Научная статья на тему 'Фрагмент языковой картины мира младших школьников: глагол в «Учебном словаре русского языка» В. В. Репкина'

Фрагмент языковой картины мира младших школьников: глагол в «Учебном словаре русского языка» В. В. Репкина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
211
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВАРЬ / ГЛАГОЛ / ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Виноградова Юлия Владимировна

В данной статье рассматривается словарный минимум младшего школьника, представленный в «Учебном словаре русского языка» В.В. Репкина. Особое внимание уделяется тематическим группам глаголов, составляющим фрагмент языковой картины мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фрагмент языковой картины мира младших школьников: глагол в «Учебном словаре русского языка» В. В. Репкина»

ПЕДНГОПЧЕСКНЕ ИНУК1

ФРАГМЕНТ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ГЛАГОЛ В «УЧЕБНОМ СЛОВАРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА» В. В. РЕПКИНА

Ю. В. Виноградова

FRAGMENT OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN'S LANGUAGE WORLD-VIEW: VERB IN V.V. REPKIN'S "TEACHING DICTIONARY OF RUSSIAN LANGUAGE”

Vinogradova J. V.

The article considers the vocabulary minimum of junior schoolchildren presented in "The Teaching Dictionary of the Russian Language by V. V. Repkin. A special attention is directed to the thematic groups of verbs forming the language world-view.

В статье рассматривается словарный минимум младшего школьника, представленный в «Учебном словаре русского языка» В. В. Репкина. Особое внимание уделяется тематическим группам глаголов, составляющим фрагмент языковой картины мира.

Ключевые слова: словарь, глагол, тематические группы, языковая картина мира.

УДК 801.3

Среди множества проблем лингвокультурологического характера одной из наиболее сложных и интересных является проблема языковой личности. В. А. Маслова пишет: «Человек понимается нами как носитель определённой национальной ментальности и языка, участвующий в совместной деятельности (и что особенно важно - речевой деятельности) с другими представителями национальной общности» (4, с. 113).

Всю жизнь индивид меняется, совершенствуется его речь. Каждый возрастной этап играет свою роль в речевом развитии человека. Но база всех дальнейших успехов или неудач развития закладывается в детстве, в том числе во время обучения в начальной школе.

Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью - это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребенка различными представлениями и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объема и динамичности его знаний. Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале. Чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и в обществе. Для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения и развития.

Детская речь ещё не изучена в достаточной степени, а поэтому её рассмотрение

является актуальным, так как это представляет собой основу для работы над развитием речи. Развитие речи - одна из основных задач школы. Большую роль в этом развитии играет словарный запас учащихся. Словарный минимум предопределяется словарём. Для начальной школы это «Учебный словарь русского языка» В. В. Репкина. Словарь отражает ту языковую картину мира, которую необходимо сформировать у ученика (в данном случае - у ученика начальной школы) и которая закладывает фундамент развития человека.

Каждый естественный язык отражает определенный способ восприятия и устройства мира, или языковую картину мира. Совокупность представлений о мире, заключенных в значении разных слов и выражений данного языка, складывается в некую единую систему взглядов, предписаний и навязывается в качестве обязательной всем носителям языка. Языковая картина мира -исторически сложившаяся в обыденном сознании народа и отразившаяся в языке совокупность представлений. Это своего рода коллективная философия, система взглядов, отчасти универсальная, а отчасти национально-специфичная. Понятие языковой картины мира восходит к идеям В. фон Гумбольдта и неогумбольдтианцев. В. Гумбольдт писал: «Изучение языка не заключает в себе конечной цели, а вместе со всеми прочими областями служит высшей и общей цели познания человечеством самого себя и своего отношения ко всему видимому и скрытому вокруг себя» (3, с. 119).

Понятия «язык» и «речь» не идентичны. Язык - это система, отражённая в словарях и грамматике, а речь - реализация этой системы в процессе общения. Вслед за их разграничением имеет смысл разграничивать такие понятия, как «языковая картина мира» и «речевая картина мира». Первое основывается на характеристиках языка, фиксирующего опыт коллектива, «картину мира» говорящего на нем народа; второе -на характеристиках речи, отражающей опыт индивидуума.

Цель данной статьи заключается в том, чтобы показать на материале такой час-

ти речи, как глагол, что представляет собой языковая картина мира, которую желательно сформировать у учеников начальной школы.

А. А. Потебня создал своеобразную философию глагольности, являющуюся опорой его учения об исторической эволюции основных категорий языка и мышления. Он не подвергал сомнению то, что глагол является высшей, наиболее отвлечённой, наиболее конструктивной и прогрессирующей категорией языка. С организацией глагола был связан переход от древнего именного строя предложения к глагольному. Эта теория

А. А. Потебни была принята Д. Н. Овсяни-ко-Куликовским, поддерживалась профессором А. М. Пешковским и другими видными учёными.

По мнению В. В.Виноградова, глагол - «самая сложная и самая ёмкая грамматическая категория русского языка. Глагол наиболее конструктивен по сравнению со всеми другими категориями частей речи» (1, с. 337). Антитеза имени и глагола была осознана ещё в античной философии и лингвистике. Платон, Аристотель, Донат учили об имени и глаголе как о двух главных частях речи. В «Грамматическом учении о слове» В. В. Виноградова говорится о том, что эта теория была воспринята русской грамматикой ещё в ХУШ веке и на этой почве сложилось своеобразное учение о глаголе как о центральной категории языка, присвоившей себе основные формы и функции других грамматических категорий (1, с. 337).

И. Г. Голанов даёт следующую характеристику глагола: «Глагол есть самостоятельная спрягаемая часть речи, обозначающая действие или состояние в их отношении к лицу или предмету и к времени; глагол обладает грамматическими категориями вида, залога, наклонения, времени, лица, числа, а в прошедшем времени и рода; в предложении глагол обычно является сказуемым, хотя в неспрягаемых формах употребляется и в качестве других членов предложения» (2, с. 147).

Глагол - это знаменательная часть речи, обозначающая процесс и выражающая это значение в грамматических категориях вида, залога, наклонения, времени, лица,

числа (а в формах прошедшего времени и сослагательного наклонения - в формах рода). Глагол также обладает такими свойствами, как возвратность/невозвратность, переходность/непереходность. Такое определение предлагается в учебнике «Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц» под редакцией Е. И. Дибро-вой (6, с. 80).

К. С. Станиславский в своей книге «Работа актера над собой» учил артиста определять стоящую перед ним сценическую задачу глагольным словом, а не именем существительным, так как «имя существительное только образно или формально говорит о представлении, об известном состоянии, о явлении, не пытаясь намекать на активность, на действия» (1, с. 47). Ещё ярче противопоставлял свойства имени существительного глаголу Герцен: «Названия -страшная вещь. Жан Поль Рихтер говорит с чрезвычайной верностью: если дитя солжёт, испугайте его дурным действием, скажите, что он солгал, но не говорите, что он - лгун» (1, с. 47).

«Учебный словарь русского языка» В. В. Репкина (учебное пособие для 2-5 классов) предназначен для развития «чувства языка», для привития навыков работы со словарями, для воспитания интереса к язы-

ку. К моменту окончания начальной школы, по мнению составителя словаря, учащиеся должны овладеть словарным минимумом, который и предлагается в данном учебном пособии. Работая со словарём В. В. Репкина, учащиеся придут к выводу, что язык - «живая развивающаяся система со своими загадками и тайнами» (5, с. 3), так как составитель даёт комплексную характеристику слова, то есть «рассматривает его как лексическую, грамматическую и словообразовательную единицу» (5, с. 3). Несомненными плюсами словаря являются орфоэпические пометы и сведения о происхождения слова.

В. В. Репкин предоставляет возможность школьнику самому «сопоставить, проанализировать факты языка, сформулировать свои гипотезы и догадки» (5, с. 3).

В «Учебном словаре русского языка»

В. В. Репкина содержится свыше 3100 основных (заглавных) слов, свыше 2700 синонимов и антонимов к ним и свыше 8300 слов, производных от основных. Из всех 14100 слов 4038 - глаголы, что составляет около 30% от общего количества слов в словаре.

В словаре содержится 554 словарные статьи с глаголом. Они представлены так:

любить, люблю, любишь, -ят, гл.

любовь 1.Испытывать чувство привязанности к

кому(чему)-нибудь. Любить маму.

Любить родину. Любить природу.

любимый

любимец(-ица) Я вас любил: любовь ещё, быть может,

любимчик В душе моей угасла не совсем;

любитель(-ница) Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

(Пушкин)

2. Иметь склонность к чему-нибудь.

Любить читать. Любить мороженое. Любишь кататься - люби и саночки возить (посл.) 3. Быть довольным чем-нибудь. Люблю, когда во всём порядок.

Он любит, чтобы ему подчинялись.

4. Нуждаться в каких-то условиях (переносн.). Цветы любят свет.

Синонимы: ДУШИ НЕ ЧАЯТЬ, ОБОЖАТЬ (к 1 знач.)

любоваться

влюбиться

полюбить(-ся)

разлюбить

Антоним: НЕНАВИДЕТЬ Как мы видим, в состав словарной статьи входят однокоренные слова, образованные от исходного слова, разные формы слова, много примеров (в том числе из художественной литературы и из устного народного творчества), а также синонимы и антонимы; разграничивается прямое и переносное значение слова.

Чтобы представить фрагмент языковой картины мира младшего школьника на

(к 1 знач.)

материале глагола, мы проанализировали все глаголы, содержащиеся в «Учебном словаре русского языка» В. В. Репкина, распределив их по охватывающим практически все сферы жизни тематическим группам, предложенным в тематическом словаре русского языка под редакцией В. В. Морковкина. Представим результаты анализа в виде таблицы.

№ Тематические Количество слов

п/п группы подгруппы

1. Общество 1135

Культура 104

Физическая культура и спорт 87

Воспитание, народное образование 92

Промышленность 63

Сельское хозяйство 61

Транспорт 56

Социальная сфера жизни общества 47

Сфера обслуживания. Служба быта 45

Политическая жизнь общества 45

Здравоохранение 44

Наука 44

Вооружённые силы 43

Финансы 40

Книга 37

Язык 35

Правонарушение. Правопорядок 35

Связь 30

Техника 28

Средства массовой информации 27

Г осударство 24

Г осударственные учреждения 21

Общественные организации 21

Органы государственной власти и управления 18

Музей, выставка. Зоопарк 15

Литература 14

Богатство -бедность 13

Город 12

Деревня 12

Экономическая сфера жизни и организация общества 7

Общественно-экономические отношения 6

Общественный строй 5

Собственность 4

2. Человек 813

Состояние, внутренний мир и качества человека 151

Тело и организм человека 134

Эмоциональный мир человека 113

Физическое состояние, самочувствие человека 77

Поведение 66

Воля 48

Речевое воздействие, оценка действий и поступков 45

Жизнь человека 37

Внешний вид, наружность человека 31

Действия, поступки 26

Общественная оценка поведения человека 22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психические свойства человека 17

Нравственные (моральные) качества 17

Способности, склонности, интересы 16

Общественное лицо человека, его мировоззрение 13

3. Природа 303

Космос, небесные тела 93

Животный мир 77

Растительный мир 54

Водное пространство 49

Земное пространство 28

Охрана природы 2

4. Быт 192

Внутренность жилого дома 49

Домашнее хозяйство 35

Питание 32

Семья и родственные связи 27

Одежда, обувь 25

Жилище 13

Дом, квартира 11

Необходимо привести примеры. Так, например, к подгруппе культура относятся слова репетировать, дирижировать, творить, экранизировать, реставрировать; к подгруппе тело и организм человека - лечить, чувствовать, слушать, видеть, пульсировать; к подгруппе животный мир -приручить, царапаться, нападать, удить, жалить; к подгруппе питание относятся глаголы морить, стряпать, обедать, чаёвничать, жевать.

Рассмотрев полученные результаты, можно прийти к выводу, что в «Учебном

словаре русского языка» В. В. Репкина даются все основные понятия окружающей действительности, а это и есть фрагмент языковой картины мира, который необходимо заложить во время обучения в начальной школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградов В. В. Русский язык (грамматическое учение о слове). - М.: Высшая школа, 1972.

2. Голанов И. Г. Морфология современного русского языка. - М.: Высшая школа, 1967.

3. Гумбольдт В. Избранные статьи по языкознанию. - М.: Просвещение, 1984.

4. Маслова В. А. Лингвокультурология: Учебное пособие: для студентов высших учебных заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

5. Репкин В. В. Учебный словарь русского языка. Учебное пособие; для 2-5 классов. -Харьков; Москва; Томск: Инфолайн, 1993.

6. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учебник для высших учебных заведений: В 2 ч. Ч. 2: Морфология.

Синтаксис / под ред. Е. И. Дибровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

7. Тематический словарь русского языка / Под ред. В. В. Морковкина. - М.: Русский язык, 2000.

Об авторе

Виноградова Юлия Владимировна, МОУ

СОШ №22, г. Таганрог, учитель; аспирант ТГПИ. Сфера научных интересов - онтолингвистика, гендерные исследования в лингвистике, психолингвистика. у_уиііа @ inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.