Право
Константин ГОЛУБ
ФУНКЦИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья посвящена изучению вопроса о функциях правовой политики в сфере внешнеэкономической деятельности. Автор рассматривает подходы к определению функций, понятие функции в теории права, выделяет функции правовой политики в сфере ВЭД.
This article is devoted to functions of Russian legal policy in the sphere of foreign economic activities. The author considers approaches to defining function and the notion of a function in the theory of law, and points out functions of the legal policy in the sphere of foreign economic activities.
Ключевые слова:
правовая политика, функции правовой политики, внешнеэкономическая деятельность, конкурентоспособность, международная интеграция; legal policy, functions of legal policy, foreign economic activities, competitiveness, international integration.
ГОЛУБ Константин Юрьевич — аспирант кафедры теории государства и права Саратовской государственной юридической академии; главный специалист — эксперт Министерства финансов РФ [email protected]
Правовая политика представляет собой целенаправленную деятельность по достижению полезного эффекта в опреде -ленной сфере правовой жизни. Взаимосвязь содержания правовой политики и ее целей и задач может быть охарактеризована посредством изучения функций правовой политики.
В философском понимании функция — способ поведения, при -сущий конкретному объекту и способствующий сохранению его существования. Для уяснения сущности категории «функция» полезно ее математическое понимание. Так, функция описывает взаимозависимость двух динамических величин, характеризую -щуюся тем, что изменение одной величины приводит к изменению другой. Модельное упрощение данного определения выглядит так: если в момент времени ( предпринять действие х, то в момент вре -мени (+1 действие х приведет к результату Д.х).
В экономической науке широко используется метод экономи -ческого моделирования, основанный на построении всевозможных зависимостей между общественными процессами. Однако ключевым условием моделирования является наличие допущений
— сознательного игнорирования каких-либо явлений. Иными сло -вами, результат Д(х) всегда является следствием неограниченного числа различных зависимостей.
Таким образом, функция применительно к социальным явле -ниям представляет собой не полноценную зависимость, а направ ление воздействия, вектор по отношению к заданной цели. Причем при реализации данной функции цель вовсе не обязательно будет достигнута.
В общественном и государственно - правовом смысле в качестве функции определяется роль конкретного института или процесса по отношению к целому. Анализ положений действующих нормативных правовых актов позволяет сделать вывод, что, как правило, под функцией понимается конкретное направление деятельности в рамках достижения установленной цели1. Фактически под функ -цией федерального органа исполнительной власти или должност
1 В Указе Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» перечисляются такие функции федерального органа исполнительной власти, как функция по принятию нормативных правовых актов, по контролю и надзору, по управле нию государственным имуществом, по оказанию государственных услуг.
ного лица понимаются направления его деятельности, сфера его компетенции1.
Ученые выделяют следующие общие функции правовой политики: функцию повышения эффективности права, регулятивную, прогностическую, оценочную, культурно воспитательную, стимулирую щую и ряд других функций. Специальные функции правовой политики проявляются при формировании и реализации конкрет -ных ее видов. Будучи нацелены на дости -жение общих целей, функции правовой политики в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД) выделяются, пре -жде всего, спецификой трансграничного объекта их реализации и зависимостью конечного результата от международно правовой деятельности субъектов право вой политики.
Отмеченные особенности функций пра -вовой политики в сфере ВЭД позволяют говорить о них как об относительно само стоятельных направлениях воздействия на внешнеэкономическую сферу. В этой связи основным критерием классифика ции указанных функций является сфера их реализации. На основании этого пред -ставляется логичным выделить следую -щие функции правовой политики в сфере внешнеэкономической деятельности.
I. Функция совершенствования меха -низма правового регулирования ВЭД.
Реализация данной функции предпола -гает осуществление комплекса правовых мер, направленных на повышение эффек тивности государственно правового регу лирования ВЭД в условиях дальнейшей интеграции России в глобальную эконо -мическую систему. Необходимость совер шенствования государственно правового регулирования ВЭД обусловлена следую щим обстоятельствами. Во первых, в рам ках развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве неизбежна передача части суверенных полномочий в сфере регулирования ВЭД на наднацио нальный уровень в рамках Таможенного союза и Единого экономического про -странства, а значит и существенная моди
1 Частью 1 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации № 154- ФЗ от 5.07.2010 г. «Консульский Устав Российской Федерации» установлено, что под консульскими функциями понимаются пол -номочия консульских учреждений и консульских отделов по защите прав и интересов Российской Федерации, граждан и российских юридических лиц за пределами Российской Федерации.
фикация национальной системы регули -рования ВЭД.
Во вторых, экономическая интеграция требует гармонизации и унификации зако -нодательства в социально экономической сфере. При этом затрагиваются не только законодательство в сфере внешнеэко номической деятельности (таможенно -тарифные и нетарифные нормы), но и нормы права смежных отраслей (мигра ционное право, налоговое, администра тивное законодательство и проч.).
В- третьих, внешнеэкономическая сфера в настоящее время характеризу ется избыточным характером запретов, административных формальностей и процедур для участников ВЭД, сохране ние которых приводит к потере конку рентоспособности отечественных пред принимателей.
В четвертых, в настоящее время пред принимательское сообщество слабо вовлечено в процесс выработки и приня тия решений по вопросам регулирования ВЭД, что негативно отражается на эффективности принимаемых субъектами пра вовой политики решений.
II. Функция правового обеспечения экономической интеграции.
Мировая экономика остается конгло мератом хозяйств с различными уровнями развития и несовпадающими интересами. Поэтому каждой стране крайне важно реалистически оценить свое нынешнее и возможное будущее место в мировом сообществе с учетом собственных интере сов и специфических целей развития.
Данную функцию целесообразно под разделить на два направления: правовое обеспечение интеграции в мировую эко номику и правовое обеспечение инте грационных процессов на постсоветском пространстве.
Первое направление напрямую связано с решением таких приоритетных задач правовой политики в сфере ВЭД, как обе -спечение наиболее выгодного для отече -ственных экономических агентов член ства России в ВТО, ООН и ОЭСР; участие в определении мирового экономического порядка; формирование общего экономи ческого пространства Россия — ЕС, раз -витие кооперации в рамках АТЭС, БРИК и ШОС, а также имплементация соответствующих международных норм и правил в российскую систему права.
Второе направление касается разработки
и унификации правовых норм, вытекаю щих из процессов экономической инте грации в рамках Евразийского экономи ческого сообщества, Таможенного союза и Единого экономического простран ства. Так, создается и совершенствуется наднациональная договорно правовая база, охватывающая вопросы экономи ческой и внешнеэкономической поли тики; проводится передача части полно -мочий на наднациональный уровень и имплементация решений, принимаемых органами Таможенного союза. Кроме того, определенное влияние на систему государственно-правового регулирова-ния ВЭД оказывают процессы углубления экономической интеграции в формате СНГ, предполагающей в т.ч. сближение и гармонизацию систем регулирования.
III. Функция защиты интересов граждан и отечественных предпринимателей от недобросовестной международной конку ренции.
Обеспечение благоприятных условий для участия страны в международном раз делении труда осуществляется по двум направлениям.
Первое направление связано с вмеша -тельством государства в процесс конкуренции иностранных и отечественных товаров на внутреннем рынке. При этом основным средством воздействия со сто роны государства являются меры по уре гулированию доступа иностранных това ров, услуг, капиталов и других факторов производства на внутренний рынок. Такие меры оказываются обычно мерами огра ничительного характера.
Участие страны в международных эко номических отношениях в основном базируется на использовании абсолютных и сравнительных преимуществ в торговле товарами. Наиболее типичные способы использования этих инструментов — пограничные барьеры в форме тарифных и нетарифных ограничений в торговле товарами. В торговле же услугами — это ограничения по доступу на рынок (как правило, количественного характера) и меры дискриминационного характера. Современная торговая политика все в большей степени меняет свою направлен ность в сторону применения частичных и адресных ограничений, отказываясь от
создания общих барьеров для доступа на внутренний рынок.
Направления защиты интересов отече ственных экономических агентов на внеш -них рынках многогранны. К ним может относиться определение правовых основ мер финансовой (например, экспортное кредитование), промоутерской (совер шенствование выставочно ярмарочной деятельности) или информационной под держки экспорта. В рамках указанной функции предполагается либерализация условий доступа российских товаров, услуг и инвестиций на внешние рынки, устранение дискриминационных подхо дов иностранных государств к России при формировании торговой политики.
IV Функция международного нормот -ворчества.
Российская Федерация как субъект международного права в целях защиты своих национальных интересов и инте ресов своих граждан обязана принимать непосредственное и активное участие в выработке международного экономиче ского порядка. Представляется, что ука занная функция реализуется по следую щим направлениям:
— совершенствование международной договорно правовой базы во внешнеэко номической и внешнеторговой сферах, в т.ч. в целях снижения технических барье -ров в торговле;
— формирование глобальной энергети -ческой инфраструктуры и выработка пра вил функционирования глобальных энер гетических рынков;
— формирование справедливой международной торговой системы при полно -правном участии РФ в международных экономических организациях;
— полноправное вступление России в ВТО и ОЭСР.
Функции правовой политики представ ляют собой ключевые направления воз действия субъектов, определяемые ее при оритетами и целями. В настоящее время функции российской правовой политики в сфере внешнеэкономической деятель ности обусловлены геополитическими и макроэкономическими процессами, про текающими в мировой экономике и соз дающими новые угрозы и новые возмож ности для экономического развития.