УДК 658.012.2:504.06:22
В.А.ЛЕДОВСКИХ
Соискатель кафедры экономики, учета и аудита
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ
В СФЕРЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
Рассмотрены методы и формы государственного управления экономикой в условиях рынка на макроуровне и в сфере недропользования. Дана структура государственного механизма управления недропользованием. Изложена система экономических методов управления освоением и использованием минеральных ресурсов.
Methods and forms of the state administration of economics under conditions of market economy and in the sphere subsoil usage are considered in the article. The structure of the state administration mechanism in the subsoil usage area is offered in the work. The system of economic methods aimed at management, development and use of mineral resources are represented.
В последние годы вопросу о роли государства в экономике уделяется пристальное внимание в экономической теории. На практике в связи с усложняющимися социально-экономическими условиями жизни во всем мире постепенно выработались формы органического сочетания и тесного переплетения рыночных и государственных начал. Характерно, что этот процесс наблюдается как в странах с развитой капиталистической системой, так и в государствах с переходной экономикой с учетом национальных особенностей.
Как утверждают авторы коллективного труда, в котором принимали участие ученые из известных экономических вузов и научных учреждений России, «многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии» [8, с.378]. Этот вывод-рекомендация ученых был опубликован еще в 1998 г. В современной ситуации финансово-экономического кризиса, исходящего от США и затронувшего многие страны, этот вывод экономической науки стал практической необходимостью. Государственное регулирование экономики необходимо для того, чтобы компенсировать негативные стороны рыночной системы, так
называемые «провалы рынка». Оно предполагает вмешательство государственных органов в функционирование рынка с целью перспективного воздействия на развитие общественного производства в нужном обществу направлении [6, с.66].
В рыночных условиях государство не может оставаться сторонним наблюдателем экономики. Основа концепции государственного регулирования экономики заключается в теоретическом обосновании необходимости учета общественных интересов в экономической политике государства. Российские ученые из Института экономики РАН Р.Гринберг и А.Рубинштейн предлагают вместо термина «вмешательство государства» использовать понятие равноправного участия государства в хозяйственной жизни общества при взаимодействии государственной активности и частной инициативы [5]. Здесь уместно напомнить, что «рынок - это форма организации совместной экономической деятельности, основанной на частной собственности, добровольном экономическом сотрудничестве самостоятельных и независимых субъектов конкуренции» [8, с.398]. Государство не руководствуется рыночными принципами максимальной прибыли и эквивалентности обмена, оно, компенсируя «провалы рынка»,
создает рамочные условия хозяйственной деятельности. Государство, являясь субъектом экономических отношений, действует как совокупность организаций, наделенных правом и обязанностью устанавливать и защищать обязательные для субъектов рынка условия экономической деятельности и перераспределять результаты их деятельности.
В рыночной экономике государство выполняет административно-правовые функции и функции собственно экономического субъекта. На наш взгляд, на современном этапе стоит задача сбалансированности государственного регулирования и рыночного саморегулирования. Все изложенные принципы и положения имеют прямое отношение к проблеме государственного регулирования в сфере недропользования.
Отечественными учеными, специалистами в области экономики недропользования проблема управления процессами освоения и использования минерально-сырьевых ресурсов разработана достаточно глубоко.
Рассмотрим содержание административно-правовых и экономических функций, используемых государством при управлении экономикой в рыночных условиях. В таблице представлена структура механизма государственного управления экономикой в ус-
ловиях рынка, сложившаяся в последние годы в России. Административно-правовые функции государственного управления экономикой выражаются в законодательной деятельности и в использовании системы административных мер в защите экономических законов, процедур и норм.
Таким образом, административные функции служат законодательным обеспечением экономической деятельности, контроля над соблюдением законов при принятии и выполнении принудительных административных и юридических решений по отношению к государственным и негосударственным компаниям.
Изложенные общие принципы государственного управления экономикой на макроуровне применимы и при управлении на уровне регионов и отдельных отраслей. При этом, безусловно, следует учитывать их объективные особенности. Так, при рассмотрении форм и методов управления сферой недропользования характер предмета управления определяется природным фактором. Отсюда, например, понятие «воспроизводство запасов полезных ископаемых» следует понимать в смысле экономической категории. В общем виде структура государственного механизма управления недропользованием представлена на рисунке.
Структура механизма государственного управления экономикой в условиях рынка
Административно-организационный и правовой Экономический механизм управления
механизм управления
Государственная система законодательных и правовых Стратегическое планирование и прогнозирование:
актов создание программ, прогнозов на макроуровне и от-
дельных отраслей
Нормирование: разработка и утверждение нормативов, Формирование инвестиционных и прочих фондов для
стандартов, сертификатов (технологических, экологи- обеспечения сбалансированного развития экономики
ческих, качества продукции и т.п.) хозяйственной дея-
тельности
Разрешение, лицензирование (лимитирование) в раз- Бюджетная система всех уровней и государственные
ных сферах хозяйственной деятельности внебюджетные фонды
Государственная экспертиза и аудит Ведение государственных кадастров природных ре-
сурсов
Государственный контроль и мониторинг Налоговая система
Информационное обеспечение управления объектами Финансово-кредитная и ценовая политика
хозяйственной деятельности
Страхование
СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕМ
Функции государственного управления
Учет и ведение кадастра полезных ископаемых
Разработка стратегии развития МСК
Установление стандартов, правил и ->• норм рационального недропользования
Лицензирование и лимитирование
недропользования
Контроль в сфере недропользования (экспертиза, аудит)
Создание законодательной и нормативно-правовой базы недропользования
Система экономических методов управления
Экономическая (стоимостная) оценка месторождений полезных ископаемых
Разработка стратегических планов и прогнозов освоения и использования минерально-сырьевых ресурсов
Установление платы за природопользование, принятие налогов и платежей в сфере недропользования
Экономическое стимулирование рационального недропользования и охраны окружающей среды
Страхование рисков (геологических, горных, экологических и др.)
Регулирование и контроль в сфере >• внешнеэкономической деятельности недропользователей
Методы государственного управления недропользованием
Экономические функции используются государством при регулировании свободного рынка с помощью системы экономических мер: цен, валютного курса, налогов, дотаций, процентов за кредит, пошлин, субсидий и других финансовых параметров и инструментов. С помощью этих мер государство воздействует на поведение экономических субъектов и создает условия для реализации экономических интересов субъектов рынка.
Основой экономических методов управления является экономическое стимулирование, которое состоит из системы привилегий, предоставляемых законом инве-
стору, по налогообложению, долгосрочному кредитованию, таможенным тарифам, выдаче госзаказов и т.п. При этом государственно-ресурсная поддержка осуществляется по наиболее важным инвестиционным программам и проектам, нацеленным на решение межотраслевых проблем; государство законодательно обеспечивает в этом случае надежные гарантии потенциальным инвесторам. По мнению проф. А.С.Астахова, например техническое перевооружение горных предприятий невозможно без мер по реальному стимулированию инвесторов, а «разработка законодательства и механизмов, при которых государство является гарантом
надежности капиталовложений в рискованную для инвестиций отрасль, должна проводиться на высшем уровне управления государством» [1, с.350].
Одной из основных экономических функций государства, как утверждают А.С.Астахов и Е.Л.Гольдман, является «финансовая помощь важным для общества отраслям и компаниям, которые по объективным причинам не могут самостоятельно стать рентабельными; финансовая поддержка государства может осуществляться как прямым выделением дотаций, так и установлением льготных условий кредитования, налогообложения и т.п.» [2, с.22]. Мы целиком и полностью разделяем эти позиции специалистов в области экономики минерального сырья, которые были изложены еще в 2007 г., а стали наиболее актуальными в современной экономической ситуации 2008 г. Что же касается практики, отметим, что форма государственно-частного партнерства в экономической деятельности наиболее активно используется в минерально-сырьевом комплексе. Так, на принципах государственно-частного партнерства реализуется мегапроект «Урал Промышленный -Урал Полярный», который включен в «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.». Проектируется, что на 1 руб. бюджетных средств (инвестиционного фонда РФ) будет привлекаться 3,5 руб. частных инвестиций. Государство выделяет средства на строительство железнодорожной инфраструктуры [4]. Другой характерный пример. Новосибирские ученые разработали программу, в которой рассматривают государственно-частное партнерство как форму привлечения инвестиций в освоение нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири [3].
Необходимо отметить, что вопрос о роли государства в экономике в последние годы постоянно является предметом острых дискуссий, на которых высказываются разные неоднозначные точки зрения. Остановимся на некоторых из них. Н.Сергеева пытается ответить на вопрос - повредит ли ТЭКу усиление государства: «если сложить экспертные мнения и вывести из них сред-
нее, то выясняется, что огосударствление само по себе не есть хорошо или плохо, дело скорее в менеджменте, который может быть частным или государственным с одной стороны, и эффективным или неэффективным - с другой. То, что государственное -по определению «неэффективное», не факт» [7]. Кстати, считаем, что практика подтверждает этот вывод.
По оценке Н.Сергеевой, доля государства в нефтяном секторе составляет 40 %, что ниже, чем в ряде классических капиталистических государств (например, в Норвегии, Италии и др.).
Взвешенной позиции по данному вопросу придерживается директор Института национальной энергетики С.Правосудов. Он пишет, что «в России, как и в подавляющем большинстве других стран, государство должно играть ключевую роль в процессе недропользования. Однако это не означает, что частный бизнес нужно полностью исключить из данной сферы. Конкуренция со стороны частных добывающих компаний не позволит государственным корпорациям превратиться в неэффективных монстров» [7]. В большинстве стран мира ТЭК считается стратегической отраслью и жестко контролируется государством. Кстати, правительство США, проявляя либерализм в этой сфере, в то же время тщательно следит за тем, чтобы контрольные пакеты акций их нефтегазовых компаний не попали корпорациям из других стран.
Сейчас, по мнению экспертов, государство в России контролирует около 60 % добычи нефти.
Государственное управление экономикой не ограничивается названными выше функциями регулирования рынка. В последнее время в России идет активный процесс непосредственного участия государства в хозяйственной жизни общества в форме создания госкорпораций. К настоящему времени уже создан ряд госкорпораций: Внешэкономбанк, Российская корпорация нанотехнологий, Фонд содействия реформирования ЖКХ, Агентство по страхованию вкладов, Олимпийская госкорпорация, госкорпорация «Ростехнологии».
Есть разные мнения о целесообразности их организации. Так, известный экономист Е.Ясин пишет: «Конечно, государственный сектор должен быть в экономике. Но его активы надо ограничить теми, которые необходимы для выполнения госфункций» [9]. Например, Внешэкономбанку поручено выполнять функции банка развития для реализации и продвижения государственных приоритетных инвестиционных проектов. Его роль - обеспечивать повышение конкурентоспособности экономики. По мнению Е.Ясина, на фазе модернизации экономики такая госкорпорация приемлема и разумна. Госкорпорация «Агентство по страхованию вкладов», созданная еще в 2004 г., оказалась жизненно необходимой именно сегодня для сдерживания финансового кризиса. Создание Российской корпорации нанотехнологии, призванной развивать нанотехнологии, по определению Е.Ясина «как исключение, возможно, и оправдано» [9]. Все названные госкорпорации создаются для решения определенных задач, важных для развития экономики страны. По мнению Е.Ясина, «век госкорпораций недолог». Это явление временное. Пожалуй, с такой постановкой вопроса можно в целом согласиться, но с одной оговоркой. На данном этапе, когда поставлена стратегическая задача перехода экономики стра-
ны на инновационную модель развития, когда требуются значительные ресурсы для модернизации экономики, целесообразно использовать все имеющиеся формы и методы управления экономикой в условиях рынка, включая и непосредственное участие в хозяйственном процессе, если это соответствует общественным интересам.
ЛИТЕРАТУРА
1.АстаховА.С. Геоэкономика (системная экономика промышленного недропользования). М.: ООО «МИГЭК», 2004.
2. Астахов А.С. Экономика для геологов и горняков: Учеб. пособие для вузов / А.С.Астахов, Е.Л.Гольдман. М.: Изд. дом «Руда и металлы», 2007.
3. Герт А.А. Государственно-частное партнерство как форма привлечения инвестиций в освоение нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири / А.А.Герт, Н.А.Супрунчик, Д.В.Миляев // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2008. № 2.
4. Головин В. Грандиозно! Но и реально // Российская газета. 2008. 29 августа.
5. Гринберг Р. Экономическая социология / Р.Гринберг, А.Рубинштейн. М.: Наука, 2000.
6. Новиков В.А. Практическая рыночная экономика. Толкование 4000 терминов: Словарь. М.: Флинта, 1999.
7. Сергеева Н. Повредит ли ТЭКу усиление роли государства // Российская газета. Экономика. 2007. 12 декабря.
8. Экономика: Учебник / Под ред. А.И.Архипова, А.Н.Нестеренко, А.К.Большакова. М.: Проспект, 1998.
9. Ясин Е. Корпоративный клон // Российская газета. 2008. 15 июля.
Научный руководитель д-р э.н. проф. Е.А.Соловьева