УДК 343.326 Л. Ф. Шулепова
канд. юрид. наук, проф. каф. международного и конституционного права Института права, экономики и управления информацией МГЛУ, проф.; e-mail: shulepovа-l@mail.ru
АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЕ УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ФРАНЦИИ И ПРАКТИКА ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ
В статье рассмотрены международно-правовые основы криминализации терроризма в национальных законодательствах на примере Франции, проанализированы статьи УК Франции, касающиеся правовых оснований уголовной ответственности за терроризм.
Ключевые слова: терроризм; международный терроризм; уголовное право Франции.
Shulepova L. F.
Ph.D (Law), Professor, Department of International and Constitutional Law, Institute of Law, Economics and Information Management, MSLU; e-mail: shulepovа-l@mail.ru
ANTI-TERRORISM CRIMINAL LEGISLATION OF FRANCE AND THE PRACTICE OF ITS APPLICATION
The article deals with the international law fundamentals of terrorism criminalization in national legislations illustrated by the example of France, there have been analysed the articles of the French Penal Code concerning the legal bases of criminal liability for terrorism.
Key words: terrorism; international terrorism; the criminal law of France.
Проблема борьбы с терроризмом в современном мире актуальна как для отдельных государств, так и в глобальном масштабе. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 09 февраля 2012 г. №1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» отмечает: «Терроризм представляет угрозу международному миру и безопасности, развитию дружественных отношений между государствами, сохранению территориальной целостности государств, их политической, экономической и социальной стабильности, а также осуществлению основных прав и свобод человека и гражданина, включая право на жизнь» [3].
Осознавая высокую опасность преступлений террористической направленности, стремясь выработать эффективные меры по их предупреждению, международное сообщество приняло ряд документов, создающих фундамент для успешной криминализации актов терроризма в национальном законодательстве. К ним относятся декларации, конвенции и резолюции ООН, международно-правовые акты регионального характера, межгосударственные соглашения.
В рамках системы ООН разработаны многочисленные универсальные соглашения и протоколы, направленные против международного терроризма и касающиеся конкретных видов террористической деятельности. Основными из них являются: Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (1994), международная конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма (2005), с захватом заложников (1979), с бомбовым терроризмом (1997), финансированием терроризма (1999). Особое значение для законодателей различных стран имеет резолюция 60/288 Генеральной Ассамблеей ООН о глобальной контртеррористической стратегии ООН (2006). Стратегия знаменует собой первый случай достижения всеми государствами - членами Организации Объединенных Наций согласия относительно общих стратегических и оперативных рамок для борьбы с терроризмом. Стратегия составляет основу конкретного плана действий: ликвидация условий, способствующих распространению терроризма; предупреждение террористической деятельности и борьба с ней; принятие мер к созданию, в частности государственного потенциала для борьбы с терроризмом. Стратегия подтвердила потребность в более активном диалоге между должностными лицами государств-членов, занимающимися борьбой с терроризмом, в целях укрепления международного, регионального и субрегионального сотрудничества и расширения осведомленности о Стратегии для противодействия терроризму.
На региональном уровне выделяются Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (2005), Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001), Модельный закон стран СНГ «О борьбе с терроризмом» (2004).
Государства, устанавливая в национальном законодательстве уголовную ответственность за преступления террористической направленности, т. е. осуществляя криминализацию соответствующих деяний, безусловно, ориентируются на предписания перечисленных
документов. Однако, рассматривая уголовное право как элемент государственного суверенитета, основываясь на национальных традициях законодательной техники, парламенты различных стран по-разному формулируют уголовно-правовые нормы об ответственности за терроризм. Сравнительный анализ этих норм позволяет, с одной стороны, установить степень соответствия содержащихся в них предписаний международно-правовым актам, а, с другой стороны, выявить наиболее удачные либо, напротив, несовершенные законодательные конструкции и решения. В настоящей статье анализируется опыт криминализации терроризма во французском уголовном законодательстве, учитывая, что Франция является участницей ряда конвенций по борьбе с терроризмом, в том числе Европейской конвенции о пресечении терроризма (1977) и Конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма (2005).
Французская модель криминализации терроризма начала формироваться в 1980 годах, когда страну захлестнула волна террористических атак. Характерно, что французский законодатель не пошел по пути принятия чрезвычайного законодательства, а продемонстрировал готовность вести борьбу с терроризмом в рамках законности и демократии. В такой атмосфере и был принят первый антитеррористический закон от 9 сентября 1986 г. №86-1020 «О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность» [4], который сформулировал понятие терроризма, усилил наказание за это преступление, создал систему компенсаций жертвам террористических актов и т. д. Значительная часть закона была посвящена организационным и процедурным вопросам борьбы с терроризмом [2].
До принятия указанного закона противодействие терроризму во Франции осуществлялось на основе законов, применявшихся за совершение иных уголовно наказуемых деяний (против жизни, здоровья, имущества и т. д.) с назначением террористам максимального наказания, предусмотренного за эти деяния, но без правовой оценки их террористической природы. Новый же закон определил терроризм как индивидуальное или коллективное действие, направленное на грубое нарушение общественного порядка путем устрашения или террора, и перечислил виды конкретных преступлений, которые при наличии указанных в законе условий признавались террористическими.
Закон №86-1020 неоднозначно был воспринят в обществе и среди юристов. Несмотря на общее одобрение закона, правозащитники высказали критические замечания в отношении специальных процедур расследования террористических преступлений и создания для этих целей особых органов [1]. Уголовно-правовая норма, касающаяся понятия терроризма, была оспорена в Конституционном совете. Совет постановил, что определение терроризма, данное в законе №86-1020, отвечает требованиям ясности и точности, требуемой для уголовного закона [5].
В дальнейшем идеи Закона №86-1020 были реализованы в новом Уголовном кодексе Франции 1992 г. (далее - УК), а если точнее - в книге IV УК «Преступления против нации, государства и общественного спокойствия», где раздел II «Терроризм» содержит две главы, именуемые «Акты терроризма» и «Специальные положения».
Понятие акта терроризма раскрывается в ст. 421-1 УК в редакции закона №2012-304 от 06 марта 2012 г. [8]. В соответствии с названной нормой к актам терроризма относятся совершенные индивидуально или коллективно умышленные деяния, направленные на серьезное нарушение общественного порядка путем запугивания или нагнетания страха.
Особенность законодательной конструкции ст. 421-1 УК состоит в том, что в ней отсутствуют объективные признаки террористического акта, а лишь перечисляются деяния, за которые уже установлена ответственность в других книгах, разделах и отдельных статьях УК или в других законах. Самостоятельных составов террористических преступлений ст. 421-1 УК не содержит. К ним относятся общеуголовные преступления, направленные на достижение особой цели и совершаемые иными методами. Террористическими они становятся исключительно в силу субъективной стороны - направленности на серьезное нарушение общественного порядка посредством запугивания населения или нагнетания страха. Перечень таких уголовно наказуемых деяний постоянно меняется в сторону его расширения.
В настоящее время к таким деяниям относятся:
1) преднамеренные посягательства на жизнь и неприкосновенность человека, похищения людей, угон самолета, корабля или иного транспортного средства, ответственность за которые предусмотрена в книге II УК;
2) кражи, вымогательство, уничтожение или повреждение имущества, компьютерные преступления, предусмотренные в книге III УК;
3) преступления боевых групп и расформированных движений (от ст. 431-13 до ст. 431-17 УК), а также пособничество в совершении теракта, подделка или получение путем обмана документов, выдаваемых правительством (ст. ст. 334-6, 441-2, 441-5 УК);
4) преступления, связанные с оружием, взрывчатыми веществами или ядерными материалами, предусмотренные рядом статей кодекса «Об обороне» и кодекса «О национальной безопасности»;
5) сокрытие доходов от преступлений, указанных в п. 1-4;
6) отмывание денежных средств, криминализованное в главе IV раздела II книги III УК;
7) инсайдерская торговля, предусмотренная в ст. L. 465-1 Денежно-финансового кодекса Франции.
Определение терроризма в ст. 421-1 УК позволяет усилить наказание за перечисленные в данной статье уголовно наказуемые деяния, если они совершены с целью запугивания населения или нагнетания страха. К примеру, если деяние идентифицируется как акт терроризма, то максимальное наказание увеличивается в следующей пропорции: 30 лет лишения свободы - до пожизненного заключения, 20 лет - до 30 лет, 15 лет - до 20 лет, 10 лет - до 15 лет, 7 лет - до 10 лет, 5 лет -до 7 лет, 3 года - до 6 лет (ст. 421-3 УК ). Аналогично наказывается соучастие в террористическом акте (ст. 421-2-1 УК ).
Законом №2004-204 от 09 марта 2004 г. УК дополнен ст. 421-2, устанавливающей ответственность за самостоятельное преступное деяние - экологический терроризм [7], представляющий собой распространение с террористической целью в атмосфере, земле, в пищевых продуктах или водах, включая территориальное море, веществ, которые могут угрожать здоровью людей или животных или окружающей природной среде. За данное преступление установлено наказание в виде 20 лет лишения свободы и штрафа в размере 350 тыс. евро. Если деяние повлекло за собой смерть хотя бы одного человека, оно наказывается пожизненным лишением свободы и штрафом в размере 750 тыс. евро.
Французский законодатель криминализовал также соучастие в террористическом акте (ст. 421-2-1 УК), а законом №2001-1062 от 15 ноября 2001 г. [6] - финансирование терроризма (ст. 421-2-2 УК). За эти правонарушения установлено наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет и штраф в размере 225 тыс. евро, а для организатора преступления - 20 лет лишения свободы и штраф в размере 500 тыс. евро (ст. 421-5 УК). Законом №2012-1432 от 21 декабря 2012 г. [9] УК дополнен таким составом преступления, как подстрекательство к участию в теракте, наказуемое лишением свободы сроком на 10 лет и штрафом в размере 150 тыс. евро (ст. 421-2-4).
За совершение террористических преступлений УК установил уголовную ответственность и для юридических лиц (ст. 422-5 УК). Созданное под видом коммерческого общества, ассоциации, политического объединения, юридическое лицо может иметь своей целью совершение террористических актов, внешне занимаясь какой-либо коммерческой деятельностью. Уголовная ответственность юридического лица возникает и тогда, когда террористы используют в террористических целях помощь юридического лица - предоставление своего названия, репутации, помещения, товаров, материалов, документов, денег и т. д. Для привлечения юридического лица к уголовной ответственности достаточно, чтобы преступление было совершено его органами или представителями. К виновному в террористическом преступлении юридическому лицу применяются такие же наказания, как и за другие преступления (штраф, прекращение деятельности юридического лица, запрет на осуществление профессиональных функций, запрет на привлечение сбережений населения и др.).
Французский УК содержит также ряд статей, предусматривающих освобождение от уголовной ответственности или сокращение наказаний за террористическую деятельность лицам, которые помогают правоохранительным органам в предупреждении или в раскрытии преступлений. В соответствии со ст. 422-1 УК, лицо, которое пыталось участвовать в совершении акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если, сообщив об этом судебному или административному органа, предотвратило завершение преступления и способствовало установлению других виновных.
Наказание исполнителю или соучастнику террористического акта сокращается наполовину, если он предупредил о нем административные или судебные власти, что позволило пресечь преступные действия
или избежать тяжких последствий - смерти хотя бы одного человека или причинения ему увечий (ст. 422-2 УК).
Виновные в совершении преступления террористической направленности могут быть подвергнуты дополнительным наказаниям: лишению гражданских прав, запрету занимать государственные должности или осуществлять профессиональную деятельность и т. д. (ст. 422-3 УК).
Физические и юридические лица, виновные в совершении акта терроризма, могут также подвергаться согласно ст. 422-6 УК дополнительному наказанию в виде конфискации всего или части принадлежащего им на праве собственности имущества. Причем, конфискации подлежит как движимое, так и недвижимое имущество, находящееся в индивидуальной или в совместной собственности. Средства, полученные в результате реализации имущественных или финансовых санкций, направляются в фонд помощи лицам, потерпевшим от террористического акта (ст. 422-7 УК).
Практика применения анализируемых норм уголовного законодательства Франции противоречива. В период с 2000 г. по 2012 г. количество нарушений, связанных с вынесением судебных решений по делам о терроризме, варьируется от 231 до 259. Всплеск преступлений этой категории, рассмотренных судами, произошел в 2006-2009 гг., с пиком в 2008 г. (343 преступления). Тем не менее обвинительные приговоры по этим делам судами выносились редко. В 2010 г. рассмотрение только 24 % дел о терроризме, а это наивысший показатель, завершилось вынесением обвинительных приговоров.
Среди террористических преступлений в 2003-2012 гг. наибольшее распространение получило участие в преступном заговоре (в среднем 75 дел в год), а также уничтожение и повреждение имущества в террористических целях (в среднем 20 дел в год за десятилетие). За подготовительные действия к террористическому акту было осуждено в общей сложности 93 человека. За подстрекательство к терроризму был осужден один человек в 2012 г. [10]
Таким образом, антитеррористическое уголовное законодательство Франции, не обособляясь в самостоятельную отрасль, прошло значительный путь своего развития, интегрируясь с другими институтами и нормами уголовного права на основе единых процессуальных гарантий законности. Французская модель криминализации терроризма, как и любая другая, имеет достоинства и изъяны. К достоинствам
необходимо отнести строго очерченный круг уголовно наказуемых деяний, которые при соответствующих условиях могут квалифицироваться как террористический акт. Однако, конкурируя с общеуголовными преступлениями и нарушениями, перечисленными в ст. 421-1 УК, террористические акты имеют трудно улавливаемую на практике, не всегда поддающуюся объективной оценке границу с ними - направленность умысла. Не случайно большинство обвинений в терроризме в судах не подтверждается. В то же время определение терроризма в УК Франции может привести к ошибочному, а порой и к осознанному усилению наказания за совершение деяния, которое, по сути, терактом не является.
В настоящее время в Национальном собрании Франции на рассмотрении находится проект закона, касающийся вопросов усиления борьбы с терроризмом, который был принят в первом чтении 18 сентября 2014 г., и обоснование к нему [10]. В законопроекте, например, предусматривается создание системы запретов выезда из страны французским гражданам, если есть веские основания полагать, что они планируют выехать за границу чтобы принять участие в террористической деятельности. За нарушение этого запрета предполагается ввести наказание в виде трех лет лишения свободы и штрафа в размере 45 тыс. евро.
Кроме того, в проекте предлагается дополнить уголовное законодательство таким составом преступления, как создание террористической организации для совершения одного преступления, направленного на серьёзное нарушение общественного порядка путем запугивания или террора, с наказанием в виде десяти лет лишения свободы и 150 тыс. евро штрафа. Расширяется перечень террористических преступлений за счет криминализации распространения средств для изготовления разрушительных устройств, а также владения зажигательными или взрывоопасными материалами, используемыми при изготовлении взрывных устройств. Законопроект усиливает репрессии за пропаганду терроризма и за подстрекательство к совершению акта терроризма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Меньших А. А. Законодательство о борьбе с терроризмом во Франции -гарантия государственной защиты прав личности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2000. - 17 с.
2. Смирнова О. А., Помазан А. С. Французский опыт противодействия терроризму // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2010. - № 1. - С. 270-273.
3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09 февраля 2012 г. № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» // Российская газета. - 17.02.2012. - № 5708.
4. Loi n° 86-1020 du 9 septembre 1986 relative à la lutte contre le terrorisme et aux atteintes à la sûreté de l'Etat // JORF n°0210 du 10 septembre 1986 page 10956.
5. Décision n° 86-213 DC du 03 septembre 1986 «Loi relative à la lutte contre le terrorisme et aux atteintes à la sûreté de l'Etat» // Journal officiel du 5 septembre 1986, p. 10786. Recueil, p. 122.
6. Loi n° 2001-1062 du 15 novembre 2001 relative à la sécurité quotidienne // JORF n°266 du 16 novembre 2001 page 18215.
7. Loi n° 2004-204 du 9 mars 2004 portant adaptation de la justice aux évolutions de la criminalit // JORF n°59 du 10 mars 2004 page 4567.
8. Loi n° 2012-304 du 6 mars 2012 relative à l'établissement d'un contrôle des armes moderne, simplifié et préventif // JORF n°0057 du 7 mars 2012 page 4200.
9. Loi n° 2012-1432 du 21 décembre 2012 relative à la sécurité et à la lutte contre le terrorisme // JORF n°0298 du 22 décembre 2012 page 20281.
10. Projet de loi renforçant les dispositions relatives à la lutte contre le terrorisme, n° 2110, déposé le 9 juillet 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.assemblee-nationale.fr.