Научная статья на тему 'Кластерные и репродуктивные форматы бизнеса: миссия предпринимательства и экономическое развитие'

Кластерные и репродуктивные форматы бизнеса: миссия предпринимательства и экономическое развитие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
284
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическое развитие (Й.Шумпетер) / предпринимательская миссия / кластерные инициативы / франчайзинг

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Р К. Казиева

Доказано, что развитие кластерных инициатив и бизнес-структур в форматах франчайзинга являются важными направлениями экономической политики, макроэкономической стабилизации, реализации преимуществ открытой экономики, уменьшения затрат, связанных с развитием бизнеса. Ист. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

It is proved, that cluster initiatives and business structures development within franchising formats are most important directions of economic policy, macroeconomic stabilization, open economics merits realization, reducing costs connected with the business development.

Текст научной работы на тему «Кластерные и репродуктивные форматы бизнеса: миссия предпринимательства и экономическое развитие»

Посилання на статтю__________________________________________________________

Казиева Р.К. Кластерные и репродуктивные форматы бизнеса: миссия

предпринимательства и экономическое развитие / Р.К. Казиева / / Управління проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ ім. В.Даля, 2009. - № 2 (30). - С. 29-37.________________________________________________

УДК 005.412:005.72

Р.К. Казиева

КЛАСТЕРНЫЕ И РЕПРОДУКТИВНЫЕ ФОРМАТЫ БИЗНЕСА: МИССИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Доказано, что развитие кластерных инициатив и бизнес-структур в форматах франчайзинга являются важными направлениями экономической политики, макроэкономической стабилизации, реализации преимуществ открытой экономики, уменьшения затрат, связанных с развитием бизнеса. Ист. 11.

Ключевые слова: экономическое развитие (Й.Шумпетер),

предпринимательская миссия, кластерные инициативы, франчайзинг.

Р-K. Казієва

КЛАСТЕРНІ І РЕПРОДУКТИВНІ ФОРМАТИ БІЗНЕСУ: МІСІЯ ПІДПРИЄМНИЦТВА ТА ЕКОНОМІЧНИЙ РОЗВИТОК

Доведено, що розвиток кластерних ініціатив та бізнес-структур в форматах франчайзингу є важливими напрямами економічної політики, макроекономічної стабілізації, реалізації переваг відкритої економіки, зменшення витрат, пов'язаних з розвитком бізнесу. Дж. 11.

R.K. Kazieva

CLUSTER AND REPRODUCTIVE BUSINESS FORMATS: UNDERTAKING MISSION AND ECONOMIC DEVELOPMENT

It is proved, that cluster initiatives and business structures development within franchising formats are most important directions of economic policy, macroeconomic stabilization, open economics merits realization, reducing costs connected with the business development.

Постановка проблемы и анализ публикаций. Тотальная коммерциализация сиюминутных целей как будто не оставляет сегодня места для формирования культуры предпринимательства, однако ее носители тем не менее продолжают существовать. Они всегда вызывали и вызывают восхищение здравомыслящих и неприятие духовно обездоленных.

Культура предпринимательства есть часть общей культуры, носителями которой являются люди. Не массы, а отдельные личности.

Честность и доверие, как политэкономические категории и базовые социальные ценности - составляющие предпринимательской культуры. Экономист Янжул И.И. в книге "Забытый фактор производства" среди факторов -труд, земля и капитал - в качестве «забытого» назвал «честность» (Об этом напомнил в одном из интервью Л.И.Абалкин) [1].

Смещение состояние равновесия (Й.Шумпетер «Теория экономического развития»), выход из кризиса и последующей депрессии - исключительная «инноваторская» миссия предпринимателя. Внедрение технологических, научно-производственных инноваций всегда связано с высокими предпринимательскими рисками (и особенно в период спадов и кризисов), но это принципиально важное решение.

К. Допфер (Университет Санкт-Галлен, Швейцария), рассматривая фундаментальные основы мезоэкономики с позиции шумпетерианского наследия, обращает внимание, что в центре системы лежит мезоуровень, на котором множество имитаторов подхватывают и тиражируют созданные нововведения, обеспечивая их распространение при помощи рынков [2].

Г.Б.Клейнер отмечает, что в данных условиях самое существенное значение ...имеет правильная трактовка понятий «экзо» и «эндо. И если задаться вопросом, где находится источник инноваций, осуществляемых предпринимателем-новатором, являются ли они экзогенными или эндогенными по отношению к его предприятию, то ответ чаще всего дается в экзогенном ключе: источники инноваций находятся в лабораториях и кабинетах

исследователей, а задача предприятий - стать «открытыми» для инновационной среды. Но внедрение того или иного новшества на предприятии невозможно, пока изнутри не сформируется и не будет осознана потребность в нем. Механизмы осознания или имплантации такой потребности и составляют предмет эволюционной экономики [там же, 2].

Экономическое развитие в условиях глобальной экономической рецессии накладывает особую ответственность на экономическую науку, предполагая активизацию поиска энергетической составляющей предпринимательских

инноваций и разработок в направлении алгоритмизации их воплощения.

Целью настоящей статьи является рассмотрение предпринимательских моделей развития, таких как кластерные и репродуктивные форматы бизнеса (франчайзинг), где проявляется высокая синергия сотрудничества. Развитие кластерных инициатив и бизнес-структур в форматах франчайзинга в данном

контексте являются важными направлениями экономической политики,

макроэкономической стабилизации, реализации преимуществ открытой

экономики, уменьшения затрат, связанных с развитием бизнеса.

Основная часть. Одной из предпринимательских моделей развития, где проявляется высокая синергия сотрудничества [3] является «кластеризация» социально-экономических систем

Кластер в экономике - это своеобразная открытая модель сообщества географически близко расположенных самостоятельных структур, ядром которого служит группа компаний (как правило, представители малого и среднего бизнеса) функционирующих в одной сфере (отрасли, подотрасли) и, соответственно, являющихся в классической рыночной модели прямыми конкурентами. Вокруг кластерного ядра формируется его инфраструктура (смежные сферы деятельности). На выходе кластерного производства - общий продукт/ услуга, совместно продвигаемый и формирующий кластерный региональный (территориальный) бренд. Кластерная модель организации совместной деятельности, благодаря механизму синергии, способствует развитию конкурентности и каждого из участников, и кластер-системы в целом.

Примером целевой поддержки кластерных предпринимательских инициатив репатриантов-этнических казахов [4] является поселение Байбесик в северной части города Алматы. Байбесик был основан в 2001 году, когда акимат города Алматы предоставил официально землю для строительства. На сегодняшний

день здесь живут свыше 200 семей, в первую очередь, семьи казахов из Монголии, Китая и Узбекистана.

Основные виды деятельности жителей - это работа в малых ремесленных объединениях: сборка и продажа мебели, торговля в близлежащих оптовых и розничных торговых рынках.

Анна Генина, докторант,этнограф (Мичиганский университет (США) делится личными наблюдениями: «Живя в Шамалгане и в Узынагаше, я своими глазами вижу, какой огромный вклад вносят приехавшие из Монголии, Китая, Узбекистана, Турции и из других стран в местную экономику: они развивают малый бизнес и торговлю, открывают кафе, магазины, парикмахерские, производят мебель, строят дома. Но некоторые местные чиновники смотрят на них, в основном, как на проблему. Очень жаль, что многие не замечают, какой большой вклад казахи, приехавшие из других стран, уже вносят в культурное, социальное, и экономическое развитие Казахстана [5].

Нельзя сказать, что в Казахстане вопросу кластерного развития не уделяется внимания. По инициативе правительства запущена программа развития кластеров в области машиностроения, легкой промышленности, переработки сельскохозяйственной продукции, нефтехимии, металлургии, информационных и биотехнологий [6].

Однако ясно одно, эффективное развитие кластер получает только тогда, когда сами участники приходят к необходимости объединения, видят в этом выгоду. Правительство должно не насаждать его сверху, а способствовать процессу системными инструментами поддержки.

Мемы-предпринимательских идей [7] таит история. Среди носителей и потенциальных проводников этих идей, в том числе, этнические мигранты в Казахстане.

Историческая справка. В 16 веке в хозяйстве казахов значительное место занимали различные ремесла и домашние промыслы, большинство из которых было связано с обработкой продуктов скотоводства. Казахи издавна умели выделывать кожу и войлок и окрашивать их в разные цвета, искусно владели они техникой тиснения, аппликации и узорного шитья. По свидетельству Ибн Рузбихана, казахи производили разноцветные войлоки с необыкновенными узорами и нарезные ремни, очень изящные и красивые (Михман-найме-йи Бухара - историко-этнографическое повествование перса Ибн Рузбихана, который в 1509 году сопровождал хана Шейбани в изнурительном походе против казахов.

Данные османского автора 16 века Сейфи Челеби подтверждают, что домашнее ремесло казахов стояло на высоком уровне. «Их (казахов) кафтаны сделаны из овечьей кожи, они окрашиваются в разные цвета и становятся похожими на атлас. Их привозят в Бухару, где продают по той же цене, что и кафтаны из атласа, настолько они изящны и красивы. У них есть также удивительные накидки, сделанные из той же овечьей кожи. Они совершенно непромокаемы и не боятся сырости; это происходит от свойства некоторых растущих там трав, которые служат для обработки кожи».

У Палласа П., путешествовавшего по Прикаспийском и Приаральским степям (1769г.), и в сочинениях российского чиновника пограничной комиссии, названного за свои основательные исследования о кочевниках Приаралья «Геродотом казахского народа» , можно найти описания технологии изготовления мягких кожаных накидок, столь удивлявших османского автора 16 века. А.Левшин писал: «Кожи бараньи и козьи, употребляемые для одежды, называемой даха, или джаха, приготовляются так: остригши шерсть, спрыскивают их теплою водою, свертывают в трубки и кладут в теплое

место, где держат до тех пор, пока волосяные корни отпреют и станут вылезать. Тут скоблят шерсть ножами, просушивают кожу на воздухе и потом кладут в кислое молоко дня на три или четыре. Вынув из молока, сушат в тени, мнут руками, коптят в дыму, опять мнут руками, пока дадут надлежащую мягкость, и, наконец, красят в темно-желтый цвет краскою, составляемою из кореньев ревеня или из каменного чая, с квасцами и бараньим салом. Состав сей густ, как кашица, и кожи, с обеих сторон намазываемые оным в течение двух или трех дней, после каждого раза просушиваются и мнутся, от чего получают свойство не пропускать сквозь себя влаги и мыться как полотно, не теряя цвета» [8].

Репродукция бизнес-структур в формате, получившем название франчайзинг, также имеет большой энерго-информационный смысл в контексте миссии предпринимательства.

Во-первых, благодаря процессу репродукции осуществляется аккумулирование энергии новаторства в предпринимательской среде и ее продвижение. Это, как известно, является главным условием смещения равновесия, характерного для кризисов, и выхода на траекторию экономического роста.

Во-вторых, франчайзинг как форма развития бизнеса, предполагает особые договорные отношения между сторонами (франчайзер и франчайзи) и таким образом является, по сути, своеобразной лабораторией опыта достижения высокой синергии сотрудничества.

Третий аспект - процесс коадаптации. Предпринимательство, сотрудничество и коадаптация - понятия органически единые, неразрывные. Бизнес-успех прямо зависит от потенциала коадаптивности социума, отдельных сообществ, индивидуальных участников. Навыки со-приспосабливаемости друг к другу институциональных и бизнес -структур, бизнеса и образования, бизнеса и общества в целом и т.д. характеризуют предпринимательскую среду страны, как благоприятную или, напротив, как неблагоприятную.

Следующий момент в оценке значения франчайзинга, как формы репродукции бизнесов - это образовательный.

Одно из направлений развития современного образования и повышения его эффективности, является коучинг (наставничество) в моделируемых (лабораторных) условиях или (что идеально) в реальной обстановке.

Франчайзинг - суть масштабный коучинг в реальных («полевых») условиях бизнеса той или иной страны.

Репродукция бизнеса в формате франчайзинга - не есть «клонирование»: страновые особенности (законодательство, потребительские предпочтения и др.) требуют от участников тех же предпринимательских навыков - оценки рисков бизнес-идеи, пусть уже апробированной, но в условиях отличных от предлагаемых; развития бизнес- идеи с учетом особенностей локального или национального рынка и т.д. Поэтому франчайзинг, как коучинг - это одновременный процесс со-обучения, со-развития сторон-участников.

Франчайзинг, как система договорных отношений, одна из наиболее распространенных в мире форм хозяйственной интеграции крупного и мелкого производства, активно продвигается в Казахстане.

В соответствии с законодательством республики Казахстан, франчайзинг определяется как предпринимательская деятельность, при которой правообладатель комплекса исключительных прав предоставляет его в пользование на возмездной основе другому лицу.

Комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс) - права на ряд объектов интеллектуальной собственности (товарный знак, фирменное

наименование, знак обслуживания, патент, нераскрытую информацию, в том числе секреты производства (ноу-хау) [9].

К числу имеющихся объективных предпосылок развития франчайзинга в республике, относится и накопленный в ближнем зарубежье практический опыт его становления, и собственный организационный, производственный опыт [10].

Основные отличия в принципах, подходах и условиях построения франчайзинговых систем западных стран от стран СНГ и Казахстана заключаются в следующем.

Компании в странах с развитой рыночной экономикой имеют в качестве значимой составляющей длительную историю своего развития (от 15-20 и более лет).

Бизнес- процессы этих компаний строго регламентированы.

У компаний - сформировавшийся и имеющий навыки командной работы -высококвалифицированный управленческий персонал; активно используются аутсорсинговые услуги.

Действия компаний ориентированы на выполнение долгосрочных планов; компании капитализированы, в том числе за счет нематериальных активов.

Законодательства ряда стран регулируют многие вопросы по франчайзингу, например, объем обязательной информации, предоставляемой в преддоговорном периоде потенциальным франчайзи. Франчайзеры подлежат регистрации в национальных реестрах, также подлежат регистрации факты заключения и расторжения договоров о франчайзинге.

Существует большое количество консалтинговых, брокерских и рекламных компаний по вопросам франчайзинга. Банки лояльны к кредитованию участников франчайзинговых отношений, ряд из них имеют специальные программы кредитования. Существуют и другие источники и формы финансирования. В ряде стран есть государственные программы, на основе которых участники франчайзинговых отношений получают льготное финансирование, налоговые и другие преференции.

Население и предпринимательство с уважением относятся к объектам интеллектуальной собственности. Законодательство в области интеллектуальной собственности стимулирует его трансферт и коммерческое использование.

Поставщики товаров и услуг гарантируют качество товаров и услуг в любой точки дислокации, что обеспечивает единообразие сервиса франчайзинговых сетей.

Все это вместе, наряду со значительной предпринимательской активностью, стало залогом зрелости и успешного продвижения франчайзинговых отношений в западных странах.

В 1998 году в США насчитывалось 1 200 франчайзеров; в 2002 году действовало уже 1 500 франчайзеров и 350 000 франчайзи; на сегодняшний день имеется 2 400 франчайзеров и 767 000 франчайзи.

По данным администрации малого бизнеса США, за последние пять лет в стране более 85% малых предприятий по тем или иным причинам прекратили свое существование. За тот же период только 14% предприятий-франчайзи были закрыты.Это означает, что в среднем из восьми созданных франшизных предприятий в течение первых пяти лет только один прекращает свое существование.

В Канаде сегодня работают 1 200 франчайзеров и 300 000 франчайзи.

По количеству франчайзеров и франчайзи Германия занимает одну из передовых позиций в сфере развития франчайзинга среди европейских стран. В 1998 году в этой стране действовало 530 франчайзеров и 22 000 франчайзи. В

настоящее время работает 950 франчайзеров и 49 000 франчайзи. Наиболее высокий рост франчайзинга наблюдается в сфере быстрого питания, а так же в сферах обслуживания, ателье, автосервисах и автосалонах, индустрии развлечений, сфере образования, чистки одежды, туризма и гостиничного бизнеса.

Франция также является одним из лидеров по развитию франчайзинга среди европейских стран. В 1998 году там действовало 470 франчайзеров и 25 800 франчайзи. На сегодняшний день во Франции существует 720 франчайзеров и 33 300 франчайзи. Французская Федерация Франчайзинга, сообщает, что наибольшие обороты по франчайзингу сегодня наблюдаются в этой стране в сфере недвижимости. Второе место принадлежит обслуживанию частных лиц (например, занятию с детьми после школы) и предприятий (поддержка малых и средних фирм, а также управление бухгалтерским учетом, персоналом, секретарскому делу). Значительная доля во франчайзинге принадлежит продуктам питания и готовой одежде (у каждого сектора по 5 000 пунктов продаж).

Великобритания также занимает лидерские позиции в сфере развития франчайзинга среди европейских стран. В1998 году в Британии существовало 568 франчайзеров и 29 100 франчайзи. В настоящее время в ней насчитывается 670 франчайзеров.

В Великобритании подсектор быстрого питания намного опередил другие по степени использования франчайзинговых схем. Наиболее высокий уровень распространения данного бизнес-формата проявился в сфере тематических ресторанов и ресторанов национальной кухни.

Важную роль франчайзинг играет в Италии. В 1998 году в Италии имелось 436 франчайзеров и 21 400 франчайзи. К настоящему моменту существуют уже 655 франчайзеров и 44 426 франчайзи. По данным Итальянской Ассоциации Франчайзинга, франчайзинг в Италии сосредоточен преимущественно в сфере электроники (телевидение, DVD) - 20% рынка, продуктов питания - 15%, туризме. Каждый новый франчайзи получает от Итальянской Ассоциации Франчайзинга 50 000 евро, из которых 50% - грант, 50% - кредит под относительно небольшой процент.

Франчайзинг в Испании переживает в последнее время бурный рост. Все больше вытесняются традиционные мелкие частные лавочки, на смену им приходят фирмы, входящие в хорошо организованную и структурированную франчайзинговую сеть.

Более восьми лет существует Испанская Ассоциация Франчайзинга. В 1998 году в Испании насчитывалось 288 франчайзеров и 13 200 франчайзи. В настоящее время действует уже 646 франчайзеров и 27 000 франчайзи. Годовой оборот в рамках франчайзинга 3,5 миллиардов евро, в секторе занято 82 000 человек.

Подсчитано, что в Испании количество традиционных торговых точек, закрывшихся в первые два года существования в шесть раз больше, чем франчайзинговых.

В 1998 году в Швеции насчитывалось 230 франчайзеров и 9 200 франчайзи. На сегодняшний день функционируют 350 франчайзеров и 15 000 франчайзи.

В 1998 году в Австрии действовало 210 франчайзеров и 3 000 франчайзи. В настоящее время в этой стране существует 320 франчайзеров и 4 500 франчайзи.

Абсолютным лидером в сфере в Центральной и Юго-Восточной Европе франчайзинга является Венгрия. В 1998 году в Венгрии насчитывалось 220

франчайзеров и 5 000 франчайзи. В настоящее время существует 250 франчайзеров и 20 000 франчайзи. В этом секторе работают 45 000 человек, а объем продаж достигает 2,6 миллиарда евро, что составляет 5% от общего объема розничных продаж. Большинство субъектов франчайзинга работает в сфере быстрого питания, значительное количество - в таких, как швейная промышленность, фото услуги, копирование, бензозаправки, гостиницы, почтовые услуги, авто услуги, недвижимость, туризм, услуги аренды и распределения и так далее.

В России франчайзинг укоренился в начале 90-х годов, прежде всего, благодаря иностранным компаниям. Однако если в то время на рынке присутствовали только зарубежные бренды, то сейчас доминируют бренды российские. В настоящее время совокупный годовой оборот в секторе франчайзинга оценивается в 5,6 миллиарда долл.США, а количество занятых составляет примерно 2 000 000 человек .

В Украине франчайзинг также находит все больше своих приверженцев. Активно развивается внутренний франчайзинг, представляющий собой достаточно специфический сплав зарубежных франчайзинговых технологий и отечественных подходов к ведению бизнеса.

В последние годы международные компании начинают проявлять значительный интерес к сотрудничеству с украинскими партнерами на основе франчайзинга, при котором большая часть капитальных затрат осуществляется местной стороной. Украинские предприниматели со своей стороны также приходят к осознанию всех преимуществ использования известной торговой марки и отработанной технологии ведения бизнеса международных компаний.

В Казахстане, к сожалению, пока нельзя говорить о достаточности устойчивых благоприятных условий для развития франчайзинговых отношений. Поэтому их объем в республике, оцениваемый в доле малого и среднего бизнеса, составляет не более чем 3%. Для сравнения: в Германии - 45%. Объем розничного товарооборота через франчайзинговые сети в Казахстане - 1,5%, в Германии - 60%.

Следует отметить, что даже такие скромные показатели, если рассматривать их в динамике, свидетельствуют, о том, что франчайзинг в стране развивается.

Казахстанское агентство франчайзинга (КАФ) [11] прогнозирует рост количества вышеназванных показателей на 30% к 2015 году.

Одной из основных проблем взаимодействия на основе франчайзинга малых и больших предприятий является их финансово-экономическая устойчивость. Серьезность проблемы заключается в том, что налаживание данного взаимодействия, является достаточно затратным, и в случае, если доходность совместного предприятия перестает устраивать хотя бы одну из сторон, это может повлечь за собой невыполнение договорных обязательств и последующий разрыв договора.

Опыт западных стран свидетельствует о том, что успешное развитие экономики в значительной степени определяется интеграцией мелких фирм и крупных компаний. Крупные фирмы привносят в эту систему стабильность и управляемость, а малый бизнес, формирующий конкурентную среду, обеспечивает гибкость производства.

Очевидно, что усиление взаимодействия крупного и малого бизнеса необходимо и для успешного развития франчайзинга в Казахстане.

В то же время опыт проведения казахстанских реформ показывает, что отсутствие должного внимания к обеспечению последовательности их проведения не только влечет за собой неэффективно используемые средства и

усилия, но и ставит определенные преграды на пути дальнейшего их проведения, порождая определенное недоверие к ним со стороны тех или иных субъектов рынка, как казахстанских, так и иностранных. В связи с этим очень важно, чтобы начинающая формироваться тенденция развития франчайзинга в Казахстане приобрела необходимую устойчивость и помогла одним из казахстанских предприятий перенять лучшие образцы западных технологий, а другим - создать свои марки и в недалеком будущем начать завоевывать развивающиеся, а впоследствии и западные рынки.

Для осуществления этих позитивных сдвигов, являющихся важной составляющей структурных реформ казахстанской экономики (особенно в инновационно-ориентированных отраслях), необходимо уметь оценивать различные аспекты взаимодействия (основными из которых являются прибыли, риски) в различных форматах франчайзинга, так как только такие подходы смогут обеспечить устойчивое развитие этой, а также других форм бизнес-взаимодействия.

Выводы. По прогнозам экспертов КАФ в сфере франчайзинга, в отличие от сложившихся в экономике тенденций, предполагается опережающая тенденция развития репродуктивных бизнес-структур, в первую очередь, в сфере производства, не требующем больших человеческих ресурсов, основанном на интенсивном использовании имеющихся полезных ископаемых. Благоприятными предпосылками такого прогноза служат и значительная территория республики, и возможности транзитных перевозок.

Серьезная миссия в развитии кластерных инициатив и франчайзинга в Казахстане возлагается на институциональную составляющую сообщества -государство, международные общественные организации, консалтинговые и финансово-инвестиционные компании, поскольку без адекватной инфраструктуры трудно надеяться на активизацию и эффективность данных социо-экономических процессов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абалкин Л.Огромный интерес к самопознанию России. - Интервью с академиком Абалкиным Л.И. [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://geno.ru/node/91.

2. Клейнер Г.Б. Размышления по итогам симпозиума: Вперед, к истокам! - Мат-лы VII Международного симпозиума по эволюционной экономике ИЭ РАН, ЦЭМИ РАН и Центр эволюционной экономики РАН «Эволюционная теория, теория самовоспроизводства и экономическое развитие» (сентябрь, 2007 г). [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://institutiones.com/theories/264-2008-06-18-13-35-23.html.

3. Benedict R. Synergy: Patterns of the good culture//American Anthropologist, 1970-72. -P.320-333.

4. Назарбаевым Н. Стратегия развития Казахстана - 2030.

5. Лапинс В., Альф Х., Казиева Р. Материалы Круглого стола 17 января 2009г., г. Тараз «Оралманы -этнические казахи в поисках идентичности. Аспекты интеграции в современное казахстанское общество» Ч.II. - Алматы, 2009.

6. [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.cluster.kz.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Меметика (memetics) как исследовательское направление (название от неологизма мем (meme, от memory - память) описывает социокультурные процессы, которые проявляются в сохранении устойчивых социальных стереотипов в поведении и сознании людейт и опираются на непосредственную передачу традиций от предшествующих поколений к последующим.

8. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. - Алма-Ата: Рауан, 1992. - C. 337-339.

9. Закон Республики Казахстан «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)» от 24 июня 2002 г., ст.1.

10. Малый и средний бизнес. Франчайзинг и современные образовательные технологии. Под редакцией В.Сидельникова, Р.Казиевой. - Фонд Эберта в Казахстане, Алмати, 2008.

11. [Електронний ресурс]. - Режим доступу: www.franchising.agentstvo.kz.

Стаття надійшла до редакції 25.05.2009 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.