Научная статья на тему 'Фразеосемантическое поле «Человек говорящий» в языковой картине мира Л. Е. Улицкой'

Фразеосемантическое поле «Человек говорящий» в языковой картине мира Л. Е. Улицкой Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
152
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕЧЬ / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Габитова Ульяна Ураловна

В статье представлена первичная типология фразеологических единиц, имеющих общее семантическое значение «процесс речи, говорение». Материалом послужила авторская картотека фразеологизмов, зафиксированных в повестях и сборниках рассказов Л.Е. Улицкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фразеосемантическое поле «Человек говорящий» в языковой картине мира Л. Е. Улицкой»

© У.У. Габитова, 2016 ГАБИТОВА УЛЬЯНА УРАЛОВНА

МЕТЕОР:СЙТЙ №1/2016

НАУКА РАЗВИТИЯ

аспирант Челябинского государственного педагогического университета, г. Снежинск, Россия

ФРАЗЕОСЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ «ЧЕЛОВЕК ГОВОРЯЩИЙ» В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА Л.Е. УЛИЦКОЙ

Аннотация. В статье представлена первичная типология фразеологических единиц, имеющих общее семантическое значение «процесс речи, говорение». Материалом послужила авторская картотека фразеологизмов, зафиксированных в повестях и сборниках рассказов Л.Е. Улицкой.

Ключевые слова: фразеологизмы речевой деятельности, речь, языковая картина мира.

В фразеосемантическое поле «Человек говорящий» входят единицы, обладающие общим семантическим значением «процесс речи, говорение». «Речь — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь включает процессы перерождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности (речь внутренняя, речь эгоцентрическая)» [2, с. 305].

В нашей картотеке зафиксировано 269 единиц в 419 употреблениях с общим значением «говорения». Мы опираемся на семантико-грамматическую классификацию А.М. Чепасовой [11]. Наиболее частотны оказались фразеологические единицы (далее ФЕ) качественно-обстоятельственного (121 единица — 45%) и процессуального классов (98 единиц — 36,5%). Также встречаются единицы модального класса (22 единицы), призначного (18 единиц),

предметного (9 единиц) и релятивный предлог (1 единица).

Как отмечает Л.П. Гашева, фразеологизмы, обозначающие речевую деятельность субъекта, «представляют собой сложную семантическую систему, выражающую и номинирующую внешнюю характеристику речи, её смысловое содержание общественную, коммуникативную функцию речи, передаёт морально-этическую оценку речи, констатирует факт отсутствия речи, характеризуют качество речи, способность субъекта хорошо или плохо говорить, манифестирует этикетные речевые формулы, речевые контакты коммуникантов, их речевое взаимодействие» [1, с. 27]. Мы выявили несколько фразеосемантических групп с более конкретным значением.

1. Характеристика речи. В данную фразеосемантическую группу входят 132 единицы в 155 употреблениях. Как отражает собранный материал, речь может быть охарактеризована с разных сторон. 78 единиц в 96 употреблениях данной группы характеризуют голос говорящего. Мы выявили более узкие значения. Голос же, в свою очередь, тоже имеет разноплановые характеристики.

• Сила голоса. В данную подгруппу входят единицы со значением «громкость» (13 единиц). Анализ материала показал, что актуально использование двух моделей построения ФЕ: «каким-либо голосом» и «каким-либо шёпотом». В данных ФЕ довольно частотно совмещение двух семантических значений.

Все соседи видели, как Клюквина

поклонилась Халиме и сказала громким

скандальным голосом:

- Прости меня, Халима. Кушайте на

здоровье [9, с. 71]. Громким скандальным

голосом — качественно-обстоятельственный ФЕ, значение: «громогласно, истерично». Данный ФЕ характеризует как громкость голоса, так и психическое состояние говорящего.

МЕТЕОР:СЙТЙ №1/2016

НАУКА РАЗВИТИЯ

• Тембр голоса. В данной подгруппе ФЕ характеризуют так называемый «характер» звука (8 единиц). Как показал анализ материала, большинство единиц данной подгруппы имеют окраску положительную.

- Тоня! Тоня! — позвала кастеляншу старшая сестра, заглянув в столовую, и Антонина Ивановна отозвалась ласковым рыхлым голосом:

- Аюшки! [5, с. 303]. Ласковым рыхлым голосом — качественно-обстоятельственный ФЕ, значение: «добродушно, полнозвучно, мягко».

В данном ФЕ совмещены две качественные характеристики голоса — его тон (эмоциональная окраска) и тембр.

• Тон голоса — эмоциональный окрас речи. Эмоциональный диапазон в речи героев представлены очень широко, а потому и велик количественный состав данной подгруппы — 45 ФЕ.

Однажды, уже в конце февраля, Лиля жалобным голосом сообщила, что у неё день рождения, и ей бы так хотелось, чтобы Женя её поздравила [8, с. 260]. Жалобным голосом — качественно-обстоятельственный ФЕ, значение: «печально, жалостно, слезно». Внешнее проявление эмоций в речи героев чаще всего совпадает с их внутренним состоянием.

Важным в тоне голоса также является интонация (4 единицы).

Лёва сразу же нашёл её в многолюдстве и попёр на неё с супружеской интонацией:

- Я же сказал, что позвоню после конца субботы, а у тебя автоответчик [8, с. 260]. С супружеской интонацией — качественно-обстоятельственный ФЕ, значение: «настойчиво, без церемоний». В данном контексте использование компонента-прилагательного «супружеский» придаёт ФЕ иронический оттенок.

Зафиксированы единицы, заключающие в своём значении оценку содержания речи. В данной подгруппе объединены ФЕ с

общей семой «описание и оценка высказывания». Важной составляющей становится обязательная эмоциональная оценка слушающего (25 единиц).

Лидия молчала, вживаясь в ситуацию. А Лора трещала, не замолкая, и всё время крутила пальцы, слегка их поламывая [5, с. 155]. Трещать, не замолкая — процессуальный ФЕ, значение: «говорить безустанно, пустословить». В данном ФЕ отрицательная семантика выражена при помощи использования просторечного компонента «трещать».

Встречаются ФЕ, которые в своём значении отражают отличительную особенность говора и артикуляции говорящего, т.е. характеризуют особенности произношения говорящего. Наиболее продуктивно использование существительного «язык» (15 единиц) в устойчивых моделях: «на каком-либо языке» и «каким-либо языком». Также продуктивна модель «с каким-либо акцентом» (7 единиц). Чаще всего данные ФЕ имеют нейтральную стилистическую окраску.

Дюжие продавцы, которым бы ворочать бетонными чушками, артистически слоили огромными ножами пахучее мясо и переговаривались на местном наречии [7, с. 112]. На местном наречии — качественно-обстоятельственный ФЕ, значение: «на коренном диалекте».

Зафиксированы единицы, характеризующие «слово» как единицу языка. Данная подгруппа объединяет ФЕ со значением определения особенностей звучания слов и их оценки говорящим (6 единиц).

Слово это представлялось ей противно-коричневым, с бездонным провалом посредине и похожим на вывернутую наизнанку клизму [4, с. 179]. С бездонным провалом — призначный ФЕ, значение: «не имеющим дна, границ». В данной единице присутствует негативная оценка говорящего.

{ТЫ МЕТЕОР:СЙТЙ №1/2016

НАУКА РАЗВИТИЯ

• Высота голоса. Данная подгруппа характеризует физиологическое свойство речевого голоса (3 единицы).

Он пропел низким полнозвучным голосом лучшие из всех слов, которые были придуманы для этого случая [6, с. 81]. Низким полнозвучным голосом — качественно-обстоятельственный ФЕ, значение: «громко, басовито». В данном ФЕ ярко выражена сема положительной оценки слушающего.

2. Речевой процесс. В данную фразеосемантическую группу входят единицы с общим значением «говорить, произносить» (97 единиц в 176 употреблениях). Можно выделить более узкие значения.

Речевой акт «говорение» (53 единицы). Их высокая частотность свидетельствует о том, что для Л.Е. Улицкой значима речь своих героев, а также её оценка другими персонажами и самим автором. Наиболее актуальна модель построения данных ФЕ «глагол + существительное в В.п.» (30 единиц).

Она отодвинула табурет в угол, легла рядом с Аликом и понесла какую-то околесицу, в которую Фима не вслушивался [7, с. 169]. Нести околесицу — процессуальный ФЕ, значение: «говорить нелепости, чепуху». Использование в данном контексте просторечного ФЕ помогает автору выразить негативную оценку слушающего к говорящему.

Речевой акт «молчание» представлен 21 единицей. Наиболее актуально использование компонента-существительного «слово» (8 единиц).

щ А V I

Um W \

^flkl

Л.Е. Улицкая, 1 писательница, сценарист 1

I

Девочки переглянулись и без слов поняли друг друга: никакая вожатая Цыпкина им не нужна [4, с. 28]. Без слов — качественно-обстоятельственный ФЕ, значение: «не говоря, молча, не теряя времени на разговоры» [10]. Данная единица совмещает в себе несколько фразеосемантических значений: молчание, быстрота действия и характеристику отношений персонажей.

Актуально использование компонента-существительного «молчание» (4 единицы).

Что-то сдвинулось и изменилось: они

немного стеснялись друг друга, никогда не

вспоминали о том вечере, будто дали обет

молчания как соучастники страшного и 1

тайного дела [4, с. 235]. Обет молчания —

предметный ФЕ, значение: «обещание, клятва не произносить слов, не беседовать на какую-либо тему». Использование данной единицы подчёркивает сакральность и таинственность происходящего.

ФЕ, обозначающие «начало речевого акта» (11 единиц). В единицах данной подгруппы зафиксирована сема, указывающая на «возникновение разговора».

И Лиля пустилась в горестный рассказ о своих дочках, которые такое натворили, такое... [8, с. 261]. Пуститься в рассказ — процессуальный ФЕ, значение: «начинать повествование». Использование глагольного компонента «пуститься» указывает на яркое эмоциональное состояние говорящего.

(ТЫ МЁТЕОР-СЙТЙ №1/2016

НАУКА РАЗВИТИЯ

ФЕ, обозначающие «вопрос» (7 единиц). Общее значение — «узнать, поинтересоваться». Единицы этой группы являются синонимами, отличаются они эмоциональной окраской. Наиболее частотен ФЕ задать вопрос (29 употреблений). Данный ФЕ имеет нейтральную стилистическую окраску. ФЕ сделать разведку имеет уже положительно окрашенную оценку — выражение любопытства, любознательности говорящего.

Единицы подгруппы, обозначающие «окончание разговора» (5 единиц) в своём значении имеют сему «прекращения речевого акта».

- Значит, — подвела итог Алёна, — дадим Колывановой пионерское поручение, пусть приведёт свою тётю Тамару к нам на сбор [4, с. 22]. Подвести итог — процессуальный ФЕ, значение: «обобщить, резюмировать». Автор использует данный ФЕ, имеющий оттенок официально-делового стиля с целью придать ситуации иронический характер.

3. Звуки. Мы выделили в отдельную фразеосемантическую группу единицы, не обозначающие слова, но имеющее в своём составе те или иные звуки

(11 единиц в 15 употреблениях). В основном единицы имеют общее значение «орать, кричать, вопить». Отличительное свойство данных ФЕ — обязательная авторская оценка.

Какое-то тоскующее животное, а может, ночная птица, издавало длинные хриплые вопли [4, с. 124]. Издавать вопли — процессуальный ФЕ, значение: «кричать». Данный ФЕ имеет отрицательную эмоциональную окраску.

4. Присказки. Как отмечает А.А. Осипова, данные единицы используются тогда, «когда нужно опереться на какое-то всеобщее авторитетное знание чего-либо или указать на возможность, допустимость какого-либо выражения, уверения в чём-либо» [3, с. 267]. Зафиксировано

http://www.meteor-city.top/#!1-16-aabitova/jh4fo

107

(*<Ы МЁТЁОР:СЙТЙ №1/2016

НАУКА РАЗВИТИЯ

22 единицы в 65 употреблениях. Основную часть составляют единицы модального класса. В 11 единицах встречается компонент «сказать», в 7 единицах — «говорить».

Анализ собранного материала позволил выстроить структуру фразеосемантического поля «человек говорящий», выявить группы с более конкретным значением, а также зафиксировать устойчивые модели построения ФЕ. Л.Е. Улицкая в своих текстах использует единицы с ярко выраженной оценкой с целью создать у читателя определённое мнение о персонажах.

автору указать автору на дополнительные сведения о взаимоотношениях героев.

К слову сказать, покойный Нинин муж обеих терпеть не мог — Тому считал

убогонькой, а Сусанну Борисовну иначе

как «мадам Грицацуева» за глаза не называл [5, с.204]. К слову сказать —

модальный ФЕ, значение: «между прочим, кстати, попутно». Данный ФЕ помогает

Библиографический список

1. Гашева Л.П. Позиционная вариативность процессуальных фразеологизмов / Актуальные проблемы русского языка: Материалы регион. конф., посв. 70-л. ЧГПУ; под общ. ред. Л.П. Гашевой. Челябинск: Юж.-Урал. книж. изд-во, 2005. 540 с.

2. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.

3. Осипова А.А. Фразеологизмы, характеризующие речевую деятельность персонажей, в рассказах В.П. Астафьева 1980-х гг. / Фразеология и миропонимание народа: Материалы Междунар. науч. конф. в 2 ч. Ч. 2 Фразеология и межкультурная коммуникация; сост. В.Т. Бондаренко, Г.В. Токарев. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2002. с. 265-269.

4. Улицкая Л. Девочки: рассказы. М.: Эксмо, 2009. 288 с.

5. Улицкая Л. Первые и последние: Рассказы. М.: Эксмо, 2011. 352 с.

6. Улицкая Л. Сонечка: Повесть. М.: Эксмо, 2007. 160 с.

7. Улицкая Л. Е. Весёлые похороны: повесть. М.: Астрель, 2012. 222, [2] с.

8. Улицкая Л. Искусство жить: повесть / Сквозная линия: Повесть. М.: Эксмо, 2007. 352 с.

9. Улицкая, Л.Е. Детство сорок девять: рассказы / Людмила Улицкая; ил. В. Любаров. М.: Астрель, 2013. 88 с. [8] с.: ил.

10. Фразеологический словарь русского языка: Свыше 4000 словарных статей / Л.А. Войнова, В.П. Жуков, А.И. Молотков, А.И. Фёдоров; Под ред. А.И. Молоткова. 4-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1987. 543 с.

11. Чепасова А.М. Семантико-грамматические классы русских фразеологизмов: учеб. пособие. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2006. 144 с.

The phraseological and semantic field "the person speaking" in the linguistic world-image of L.E. Ulitskaya

Key words: phraseological units of speech activity, speech, linguistic world-image.

http://www.meteor-city.top/#ll-16-aabitova/jh4fo

108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.