторжный труд»), «эшсе хальгк» («рабочий люд»), «ауыл халкы» («сельские жители») и др., которые в той или иной мере связаны со сферой их жизнедеятельности.

Значительная часть «вольных» революционных песен начала XX в. строго выдержана в рамках восточной поэзии, написана на основе II-, 12- и даже 15-сложной силлаби-ки в форме рубаи — четверостишия с рифмовкой а-а-б-а (а-а-а-а; а-а-а-б), маснави — двустишия с рифмовкой а-а (б-б, в-в) и газели, состоящей обычно из 5—12 двустиший (баитов) с однозвучной рифмой (а-а, б-а, в-а). Например:

Эй, эшселэр, барыбъц берлэшэйек, (а, 11) Серебе&е бер-беребе^гэ серлэшэйек. (а, 12) Залимдарзан хакыбъ^ы алыу всвн (б, 11) Берлэшеп, улар менэн кврэшэйек! (а, 12)

(«Эшсе шигыры») [7].

Эй, рабочие, давайте все объединимся, Откроем души наши друг другу, Чтобы получить долю нашу у притеснителей, Объединившись, давайте бороться против них

(«Стихи рабочего»).

В приведенных отрывках трудно уловить следы влияния традиционных стилистических приемов на песнетворческий процесс. Однако «книжность» в различных

песнях данного периода проявляется неодинаково. Если в одних из них, особенно в песнях-агитках и маршах, почти не ощущается влияние традиционной стилистики, то в других — оно значительно. В них мы находим всевозможные повторы, синтаксические параллелизмы, слова с уменьшительными суффиксами, чередующиеся 10- и 9-сложные или 8- и 7-сложные строки, объединенные в основном в катренные строфы, глагольные рифмы четных строк и другие черты традиционных народных песен. Например:

Шатлык ишектэре, ай, ябылван, Эллэ асылмадмы мэцгегэ? Омвт шэме майы бвтвп Иунгэн, Инде касан вына кабына?

(М. Гафури «Мон Ьэм Ьагыныу»).

Двери радости, ой, закрыты, Неужели не откроются никогда? Лампа надежды без масла погасла, Ярким пламенем загорится когда?

(М. Гафури «Печаль и тоска»).

Во многих песнях начала века литературное влияние проявляется лишь в ритми-ко-синтаксической организации словесного материала, тогда как эмоционально окрашенная лексика этих песен, характерная для живого разговорного языка, их песенная интонация берут начало от фольклора. Многие поэты создали свои произведения именно на мотив народных песен. Например, «всенсе сада» пелась на мелодию песни «Сэлим бабай» («Дедушка Салим») — образца городского фольклора, а песня «Термэнэн» — на напев «Макарьева». Отдельные песни исполнялись на заимствованные, но слегка измененные мелодии русских городских и студенческих песен. Так, источником мелодии «Шэкерттэр йыры» послужила русская студенческая песня «Как в Москве-городке», а песня «Икенсе сада» пелась на мотив русской городской песни «Хасбулат удалой». Произведение «Икенсе сада» получило распространение среди башкир и татар и под названием «Мосол-ман марсельезаЬы» («Мусульманская марсельеза») [8, с. 10]. Будучи песнями-стиха-

ми агитационно-пропагандистского и гимнического характера, все они были рассчитаны на массовое исполнение. Разумеется, по степени своей художественной силы и популярности они были различны. Одни из них остались лишь произведениями своего времени, другие (а их большинство) оказали большое влияние на процесс дальнейшего развития башкирской литературной песни в частности и поэзии в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тудошников Я.И. Очерки истории русской литературной песни ХУ1Н—Х1Х вв. — Воронеж, 1972.

2. Башкорт эдэбиэте. XX быуат башы. Бе-ренсе китап. Поэзия. — Офо, 1983.

3. Келдыш В.А. Проблемы дооктябрьской пролетарской литературы. — М., 1964.

4. Ястреб (Карчыга). — 1907. — № 6 (на тат. яз.).

5. Тафури М. Эдэрзэр. Дурт томда. Т. 1. — Офо, 1978.

6. Башкорт эдэбиэтендэ жанрдар системаЬы. Мэкэлэлэр йыйынтыгы. — Офо, 1980.

7. Дума. — 1907. — 16 мая (на тат. яз.).

8. Сайдашева З.Н. Традиции фольклора в песенном творчестве татарских композиторов: ав-тореф. ... канд. дисс. - Л., 1971.

REFERENCES

1. Gudoshnikov Ya.I. Ocherki istorii russkoy literaturnoy pesni XVIII—XIX vv. [An Outline of the History of the Russian Literary Song in the 18th— 19th Centuries]. Voronezh, 1972 (In Russ.).

2. Bashkirskaya literatura nachala XX veka. Kniga pervaya. Poeziya [Bashkir Literature in the Early 20th Century, Vol. 1: Poetry]. Ufa, 1983 (In Bashkir).

3. Keldysh V.A. Problemy dooktyabrskoy proletarskoy literatury [Issues in the pre-October Proletarian Literature]. Moscow, 1964 (In Russ.).

4. Yastreb — Hawk, 1907, no. 6 (In Tatar).

5. Gafuri M. Soch.: v 4 t. Т. I [Works, in 4 Vol. Vol. 1]. Ufa, 1978 (In Bashkir).

6. Sistema zhanrov v bashkirskoy literature: sb. statey [Genre System in Bashkir Literature: Collection of Articles]. Ufa, 1980 (In Bashkir).

7. Duma — Duma, May 16, 1907 (In Tatar).

8. Saydasheva Z.N. Traditsii folklora v pesennom tvorchestve tatarskikh kompozitorov: avtoref. ... kand. diss. [Folklore Traditions in Works by Tatar Composers. Abstract of Candidate's Dissertation]. Leningrad, 1971 (In Russ.).

К сведению читателей

Вышла книга:

Кунафин Г.С. Бабичтьщ язгы йыры. Весенняя песня Бабича. — вфе: Гилем, Башк. энцикл., 2013. — 320 бит (320 с.).

Хе^мэттэ XX быуат башындагы бейек башкорт шагиры Шэйехзада Бабичтьщ тормош юлы, шигриэтенец идея-эстетик, жанр-стиль тэбигэте яктыртыла. Кушым-тала уныц 1гайланма эдэр^эре бирелэ.

Китап киц катлам укыусыларга тэгэйенлэнэ.

В работе освещается жизненый путь, идейно-эстетическая, жанрово-стилевая природа поэзии великого башкирского поэта начала XX века Шайхзады Бабича. В приложении даются его избранные произведения.

Книга предназначена для широкого круга читателей.

ЪАБИЧТЫН>ШЫ

ВЕСЕННЯЯ llhCHh 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.