Научная статья на тему 'Франчайзинг как механизм интеграции пропульсивного кластера в экономику региона'

Франчайзинг как механизм интеграции пропульсивного кластера в экономику региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ФРАНЧАЙЗИНГ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щедрин Андрей Викторович

В статье предложен механизм тиражирования кластерных инициатив на основе франчайзинга и эффекты его использования в интересах стимулирования социальноэкономического развития российских регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Franchising as the Mechanism of Integration of a PropulsiveCluster in Regional Economy

In the article the mechanism of replication of cluster initiatives on the basis of franchising and effects of its use in interests of stimulation of social and economic development of the Russian regions is offered.

Текст научной работы на тему «Франчайзинг как механизм интеграции пропульсивного кластера в экономику региона»

А. В. щедрин A. V. Schedrin

франчайзинг как механизм интеграции пропульсивного кластера в экономику региона

Franchising as the Mechanism of Integration of a Propulsive Cluster in Regional Economy

щедрин Андрей Викторович Schedrin Andrey Viktorovich

Юго-Западный государственный университет South-West State University (Kursk)

(г. Курск) Graduate student of Chair of Regional Economy and

Аспирант кафедры региональной экономики и Management

менеджмента [email protected]

[email protected]

ключевые слова

кластер, франчайзинг, региональное развитие, региональная экономика, управление развитием

KEY woRDs

cluster, franchising, regional development, regional economy, management of development реферат

В статье предложен механизм тиражирования кластерных инициатив на основе франчайзинга и эффекты его использования в интересах стимулирования социально-экономического развития российских регионов.

abstract

In the article the mechanism of replication of cluster initiatives on the basis of franchising and effects of its use in interests of stimulation of social and economic development of the Russian regions is offered.

Современное развитие бизнеса в регионах России требует решения целого ряда проблем, существенно снижающих экономическую эффективность предпринимательства. К наиболее сложным из этих проблем можно отнести необходимость увеличения объемов реализуемой фирмой на региональном рынке продукции; трудности во взаимодействии малых и крупных предприятий; уменьшение эффективности работы и сокращение срока существования малых предприятий; потребность привлечения специалистов в дилерскую сеть крупного бизнеса [9].

Для решения этих проблем нужны новые экономические механизмы. Одним из таких механизмов, причем довольно действенных, по мнению автора, являет-

ся франчайзинг [12]. Франчайзинговые методы позволяют увеличить эффективность взаимодействия бизнес-структур региона, наладить экономические отношения между малым и крупным бизнесом, решить множество других актуальных проблем социально-экономического развития.

Франчайзинг представляет собой особый вид экономических отношений между субъектами рынка, при котором одна сторона, называемая «франчайзер», передает другой стороне — «франчайзи» — право на осуществление деятельности под товарным знаком франчайзера, используя его репутацию, имидж, фирменный стиль на возмездной основе. Отметим, что в российской экономической

литературе «франчайзинг» также называют коммерческой концессией.

При франчайзинговой схеме построения экономических отношений существует ряд преимуществ как для фран-чайзи,так и для франчайзера.Франчай-зи получает такие преимущества, как:

• отсутствие основных и специализированных знаний преодолевается благодаря программе обучения, проводимой франчайзером;

• франчайзи одновременно имеет возможность пользоваться услугами и получать постоянную поддержку головной организации и являться при этом владельцем предприятия;

• использование бренда, имиджа и репутации компании, уже получившей признание;

• на создание предприятия в системе франчайзинга потребуется меньше средств по сравнению с открытием аналогичного самостоятельного бизнеса, так как франчайзер, используя накопленный опыт, устраняет ненужные затраты. Кроме того, франчайзер может оказать содействие в доступе к кредитным ресурсам;

• доступ к возможностям франчайзера и всей его сети в области закупок, снабжения, ведения переговоров и др.;

• возможность пользоваться результатами научных разработок и маркетинговых исследований франчайзера, его программами развития, направленными на совершенствование и повышение конкурентоспособности бизнеса. Франчайзер, в свою очередь, кроме

получения дополнительной прибыли в виде франчайзинговых платежей получает при создании системы франчайзинга целый ряд дополнительных выгод:

• быстрое расширение рынков сбыта;

• невысокие затраты на собственный персонал;

• низкий уровень собственных капиталовложений;

• возможность разработки систем производства и продвижения товаров и услуг регионального масштаба ускоренными темпами;

• расширение узнаваемости торговой марки фирмы и признания со стороны клиентуры, рост доверия к качеству и единому ассортименту продукции данной фирмы. Следовательно, франчайзинг представляет собой взаимовыгодную форму кооперации предприятий. Родоначальником современной системы франчайзинга является И. Зингер, основатель компании «Singer Sewingmachine company» [10]. Уже в 1851 г. он заключал письменные договоры на передачу права на продажу и ремонт швейных машинок на определенной территории Соединенных Штатов, т. е. в современной трактовке — на передачу франшизы.

Считается, что первая франшиза в Россию была продана компанией «Баскин Роббинс». Под этим брендом и сегодня динамично развивается сеть кафе по всей территории нашей страны. На данный момент в стране насчитывается более 500 франчайзеров и около 20 000 франчайзи. В сравнении с франшизными рынками Европы и США, где преобладают франшизы в сфере услуг и общественного питания, в России, наоборот, данные сферы развиты на сегодняшний день достаточно слабо, здесь преимущество отдается сферам торговли, особенно непродовольственному ритейлу.

Однако, на наш взгляд, франчайзинг, как экономический механизм, можно использовать не только для развития конкретного бизнеса, в региональном контексте, но и в более широких масштабах, например, для построения пропульсив-ного регионального кластера [1; 4; 6; 7 и др.].

Кластеры представляют собой группу географически локализованных и взаимосвязанных предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом [11]. Взаимодействие предприятий, входящих в кластер, — это симбиоз кооперации и конкуренции [8].

В отличие от обычных форм кооперационно-хозяйственных взаимодействий малого, среднего и крупного бизнеса кластерные системы характеризуются следующими особенностями:

• наличие крупного предприятия — лидера, определяющего долговременную хозяйственную, инновационную и иную стратегию всей системы;

• территориальная локализация основной массы хозяйствующих субъектов — участников кластерной системы;

• устойчивость хозяйственных связей хозяйствующих субъектов — участников кластерной системы, доминирующим значением этих связей для большинства ее участников;

• долговременная координация взаимодействия участников системы в рамках ее производственных программ, инновационных процессов; основных систем управления, контроля качества и пр.

В целом различаются три вида кластеров, каждый из которых подчеркивает тот или иной приоритет его функционирования:

• региональные (территориальные) группы внутри одного или родственных секторов промышленности, часто привязанные к тем или иным научным школам (научно-исследовательским институтам, университетам и т. д.);

• вертикальные производственные цепочки; довольно узко определенные секторы, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера (например, цепочка «поставщик — сборщик — сбытовик — клиент»). В эту же категорию попадают сети, формирующиеся вокруг головных фирм;

• промышленные объединения большого масштаба, определенные относительно какой-либо (основной) отрасли (например, химический кластер, агропромышленный кластер). Наибольший интерес для нас представляют концептуальные основы понятия «региональный кластер». Необходимо отметить, что данный термин в

современной экономической литературе, как правило, относится к совокупности территориально ограниченного большего числа взаимосвязанных предприятий, производящих продукцию, оказывающих услуги и выполняющих работы в определенной отрасли. В состав кластера входят фирмы, работающие в одних и тех же отраслях, использующие схожую инфраструктуру и имеющие общих контрагентов.

Применение кластерного подхода является закономерным этапом в развитии экономики, а его повсеместное распространение можно рассматривать в качестве главной черты всех высокоразвитых экономик. Спецификой кластера является получение организациями, входящими в него, синергетического эффекта, выражающегося в повышении конкурентоспособности всей системы по сравнению с отдельными хозяйствующими субъектами [3].

На наш взгляд, примером пропульсив-ного регионального кластера может являться строительный кластер Белгородской области. В состав кластера входят предприятия стройиндустрии, использующие высокоэффективные инновационные технологии, научные, образовательные, проектно-изыскательские организации, подрядные организации, а также организации, оказывающие государственную поддержку жилищного строительства. К динамично развивающимся предприятиям, внесшим значительный вклад в развитие кластера, относятся: ОАО «Домостроительная компания», ООО «Рудстрой», ООО «Белдорстрой», ОАО «Белгород-асбестоцемент», ОАО «Белгородстройде-таль», ОАО «Стройматериалы», ЗАО «Аэ-робел», ЗАО «Белшпала», ОАО «Старо-оскольский завод электромонтажных изделий», ООО «Объединение строительных материалов и бытовой техники».

Наличие на территории региона минерально-сырьевых ресурсов обуславливает высокую концентрацию предприятий по производству строительных материалов. В области производятся строительные материалы широкой номенклатуры. Продукция местных предприятий являет-

ся конкурентоспособной, в том числе и за пределами региона, преимущественно за счет простоты и дешевизны доступа к сырьевым ресурсам, снижающего ее себестоимость. Вместе с тем высокая энергоемкость производств и, как следствие, ограничения по обеспечению топливно-энергетическими ресурсами, усиление конкуренции со стороны стран-импортеров создают риски для развития рассматриваемого кластера.

За последние пять лет на предприятиях стройиндустрии области создано более 30 новых производственных мощностей, в том числе три завода по производству керамического кирпича, два завода по производству товарного бетона, а также налажено производство новых для области видов продукции таких, как: столярные изделия из клееного бруса полной заводской готовности с остеклением стеклопакетами, сухие строительные смеси, детали деревянных щитовых домов, изготавливаемых по канадской технологии, стеновые блоки системы «Теплостен», теплоизоляционные материалы на основе базальтового волокна, экструдированный пенополистирол, сте-кломагнезиальные плиты и др.

В области динамично растут объемы жилищного строительства. По объему введенного жилья в расчете на 1000 человек населения Белгородская область на протяжении ряда лет входит в лидирующую десятку регионов Российской Федерации, среди областей Центрального федерального округа занимает второе место после Московской области с ежегодным объемом ввода жилья за счет всех источников финансирования более 1 млн м2.

Основной стратегической задачей дальнейшего развития Белгородского строительного кластера является создание наиболее благоприятных условий для улучшения качества жизни населения области как с точки зрения строительства и развития производственно-экономической базы, так и обеспечения жителей области благоустроенным жильем, социальной инфраструктурой. Решение поставленной задачи осущест-

вляется посредством создания на инновационной основе предприятий, производящих современные строительные материалы с использованием имеющихся в регионе запасов полезных ископаемых, энергосберегающих и экологичных технологий.

Учитывая территориальную близость, схожие геологические и природно-климатические условия, характерные для Курской и Белгородской областей, а также наличие в Курской области достаточно развитой строительной отрасли, по мнению автора, механизм создания и функционирования строительного кластера Белгородской области может быть передан Курской областью на основе франчайзинга.

Для этого имеются необходимые предпосылки. Так, в Курской области имеется ряд успешно работающих предприятий строительной отрасли, такие как завод крупнопанельного домостроения, два кирпичных завода, три завода железобетонных изделий, комбинат строительных материалов и широкая сеть малых фирм стройиндустрии. При поддержке региональной администрации планируется строительство двух цементных заводов в Солнцевском и Щигровском районах области. В 2012 г. в Курской области было введено 422 000 м2 жилья, что на 57,3% больше, чем в 2011 г. В 2013 г. область планирует построить на 4,3% жилья больше и довести объемы его годового ввода до 440 000 м2.

Таким образом, в экономике Курской области имеются все предпосылки для образования, развития и успешного функционирования строительного кластера, который, в свою очередь, будет способствовать формированию благоприятных условий для развития специализированных производств и услуг, росту конкурентоспособности региональной экономики как в традиционных, так и новых наукоемких (инновационных) секторах.

Создание кластеров на территории региона является залогом появления точек роста внутреннего рынка и базы для международной экспансии. Вслед за первым в экономике часто образуются новые кла-

стеры, и международная конкурентоспособность страны увеличивается, что, в конечном итоге, способствует эффективному развитию национальных территорий и благоприятствует кардинальному изменению сырьевой модели экономического развития России на модель современной инновационной экономики [2; 5]. Поэтому предложенная нами идея «тиражирования» кластерных инициатив на основе франчайзинга, рассмотренная в данной статье, может быть весьма по-

лезна для ускорения социально-экономического развития российских регионов.

Конечно, автор понимает, что высказанные им идеи дискуссионны и требуют дальнейшей углубленной научной проработки. Но эта проработка, на наш взгляд, касается в большей степени не вопроса осуществимости самой идеи, а обоснования механизмов тиражирования и масштабирования кластерных инициатив, их адаптации к конкретным условиям территорий.

Литература

1. Бабкин А. в., Мошков А. А., Новиков А. о. Анализ методов и моделей оценки инновационного потенциала промышленного кластера // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия: Экономические науки. 2012. № 4 (151). С. 84-90.

2. Бабкин а. в., Цыванюк П. в. Особенности конкурсного размещения заказов на создание научно-технической продукции промышленного кластера // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия: Экономические науки. 2012. № 3 (149). С. 53-60.

3. вертакова ю. в. Стратегическое планирование устойчивого развития региона // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2005. № 1. С. 48-53.

4. вертакова ю. в., Плотников в. А. Теоретические аспекты учета динамических характеристик социально-экономических систем в управлении региональным развитием // Известия Русского географического общества. 2011. Т. 143, № 6. С. 42-50.

5. вертакова ю. в., Плотников в. А. Управление воспроизводственным процессом региона на основе гармонической пропорции // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2010. № 5. С. 89-93.

6. воробьев в. П., липатников в. с. Формирование инновационно-отраслевых кластеров в инновационной системе региона // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2012. № 6. С. 36-44.

7. Голубецкая Н. П. Методические подходы к определению приоритетов инновационной политики региона // Экономика и управление. 2011. № 12. С. 45-79.

8. Иванков А. А. Количественная оценка вероятностной меры межрыночных связей // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2012. № 6 (161). С. 212-218.

9. Колпакиди Д. в. Формирование системы инвестиционно-финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне (по материалам г. Иркутска) // Экономика и управление. 2011. № 12. С. 41-45.

10. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб.: Питер, 2004. 575 с.

11. Милославский И. с. Применение кластерного подхода как перспективное направление развития туризма в России // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2012. № 1. С. 122-124.

12. Плотников в. А., Щедрин А. в. Проблемы и перспективы развития франчайзинга в России // Теория и практика функционирования финансовой и денежно-кредитной системы России: Сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (седьмое заседание) (15-16 декабря 2011 г.). Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2011. С. 426-429.

Referens

1. Babkin A. V., Moshkov A. A., Novikov A. o. Analysis of methods and models of an assessment of innovative potential of an industrial cluster // Scientific and technical vedomosti of sheets SPbSTU. Series: Economic sciences. 2012. N 4 (151). P. 84-90.

2. Babkin A. V., Tsyvanyuk P. V. Features of competitive placement of orders for creation of scientific and technical products of an industrial cluster // Scientific and technical sheets SPBSTU. Series: Economic sciences. 2012. N 3 (149). P. 53-60.

< 3. Vertakova Yu. V. Strategic planning of a sustainable development of the region // Messenger z of the Voronezh State University. Series: Economy and management. 2005. N 1. P. 48-53.

-J 4. Vertakova Yu. V., Plotnikov V. A. Theoretical aspects of the accounting of dynamic characteristics of social and economic systems in management of regional development // News of the Russian geographical society. 2011. Vol. 143, N 6. P. 42-50.

5. Vertakova Yu. V., Plotnikov V. A. Management of reproduction process of the region on the basis of a harmonious proportion // News of Irkutsk State Economic Academy. 2010. N 5. P. 89-93.

6. Vorobyev V. P., Lipatnikov V. s. Formation of innovative and branch clusters in innovative system of the region // News of St. Petersburg University of Economics and Finance. 2012. N 6. P. 36-44.

7. Golubetskaya N. P. Methodical approaches to definition of priorities of innovative policy of the region // Economy and management. 2011. N 12. P. 45-79.

8. Ivankov A. A. Quantitative assessment of a probability measure of intermarket communications // Scientific and technical vedomosti of SPbSTU. Economic sciences. 2012. N 6 (161). P. 212-218.

9. Kolpakidi D. V. Formation of system of investment and financial support of subjects of small and average business at municipal level (on materials of Irkutsk) // Economy and management. 2011. N 12. P. 41-45.

10. Kotler F. Marketing management. SPb.: Piter, 2004. 575 p.

11. Miloslavsky I. s. Using of cluster approach as the perspective direction of development of tourism in Russia // News of St. Petersburg University of Economics and Finance. 2012. N 1. P. 122-124.

12. Plotnikov V. A., schedrin A. V. Problems and prospects of development of franchising in Russia // Theory and practice of functioning financial and monetary and credit system of Russia: Collection of articles of the international scientific and practical conference (the seventh meeting) (on December 15-16, 2011). Voronezh: IPC «Scientific Book», 2011. P. 426-429.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.