ФРАНЦУЗСКАЯ МОДЕЛЬ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н.Л. Янковой
Кафедра политических наук Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198
В настоящей статье автор исследует проблемы формирования контртеррористической деятельности Франции на основе борьбы против террористической группы Аксьён Директ (Action Directe), ОАС (OAS — Organisation l'Armee Secrete) и исламского экстремизма.
Ключевые слова: терроризм, контртеррористическая деятельность, террористическая идеология, Аксьён Директ (Action Directe), ОАС (OAS — Organisation l'Armee Secrete), исламские экстремисты.
Период формирования французской модели контртеррористической деятельности различными исследователями датируется не одинаково. Сами французские исследователи и ряд англо-американских относят период ее формирования к 1979—87 гг., то есть к периоду наиболее активных действий террористической группы Аксьён Директ (Action Directe) (См.: [3; 8]).
Исследователи Джангир Арас и Игорь Яковенко связывают формирование французской контртеррористической модели с 60-ми — 80-ми гг. ХХ в. [1. С. 44— 45; 9]. Инициацией этого процесса они называют борьбу французских специальных служб против ОАС (OAS — Organisation l'Armee Secrete — Секретная вооруженная организация), активно действовавшей с февраля 1961 г. по осень 1963 г.
Отечественный специалист в области подготовки сил спецназа, охранных и контртеррористических вопросов И.В. Зайчиков в своей работе «Система подготовки ГРУ-Смерш» связывает начало разработки французской модели контртеррористической деятельности с периодом колониальной войны в Индокитае (См.: [2]). По его мнению, отправным моментом наработки этого опыта явилось противодействие партизанско-террористическим методам войны, которые применял Вьет-минь. Наиболее активным периодом здесь явились 1948—50 гг., т.е. до периода перехода к позиционному ведению войны.
С точки зрения идейно-теоретического фундамента исследователи выделяют три типа террористической идеологии, каждый из которых обусловил самостоятельные и уникальные типы террористических группировок (См.: [6]).
Первым типом террористической идеологии, который выделяется исследователями, выступает леворадикальная философия, ставившая основной задачей совершение переворота в капиталистической системе, а целью — свержение «Американского империализма». Представителями данной идеологии являются группа Аксьён Директ и появившиеся позднее более мелкие группы идентичного толка (См.: [6]).
Вторым типом террористической идеологии, присущей соответствующим группам, явилась идеология регионального сепаратизма. Основной задачей дан-
ного направления выступала силовая поддержка движения за автономию специфических регионов Франции, таких как Бретань и в особенности Корсика. Стратегической же целью этих групп выступала полная независимость от Французской республики и построение собственного государства на принципе национальной идентичности (См.: [4]).
Наконец, третьим типом идеологии, которая обусловила возникновение и существование террористических групп, выступил, по мнению исследователей, исламский радикализм. Исламским террористическим группам во Франции свойственна общеисламская экстремистская идеология (См.: [6]).
Анализируя эволюцию государственной политики Франции в отношении борьбы с терроризмом, перечисленные выше исследователи применяют следующее структурирование. Первый период организационно-политического оформления контртеррористической деятельности Франции они связывают с особенностями оценки опасности террористических групп. По их мнению, она заключается в том, что французское правительство стремилось сохранять нейтралитет во взаимоотношениях с международными исламскими террористическими группировками так долго, как это было возможно. С другой стороны, против леворадикальных и сепаратистских группировок велись активные действия французскими спецслужбами. В отношении международных террористов действовал принцип, что им «...нечего бояться во Франции, пока они не осуществляют и не готовят террористических актов внутри страны или против французских интересов» (См.: [5]).
Изменение политики наступило в 1980 г., когда группа, входящая в «Организацию освобождения Палестины», совершила теракт на улице Коперник (ги Ко-регшк) в Париже (См.: [6]). Несколько позже, в 1982 г., Париж уже стал ареной противостояния Сирии и Ирака, когда сирийские боевики, используя палестинскую террористическую сеть во Франции, осуществили взрыв автомобиля перед редакцией проиракской газеты на улице Марбёф (ги МагЪе!"). С этого момента наступил второй период развития контртеррористической политики Франции, который Джереми Шапиро и Бенедикт Сузан назвали периодом «политики разведения» (См.: [6]).
В его сути, по словам французского специалиста Мишеля Вивьерка, были именно дипломатические усилия французского государства по налаживанию взаимоотношений с государствами, выходцы из которых совершали теракты во Франции.
Одним из таких дипломатических актов стал визит французских официальных лиц в Дамаск в сентябре 1986 г., где обсуждались вопросы взаимодействия между Сирией и Францией по вопросам освобождения заложников в Ливане, недопущения терактов на территории Франции взамен на военную и экономическую поддержку со стороны Франции (См.: [7]).
Однако 1986 г. показал, что особого успеха эта политика также не имела. Вновь в Ливане в ноябре 1986 г. были захвачены заложники, а в Париже был убит сотрудник Иранского посольства Вахид Гордии. Наконец, после нескольких лет спорадических атак, в 1987 г. Франция столкнулась с широкомасштабной террористической войной.
Следующий период, с 1987 по 1994 г., Шапиро и Сузан именуют периодом «политики подавления». Именно в это время наиболее широко развернулась работа собственно французской модели контртеррористической деятельности, сформированной в борьбе с ОАС, Аксьён Директ и сепаратистами.
В ходе нее были созданы новые специальные военно-политические институты, призванные реализовывать механизм тотального подавления терроризма. Это Группа координации антитеррористических операций (Unite de Coordination de la Lutte Anti-Terroriste — UCLAT) и Служба координации антитеррористических операций (Service pour Coordination de la Lutte Anti-Terroriste — SCLAT).
Именно эти организации вместе с Главным управлением внешней безопасности (Direction General de Securite Exterieure — DGSE), образованным в 1980 г., и Судом государственной безопасности (Le Cour de Surete de l'Etat), созданным еще в эпоху Алжирской войны за независимость, и составили государственный механизм подавления терроризма во Франции (См.: [6]). Также борьбой с терроризмом во Франции занимается дивизия по борьбе с терроризмом (Division Nationale Anti Terroriste D.N.A.T.), которая входит в национальную полицию. Задачи дивизии — выявление и подавление террористической активности.
Центральное управление общей разведки (DCRG) отвечает за общественную безопасность и безопасность политического режима. В задачи Центрального управления судебной полиции (DCPJ) входит борьба с преступностью, борьба с финансированием терроризма, а также жандармерия и управление по контролю за территорией.
Следующий этап в развитии французской антитеррористической политики Шапиро и Сузан именуют «политика предотвращения». Его начало они связывают с проведением двух операций против алжирского террористического подполья на территории Франции. Это «Операция „Хризантема"» 9 ноября 1993 г. и операция против «Сети „Чалаби"» — алжирских антиправительственных террористов 8 ноября 1994 г. В ходе каждой из операций были задержаны и направлены под арест десятки выходцев из Северной Африки, некоторые из которых были после разбирательства освобождены (См.: [6]).
При этом основной политической задачей здесь являлось не столько задержание и арест террористов-боевиков как таковых, сколько нанесение удара по сети материально-финансового обеспечения террористических групп.
Переходя к характеристике оперативно-тактических аспектов контртеррористической деятельности Франции, следует отметить, что в них можно выделить три основных момента.
1. Структура системы контртеррористических органов Французского государства является централизованной и включает в себя следующие компоненты:
— специальные судебные органы (Le Cour de Surete de l'Etat);
— органы контрразведки (Direction General de Securite Exterieure — DGSE);
— специальные антитеррористические органы (Unite de Coordination de la Lutte Anti-Terroriste — UCLAT и Service pour Coordination de la Lutte Anti-Terroriste — SCLAT).
2. Тактики контртеррористических операций французских спецслужб можно разделить на следующие группы:
— операции по непрерывному сбору информации и разведданных о террористических группах, движениях и их деятельности;
— операции по подавлению террористов и их непрерывному преследованию, осуществляемые силами спецназа, контрразведкой и криминальной полицией Франции;
— операции по разрушению сетей материально-финансового обеспечения террористических организаций и групп, которые предпринимаются в том числе и местными органами власти посредством полицейских органов.
3. Важным условием оперативно-тактической эффективности контртеррористической деятельности французские специалисты и политики видят интег-рированность специальных органов в единую глобальную систему антитеррористической деятельности, где французские подразделения действуют вместе и наравне с ФБР США и Британской контрразведкой М1 V.
Рассматривая формирование французской контртеррористической модели, нельзя не отметить важную роль законов, которые направлены на борьбу с терроризмом.
Можно выделить три этапа формирования нормативной антитеррористической базы. Первый этап начинается 9 сентября 1986 г. с принятия Закона № 86-1020 «О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность» (1). Следующий этап — принятие Закона № 87-542 от 16 июля 1987 г. «О ратификации Европейской конвенции о наказании терроризма». И последний этап связан с принятием нового Уголовного кодекса Франции в 1992 г.
Внимание заслуживают некоторые законы, которые также косвенно или непосредственно были направлены на повышение эффективности контртеррористической системы в стране: Закон № 86-1004 «О проверке личности» от 3 сентября 1986 г., декрет от 15 октября 1986 г. «О возмещении потерпевшим убытков, причиненных террористическими актами», Закон № 96-1235 «О предварительном заключении и ночном обыске помещений по террористическим делам» от 30 декабря 1996 г., Закон № 98-467 «О запрещении изготовления, складирования и использования химического оружия и об его уничтожении» от 17 июня 1998 г.
Таким образом, становится очевидным, что без широкой и хорошо разработанной законодательной базы борьба с терроризмом немыслима. По этой причине французские законодатели продолжают разрабатывать новые антитеррористические законы, корректирующие и дополняющие существующие. Об этом свидетельствует тот факт, что одобренные в последнее время законы совершенствуют процедуру выплаты материальной компенсации за причиненный терроризмом ущерб (Декрет № 89-800 от 27 октября 1989 г.); расширяется круг деяний, признаваемых законом террористическими (Закон № 96-1235 от 30 декабря 1996 г. и Закон № 98-467 от 17 июня 1998 г. и т.п.).
Кроме того, ежегодно пересматриваются размеры отчислений от договоров страхования в Гарантийный фонд по возмещению убытков потерпевшим от террористических преступлений (См.:[10]).
Следует отметить, что в качестве основных проблем, с которыми сталкиваются специалисты в практике работы можно выделить:
— отсутствие должной координации между отдельными компонентами государственного антитеррористического механизма;
— наличие излишней политизированности проблемы борьбы с терроризмом (См.: [6]).
Несмотря на некоторые недостатки в системе контртеррористической безопасности страны, Франция сегодня достаточно эффективно борется с угрозой терроризма. Еще в 1978 г. в стране был разработан план Вижипират (Vigipirat), который входит в 40 возможных антикризисных мер. «Вижипират — это система мер, состоящая из нескольких фаз, применение которых определяется степенью реальности террористической угрозы. Предусматривается мобилизация полиции и жандармерии, с которыми могут взаимодействовать ВВС, ВМС и пехота» (См.: [11]). Французское правительство очень щепетильно относиться к своей внутренней безопасности, поэтому после лондонских терактов в 2005 г. во Франции срочно был разработан «Антитеррористический пакет», который в частности предусматривал усиление контроля телефонных звонков и электронной почты (См.: [11]).
И хотя Франция действительно много сил тратит на подавление террористической деятельности, в стране продолжают фиксироваться случаи расовой дискриминации, что, в свою очередь, служит благодатной почвой для исламских экстремистов. Угрозы террористической активности от исламистов были в сентябре 2010 г., но благодаря слаженной и эффективной работе спецслужб и полиции все угрозы были сведены к нулю.
ПРИМЕЧАНИЕ
(1) Согласно положениям ч. 1 ст. 1 Закона «О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность», которая дополнила УПК рядом новых статей (ст. 706-17-706-22), прокурор и следственный судья, исправительный суд и суд присяжных Парижа занимаются расследованием исключительно террористических преступлений, перечень которых исчерпывающе приведен в ст. 1 этого же Закона, включен в ст. 706-16 УПК и воспроизведен впоследствии ст. 421-1 и 421-2 УК.
ЛИТЕРАТУРА
[1] АрасДж. Терроризм вчера, сегодня и навеки. — Баку: Sada, 2003.
[2] Зайчиков И.В. Система подготовки ГРУ-Смерш. — М.: Гранд-Фаир, 2002.
[3] Dartnell Michael Y. Action Directe: Ultra-Left Terrorism in France, 1979—1987. — L.: Frank Cass, 1995.
[4] Jongman A.J. Trends in international and domestic terrorism in Western Europe / Schmid C. (ed.), Western Responses to Terrorism. — L., UK: Frank Cass, 1993.
[5] Porch D. The French Secret Services: From the Dreyfus Affair to the Gulf War. — New York: Farrar Straus and Giroux, 1995.
[6] Shapiro J., Suzan B. The French Experience of Counter-terrorism // Survival. — N-Y: The International Institute for Strategic Studies. — Vol. 45. — № 1. — Spring 2003.
[7] Wieviorka M. France faced with Terrorism // Terrorism. — Vol. 14. — July-September 1991.
[8] Weivorka M. French Politics and Strategy on Terrorism // The Politics of Counterterrorism: The Ordeal of Democratic States. — Philadelphia: Foreign Policy Institute, 1990.
[9] Яковенко И. Терроризм // Нева. — 2005. — № 12. URL: http://magazines.russ.ru/neva/ 2005/12/ia11.html
[10] URL: http://www.ex-jure.ru/law/news.php?newsid=390
[11] URL: http://studies.agentura.ru/tr/reform/france
THE FRENCH MODEL OF COUNTERTERRORIST ACTIVITY
N.L. Yankovoy
The Department of Political Science Peoples' Friendship University of Russia
Mikluho-Maklaya str., 10а, Moscow, Russia, 117198
In this article the author investigates the problems of formation of counterterrorist activity of France on the basis of struggle against terrorist group Aksyon Direkt, OAS — Organisation l'Armee Secrete and Islamic extremism.
Key words: terrorism, counterterrorist activity, terrorist ideology, «Action Directe», «OAS — Organisation l'Armee Secrete», Islamic extremism.