КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014
удк 706 в. ф. ЕРОШКИН
Омский государственный институт сервиса
ФОТОГРАФИКА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье рассматривается взаимосвязь понятий «фотография — фотографика — графика», сходство и различие их технологических процессов, проявляющихся в характерных визуальных эффектах, и их место в современном изобразительном искусстве и дизайне.
Ключевые слова: фотографика, шелкография, сериграфия, графический дизайн.
Фотографика — термин известный уже не одно десятилетие. Смысл его подвижен и обусловлен практикой, которая непрерывно развивает представление о художественной реальности, связываемой с фотографикой.
Она как бы входит «в школу приёмов, с помощью которых можно анализировать предшествующую культуру, переконструировать существующую и строить новые формы — технологичные, функциональные, выразительные» [1]. Её будущее определяется в мастерских художников, дизайнеров, фотографов, оно творится здесь и сейчас.
Задача настоящей статьи — проанализировать развитие представлений о фотографике, понять смысл образовавшегося треугольника «фотография — фотографика — графика» и сопоставить их технологические процессы, характерные для каждой из этих техник. Задача имеет вполне определённую актуальность, поскольку относится к живому и креативному явлению современной визуальной культуры, которое недостаточно изучено.
В большинстве случаев фотографикой называют те из фотографий, которые построены на контрасте двух цветов — чёрного и белого и не содержат полутонов. Это слово всплывает буквально автоматически при одном только взгляде на «графичные» снимки. С такого рода фотографиями и связан образ фотографики у зрителя неискушённого, имеющего о ней поверхностное представление. В частности, многие художники-станковисты, которым вообще свойственно индифферентное отношение к фотографии, именно так представляют себе фотографику.
Использование термина «фотографика» в работах, ассоциирующихся с чёрно-белой графикой, означает, что этим словом определяется одна конкретная фотографическая техника, которая позволяет сделать фотоизображение предельно контрастным.
В среде фотографов фотографике придаётся более широкий смысл. Здесь сложилось устойчивое представление о фотографике как о сумме всех специальных техник обработки фотоматериала. Любая фотография, напечатанная нестандартным способом, относится специалистами в разряд фотографики. Помимо уже упомянутой техники сверхконтраста фотографы используют целый ряд других техник, уже достаточно широко известных и многими освоенных, а также прибегают к разнообразным комбинациям из них. Требующие специальных навыков техники: соляризации, изогелии, растрирования, йодирования и другие, позволяют управлять тональностью фотографического изображения, решать его преимущественно в одной какой-то тональности, или в
нескольких фиксированных градациях тона, или выявлять только границу между тонами. Так, например, техника изогелии, изобретённая в 30-х годах прошлого века польским профессором Витольдом Ромером, дала возможность применить тоноразделительный способ фотографической печати, когда с негатива можно изготовить несколько контратипов с контрастностью изображения разной степени. Потом уже получают итоговый снимок с искусным рисунком, разделённым по тону. Такая техника эффектна в жанрах натюрморта, пейзажа, портрета, обнажённой натуры. К определённому виду фотографики относят также получившую большое распространение «фотографию без фотоаппарата», где тональная шкала изображения имеет довольно широкий диапазон. Эта техника, получившая название — «техника фотограмм», предполагает работу со светотенью, когда снимкам придаются признаки абстрактной графики или живописи в зависимости от замысла автора работ. Например, опрыскиванием негативов с последующим подогревом эмульсии можно получить беспредметное изображение снимаемого объекта.
Однако техника фотограмм — одна из многочисленных ветвей фотографики. Известны также техника «эффекта Сабатье», близкая ей техника псевдосоляризации, выполнение позитивов в негативном изображении, сочетание негатива и позитива в одном снимке. Используются на практике эффекты рельефного и силуэтного изображений, съёмка через полупрозрачный экран или сетку. Популярны среди фотографов приёмы получения графического эффекта изображения с крупнозернистой фактурой.
Применение этих техник в цветной фотографии даёт возможность очень активно влиять на сам цвет и его распределение, осуществлять желаемое цветовое «очуждение» изображения. Но использовать необычные эффекты следует лишь тогда, когда это оправданно, когда помогает лучше выразить задуманную идею, сделать её более наглядной и художественно выразительной.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что фотографика является производной от фотографии, а её обособление основывается только на одном признаке — использовании специальных техник печати.
Совсем иное понимание фотографики сложилось в профессиональной сфере графического дизайна. Наряду с графикой и типографикой она принадлежит к числу трёх основных художественных средств, используемых в творчестве дизайнера-графика. К фотографике относится любое произведение графического дизайна, будь то плакат, календарь,
упаковка, книга, выставка и т. п., если ведущую роль в его художественном решении играет изображение, полученное фотографическим путем.
Фотографика — понятие многозначное, им определяется и область творчества, и отдельное произведение, и соответствующее художественное средство. Фотографика может служить названием курса в дизайнерской школе, названием специальности, выставки, может встретиться в подписи под произведением, как указание на технику его исполнения.
В характеристике таким образом понимаемой фотографики следует выделить два принципиально важных момента, образующих её смысловое ядро. Во-первых, фотографика отнесена к определённому виду художественно-проектной деятельности — графическому дизайну, связанному, как известно, с созданием произведений, подлежащих тиражированию и «обременённых» теми или иными функциональными задачами. Во-вторых, она ориентирована на весь диапазон выразительных средств фотографии — от чёрно-белой до цветной, от документальной до искусственно-преобразованной с помощью специальных техник. Иными словами, она не связывает себя никакими внутрифотографическими ограничениями.
Отнесенность фотографики к графическому дизайну означает, что она находится в его полном распоряжении. Соответственно, на фотографику как художественное средство распространяется та специфика, которой обладает бытие «художественного» в дизайне. Являясь деятельностью, хотя и связанной с использованием художественных средств и достижением художественных результатов, графический дизайн тем не менее развивает свою систему художественного мышления, отличную от существующей во всех видах станкового изобразительного творчества.
Возникновение самостоятельной профессии дизайнера-графика — естественное следствие сформировавшихся принципов этой деятельности и, в частности, осознания специфики её художественных средств — специфики их состава, выразительных возможностей, правил выбора и использования. Когда дизайнер-график ищет изобразительное решение какого-либо объекта, например, плаката или журнальной обложки, и при этом решение фотографическое (что нас сейчас интересует), он работает с фотографией не так, как работает с фотографией фотограф. Фотограф идет к решению одним путём, дизайнер — другим. Дизайнер, автор проектной идеи, воплощает её в конкретной фотографии, имея полное представление о том контексте, в котором она окажется. Он ищет сюжет, выбирает характер съёмки и меру условности фотоизображения, предусматривает определённое цветовое решение, учитывает формат будущей вещи — одним словом, «управляет» фотоизображением до тех пор, пока не достигнет желаемого результата. В дизайне (кстати, всё время имеется в виду графический дизайн) необходимо уметь подчинять себе фотографию, знать, чему подчинять и к чему стремиться. Этими качествами и должен обладать специалист в этой области, т. е. дизайнер, и поэтому именно от него, в первую очередь, можно ожидать создания полноценных произведений фотографики, выразительных и осмысленных.
Другой уровень средств фотографики образуют всевозможные приёмы «механической» трансформации фотографического изображения. Имеются в виду приемы кадрирования, мультиплицирования, симметрии, а также все виды монтажа и коллажа.
Увеличение интереса к фотографии было замечено ещё в начале 20 века с появлением разнообразных авангардных течений, что в дальнейшем привело к значительному расширению диапазона её использования. «Исследования выразительности этого способа иллюстрирования отразились в журнальном дизайне, театральном и киноплакате, в значительной степени обновив их образный строй. Благодаря использованию фототехник в искусстве авангарда 1910 — 1930-х годов, свободном от утилитарного назначения, фотография из средства документальной фиксации момента превратилась в один из способов творческого самовыражения» [2, с. 88]. Огромное влияние на дизайн того времени оказали экспрессивные «рейографы» Мана Рея, парадоксальные коллажи дадаистов Рауля Хаусмана, Джона Хартфилда, Георга Гросса, а также эксперименты констуктивис-тов Александра Родченко и Эля Лисицкого и функционалиста Ласло Мохой-Надя [2]. Их объединяет использование принципа осуществляемых трансформаций: из одной или нескольких исходных фотографий создаётся новая форма. Названные приёмы имеют отношение к построению изобразительного пространства его наполнению и композиционной организации.
Таким образом, обозначились общие контуры фотографики, понимаемой как разновидность дизайнерского творчества.
Наконец, существует ещё одна форма проявлении фотографики — внутри изобразительного искусства, и прежде всего в сфере станковой графики. Необходимо отметить, что изобразительное искусство и дизайн — есть явления одной категории, связанные, несмотря на многие существенные отличия, своими целями, методами и результатами [3]. Графические выставки последних десяти — пятнадцати лет во всем мире обратили на себя внимание экспансией двух новых графических техник. Одна из них — шелко-графия (или её разновидность — сериграфия), другая — фотографика. Между ними возникла определенная зависимость: почти все работы, основанные на фотографии, выполняются в конечном счете в технике шелкографии, шелкография же, являясь техникой печатной графики, может быть использована для воспроизведения работ, выполненных разными графическими средствами. Появление шелкографии сыграло, очевидно, решающую роль в том, что художники-графики по-новому взглянули на фотографию и увидели её с неизведанной еще стороны.
Фотография, напечатанная в технике шелкографии, обрела сразу несколько новых и притом внутренне близких графике измерений. Фотоизображение покинуло свою собственную поверхность фотобумаги и оказалось переведенным на поверхность с другими качествами — чаще всего на бумагу или картон. Кроме того, оно рассталось со своим чёрнобелым происхождением, поскольку художник может определять цвет по своему усмотрению. Таким образом, у фотографии появилось два традиционных для графического творчества измерения — поверхность бумажного листа и фактура краски. Но это лишь первый, самый очевидный уровень преобразований, за которым открываются собственные, присущие именно шелкографии изобразительные возможности, и она, как новая графическая техника, предстаёт во всей своей специфике.
Шелкография позволила осуществлять любое «вмешательство» в фотографическое изображение и совмещать данную ему природой объективность с субъективностью рукотворной графики. Исчез все-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014
гда существовавший между художником и фотографией психологический барьер, связанный с переживанием относительной пассивности фотографии, её неподвластности руке художника, невозможности активно распоряжаться изображением. Сериграфия же, как разновидность шелкографии, представляющая собой многократное наложение слоёв красок методом трафаретной печати, позволила обогатить цветовую гамму и фактуру графического изображении, поскольку дала возможность получения не-растрированного оттиска, фактура которого передавалась с помощью регулировки толщины слоя краски. Особенно активно техника сериграфии стала использоваться в 60-е годы прошлого века, такими художниками, как Энди Уорхол, Джаспер Джонс и Роберт Ин-дианс, которые довели её до совершенства, благодаря умению распределять цвета по широкому спектру оттенков.
Художественная реальность, связываемая с фотографикой, рассмотрена в статье последовательно с точек зрения трёх областей творчества — фотографии, графического дизайна и графики. Каждая из них развивает своё представление о фотографике, что вполне понятно, поскольку фотография проецируется на разные системы художественных средств и художественного видения, и это предопределяет разный характер возникающих между ними взаимоотношений.
Всё выше изложенное подводит нас к тому, что из наблюдений за развитием фотографики, скорее всего, можно сделать следующий вывод: в современной художественной практике сложилась новая самостоятельная область творчества, и есть все основания рассматривать фотографику как разновидность изобразительного искусства, обладающую собственными художественными средствами и выразительными возможностями.
На примере фотографики можно отчётливо наблюдать, как источником образов для художника становится не только реальная действительность, но и отражённая действительность — мир фотографических изображений, мир образов. Именно фотография стала главным способом творческого самовыражения и передачи преображённого художником бытия
[3]. Воображение художника отталкивается от реальности фотографий, т. е. от уже отражённой действительности, а далее сами образы, запечатлённые в фотографиях, начинают пробуждать воображение, и оно обнаруживает возможность дальнейших преобразований, совершает многократные отображения одних образов в другие, пока в нём, наконец, не возникает тот образ, который становится оправданием поиска. Творческий процесс преобразования одних образов в другие возможен при наличии художественных средств этого преобразования. Возможность варьировать, трансформировать, совмещать, расслаивать, интерпретировать и сравнивать образы открыли перед художником технические средства фотографии и полиграфии, и в фотографике происходит их эстетическое освоение.
Таким образом, по мере обогащения художественных средств всё более тонкими градациями фотографика развивает свою выразительную специфику, утверждает свою индивидуальность и всё чаще оказывается в фокусе современной визуальной культуры, оказывая значительное влияние на формирование целостной, функциональной системы коммуникаций, являясь неотъемлемой её частью.
Библиографический список
1. Серов, С. И. Опыт высшей академической школы графического дизайна / С. И. Серов // Как. — 2001. — № 3 (17). — С. 51.
2. Рожкова, О. И. История журнального дизайна / О. И. Рожкова. — М. : Универсальная книга, 2009. — 272 с.
3. Воронов, Н. В. Дизайн: русская версия / Н. В. Воронов. — М. ; Тюмень, 2003. — 208 с.
ЕРОШКИН Владимир Фёдорович, профессор (Россия), профессор кафедры «Дизайн рисунка и живописи».
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.01.2014 г.
© В. Ф. Ерошкин
Книжная полка
Слободян, В. М. Теория и практика массовой информации : учеб. электрон. изд. локального распространения: конспект лекций / В. М. Слободян ; ОмГТУ. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2013. — 1 о=эл. опт. диск Н^^ОМ). ББК 76/С48
Пресса, средства массовой информации играют ключевую роль в формировании общественного мнения. Более того, связи с общественностью — это, прежде всего, поиск, обработка, моделирование и распространение информации. Основная, функциональная деятельность в этой сфере заключается в разработке и целенаправленной реализации программы связей с прессой, налаживании взаимодействий с редакциями средств массовой информации и журналистами. Вместе с тем, журналистские навыки и умения являются необходимой составляющей частью профессиональной характеристики специалиста по связям с общественностью. Издание предназначено для студентов специальности «Связи с общественностью» 1—2 курсов дистанционного обучения. В нем представлено становление и развитие современной российской прессы во взаимосвязи с общемировой тенденцией глобализации информации. Студентам предлагается на основе анализа мнений ведущих российских и зарубежных специалистов и экспертов в области массовой информации сделать самостоятельные выводы по таким проблемам, как свобода прессы, зависимость, политическая ангажированность, социальные функции прессы и ответственность. Даны практические рекомендации по организации взаимодействия со средствами массовой информации, основанные на конкретном опыте российских и зарубежных специалистов.