Стратегия развития профессионального образования
Сведения для цитирования: Калугина, Т. Г. Система подготовки рабочих кадров: точки роста / Т. Г. Калугина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 3 (23). — С. 13-25.
УДК 377.5 ББК 65.240
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ: ТОЧКИ РОСТА
Т. Г. Калугина
В статье рассматриваются отдельные аспекты проблемы подготовки рабочих кадров для приоритетных направлений российской экономики, в том числе на региональном уровне, через призму Национальной системы профессиональных квалификаций.
Подчеркивается, что переход к практическому использованию Национальной системы профессиональных квалификаций (разработка и применение профессиональных стандартов, независимая оценка профессиональных квалификаций, профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ, применение профессиональных стандартов при управлении персоналом и т. п.) задает потребность в координации деятельности Национального совета при Президенте РФ, советов по профессиональным квалификациям, Национального агентства развития квалификаций с органами государственной власти, работодателями, экспертным и образовательным сообществом в субъектах Российской Федерации, непосредственно с руководителями образовательных организаций СПО. Особое внимание уделяется при этом вхождению Челябинской области в пилотные проекты Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, которые организационно и методически осуществляются Национальным агентством по профессиональным квалификациям, Базовым центром подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров. Среди них конкурс-проект «Лучшие практики подготовки рабочих кадров: от профориентации до трудоустройства», проект разработки и внедрения профессиональных стандартов и эволюции ФГОС СПО, независимая оценка квалификаций выпускников образовательных программ СПО и совмещение государственной итоговой аттестации с независимой оценкой квалификаций выпускников СПО. Рассматриваются положительные и отрицательные стороны участия региона в данных проектах, приводятся конкретные примеры участия в них образовательных организаций СПО.
Ключевые слова: Национальная система профессиональных квалификаций, система подготовки рабочих кадров в СПО, профессиональные стандарты, независимая оценка профессиональных квалификаций, государственная итоговая аттестация выпускников.
Проблема подготовки рабочих кадров для приоритетных направлений российской экономики приобрела в последнее десятилетие новые очертания. В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Положения о Национальном совете
при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. № 249, одной из задач Национального совета является «координация
деятельности органов государственной власти Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений) и ассоциаций, общественных объединений, образовательных, научных и иных организаций по созданию и развитию системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации». И это напрямую связано с обозначенной проблемой.
Переход к практическому использованию Национальной системы квалификаций (разработка и применение профессиональных стандартов, независимая оценка профессиональных квалификаций, профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ, применение профессиональных стандартов при управлении персоналом и т.п.) задает потребность в координации деятельности Национального совета, советов по профессиональным квалификациям, Национального агентства развития квалификаций с органами государственной власти, работодателями, экспертным и образовательным сообществом в субъектах Российской Федерации, непосредственно с руководителями образовательных организаций среднего профессионального образования (СПО) [1].
Челябинская область в этом смысле не исключение. Координацию деятельности органов государственной власти региона, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений) и ассоциаций, общественных объединений, образовательных, научных и иных организаций по созданию и развитию системы профессиональных квалификаций, а значит, и влияние на систему изменений в подготовке рабочих кадров для региона, осуществляет областной Совет по кадровой политике при правительстве Челябинской области.
Особое внимание уделяется при этом вхождению области в пилотные проекты Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, которые организационно и методически осуществляются Национальным агентством по профессиональным квалификациям, Базовым центром подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров. Среди них конкурс-проект «Лучшие практики подготовки рабочих кадров: от профориентации до трудоустройства», проект разработки и внедрения профессиональных стандартов и эволюции ФГОС СПО, независимая оценка квалификаций выпускников образовательных программ СПО и совмещение государственной итоговой атте-
стации (ГИА) с независимой оценкой квалификаций выпускников СПО.
Концепция конкурса: поиск, систематизация и продвижение эффективных моделей подготовки рабочих кадров — одно из ключевых направлений деятельности Базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров Национального агентства развития квалификаций. Идея поиска лучших практик не является новой. Но конкурс осуществляется для того, чтобы поощрить лучших, продемонстрировать достижения, создать условия для обмена знаниями, обеспечить тиражирование опыта. Примеров успешного тиражирования лучших практик пока немного. Эффективные практики остаются локальными, а не работают на всю систему подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена [1].
Одним из серьезных препятствий на пути распространения лучших (актуальных и результативных) практик является отрывочность и неполнота информации о них. Для снятия этой проблемы Национальным агентством формируется база данных лучших практик подготовки, повышения квалификации и переподготовки рабочих кадров. Возможность ее использования для поиска и внедрения лучших практик заложена уже на этапе создания: во-первых, разработаны требования к описанию практики и критерии отбора лучших практик, ориентированные на тиражирование, во-вторых, обеспечена консультативная поддержка — помощь носителям практик при подготовке их описаний, в-третьих, база данных формируется как общедоступная (размещается в открытом доступе в сети Интернет на сайте Базового центра).
Потенциальный запрос на внедрение той или иной практики зависит от того, насколько она актуальна для других организаций (регионов, отраслей). При этом тиражирование подразумевает использование показавших свою эффективность методов и инструментов в условиях, отличных от первоначальных, в том числе независимо от конкретной личности инициатора или специфики организации.
Еще одним отличием базы данных лучших практик, формируемой Национальным агентством, является ее нацеленность на развитие национальной системы квалификаций, расширение участия работодателей в подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена: все практики, представленные в базе данных, реализованы либо работодателями, либо с участием работодателей.
Ведется конкурсный отбор лучших практик в следующих номинациях: «Мы — партнеры» (практики взаимодействия работодателей и организаций, осуществляющих подготовку рабочих кадров); «Электронное образование для поколения NEXT» (применение электронного обучения и информационных коммуникационных технологий); «Профессиональные стандарты — инструменты подготовки профессионалов» (применение профессиональных стандартов и независимой оценки квалификаций в подготовке рабочих кадров); «Кадры профессионального образования» (решение задач кадрового обеспечения профессионального обучения, СПО и ДНО); «Равные возможности» (профессиональное обучение, образование и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья); «От профессионального выбора — к успешной карьере» (практики профориентационной деятельности, поддержки профессионального развития обучающихся по программам профессионального обучения, СНО и ДНО).
Выбор номинаций обусловлен трендами в развитии профессионального обучения и образования на современном этапе. Все они соответствуют целевым приоритетам кадровой и образовательной политики Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и отраслей.
Анализ представленных в аналитических материалах Национального агентства данных о распределении заявок и практик, включенных в базу данных по федеральным округам, показывает высокое их число в Уральском и Центральном федеральных округах, далее идут Нриволжский, Северо-Западный федеральные округа. Такое распределение может рассматриваться как следствие многих факторов, в том числе различного уровня экономического и технологического развития территорий, плотности населения, потребности в рабочих кадрах и специалистах среднего звена, а следовательно, и количественных характеристик территориальных систем профессионального обучения и СНО [1].
Неречислим субъекты федерации, по которым фиксируется наибольшее количество заявок-описаний.
I этап конкурса в 2017 г. (315 заявок): Москва (27), Свердловская область (25), Челябинская область (20), Иркутская область (17), в том числе по номинациям:
- «Кадры профессионального образования»: Свердловская область (4), Нижегородская область (3), Москва (3), Республика Татарстан (3);
- «Мы — партнеры»: Свердловская область (10), Челябинская область (9), Москва (7);
- «От профессионального выбора — к успешной карьере»: Свердловская область (8), Москва (8), Челябинская область (8), Республика Татарстан (5), Иркутская область (5);
- «Нрофессиональные стандарты — инструменты подготовки профессионалов»: Хабаровский край (6), Москва (4), Республика Башкортостан (3);
- «Равные возможности»: Иркутская область (3), Курганская область (2);
- «Электронное образование для поколения NEXT»: Москва (5), Нижегородская область (4), Свердловская область (3), Краснодарский край (2), Хабаровский край (2).
II этап (60 описаний): Москва (8), Свердловская область (8), Челябинская область (4), Иркутская область (4), Московская область (4).
III этап (43 лучшие практики): Свердловская область (8), Москва (4), Московская область (4), Санкт-Нетербург (3), Иркутская область (3).
Очевидными регионами-лидерами на всех этапах выступают Свердловская область и г. Москва, продемонстрировавшие не только высокую активность в подаче заявок, но и большое число практик, прошедших предварительный отбор, включенных в базу данных и ставших призерами: Челябинская область представлена опытом ГБНОУ «Нервомайский техникум промышленности строительных материалов», в котором разработана модель сетевого взаимодействия техникума на основе кластерного подхода как условие подготовки квалифицированных специалистов. Нрактика обеспечивает создание образовательного кластера как группы связанных между собой заинтересованных организаций и предприятий, осуществляющих целевое ин-тегративное взаимодействие. Организационно-функциональная модель практики построена на системном внутритехникумовском взаимодействии, взаимодействии техникума с предприятиями города и области, с общеобразовательными организациями, организациями высшего и среднего профессионального образования, с государственными структурами муниципального района и поселения. Нрактика может быть интересна профессиональным образовательным организациям небольших городов и городских поселений с одним градообразующим предприятием как пример эффективного взаимодействия всех заинтересованных партнеров по подготовке квалифицированных специалистов. Техникумом разработана система локальных нормативных актов, договоров и соглашений
о сотрудничестве, регулирующих функциональное взаимодействие со всеми вышеперечисленными партнерами [1].
Определение перспектив развития базы лучших практик в последующие годы, с одной стороны, связано с теми достижениями и проблемами, которые выявлены по результатам проведения первого конкурсного отбора, а с другой стороны — с планированием применения базы данных для тиражирования лучших практик. Конкурс продемонстрировал тенденцию к трансформации системы подготовки квалифицированных рабочих в сторону активизации и реального развития партнерства между образованием и экономической сферой; социально-экономическую пользу, которую могло бы принести внедрение лучших практик в других регионах, организациях, на предприятиях; достоинства представленных практик — разнообразие и ориентацию на учет конкретных условий (региональных, отраслевых).
Конкурс выявил также типичные затруднения в подготовке описаний: неготовность формулировать критерии и показатели результативности и грамотно описывать результаты; проблемы с формулированием целей и задач; затруднения в структурировании описания. В целом можно отметить возможность использования формируемой базы лучших практик подготовки рабочих кадров: для непосредственной трансляции (внедрения) представленных в базе практик или отдельных их элементов; для разработки собственных решений с опорой на решения, представленные в базе; в качестве примеров в системе дополнительного профессионального образования, методической работы и при проведении научно-практических мероприятий, а также для формирования учебных кейсов; для мониторинга, оценки, анализа текущей ситуации, выявления актуальных дефицитов, проблемных зон, точек роста, перспективных направлений развития в системе управления подготовкой рабочих кадров; в процессе проведения научных исследований, направленных на решение актуальных научно-практических проблем; для поиска партнеров в решении актуальных задач развития практики, построения деловых контактов, поиска стажировочных площадок образовательными организациями и т. п.
В качестве положительных примеров в части тиражирования опыта Челябинской области можно привести межотраслевое тиражирование в масштабах региона: практика «Будущее Белой металлургии», номинация «Мы — партнеры» (приведены примеры тиражирования элемен-
тов представленной практики Первоуральского трубного завода на предприятиях Уральского региона, в том числе Машиностроительный завод им. М. И. Калинина, УГМК-Холдинг, НПО «Уралвагонзавод» им. Ф. Э. Дзержинского).
С точки зрения развития методического ресурса приоритетными являются задачи:
1) по формированию понимания практики как реализованного проекта, по которому могут быть представлены результаты как на уровне созданных условий, так и на уровне изменения целевых параметров (критериев, показателей, индикаторов, характеризующих протекание определенных педагогических и/или социально-экономических процессов);
2) по разработке рекомендуемого инвариантного набора критериев и показателей результативности практики; например, в качестве сквозных типовых показателей по нескольким номинациям могли бы быть использованы следующие:
- динамика роста партнерской сети;
- количество образовательных программ, разработанных совместно ПОО и работодателями;
- расширение участия работодателей в образовательном партнерстве ПОО;
- динамика конкурса на востребованные профессии, специальности СПО, динамика востребованности программ ПО и ДПП;
- удовлетворенность студентов выбранной профессией, специальностью, намерение работать по ней по завершении процесса обучения;
- динамика и результативность участия студентов в конкурсах профессионального мастерства;
- динамика трудоустройства выпускников по специальности (на профильных предприятиях, на предприятиях-партнерах);
- повышение удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников.
Следующий проект связан с появлением профессиональных стандартов и эволюции ФГОС СПО. В соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» формирование требований ФГОС профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии) (ч. 7 ст. 11). При разработке или актуализации ФГОС СПО с учетом положений профессиональных стандартов учитывается, что эти документы имеют различное назначение и содержание. Именно поэтому
язык образовательных и профессиональных стандартов разный [2].
Профессиональные стандарты — это характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Для его описания используются понятия: «обобщенные трудовые функции», «трудовые функции», «трудовые действия», «необходимые умения и знания». ФГОС СПО обеспечивают единство образовательного пространства и вариативность содержания образовательных программ.
Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы в ФГОС СПО шире, чем описание квалификации в профессиональном стандарте. Они отражают специфику уровня получаемого образования, решение задач социализации, интеллектуального, культурного и профессионального развития, обеспечения профессиональной мобильности выпускника. В качестве ключевого в ФГОС СПО используется термин «компетенция», означающий способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. На основе положений профессиональных стандартов (трудовых функций, трудовых действий, успешное выполнение которых обеспечивает достижение целей определенного вида профессиональной деятельности) формируется соответствующий набор компетенций выпускника, задаются конечные результаты для сферы образования.
Работа по актуализации ФГОС СПО в соответствии с профессиональными стандартами хронологически совпала с постановкой задачи отбора 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий и специальностей, требующих среднего профессионального образования. Появление перечня профессий и специальностей «топ-50» рассматривается как первый шаг к созданию конкурентоспособной системы СПО. Они должны стать своего рода точками роста, «локомотивами», пример которых позволит модернизировать подготовку и по другим профессиям и специальностям.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р утвержден комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 гг. В рамках его реализации в течение 2015-2016 гг. были разработаны и утверждены новые ФГОС СПО в соответствии со списком 50 наиболее востребованных на
рынке труда новых и перспективных профессий. ФГОС СПО для топ-50 профессий и специальностей имеют несколько отличий от ранее действовавших образовательных стандартов:
- виды деятельности и профессиональные компетенции разработаны с учетом требований профессиональных стандартов, а также передовых технологий;
- изменена номенклатура и унифицированы формулировки общих компетенций;
- повышена академическая свобода образовательных организаций в части формирования структуры и содержания образования [3];
- введены дополнительные требования к материально-техническим условиям реализации образовательной программы.
Предпринимаются серьезные шаги по обновлению структуры и содержания ФГОС СПО, однако каждый из них имеет и оборотную сторону. Так, например, формулировка области профессиональной деятельности выпускников в соответствии с Реестром областей и видов профессиональной деятельности Минтруда России (далее — Реестр), с одной стороны, обеспечивает единообразие подхода, гармонизацию понятийного аппарата сферы труда и системы образования, с другой — актуализирует проблему «сквозных видов профессиональной деятельности». В Реестре они вынесены в отдельную группу межотраслевого характера, но в этом случае профессии и специальности СПО, соотнесенные с ней, выпадают из общего методического поля, оказываются за пределами сформировавшейся структуры федеральных учебно-методических объединений (ФУМО) СПО и складывающейся модели взаимодействия между ФУМО и советами по профессиональным квалификациям (далее — СПК).
Однако анализ профессиональных стандартов показывает, что уровни квалификации, на которые выводят эти программы, различны. Поскольку именно общие компетенции формируются на основе дескрипторов уровней квалификации и отражают степень самостоятельности, ответственности за деятельность, требования к фундаментальным знаниям и когнитивным умениям, интегрированный подход, положенный в основу ФГОС, противоречит положениям профессиональных стандартов.
Кроме этого, возникает вопрос о возможности освоения перечисленных общих компетенций за столь разные сроки, отведенные на освоение программ подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Усиление рамочности ФГОС делает
образовательные программы более гибкими, позволяет оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка труда. Однако действительно ли новая версия ФГОС СПО поддерживает такие возможности? Во-первых, ФГОС устанавливает состав профессиональных компетенций. Это означает, что своевременная реакция на изменения в профессиональном стандарте или требования регионального рынка труда будет затруднена. Во-вторых, в самом ФГОС дидактические единицы отсутствуют, однако в приложении к документу приведены требования к практическому опыту, умениям и знаниям по каждому из основных видов деятельности. Таким образом, содержание профессиональных модулей регламентируется ФГОС, при этом требования к общепрофессиональным умениям и знаниям не сформулированы. Получается, что та часть образовательной программы, которая отвечает за фундаментальную подготовку и обеспечивает единство образовательного пространства, не определена, в то время как часть, связанная с формированием профессиональных компетенций, легко определяемых на основе профессиональных стандартов, прописана подробно [4].
Для рынка труда сегодня важно, чтобы профессиональное образование выполняло функции социализации выпускников, расширения возможностей людей участвовать в экономической и культурной жизни общества. Работодатели подчеркивают возрастающее значение универсальных компетенций потенциальных работников (идеального сочетания soft skills и hard skills). Именно поэтому формирование содержания общепрофессиональных дисциплин должно основываться на единых методологических подходах. Современному этапу развития профессионального образования больше бы соответствовала обратная конструкция: установленные дидактические единицы общепрофессионального блока при относительной свободе формирования содержания профессионального.
Незавершенность изменений, переходный характер обновленной версии ФГОС СПО не позволяют решать одну из ключевых проблем актуализации образовательных программ в соответствии с профессиональными стандартами. Обновляемость профессиональных стандартов во многом зависит от интенсивности изменений в соответствующей области деятельности. Кроме того, актуализация профессионального стандарта может быть связана с выявленными в процессе его внедрения противоречиями. Скорость обновления образовательных стандартов
иная. Разработка и утверждение ФГОС, внесение в него изменений — длительная и сложная процедура, которая занимает не меньше года [4].
Потребность постоянной настройки на профессиональный стандарт может сделать процедуру внесения изменений в образовательные стандарты перманентной, что поставит под удар качество профессионального образования. Кроме того, длительность процедуры внесения изменений в ФГОС может обесценить эти изменения для образовательной программы (к моменту, когда их можно будет проецировать в образовательную программу, они могут морально устареть). Выход из ситуации связан с решением, уже принятым для высшего образования. Наметившийся тренд — использование двух источников при проектировании образовательных программ: образовательный стандарт задает логику универсальных и общепрофессиональных компетенций, профессиональный устанавливает требования к квалификации.
Стала очевидной необходимость фиксации в законе «Об образовании в Российской Федерации» нормы разработки на основе профессиональных стандартов не ФГОС, а именно профессиональных образовательных программ. Профессиональный стандарт позволяет сформулировать результаты освоения профессиональной образовательной программы, задать ее содержание и структуру, отобрать профессионально значимую теоретическую информацию, состав и содержание профессионально ориентированных дисциплин, модулей, практик, фондов оценочных средств и процедур, при этом тот контент, который обеспечивает фундаментальность подготовки, формирует академическую квалификацию, отбирается в соответствии с общими компетенциями, установленными ФГОС, и сложившейся научно-методической традицией, закрепленной в опыте образовательной организации.
Принятие рамочной структуры ФГОС СПО, перераспределение «полномочий» между ФГОС СПО и профессиональными стандартами при разработке и актуализации основных профессиональных образовательных программ определяет важнейшую роль примерных основных образовательных программ и обязательность использования профессиональных стандартов при их разработке. Поскольку в настоящий момент мы находимся в переходном периоде (от применения ПС при разработке ФГОС СПО к применению ПС при разработке основной профессиональной образовательной программы), методические рекомендации со-
держат интегрированный алгоритм работы по актуализации ФГОС СПО и примерных основных образовательных программ на основе профессиональных стандартов.
Следующий проект связан с независимой оценкой квалификаций выпускников СПО. Исторически сложилось так, что присвоение квалификации в России — это результат освоения образовательных программ — основных или дополнительных, а документ об образовании одновременно является и документом о квалификации. В условиях рыночной экономики такая модель недостаточно эффективна и не вызывает доверия со стороны работодателей. Квалификации по образованию в большинстве случаев не соответствуют квалификациям, действующим на рынке труда. Отсутствие внешних инструментов оценки качества освоения образовательных программ ставит под сомнение достоверность и объективность оценки готовности выпускников к профессиональной деятельности.
Решение проблемы связывается с реализацией принципа независимости при проведении итоговой аттестации. Но для того чтобы определить, каким образом принцип независимости при проведении итоговой аттестации должен быть реализован, целесообразно проанализировать действующую модель, существующий опыт, сформировать и апробировать модели сопряжения итоговой аттестации и независимой оценки квалификаций по образовательным программам профессионального обучения, основного и дополнительного профессионального образования.
Итоговая аттестация по образовательным программам СПО предполагает выполнение выпускной квалификационной работы. В зависимости от вида образовательной программы она может быть в форме:
- выпускной практической квалификационной работы и письменной экзаменационной работы — для выпускников, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
- дипломной работы (дипломного проекта) — для выпускников, осваивающих программы подготовки специалистов среднего звена.
Выпускная практическая квалификационная работа, как правило, включает в себя задания по изготовлению продукции (изделия), управлению процессом ее изготовления. Работа может выполняться в режиме «здесь и сейчас» в присутствии экспертной комиссии или быть выполненной заранее (например, в период про-
изводственной практики) и представленной во время экзамена. Письменная экзаменационная работа содержит описание процесса выполнения практической квалификационной работы, в том числе характеристику места, времени, условий, хода выполнения работ, достигаемых промежуточных и конечных результатов, используемого оборудования и инструментария. Дипломная работа выпускников программ подготовки специалистов среднего звена обычно представляет собой либо учебное исследование, либо проект, тематика которых выбирается в соответствии с особенностями развития техники, производства, экономики, науки, культуры и образования, имеет практико-ориенти-рованный характер. При выполнении и защите дипломной работы студент должен, опираясь на полученные знания, решать на современном уровне задачи профессиональной деятельности, грамотно излагать специальную информацию, докладывать и отстаивать свою точку зрения перед аудиторией. Дипломная работа, как правило, выполняется на основании материалов, собранных выпускниками в период прохождения преддипломной практики.
В процессе итоговой аттестации предусмотрены не только написание, но и защита дипломной работы. Процедура защиты создает дополнительные возможности для оценки общих компетенций выпускников. Особенностью современных образовательных программ СПО является наличие в их структуре профессиональных модулей. По завершении каждого из них предусмотрен экзамен, отнесенный к промежуточной аттестации. Однако в силу специфики профессионального модуля промежуточная аттестация по нему проводится в форме, близкой к итоговой аттестации. Аргументом в пользу подобия процедур является нормативно предусмотренная возможность выполнения выпускной квалификационной работы по одному из профессиональных модулей.
Профессиональный модуль обеспечивает освоение комплекса профессиональных компетенций, которые соответствуют основному виду деятельности. Закономерно, что экзамен по профессиональному модулю предусматривает практические задания, позволяющие оценить качество выполнения обучающимся данного вида деятельности. При этом методология и методика разработки оценочных средств для проверки освоения профессионального модуля подразумевают и проверку общих компетенций (коммуникативные и информационные компетенции, навыки самостоятельной работы,
самоорганизации, саморазвития, а также готовность к ответственному профессиональному поведению). Основная идея состоит в том, что часть этих компетенций целесообразно оценивать в контексте профессиональной деятельности, поскольку ее результативность обеспечивается при условии сбалансированности профессиональных и общих компетенций.
Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Ворлд-скиллс Россия"» в целях организации пилотной апробации демонстрационного экзамена в субъектах Российской Федерации была разработана «Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлд-скиллс Россия». В соответствии с методикой демонстрационный экзамен проводится с целью определения у студентов и выпускников уровня знаний, умений, навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретной профессии или специальности в соответствии со стандартами «Ворлдскиллс Россия». Для проведения экзамена используются незначительно измененные контрольно-измерительные материалы и инфраструктурные листы национального чемпионата «Молодые профессионалы». Задания сопровождаются описанием критериев оценки их выполнения и схемой начисления баллов. Контрольно-измерительные материалы и инфраструктурные листы по каждой компетенции утверждаются национальными экспертами и применяются во всех профессиональных образовательных организациях Российской Федерации, где проводится экзамен [4].
В то же время структура и формат контрольно-измерительных материалов по разным компетенциям различаются, что говорит об отсутствии единой методики их разработки. Прежде всего, в совершенствовании нуждается критериальный аппарат, поскольку в настоящее время балльные оценки даются экспертами произвольно. Необходим также единый методический подход к отбору предметов оценивания, к определению содержания и уровня заданий в зависимости от вида образовательной программы СПО. Демонстрационный экзамен проходит на площадках, материально-техническая база которых соответствует требованиям союза «Ворлдскиллс Россия». Оценка результатов экзамена осуществляется исключительно экспертами Ворлдскиллс.
При всей привлекательности проведения итоговой аттестации по образовательным программам СПО в соответствии с международны-
ми аналогами апробация демонстрационного экзамена по методике союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Ворлдскиллс Россия"» выявила ряд серьезных проблем, препятствующих ее массовому внедрению и требующих решения:
- оценочные средства демонстрационного экзамена основаны на конкурсных заданиях чемпионата «Молодые профессионалы» и не адаптированы для целей итоговой аттестации, поскольку соответствие между перечнем профессий и специальностей СПО, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199, и перечнем компетенций Ворлдскиллс не установлено;
- выпускники образовательных программ подготовки специалистов среднего звена и подготовки квалифицированных рабочих (служащих) сдают демонстрационный экзамен по одним тем же оценочным материалам;
- в тех случаях, когда демонстрационный экзамен представляет собой только часть итоговой аттестации, остается открытым вопросом о том, за счет какого дополнительного содержания будет проверяться соответствие результатов освоения образовательной программы;
- результатом итоговой аттестации по образовательным программам СПО является присвоение выпускникам квалификации; при этом важно, чтобы присваиваемая квалификация была понятна работодателям, однако значительная часть компетенций Ворлдскиллс не совпадает с номенклатурой квалификаций, признаваемых российским рынком труда, поэтому задача содействия трудоустройству выпускников остается нерешенной;
- проведение демонстрационного экзамена возможно только на специально оснащенных рабочих местах, что требует серьезных дополнительных затрат, удорожает процедуру итоговой аттестации; кроме того, эта процедура теряет смысл, если обучение проходило в иных условиях, на ином оборудовании;
- отсутствие единых подходов к разработке оценочных средств для демонстрационного экзамена (в настоящее время они фактически подменены конкурсными заданиями, которые решают иные задачи) не позволяет стандартизировать процедуру итоговой аттестации и сопроводить ее объективными и диагностируемыми критериями оценки.
Еще один проект связан с сопряжением итоговой аттестации и независимой оценки квалификаций. Переход от локальных практик
разработки профессиональных стандартов к масштабной государственной кампании создал условия для формирования института независимой оценки квалификации, нормативная рамка которой установлена Федеральным законом «О независимой оценке квалификаций» от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ. Он предусматривает формирование объединениями работодателей и профсоюзами системы оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам. Координатором системы является Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Организацию работы по оценке квалификации в определенном виде профессиональной деятельности обеспечивают СПК, представляющие и объединяющие профессиональные сообщества. СПК наделены полномочиями по отбору центров оценки квалификации, которые обеспечивают проведение профессиональных экзаменов.
Оценка квалификации — процедура добровольная, однако получение подтверждения квалификации может стать серьезной преференцией для любого работника, повысив его защищенность на рынке труда. Даже в случае негативного результата соискатель получает важную информацию о дефицитах профессиональных компетенций, а также рекомендации по перспективам профессионального развития и освоению программ дополнительного профессионального образования. Процедура независимой оценки квалификации, с одной стороны, имеет констатирующий характер, с другой — обеспечивает возможности для самооценки и обоснованного конструирования образовательной и карьерной траектории. В перспективе данные о специалистах различной квалификации, хранящиеся в реестре сведений о независимой оценке квалификации, могут быть использованы и рекру-тинговыми агентствами, и работодателями для решения задач управления развитием персонала. Под влиянием происходящих в системе квалификаций процессов можно прогнозировать постепенную трансформацию модели присвоения квалификаций: наряду с квалификацией по образованию (техник, бакалавр или магистр) будет подтверждаться и профессиональная квалификация, содержание которой очевидно для рынка труда и понятно работодателям. Изучение нормативной базы итоговой аттестации и независимой оценки квалификации позволяет представить несколько возможных моделей сопряжения этих процедур.
Независимая оценка квалификации (далее — НОК) имеет целью подтверждение соот-
ветствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правовые и организационные основы НОК определены в Федеральном законе от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ. Важнейшая целевая группа для проведения НОК — обучающиеся и выпускники образовательных программ среднего профессионального образования [4].
Конкурентоспособность выпускников на рынке труда во многом связана с наличием понятной и признаваемой работодателями квалификации. Квалификация, полученная выпускниками системы СПО, присваивается по результатам проведения государственной итоговой аттестации. Для объективизации ГИА в государственную экзаменационную комиссию включают представителей сторонних организаций: преподавателей, экспертов от работодателей или их объединений по профилю подготовки выпускников.
При этом оценочный инструментарий для проведения ГИА разрабатывается самой образовательной организацией, требования к его содержанию и объему нормативно не установлены. Отсутствие валидных и надежных оценочных средств (заданий и критериев их оценки, требований к материально-техническому и кадровому обеспечению экзамена и т. д.) не позволяет решить задачу объективизации оценки в полном объеме. Такие оценочные средства в настоящее время разрабатываются в системе НОК. Кроме этого, в системе НОК четко регламентирована процедура профессионального экзамена, что также работает на повышение объективности оценки. В соответствии с Порядком проведения ГИА по образовательным программам СПО (утвержденным приказом Минобрна-уки России от 16 августа 2013 г. № 968, далее — Порядок ГИА), задания для демонстрационного экзамена (одна из форм ГИА) должны разрабатываться на основе профессиональных стандартов (при наличии), а также с учетом оценочных материалов, разработанных Союзом «Ворлд-скиллс Россия» (см. п. 16 Порядка ГИА) [4].
Рекомендации, подготовленные АНО «Национальное агентство развития квалификаций» для участников пилотного проекта, дают четкое представление о процедуре ГИА-НОК. Независимая оценка квалификации также может использоваться для проведения промежуточной аттестации обучающихся по программам СПО в части аттестации по профессиональным
модулям, если они обеспечивают освоение той или иной квалификации, в том числе квалификации рабочего, осваиваемой в рамках программ подготовки специалистов среднего звена. В отличие от государственной итоговой аттестации, порядок проведения которой определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, установление форм, периодичности и порядка проведения промежуточной аттестации отнесено к компетенции образовательной организации. Соответственно модель применения НОК для промежуточной аттестации оказывается более простой [4].
Сопоставление Порядка ГИА и документов, регламентирующих проведение НОК, показывает принципиальную возможность совмещения данных процедур. Основными побудительными мотивами сопряжения процедур НОК и ГИА являются:
- для профессиональных образовательных организаций: возможность обратной связи от работодателей, независимая оценка качества подготовки по реализуемым образовательным программам и далее — прохождение профессионально-общественной аккредитации, рост конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, возможность получения внебюджетных доходов за счет деятельности экзаменационной площадки;
- для предприятий: возможность отбора наиболее подготовленных выпускников, экономия на затратах, связанных с оценкой квалификации кандидатов, сокращение временных и финансовых ресурсов, направляемых на доучивание и первичную адаптацию персонала;
- для студентов: возможность выхода на рынок труда с признаваемыми работодателями свидетельствами о профессиональной квалификации, улучшение условий для трудоустройства, снижение порога успешной профессиональной адаптации [4].
Основание для проведения пилотного проекта по применению независимой оценки квалификации для промежуточной и государственной итоговой аттестации (ГИА) обучающихся по программам СПО (далее — пилотного проекта): поручение президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам о внесении в приоритетный проект «Образование» предложений по дополнительным мерам содействия трудоустройству выпускников про-
фессиональных образовательных организаций, включая реализацию на базе отдельных образовательных организаций с 2018 г. эксперимента по прохождению обучающимися этих организаций, завершающими освоение образовательных программ СПО и (или) программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, НОК, в том числе с привлечением средств работодателей (протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 11 апреля 2017 г. № 4, п. 4).
Участники пилотного проекта: органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере профессионального образования, региональные методические центры национальной системы квалификаций (РМЦ), образовательные организации (далее — ОО) и предприятия, советы по профессиональным квалификациям (СПК), центры оценки квалификации (далее — ЦОК), АНО «Национальное агентство развития квалификаций» (АНО НАРК). Организационная модель пилотного проекта: институциональной основой для проведения НОК, сопряженной с ГИА, являются ЦОК, а также ОО, которые наделены (наделяются) функциями экзаменационных площадок для проведения НОК.
Участие в проекте Челябинской области обеспечено соглашением. Стороны соглашения руководствуются законодательством Российской Федерации, документами Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, поручением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам о внесении в приоритетный проект «Образование» предложений по дополнительным мерам содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций.
Среди участников проекта — работодатели, входящие в ЧОАР «Союз промышленников и предпринимателей» и образовательные организации Челябинской области (табл. 1).
Реализация пилотного проекта по проведению промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования с использованием независимой оценки квалификации по профессиям и специальностям, относящимся к приоритетным для Челябинской области отраслям экономики, анализ и обобщение опыта оценки квалификаций по
Таблица 1
Сведения об участниках проекта ГИА-НОК в Челябинской области
Центр оценки квалификации Профессиональная образовательная организация Профессия/ специальность с указанием квалификации (код, наименование) Профессиональная квалификация Профессиональный стандарт (код, наименование, дата и номер приказа) Сроки проведения ИА/ПА/ ГИА с ис-пользованием НОК Примерное кол-во участников
АНО «Центр развития образования и сертификации персонала " Универсум"» ЦОК № 74.001 ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли» 43.02.02 «Парикмахерское искусство», квалификация — модельер-художник 33.00400.02. Парикмахер -модельер (5-й уровень квалификации) 33.004 Специалист по предоставлению парикмахерских услуг. Приказ Минтруда РФ от 25.12.2014 № 1134н ГИА, 19-26 июня 2019 г. 8
АНО «Центр развития образования и сертификации персонала "Универ сум"» ЦОК № 74.001 Многопрофильный колледж ИСтиС ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» 43.02.02 «Парикмахерское искусство», квалификация — технолог 33.00400.02. Парикмахер -модельер (5-й уровень квалификации) 33.004 Специалист по предоставлению парикмахерских услуг. Приказ Минтруда РФ от 25.12.2014 № 1134н ГИА, 19-26 июня 2019 г. 8
АНО «Центр развития образования и сертификации персонала "Универсум"» ЦОК № 74.001 ЧОУ ДПО «Учебный центр "Косме-тик-Про"» 16437 «Парикмахер», квалификация — парикмахер 3-го разряда 33.00400.01. Парикмахер (4-й уровень квалификации) 33.004 Специалист по предоставлению парикмахерских услуг. Приказ Минтруда РФ от 25.12.2014 № 1134н ИА, 13-20 мая 2019 г. 6
АНО «Центр развития образования и сертификации персонала "Универсум"» ЦОК № 74.001 ЧОУ ДПО «Институт красоты Жетернель» 16437 «Парикмахер», квалификация — парикмахер 3-го разряда 33.00400.01. Парикмахер (4-й уровень квалификации) 33.004 Специалист по предоставлению парикмахерских услуг. Приказ Минтруда РФ от 25.12.2014 № 1134н ИА, 13-20 мая 2019 г. 6
АНО «Центр развития образования и сертификации персонала "Универсум"» ЦОК № 74.001 АНО ДПО «Бо-лива» Специалист по маникюру 33.00300.01. Мастер по маникюру (3-й уровень квалификации) 33.003 Специалист по предоставлению маникюрных и педикюрных услуг. Приказ Минтруда РФ от 25.12.2014 № 1126н ИА, 13-20 мая 2019 г. 6
ООО «Центр подготовки специалистов "Сварка и контроль (область сварки)"» ЦОК № 74.003 ГБОУ ПОО «Златоустов-ский техникум технологий и экономики» 15.01.05 «Сварщик [ручной и частично механизированной сварки (наплавки)]» 40.00200.01. Сварщик дуговой сварки плавящимся покрытым электродом (2-й уровень 40.002 Сварщик. Приказ Минтруда РФ от 28.11.2013 № 701н ПА, 18-19 апреля 2019 г. 9
Окончание таблицы 1
Центр оценки квалификации Профессиональная образовательная организация Профессия/ специальность с указанием квалификации (код, наименование) Профессиональная квалификация Профессиональный стандарт (код, наименование, дата и номер приказа) Сроки проведения ИА/ПА/ ГИА с ис-пользованием НОК Примерное кол-во участников
квалифи-к а ц и и ) , 40.00200.10. Сварщик дуговой сварки плавящимся электродом в защитном газе (2-й уровень квалификации)
АО «КОНАР» ЦОК № 005.17 ГБПОУ «Южно- Уральский государственный технический колледж» 15.02.08 «Технология ма-шинострое-ния», 19149 «Токарь», квалификация — токарь 3-го разряда 40.07800.02. Токарь 3-го разряда (3-й уровень квалификации) 40.078. Токарь. Приказ Минтруда РФ от 13.03.2017 № 261н ПА, 16-20 июня 2019 г. 12
АО «КОНАР» ЦОК № 005.17 ГБПОУ «Челябинский механико- технологический техникум» 15.01.25 «Станочник (металлообработка)», 19479 «Фрезер о в щ и к » , квалифи-кация — фрезеровщик 3-го разряда 40.02100.02. Фрезеровщик 3-го разряда (3-й уровень квалификации) 40.021. Фрезеровщик. Приказ Минтруда РФ от 13.03.2017 № 260н ГИА, 16-20 июня 2019 г. 6
Всего: 61 человек
массовым рабочим профессиям, в том числе при проведении промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся по программам среднего профессионального образования (СПО), в Челябинской области предполагает:
1) кадровое, методическое и организационное обеспечение реализации пилотного проекта;
2) разработку (актуализацию) оценочных средств для промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся по программам СПО на основе профессиональных стандартов (с учетом примеров оценочных средств,
размещенных в реестре сведений о независимой оценке квалификации и/или оценочных средств, утвержденных СПК);
3) разработку и реализацию мероприятий по поддержке и мониторингу трудоустройства выпускников СПО, прошедших государственную итоговую аттестацию по профессиям (специальностям) СПО с использованием независимой оценки квалификаций;
4) распространение информации о пилотном проекте и его результатах в Российской Федерации.
Библиографический список
1. Модель взаимодействия Национального совета с партнерами в субъектах Российской Федерации : сб. метод. рекомендаций НАРК. — URL: http://www.nark.ru (дата обращения: 20.05.2019).
2. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон : [принят Гос. Думой 21.12.2012 : одобр. Советом Федерации 26.12.2012]. — URL: КонсультантПлюс (дата обращения: 22.05.2019).
3. Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы : распоряжение Правительства РФ от 03.03.2015 № 349-р. — URL: КонсультантПлюс (дата обращения: 27.05.2019).
4. Система подготовки кадров : Точки роста : сб. метод. и информ. материалов. — 2017. — Вып. 1. — URL: http://www.nark.ru (дата обращения: 30.05.2019).
For citation: Kalugina, T. G. System of training skilled workers: points of growth / T. G. Kalugina // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 2 (22). — P. 13-25.
SYSTEM OF TRAINING SKILLED WORKERS: POINTS OF GROWTH
T. G. Kalugina
The article discusses certain aspects of the problem of training workers for the priority areas of the Russian economy, including the regional level, through the prism of the National system of professional qualifications. It is emphasized that the transition to the practical use of the National system of professional qualifications (the development and application of professional standards, independent assessment of professional qualifications, professional and public accreditation of professional educational programs, the using of professional standards in personnel management, etc.) makes the necessary to coordinate the activities of the National Council under the President of the Russian Federation, councils for professional qualifications, National Agency for Development qualifications with government, employers, the expert and educational community in the constituent entities of the Russian Federation, directly with the heads of educational institutions of secondary vocational education.Particular attention is paid to the entry of the Chelyabinsk region into the pilot projects of the National Council under the President of the Russian Federation on professional qualifications, which are organizationally and methodically implemented by the National Agency for Professional Qualifications, the Base Center for Training, Retraining and Advanced Training of Workers. The competition project "Best Practices for Training Workers: From Career Guidance to Employment", a project for the development and implementation of professional standards and the evolution of FGOS SPO, an independent assessment of the qualifications of graduates of educational programs of SPO and a combination of state final certification with an independent assessment of qualifications of graduates of SPO are among them.
The positive and negative sides of the region's participation in these projects are considered, specific examples of participation of educational institutions of secondary vocational education in them are given.
Key words: National system of professional qualifications, system of training workers in secondary vocational education, professional standards, independent assessment of professional qualifications, state final certification of graduates.
References
1. Model' vzaimodejstvija Nacional'nogo soveta s partnerami v sub#ektah Rossijskoj Federacii, available at: http://www.nark.ru. (accessed: 20.05.2019). (In Russian)
2. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii : feder. zakon: [prinjat Gos. Dumoj 21.12.2012 : odobr. Sovetom Federacii 26.12.2012], available at: ConsultantPlus. (accessed: 22.05.2019). (In Russian)
3. Ob utverzhdenii kompleksa mer, napravlennyh na sovershenstvovanie sistemy srednego professional'nogo obrazovanija, na 2015-2020 gody [rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 03.03.2015 № 349-r], available at: ConsultantPlus. (accessed: 27.05.2019). (In Russian)
4. Sistema podgotovki kadrov: Tochki rosta [Training system: Growth points], 2017, Issue. 1, available at: http://www.nark.ru. (accessed: 30.05.2019). (In Russian)
Калугина Татьяна Григорьевна, генеральный директор АНО «Челябинское региональное агентство развития», доктор педагогических наук, профессор, г. Челябинск, e-mail: kalug.tg@yandex.ru
Kalugina Tat'jana Grigor'evna, General Director of ANO "Chelyabinsk Regional Development Agency", Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Chelyabinsk, e-mail: kalug.tg@yandex.ru