Г.М. Мунасипова УДК 821.512.141.09
ОБРАЗЫ ОТРИЦ АТЕЛЬНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ В САТИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ВЛАДИМИРА МАЯКОВСКОГО И ШАЙХЗАДЫ БАБИЧА
Аннотация
Статья посвящена характеристике образа клопа в сатирических произведениях поэтов начала ХХ века - Владимира Маяковского и Шайхзады Бабича. В ней дается обзор творческих биографий поэтов-современников, поэтов-новаторов, поэтов-сатириков, схожих по идейно-тематическому содержанию и одновременно разных по стилю произведений и отношений к окружающему миру.
Каждый из поэтов писал об одних и тех же событиях совершенно в разных стилях и жанрах, преследуя одну и ту же цель.
Маяковский в своей феерической комедии «Клоп» (1929) главный удар делает на человеческие пороки и на приспосабливающееся мещанство, которые поэт осмысливал политически. В балладе «Кандала» (1916; «Клоп») Бабич, как бы высмеивая себя, на деле раскрывает недостатки других. Образ клопа у Бабича - это сатирический портрет кровопийц, грабителей и угнетателей, наживавшихся на войне.
В творчестве русского и башкирского поэтов наблюдается типологическое сходство: оба писали на злободневные темы своего времени, изобличали антиобщественные деяния, двуличность общества.
Ключевые слова: сатирические произведения, баллада, феерическая комедия, сатирические журналы, поэты-сатирики, русская литература, башкирская литература
Gulsum M. Munasipova
IMAGES OF NEGATIVE CHARACTERS IN SATIRICAL LITERARY WORKS BY VLADIMIR MAYAKOVSKY AND SHAIKHZADA BABICH
Abstract
The article is devoted to the image of the bug in the satirical literary works of poets of the early 20th century Vladimir Mayakovsky and Shaikhzada Babich. It provides an overview of the creative biographies of contemporary poets, innovator poets, satirist poets, very similar in ideological and thematic contents, and, simultaneously, possessing a different style of writings and relations to the world.
Each of the poets wrote about the same events in very different styles and genres in pursuit of the same goal.
Mayakovsky's main attack is made at human vices and adapting philistinism which the poet comprehended politically in his enchanting comedy The Bug.
Babich actually reveals shortcomings of others in the ballad The Bug, mocking himself. The image of the bug in Babich's literary works is a satirical portrait of blood-suckers, robbers and oppressors, cashing in on the war.
In the works of the Russian and Bashkir poets they observed typological similarity: they both wrote on the topics of their time, denounced anti-social acts, the hypocrisy of society.
Key words: satirical ballad, incredible comedy, satirical magazines, satirical poet, Russian literature, Bashkir literature
Мунасипова Гульсум Мубаряковна, соискатель Башкирского государственного университета, учитель башкирского языка и литературы МБОУ№ 88 г. Уфа (Уфа), e-mail: [email protected]
Gulsum M. Munasipova, External PhD student at the Bashkir State University, Teacher of the Bashkir Language and Literature at Municipal Budgetary General Education Institution No 88 in Ufa (Ufa), e-mail: [email protected]
© Мунасипова Г.М., 2017
ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2017/1 (75)
Творчества поэтов начала ХХ века Владимира Маяковского (1893-1930) и Шайхзады Бабича (1895-1919) всегда были предметами споров литературоведов, критиков, историков. Коротка и непроста жизнь каждого из них. Им достались слава и ненависть, вдохновения и разочарования. Очень разные, далекие по творчеству и мировоззрению поэты. И тем не менее именно они смогли почувствовать и понять величие своего поэтического назначения.
Владимир Маяковский и Шайхзада Бабич -современники, два лика одного времени, отразившие в своем жизненном и творческом пути сложности начала эпохи ХХ века. Родились почти в одно время: В. Маяковский в 1893 г., Шайх-зада Бабич в 1895 г. Пришли в литературу тоже почти одновременно: первые печатные стихотворения В. Маяковского «Ночь», «Утро» появились осенью 1912 года [1, с. 14]. Ш. Бабич в в том же году составляет рукописный сборник своих произведений, который открывается одним из первых его стихотворений, посвященных «чуду мира» - книге [2, с. 20].
Оба обладали особым, узнаваемым стилем, который невозможно перепутать ни с каким другим. Оба были в душе лириками, тонко чувствовали поэзию и выражали свою жизненную позицию.
«Керэшеп Yткэр кы^ка FYмеренде!» [5, с. 172] («Жизнь свою борьбе отдай сполна!») - примерно так звучит один из поэтических призывов Шайхзады Бабича. «Светить всегда, светить везде, до дней последних до конца, светить - и никаких гвоздей! Вот лозунг мой - и солнца!» - так звучит девиз В.В. Маяковского в одном из его стихотворений [3, с. 278]. «Башкортостан - гелбостан» [5, с. 212] («Башкортостан - страна цветов»), - восхищался Бабич. «Жизнь прекрасна и удивительна», - жизнеутверждающе восклицал Маяковский [3, с. 464].
Поэт В. Маяковский вошел в наше сознание и культуру как «агитатор, горлан, главарь» [3, с. 544]. Он действительно шагнул к нам «через лирические томики, как живой с живыми говоря» [3, с. 544]. Владимир Маяковский - поэт-трибун, отдавший революции, рабочему классу, народу «всю свою звонкую силу поэта» [3, с. 389]. Столкновения новых исторических событий на заре XX века переворачивают судьбу и другого поэта-воина, поэта-трибуна - Шайхзады Бабича, который воспринял свободолюбивые общественные идеалы и с началом Гражданской войны с головой погрузился в национально-освободительную борьбу башкирского народа.
Оба поэта сотрудничали с сатирическими журналами. Наблюдательный, острый на язык Бабич, как истинный сэсэн, метко высмеивал недостатки, печатался в сатирических журналах «Кармак» («Крючок»), «Акмулла» («Акмулла»), «Парлак». В. Маяковскому были близки журналы «Сатирикон» и «Новый Сатирикон», основная тематическая направленность которых вполне ясна из названий. Также поэт писал стихи, составлявшие «Окна РОСТА», агитационные плакаты на злобу дня.
Владимир Маяковский не раз выступал как актер, сценарист, драматург, талантливо декламировал свои стихи, рисовал плакаты. Люди как завороженные слушали выступления Бабича, когда он читал наизусть не только стихи, но и свою объемную поэму <^азазил» (1916; «Газа-зил»). В сущности, Бабич был первым, кто в башкирской поэзии довел исполнение стихов со сцены до уровня настоящего искусства, он мог один вести целые вечера, виртуозно играл на мандолине, пел башкирские народные песни.
В. Маяковский вошёл в историю русской литературы ХХ века как поэт-новатор. Он внёс много нового и в содержание, и в форму стиха и мог писать обо всем в равной степени талантливо и необычно. Как по своему содержанию, так и по звучанию поэзия Ш. Бабича тоже была абсолютно новым явлением в башкирской литературе.
Во все времена судьба поэта была нелегка. Но самые тяжелые, трагические испытания выпали на долю поэтов начала ХХ столетия. Оба поэта умерли молодыми: Бабичу было всего 24 года, когда по приказу красных командиров его изрубили на куски, Маяковский застрелился в возрасте 37 лет.
Интересно, что два великих поэта, не зная, не ведая друг о друге напишут одноименные произведения: Шайхзада Бабич в 1916 году - сатирическую балладу «Кандала», в 1929 году Владимир Маяковский - феерическую комедию «Клоп». До них «снизошел» до образа клопа, наверное, только Н.В. Гоголь. В его комедии «Ревизор» (1836) в ответ на жалобу проживавшего в провинциальной гостинице Хлестакова: «Скверная комната, и клопы такие, каких я никогда не видывал: как собаки кусают» Городничий говорит: «Скажите! Такой просвещённый гость, и терпит - от кого же? - от каких-нибудь негодных клопов, которым бы и на свет не следовало родиться» [4, с. 16].
Чем же привлек поэтов-сатириков образ клопа - кровососущего паразита, отличающегося высокой подвижностью, не дающего покоя теплокровным, в особенности человеку?
86
Г.М. Мунасипова
В своей балладе Бабич, как бы высмеивая себя, на деле раскрывает недостатки других. Образ клопа - это сатирический портрет кровопийц, грабителей и угнетателей, наживавшихся на войне. «Характерной особенностью этого произведения является необъятная развернутость аллегорической метафоры, живая фантасмагория окружающего мира, где в один узел сведены и правда, и вымысел, и сказка, и миф, и людские суеверия» [5, с. 135].
В балладе центральный образ - Клоп. Кроме Человека, как самостоятельные образы выводятся его части тела: Тело, Глаза, Рука, Лоб, Брови, Ресницы, Голова. Сюжет простой: Клоп каждую ночь выходит на охоту, выискивая себе жертву. Бродит по Телу, добирается до Головы, ползет по Лбу, сходит на Брови, опускается на Ресницы, приближается к Глазам. Глаза следят за движением Клопа, даже советуют ему:
Эй, зэгиф йэн! А§ гына тор, тукта Ын, Мин йоклайым, тэн дэ ысынлап йокла^т. Шунан ары акрын-акрын кил дэ Шн, Урмэлэп сэстэн, башымдан мен дэ Ын, Шым гына атлап килеп, Шн кашка бад, Каштан ыргып теш, минец керпеккэ бад; Бад та ныгытып, керпегемде кос, йэме! Ку$тебемдэн Y§ канымды эс, йэме?.. [5, с. 187].
Сейчас уснем мы.
И задремлет Тело.
Тогда приди и забирайся смело
На голову, в покров волосяной,
Спустись оттуда и сойди на Брови,
С Бровей да на Ресницы опустись,
Устройся там прочней, упейся крови... [2, с. 135].
Когда Глаза сомкнулись, Клоп добирается до цели и начинает упиваться крови на веках Человека. От боли просыпаются Глаза, но ничего не предпринимают. Но тут пробуждается Тело, начинает двигаться Рука, и Клоп, желая спрятаться, заворачивается в Ресницы. Вот и Рука близка, но открываются Глаза и взмахом век укрывают Клопа. Рука, не найдя его, успокаивается. Клоп идет дальше, ползет на череп через Лоб, но его душа полна страха. Его зовет потолок, но он не может парить и бесславно падает брюхом кверху на пол. Рука слышит его мольбы о спасении, но не торопится спасать, он рад, что Клоп получил возмездие за то, что пил людскую кровь. Рука смеется, только Глаза печальны.
Клоп - жестокий, самодовольный, думающий только о собственной выгоде и паразитирующий
на несчастьях и бедах других. Он путешествует по частям тела человека с целью обрести себе единомышленников. Но Клопу сочувствуют только Глаза. В балладе за образом Глаз скрываются равнодушные лицемеры, живущие по принципу: «Моя хата с краю, ничего не знаю». Даже по возможности укрывают злодеяния кровососа. Что интересно, они оба совершают свои жестокие поступки именем бога. Надо думать, что Глаза - это аллегорический образ приспешника Клопа, натравливающий его на злодеяния, при этом еще укрывающий его грехи. Если бы не Глаза, то Клоп нашел бы свою смерть еще прежде, от Руки, которая поднялась свершить суд над ним. Главный враг Клопа и Глаз - Рука, за этим образом скрывается могучая масса простого народа, которая одним взмахом может смести всех паразитов. Но Бабичу надо было развить сюжет, чтобы Клоп умер не от Руки, а от тяжести собственных грехов, которые не дают ему взлететь, т.е. обрести покой и славу.
Хотя баллада заканчивается трагически, она проникнута сатирой на власть имущих, сочится сарказмом на лицемерие и двуличность окружающих, тонкой иронией на дремлющих. «Наличие мрачно-фантастических, гиперболических элементов в сюжете и кроваво-трагическая развязка сближает произведение с фантастическим народным преданием или сказанием. Образы в нем, как и в автохтонных и восточных фантастических народных и литературных произведениях лиро-эпического характера, выступают в предельно обобщенном виде. Обобщенность и повышенная эмоциональность образов, обобщенный психологизм, условность, драматизм, лаконичность и законченность сюжета вносят в произведение элемент иносказательности, притчевости, что дает поэту возможность более тонко и остро поставить, обнажить интересующую его социально-этическую проблему» [6, с. 416-417]. Силой своего таланта Бабич беспощадно высмеивал все те явления, которые, по его убеждениям, тормозили развитие общества. Он яростно боролся против многочисленных пороков, характерных для того времени и каждой отдельной личности.
В феерической комедии В.В. Маяковского клоп выступает в роли неприметного насекомого, которому отводится несколько строк произведения. Клоп в комедии - метафора Присыпкина, главного героя. Присыпкин - любитель выпить и побренчать на гитаре, представляет собой вуль-гаризованный вариант советского гражданина. Он, чтобы жениться на маникюрше и кассирше
Эльзевире Ренессанс, бросает свою старую любовь, работницу Зою Березкину, и та в отчаянии пытается покончить жизнь самоубийством. На свадьбе, которую празднуют в парикмахерской, вспыхивает пожар и все погибают. Через пятьдесят лет в подвале дома находят замороженного Присыпкина, утонувшего при тушении пожара, и Институт человеческих воскрешений получает задание разморозить его. Вместе с Присыпкиным воскрес и клоп - «редчайший экземпляр вымершего и популярнейшего в начале столетия насекомого» [7, с. 81].
Чтобы показать мещанство не только как порок современного общества, но и как явление, тормозящее развитие общества, Маяковский перенес действие остальных 5 картин на 50 лет вперед. Попав в мир будущего, Присыпкин оказывается настолько чуждым людям 1979 года, что его с полного его согласия помещают в клетку зоологического сада. У Маяковского не было намерения показать картину будущего социалистического общества. Он хотел лишь противопоставить мещанству образцы культуры быта, чистой жизни. А в самом конце комедии в обращении Присыпкина к зрителям Маяковский приглашает их проверить, нет ли и в них самих ещё не изжитых качеств мещанина Присыпкина.
«Клоп» был первой законченной пьесой Маяковского, написанной в прозе. Он строил свою прозу как стихи, придавая словам и фразам чеканность, энергию и звучность, и реплики приобретали особую выразительность. Присыпкин, семья Ренессанс и их свадебные гости - это носители таких пороков, как грубость, приспособленчество, подхалимство, пьянство, грязь, хамское отношение к женщине, антиобщественные отношения. Показывая мещанство, Маяковский осмысливал его политически. Бытовое перерождение Присыпкина - не частный случай, это социальное явление: измена человека своему классу. Главный удар Маяковский обрушил на приспосабливающееся мещанство, когда оно маскирует свою сущность, прикрывается лозунгами «красной семьи» и т.п. Как не провести аналогию с балладой Бабича, который тоже обличал двуличность общества в образе Глаз. Таким образом, поэты, являясь современниками, писали об одних и тех же событиях совершенно в разных стилях и жанрах, преследуя одну и ту же цель.
Владимир Маяковский, Шайхзада Бабич - два великих поэта прошлого столетия. Величие их -в поэтическом свидетельстве своего времени, в огромной духовной напряженности и трагедийности, художественной честности. Каждый из них заставил волноваться общественность своего време-
ни, умы последующих поколений. Сравнивать их творчество нелегко, т.к. их стиль написания произведений и отношение к окружающему миру очень сильно отличаются друг от друга. Но у каждого из этих великих поэтов было свое понимание современности, но единственное, что их объединяло, -это горячая, неподдельная любовь к Родине.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дядичев В.Н. Жизнь Маяковского. Верить в революцию. М.: Алгоритм, 2013. 448 с.
2. Бабич Ш. Весенняя песнь: Поэзия. Проза. Уфа: Китап, 1995. 304 с.
3. Маяковский В.В. Избранные произведения: в 2 т. Л.: Советский писатель, 1963. 1314 с.
4. ГогольН.В. Ревизор. СПб.: ИГ Лениздат, 2013 г. 224 с.
5. Кунафин Г.С. Творческие горизонты Шайхзады Бабича: на башк. и рус.яз. Уфа: Китап, 2015. 288 с.
6. Кунафин Г.С. Башкирская поэзия XIX - начала XX веков: вопросы жанровых и идейно-художественных особенностей. Уфа: АН РБ, Гилем, 2011. 480 с.
7. Маяковский В.В. Баня; Клоп: Пьесы. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1984. 96 с.
REFERENCES
1. Dyadichev, VN. Zhizn' Mayakovskogo. Verit' v revolyutsiyu [The Life of Mayakovsky. To Believe in the Revolution]. Moscow, Algoritm press, 2013. 448 p. (In Russ.).
2. Babich, Sh. Vesennyaya pesn': Poeziya. Proza [Vernal Song: Poetry. Prose]. Ufa, Kitap press, 1995. 304 p. (In Russ.).
3. Mayakovsky, V.V. Izbrannye proizvedeniya: v 2 t. [Selected Works: In 2 Vol.]. Leningrad, Sovetskiy pisatel' press, 1963, 1314 p. (In Russ.).
4. Gogol, N.V. Revizor [Inspector-General]. Saint-Petersburg, Lenizdat press, 2013, 224 p. (In Russ.).
5. Kunafin, G.S. Tvorcheskie gorizonty Shaikhzady Babicha [Creative Horizons of Shaikhzada Babich]. Ufa, Kitap publ., 2015. 288 p. (In Russ. and Bashkir).
6. Kunafin, G.S. Bashkirskaya poeziya XIX -nachala XX vekov: voprosy zhanrovykh i ideyno-khudozhestvennykh osobennostey [Bashkir Poetry of the Nineteenth and Early Twentieth Centuries: Issues of Genre and Ideological and Artistic Peculiarities]. Ufa, the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan, Gilem press, 2011. 480 p. (In Russ.).
7. Mayakovsky, VV. Banya; Klop: Pyesy [The Bath; Bug: Plays]. Ufa, Bashkir publishing house, 1984. 96 p. (In Russ.).