УДК 745/749
РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ ГОНЧАРСТВА И НОВАЦИИ В ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКЕ СЕЛЬСКИХ МАСТЕРОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
© 2013 А.Б.Мулызева
Самарская государственная академия культуры и искусств
Статья поступила в редакцию 30.05.2013
В данной статье проведен анализ развития гончарного промысла в сельских районах Самарской области и создаваемых на его основе глиняных игрушек. Статья посвящена игрушкам сельских мастеров, продолжающих традиции гончарства в своем творчестве. Новации в игрушечном промысле отражают художественные образы изделий, формы мелкой скульптурной пластики, сюжеты глиняных композиций. Керамические игрушки рассматривается в качестве явления, сохраняющего и развивающего культурно-историческую традицию народных художественных промыслов.
Ключевые слова: Авторская глиняная игрушка, традиция, гончарный промысел, народное художественное творчество.
В Самарской губернии во второй половине XIX - начале ХХ вв. одним из развитых промыслов являлось гончарство. В сравнении с центральными районами России, гончарство, как и другие промыслы, не было массовым, поскольку Самарская губерния в этот период -один из крупнейших центров хлеботорговли, «зерновая житница России». В связи с этим можно утверждать, что крестьянство обеспечивало себя хлебопашеством, не нуждаясь в подсобных промыслах. Немаловажную роль в ограниченности гончарства в крае играло отсутствие большого количества гончарной глины.
Самыми крупными центрами керамики являлись села: Большой Сарбай, Кабановка (ныне Кинель-Черкасского района), Сосновка (По-хвистневского р-на), Сосновый Солонец (Ставропольского р-на), Печерское и Костычи (Сыз-ранского р-на), Покровка (Борского р-на), Мосты, Ломовка и Тепловка (Пестравского р-на), Утевка (Нефтегорского р-на), Съезжее (Бога-товского р-на), Шентала (райцентр) и др1.
Под гончарством специалистами понимается «область производственной деятельности человека по изготовлению посуды и некоторых других предметов из глины и её смесей с другими материалами, которые после термической обработки приобретали камнеподобное состояние»2. К гончарному производству относится и изготовление глиняных игрушек. Их лепили мастера по всей Самарской области. Об этом свидетельствуют материалы археологических раско-
Мулъаева Анна Борисовна, аспирант кафедры теории и истории культуры. E-mail: anna. muluzeva&mail. ru
1 Кирсанов Р.С. Гончарное производство русского населения Самарского Поволжья в конце XVII - ХХ вв. Автореф. дисс.... канд. ист. наук. - Самара: 2000.
2 Васильева И.Н., Салугина Н.П. Не боги горшки обжигают. - Самара: 1997. - С. 8.
пок поселений XVIII в.: Новинки (село Новокараульное, Архангельское тож) и III Шигон-ского поселения в одноименном районе Самарской области (раскопки В.Н.Зудиной3 и М.А.Турецкого4). В существовании производства игрушек, наряду с изготовлением посуды, убеждает и творчество мастера-гончара А.Д.Филатова, 1928 г.р. (с. Ломовка Пестравского района Самарской обл.)5.
Указанные исследования показывают, что распространенными формами глиняной игрушки были детские погремушки и птички-свистульки (не крашеная игрушка и единичные примеры глазурованных игрушек). Данная работа посвящена исследованию современного производства глиняных игрушек в сельских районах Самарской области. К мастерам - игрушечникам в настоящее время относят всех тех, кто занимается созданием всевозможных авторских изделий в традициях народного искусства — независимо от образования, рода деятельности и качества их произведений. Занимаются созданием глиняной игрушки на селе как профессиональные художники и скульпторы, так и мастера-самоучки. Источниками нашего исследования стали произведения сельских мастеров глиняной игрушки; их фотографии и материалы устного опроса, проведенного
3 Зудина В.Н. Археологическое изучение русского селения Новинки (село Новокараульное, Архангельское тож) // Краеведческие записки. Вып. 8. - Самара: 1996. - С. 269 - 288.
4 Турецкий М.А. Отчет о раскопках III Шигонского поселения в Шигонском районе Самарской области по Открытому листу № 562. 1995 // Архив археологической лаборатории Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
5 Архив Историко-эко-культурной ассоциации «Повол-
жье».
автором статьи с продолжателями традиций гончарства.
Современная глиняная игрушка в городах и сёлах Самарской области появилась в начале 1990-х годов. С одной стороны, процесс ее создания сегодня проявляется, как глубокая внутренняя преемственность традиций — один из элементов хотя и сложного, но непрерывного развития самобытной культуры. С другой стороны, игрушка испытывает воздействие со стороны новой идеологии, стиля, форм, сюжетов современного изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Она впитывает в себя многое из окружающей среды; этот промысел сейчас приобрел черты мелкой декоративной пластики.
В Сызранском уезде Симбирской губернии в XIX в. работало множество мастеров гончарного дела, в том числе и целые семейные артели. Изготавливали они традиционную для России посуду — горшки, миски, корчаги, крынки, но с развитием фабричного производства посуды многие кустарные промыслы исчезли6. В наше время в Сызранском районе Самарской области гончарное дело вновь возрождается, как один из видов декоративно-прикладного искусства, благодаря творчеству отдельных мастеров. Среди них - В.В.Шиляев, уроженец с.Коше-левка. Игрушкой, главным образом, свистульками, начал заниматься с 1985 г. У него не только традиционные «сухие» свистульки, но и необычные — «водные», немного похожие и на животных, и на курительные трубки. Для того, чтобы такая птичка запела, надо её внутри заполнить водой и подуть в свисток.
Ученик и последователь В.В.Шиляева -В.Н.Учаев не сразу пришел к игрушечному ремеслу: был и токарем, и помощником машиниста, трудился на военном заводе. Приехав в деревню Кошелевка из Ульяновской области, с 1995 г. занимается гончарным промыслом -создаёт глиняную посуду и игрушки. Глину он использует не местную, а возит из Ульяновской области, добавляет в неё различные примеси: клей, голубую глину и т.д. Посуду расписывает глазурью, а игрушки - акриловыми и гуаше-выми красками и покрывает лаком. Дети, которые занимаются у Виктора Николаевича в мастерской - учащиеся детских художественных школ, детских домов и интернатов, местные ребята. Большинство из них только приобщаются к гончарному ремеслу; некоторые обучаются по нескольку лет. Дело мастера продолжает сын - Иван.
6 Осипова Е.В. В гончарном царстве» сызранца Виктора Учаева. Ремесленничество России // [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /www.remeslennik.ru / (05.04.2013).
Сюжеты их игрушек просты - фигурки людей (чаще мужчин) - комичные образы (командировочные, местные деревенские мужички с бутылкой вина, с мешком картошки и т.д.). Создают в мастерской В.Н.Учаева и архитектурные образы - модели Сызранских храмов, древние крепости; лепят разных животных, особенно коров, коз, мышей, всевозможных птиц; любят изображать сказочных персонажей - Бабу-Ягу в своей избушке, Домового, Лешего. Большое внимание уделяется игрушкам-свистулькам и окаринам (ocarina итал. яз. — гусёнок) - духовым музыкальным инструментам со свистковым устройством, которых Виктор Николаевич научился создавать, благодаря своему учителю В.В.Шиляеву.
В с. Тёпловка Пестравского района Самарской области на базе Дома детского творчества с 2000 г. существует коллектив «Глиняная сказка» под руководством В.А.Федюниной. Его образование связано с пробуждением интереса к гончарному ремеслу, процветавшему здесь до середины XX в., благодаря династии гончаров Филатовых7. Основным направлением объединения была выбрана работа с глиняной игрушкой по мотивам традиционных русских народных промыслов Дымково, Каргополь, Филимоново.
Местная глина особенно ценится тем, что при обжиге приобретает цвет золотистой охры, поэтому было принято решение при росписи игрушки сохранять основной фон, нанося орнамент белыми полосами, кругами, точками. Студийцы выработали свой стиль росписи, используя всего три цвета. Сюжеты игрушек -местные барыньки с кавалерами, звери (чаще медведи), птицы. Большое внимание в студии уделяют лепке игрушек-свистулек. Это, в основном, уточки, индюки, петухи. Под руководством Валентины Алексеевны дети участвуют в различных конкурсах, выставках, овладевают тайнами мелкой народной пластики, широко используя фольклор, потешки, сказки-присказки для демонстрации своих поделок. В 2005 г. коллектив защитил звание «народный». В 2009 г. в рамках областной целевой программы «Развитие культуры села» на базе Тёплов-ского СДК прошел фестиваль декоративно-прикладного творчества «Поющая глина».
В Безенчукском районе Самарской области традиционного гончарного промысла не существовало. Но в наши дни директор СДК с. Никольское О.В.Сахтёрова и педагог дополнительного образования Г.А.Яшкина с 2006 г. работают с местной глиной, привлекая к этому занятию детей начальной школы. Игрушки высушивают в деревенской печи или в газовой
7 Архив Историко-эко-культурной ассоциации «Поволжье».
духовке. Руководители детского коллектива проводят мастер-классы при общеобразовательных школах - в с. Никольском, Екатериновке, в г. Чапаевске, летом в школьных лагерях; их игрушки участвуют в районных выставках художественного творчества.
В глиняных игрушках О.В.Сахтёровой и Г.А.Яшкиной представлены женские художественные образы чувашек, одетых в этнические костюмы. Старинные белые рубашки - платья (кепе) украшены богатым традиционным орнаментом, где присутствуют символы древа жизни, птиц и животных, человека и растений, огня и воды - свидетельства осмысления мира и места человека в нем. Здесь можно увидеть симметричные розетки, отличающие замужних женщин, волнистые линии - символ воды, крест - солнца. Передник украшался разноцветной вышивкой и аппликацией, где, кроме белого цвета, символизирующего небо и солнце, присутствуют синий, зеленый и красный. В завершенности костюма большую роль играют шлемовидные головные уборы, украшенные бисером и монетами: девичья шапочка - тухья и женская - хушпу, символически напоминающие небесный купол. Имеющие древнее происхождение, они играли роль оберега, при этом обозначая возрастную и социальную принадлежность чувашки8.
При ГБОУ СОШ посёлка городского типа Мирный Красноярского района Самарской области глиняные игрушки создаёт вместе с детьми Гельфиря Хайдаржановна Галиуллина. У неё занимаются 4 группы детей по 15 человек (от 6 до 13 лет). Глину красного цвета используют с берегов местной р. Екатериновки. Сюжеты юные мастера берут из русских народных сказок, иногда обращаются к религиозным мотивам (Рождества, Пасхи). Учащиеся Г.Х.Га-лиуллиной выставляют свои глиняные изделия на фестивалях детского художественного творчества в Самаре и городах области.
В поселке Суходол Сергиевского района Самарской области с глиняной игрушкой работает Ирина Ленкимовна Соловьёва - педагог дополнительного образования МЦДО «Поиск», профессиональная художница, лауреат областного конкурса «Сердце отдаю детям», Почетный педагог9. Любимый жанр мелкой глиняной пластики мастера - иллюстрации к русским сказкам, пословицам, поговоркам, скороговор-
8Мадуров Д. Ф. Реконструкция происхождения элементов чувашской одежды по фарфоровым статуэткам // [Электронный ресурс] Режим доступа: http: // www.twirpx.com/file/990930/ (28.12.12).
9 Истоки семьи Соловьёвых. [Электронный ресурс]
Режим доступа http: / /www.sergievskpoisk.ru /mcdo
/solovev/word.html (10.05.2013).
кам, потешкам, дразнилкам: «Баба с возу - кобыле легче», «На чьем возу сижу - того и песенку пою», «Пока баба с печи летит - 77 дум передумает» и т.д. Сюжетные композиции из глины раскрашиваются акриловыми красками или темперой. Именно в сказочной иллюстрации так образно проявляются фантазии автора и её учеников при лепке глиняных игрушек. Ирина Соловьева основала школу-студию художественного творчества. Одной из своих наставниц по методике создания глиняных игрушек Ирина Ленкимовна считает самарскую мастерицу Л.К.Городецкую10.
Раиса Александровна Кувшинова - мастер глиняной игрушки из с. Усолье Шигонского района Самарской области, с 1994 по 2010 гг. работала педагогом дополнительного образования в центре детского творчества с детьми от 5 до 17 лет. В молодости, случайно, в родном Усолье обнаружила залежи глины и решила что-нибудь слепить. Так появились на свет первые её работы в стиле дымковских игрушек; постепенно выработался свой стиль. Типажи игрушек мастера - люди из простого народа -девушки с лукошками или цветами, мамы с детьми, женщины за рукоделием, мужики в бане, охотники; кроме того, мифологические персонажи демонологического ряда.
Мастерица работает в двух техниках оформления игрушек (скульптур малых форм) - монохромной (без росписи) и многоцветной (расписной). Р.А.Кувшинова участвует в выставках, конкурсах и фестивалях разного уровня в области и за ее пределами. В 2012 г. студию глиняной игрушки в селе Усолье закрыли, как малокомплектную. Однако мастерица продолжает творить в домашних условиях. Одна из ее учениц - Е.Иванова, будучи уже взрослой, продолжает заниматься этим ремеслом.
Сегодня в Ауле Казахский Кинельского района Самарской области существует этнографический музей - юрта «Мурагер» (Священное наследие), при которой Акзиба Джумбаева с учениками создают «аульскую» глиняную игрушку, основанную на русской традиции. У кочевников - казахов не было традиционной глиняной игрушки, т.к. в исламе запрещено изображать живых существ. Мастер использует местную глину красноватого оттенка, расписывая ее гуашевыми красками. Игрушки пред-
10 Самарская игрушка Лоры Городецкой. Самарский обыватель // [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /samaralife.com/samarskaya-igrushka-lory-gorodetskoy/(25.01.2013); Мулызева А.Б. Художественный потенциал и воспитательные возможности авторской глиняной игрушки мастерской Л.К.Городецкой [Электронный ресурс] Режим доступа: http: // www.art-education.ru / (10.05.2013).
ставляют характерные этнические образы казахов - танцующих девушек, батыров, согнутых старушек с заложенными за спину руками, чабана на коне, аксакалов, младенца в люльке, казахов с верблюдами, муллу, совершающего намаз на молитвенном коврике. Мастерица часто проводит мастер-классы по лепке и декору глиняных игрушек для туристических групп из Самары и других городов России. Возникновение глиняной игрушки в мусульманской среде следует рассматривать как новацию, имеющую информативно-воспитательную функцию.
А.Джумбаева пытается через игрушку познакомить подрастающее поколение с культурой повседневности и этническими казахскими традициями, ушедшими из современного быта.
Приобщение детей к народному творчеству в ДДТ «Гармония» районного центра Хворостян-ка Самарской области осуществляется в мастерской глиняной игрушки «Домовенок», под руководством Н.Н.Малюнкиной. В сюжетах акцент здесь делается на сказочных героях разных народов (Царевна-Лягушка, Золушка, Русалочка), современных фантастических персонажах (Шрек, инопланетяне), животных.
В традиционном центре гончарства - с. Большой Сарбай Кинель-Черкасского района Самарской области в 2003 г., совместно с районными учреждениями - краеведческим музеем, управлением культуры и лесничеством, сарбай-ская школа выиграла грант по проекту «Передай добро по кругу». В соответствии с проектом были созданы мастерские ремесел, в том числе и гончарного11. Сельские жители Б.Сарбая затеяли редчайшее по нынешним временам дело - возрождение традиционного гончарного промысла, собрав по селу образцы изделий раннего производства. В центре народных ремёсел школьники получают теперь профессию керамиста. Среди них - дети с ослабленным здоровьем и ограниченными возможностями. Наряду с посудой, здесь лепят и глиняные игрушки - свистульки-птички.
Таким образом, современную глиняную игрушку в сельских районах Самарской области следует рассматривать как новое явление, возникшее в системе дополнительного образования детей, основанное на возрождении культуры глины. В ряде центров это стало продолжением традиций местного гончарства. Характерная для глиняной игрушки многоплановость, параллельное существование сразу нескольких временных пластов в её сюжетах составляют феномен данного художественного явления. При
работе с глиной сельские мастера используют современные жанровые и декоративные сюжеты. Несмотря на причины своего появления и мотивацию, работы, самые разные по своему художественному уровню, характеру и предназначению, несут на себе определенный символ, печать, знак. Они пробуждают в людях память о прошлом, зарождают мысли о будущем, вызывая в каждом из нас живые чувства, стремление к рукотворному творчеству, выполняя познавательную, духовно-эстетическую психотерапевтическую функции.
Как отмечает Н.Г.Михайлова, «в социокультурном пространстве современного мира присутствуют и элементы традиционно-исторической культуры, включая ее самые архаические формы, и более поздние, восходящие к национальным традиционным культурам Запада и Востока, а также современные универсальные тенденции, связанные с активным распространением, даже доминированием массовой культуры, которая способна вбирать в себя и перерабатывать культурный материал практически всех эпох и народов»12.
В новейшее время основная часть общества живет в совершенно иной культурной среде, следовательно, обращение к архетипам прошлого и создание новых образов в глиняной игрушке — это проблема осознанного выбора. Объект такого выбора может быть сохранен, воспроизведен или трансформирован, семантика и функции изменены, обретая новые смыслы и место в культуре.
11 Внукова С. Сарбайская школа. Центр народных ремёсел / / АиФ-Самара. - 2004. - № 16 от 21 апреля // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://shkolasarbai.ucoz.ru (10.05.2013)
12 Михайлова Н.Г. Основные направления «второй жизни» традиционной народной культуры в новое время. Вторая жизнь традиционной народной культуры в России эпохи перемен: Коллективная монография / Под ред. Михайловой Н.Г., соавт. Балдина О.В., Быкова Э.В., Гавриляченко Е. Э., Метальникова В.В., Монгуш М.В., Фридлянд О.А.. - М.: 2011. - С.7.
THE DEVELOPMENT OF THE TRADITIONS OF POTTERY AND INNOVATIONS IN THE EARTHENWARE TOY OF RURAL CRAFTSMEN OF SAMARA REGION
© 2013 A.B.Mulyzeva
Samara State Academy of Culture and Arts
The article contains the analysis of the development of pottery in the rural areas of Samara Region and the earthenware toys created on its base. The article is devoted to the toys of rural craftsmen carrying on the traditions of pottery in their creative work. Innovations in the toy-making craft reveal the artistic images of works, the shapes of small sculptural plastic figures, and the plots of earthenware compositions. Ceramic toys are studied as a phenomenon keeping and developing cultural-historical tradition of folk artistic crafts. Key words: authorial earthenware toy, tradition, pottery, amateur and folk arts.
Anna Borisovna Mulyzeva, Postgraduate Student of the Department of Theory and History of Culture. E-mail: [email protected]