УДК 620.9:346
Е.А.СОЛОВЬЕВА, ИИ. КАШТАНОВА
Санкт-Петербургский государственный горный институт
(технический университет)
ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
Энергосбережение является частью общей политики государства по ресурсосбережению, которая в условиях рыночной экономики направлена на рациональное и экономное использование минерально-сырьевых ресурсов с целью достижения устойчивого развития народного хозяйства. Ресурсосбережение является комплексной проблемой, осуществляемой целенаправленной государственной структурно-инвестиционной, финансово-кредитной, налоговой, правовой и научно-технической политикой.
Изложены основные мероприятия по энергосбережению в различных отраслях народного хозяйства. Рассмотрены вопросы создания правого организационного и законодательного обеспечения формирования государственной политики по энергосбережению.
The savings of energy is a part of the general policy of the state under the savings of resources, which in conditions of market economy is directed on rational and economical use of a mineral source of raw materials with the purpose of achievement of steady development of a national economy. The savings of resources is the complex problem, which is carried out by a purposeful state investment, financial, credit, tax, legal and scientific technical policy.
In work the basic actions under the savings of energy in various branches of a national economy are stated. Questions of creation of the right organizational and legislative maintenance of formation of a state policy under the savings of energy are considered.
В федеральном законе РФ «Об энергосбережении» энергосберегающая политика государства определяется как правовое, организационное и финансово-экономическое регулирование деятельности в области энергосбережения. Содержанием этой политики является реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.
В этой связи необходимо развить действующую правовую нормативную и методическую базу, реализуемую в рамках федерального правового поля, решив следующие задачи:
• принятие новой редакции федерального закона «Об энергосбережении», предусматривающего комплексное стимулирование энергосбережения, меры экономического и административного воздейст-
вия за нерациональное использование энергетических ресурсов, установление обязательных требований и норм энергетической эффективности;
• выделение в бюджетной классификации мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности для основных бюджетополучателей;
• разработка и принятие технических регламентов в области энергетики;
• создание федерального органа исполнительной власти, наделенного функциями контроля за рациональным расходованием энергоресурсов.
По оценкам специалистов, во всем мире энергетика обеспечивает рост экономики примерно в равных долях за счет увеличения производства энергоресурсов и путем улучшения их использования, в результате чего снижается энергоемкость ВВП [1].
Потенциал энергосбережения в российской экономике соизмерим с объемом новых разведанных запасов углеводородного
- 99
Санкт-Петербург. 2008
Федеральная
бюджетная Транспорт
отрасли ЖКХ (95-110)
пром ышленности
(110-140)
Потенциал энергосбережения в разных секторах российской экономики, млн т у.т. [3]
сырья и составляет 39-47 % годового потребления энергии. Почти треть его сосредоточена в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК), 35-37 % в промышленности и 25-27 % в жилищно-коммунальном секторе (см. рисунок).
Повышение энергоэффективности экономики обеспечивается в рамках основных составляющих государственной энергетической политики - рационального недропользования, развития внутренних рынков, эффективной внешней энергетической политики в глобальном и макрорегиональном разрезе [3]. Для реализации такой энергетической политики необходима система правовых, административных и экономических мер, стимулирующих эффективное использование энергии.
Наиболее слабым звеном в данной системе мер является отсутствие действенных экономических стимулов к экономии энергетических ресурсов как у производителей, так и у потребителей. В первую очередь, экономические стимулы необходимо применять в промышленном производстве. Так, на Всероссийском энергетическом форуме «ТЭК России в XXI веке» были сформулированы составляющие стратегии развития энергетики [7]:
• меры экономического стимулирования для предприятий, работающих в области создания или эксплуатации локальных энергоустановок, использующих возобнов-
ляемые источники, в первую очередь, отходы производства и потребления;
• меры по увеличению производства и повсеместному внедрению приборов учета расхода всех видов энергии с переходом на оплату энергоресурсов исключительно на основе прямых измерений их фактического потребления;
• меры, стимулирующие создание и массовое внедрение промышленных технологий и энергоустановок, обеспечивающих ресурсосбережение.
За счет целенаправленной государственной политики необходимо создать заинтересованность потребителей энергоресурсов в инвестировании технологий энергосбережения, создать более привлекательные условия для вложения капитала в эту сферу деятельности, снизив возможные финансово-экономические риски.
Специализированный бизнес в области энергосбережения, пока слабо развитый в России, нуждается в государственной поддержке. Это позволит сформировать систему энергосберегающих компаний, предлагающих и реализующих оптимальные научные, проектно-технологические и производственные решения, направленные на снижение энергоемкости. Поддержка энергосберегающего бизнеса предполагает переход от прямой финансовой помощи со стороны государства к формированию системы реализации эффективных бизнес-проектов в соответствующей сфере и страхования
100 _
ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.179
коммерческих и некоммерческих рисков [4]. Необходимо осуществить административно-нормативные меры и создать комплекс стимулов, превращающих энергосбережение в эффективную сферу бизнеса. Сложившаяся в России практика ценообразования в топливно-энергетической сфере показала, что деформация соотношения цен на взаимозаменяемые энергоресурсы привела к отсутствию конкуренции между ними и к структуре спроса, характеризующейся чрезмерной ориентацией на газ и снижением доли угля.
Ценовое регулирование и экономически обоснованная тарифная политика в отраслях ТЭК является условием интенсификации процесса энергосбережения. Для успешного решения проблемы энергоэффективности экономики необходимо научно обоснованное законодательное регулирование развития ТЭК. В настоящее время продолжается обсуждение поправок в закон «О недрах». С предложением по его совершенствованию выступали многие ученые Санкт-Петербургского горного института.
Правительство РФ проводит важную работу по подготовке новой редакции Энергетической стратегии России (ЭС-2030). Разрабатывается новая версия федерального закона «Об энергосбережении», а также федеральная целевая программа «Энергоэффективная экономика» (до 2015 г.).
Как считают специалисты парламентского центра «Наукоемкие технологии, интеллектуальная собственность», в существенной переработке в части согласования с действующим Налоговым кодексом и нормами международного права нуждается федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» [5].
В большинстве регионов практически сформирована инфраструктура управления энергосбережением. Причем наряду с традиционно успешными регионами Северо-Запада, Центра и Урала все большую активность в организации работы по экономии топливно-энергетических ресурсов проявляют администрации субъектов РФ на территории Сибири и Дальнего Восто-
ка. Активно работают центры энергосбережения в Томске, Нижнем Новгороде, Саратове, Екатеринбурге, Самаре, Краснодаре, Санкт-Петербурге, Калининграде и других городах.
Таким образом, именно в регионах проявляется инициатива по созданию энергоэффективной экономики, принимаются законы, призванные утвердить правовой и экономический инструментарий для внедрения энергосберегающих технологий и обеспечения устойчивого развития экономики региона. Однако необходимы и федеральные законы, систематизирующие местные инициативы и обеспечивающие единую методологическую и методическую основу государственной политики энергосбережения.
В области энергоэффективности наша страна активно сотрудничает с международными организациями, в частности с ЕС.
В июне 2005 г. Комиссия ЕС приняла директиву по энергоэффективности «Зеленую книгу», в которой говорится о возможности 20-процентного энергосбережения в ЕС, что составляет 60 млрд евро в год. Принятие «Зеленой книги» объясняется значительным ростом темпов энергопотребления в странах ЕС, при сохранении которых, если не будет задействован потенциал энергосбережения, валовое энергопотребление в Европе к 2020 г. увеличится более чем на 10 % [6].
Координацию работы по проблемам энергоэффективности в рамках энергодиалога Россия - ЕС осуществляет группа, российская часть которой сформирована из представителей крупнейших генерирующих и энергосервисных компаний, компаний нефтегазового комплекса, проектных институтов и др. Результаты работы группы по энергосбережению рассматривались в рамках Сочинского саммита Россия - ЕС. Перспективным был признан механизм реализации пилотных энергосберегающих проектов на основе программы «ТАСИС», в частности в Астраханской, Архангельской и Калининградской областях.
Сегодня Россия и ЕС в области энергоэффективности сотрудничают по следующим направлениям:
• выработка механизма создания Гарантийного фонда энергосбережения для финансирования мероприятий по энергоэффективности;
• выполнение углубленного анализа национальной энергетической политики России, действующих программ энергосбережения на уровне федерации, регионов, муниципальных образований и компаний для выработки предложений по совершенствованию энергосбережения, разработка механизмов финансирования проектов по энергосбережению;
• разработка надежной институциональной и правовой базы моделей перфо-менс-контрактинга, в частности, создание механизма гарантий рефинансирования инвестиций.
Основная цель сотрудничества - создание Гарантийного фонда энергосбережения либо общего Гарантийного фонда ЕС и России. Итог - создание Российского фонда энергосбережения (например, венчурного), который мог бы предоставлять льготные кредиты для инвестиций в энергосбережение в отдельных областях экономики.
Для сближения законодательной базы, норм и стандартов в области энергосбережения и возобновляемых источников энергии ЕС и России надо выполнить анализ действующего российского законодательства и готовящегося законодательства в области энергосбережения, возобновляемых источников энергии и теплоснабжения, а также сравнить соответствующие нормативы энергоэффективности ЕС и России [8] для выработки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях законодательных и возможных мер стимулирования энергосбережения (например, применение гибкой системы тарифов на энергоресурсы, широкое внедрение систем учета и контроля энергоресурсов, реализация эффективных систем замены субсидирования теплоснабжения социальными выплатами и т.п.). Необходимо разработать новые законопроекты, в том числе «О государственном заказе
102
на НИОКР», «Об инвестиционной деятельности в области науки», «О государственной поддержке инновационной деятельности» и др. [5].
Как уже указывалось, в настоящее время практически во всех субъектах РФ разрабатываются программы по энергосбережению на региональном и муниципальном уровнях, принимаются соответствующие законодательные акты. Было бы целесообразно изучить и обобщить опыт регионов по проведению политики энергосбережения.
Весьма важное значение имеет рациональное распределение функций и полномочий между федеральными и региональными и местными органами исполнительной и законодательной власти при осуществлении энергосберегающей политики.
Итак, повышение энергоэффективности означает не только экономию энергоресурсов. Как справедливо отмечает директор Института энергетической стратегии В.Бушуев, повышение энергоэффективности будет означать переход России на путь ресурсно-инновационного развития, когда в процессе производства природные ресурсы будут все больше трансформироваться в другие инновационные составляющие капитала (новые технологии, знания, человеческий и интеллектуальный потенциал) [1].
Выводы
1. Внедрение энергоэффективных технологий и реализация инвестиционных проектов, а также международное сотрудничество в этом направлении, дает основание для оптимистических прогнозов развития экономики России. Следует обратиться также к использованиию альтернативных источников энергии, неисчерпаемых и экологически чистых.
2. Принятие комплекса мер по повышению энергоэффективности будет важным шагом на пути строительства конкурентоспособной российской промышленности и занятия его лидирующих позиций в мировой
ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.179
экономике. Подъем энергетической отрасли, влекущий за собой подъем экономики в целом, формирует полноценную инновационную государственную политику, повышая тем самым престиж России на международной арене.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бушуев В. Не киловаттом единым // Мировая энергетика. 2006. № 7.
2. Касьяненко М.А. Технология энергоэффективности в США // Нефть Газ Промышленность. 2004. № 5.
3. Михайлов С. Энергоэффективность не прихоть, а жизненная необходимость // Мировая энергетика. 2006. № 7.
4. Михайлов С. Вектор энергосбережения сместился в регионы и к конкретным компаниям / Энергетическая эффективность. 2006. № 44.
5. Севостьянов В. От инновационной к энергоэффективной экономике // Мировая энергетика. 2005. № 12.
6. Троицкий-Марков Т. Альтернативы энергосбережению нет // Экономическая газета. 2003. № 5.
7. Христенко В. Доклад на пленарном заседании 4-го Всероссийского энергетического форума «ТЭК России в XXI веке» // Энергетическая политика. 2006. № 2.
8. Яновский А. Повышение энергоэффективности экономики / А.Яновский, С.Михайлов // Экономика России: XXI век. 2005. № 20.