Б01 2013157_1 УДК 612.821-053.5;373.
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНЫХ КООРДИНАЦИЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ, ДЕПРИВИРОВАННЫХ ПО СЛУХУ
Белова Ольга Анатольевна
ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина», кандидат медицинских наук, доцент, Естественно-географический факультет, кафедра Биологии и методики её преподавания, г.
Рязань, 390.000, ул. Свободы, 46, Эл. Почта
В статье приводятся данные 15-ти летнего исследования учащихся школы-интерната для глухих и слабослышащих детей о развитии уровня моторных навыков и зрительно моторных координаций у учащихся младшего школьного возраста (7-9 лет), и сравнение их результатов со сверстниками такой же возрастно-половой группы общеобразовательной школы. Особенностью обследования детей общеобразовательной школы заключалось в том, что перед проведением тестов на развитие зрительно-моторной координации, у них в обязательном порядки определялся уровень слуха (шепотная речь). Большое внимание при обследовании глухих и слабослышащих детей уделялось владение ими дактильной и жестовой речью, така как жестикулирование это процесс интенсивной кинестетической активности. В данном исследовании работе использован естественный эксперимент, т.е. работа проводилась не в лабораторных условиях, а в обстановке, которая наиболее удобна учащимся - микросоциуме школы-интерната и общеобразовательной школе. Найдены различия в развитии зрительно-моторной координации и уровне тонкой и крупной моторики рук. Материал подвергнут статистической обработке, и является достоверным.
Ключевые слова: младший школьный возраст, зрительно-моторные координации, депривировация по слуху, кинезиологические упражнения, отклонение в развитии, аномальные дети, стресс, школа-интнернат.
Развитие понятия «психомоторика» относиться к XVIII веку, связано с именем великого русского физиолога И.М. Сеченова (1829-1905). Он впервые раскрыл роль мышечного движения в познании функций окружающего мира. Его изыскания изменили существующие до него представления об исполнительных функциях коры больших полушарий, а именно существующих в ней - двигательных центров, называющихся психомоторными. Идеи И.М. Сеченова о том, что понятие «психомоторика» связано с объективизацией в мышечных движениях всех форм психического отражения, а также с пониманием работы двигательного анализатора, как интегратора всех анализаторных систем человека были развиты позже великим русским физиологом, Нобелевским лауреатом, академиком И.П.Павловым. И.М.Сеченов одним из первых связал двигательные функции с деятельностью высших отделов центральной нервной системы, считая, что все непроизвольные и произвольные движения носят рефлекторную природу. И. М. Сеченов придавал большое значение импульсам, которые поступают в органы чувств, т. е. нервная система представляет ведущий регулятор деятельности. Им же отмечалось, что «слуховое внимание, прислушивание, есть явление заученного невольно движения», а «слух есть анализатор времени» [11]. И.П. Павлов разработал физиологический закон работы скелетной мускулатуры, он отмечал, что «движение ко всему, захватывание всего, что сохраняет целостность живого организма, уравновешивает его с окружающей средой - положительное движение, положительная реакция; и наоборот, движение от всего, отбрасывание, выбрасывание всего, что мешает, угрожает жизненному процессу, что нарушило бы уравновешивание организма со средой, - отрицательная реакция, отрицательное движение» [10] . К 19071913 годам относятся работы ученика И.П.Павлова, Н.И.Красногорского, который разрабатывал вопросы детской речи в ранние периоды онтогенеза. Им было отмечено: «Речевая система отражает внешний и внутренний мир человека в приобретенных речевых реакциях» [8]. Эта идея, Н.И.Красногорского, носит черты Павловского объективного метода исследования - последовательного детерминизма, который заключается в рассмотрение работы высшей нервной деятельности, как результата взаимодействия ЦНС с внутренней и внешней средой организма. В работах А.Г.Иванова - Смоленского дается анализ и особенности работы с детьми различных возрастов. Работая с учащимися, депривированными по слуху, мы опирались, но на особенности их развития, например, использование дактильной и жестовой речи, которая
играет ведущую роль в общении с учащимися, так как жестикулирование - это процесс интенсивной кинестетической активности. В данном исследовании использован естественный эксперимент, т.е. работа проводилась не в лабораторных условиях, а в обстановке, которая наиболее удобна учащимся -микросоциуме школы-интерната. Однако, использовалось не только наблюдение - пассивное созерцание, а по мере приспособления ребёнка, переходили на индивидуализирующую работу. А.Г. Иванов - Смоленский отмечал, такая работа- это нечто средняя, «промежуточная ступень» между наблюдением и лабораторным экспериментом. [6]. Как показали наши длительные наблюдения у учащихся, депривированных по слуху, во время двигательно-координационных упражнений, выполняемых с опорой на зрительный (ведущий анализатор), отмечалась сложность в их повторе. Особенностью повтора упражнений явилось выполнение их в значительно ограниченном объеме, особенно в первом полугодии. Большую сложность носили выполнения упражнений перед зеркалом. Это связано со снижением межсенсорной координации. Данный аспект, эмоционального напряжения, впервые в России был высказан в работах П.К.Анохина в 1958 году, им подчеркивалось, что в момент внутреннего эмоционального напряжения возникает отрицательная биологическая реакция [1]. Указанные выше нарушения в развитии координации различных видов движений, а также недостаточность кинестетических ощущений, приводят к затруднениям в формировании моторных навыков. Поэтому важной задачей является совершенствование двигательной и моторных сфер, максимально возможно быстрая адаптация учащихся в окружающем микросоциуме школы-интерната. Методы для обучения глухих и слабослышащих детей, традиционно носят наглядный, образный характер в форме рисунков, картин, предметов. В ряде случаев ставиться диагноз первичной задержки психического развития, что ещё более отягощает перспективы позитивного развития. Депривация по слуху ограничивает коммуникативные возможности, влияет на реализацию личностного потенциала растущего ребёнка [2]. В процессе занятий, направленных на совершенствование моторных, двигательных, пространственных процессов, представлений применялась определенная система игр с использованием кинезиологических упражнений. Идеи И.П.Павлова были развиты в работах Гуревича М.О. и Озерецкого Н.И. в 30-е годы XX века, которыми были выделены несколько компонентов и уровней психомоторики. [5]. Озерецким Н.И. была разработана методика количественно-качественной оценки развития уровня двигательных навыков детей, которая используется и в настоящее время. В 1960-70-х годах XX века. Кольцовой М.М доказана связь развития руки и речи. Сотрудниками лаборатории М.М.Кольцовой показано, что в процессе движений пальцами у ребенка усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Работы М.М.Кольцовой основаны также на работах И.П.Павлова, по разработке вопросов высшей нервной деятельности, в основе которых лежат процессы условно-рефлекторных связей [7]. На формирование особенностей адаптации и успешность обучения младших школьников влияют врождённые, индивидуально-типологические особенности: тип высшей нервной деятельности, особенности развития познавательных функций, тип вегетативной регуляции и другие. В связи с этим возникает необходимость изучения влияния непосредственного комплекса факторов на индивидуальные особенности адаптации учащихся к началу обучения в школе. В основе психофизиологического и физиологического развития аномальных детей, или детей с отклонениями в развитии, в том числе слабослышащих и глухих, лежат те же закономерности, что и у детей без таковых нарушений. Все стороны психофизиологического, физического развития взаимосвязаны, а становление при этом моторных навыков стимулирует также и психическое развитие. Одним из важнейших критериев здоровья является нормальный характер процессов возрастного развития, в том числе развитие нервно-психической сферы. Поэтому в этом плане большое значение имеют исследования высших психических функций (ВПФ) у детей младшего школьного возраста (когнитивных и психомоторных), с целью создания баз данных и разработки шкал нормального возрастного развития.
Во многом жизненный опыт, младшие школьники, приобретают благодаря школьной жизни; поэтому, рассматривая природу и особенности развития детей депривированных по слуху, многие авторы обращают внимание на роль школы и различных образовательных технологий в этом процессе. [7,12]. К 7 годам заметно расширяются связи двигательной области головного мозга с одним из важных центров регуляции движений - мозжечком и подкорковыми образованиями, в частности с красным ядром. К этому возрасту морфологические признаки коркового отдела двигательного анализатора ребенка близки к таковым взрослого человека. Морфологическое дозревание двигательной коры мозга завершается в период от 7 до 12-14 лет. К этому же возрасту полностью развиваются чувствительные и двигательные окончания мышечного аппарата. Речевой процесс у детей депривированных по слуху затруднен, особенно в начальной школе, пока не сформированы школьно-необходимые навыки. Слуховой анализатор в отличие от других анализаторов, играет решающую роль в развитии и функционировании звуковой речи. Поэтому наиболее характерные специфические отклонения в развитии ребенка с дефектом слухового анализатора связаны с особенностями его речевого развития. [4]
Трудности в речевой деятельности у глухих детей связаны также с низким уровнем развития и несформированостью отделов лобной коры головного мозга, которые регулируют ход речевого процесса. С лобной зоной коры больших полушарий неразрывно связана токая моторика, поэтому графическая составляющая речи во многом зависит от состояния мышц кисти. У детей депривированных по слуху, как правило, моторика средняя или ниже среднего, поэтому у них затруднен процесс познания звукового и буквенного состава слов [2]. Также «вестибулярный тест» оказался информативным показателем, отражающим качество общего реактивного статуса, и, чувства равновесия и координации.
Дети, оглохшие в 4-5-летнем или в еще более позднем возрасте, в той или иной мере сохраняют речь к моменту поступления в школу. Сохранность речи у этих детей объясняется сравнительно поздним наступлением глухоты. Среди глухих учащихся можно также встретить детей, у которых речь сохранилась благодаря сравнительно меньшему поражению слуха. [9]. У младших школьников выявляется значительная неустойчивость, трудности в сохранении равновесия, недостаточная координация движений сохраняются у многих из них на протяжении всего младшего школьного возраста. Отсюда вытекает специализированный подбор методик по степени сложности для детей с данной патологией, и опора на сохранные анализаторы, прежде всего. В данном случае следует также обязательно учитывать виды дефектов (комбинированные, не комбинированные). Комплексное применение всех видов самомассажа обеспечивает эффективность двигательного режима при условии использования рациональной методики проведения всех его компонентов. Применение всех форм физкультурно-оздоровительной работы в сочетании с предложенной технологией в режиме учебного и продленного дня оказывает благоприятное воздействие на динамику умственной работоспособности в течение года, четверти, недели и учебного дня. У учащихся в результате долгих нагрузок наблюдается резкий дискомфорт в мышцах рук, их быстрое отекание, особенно в период длительной работы. Нарушение графики, связанные с отклонениями в состоянии здоровья, необходимо предотвращать, содействуя формированию активной жизненной позиции ребёнка-инвалида, необходимые ему для осуществления процессов саморегуляции.
Актуальность темы: охватывает более чем 15-летний период, определяет развитие моторных навыков и зрительно-моторных координаций, у детей депривированных по слуху, как один из основных «факторов риска».
Принципы, используемые в работе с детьми:
1. Научного подхода;
2. Системного подхода (выявление взаимосвязи между нарушениями, выбор методик, направленный на достижение полезного улучшение мелкой и крупной моторики рук, которая влияет на улучшение
интегративной деятельности мозга);
3. Комплексного изучения психофизиологических качеств ребёнка (совместная работа с дефектологами, социальным педагогом, психоневрологом, врачом, родителями);
4. Работа с опорой на ведущие (сохранные) анализаторы (зрительный, кинестетический);
5. Использование жестовой и дактильной речи в качестве вспомогательного средства;
6. Целенаправленность (вся работа направлена на определенные цели и задачи в соответствии с образовательной деятельностью школы); 7. Динамичность (создание специфических динамических
стереотипов, прослеживание изменений, которые происходят в процессе развития детей и подростков с учётом их возрастных особенностей)
7. Индивидуальный подход, который является обязательным в работе с детьми, депривированными по слуху;
8. Дифференцированный подход;
9. Наглядность (использование действующих сенсомоторных систем);
10. Опора на интерес и доступность (занятия не должны быть похожи на уроки)
Задача исследований:
1. Установить основные тенденции в изменении зрительно-моторных координаций у младших школьников, депривированных по слуху различных возрастно-половых групп;
2.Разработать и применить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий, по снятию «факторов риска», которые помогают младшим школьникам овладевать и выполнять мелкие манипулятивные
действия;
3. Обосновать и апробировать тест зрительно-моторной координации в школе для глухих и слабослышащих детей (в условиях микрослциума школы-интерната), адаптируя и облегчая его для этих детей. Методики, использованные в исследовании:
1. Учёт диапазона возраста младших школьников на день их обследования;
2. Мотометрический тест Н. И. Озерецкого «вырезание круга» который позволяет определить уровень развития общей тонкой моторики рук и степень моторной сформированности мелких мышц кисти и пальцев рук, в количественно-качественном аспекте.
3. Зрительно-моторный гештальт - тест (Тест Л. Бендера), направленный на изучение возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства. Предложенная методика позволяет
обнаружить имеющиеся у учеников расхождения между общим интеллектуальным развитием и уровнем развития пространственных представлений. 4. Методы статистической обработки материала и представление материала в виде гистограмм, таблиц, графиков, круговых диаграмм
5. Вестибулярный тест;
6. Критерий Манна-Уитни (и). Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками.
Анализ полученных результатов.
Таблица 1.
_Диапазон паспортного возраста младших школьников на день их обследования_
Показатель 1-е классы 2-е классы 3-и классы 4-е классы
Минимальный возраст 7 лет 1 месяц 8 лет 1 мес. 8 лет 5 мес. 9 лет 4 мес.
Максимальный возраст 9 лет 2 мес. 10 лет 1 мес. 10 лет 11 мес 11 лет 10 мес.
Диапазон 2 года 1 мес. 2 года 2 года 6 мес. 2 года 6 мес.
Средний возраст 7 лет 9 мес 8 лет 9 мес. 9 лет 5 мес. 10 лет 5 мес.
1. Определение уровня развития тонкой моторики кисти.
Для определения уровня развития тонкой моторики кисти учащимся начальных классов школы-интерната и общеобразовательной школы г.Рязани предлагалось выполнить мотометрический тест Н.И. Озерецкого Отмечалось время, затраченное на выполнение задания, и качество работы. В ходе обследования нами были получены следующие результаты
Для учащихся 7-ми лет в начале учебного года характерны средний и низкий уровни развития тонкой моторики рук. 50% мальчиков и 33% девочек имеют средний уровень моторных функций. 50% мальчиков и 67% девочек показывают низкий уровень сформированности моторносохранных функций. Для мальчиков 8 и 9-ти лет также характерны средний и низкий уровни развития мелкой моторики кисти (50% и 50%). 20% девочек в возрасте 8-ми лет имеют высокую моторику, 80% - среднюю 67% девочек 9-ти лет имеют высокий уровень развития мелкой моторики кисти, а 33% - средний уровень. В среднем время, потраченное на выполнение мотометрического теста, составило 38,3 ± 15,13 сек. К концу учебного года результаты во всех возрастно-половых группах значительно улучшаются, следует отметить, что у мальчиков 7-ми лет уровень развития моторных навыков остался неизменным, а среди девочек не выявлено учениц с низким уровнем развития моторных навыков.
Среди мальчиков 8-ми лет уменьшилось число детей с низким уровнем развития тонкой моторики рук -16,5% по сравнению с 50% в начале учебного года. Для 16,5% мальчиков характерен высокий уровень развития мелкой моторики кисти, для 67% - средний. Девочек 8-ми лет уровень развития тонкой моторики остался таким, каким был в начале учебного года. Время выполнения мотометрического теста Н.И. Озерецкого «вырезание круга» резко сократилось.
Учащиеся 9-ти летнего возраста резко улучшили свои показатели. Среди мальчиков не было выявлено учеников с низким уровнем моторных навыков. Уровень сформированности червеобразных мышц пальцев и кисти стал высоким и средним - 50% и 50% соответственно. У всех девочек моторика стала высокой. Также сохраняется тенденция к сокращению времени выполнения задания теста,
По результатам выполнения мотометрического теста Н.И. Озерецкого «вырезание круга» можно сделать следующие выводы:
1. В течение учебного года у учащихся начальных классов отмечается положительная динамика в развитии уровня моторных навыков. Как среди мальчиков, так и среди девочек к концу учебного года увеличилось число учеников с высоким уровнем развития тонкой моторики рук.
2. Изменения уровня развития моторных навыков более выражены у мальчиков, чем у девочек. У девочек положительные изменения в развитии моторных навыков отмечены в возрасте 7-ми и 9-ти лет. У учениц остальных возрастных групп уровень развития мелкой моторики кисти в конце учебного года остался таким, каким был при проведении первого обследования.
3. Несмотря на положительную динамику развития моторных навыков у учащихся, депривированных по слуху, к концу учебного года среди мальчиков 8-ми и 9-ти лет сохраняются ученики с низким уровнем развития мелких мышц кисти, что мешает успешному овладению навыками письма. Среди девочек отсутствовали ученицы с низким уровнем развития тонкой моторики кисти. Это позволяет заключить, что изначально девочки имеют более высокий уровень развития школьно-необходимых функций, чем мальчики 2. Анализ полученных результатов по определению уровня развития зрительно-моторной координации.
Одной из важнейших интегративных функций, определяющих формирование базисных учебных навыков, являются зрительно-моторные координации. Наряду с уровнем развития тонкой моторики рук и функциональной зрелостью мелких мышц пальцев и кисти, зрительно-моторные координации также влияют на способность ребенка овладевать навыками письма, так как считается, что уже в возрасте 3-6 месяцев зрительная и двигательная системы объединяются в общую функциональную систему. Незрелость зрительно-моторных координаций определяет выраженные трудности начального этапа формирования навыков письменной речи. Поэтому необходимо своевременное выявление соответствия уровня зрительно-моторной координации возрастным нормативам. Для определения соответствия уровня развития зрительно-моторных координаций возрастным показателям, ученикам 7-9 лет школы-интерната было предложено выполнить тест Л. Бендера. 50% мальчиков 7-ми летнего возраста имеют уровень развития зрительно-моторной координации, соответствующий возрастным нормативам, а оставшиеся 50% - имеют расхождения между общим интеллектуальным развитием и уровнем развития пространственных представлений. Средний балл за задания теста составляет 23 ± 9,899. У всех девочек данного возраста уровень развития зрительно-моторной координации не соответствует возрастным нормативам. Средний суммарный балл за выполнение заданий теста Л. Бендера у них равен 22,3 ± 3,629. В возрасте 8-ми лет у 33% мальчиков наблюдается соответствие уровня сформированности зрительно-моторной координации возрастным показателям, а у 67% - не соответствует возрасту. Средний балл за задания теста Л. Бендера равен 27,83 ± 5,255. У 40% девочек уровень зрительно-моторной координации соответствует возрасту, а у 60% - не соответствует. Средний балл за тест составил 25,4 ± 5,64. Все мальчики 9-ти летнего возраста имеют уровень развития зрительно-моторной координации, соответствующий возрастным параметрам. 67% девочек 9-ти лет имеют уровень развития зрительной и моторной функций, который соответствует их возрастным нормативам, у 33% учениц этого же возраста наблюдается несоответствие зрительно-моторной координации основным закономерностям роста и развития. Средний суммарный балл за пять заданий теста составил 36,3 ± 2,944. После проведения повторного обследования младших школьников с целью выявления уровня развития зрительно-моторных координаций, были получены следующие результаты у учащихся 7-ми лет уровень интегративного взаимодействия зрительной и моторной функций остался таким, каким был в начале учебного года - для 50% мальчиков он не соответствует возрастным нормативам, 50% имеют уровень развития зрительно-моторной координации, соответствующий возрасту. Для всех девочек характерно несоответствие общего интеллектуального развития и пространственных представлений. Несмотря на отсутствие положительной динамики, мальчики улучшили результаты выполнения теста Л.Бендера в 1,5 раза, средний суммарный балл составил 26,5±3,536. Качество выполнения теста девочками осталось неизменным: средняя сумма баллов равна 22,3±2,678.
Мальчики 8-ми лет к концу учебного года не улучшили свои показатели: 33% имеют уровень развития зрательно-моторной координации, несоответствующий возрасту, у 67% - соответствует. Средняя сумма баллов за выполнение заданий теста увеличилось незначительно, к концу учебного года стала равной 28±3,394. Девочки 8-ми лет улучшили свои результаты в 1,2 раза, средний балл за гештальт-тест у них стал равным 30,8±2,903. У 46% девочек уровень интегративного взаимодействия зрительной и моторной функций стал к концу учебного года соответствовать возрасту, а у 54% - не соответствует. У мальчиков 9-ти лет уровень развития зрительно-моторной координации в конце учебного года стал ниже, чем в начале. Так у 50% мальчиков он не соответствует возрасту, и средняя сумма баллов за тест стала равной 38±2,828 по сравнению с 40±2,828 в начале учебного года. Для девочек степень соответствия интеллектуального развития и пространственного восприятия осталась неизменной: большая часть учениц -67% имеет уровень зрительно-моторной координации, соответствующий основным закономерностям роста и развития, у 33% - наблюдается несоответствие рассматриваемого показателя возрасту. Суммарный балл за задания теста увеличился в 1,04 раза и стал равным 37,7±0,890. Среди мальчиков 8-ми лет 50% показали нижний уровень выполнения задания теста в конце года, тогда как в начале - для всех мальчиков был характерен низкий уровень работы с графическими образами. Результаты выполнения теста улучшились в 1,8 раза, средняя сумма баллов составила 2,7±0,542. Среди девочек 8-ми лет уменьшилось число учениц с низким уровнем умения работать с образами - 20% по сравнению с 60% в начале года. 20% учениц
показывают высокий уровень выполнения теста, 60% - средний. Результаты выполнения задания улучшились в 1,7 раза, средний балл за тест стал равным 3,4±0,759. Полученные результаты позволяют утверждать, что:
1) В течение года у младших школьников, депривированных по слуху, отмечена положительная динамика в развитии умения работать с графическими образами. Наиболее прогрессивные изменения произошли у девочек: только 20% учениц 8-ми и 50% девочек 12-ти лет при повторном обследовании показали нижний уровень выполнения задания теста, для остальных возрастных групп были характерны средний и высокий
уровни умения работать с графическим изображением. Положительные изменения произошли и у мальчиков, но среди них к концу учебного года сохранился значительный процент учеников, показывающий нижний уровень выполнения рисунка. Подобные изменения в развитии зрительного восприятия школьников приводят к тому, что к концу учебного года девочки практически безошибочно воспроизводят рисунок с образа, тогда как мальчики не всегда достоверно повторяют число элементов предложенного им изображения.
2) При повторном обследовании уровня развития зрительно-моторной координации, положительной динамики в изменении данного показателя выявлено не было. Несмотря на то, что у школьников улучшилось зрительное восприятие, и повысился уровень воспроизведения графического изображения, степень интегративного взаимодействия зрительной и моторной функций осталась неизменной, а у некоторых учеников стала ниже, чем была в начале учебного года. Подобное явление можно объяснить следующим образом: у детей, депривированных по слуху, ведущей системой познания является зрительная. Это позволяет им успешно работать с графическими изображениями и более точно воспроизводить детали предложенного образца. Учащиеся с тотальными и частичными дефектами слуха выполняют под контролем
специальные упражнения, направленные на развитие словесной речи, которая способствует восстановлению функциональной активности слухового анализатора у слабослышащих детей и развитию зрительного анализатора у глухих школьников. Подобные занятия приводят к тому, что в конце учебного года у многих слабослышащих учащихся зрительная система перестает быть ведущей в процессе познания, что способствует снижению степени соответствия общего интеллектуального развития и пространственного восприятия графических образов.
3) Уменьшение интенсивности интегративного взаимодействия зрительной и моторной функций более выражены у девочек: только у 8-ми летних учениц отмечено незначительное улучшение результатов выполнения заданий теста Л.Бендера, у остальных возрастных групп зрительно-моторная координация осталась на прежнем уровне, что и в начале учебного года. Среди мальчиков повышение уровня развития соответствия зрительно-моторной координации возрастным нормативам характерно для 10-ти, 11-ти и 13-ти летних учеников. Это связано с тем, что у мальчиков, несмотря на низкий уровень умения работать с образами, гностические системы более лабильны и обеспечивают высокую степень взаимодействия
зрительной и моторной функций по сравнению с девочками. В связи с этим качественная сторона (четкость линий, отсутствие разрыва между ними) рисунка у мальчиков лучше по сравнению с девочками. Несмотря на то, что по показателям функциональной готовности к школьному обучению мальчики отстают от девочек, уровень развития зрительно-моторной координации у них выше, и у большинства мальчиков, соответствуют возрастным нормативам. У большинства младших школьников уровень развития зрительно-моторной координации соответствует возрастным показателям. Следовательно, в возрасте 7 лет уровень развития зрительно-моторной координации у девочек общеобразовательной школы выше, чем у девочек, депривированных по слуху. [Иэмп<Икр]. Материал имеет первую степень достоверности (р>0,95).
Уровень развития зрительно-моторной координации у девочек в возрасте 8 и 9 лет с нарушениями слуха не ниже, чем у девочек без такового дефекта. У мальчиков данные показатели не различаются. Для улучшения показателей необходимо при работе с учащимися уделять внимание:
- Снятию хронического психоэмоционального стресса, с тем чтобы учащийся мог реализовывать свои потенциальные возможности и полноценно адаптироваться в микросоциуме;
- Повышение стрессоустойчивости благодаря использованию психофизиологических методов, основанных на кинезиологических представлениях и методах системы «Три в одном».
ЛИТЕРАТУРА
1. Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. - М, «Наука», 1979.-С.376-382;
2. Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М.: «Просвещение», 1990. -С.200- 295;
3. Белова О.А. Связь социального контакта глухих и слабослышащих подростков с личностными психофизиологическими характеристиками//В Сб.: Социально-психологическая поддержка адаптации детей
и подростков с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде города/под.ред.
Б.М.Когана и С.М.Валявко., МГПУ, Москва,2011.-С. 74-79.
4. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М.: ВЛАДОС, 2004. - 304 с.
5. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И., Ч.1. -. Психомоторика - М-Л, Мосполиграф,1930. -160с
6. Иванов - Смоленский. А.Г В кн.: Методика исследования условных рефлексов у человека (ребёнка и взрослого, здорового и больного). VI. Особенности экспериментирования с детьми. Государственное медицинское издательство, Москва, 1933. - C. 65; XII. Внелабораторное исследование высшей нервной деятельности. - С. 83;
7. Кольцова М.М, Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка). - М., 1973. -143 с;
8. Красногорский Н.И. Высшая нервная деятельность ребёнка. IX. Речевые рефлексы у детей. С.198-214. -Гос. изд. мед. лит-ры, Медгиз, Ленинградское отделение, 1958;
9. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с;
10. Павлов И.П LX Физиологический механизм так называемых произвольных движений. -. С.315-317.//Полное собрание сочинений. Изд. .2-е, дополненное.Т. III; Кн..2.-Москва-Ленинград,1951. Изд. Акадкмии наук СССР;
11. Сеченов И.М. Избранные произведения,1952.-Т.1.- Рефлексы головного мозга, С.60; С.70;
12. Шматько Н.Д. Если малыш не слышит: Пособие для учителя / Н.Д. Шматько, Т.В. Пелымская. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2003. - С. 89.