DNA of TTV) as well as disorders of microbiocenosis of intestinal tract in TB-affected children. Influence of accompanying infections on specific processes and effectiveness of anti-TB treatment in children of different age groups is analyzed.
Key words: tuberculosis, virus, children, dysbiosis, infections.
ШКОЛЬНЫЕ ТРЕВОЖНОСТЬ И МОТИВАЦИИ У ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ
О.А. Белова, М.В. Акулина
Кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека Естественно-географический факультет
РГУ имени С.А.Есенина ул. Свободы, 46, Рязань, Россия, 390000
В статье отражены результаты 6-летних исследований детей, депривированных по слуху, г. Рязани. При оценке школьной тревожности и мотивации использовались специально адаптированные анкеты. У глухих и слабослышащих детей, как мальчиков, так и девочек, прослеживается средний уровень школьной тревожности со степенью достоверности (р < 0,001). Причем мальчиков с низким уровнем тревожности меньше, чем девочек. В основном преобладают учащиеся с положительной школьной мотивацией, а негативное отношение к школе встречается лишь у 7% девочек и 4% мальчиков (р < 0,01).
Современное общество уделяет все больше внимания адаптации, социализации детей с ограниченными физическими возможностями. К их числу относятся глухие и слабослышащие дети и подростки. Обучение и воспитание которых имеет очень серьезные особенности и является ответственным процессом. Правильное его построение с учетом психофизиологических особенностей может значительно облегчить их социализацию и адаптацию [2]. С этих позиций нам представляется важным исследования некоторых психофизиологических особенностей этой категории детей. Этой проблеме и посвящено наше исследование.
Психофизиологическое развитие детей, имеющих нарушения слуха, подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей. У глухих детей речь совсем не развивается без специального обучения, у слабослышащих речь развивается со значительным своеобразием. Недоразвитие речи вызывает отставание, формируя особенности мышления, особенно словесно-логического и понятийного. Необходимым условием прогрессивного психологического развития является определенный, свойственный данному
этапу онтогенеза, оптимальный уровень созревания мозговых структур [7]. Даже негрубые отклонения функционального состояния мозга от возрастной нормы приводят к возникновению трудностей в обучении. Развитие мышления детей с нарушениями слуха характеризуется более медленным и своеобразным становлением речи, обусловленным дефектом слуховой сенсорной системы. Своеобразие в развитии речи у слабослышащих детей проявляется не только в трудностях понимания устной речи и недостатках произношения, но и в овладении словарным составом и грамматическим строем речи, в развитии самостоятельной речи. Глухие дети испытывают большие трудности по сравнению с нормально слышащими детьми в анализе и сравнении воспринимаемых предметов. Они позднее, чем слышащие, овладевают способностями выделять в предметах не только различия, но и сходства. Глухие дети хорошо различают цвета и оттенки, но не могут объединить предметы по цветовому тону при разной степени его интенсивности и делают это только после словесного обозначения. Хуже слышащих детей решают наглядные задачи, где требуется устанавливать отношения по принципу симметрии и по принципу аналогии.
Психофизиологическое развитие детей с нарушениями слуха — это своеобразный путь развития, совершающегося в особых условиях взаимодействия с внешним миром. При таком дефицитарном типе нарушенного развития первичный дефект слухового анализатора ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, и к замедлению развития ряда других функций, связанных со слухом опосредованно. Нарушения развития частных психических функций, в свою очередь, тормозят психическое развитие глухого или слабослышащего ребенка [2].
Глухие дети со сложной структурой дефекта — это такая категория детей, которые наряду с общим для всех них состоянием (глухота) имеют одно или несколько системных нарушений. Сложный дефект (сочетание двух или более нарушений в системах организма) обусловливает особенности психофизического развития. От первичных нарушений во многом зависит содержательно-психологическая направленность коррекции умственного развития личности, профилактики вторичных и третичных нарушений.
Одно из важнейших направлений коррекционной работы с глухими и слабослышащими детьми является снятие школьной тревожности с помощью активации сохранных анализаторов на макро- и микроуровнях. Оно должно быть направлено на преодоление цереброастенических, нервно-психических и соматических нарушений.
Проблема исследования. Пути и средства преодоления негативных последствий учебных факторов риска, отражающихся на здоровье учащихся школы-интерната для глухих и слабослышащих детей, и разработка коррекционно-разви-вающих мероприятий.
Актуальность исследований охватывает более чем 3-летний период, определяет школьную тревожность как «фактор риска» ухудшения психофизиологического здоровья школьников-подростков.
Новизна исследования. Проведено комплексное психофизиологическое исследование учащихся специальной общеобразовательной школы-интерната I— II вида для глухих и слабослышащих детей коррекционной школы г. Рязани. Оценен уровень школьной тревожности и мотивация.
Использованные методики:
1) определение уровня школьной тревожности (компьютерная программа «Истоки здоровья» [Генералов В.С. и др., 2006];
2) определение соответствия паспортного возраста биологическому [5];
3) определение уровня школьной мотивации;
4) статистическая обработка материала с помощью критерия Стьюдента для нормального распределения [6].
Обследовано 54 человека школы интерната для глухих и слабослышащих детей (25 девочек и 29 мальчиков) с 1-го по 11-й классы.
Тревожность — субъективное проявление отношения личности к реальной действительности, ее дезадаптации. Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека. Следовательно, тревожность — это состояние личности, ощущение страха. Это состояние целесообразного подготовленного повышения внимания сенсорного и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх. Страх — самая главная составляющая тревожности, она имеет свои особенности. Функционально он служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. Когда страх достигает силы аффекта, он способен навязать разные стереотипы поведения — бегство, оцепенение, защитную агрессию. Если источник опасности не определен или неопознан, то возникающее состояние называется тревогой [8].
На психофизиологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять собственное решение и др. На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.
Из диаграммы (рис. 1) видно, что для детей и подростков, депривированных по слуху, наиболее характерен средний уровень тревожности и для мальчиков, и для девочек, и в целом для всех обследованных детей (р < 0,001). Это говорит о том, что глухие и слабослышащие дети достаточно адаптированы к школьной с 100% — все обследованные. Однако следует отметить довольно высокий про-
цент школьной тревожности низкого уровня и малый процент школьной тревожности высокого уровня (р < 0,01). Причем мальчиков с низким уровнем школьной тревожности меньше, чем девочек (р < 0,01). Напротив высокий уровень школьной тревожности чаще встречается у мальчиков, чем у девочек (р < 0,01). Низкий процент учащихся среди глухих и слабослышащих детей с высоким уровнем школьной тревожности и высокий процент с низким уровнем школьной тревожности может быть связан с особенностями режима этих детей, с которыми, кроме учителей, занимаются и воспитатели. Программа школьного курса у них легче, а оздоровительных процедур — больше, чем у школьников обычной школы.
Всего Мальчики Девочки
□ Высокий уровень □ Средний уровень ■ Низкий уровень Рис. 1. Диаграмма 1
Тревожность как сигнал об опасности привлекает внимание к возможным трудностям, препятствиям для достижения цели, содержащимся в ситуации, позволяет мобилизовать силы и тем самым достичь наилучшего результата. Поэтому нормальный (оптимальный) уровень тревожности рассматривается как необходимый для эффективного приспособления к действительности (адаптивная тревога). Чрезмерно высокий уровень оценивается как дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения и деятельности. Полное отсутствие тревоги препятствует нормальной адаптации так же, как и устойчивая высокая тревожность. Они мешают нормальному развитию и продуктивной деятельности.
Необходим «здоровьесберегающий» подход, направленный на облегчение адаптации глухих и слабослышащих детей к условиям обучения, повышение эффективности их социализации. Такой подход позволит сохранить такие психофи-
зиологические возможности детей и подростков, которые позволят им наиболее успешно реализовать свои личностные возможности [1, 4].
В качестве дополнительных исследований было проведено определение уровня мотивации учеников по отношению к обучению в школе. С высоким уровнем мотивации было выявлено 6,9% девочек и 4% мальчиков; с хорошей школьной мотивацией — 20,7% девочек и 20% мальчиков; с положительной школьной мотивацией — 34,5% девочек и 36% мальчиков; с низким уровнем мотивации — 31,0% девочек и 36% мальчиков; с негативным отношением к школе было выявлено 6,9% девочек и 4% мальчиков (р < 0,05). Среди обследованных школьников преобладают дети с хорошей, положительной и низкой школьной мотивацией. Негативное отношение к школе встречается довольно редко. В школе-интернате I и II вида для глухих и слабослышащих детей в равной степени встречаются ученики и охотно посещающие школу из-за учебного процесса, и относящиеся к ней положительно из-за общения с друзьями и учителями. Среди этих детей встречаются дети, которые не любят школу и посещают ее по принуждению, возможно, это связано со слуховым дефектом, который заставил замкнуться их в себе.
Для повышения уровня школьной мотивации применяются как психолого-физиологические, так и педагогические методические разработки. К психолого-физиологическим относятся методы, направленные на повышение уровня развития основных психических функций и повышение социализации личности, кинезио-логические воздействия, применений различных видов оздоровительного массажа. Каждое из этих направлений работы психолога школы выражается в создании или адаптации уже существующих программ развития перечисленных функций у глухих и слабослышащих детей. К педагогическим разработкам относят использование учителями на уроках элементов игровой терапии, упражнений по развитию словесно-логического мышления, внимания и памяти, а также различных компьютерных технологий и наглядно-образных материалов, которые создают доминанту для активной деятельности учащихся и поддерживают их интерес к изучаемому материалу.
Для учащихся школы-интерната для глухих и слабослышащих детей г. Рязани в общей массе характерен низкий и очень низкий уровни тревожности, что можно связать со спецификой их развития.
Тревожность может проявляться в бегстве, «уходе» от ситуации, от необходимости разрешить проблему. Именно этот тип проявления тревожности встречается у глухих и слабослышащих детей, что можно связать со спецификой их развития. Эффективным средством преодоления тревожности и страха является деятельность в течение дня, направленная на разрешение актуальных проблем, помогающая стабилизировать психическое состояние. Замена ничегонеделанья деятельностью — общая оздоровительная процедура для психики, значение ее велико как для помощи детям, так и взрослым. Если у ребенка проявляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость. Таких детей следует спрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Нельзя подгонять и торопить их, точно знать цель общения с ребенком. Ведь от цели зависят средства, используемые для ее
достижения. Так как работа проводится с детьми, имеющими ограниченный слух, то все инструкции и используемые диагностические и развивающие методики различных авторов адаптируются, предъявляются с помощью жестовой речи и дактиля.
Таким образом, важнейшая задача школьного обучения — формирование учебно-познавательных мотивов, поэтому разработанная и адаптированная для глухих и слабослышащих учащихся психогимнастика учит их справляться с жизненными трудностями, помогает проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У учащихся вырабатываются положительные черты характера — уверенность, честность, смелость, доброта, становятся менее заметными невротические проявления.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. — М., 2004. — 240 с.
[2] Безруких М.М., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Психофизиология ребенка. — М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. — 496 с.
[3] Божович Л. И. Проблемы формирования личности. — М., 1995.
[4] Дыхан Л.Б., Кукушин В.С., Трушкин А.Г. Педагогическая валеология. — М.: Издательский центр «МарТ», 2005. — 528 с.
[5] Кучма В.Р., Кардашенко В.Н., Суханова Н.Н. и др. Оцека физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье. — М., 1996. — 55 с.
[6] Лакин Г.Ф. Биометрия. — М.: Высшая школа, 1990. — 352 с.
[7] Лурия А.Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе / А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова. — М.: Воронеж: МОДЕК, 1997. — 64 с.
[8] Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2004.
[9] Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М. Смирнова. — М.: Медицина, 2001. — 608 с.
ANXIETY IN SCHOOLS AND MOTIVATION
OF CHILDREN DEPRIVED OF HEARING AND PARTIALLY DEPRIVED OF HEARING
O.A. Belova, M.V. Akulina
The Chair of Anatomy, Physiology and Human's Hygiene The Faculty of Natural History and Geography Ryasan State University named after S.A. Esenin Svoboda str., 46, Ryazan, Russia, 390000
The level of motivation and school anxiety in children deprived of hearing and partially deprived of hearing has been checked for 6 years. The results of the research are: boys and girls with this pathol-
ogy have medium level of school anxiety. Anxiety in boys is higher than in girls. Medium-motivated children prevail over negatively-motivated ones in schools. This research has the second and the third levels of reliability.
Key words: deaf children, semi-deaf children, anxiety in schools, motivation in schools, psycho-physiology.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ С УГРЕВОЙ БОЛЕЗНЬЮ С УЧЕТОМ ДАННЫХ О СТРУКТУРЕ И ПРОФИЛЕ РЕЗИСТЕНТНОСТИ ВОЗБУДИТЕЛЕЙ
В.А. Батурин
Кафедра клинической фармакологии СГМА ул. Мира, 310, Ставрополь, Россия, 355017
Е.Н. Шиханова
Краевой клинический кожно-венерологический диспансер ул. Достоевского, 52, Ставрополь, Россия, 355020
Проведено региональное исследование по идентификации микрофлоры из акне-элементов и определению ее чувствительности к антибактериальным препаратам. В структуре выделенных патогенов преобладали золотистый и эпидермальный стафилококки. Выявлена высокая чувствительность стафилококков к цефазолину, гентамицину, ко-амоксиклаву и ципрофлоксацину. Около 50% выделенных штаммов S. aureus и S. epidermidis оказались резистентны к доксициклину, эритромицину и клиндамицину.
Изучена клиническая эффективность применения цефазолина у пациентов с угревой болезнью. При парентеральном введении цефазолина в течение 10 дней получен более выраженный клинический эффект, по сравнению с пероральным приемом доксициклина 21 день.
В настоящее время лечение угревой болезни, несмотря на огромный выбор лекарственных препаратов, остается довольно трудно решаемой задачей. Терапия акне включает применение различных лекарственных средств (антибактериальные и гормональные препараты, ретиноиды, кератолитические средства). Часто используется комбинированная терапия, однако наиболее широко при лечении угревой болезни используются антибактериальные препараты.
Считают, что антибиотики тетрациклинового ряда являются препаратами выбора в лечении угревой болезни. Эти антибиотики накапливаются в сальных железах, подавляют активность пропионебактерий, угнетают хемотаксис