Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 28-30.
13. Плахова О.А. Вариативность как условие экспликации категории чудесного в сказочном дискурсе // Карельский научный журнал. 2014. № 2. С. 21-26.
14. Арестова В.Ю. Этнокультурные традиции как фактор развития сельской школы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 4 (26). С. 199-202.
15. Джамалова А.Д.Г. Роль национально-духовных
ценностей в воспитании подрастающего поколения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 74-76.
16. Белинский В.Г., Соч.,Т.1, Москва, 1953,
17. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1974.
18. Мусханова И.В., Батчаева Х.Х.-М. - Личность. Духовность. Нравственность. - Грозный, 2015 - с.222
19. Кусаев А., Писатели Чечни. - Грозный, 2005 - с.407
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SPIRITUAL AND MORAL IDEALS FORMATION BY MEANS OF THE CHECHEN NATIONAL LITERATURE
© 2015
I.V. Muskhanova, doctor of pedagogical sciences, professor F.V. Medzihova, graduate
Chechen State Pedagogical Institute, Grozny (Russia)
Abstract. The article considers actual problems related to formation of the moral and spiritual ideals of the modern school students. The goal has been set to show the educational role of moral and spiritual ideals in the Chechen literature. The role of the national literature has been identified in the process of the moral and spiritual awareness-raising of school students. Objective and subjective factors impacting the efficiency of pedagogical conditions have been identified. The significance of personal features of a pedagogue has been identified and justified for effective implementation of moral and ethics oriented literature lessons. The theoretical model of moral and spiritual ideals' formation of the students in the literature lesson has been developed and provided based on the research. The moral ideals of the Chechen ethnos reflected in the national literature are identified. Especial attention has been paid to the Chechen Code of Honor entitled «Qonaxalla» and the analyses of this concept in the creative activity of Mr. A.Suleymanov. It has been identified that using moral and spiritual potentials of Mr. A.Suleymanov, in the work with the youth makes sure they perceive the moral and spiritual values and their emotional/will oriented development.
Keywords: the moral and spiritual ideal, the Chechen national literature, spirituality, customs, moral and spiritual awareness-raising, the Chechen Code of Honor, «Qonaxalla».
УДК 378
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ - МУЗЫКАНТОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА
© 2015
А.В. Наседкина, аспирант
Самарский государственный институт культуры, Самара (Россия)
Аннотация. Формирование профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантов - одна из важнейших целей современного музыкального образования, поскольку от уровня профессионально-педагогической культуры зависит успешность профессиональной деятельности специалиста, его конкурентоспособность и профессионализм. В статье раскрываются особенности и специфика моделирования процесса формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантов. Описывается модель формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантов, которая представляет собой интегративную целостность целевого, содержательного, организационно-управленческого и результативно-критериального компонентов. В статье представлена подробная характеристика компонентов модели. Рассматриваются понятия «модель», «моделирование», раскрываются принципы, цели и задачи построения данной модели. Определены формы, методы и средства обучения, а также перечень педагогических условий, успешное осуществление которых является важным фактором достижения качественной подготовки специалистов, направленной на формирование профессионально-педагогической культуры студентов. В основе модели лежит интегративный подход, который представляет собой стратегию синтеза структурных компонентов профессионально-педагогической культуры, этапов, условий, видов деятельности субъектов образовательного процесса, и других аспектов формирования профессионально-педагогической культуры. Предложенная модель является ценностно-смысловой основой профессиональной подготовки студентов; позволяет более чётко выстроить структуру и этапы процесса формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантов.
Ключевые слова: моделирование, модель, профессионально-педагогическая культура, интегративный подход, педагогические условия, будущие педагоги-музыканты.
Быстро изменяющаяся социальная действительность и новые социально-экономические условия предъявляют серьёзные требования к профессиональной подготовке педагогов. На современном этапе развития общества достаточно четко выражена потребность в высококвалифицированных, компетентных специалистах, готовых к постоянному профессиональному росту, профессиональной мобильности. Профессионализм кадров предполагает не только прочную основу специальных знаний, умений и навыков, но и овладение высоким уровнем профессионально-педагогической культуры. Данное понятие аккумулирует в себе процессы личностного развития, творческой самореализации, культуроло-
гического становления и многое другое. В связи с этим в сфере образования возрастают требования к уровню профессионально-педагогической культуры как определяющего фактора профессионального становления личности студента.
Проблема формирования профессионально-педагогической культуры исследовалась многими учеными. В работах И.Ф. Исаева представлена культурологическая концепция профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы [1]. Е.В. Бондаревская рассматривает педагогическую культуру с позиции лич-ностно-ориенированного образования [2]. В.Л. Бенин исследует профессионально-педагогическую культуру
с помощью философско-социологического анализа [3]. Исследованием отдельных аспектов проблемы формирования профессионально-педагогической культуры в музыкальном искусстве занимались Л.Г. Арчажникова, Э.Б. Абдуллин, Г.М. Цыпин и др.
Л.Г. Арчажникова в пособии «Профессия - учитель музыки» рассматривает особенности профессии учителя музыки, раскрывает основные компоненты его деятельности, наряду с анализом всего объема знаний, умений и навыков учителя музыки, акцент ставится на его исполнительской культуре [4]. Г.М. Цыпин в своих научных работах уделяет внимание формированию активного, самостоятельного мышления музыканта [5]. Э.В. Абдуллин в своих исследованиях делает акцент на формировании методологической культуры будущего педагога-музыканта, которая включает в себя усвоение способов и методов учебно-исследовательской деятельности, а также подробно описывает методику обучения студентов основным видам исследовательской музыкально-педагогической деятельности [6].
В последнее время появляются диссертационные исследования, посвященные различным вопросам профессиональной подготовки педагога-музыканта, в том числе развитию и формированию его профессиональной культуры (Абрамова Т.В., Грибкова О.В., Шапова Т.Н. и др.).
Несмотря на обширный педагогический опыт, проблема формирования профессионально-педагогической культуры будущего педагога-музыканта остается до конца нерешенной. Изучение современного состояния данной проблемы показало необходимость моделирования процесса формирования профессионально-педагогической культуры будущего педагога-музыканта.
Для более четкого проектирования педагогического процесса определим основное понятие «модель» и процесс «моделирование». Моделирование как метод научного познания применим во многих науках, в том числе и в педагогике. Моделирование - это построение принципиальной схемы, отражающей реальный педагогический процесс или явление. Методологические основы моделирования в педагогической науке обоснованы в трудах В.А. Штоффа [7], В.Г. Афанасьева [8], Б.А. Глинского [9], А.П. Аношкина [10], В.М. Монахова [11] и других. Г.В. Суходольский трактует моделирование «как процесс создания иерархии моделей, в котором некоторая реально существующая система моделируется в различных аспектах и различными средствами» [12, с.56]. Под педагогическим моделированием Е.В. Яковлев понимает «отражение характеристик существующей педагогической системы в специально созданном объекте, который называется педагогической моделью» [13, с.123].
Основным понятием метода моделирования является модель. Наиболее полное определение данного понятия дает В.А. Штофф. Под моделью он рассматривает «такую мысленно представляемую или материально реализованную схему, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте» [7,с.132]. В педагогике модель является средством управления, средством организации теоретических и практических занятий, действий, средством представления образцово правильных действий или результата, т.е. рабочим представлением целей [14].
Формирование профессионально-педагогической культуры будущего педагога-музыканта - целенаправленный, специально организованный педагогический процесс, направленный на создание условий, обеспечивающих эффективность подготовки студентов к выполнению различных видов профессиональной деятельности, осуществляемый в контексте профессиональной подготовки. Структура процесса формирования профессионально-педагогической культуры будущего педагога-музыканта складывается из интегративной сущности нескольких компонентов (целевой, содержательный, организационно-управленческий, результативно-критериальный) и понимания за каждым
из них способности изменять и воздействовать друг на друга. Рассмотрим подробнее компоненты разработанной модели.
Целевой компонент модели предполагает определение цели, задач, а также определенных принципов, регулирующих деятельность педагогов в достижении цели, фиксирует требования к формированию профессионально-педагогической культуры будущего педагога-музыканта как к целостному процессу. Целью является достижение высокого уровня сформированности профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантов, определяющей их готовность к профессиональной деятельности.
Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач. Основными из них, на наш взгляд, являются: 1) вооружить студентов системой специальных теоретических и практических знаний, составляющих содержательную основу профессионально-педагогической культуры; 2) обеспечить мотивационную готовность студентов к формированию профессионально-педагогической культуры; 3) создать необходимые условия воспитания духовно-нравственной сферы личности и самостоятельности; 4) гарантировать развитие интегративной активности личности студентов, которое обусловит повышение активной позиции студентов, начиная с целеполагания, реализации и корректировки деятельности в различных ситуациях.
В нашем исследовании мы руководствовались следующими принципами организации педагогической деятельности, активирующими процесс формирования профессионально-педагогической культуры: принцип контекстности, реализация которого предусматривает создание условий для формирования профессионально-педагогической культуры студентов в контексте их будущей профессии; принцип межпредметности, состоящий в накоплении теоретических знаний и представлений студентов о сущности профессионально-педагогической культуры в процессе изучения гуманитарных, социально-экономических, психолого-педагогических, специальных дисциплин; принцип индивидуализации, предполагающий построение методики формирования профессионально-педагогической культуры студента с учетом личностных приоритетов обучаемых и ее коррекцию в зависимости от индивидуальных особенностей; принцип обеспечения субъектной позиции всех участников образовательного процесса, обусловливающий создание условий для самооценки, самореализации студента.
Методологической основой модели выступает инте-гративный подход, который проявляется во внутренних связях между структурными компонентами профессионально-педагогической культуры, этапами, условиями, методами и формами обучения, видами деятельности субъектов образовательного процесса, и другими аспектами формирования профессионально-педагогической культуры. Интегративный подход направлен на повышение уровня целостности данного педагогического процесса, «включает интеграцию как принцип конструирования системы и как процесс установления связей между элементами системы» [15, с.73].
Интегративный подход реализуется в нескольких направлениях: изучение профессионально-педагогической культуры как системы с характерными признаками целостности и связности; построение содержания учебных дисциплин на основе принципов интеграции и сведение их содержания в интегративно-функциональную учебную дисциплину; изучение и анализ возможностей ин-тегративно-функциональных учебных дисциплин, что позволяет в нашем случае рассматривать процесс формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов как процесс, основанный на организации деятельности по усвоению целостного педагогического знания о нормах, ценностях педагогической культуры, элементов ее составляющих; как процесс отбора форм, методов и средств формирования професси-
онально-педагогической культуры.
Содержательный компонент модели определяет содержание процесса формирования профессионально-педагогической культуры студентов, представляющего собой движение от поставленных целей к конкретным результатам.
Содержательный компонент представлен в тесной связи с аксиологическим, технологическим и личност-но-творческими компонентами профессионально-педагогической культуры. Аксиологический компонент раскрывает профессионально-педагогическую культуру педагога-музыканта с позиции владения совокупностью жизненных и профессиональных ценностей. Для педагога-музыканта такими ценностями выступают убеждение относительно целей профессиональной деятельности, стремление к успеху, ценностные ориентации. Технологический компонент раскрывает пути осуществления профессиональной деятельности педагога-музыканта. Овладение педагогом системой способов и приемов, составляющих основу его педагогической деятельности, является одним из показателей уровня его профессионально-педагогической культуры в целом. Для педагога важно владеть такими действами, как планирование, прогнозирование, художественное проектирование и др. Личностно-творческий компонент раскрывает профессионально-педагогическую культуру как способ реализации индивидуальных особенностей человека, позволяющих ему осуществлять творческую профессиональную деятельность.
Понятие «профессионально-педагогическая культура педагога-музыканта» определяется с помощью множества характеристик и тесно связано с различными видами профессиональной деятельности педагога-музыканта: педагогическая, исполнительская, методическая и воспитательная работа, научно-исследовательская, организационно-управленческая и культурно-просветительская деятельность. В связи с этим под профессионально-педагогической культурой будущего педагога-музыканта мы понимаем многогранное понятие, которое включает в себя несколько подструктур и выражается в определенном уровне профессионально-педагогической деятельности. Содержательный компонент модели включает в себя следующие подструктуры профессионально-педагогической культуры педагога-музыканта: исполнительская культура, методологическая культура, коммуникативная культура, информационная культура, психологическая культура, эмоционально-эстетическая культура.
Организационно-управленческий компонент модели содержит формы, методы и средства обучения, а также перечень педагогических условий, соблюдение которых необходимо для эффективной реализации данной модели и этапы формирования профессионально-педагогической культуры будущего педагога-музыканта.
Идея построения процесса формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантов нацеливает на выбор таких методов, форм и средств обучения, которые позволяют наиболее успешно решать поставленные в целевом компоненте задачи, при этом «конкретные методы обучения применяются для достижения разных целей с неодинаковым эффектом» [16, с. 176]. Поэтому выбор оптимальных форм, методов и средств осуществлялся с учетом специфики задач, содержания материала и возможностей студентов.
Опираясь на классификацию методов образования Ю.К. Бабанского [17], а также используя методы воспитания, применяемые в высшей школе, мы выделяем несколько групп: методы обучения - методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования, мотивации и самомотивации учения; методы контроля и самоконтроля эффективности обучения; методы воспитания - методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности.
К методам обучения, способствующим формированию профессионально-педагогической культуры студентов, мы считаем возможным отнести также репродуктивные и активные. Характеристика данных методов в основе своей содержит оценку творческой активности в познании новых понятий. Применение репродуктивных методов позволяет передать большой объем принципиально нового для студента информативного материала. Понимание и осмысление этого материала происходит в ходе лекций, бесед, семинарских и практических занятий, консультирования.
В рамках модели сделан акцент на широкое использование методов активного обучения, направленных на самостоятельное усвоение студентами знаний в процессе познавательной деятельности. А.М. Смолкин определяет активные методы обучения как способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной деятельности в процессе овладения материалом [18, с.30]. Активные методы обучения должны стать ведущими в достижении целевой установки изучаемого процесса. Активные методы предусматривают использование: а) проблемной лекции, на которой процесс познания студентов приближается к исследовательской деятельности, обеспечивает усвоение теоретических знаний, развитие теоретического мышления, формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональную мотивацию, создает возможности студентам проявить себя как творческую личность; б) практические занятия в форме беседы, позволяющие обеспечить осознание взаимосвязи различных видов профессиональной деятельности и структурных компонентов профессионально-педагогической культуры педагога-музыканта как единой системы; в) тематические дискуссии, обеспечивающие активное участие каждого студента в обсуждении поставленных проблем и качество профессиональной подготовки; г) решение различных психолого-педагогических задач, направленных на формирование знаний и умений педагогической диагностики, выбора приемов и методов обучения; д) анализ и моделирование педагогических ситуаций, которые способствуют формированию способности студентов применять конкретные положения психологии, педагогики и методики к конкретным педагогическим ситуациям.
Применение каждого метода сопровождается соответствующими средствами. К средствам формирования профессионально-педагогической культуры относят: общепедагогические средства (учебные планы и программы, наглядный материал, учебные пособия, карточки и др.), технические средства обучения, электронные ресурсы и специфические средства (нотные издания, музыкальные инструменты, музыкальные аудио- и видеозаписи, фонотека, классы для индивидуальных занятий, концертный зал и др.).
В учебном процессе форма обучения выражается в определенном типе лекции, семинара, практического занятия и др. Из многообразия подходов к классификации форм обучения мы остановились на классификации В.К. Дьяченко, который выделяет четыре основные организационные формы обучения: индивидуальную, групповую, коллективную и индивидуально обособленную. По мнению автора «организационная форма обучения - это структура общения между обучающим и обучаемыми, то есть структура общения, применяемая в учебном процессе» [19, с.69].
Педагогический процесс в вузах культуры и искусств сочетает в себе все формы обучения. Таким образом, в качестве аудиторных форм обучения, действующих в рамках модели, мы выделяем: 1) индивидуальные (консультации, выполнение и защита курсовых и дипломных работ, самостоятельная работа студентов, концертные выступления, индивидуальные занятия); 2) групповые (семинарские, практические занятия, спецкурсы, концертные выступления); 3) фронтальные (лекции, педаго-
гическая практика, концерты, зачеты, экзамены, научно-практические конференции); 4) парные (консультации, практические занятия); 5) коллективные (семинарские и практические занятия, спецкурсы).
В образовательном процессе все формы обучения реализуются комплексно, что позволяет активно формировать образовательные коммуникации и осуществлять интегративные связи. Среди них следует также выделить внеаудиторные формы самостоятельной работы студентов: подготовка докладов и участие в научно-практических конференциях различного статуса; публикации в научных сборниках и журналах; участие в специальных конкурсах, тематических концертах, музыкально-образовательных лекториях и фестивалях [20-26]. Кроме того внеаудиторными формами, в которых студенты-музыканты осуществляют музыкально-педагогическое самообразование являются систематические посещения концертов классической музыки, театральных спектаклей, музеев, выставок, семинаров, лекториев, мастер-классов, курсов.
Комплекс педагогических условий является основным блоком рассматриваемой модели, от реализации которого зависит ее эффективность в формировании профессионально-педагогической культуры будущего педагога-музыканта.
Ю.К. Бабанский под педагогическими условиями понимает «обстановку, при которой компоненты учебного процесса (учебный предмет, преподавание и учение) представлены в наилучшем взаимодействии» [27, с. 61]. И.Я. Лернер педагогические условия определил как факторы, обеспечивающие успешное обучение [21]. В рамках нашего исследования под педагогическими условиями мы понимаем совокупность необходимых, обязательных обстоятельств, обеспечивающих эффективность формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантов.
Нами выделены следующие условия: 1) проектирование творческой образовательной среды вуза на основе интеграции ее структурно-содержательных компонентов; 2) интеграция психолого-педагогической и специфической музыкальной подготовки студентов к будущей профессии; 3) введение в учебный процесс специального курса «Профессионально-педагогическая культура», предусматривающего применение специально разработанного комплекса учебных материалов; 4) использование активных форм и методов при реализации процесса формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантов.
Реализация данных условий будет более эффективной при использовании интегративного подхода, который позволит интенсифицировать процесс формирования профессионально-педагогической культуры и обеспечит целостность и системность профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта. Процесс формирования профессионально-педагогической культуры осуществляется поэтапно.
В разработанной нами модели выделены три этапа формирования профессионально-педагогической культуры будущего педагога-музыканта - начальный, базовый и продуктивный. Начальный этап обусловлен учебной деятельностью, включает в себя изучение различных дисциплин, приобретение профессиональных знаний, умений и навыков. На этом этапе студент осознает себя субъектом профессиональной деятельности, происходит принятие профессии и раскрытие им личностного смысла профессиональной деятельности. Базовый этап определяется учебно-профессиональной и практической деятельностью студентов, реализуется в ходе прохождения педагогической практики. Продуктивный этап характеризуется реализацией и дальнейшим совершенствованием в сфере профессиональной деятельности.
Результативно-критериальный компонент модели отражает эффективность процесса формирования профессионально-педагогической культуры студентов, ха-
рактеризует достигнутые результаты обучения в соответствии с поставленными целями. Данный компонент включает критерии и уровни сформированности профессионально-педагогической культуры студентов.
Диагностику уровней сформированности профессионально-педагогической культуры будущего педагога-музыканта будем осуществлять согласно следующим критериям: ценностное отношение к осуществлению профессиональной деятельности; технолого-педагоги-ческая готовность к осуществлению профессиональной деятельности (готовность осуществлять исполнительскую, педагогическую, воспитательную, методическую, организационно-управленческую и коммуникативную деятельность, что выражается в сформированности соответствующих умений); стремление к профессиональному самосовершенствованию.
В зависимости от степени проявления указанных критериев мы выделили три уровня сформированности профессионально-педагогической культуры: высокий, средний, низкий. Данные уровни находят свое отражение в характере учебно-педагогической деятельности студентов.
Таким образом, разработанная модель формирования профессионально-педагогической культуры будущего педагога-музыканта может быть использована с целью совершенствования процесса подготовки студентов. Она представляет собой систему, включающую качественно различные, но взаимозависимые и взаимосвязанные составляющие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 208 с.
2. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие / под ред. Е.В. Бондаревской. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995. 170 с.
3. Бенин В.Л. Педагогическая культура: философ-ско-социологический анализ. Уфа: Башк.гос.пед.ун-т, 1997.144 с.
4. Арчажникова Л.Г. Профессия-учитель музыки: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. 111 с.
5. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.за-ведений /Д.К.Кирнарская, Н.И.Киященко, К.В.Тарасова и др.; Под ред.Г.М. Цыпина. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 638 с.
6. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений /Э.Б.Абдуллин, О.В.Ванилихина, Н.В.Морозова и др.; Под ред. Э.Б.Абдуллина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.
7. Штофф В.А. Моделирование и философия. М.: Наука,1976. 302 с.
8. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. 432 с.
9. Глинский Б.А., Грязнов Б.С., Дынин Б.С., Никитин Е.П. Моделирование как метод научного исследования. Гносеологический аспект. М.: изд-во МГУ, 1965. 246 с.
10. Аношкин А.П. Основы моделирования в образовании: Учебное пособие. Омск: ОмГПУ, 1988.-144 с.
11. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. М.: Дрофа, 1995. 198 с.
12. Суходольский Г.В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. 120 с.
13. Яковлев Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения/Е.В.Яковлев, Н.О.Яковлева. М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2006. 239 с.
14. Психолого-педагогический словарь учителей и руководителей общеобразовательных учреждений /под ред. В.И.Пидкасистого. Ростов-н/Д: Феникс, 1998. 544 с.
15. Гриценко Л.И. Теория и практика обучения: инте-
гративный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 240 с.
16. Юцявичене П.А. Теория и практика модельного обучения. Каунас: Швиеса, 1989. 272 с.
17. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной образовательной школе. М.: Просвещение, 1985. 208 с.
18. Смолкин А. М. Методы активного обучения: Науч.-метод. пособие. М.: Высшая школа, 1991.176 с.
19. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. 160 с.
20. Абасова У.Р. Концертные произведения как форма развития музыкального искусства // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 213-216.
21. Пастушенко Л.А. Развитие профессиональной рефлексии будущего учителя музыки // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 163-165.
22. Зайченко М.А. Специфика рекурсивного принципа в языке и в музыке // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 10-12.
23. Лукашева С.С. Модель организации педагогического процесса подготовки музыкантов-исполнителей на основе средств информационных технологий // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 3. С. 304-308.
24. Ощепкова О.В. лекция как активная форма вузовского обучения // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 123-125.
25. Колесникова Г.А. Содержание профессиональных практик в подготовке бакалавров музыкального образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 97-100.
26. Плахина Л.Н. Методика проведения занятия в форме конкурса по дисциплине «Психология профессионального образования» // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 125-129.
27. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
28. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знания, 1980. 96 с.
THE MODELING OF THE FORMING PROCESS OF PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL CULTURE OF THE FUTURE TEACHERS - MUSICIANS ON THE BASIS OF INTEGRATIVE APPROACH
© 2015
A.V. Nasedkina, postgraduate student
Samara State Institute of Culture, Samara (Russia)
Abstract. Formation of professional-pedagogical culture of the future teachers-musicians is one of the most important goals of modern musical education, as the level of professional-pedagogical culture depends on the success of professional activity of a specialist, his competitiveness and professionalism. The article reveals the peculiarities and specifics of modeling the process of formation of professional-pedagogical culture of the future teachers-musicians. Describes a model of formation of professional-pedagogical culture of the future teachers-musicians, which is an integrative integrity of purpose, content, organizational management, and a productive and criterion components. The article presents a detailed description of the components of the model. Describes the following concepts of «model», «modeling», reveals the principles, goals and objectives of building this model. Defined forms, methods and means of teaching, as well as a list of pedagogical conditions of successful implementation is an important factor in achieving high quality training aimed at the formation of professional-pedagogical culture of students. The model is based on an integrative approach which is a strategy for the synthesis of the structural components of professional-pedagogical culture, stages, conditions, activities of subjects of educational process, and other aspects of formation of professional-pedagogical culture. The proposed model is the axiological basis of the professional preparation of students; allows you to more clearly outline the structure and stages of the process of formation of professional-pedagogical culture of the future teachers-musicians.
Keywords: modeling; model; professional and pedagogical culture; integrative approach; pedagogical conditions; future teachers-musicians.
УДК 378.6
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОТКРЫТОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПЕРВОГО МОСКОВСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
©2015
Н.А. Нефедова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогика и психология,
проректор по воспитательной работе
Международный независимый эколого-политологический университет, Москва (Россия)
Аннотация. Между понятиями открытое воспитательное пространство и воспитательный процесс четко просматривается взаимосвязь. С одной стороны, в процессе поставленных педагогических целей в образовательном учреждении создается и развивается открытое воспитательное пространство, с другой - оно выступает в качестве главного фактора успешного решения воспитательных задач. Модель открытого пространства, которая реализована в Первом Московском образовательном Комплексе, позволяет наглядно представить направления профессионально-личностного развития личности студента как взаимоотношения профессионально-образовательного пространства с творческой образовательной средой Комплекса. На методологическом уровне открытое пространство представлено как целостный методологический феномен, выявлены его характеристики как нового методологического инструментария, обеспечивающего возможность разработки концептуальных и научно-методических основ организации пространства, выделены принципы, выражающие общую ориентацию образовательной деятельности, преобразованной на основе пространственных представлений, на современные ценности образования. Наличие в профессиональном образовательном учреждении открытых пространств, выполняющих консолидирующую роль обучения и воспитания, дает возможность более качественно заниматься вопросами, связанными с подготовкой специалистов, и быть более конкурентоспособным в сфере образовательных услуг.
Ключевые слова: воспитательный процесс, открытое воспитательное пространство, модель, проект, студент, педагог, социализация, индивидуализация, профессионализация, система, мотивация, среда.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс
сопровождается существенными инновационными изменениями в педагогической теории и практике. Одним из стратегических направлений в модернизации образо-