Суржиков М.А.
к.э.н., доцент кафедры «Меж- дународная торговля и таможен- ное дело» РГЭУ (РИНХ)
Эл. Почта: [email protected] ФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В статье представлена киберне- тическая модель системы националь- ной экономики и способность ее пере- ходить в иное состояние под влиянием внешнеэкономических управляющих воз- действий. Описывается взаимосвязь между возмущающими и управляющи- ми воздействиями и реакции системы на входные переменные и ее воздействие на внешнюю среду. Рассмотрено воздействие внешнеэкономической по- литики по решению задачи выхода Рос- сии на информационные и инновацион- ные рынки в целях преодоления отста- лой структуры внешней торговли.
Ключевые слова: национальная экономика, процессы, модель, функцио- нирование, внешнеэкономическая поли- тика, интеграция.
Рассмотрение проблем формиро- вания методологических основ глобали- зации мировой экономики позволяет выявить закономерность неравномерно- сти распределения преимуществ и рис- ков глобализации. Она заключается в том, что положительные аспекты глоба- лизации, хотя и в совершенно разном
объеме, присущи всем странам участ- никам этого процесса, а его недостатки концентрируются в странах, развиваю- щихся.
Дальнейшие изыскания привели к возможности формулировки закона глобализации мировой экономики, ко- торый проявляется в том, что развитие производительных сил и производст- венных отношений, начавшись в рамках национальной экономики, достигнув определенного, заданного уровня зрело- сти, неизбежно перерастает государст- венные рамки и стремится к формиро- ванию единого мирового экономическо- го пространства. Этот закон, будучи экономическим законом-тенденцией, не выражает строгой количественной зави- симости между явлениями и не фикси- руется в строгой экономической моде- ли, однако выражает устойчивые тен- денции и однозначно предопределяет общие пути мирового развития. Закон глобализации, как и другие экономиче- ские законы, имеет объективную при- роду, действует вне зависимости от органов власти и юридических законов отдельного государства и, тем более, желаний отдельных граждан и общест- венных объединений, однако получает отражение в межгосударственных со- глашениях.
Подобное представление мировой экономики и место, занимаемое в ней национальными экономическими сис- темами отдельных стран, может быть дано в виде кибернетической модели.
С точки зрения эффективности и результативности процессов, проте- кающих в системах, прежде всего, ин- тересует управляемость национальной экономики как системы - ее способ- ность переходить в иное состояние под влиянием внешнеэкономических управляющих воздействий. Из множества внешних воздействий представляют ин- терес лишь те, которые в условиях ре- шаемой задачи существенно влияют на состояние системы. Эти внешние воз-
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 31 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
действия называют входными величи- нами, а элементы системы, к которым они приложены, - входами системы.
Так, на народнохозяйственную систему отдельной суверенной страны существенно воздействуют такие фак- торы, как: процессы глобализации ми- ровой экономики, тенденции развития мирохозяйственных и региональных рынков, спрос и предложение на вы- пускаемую продукцию, цены на сырье и энергетические ресурсы, налоговая политика государств. Они рассматри- ваются как входные воздействия на на- роднохозяйственную систему.
Для эффективного взаимодействия с системой международных экономиче- ских отношений выделяются два типа входных величин: управляющие и воз- мущающие воздействия. Поведение системы под воздействием входных величин показано на рис.1.
Возмущающие воздействия (М1, М2, Мз, ... Мк), как правило, невозмож- но или экономически нецелесообразно изменить со стороны рассматриваемой системы. Возмущающие воздействия могут быть лишь учтены системой на- циональной экономики при ее интегра- ции в мировую экономику. В данном случае возмущающими воздействиями являются основополагающие докумен- ты Организации Объединенных Наций (ее устав, цели и принципы действия, решения Экономического и социально- го совета ООН), задачи деятельности международных институтов, опреде- ляемые Организацией европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) и Организацией экономическо- го сотрудничества и развития (ОЭСР).
Входные переменные Возмущающие воздействия
т
Мл, Мг, Мз, . . . Мк
Управляющие воздействия
XI, Х2, Хз,
. X
Национальная экономика как система
Внутреннее состояние
Ш1, Ш2, тз, . . . тп У1, У2, Уз,
. Ур
Выходные переменные
>
*
Рис. 1. Кибернетическая модель системы национальной экономики в условиях глобализации
Управляющие воздействия (Х1, Х2, Хз, ... Х ) представляют собой парамет- ры, значениями которых можно распоряжаться при управлении системой и которые можно изменять с целью осу- ществления действий, предпочтитель-
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 з2 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ных по сравнению с другими возмож- ными движениями управляемой систе- мы. Для национальной экономической системы управляющие воздействия во- площены в национальной экономиче- ской стратегии, концепции экономиче- ской безопасности, ее внешнеэкономи- ческой, ценовой, финансовой, социаль- ной политике, в целевых комплексных программах. Положения двусторонних экономических отношений должны быть отнесены к управляющим воздей- ствиям, так как в ходе межгосударст- венных переговоров возможно было достижение желаемого компромисса.
В ходе развития глобализации ус- ловия этого процесса в значительной мере
ужесточались, что в рассматри- ваемом контексте переводило ряд фак- торов из управляющих воздействий в категорию возмущающих воздействий. Так, Генеральное соглашение по тари- фам и торговле (ГАТТ) предусматрива- ло прецедентное положение «историче- ские права», согласно которому всту- пающему в данное соглашение государству позволялось сохранять в силе обя- зательные нормы законодательства, принятые до присоединения к ГАТТ и в принципе противоречившие обязатель- ствам в рамках ГАТТ (данная ситуация квалифицируется как управляющее воз- действие). Соглашение Всемирной тор- говой организации (ВТО) отменило действие категории «исторические пра- ва»[1.с.271] (возмущающее воздейст- вие), что в рамках традиционного права следует квалифицировать как законода- тельное положение, имеющее обратное действие, что не может не вызывать возражение.
К возмущающим воздействиям следует отнести принципы и нормы ме- ждународного экономического сотруд- ничества, установленные Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), детерминирующие реко- мендации по проблематике развития и связанные с ними вопросы торговли,
финансов, задолженностей, инвестиций, передачи технологий путем проведения переговоров на межправительственном уровне. Хотя эти документы и являются результатом переговорного процесса, практика показывает, что их невозмож- но квалифицировать как Парето- оптимальные. Аналогично характери- зуются направления стимулирования структурной перестройки Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), фактически откры- вающие (или запрещающие) «доступ к источникам знаний, практическому опыту и ресурсам в целях содействия улучшению жизни населения»[1с.196]. Декларативность подобного целепола- гания дает возможность его широкой трактовки. Если к тому же учесть, что ПРООН управляет Фондом капитально- го развития Организации Объединен- ных Наций (ФКРООН), Фондом Организации Объединенных Наций для раз- вития в интересах женщин (ЮНИФЕМ), программой Добровольцы Организации Объединенных Наций (ДООН), то их определение как возмущающих воздей- ствий для отдельных национальных эко- номик не вызывает сомнения. Глобали- стская направленность в последнее де- сятилетие обрела еще большую чет- кость и из достаточно расплывчатой превратилась в четко определенную -теперь ПРООН призвана координиро- вать усилия по достижению «целей ты- сячелетия». Жесткую систему возмущающих воздействий задает совокупность реше- ний таких организаций как Организация Объединенных Наций по промышлен- ному развитию (ЮНИДО), практически предопределяющая развивающимся странам и странам с переходной эконо- микой их нишу в условиях процесса глобализации; Международная органи- зация по стандартизации (ИСО), упоря- дочивающая системы мировой торговли и формирующая стандарты, обязатель- ные для применения во всем мире; Ко-
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 33 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
миссия Организации Объединенных Наций по праву международной торгов- ли (ЮНСИТРАЛ), разрабатывающая ряд конвенций, типовых законов и дру- гих документов по материально- правовому регулированию торговых сделок и другим аспектам хозяйствен- ного права, определяющим развитие международной торговли в условиях глобализации.
Реакция системы на входные пе- ременные и ее воздействие на внешнюю среду характеризуются значениями ее выходных переменных величин (Уі, У2, Уз, ... Ур). Совокупность выходных ве- личин и их изменения определяют по- ведение системы,
позволяют оценивать соответствие конкретных действий стратегическим целям. В данном слу- чае к таким показателям относятся: объем валового продукта, соотношение экспорта и импорта, качество готовой продукции, ценовая политика государ- ства, его мирохозяйственные связи, та- рифная политика.
Изменения в определенных преде- лах входных величин влечет за собой изменение и выходных параметров сис- темы. При этом изменения последних не осуществляются мгновенно: сущест- вует определенное временное запазды- вание. Входные переменные являются причиной, выходные - следствием, по- этому последние никогда не могут предшествовать первым.
Надо заметим, что возмущающие воздействия могут иметь не только внешнее, но и внутреннее происхожде- ние: изменение свойств элементов сис- темы в ходе длительной работы или в результате нарушения нормального функционирования элементов системы. Внутреннее состояние системы характеризуется совокупностью значе- ний величин, определяющих ее поведе- ние, то есть переменными состояниями системы (т1, Ш2, тз, ... Шп). В зависимо- сти от множества допустимых состоя- ний системы подразделяются на непрерывные (переменные состояния мо- гут принимать любые значения в напе- ред заданных пределах) и дискретные (в них внутреннее состояние может при- нимать конечное число фиксированных значений). Таким образом, все выше- перечисленные переменные, дающие полное представление о самой систе- ме и характере ее поведения во внешней среде, могут быть подразделены на сле- дующие группы:
- входные переменные (Х1, Х2, Хз,
... Х ; М1, М2, Мз, ... Мк), представляющие сигналы, генерируемые системами, внешними по отношению к дан- ной системе и влияющие определенным образом на ее поведение;
- выходные переменные (У1, У2, Уз, ... Ур), характеризующие реакцию системы на внешнее воздействие, по- зволяющие описать конкретные аспек- ты повышения системы в известных ус- ловиях;
- переменные состояния (т1, Ш2, тз, ... Шп), характеризующие динамиче- ское поведение исследуемой системы.
Для характеристики систем и оп- ределения стратегии их развития су- ществует множество обобщающих и специальных научных дисциплин, осно- вополагающей среди которых является общая теория систем - междисципли- нарная область научных исследований, в задачи которой входит разработка обобщенных моделей систем, построение формализованного аппарата описа- ния функционирования и поведения системных объектов, создание обоб- щенных теорий систем разного типа (таких как теория динамики систем, их целенаправленного поведения, истори- ческого развития, иерархического строения, процессов управления в сис- темах). Дальнейшая детализация этой проблемы выходит за рамки данного исследования.
В контексте вышеизложенного концентрированное выражение интере- сов национальной экономики в услови-
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 34 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ях глобализации проявляется в рамках категории внешнеэкономической поли- тики.
О значимости социально- экономических категорий достаточно полно можно судить по их статусу, мес- ту в иерархии категориального аппара- та. Так в рамках советской
экономики внешнеэкономическая политика рас- сматривалась лишь в части, касающейся категории экономической политики, при этом оба понятия были предельно политизированы. «Экономическая по- литика - система экономических меро- приятий, осуществляемых государством в интересах господствующего класса в досоциалистических формациях, в ин- тересах всего общества - при социа- лизме.... Важная часть экономической политики - внешнеэкономическая по- литика, воздействующая на развитие социалистической экономической инте- грации, укрепление прочного и взаимо- выгодного сотрудничества с развиваю- щимися странами, расширение эконо- мических и научно-технических связей с промышленно развитыми капиталистическими странами на основе после- довательного соблюдения принципов мирного сосуществования»[2, с.614-615].
В настоящее время подобное со- отношение в обществоведческом аспек- те в значительной мере сохранилось, правда, в деидеологизированном виде:
«Экономическая политика - проводи- мая государством система действий (мер) по управлению экономикой, при- данию определенной направленности экономическим процессам в соответст- вии с целями, задачами, интересами страны. Включает в себя социальную, налогово-бюджетную, финансово- кредитную, инвестиционную, внешнеэкономическую (курсив наш - авт.), на- учно-техническую и иные составляю- щие»[3, с.1447].
В специальной научной литературе категории внешнеэкономической политики уделяется несравненно большее внимание, и не в подчиненном, вспомогательном, а самостоятельном и само- достаточном смысле. Этой категории посвящена обстоятельная статья в эн- циклопедическом словаре, в которой В.В. Перская приводит следующее оп- ределение: «Внешнеэкономическая по- литика (ВЭП) - это деятельность госу- дарства в области развития и регулиро- вания экономических отношений с дру- гими странами. Основной ее задачей является формирование благоприятных внешнеэкономических условий для расширения воспроизводственного про- цесса в стране, а также оптимизация участия страны в международном раз- делении и кооперировании труда. ВЭП решает задачи сбалансированности внешнеэкономических операций с от- дельными государствами и регионами, проблемы оптимизации процесса хозяй- ственного взаимодействия отдельных субъектов внешнеэкономической деятельности различных государств на ос- нове безусловного обеспечения эконо- мической безопасности страны»[4,с.86].
Надо отметить безусловную связь двух важнейших категорий: внешнеэко- номической политики и экономической безопасности страны при непременном приоритете последней. В аналогичном плане ВЭП характеризуется и в специ- альной работе по проблемам экономи- ческой безопасности: «Внешнеэконо- мическая политика - проводимая правительством страны, государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограни- чений, привлечения иностранного капи- тала и вывоза капитала за рубеж, внеш- них займов, предоставления экономиче- ской помощи другим странам, осущест- вления совместных экономических про- ектов. Понятие «внешнеэкономическая политика» более широкое, чем внешне- торговая политика»[5, с.91].
В этом определении отмечается несколько положений:
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 з5 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
- ВЭП - государственная полити- ка, то есть формулируется на высшем уровне и при соответствующем утвер- ждении приобретает характер законода- тельного документа;
- ВЭП реализуется правительством страны, то есть исполнительная власть несет ответственность перед законода- тельной властью на ее надлежащее ис- полнение;
- ВЭП не может быть отождеств- лена с внешнеторговой политикой, так как оказывается значительно шире и многогранней ее.
В условиях глобализации мирово- го хозяйства именно ВЭП призвана обеспечить обретение Россией в миро- вом хозяйстве места и исполнение роли, адекватных ее экономическому, научно- техническому, интеллектуальному по- тенциалу, при безусловном соблюдении и защите национальных экономических интересов на основе планомерно и по- следовательно осуществляемых, про- грессивных структурных преобразова- ний хозяйственного комплекса. ВЭП решает задачу выхода России на информационные и инновационные меж- дународные рынки в целях преодоления отсталой структуры внешней торговли и формирования благоприятного инве- стиционного климата. Разработка и реа- лизация стратегии ВЭП осуществляют- ся как в целом по стране, так и в ее ре- гионах по отношению к отдельным странам и соответственно их регионам. Особую значимость для регионов в со- временных условиях имеет формирование взаимовыгодных партнерских от- ношений в рамках приграничной тор- говли на основе действующего между- народного права и формируемого в Рос- сии правового поля. Концепция ВЭП включает также тактику ее проведения, то есть совокупность методов и средств для достижения целей, для сохранения и преумножения получаемых результатов.
ВЭП неразрывно связана с внутренней политикой, служит ее логическим продолжением и развитием за пределами национальной государствен- ной границы. Однако, при всем много- образии и значимости задач, основной, независимо от избранной государством модели хозяйствования, является функ- ция формирования благоприятной эко- номической среды для оптимизации воспроизводственного процесса в стра- не. Переход к новому типу хозяйство- вания логически обусловливает форми- рование качественно новых основ взаи- модействия отечественной экономики с мировой, внутреннего рынка с внеш- ним. Существенно возрастает значение, и усложняется роль внешнеэкономиче- ского фактора в развитии страны. Это выражается в существенной трансфор- мации зависимости России от внешних рынков, в изменении характера и механизмов взаимодействия с зарубежными партнерами. Именно это предопределя- ет выработку новых принципов и мето- дов реализации ВЭП. В современных условиях специфика разработки кон- цепции ВЭП определяется также необ- ходимостью выявления рациональных и имеющих перспективное значение для страны сфер и форм участия во внеш- них связях. Не менее важен также вы- бор стратегически важных геополитических, географических (региональных) приоритетов для экономического сотрудничества.
Значительно реже предметом рас- смотрения становится внешнеэкономи- ческая стратегия - «основное направле- ние развития в области внешнеэконо- мического сотрудничества с зарубеж- ными партнерами. Оно избирается го- сударством (при разработке концепции и реализации целей и задач внешнеэко- номической политики), хозяйствующим субъектом (компанией) при осуществ- лении им внешнеэкономической дея- тельности; основывается на сопоставле- нии внутренних (сильных и слабых) факторов предпринимательской дея- тельности, на изучении внешних воз-
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 зб
можностей, угроз и рисков, учет кото- рых необходим для достижения постав- ленных целей»[4 с.88]. Следует разли- чать три разновидности стратегии:
- корпоративную, которая рас- сматривает вопросы выбора сферы биз- неса, что характерно для ранней стадии существования инновационной компа- нии;
- деловую, направленную на ус- пешное соперничество с конкурентами в той сфере бизнеса, в которой компа- ния оперирует;
- функциональную, позволяющую принимать правильные решения при выборе тех или иных подходов для реа- лизации отдельных функций менедж- мента. В рамках ее реализации разраба- тывается маркетинговая стратегия, осуществляется стратегический кон- троллинг, вырабатывается стратегия развития персонала.
Таким образом, взаимосвязь внешнеэкономической политики и внешнеэкономической стратегии позво- ляет реализовать преемственность ос- новополагающих внешнеэкономических императивов на макро- и микроэконо- мическом уровнях. Российская экономика достаточно тесно интегрирована в мировую эконо- мику. Ее рыночный статус признан многими торговыми партнерами, в том числе ЕС и США. Россия активно уча- ствует в работе многих интеграционных группировок и международных органи- заций.
Вместе с тем необходимо продол- жить работу по повышению открытости экономики, более полной интеграции в мирохозяйственные связи. Без достиже- ния более высокой степени открытости
экономики невозможно обеспечение устойчивого экономического роста.
Если главной целью ВЭП России является ее дальнейшая эффективная интеграция в систему международного разделения труда как важнейшее усло- вие стабильности функционирования национальной экономики и экономиче- ского роста, то последовательная реали- зация этой цели должна изменить ха- рактер интеграции России в мировую экономику, сделать этот процесс управ- ляемым, подчиненным долгосрочным экономическим задачам, основанным на расчете, а не на предположении, и - что самое главное -направленным на струк- турную перестройку российской эконо- мики и обеспечение интересов россий- ских участников внешнеэкономических операций.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Глобальное экономическое регулиро- вание: учебник/ под ред. проф. В.Н.Зуева.-М.: Магистр, 2011.
2.Большая советская энциклопедия.
Изд. 3-е.Т.29.М., 1978.
3.Большая Российская энциклопедия. Энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия,
2011.
4.Энциклопедический словарь. Совре- менная рыночная экономика. Государ- ственное регулирование экономических процессов/ Общ. ред.: д.э.н.,проф .Кушлин В.И.,д.э.н.,проф., член- корр.РАН Чичканов В.П.-М.: Изд-во РАГС, 2004. 5.Экономическая безопасность. Энцик- лопедия /Авт.идеи, рук. проекта д.ю.н. А.Г.Шаваев.- М.: Изд. дом «Правовое просвещение»,2001.