Научная статья на тему 'Функции демонстрационного экзамена как формы государственной аттестации выпусников педагогического колледжа'

Функции демонстрационного экзамена как формы государственной аттестации выпусников педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ / STATE ATTESTATION / ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / ФУНКЦИЯ / FUNCTION / ЭКЗАМЕНАЦИОННОЕ ЗАДАНИЕ / EXAMINATION TASK / DEMONSTRATION EXAMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капин Сергей Валериевич

В статье раскрывается содержание трёх взаимосвязанных функций демонстрационного экзамена как формы государственной аттестации: оценка уровня готовности к выполнению квалификационных требований профессионального стандарта педагога; оценка уровня освоения основной профессиональной образовательной программы; оценка способности вести профессиональную деятельность в сфере образования в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONS OF THE DEMONSTRATIONAL EXAMINATION AS A STATE ATTESTATION FORMS FOR THE PEDAGOGICAL COLLEGE’S GRADUATES

The article reveals the content of three interrelated functions of the demonstration examination as a form of state attestation: assessment of the level of readiness to meet the qualification requirements of the professional standard of the teacher; the assessment of the level of development of the basic professional educational program; the assessment of the ability to lead the professional activities in the field of education in accordance with the standards of World Skills Russia.

Текст научной работы на тему «Функции демонстрационного экзамена как формы государственной аттестации выпусников педагогического колледжа»

Педагогика

УДК 377.8

директор педагогического колледжа Капин Сергей Валериевич

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Норильский педагогический колледж» (г. Норильск)

ФУНКЦИИ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА КАК ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Аннотация. В статье раскрывается содержание трёх взаимосвязанных функций демонстрационного экзамена как формы государственной аттестации: оценка уровня готовности к выполнению квалификационных требований профессионального стандарта педагога; оценка уровня освоения основной профессиональной образовательной программы; оценка способности вести профессиональную деятельность в сфере образования в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.

Ключевые слова: государственная аттестация, демонстрационный экзамен, компетенция, функция, экзаменационное задание.

Annotation. The article reveals the content of three interrelated functions of the démonstration examination as a form of state attestation: assessment of the level of readiness to meet the qualification requirements of the professional standard of the teacher; the assessment of the level of development of the basic professional educational program; the assessment of the ability to lead the professional activities in the field of education in accordance with the standards of World Skills Russia.

Keyword: state attestation, demonstration examination, competence, function, examination task.

Введение. Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования установлено, что завершающим этапом оценки качества освоения выпускниками основной профессиональной образовательной программы является государственная (итоговая) аттестация. До нынешнего учебного года она включала подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект), а так же проведение государственного экзамена (по усмотрению образовательного учреждения).

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования был утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 968. Приказом этого же министерства от 17 ноября 2017 г. в него внесены изменения, связанные с использованием в качестве формы государственной итоговой аттестации демонстрационного экзамена, предусматривающего моделирование реальных производственных условий для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности. В приказе определено, что задания демонстрационного экзамена разрабатываются на основе профессиональных стандартов (при наличии) и с учетом оценочных материалов (при наличии), разработанных союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» [3].

Изложение основного материала статьи. Союз «Ворлдскиллс Россия» (далее - Союз) является официальным оператором международного некоммерческого движения WorldSkills International, миссия которого заключается в повышении стандартов подготовки кадров. Раз в два года организация проводит мировые чемпионаты профессионального мастерства по разработанным международным стандартам спецификации WorldSkills (WSSS).

Союз разработал методику организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия, где его цель сформулирована следующим образом: «определения у студентов и выпускников уровня знаний, умений, навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретной профессии или специальности в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия» [3]. На официальном сайте Союза (раздел документы) приведён перечень компетенций (т.е. профессий, специальностей), по которым будет проводиться демонстрационный экзамен в 2018 г., и размещены комплекты оценочных (контрольно-измерительных) материалов, представляющие собой «совокупность заданий, их спецификации, технических описаний оцениваемых компетенций, критериев и инструментов оценивания, обеспечивающих в целом оценку результатов выполнения заданий демонстрационного экзамена [3].

Анализ содержания официальных сайтов органов управления образованием и образовательных организаций в регионах страны, а так же сайта Союза «Ворлдскиллс Россия» убедительно доказывает, что в 2018 году приобретает массовый характер использование демонстрационного экзамена как формы аттестации выпускников, осваивающих программы подготовки специалистов среднего звена.

Нормативные документы, методические и другие информационные материалы, связанные с подготовкой к демонстрационному экзамену дают основание для вывода о том, что в его содержании наиболее ярко выражена функция оценки способности выпускников профессиональных образовательных организаций вести профессиональную деятельность в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия (WSR). Покажем это на примере заданий демонстрационного экзамена по компетенции, которая в соответствии с сертификацией этих стандартов называется «Преподавание в младших классах», а в соответствии с сертификацией в WorldSkills International (WSI) - Primary School Teaching.

На сайте Союза «Ворлдскиллс Россия» размещён комплект оценочной документации (КОД) по компетенции «Преподавание в младших классах», который, в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2017 г. № 1138 должен учитываться при разработке демонстрационного экзамена. Комплект документации нацелен на оценку знания, понимания и навыков будущих учителей начальных классов, которые, с точки зрения его разработчиков, лежат в основе наилучшего международного опыта в техническом и профессиональном плане.

При этом оценка знаний и понимания осуществляется через оценку исполнения задания с использованием четырёх групп критериев, позволяющих оценить в баллах следующие параметры: соблюдение условий конкурса, безопасности и санитарных норм; действия по разработке (подготовке) установленного заданием продукта (результата) профессиональной деятельности педагога; демонстрацию его использования (применения) в ситуации, когда специально подготовленные волонтёры выступают в роли

обучающихся, их родителей и др.; проявление личностных характеристик участника демонстрационного экзамена (индивидуальный стиль, творчество, эмоциональность и т.д.). Следует обратить внимание, что в соответствии с логикой требований Союза «Ворлдскиллс Россия», в заранее установленное задание должно быть внесено 30% изменений, оставаясь при этом в рамках требований к оборудованию и материалам, которые предоставляются на экзамене. Таким образом, задание демонстрационного экзамена можно сравнить с заданием на педагогический проект, который должен разработать и осуществить будущий учитель начальных классов.

В заданиях по модулям демонстрационного экзамена 2018 г. в компетенции «Преподавание в младших классах», авторами статьи курсивом выделены продукты проектной деятельности будущих учителей начальных классов, которые являются предметом оценки на демонстрационном экзамене.

Модуль А: Общекультурное развитие.

Задание 1. Устное эссе. Выступление на заданную тему с элементом творчества. Тема эссе «По стандартам к нестандартной личности». Участники должны продемонстрировать умение творчески представить индивидуальные впечатления по заданной теме.

Модуль В: Общепрофессиональное развитие.

Задание 1. Подготовка и проведение фрагмента урока (этап открытия нового знания) в начальных классах по одному из учебных предметов. Урок окружающего мира в 3 классе на тему «Семейный бюджет». Участники должны продемонстрировать умение подготовить и провести фрагмент урока открытия нового знания по заданной теме.

Задание 2. Разработка и проведение внеурочного занятия c элементами робототехники для учащихся 4 класса по общеинтеллектуальному направлению. Участники должны продемонстрировать умение провести фрагмент занятия по внеурочной деятельности с элементами робототехники по заданному направлению.

Модуль С: Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.

Задание 1. Подготовка и проведение интерактива для родителей первоклассников. Тема родительского собрания «Совместный экологический проект семьи и школы». Участники должны продемонстрировать умение организовать интерактивное взаимодействие с родителями в ходе родительского собрания по заданной теме.

Задание 2. «Конкурс «Научу за 5 минут»». Участники должны продемонстрировать умение создавать творческую работу прикладного характера.

Модуль D: Методическое обеспечение образовательного процесса.

Задание 1. Разработка учебной презентации для методического обеспечения образовательного процесса. Учебная презентация предназначена для дистанционного обучения (автономной работы ученика) литературному чтению по теме: И.А. Крылов «Мартышка и очки». Участники должны продемонстрировать умение создавать мультимедийную презентацию с использованием различных интерактивных элементов в соответствии с требованиями к оформлению аудиовизуального дидактического и методического материала.

Модуль E: Саморазвитие и самообразование.

Задание 1. Решение ситуативной педагогической задачи. Ситуация: «Вы организуете фронтальную работу с классом по новой теме. Класс активно отвечает на ваши вопросы. Между тем Серёжа под партой начинает разворачивать конфету, отвлекая внимание детей». Участники должны продемонстрировать умение анализировать предложенную педагогическую ситуацию, трансформировать её в педагогическую задачу и предложить пути решения.

Задание 2. «Подготовка и размещение материала для персонального сайта учителя». Тематика материалов, размещённых на сайте: «Наши первые летние каникулы». Участники должны продемонстрировать умение работать с персональным сайтом учителя в соответствии с тематикой [3].

Вторая функция демонстрационного экзамена как формы государственной аттестации заключается в оценке уровня освоения основной профессиональной образовательной программы. Она должна быть взаимосвязана с рассмотренной выше функцией оценки способности будущего учителя начальных классов вести профессиональную деятельность в сфере образования в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.

Рассмотрим эту взаимосвязь через сравнение комплекта оценочных (контрольно-измерительных) материалов демонстрационного экзамена по компетенции «Преподавания в младших классах» и требований ФГОС СПО по специальности «Преподавание в начальных классах» к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена. Сразу обращает на себя внимание, что отмеченные выше курсивом разработанные и использованные продукты проектной деятельности будущих учителей начальных классов при выполнении заданий модулей «В», «С» и «Д» можно соотнести с четырьмя видами профессиональной деятельности, к которым, в соответствии с требованиями названного ФГОС СПО, готовятся будущие учителя начальных классов.

Выполнение двух заданий модуля «В» демонстрационного экзамена «Общепрофессиональное развитие» призвано продемонстрировать способность студентов решать профессиональные задачи двух видов деятельности (по ФГОС СПО): преподавание по образовательным программам начального общего образования и организация внеурочной деятельности и общения учащихся. Задания модуля «С» «Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения» даёт возможность оценить сформированность навыков вида профессиональной деятельности, который в упомянутом ФГОС СПО обозначен как классное руководство. Одно и то же словосочетание - методическое обеспечение образовательного процесса используется и в Федеральном образовательном стандарте, и в названии модуля «Д» комплекта оценочной документации для демонстрационного экзамена.

В идеале, сформированность профессиональных компетенций, относящихся к каждому из перечисленных четырёх видов деятельности, должна обеспечить готовность выпускников специальности «Преподавание в начальных классах» к выполнению заданий модулей «В», «С», «Д» демонстрационного экзамена. В соответствии с ФГОС СПО по специальности «Преподавание в начальных классах» формирование профессиональных компетенций, а значит и подготовка к выполнению заданий модулей демонстрационного экзамена должна осуществляться в процессе изучения четырёх профессиональных модулей учебного плана: ПМ.01. Преподавание по программам начального общего образования; ПМ.02. Организация внеурочной деятельности и общения школьников; ПМ.03. Классное руководство; ПМ.04. Методическое обеспечение образовательного процесса.

Анализ задания модуля А: Общекультурное развитие и задания модуля Е: Саморазвитие и самообразование комплекта оценочной документации для демонстрационного экзамена по компетенции «Преподавание в младших классах» показывает их взаимосвязь с общими компетенциями и компетенциями в области методического обеспечения образовательного процесса ФГОС СПО.

Следует обратить внимание, что рассматриваемый ФГОС СПО даёт представление об объектах видов деятельности будущего учителя начальных классах. Например, для таких видов деятельности как преподавание по образовательным программам начального общего образования и организация внеурочной деятельности и общения учащихся - это задачи, содержание, методы, средства, формы и процесс организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся в начальных классах. В каждом из них, в соответствии с образовательным стандартом, можно выделить предметы педагогического труда. Так, урок является наиболее традиционной формой организации учебной деятельности, а внеурочное мероприятие -типичной формой внеурочной деятельности. Именно эти две формы (а точнее говоря, их фрагменты) составляют содержание заданий модуля «В» демонстрационного экзамена.

Всё это свидетельствует о том, что разработчики заданий для демонстрационного экзамена по компетенции «Преподавание в младших классах» учитывали требования ФГОС СПО по специальности «Преподавание в начальных классах».

Третья функция демонстрационного экзамена как формы итоговой аттестации выпускников заключается в оценке уровня готовности к выполнению квалификационных требований профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) [5].

В профессиональном стандарте выделены две обобщённые трудовые функции. Первая - это педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; вторая функция - педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ. Указанный стандарт раскрывает содержание професиональной деятельности педагога, а так же требование к его квалификации с позиции профессиональных сообществ, объединений и т.д.

Анализ профессионального стандарта даёт основание утверждать, что в нём представлен более широкий, чем во ФГОС СПО спектр видов, объектов и продуктов (результатов) профессиональной деятельности, которые должен уметь проектировать и применять педагог. Например, к числу последних относится не только урок, но и учебные занятия, выходящие за рамки урока (проектная деятельность и др.); разнообразные формы осуществления внеурочной деятельности, детско-взрослые общности; ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка, и т.д. Логично предположить, что составители заданий демонстрационного экзамена как формы итоговой аттестации выпускников должны главным образом ориентироваться на квалификационные требования профессионального стандарта педагога.

При этом нельзя не учитывать, что временные и другие ограничения в регламенте демонстрационного экзамена предоставляют возможность подготовить и продемонстрировать лишь отдельные фрагменты подготовки и осуществления, например, фрагмент урока или внеурочного мероприятие. В этой связи актуальной становится проблема определения содержания заданий демонстрационного экзамена, в которых должны найти отражения наиболее универсальные объекты и предметы профессиональной деятельности педагога.

В педагогической литературе уже высказывается вполне обоснованное мнение о том, что демонстрационному экзамену как форме итоговой аттестации выпускников должны предшествовать демонстрационные экзамены аналогичные экзамены, выступающие в качестве формы промежуточной аттестации по профессиональным модулям. Это позволит полноценно реализовать все три функции демонстрационного экзамена.

Совокупность таких экзаменов даст возможность объективно оценить готовность выпускников педагогических колледжей к осуществлению обобщённых трудовых функций педагога. Опыт подготовку студентов Норильского педагогического колледжа к демонстрационному экзамену уже доказал необходимость внесение корректив в обучение студентов проектной деятельности. В основу этих корректив легли результаты исследований и экспериментальной работы Капина С.В. и Юсупова В.З., связанные с полноценной реализацией функций проектирования в педагогике, использованием новой модели непрерывной подготовки студентов педагогического колледжа к проектной деятельности; последовательным формированием опыта решения познавательных, учебных, профессиональных, социальных, личных и других проблем посредством разработки и реализации проектов различного целевого назначения; постоянным расширением сферы проектной деятельности обучающихся, как в колледже, так и его внешней среде [1; 6].

Выводы. Демонстрационный экзамен как форма государственной аттестации выпускников педагогического колледжа призван обеспечить реализацию трёх взаимосвязанных функций: оценка уровня готовности к выполнению квалификационных требований профессионального стандарта педагога; оценка уровня освоения основной профессиональной образовательной программы; оценка способности вести профессиональную деятельность в сфере образования в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия. Для их полноценной реализации целесообразно использование демонстрационного экзамена как формы не только итоговой, но и промежуточной аттестации студентов и совершенствование системы подготовки выпускников педагогического колледжа к осуществлению проектной деятельности при решении профессиональных задач.

Литература:

1. Капин С.В. Подготовка студентов педагогического колледжа к проектной деятельности в области начального образования как актуальная научная проблема // Материалы международной научно-практической конференция «Проблемы взаимодействия личности общества и государства в XXI веке» (16 апреля 2016 г., Москва, НОУ ВО «СФГА») / Под научной редакцией В.В. Грачева. - М.: ООО «Вариант» -НОУ ВО «СФГА», 2017. - С. 66-72

2. Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия. Приложение №1 к приказу Союза «Ворлдскиллс Россия» от 30 ноября 2016 г. № ПО/19 [Электронный ресурс] // URL:http://worldskills.ru/nashi-proektyi/demonstraczionnyijekzamen/documents/

3. О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 968. Приказ Минобрнауки России от 17.11.2017 N 1138 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс.иЯЬ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71730408/ (дата обращения: 11.01.2018 г.).

4. Оценочные материалы для демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия по компетенции «Преподавание в начальных классах» [Электронный ресурс] // Ворлдскиллс Россия. Оценочные материалы. URL : https://drive.google.com/drive/folders/1zqRDzULcU_1HlxT (дата обращения: 11.01.2018 г.).

5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утверждён 18.10.2013 г. № 544н [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - URL : http://www. http://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 11.01.2018 г.).

6. Юсупов В.З. Функции проектирования и специфика их проявления в педагогике / Акмеология. 2005. № 3 (15). С. 58-62

Педагогика

УДК 371

заведующий кафедрой хореографии, кандидат педагогических наук, доцент Карпенко Виктор Николаевич

Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар); доцент кафедры хореографии, преподаватель Карпенко Ирина Анатольевна Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар); магистрант кафедры хореографии Шестопалова Людмила Александровна

Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Аннотация. В данной статье авторы рассматривают методы деятельности руководителя детского хореографического коллектива, с выявлением психолого-педагогических особенностей на занятиях хореографическим творчеством.

Использование руководителем психолого-педагогических приемов, улучшает процесс управления детским хореографическим коллективом, что влечет за собой повышение воспитательного уровня и усиление степени влияния хореографического искусства на формирование личности ребенка. Педагогическая подготовка руководителей детских танцевальных коллективов станет эффективней, существенно повыситься уровень профессиональной компетенции.

Ключевые слова: психолого-педагогические методы; творческая личность; детский хореографический коллектив; руководитель-балетмейстер; педагог.

Annotation. In this article, the authors consider the methods of work of the head of children's choreographic collective, with the identification of psycho-pedagogical features in the classroom choreographic creativity.

The use of psychological and pedagogical techniques by the head improves the process of management of the children's choreographic collective, which entails an increase in the educational level and an increase in the degree of influence of choreographic art on the formation of the child's personality. Pedagogical training of managers of children's dance groups will become more effective, significantly increase the level of professional competence.

Keywords: psychological-pedagogical methods, creative personality, children's choreographic collective, head-choreographer, teacher.

Введение. В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Творчество - это созидающая деятельность. Соответственно, творческая личность - это человек, готовый к такой деятельности и занимающейся ей. Творческая личность не может жить без творчества, видя в нем главную цель и основной смысл своей жизни [2, с. 34].

Изложение основного материала статьи. Творческая личность, как считает В. Андреев, - это такой тип личности, для которой характерна стойкость, высокий уровень направленности на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единении с высоким уровнем творческих способностей, позволяющие ей достигнуть прогрессивных, социальных и личностно значимых результатов в одной или нескольких видах деятельности [3, с. 98-99].

Основой успеха решения творческих задач является способность действовать «в уме», определяемая высоким уровнем развития внутреннего плана действия. Эта способность, возможно, является структурным эквивалентом понятия «общая способность», или «генеральный интеллект» [8, с. 596].

Предметом деятельности хореографического коллектива является искусство, а цель танцевального искусства - это формирование и удовлетворение духовно-эстетических задач, и прежде всего среди непосредственных исполнителей.

Руководитель детского хореографического коллектива как педагог, является тем самым человеком, который оказывает непосредственное влияние на формирование растущей творческой личности ребенка. Как воспитатель, по А.В. Луначарскому, руководитель-балетмейстер есть фактор будущего участников творческого коллектива, а не только продукт прошедшего и сегодняшнего дня. Высоты и все успехи танцевального ансамбля или коллектива и его участников находятся в полной зависимости от степени культуры, уровня образования, личностных качеств, способностей как художественных, так и педагогического таланта руководителя - организатора, педагога, балетмейстера.

«Балетмейстер - это высокая степень культуры. Чем выше его общие знания, тем выше художественный уровень его произведений» [6, с. 14], что естественным образом ведет к высокой хореографической и общей культуре участников танцевального коллектива.

Постижение и осмысление всей структуры деятельности руководителя-балетмейстера, которые позволят хореографическому коллективу достигать наибольших результатов в своем развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.