Научная статья на тему 'Функции стандартов информации о качестве сложной бытовой техники'

Функции стандартов информации о качестве сложной бытовой техники Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
187
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ АСИММЕТРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РЫНКОВ / ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / QUALITY / STANDARDIZATION / INFORMATION TECHNOLOGY / INFORMATION ASYMMETRY CONSUMER MARKETS / TECHNICAL REGULATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стреха А. А., Журавлева Т. Б., Стойлик Ю. Б.

В статье рассмотрены функции стандартов информации о качестве сложной бытовой техники. Показано, что в настоящее время невозможно восстановить советскую практику единых общегосударственных стандартов качества. Выявлены проблемы понимания объективных требований стандартов и их взаимосвязи с субъективно воспринимаемым качеством продукции. Рекомендовано развитие системы корпоративных стандартов качества, раскрываемых на едином потребительском портале

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION STANDARDS FUNCTIONS OF THE HOUSEHOLD APPLIANCES QUALITY

The article describes the function of information on the quality standards of household appliances. It is shown that it is currently impossible to restore the Soviet practice of uniform national standard quality. The problems of understanding the objective requirements of the standards and their relationship with the perceived quality. Recommended the development of a system of corporate quality standards, disclosed in a single consumer portal.

Текст научной работы на тему «Функции стандартов информации о качестве сложной бытовой техники»

УДК 006.067

ФУНКЦИИ СТАНДАРТОВ ИНФОРМАЦИИ О КАЧЕСТВЕ СЛОЖНОЙ БЫТОВОЙ

ТЕХНИКИ

Стреха А.А., к.э.н., директор департамента научно-экономических исследований и образовательной деятельности Федерального государственного унитарного предприятия «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и

оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ») Журавлева Т.Б., д.э.н., профессор, Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-исследовательский центр информатики при Министерстве иностранных дел Российской Федерации» (ФГУП «НИЦИ при МИД России») Стойлик Ю.Б., д.т.н., профессор, начальник отдела связи и безопасности судоходства ЦНИИ экономики и эксплуатации водного транспорта, член научно-технического совета Российского речного Регистра Министерства транспорта Российской Федерации

В статье рассмотрены функции стандартов информации о качестве сложной бытовой техники. Показано, что в настоящее время невозможно восстановить советскую практику единых общегосударственных стандартов качества. Выявлены проблемы понимания объективных требований стандартов и их взаимосвязи с субъективно воспринимаемым качеством продукции. Рекомендовано развитие системы корпоративных стандартов качества, раскрываемых на едином потребительском портале

Ключевые слова: качество, стандартизация, информационное обеспечение, информационная асимметрия потребительских рынков, техническое регулирование.

INFORMATION STANDARDS FUNCTIONS OF THE HOUSEHOLD APPLIANCES

QUALITY

Strekha A., Ph.D., director of scientific and economic research and educational activities of the Federal State Unitary Enterprise «Russian Scientific and Technical Information Center for Standardization, Metrology and Conformity Assessment» (FSUE «STANDARTINFORM») Zhuravleva T., Doctor of Economics, professor, Federal State Unitary Enterprise «Scientific-Research Centre under the Ministry of Foreign

Affairs of the Russian Federation» (FSUE «NICHI at the Russian Foreign Ministry») Stoyulik Y., Doctor of Techniques, professor, head of the department of communication and navigation safety and operation of the Central Research Institute of Economics of Water Transport, a member of the Scientific and Technical Council of the Russian River Register of the

Ministry of Transport of the Russian Federation

The article describes the function of information on the quality standards of household appliances. It is shown that it is currently impossible to restore the Soviet practice of uniform national standard quality. The problems of understanding the objective requirements of the standards and their relationship with the perceived quality. Recommended the development of a system of corporate quality standards, disclosed in a single consumer portal.

Keywords: quality, standardization, information technology, information asymmetry consumer markets, technical regulations.

Одной из важнейших проблем современного потребительского рынка является его информационная асимметрия. Потребители имеют дело с огромным ассортиментом сложных товаров, потребительские свойства которых оценить до покупки довольно затруднительно или вообще невозможно, поэтому им приходится совершать выбор, исходя из предоставляемой производителями или продавцами информации. В условиях кризиса снижение доступности известных зарубежных брендов, переориентация на новых производителей (отечественных или же от иных зарубежных поставщиков) еще более повышает заинтересованность покупателя в достоверной и объективной информации о качестве продукции.

Базовые требования к информированию потребителей относительно качества товаров установлены, прежде всего, Законом «О защите прав потребителей» [1].

«Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)

1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

- наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

- сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента),

пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;

- цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;

- гарантийный срок, если он установлен;

- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

- информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

- срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

- информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона.

3. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые

установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей».

Таким образом, конкретный перечень необходимых сведений, характеризующих качество продукции, установлен только для продовольственных товаров. Единственной содержательной характеристикой непродовольственных товаров, раскрывать которую производитель обязан, является их энергоэффективность.

Изображение знака обращения на рынке установлено Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2003 г. «О знаке обращения на рынке» № 696 [2]. Знак представляет собой сочетание букв «Т» (с точкой над ней) и «Р», вписанных в букву «С», стилизованную под измерительную скобу, имеющую одинаковые высоту и ширину. Знак должен быть одноцветным и контрастировать с цветом поверхности, на которую он нанесен. Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях.

Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. Особенности маркировки продукции знаком обращения на рынке устанавливаются техническими регламентами. Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, является административным правонарушением, описанным в двух статья Кодекса об административных правонарушениях [3].

«Статья 14.45. Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

Реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Статья 14.46. Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

1. Маркировка продукции знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, либо маркировка знаком соответствия продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей».

Очевидно, что штрафы, выраженные в абсолютных величинах, могут не служить достаточным сдерживающим фактором для реализации крупных партий товаров с нарушением порядка маркировки, поскольку они могут быть существенно ниже потенциальной прибыли от таких действий. Но даже совершенствование законодательства в сторону его дальнейшего ужесточения не способно полностью решить проблему информационной асимметрии, т.к. требования законодательства касаются лишь оповещения о наиболее важных характеристиках непродовольственных товаров - прежде всего, их безопасности, обеспеченной выполнением соответствующих технических регламентов.

По мнению автора статьи [4], «термин «основное потребительское свойство» не должна постигнуть судьба термина «существенный недостаток», так как у него есть объективная основа: стандарты с шифром 4 «Системы показателей качества продукции» (далее -стандарты-4). По состоянию на 1 января 2009 г. их насчитывалось 281 единиц. Последний стандарт в этой системе был принят в 1989 г. В большинстве стандартов отдельным списком и шрифтом выделены основные показатели качества конкретных групп продукции.

Нужно подчеркнуть, что в этих стандартах дана связка показателей качества с потребительскими свойствами.

Номенклатуры основных показателей качества во всех действующих стандартах-4, прежде всего, представлены показателями безопасности, экономичности и назначения. ...

Необходимо реанимировать систему стандартов-4, обновив действующие стандарты и пополнив ее стандартами на продукцию, которая появилась после 90-х гг.».

Однако следует учитывать, что указанные стандарты явились плодом административно-командной системы, которая тотально контролировала все вопросы качества продукции, а государственные стандарты являлись обязательными для употребления. При этом, как показывает практика СССР, задание государством требований к качеству продукции далеко не всегда приводило к росту реальной потребительской удовлетворенности, поскольку разработчики стандартов в отрыве от конкретных потребителей не могли достаточно полно отразить их требования к качеству, в т.ч. и достаточно «нелогичные» с точки зрения понятия качества, характерного, допустим, для военной техники или промышленного оборудования, с его акцентом на экономичность, долговечность и гарантированное выполнение минимально обязательных функций, пренебрежением к дизайну и к повышению качества сверх минимально требуемого.

В настоящее попытки императивного устранения асимметрии путем принятия исчерпывающих требований к информированию потребителей относительно качества товаров обречены на провал, поскольку качество является многомерной величиной, и полный список показателей качества не может быть установлен даже для конкретного вида товаров. Поэтому всякая попытка государственной регламентации раскрытия соответствующей информации приведет лишь к появлению лишних административных барьеров и стремлению производителей «вписаться» в установленные показатели качества, игнорируя те аспекты качества, которые не были охвачены государственными требованиями.

Наилучшим выходом из сложившейся ситуации является разработка особых стандартов раскрытия информации о качестве, проводимая совместными усилиями ассоциаций производителей и потребителей. Принципиальной особенностью данного подхода должен являться плюрализм системы стандартов, отражающий многообразие потребительских требований к качеству. В частности, как известно, среди любителей музыки существуют сторонники так называемого «транзисторного» и «лампового» звучания, поэтому попытки сформировать единый стандарт качества звуковоспроизводящей аппаратуры, опирающийся на данные объективных измерений, стандартных конструктивных решений и т.д. обречены на провал. Дело в том, что большинство измеряемых характеристик ламповой аппаратуры, таких, как мощность, уровень нелинейных искажений и т.д., существенно ниже соответствующих показателей транзисторной, что, однако, вовсе не означает субъективно более плохого звучания. Поэтому, если стандартизировать требования, опираясь на субъективно хорошо звучащие ламповые усилители, это задаст такую низкую планку качества для транзисторных, что это будет равноценно полному отсутствию требований к ним. Если же, наоборот, за эталон принять свойства среднего транзисторного усилителя, то ламповые вообще нельзя выпускать на рынок [5-6].

Однако, если производители и ценители соответствующих стилей проектирования аппаратуры объединятся для выработки узкоцелевых стандартов качества, то в рамках отдельных подгрупп эти стандарты могут быть вполне релевантны. В качестве примера можно привести практику авторитетного английского производителя ламповой аудиоаппаратуры Audio Note [7], который разделяет всю производимую им продукцию на 5 уровней качества в зависимости от определенных схемотехнических решений и качества используемых комплектующих. Для всякого ценителя аппаратуры данной фирмы информация о соответствии выпущенного ей прибора одному из уровней качества является однозначной оценкой ее потребительских свойств; при этом механическое перенесение данных критериев на аппаратуру, построенную по другим принципам, в принципе невозможно.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующий вывод: в настоящее время законодательство справедливо ограничило обязательные требования по раскрытию информации относительно непродовольственных товаров лишь базовыми сведениями относительно безопасности и совместимости. Более детальная оценка качества, снижающая степень информационной асимметрии, возможна лишь как результат применения узкоспециализированных

стандартов качества, разработанных соответствующими группами энтузиастов из числа производителей и потребителей. Роль же государства [8] в данном случае сводится к поддержанию функционирования единой информационной инфраструктуры [9-12], обеспечивающей учет, распространение и верификацию этих добровольных стандартов.

Литература:

1. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей» № 2300-1// Ведомости СНД и ВС РФ, 1992. - № 15. - Ст. 766.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2003 г. «О знаке обращения на рынке» № 696 // СЗ РФ. - 2003 - № 47. - Ст. 4547.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 1(ч. 1). - Ст. 1.

4. Брод Б. Обеспечение прав потребителей на получение информации: роль национальных стандартов // Стандарты и качество, 2010. - № 6.

5. Korovaitsev A.A., Lomakin M.I., Dokukin A.V. Evaluation of metrological reliability of measuring instruments under the conditions of incomplete data // Measurement Techniques. - 2014. - Т. 56. - № 10. - С. 1111-1116.

6. Коровайцев А.А., Ломакин М.И., Докукин А.В. Экономиче-

ские проблемы взаимосвязи квалиметрии и метрологии на примере измерений параметров качества бытовой аудио и аудиовизуальной техники // Мир измерений, 2014. - № 1. - С. 37-42.

7. Краткое описание системы уровней Audio Note // Режим доступа: http://audionote.su/pubs/levels.php

8. Докукин А.В., Борцова Д.Э. Информационное обеспечение взаимодействия государства и потребителей в процессе контроля качества и безопасности продукции // Транспортное дело России, 2013. - № 1. - С. 123-125.

9. Докукин А.В. Интеграция доступа к ресурсам единой информационной системы по техническому регулированию // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования, 2012. - № 3(7). - С. 4.

10. Алякин А.А., Докукин А.В., Перепелкин И.Б. Интернет-портал - «интегрированная точка доступа» к ресурсам единой информационной системы по техническому регулированию // Транспортное дело России, 2009. - № 3. - С. 126-128.

11. Алякин А.А., Докукин А.В., Перепелкин И.Б. Функционирование единой информационной системы по техническому регулированию на базе парадигмы электронного государства // Транспортное дело России, 2009. - № 3. - С. 153-155.

12. Докукин А.В. Интернет-портал по техническому регулированию - «единая точка доступа» к информационным ресурсам заинтересованных лиц // Транспортное дело России, 2009. - № 2. - С. 39-41.

МАТЕРИАЛЬНЫЕ СКЛАДЫ - АККУМУЛЯТОРЫ ЗАПАСОВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Кузнецов К.С., аспирант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения» МГУПС (МИИТ)

В статье обозначена главная цель материальных складов, обеспечивающих ритмичную и бесперебойную работу железнодорожного транспорта, сопричастных предприятий и организаций путем снабжения их необходимыми материалами, запасными частями и изделиями. Рассмотрены основные показатели, характеризующие эффективность эксплуатации складов, и показатели, характеризующие проектные решения строительства новых и реконструкции существующих объектов складского хозяйства, приведены методы их определения, обусловлена важность расчетов этих показателей.

Ключевые слова: транспорт, снабжение железнодорожного транспорта, склады, экономические показатели, запасы, грузооборот.

MATERIAL STORAGE - BATTERIES STOCKS OF MATERIAL RESOURCES OF RAIL

TRANSPORT

Kuznetsov K., the post-graduate student, MIIT

The article indicated by the main purpose of material warehouses, providing a rhythmic and smooth operation of rail transport, ownership of enterprises and organizations by providing them with the necessary materials, spare parts and products. The main indicators characterizing the efficiency of operation of warehouses, and indicators characterizing the design decisions construction of new and reconstruction of existing storage facilities are provided methods for their determination, due to the importance of these indicators.

Keywords: transportation, supply of railway transportation, warehouses, economic indicators, stocks turnover.

Материальным складам принадлежит важная роль в общем процессе материально-технического снабжения железнодорожного транспорта. Потребление продукции широкой номенклатуры и территориальная разобщенность большого количества потребителей на железных дорогах предъявляют специфические требования к организации работы складов. Хорошо организованная их работа способствует улучшению эксплуатационной деятельности железных дорог, ускорению производственных процессов и перевыполнению предприятиями плановых заданий, росту производительности труда, повышению эффективности и качества работы всех хозяйств железнодорожного транспорта, а также более рациональному и экономному использованию материальных ресурсов.

Главной целью материальных складов является концентрация и временное хранение материальных ценностей для полного и ритмичного обеспечения предприятий и организаций необходимыми материалами, запасными частями и изделиями в соответствии с планами материально-технического снабжения [1].

Для достижения указанной цели материальные склады осуществляют следующие виды деятельности:

- организация количественной и качественной приемки, хране-

ния, отпуска и учета товарно-материальных ценностей;

- постоянный контроль состояния материальных запасов на складе, выявление неходовых товарно-материальных ценностей;

- разработка и осуществление мероприятий по совершенствованию организации складского хозяйства и сохранности материальных ценностей, рациональному использованию складских помещений и транспортных средств, улучшению организации погрузочно-разгрузочных и транспортных работ;

- реализация неходовых товарно-материальных ценностей;

- планирование текущего и капитального ремонта складского хозяйства, замены механизмов и оборудования;

- текущее содержание, техническое обслуживание и эксплуатация зданий, сооружений, устройств, а также установок, машин, механизмов, оборудования, технических и транспортных средств, в соответствие с установленными нормативами и заключенными договорами.

Экономические показатели характеризуют содержание и объем работы материальных складов, их пропускную способность, вместимость и техническую оснащенность, затраты труда и денежных средств на складскую переработку материалов, эффективность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.