Научная статья на тему 'Функциональная готовность детей, депривированных по слуху, к обучению в школе'

Функциональная готовность детей, депривированных по слуху, к обучению в школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
297
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Земский врач
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Белова О. А.

В статье рассматривается функциональная готовность детей, депривированных по слуху, к обучению в школе. Проводится сравнение школьной зрелости этих детей и учащихся школ других типов. Данное исследование проводится с 1979 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functional preparetion of children, with hearing challenges

In article functional readiness of children, deprived on hearing is considered, their school maturity is compared to pupils of other types of schools. Work is spent since 1979.

Текст научной работы на тему «Функциональная готовность детей, депривированных по слуху, к обучению в школе»

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕЛОВАНИЙ

^c*c<gc

Функциональная готовность детей, депривированных по елуху, к обучению в школе

О.А. Белова ГБОУ ВПО «Рязанский Государственный университет им. С.А. Есенина» 390000, Рязань, ул. Свободы, д. 46

В статье рассматривается функциональная готовность детей, депривированных по слуху, к обучению в школе. Проводится сравнение школьной зрелости этих детей и учащихся школ других типов. Данное исследование проводится с 1979 г.

Ключевые слова: учащиеся, слуховой анализатор, тугоухость, глухота, функциональная готовность, младший школьный возраст, коррекционно-развивающие и санитарно-гигиенические мероприятия

Характернейшими признаками детского возраста являются процессы роста и развития, на которые оказывают влияние как генетические факторы, так и факторы окружающей среды, многие из них рассматриваются как риски возникновения неблагоприятных изменений в организме ребенка. Нельзя не отметить, что неблагоприятное действие факторов окружения осуществляется не изолированно, а в сочетании с биологическими (в том числе и с генетическими) особенностями.

Глухие дети различаются как по развитию речевых навыков, так и по степени овладения чтением с губ. От сохранности речи и степени остаточного слуха зависит развитие слабослышащего ребенка. В связи с этим большую роль играет возраст, в котором произошло нарушение слуха. По этому признаку дети, оглохшие в раннем и позднем возрасте, представляют две резко различающиеся группы.

Однако следует понимать, что первопричина частичной или полной потери слуха обусловлена биологическими факторами, а последствия - социальными, связанными с нарушением общения. Главные проявления этих последствий (недоразвитие речи, особенности мышления, памяти, внимания, восприятия и представлений) носят функциональный характер. Даже возникающее у ребёнка незначительное понижение слуха часто мешает его психическому и психофизиологическому развитию, затрудняет обучение в школе, способствует снижению успеваемости и может отрицательно сказаться на его судьбе. При частичном дефекте слуха функция пострадавшего анализатора не просто недоразвита, а искажается в развитии. Большое значение имеет взаимозависимость слуха и речи: чем выше уровень развития речи, тем больше возможностей использования остаточного слуха.

Преодоление нарушения развития требует социального, целостного воздействия на личность слабо-

слышащих детей. В настоящее время во многих образовательных учреждениях России, особенно в коррекционно-развивающих, стали акцентировать внимание на проблемы развития высших психофизиологических функций, связанных непосредственно с процессами саморегуляции и развития крупной и мелкой моторики. Это является актуальным и для детей, депривированных по слуху, поскольку у 90 % из них наблюдаются различные нарушения функции опорнодвигательного аппарата: отёк кистей и пальцев рук при письме, нарушение удерживания карандаша и ручки, онемение пальцев при письме, возникновение тремора. Всё это приводит к написанию неровных строк, букв, цифр, поэтому каждый психофизиолог должен уметь предотвратить указанные симптомы, содействовать формированию активности ребёнка, что будет способствовать осуществлению саморегуляции. Последняя обеспечивает улучшение внимания и работоспособности и снижает утомление.

Большую роль в осуществлении развития слабослышащих детей играет специализированное обучение в ДОУ школах-интернатах. При определении слабослышащего ребёнка в специализированную школу-интернат важно охарактеризовать его «готовность к школе». В 1971 г. А.В. Запорожец, опираясь на указанные выше критерии, подчеркивал важность системности в термине «готовность к школьному обучению» Им были введены основополагающие понятия «мотивация», «аналитико-синтетическая деятельность», «сформированность механизмов волевой регуляции».

В Рязани и Рязанской области с 1979 г. начали проводиться исследования по функциональной готовности детей школ и детских садов к обучению в школе. Исследования проводились в школах разного типа, в том числе в общеобразовательной коррекционной школе-интернате для глухих и слабослышащих детей.

журнал «Земский Врач» № 3(14)-2012

43

журнал «Земский Врач» № 3(14)-2012

При проведении данной работы применяли следующие принципы: научный подход, системность (выявление взаимосвязи между нарушениями, выбор методик, направленных на достижение полезного результата), целенаправленность, динамичность, индивидуальный подход, дифференцированный подход, использование жестовой и дактильной речи в качестве одного из ведущих средств, наглядность (использование действующих сенсомоторных систем), опору на интерес и доступность (занятия не должны быть похожи на обычные школьные уроки).

Определение готовности детей к обучению в школе проводилось у первоклассников школы-интерната для глухих и слабослышащих детей, школы-гимназии и общеобразовательной школы. Большинство детей школы-интерната были в среднем на 2-3 года старше своих сверстников из обычных школ.

Первое углубленное обследование детей в школе-интернате проводилось в октябре - ноябре 2001 г., второе - в марте - апреле 2002 г. Обследованные дети были разделены на три группы: зрелые, среднезрелые и незрелые. Проверка готовности детей к школьному обучению проводилась с использованием теста Керна-Йирасека. Основная задача данного исследования состояла в выяснении возможности использования у глухих и слабослышащих детей теста школьной зрелости.

Несмотря на то что все глухие и слабослышащие дети первого класса были переведены в школу-интернат из соответствующего детского сада, где проводились усиленные занятия по подготовке к обучению в школе, степень готовности детей к обучению в школе оказалась различной. Установлено, что количество зрелых мальчиков достигало 81,8 %, в то время как количество зрелых девочек составило лишь 57,1 %. В школе-гимназии и общеобразовательной школе наблюдалась обратная картина. Количество среднезрелых детей (зрелость которых находилась на границе зрелости и незрелости) было иным: среднезрелых девочек было 42,9 %, мальчиков - 9,1 %. Таким образом, в начале учебного года в школе-интернате для глухих и слабослышащих детей наблюдалась тенденция бёльшей функциональной готовности к обучению в школе у мальчиков, чем у девочек. В конце учебного года по показателям теста девочки догнали и даже перегнали мальчиков (р < 0,05).

В общеобразовательной школе, как и в специализированной школе-интернате для детей с нарушением слуха, в начале учебного года было выявлено много детей, функционально недостаточно готовых к школьному обучению, к концу учебного года их количество существенно уменьшилось.

В начале четвертой четверти было проведено также повторное обследование по тестам школьной зре-

лости (тест Керна-Йирасека и мотометрический тест Н. Озерецкого) детей в школе-гимназии и общеобразовательной школе. Было установлено, что если в начале учебного года у детей данной школы функциональная готовность к обучению в школе была значительно выше у девочек, чем у мальчиков, то при повторном обследовании все 100 % в процессе обучения стали к нему готовы. У девочек исчезла группа среднезрелых первоклассниц.

Это может указывать на строгое соблюдение в школе-гимназии медико-профилактических мероприятий, направленное на улучшение условий обучения детей данного возраста, и медико-педагогической коррекции психологом школы функциональной готовности детей к обучению. Функциональная зрелость мальчиков к концу учебного года повысилась в 1,2 раза. Так, если в начале учебного года функционально зрелые мальчики составляли 82,3 %, то в четвертой четверти их количество достигло 97,22 % (р < 0,001). По мотометрическому тесту была также отмечена отчетливая положительная динамика развития мелких мышц кисти и координация движений: у девочек результаты улучшились в 1,8 раза (с 43,9 до 77,14 %), у мальчиков - в 1,3 раза (с 41,2 до 55,56 %).

При сравнении полученных результатов отмечено, что во всех трёх типах школ по тесту Керна-Йи-расека видна отчетливая тенденция к улучшению зрелости в процессе обучения в школе. Школьная зрелость девочек 7-8 лет, по сравнению с мальчиками того же возраста, оказалась выше в школах всех трех типов. При этом готовность к обучению в школе у детей школы-гимназии была выше, чем у детей общеобразовательной школы и школы-интерната для глухих и слабослышащих детей.

Повышению уровня готовности к школьному обучению способствует разработанная (и адаптированная для глухих и слабослышащих учащихся) психогимнастика с элементами кинезиологических, телесно-ориентированных упражнений.

Functional preparetion of children, with hearing challenges

O. Belova

State Educational Agency of Higher Professional Education «Ryazan State University named for S.A. Esenin»

46 Ulitsa Svobody, Ryazan. 390000

In article functional readiness of children, депривированных on hearing is considered, their school maturity is compared to pupils of other types of schools. Work is spent since 1979.

Key words: pupils, the acoustic analyzer, relative deafness, deafness, functional readiness, the younger school age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.