Научная статья на тему 'Функционирование авторской глиняной игрушки в социокультурном пространстве города Самары'

Функционирование авторской глиняной игрушки в социокультурном пространстве города Самары Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
571
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / ТРАДИЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / AUTHORIAL EARTHENWARE TOY / FUNCTION / TRADITION / SOCIO-CULTURAL URBAN ENVIRONMENT / FOLK ARTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мулызева Анна Борисовна

В данной статье проведен комплексный анализ функционирования авторской глиняной игрушки в современном культурном пространстве города Самары. Статья посвящена социальным функциям глиняной игрушки, специфике её художественных образов, их трансформации в городской культурной среде. Творчество самарских мастеров-игрушечников рассматривается как целостное явление, сохраняющее и развивающее культурно-историческую и художественно-стилевую традицию народных художественных промыслов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUNCTION OF AUTHORIAL EARTHENWARE TOY IN THE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF SAMARA

The paper contains a detailed analysis of the function of authorial earthenware toy in the modern cultural environment of Samara. The article focuses on the social functions of earthenware toy, the specificity of its artistic images, their transformations in the urban cultural environment. The creative work of Samara masters of toy-making is viewed as an integral phenomenon, preserving and developing the cultural-historical and artistic-stylish tradition of folk crafts.

Текст научной работы на тему «Функционирование авторской глиняной игрушки в социокультурном пространстве города Самары»

УДК 745/749

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ АВТОРСКОЙ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА САМАРЫ

© 2012 А.Б.Мулызева

Самарская государственная академия культуры и искусств

Статья поступила в редакцию 13.06.2012

В данной статье проведен комплексный анализ функционирования авторской глиняной игрушки в современном культурном пространстве города Самары. Статья посвящена социальным функциям глиняной игрушки, специфике её художественных образов, их трансформации в городской культурной среде. Творчество самарских мастеров-игрушечников рассматривается как целостное явление, сохраняющее и развивающее культурно-историческую и художественно-стилевую традицию народных художественных промыслов. Ключевые слова: Авторская глиняная игрушка, функционирование, традиция, социокультурное городское пространство, народное художественное творчество.

Авторская глиняная игрушка с культурологических позиций может рассматриваться в качестве семантического текста, в котором отражается состояние современной культуры определенного социума. Являясь средством трансляции культурных ценностей, этических и эстетических норм, авторская игрушка отражает не только достижения производства и технологии, но прежде всего - изменения социокультурного контекста. Глубоко интегрируя в различные виды искусства, она при этом не только не теряет приобретённый в течение предыдущих столетий статус самостоятельного вида декоративно-прикладного искусства и дизайна, но все отчетливее приобретает черты искусства изобразительного со своими законами формообразования, образной структурой и внутренней логикой развития. Как одно из наиболее ярких проявлений современной культуры, авторская художественная игрушка все активнее заявляет о себе в социокультурном пространстве многих городов России. Вследствие этого представляется необходимым ввести авторскую художественную игрушку в сферу культуры и конкретизировать ее функционирование в современном культурном пространстве провинциального города, в нашем случае - Самары.

Под культурным пространством следует понимать сферу идей и представлений индивидов, в рамках которых происходит их социальное взаимодействие, и которое оказывает влияние на их действия. «Социокультурное пространство -это важный аспект формирования модели мира, обладающий характеристиками протяженности и структурности, сосуществования и взаимодействия, координации элементов культуры и смысловой наполняемости структурной организа-

Мулъаева Анна Борисовна, соискатель кафедры теории и истории культуры. E-mail: anna. mulyzeva@mail. ru

ции»1. Формирование социокультурного пространства создает наиболее благоприятную и комфортную среду для приобщения индивида или социальных групп к культуре. Единое культурное пространство в многонациональном городе может формироваться на основе такой национальной идеи, которая является идеей культуры, обладающей мощным интеграционным потенциалом. Культура создает в обществе ценностно-смысловые и информационные поля - общие параметры порядка - и на их основе достигается целостность социокультурного пространства. Социокультурное пространство создается множеством субъектов. Понятие социокультурное пространство возникло с момента появления концепций мировой истории человечества, в которой разобщенные исторические периоды образуют собой единое пространственно-временное поле. Социокультурное пространство города является пространственной средой, конструируемой человеком. Оно включает в себя социум, символы и ценности, коммуникацию и информацию. Как феномен, город существует только при взаимодействии всех этих элементов. В городском пространстве концентрируются социальные структуры, выявляются многочисленные смыслы и символические формы.

Культурно-семиотический подход позволяет изучать городское пространство именно с этих позиций и помогает нам сформулировать определение социокультурного пространства города как системы информационно-коммуникативных оснований социальной деятельности, воплощенных в разнообразных знаково-символических продуктах социокультурной практики, локали-

1 Колинько И.В. Социологические основы развития социокультурного пространства // [Электронный ресурс] Режим доступа http: / /www.teoria-practica.ru/-3-2005 /society/kolinko.pdf (Дата обращения 10.05.2012).

зованных в определенных территориальных границах2.

Составляющими городского социокультурного пространства являются следующие элементы: региональные традиции, выражающиеся в фольклоре и обрядности, декоративно-прикладном искусстве, народной и современной архитектуре, обусловленной окружающей природной средой края, в народной музыке и хореографии. Городская культура отбирает среди передаваемых из прошлого в настоящее ценности, нормы, образцы поведения, которые наилучшим образом способствуют воспроизводству городского образа жизни. Вместе с тем, внутри городской культуры возникают новые элементы, которые обогащают содержание городского культурного пространства. Одним из таких элементов является авторская глиняная игрушка. Развитие самарской глиняной игрушки рассматривается нами в общем контексте смены функций произведений глиняной пластики - от ритуального символа до игрушки как произведения малой скульптурной формы.

Современная самарская авторская глиняная игрушка имеет недолгую историю - чуть более 30 лет, именно поэтому она до сих пор не стала объектом научного осмысления с историко-куль-турологических позиций. Исследовательскую базу данной работы составляют вещественные источники - сама игрушки, созданные городскими мастерами и их учениками, материалы интервью и опросов, проводимых автором с мастерами, публикации в местной периодической печати.

Игрушка не может быть ничем иным, как воспроизведением упрощенной, обобщенной и схематизированной формы предметов из жизни и деятельности общества. В изменении характера игрушек во времени наглядно отражена история игрушки, обусловленная историей развития общества и человека в обществе. Уникальность глиняной игрушки заложена в её художественной природе, в сочетании трех основополагающих начал: пластического, орнаментально-декоративного и живописного. При явной пластической доминанте все они находятся в неразрывной связи, составляя органическое единство. С течением времени происходит процесс образной трансформации, но все эти три начала продолжают составлять синтетическое единство. Глиняная игрушка, как живой организм, имеет эволюционные периоды в своём развитии: от наипростейших монофункциональных примитивных форм - к сложным полифункциональным. По

2 Тулиганова И.В. Социокультурное пространство современного города. Автореф. дисс.... канд. философ. наук. - Саратов: 2009 // [Электронный ресурс] Режим доступа: Ы±р: / /www.sgu.ru/files /nodes /30284/ТиП-аащуаЫос_(11.05.2012).

своему функциональному назначению, глиняные игрушки первоначально создавались как предмет культа, а также - как магический оберег, к общенародным праздникам, игрищам и обрядам, являясь их своеобразным участником и художественным украшением. Изготовление глиняных народных игрушек направлено было не только на создание своеобразной атмосферы в доме или на празднике, но и на творческое воспитание человека.

В середине 1980-х гг. в Самаре возникли центры художественного образования детей, направленного на создание глиняных игрушек и обучение этому мастерству: «Самарская игрушка» под руководством Л.К.Городецкой, «Самарский сувенир» Ю.С.Черепова, «Глиняная игрушка» О.Н.Ананьевой и мастерская при ДШИ № 8 А.В.Самаринкиной, в это же время начали индивидуально работать мастера - игрушечники Н.И.Михина и Т.С.Мендруль. Характерные черты, определяющие своеобразие игрушек отдельных мастерских, объясняются многими показателями: качеством местной глины, техникой обжига, культурно-исторической и художественно-стилевой традициями данного региона.

Каждый из центров выпускает неповторимые авторские произведения, но все они имеют и некоторые общие черты с традиционными российскими промыслами глиняной игрушки, что обнаруживается в сюжетах изделий и технологии их производства. Традиционность - существенный признак современной самарской глиняной игрушки, отличает её как предмет, основанный на народных традициях. Она приняла их в себя, как свое законное достояние, и возвратила миру в новом, преображенном виде. При создании глиняной игрушки художник представляет свой народ, среду, социальную группу, но в индивидуальном, неповторимом проявлении. Этим можно объяснить ту особенность традиции, что она препятствует прямому использованию труда предшественников. Традиционность творчества при создании самарской глиняной игрушки можно рассматривать как выражение народного, массово-коллективного мировоззрения и идентичности.

Анализируя функционирование современной глиняной игрушки в культурном пространстве города, мы остановимся на самых основных ее функциях: коммуникативной, педагогической, художественно-эстетической, познавательной, психотерапевтической, сувенирной. Глиняная игрушка служит частью коммуникативного процесса. В социокультурном пространстве коммуникация обычно определяется как передача информации от человека к человеку в процессе любой деятельности. Как правило, общение посредством какой-либо деятельности, основанной

на использовании знаков или действий, выражается понятием «коммуникативный». Традиция, как коммуникация во времени, осуществляет трансляцию от поколения к поколению социокультурных ценностей. Исследуя вопрос воздействия глиняной игрушки на формирование социальных качеств личности человека, можно сказать, что эта игрушка по своей природе выполняет коммуникативную функцию, поскольку служит средством полноценного, содержательного, позитивного общения, а также даёт социокультурный опыт разрешения различных конфликтов. Социальные механизмы функционирования глиняной игрушки выражаются в способе передачи опыта в живом общении, т.е. в непосредственной коммуникации от мастера к ученику.

Мастера, создающие их, ощущают себя носителями культурной традиции, созидателями и соучастниками коллективного творчества. Современное развитие техники, информационных технологий (аудио, видеотехника, компьютер, Интернет) дополняет этот механизм новыми формами фиксации, сохранения, распространения опыта по созданию глиняных игрушек.

Исследования в области психологии и педагогики немаловажную роль отводят глиняной игрушке в качестве средства формирования коммуникативных умений и навыков у взрослых и детей. Именно дети, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, наиболее активно развивают коммуникативные умения и навыки и учатся строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Ведущей деятельностью ребенка в этом возрасте является игра. Неотъемлемой частью игры является игрушка3. Глиняная игрушка, впитав в себя многовековой опыт народной педагогики и культуры, является наиболее подходящим средством формирования коммуникативных умений и навыков у детей4. Выполняющие определенную роль участники производственного процесса часто невольно перевоплощаются в образ или предложенный им персонаж. Тем самым, они овладевают и раскрывают новые направления для самореализации, формируют своё внутреннее видение. Интересно то, что сам процесс создания образа, при помощи лепки из глины усиливает фантазию мастеров, тем самым наиболее совершенно раскрывая его суть. Одной из главных привилегий глиняной игрушки является всеохватывающее обаяние игровых персонажей, привлекающих каждого ребенка возможностью перевоплощения и игрового действия в

3 Виноградов Г. С. Народная педагогика. - Иркутск: 1926.

4 Покровский Е. А. Детские игры, преимущественно рус-

ские. В связи с историей, этнографией, педагогией и гигиеной. - М: 1887.

образе. Успешное усвоение детьми коммуникативных умений и навыков возможно при установлении в процессе обучения и воспитания связи между тем, что воспитатель или педагог хочет сформировать у ребенка, и тем, что субъективно значимо для него. Таким образом, сама глиняная игрушка и процесс её создания детьми должна опираться на имеющиеся у них потребности: в игре, в общении, в движении, в продуктивных видах деятельности.

Игрушка выполняет сегодня ещё и педагогическую функцию, являясь живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Целеустремленность и функционирование традиций глиняной игрушки остается стабильной платформой воспитания патриотических, духовных и эстетических качеств личности, формирует характерные особенности народа. Образование национального мироощущения невозможно без региональных компонентов. Обращение к традициям народного искусства в отдельных местностях России является важнейшим звеном патриотического воспитания народа. Д.С.Лихачев писал, что патриотизм, прежде всего, начинается с любви к своему дому, своему городу, своей местности и постепенно перерастает в любовь к Родине, а, созрев, становится сознательной, крепкой любовью к своей стране и ее народу: «Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала»5.

Художественно-педагогический потенциал народной игрушки заключается в традиционности народной культуры, в ее глубинных связях между поколениями, поскольку с помощью игрушек детей обучали труду. Педагогические аспекты глиняной игрушки имеют давние корни и фольклорно-этнографическую основу. Творческие навыки, приёмы выполнения, характерная преемственность и устойчивость художественных традиций передавались из поколения в поколение и закреплялись в сознании народа, как морально-этическая традиция воспитания подрастающего поколения. В области методической и педагогической работы дизайнеры и педагоги привлекают детскую аудиторию к изучению национальных и региональных художественных традиций, которые могут стать важной составляющей воспитательного процесса в условиях индустриально развивающегося общества. Самарские мастера - наставники и их ученики берут сюжеты для своих работ из языческой мифологии, преданий, сказок; здесь проработаны сюжеты на темы древних славянских, греческих,

5 Лихачёв Д. С. Прошлое - будущему: Статьи и очерки. - Л.: 1985. - С. 5.

римских, индийских, японских, китайских мифов. Формы авторской игрушки, несмотря на кажущееся беспредельным разнообразие, сводятся к нескольким исторически сложившимся архетипам. Среди них - местные персонажи и герои, герои народных сказок и легенд, фантастические и реалистические животные, растения и архитектурные сооружения.

Следует отметить, что такие понятия, как музейная педагогика, музей и педагогика, музейные выставки и школьники в последнее десятилетие прочно вошли в педагогический оборот. Чрезвычайно важно создать вокруг зрителей среду из подлинных произведений искусства и вести работу по формированию у них эстетического отношения к своему окружению. Без зрительных образов человек не в силах правильно воспринимать сведения о материальной культуре народа, о характере взаимоотношений между людьми, о том или ином историческом периоде. Это и особая форма дополнительного образования, развивающая кругозор, и побуждающая к сотворчеству, активности, способствующая гра-жданско-патриотическому воспитанию. Много раз самарские мастера проводили в рамках фестивалей и выставок народного творчества мастер-классы по обучению лепке глиняной игрушки. Их игрушки экспонировались в музеях на городских, областных, региональных и всероссийских фестивалях: «Город мастеров», «Волга - наш общий дом», «Родная глубинка», «Радужная кисть», «Святые символы России», «Самарский Левша» - 2008, «Жигулевская палитра», «160 самарских узоров» к 160-летию Самарской губернии. Самарские глиняные игрушки - регулярные участники различных выставок декоративно-прикладного творчества: в городском Дворце ветеранов, в Детской картинной галерее, Самарском художественном музее, в СОИКМ им. П.В.Алабина. Они принимали участие на всероссийских выставках-ярмарках в Москве, Нижнем Новгороде, Каргополе Архангельской области, в г. Мышкине Ярославской области, а также за рубежом - в Италии, Германии, Франции, США.

«Русская народная игрушка - это такая прелесть, такое глубокое понимание красоты и такая забавная изобретательность, что лучше этого не найти нигде», - говорил А.Бенуа6. Каждая глиняная игрушка воспринимается как художественно-эстетическое произведение, обладающее выразительной формой, четким силуэтом, ритмами линий и орнаментов. Художественно-эстетическое начало, представленное в глиняной самарской игрушке, несущей в себе элементы орнамента, росписи, отличающейся особой

6 Бенуа А.Н. Статья в газете «Речь». - М: 1982.

скульптурностью форм, соотношением формы и декора, организованным ритмом орнамента, позволяет говорить об эстетике предмета, его художественности. Орнамент, соединенный с совершенством форм, для наших предков был особым знаком, культурным текстом. Заполняя собой поверхность, он как бы поднимал предмет над ограниченностью его бытового назначения, делая его носителем некой информации, выступая моделью гармонического мирового порядка. Принцип орнамента вытекает из универсальной модели мира, из представлений об иерархически устроенной вселенной. Мотивы и элементы орнаментов, которые существуют на поверхности предметов, первоначально имели магическое значение, а сами предметы воспринимались как культовые.

Декоративность изделий самарских мастеров глиняной игрушки заключается не только в разнообразии орнаментальных мотивов - геометрических и растительных, но и в колористических качествах. Элементы орнамента подсказывают человеку окружающая природа, место его обитания, климат, обычаи народа, очертания человеческого тела и окружающих предметов. В представлении наших предков от Бога вниз на Землю нисходил жизненный свет, со временем трансформированный в солнечный. Это - круговорот в природе, годовое вращение, взаимосвязь и взаимозависимость стихий. Солярные знаки, как правило, представляют равносторонний крест с загнутыми в ту или другую сторону концами. Очень часто мы видим, что этот знак заключен в круг - символ Вселенной, в которой и происходит процесс вечного движения. В Самаре широко применялись солярные знаки в деревянной резьбе карнизов фронтонов домов, фризовых досок, наличников и ставен окон, крыльца, ворот, калитки, чаще всего, как обереги, от пожаров. Отсюда этот символ переняли в росписи орнаментов своих глиняных изделий Л.К.Городецкая и Ю.С.Черепов. Считалось, что глиняная игрушка сохраняет счастье в доме, а порой и приумножает его, потому фигурки из глины часто можно было увидеть в домах в виде красивых украшений и мощного оберега. Функционирование глиняной игрушки, как оберега, присутствует и в наши дни.

Л.К.Городецкая делает свои обереги - «зачу-ры», как она их называет, из глины, с молитвой, добрыми пожеланиями. Ведь глина, как никакой другой материал, способна впитывать в себя энергию человека. Много изречений, которыми подписаны эти работы, взяты из народного быта, пословиц и поговорок: «Дай бог тому, кто поит и кормит, и вдвое тому, кто хлеб-соль помнит», «Да воскреснет любовь и доброта в России», «Дорогие люди, берегите природу, любите

и жалейте детей», «Храните русские обычаи»7. Символика колокола, как оберега, обусловлена его функцией связи между землей и небом; а также формой и положением в пространстве, благодаря которым он ассоциируется с небесами и выступает в качестве символа высшей созидающей силы. Колокола из глины с образами самарских достопримечательностей создаёт Ю.С.Черепов. Покачивания колокола знаменуют собой крайности добра и зла, смерти и бессмертия, а его форма олицетворяет небесный свод.

Художественное творчество человека изначально было обусловлено магической потребностью и одновременно - способом творческого познания мира и овладения им через художественные образы глиняных игрушек. Ни в каком другом виде творчества подобный акт познания и одоления враждебного мира хаоса, противостоящего человеку на его жизненном пути, не становился столь материально-убедительным, телесно достоверным, как в предметном мире скульптурных форм. Изначальное функционирование глиняной игрушки, как предмета культа, сегодня утратило свой тайный смысл, и игрушка в городе стала забавой, сувениром, музейным экспонатом. У каждой мастерской глиняной игрушки в Самаре свой неповторимый почерк. Характер образов игрушки по своему минимуму изобразительных средств ближе всего к мировым архетипам, и в то же время игрушка - это скульптурное создание современного народного творчества. В игрушке последних лет все очевиднее проступают реалистические черты, связь с современным реальным бытом, миром животных.

В центрах «Самарский сувенир» Ю.С.Че-репова, «Самарская игрушка» Л.К.Городецкой, «Глиняная игрушка» О.Н.Ананьевой создатели постоянно обращаются к многофигурным композициям с людьми и животными на бытовые и сказочные сюжеты: «Чаепитие», «Посиделки», «Гулянье». Такие работы часто имеют объединяющий предмет, вокруг которого происходит действие, и располагаются на пластине-основании. В мастерской Ю.С.Черепова при оформлении этих композиций, кроме глины и дерева, используют и другие материалы: соломку, веточки, мелкие камушки, бисер и даже драгоценные камни. Например, в сценке «Чаепитие» из соломки сделан забор, а в архитектурной композиции из глины «Храм святого Георгия Победоносца в Самаре» листья на деревьях и газоны у храма выполнены из цветных драгоценных камней.

Современный философский взгляд на зверей, рыб, традиционных Полкана, Русалку, птицу

7 Смородская Е. Безответная любовь Лоры Городецкой // Самара и губерния. 1998. № 5 (9). - С. 18 - 19.

Сирин, Домового, Водяного и даже некоторые человеческие образы («Мужчина-шкаф», «Пират», «Клоун-скрипач», «Сидящий клоун») можно выявить в керамике А.В.Самаринкиной и О.А.Ананьевой. Необычно представлен мир животных у самарских мастеров глиняной игрушки. Н.И.Михина своих зверей создаёт как в русских традиционных костюмах, так и в современной одежде. Они выразительно конкретны и уточнены различными деталями.

Архетипы особо почитаемых древних женских образов постепенно трансформируются в современном городском культурном пространстве; так появились «Купчиха с розами», «Нянюшка с ребёнком», «Баба с гусём», «Хозяйка с куличом», «Душа Самары», «Студентка», «Туристка», «Скрипачка», «Певица».

Несомненной авторской находкой Л.К.Городецкой стали исторический персонаж - «Самарский голова Петр Алабин с супругой» и образы реальных людей: «Журналист Оля Христенко с ягнёнком», «Гимназистка Паша Шведова с Библией». Один из самых популярных образов глиняной игрушки - Мировое Древо, как зримый символ развития, опорный образ мысли, помогающий человеку проникнуть в суть объективной реальности. Его изображение осталось до сегодняшнего дня одним из важных сюжетов глиняной игрушки. Мировое Древо Л.К.Городецкой, как образ Пасхи, счастья, домашнего очага, любви, имеет различные формы - яйца, сердца, цветка и украшено народными изречениями: «Яйцо красное - символ Пасхи», «Сердце», «Счастье в труде посильном», «Кто народ веселит» и т.д. 8

Уникальная методика лепки из глины игрушек проста в освоении и ни с чем несравнима по воздействию на психическое развитие человека. Глиняная игрушка всегда функционирует, как психотерапевтический предмет - помогает человеку овладеть собственными желаниями, страхами. Глиняные игрушки в условиях городской среды формируют не только эстетическое чувство, но и гармонию цвета и формы, внутренний баланс организма и душевное равновесие. Руки и пальцы с их тонкой моторикой (от которой зависит развитие речи) учатся с помощью тактильных ощущений, координации с глазами и включения в работу сразу двух полушарий (левого — рационального, анализирующего и правого — интуитивного, эмоционального) воссоздавать из целого куска глины определённый художественный образ. Особое значение на психику оказывают игрушки-свистульки, которые создают сегодня самарские мастера. По древним

8 Хмельницкий Ю. Иностранцев «пробират до слёз» при виде самарских игрушек // Самарское обозрение. -1998. - № 4 (95).

поверьям свист отпугивает злых духов. Вибрационные характеристики звука различных свистулек подбираются отнюдь не случайно. Воздействие звука традиционной свистульки на психику и здоровье человека носит скорее терапевтический характер, чем развлекательный. Особенно это важно для ребёнка, так как, играя на свистульке, он развивает свои лёгкие.

Глиняная игрушка, как одна из наиболее традиционных областей народного искусства, является хранительницей древних изобразительных типов, художественных принципов и техник. Эти фигурки не функционировали, как обычные бытовые предметы, они являлись и игрушками для детей, и одновременно — произведениями мелкой пластики, имевшими как ритуальное, так и декоративное значение. Глиняная игрушка менее утилитарна и поэтому, более символична, по сравнению с другими видами народного творчества. Глиняная игрушка отличается от других вещей, которые имеют чисто утилитарное применение, тем, что у нее всегда есть своё особое семантический поле. Свой семиотический статус глиняная игрушка приобретает в ритуале и обряде, причем это является результатом соединения материальной и мифологической семантики. Именно в ритуально-магических практиках проявляются характерные особенности глиняной игрушки, как особого феномена, стоящего на границе живого и неживого, человеческого и того, что в данной культуре таковым не считается, в конечном счете — на границе природы и культуры.

Сохранение и преобразование образной основы — главное правило, которому следуют мастера-игрушечники в самарских центрах её

производства. Основой производства игрушки на протяжении многих веков являлась устойчивая художественная традиция, несколько варьируемая во времени и сохраняемая путем непрерывной передачи технологий и художественного опыта.

Эволюция и национальное своеобразие авторской художественной игрушки в городе Самаре определяются не только особенностями традиционной культуры, но и внутренней социально-политической ситуацией города в отдельные исторические периоды. Традиция допускает инновации, но не допускает разрушения, отступлений от того, что является главным, служит смысловым и художественным стержнем создаваемого. Трансформации в глиняной игрушке неизбежны, они продиктованы временем, меняющимися историческими условиями, однако, традиционное искусство продолжает, как мы знаем, жить и развиваться на протяжении столетий. Обновление её заключается не в ломке, а в дальнейшей разработке устоявшегося образного решения, сохраняемого в своей основе, несмотря на изменившиеся условия и время. Это свидетельствует об исключительной устойчивости традиции. Самарская авторская глиняная игрушка - это синтетическое явление современной культуры, которое может быть рассмотрено только в совокупности его характеристик как вида изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна. Функционировать самарская авторская глиняная игрушка сегодня может как декоративный предмет интерьера, детская игрушка, выставочный или музейный экспонат.

THE FUNCTION OF AUTHORIAL EARTHENWARE TOY IN THE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF SAMARA

© 2012 A.B.Mulyzeva

Samara State Academy of Culture and Arts

The paper contains a detailed analysis of the function of authorial earthenware toy in the modern cultural environment of Samara. The article focuses on the social functions of earthenware toy, the specificity of its artistic images, their transformations in the urban cultural environment. The creative work of Samara masters of toy-making is viewed as an integral phenomenon, preserving and developing the cultural-historical and artistic-stylish tradition of folk crafts.

Key words: Authorial earthenware toy, function, tradition, socio-cultural urban environment, folk arts.

Anna Borisovna Mulyzeva, applicant of the Department of Theory and History of Culture. E-mail: anna. mulyzeva@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.