Научная статья на тему 'Значение растра как композиционнообразного приема проектирования графических объектов (на примере знаковых форм). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . '

Значение растра как композиционнообразного приема проектирования графических объектов (на примере знаковых форм). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
586
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение растра как композиционнообразного приема проектирования графических объектов (на примере знаковых форм). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . »

Аксенов Т.П., Мазурина Т. А.

Оренбургский государственный университет

ЗНАЧЕНИЕ РАСТРА КАК КОМПОЗИЦИОННО-ОБРАЗНОГО ПРИЕМА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ (НА ПРИМЕРЕ ЗНАКОВЫХ ФОРМ)

В статье рассматривается растр как полиграфическая система цветоделения и как один из ведущих графических приемов. Авторами затронута проблема влияние растра на художественный образ, визуальную выразительность и функциональность знаковых форм.

С изобретением фотографии завершился период становления так называемых до-растровых структур цветоделения в допечат-ной подготовке объектов графического дизайна. Долгое время художники перерисовывали полутоновые изображения, преобразуя их в штриховые, если необходимо было печатать эти изображения способом высокой или глубокой печати. Трансформация полутоновых изображений в штриховые или мик-роштриховые изображения - это, конечно, искусство, и работали в полиграфии великие графики и граверы.

Дорастровый этап в развитии технологий цветоделения четко проявил назревшее противоречие между художественным образом оригинала и оттиска, между выразительными средствами живописи, композиционными приемами и технологиями до-печатной подготовки объектов графического дизайна, которые ограничивали художественные приемы создателей, регламентировали способы передачи цвета, приуменьшали эстетическое значение объекта и упрощали его восприятие.

Становление растрового этапа в допе-чатной подготовке полиграфической продукции оказало значительное влияние на композиционно-образные приемы проектной деятельности в графическом дизайне. Рассмотрим понятие растра как полиграфической системы цветоделения и как одного из ведущих приемов в проектировании графических объектов.

Процесс развития технологий растрирования способствовал качественным переменам в печати изображения. С помощью растрирования предстала возможность цветового воспроизведения изображения в печати с передачей всей гаммы оттенков и тонких эф-

фектов, присущих реальному изображению. Полиграфическая промышленность получила технологию, способную к передаче большого количества разнообразных оригиналов, представленных издательствами для печати. Это могли быть путеводители по городам с большим количеством цветных фотографий и иллюстраций, справочники с большим объемом иллюстративного материала, высокохудожественные издания по искусству. Расширилось производство книжной продукции с творческой графикой профессиональных дизайнеров. Качество печати непрерывно росло вместе с ростом объема выпускаемой продукции. Издательства стали приглашать на работу профессиональных ху-дожников-дизайнеров для оформления выпускаемой продукции.

Цветоделение с помощью растрирования свершило настоящий переворот в полиграфии. Для художников и дизайнеров появилась возможность использовать полутоновые изображения при оформлении полиграфической продукции. Это был технологический прорыв. За ним последовало бурное развитие способов офсетной и высокой печати полутоновых иллюстраций. Были изобретены разные технологии растрирования с использованием большого разнообразия внутренних структур.

Растрами в полиграфии называют специальные оптические приспособления, представляющие собой изображения повторяющихся элементов (точки, линии, фигуры), нанесенных на прозрачную подложку (стекло, пластик). Это стеклянные пластины или пленки с нанесенными на них непрозрачными или полупрозрачными (периодическими или апериодическими) структурами. Процесс растрирования проводят при репродуцирова-

нии, когда полутоновое изображение (в фотоаппарате или контактно-копировальном устройстве), проходя сквозь структуру растра, преобразуется в микроштриховое и фиксируется на контрастный светочувствительный слой. Полученное изображение состоит из микроштрихов (незаметных для глаза), имеющих разную площадь и форму и образующих регулярную или нерегулярную структуру. Такие изображения воспринимаются в целом как полутоновые. Растры предназначены для преобразования полутоновых изображений в микроштриховые (растровые). Растровые точки очень малы, поэтому при рассматривании растрированного изображения невооруженным глазом оно воспринимается как полутоновое. Участки изображения с крупными точками кажутся темнее (темные полутона), а с мелкими - светлее (светлые полутона).

Для осуществления растрирования по классической технологии в полиграфическом производстве использовались специальные оптические приборы, называемые растрами. Существовали растры двух типов: контактные и проекционные. Свет, отражаясь от полутонового оригинала или проходя через него, попадал на оптический модулятор и фиксировался в виде отдельных микроэлементов на высококонтрастной фототехнической пленке, которая располагалась непосредственно за растром (контактное растрирование) или на некотором расстоянии от него (проекционное растрирование). Полутона на репродукции передавались за счет изменения площади этих микроэлементов при их одинаковом количестве на единице площади изображения.

Разнообразие растровых структур, применяемых в полиграфии до возникновения компьютерных технологий, можно разделить на две группы: регулярные - периодические (частотные) и нерегулярным.

Чтобы создать иллюзию непрерывных оттенков, в регулярных полутоновых растрах применялись последовательности точек с равноотстоящими центрами, но разных размеров (рисунок 1). Точки в сочетании с окружающим фоном создают для глаз види-

мость оттенка. В регулярных растровых структурах центры микроштрихов расположены на одинаковых расстояниях, но имеют разную площадь на разных градационных уровнях (в свете, полутонах и в тени) изображения.

При малых значениях линеатуры для воссоздания изображения используются большие точки, в результате чего получается грубый внешний вид. При высоких же значениях линеатуры используются малые точки, в результате чего получается более качественный, «фотографический» вид изображения.

Оценивают регулярные растровые структуры по двум параметрам: по частоте и по форме растровых элементов (микроштрихов). Частоту в полиграфии измеряют в линии/см., микроштрихи могут иметь как точечную форму, так и форму многоугольных геометрических фигур.

Форма растровых элементов может быть представлена в виде прямой ими волнистой линии, концентрической окружности, кругов, эллипсов (от почти круглых до сильно вытянутых), квадратов, прямоугольников, ромбов, крестов, а также иметь подушкообразную, бочкообразную или неправильную геометрическую форму. Среди этого многообразия форм растровых элементов как наиболее оптимальная была оценена форма эллипса из-за плавного градационного перехода на уровне их стыковки на фотоформе и оттиске.

Регулярные структуры при наложении на оттиске в процессе печатания многокрасоч-

Рисунок 1. Регулярные растровые структуры

Рисунок 2. Нерегулярные растровые структуры

ных изображений создают рисунок в виде розетки (это хорошо видно при увеличении). При использовании регулярных структур конечный результат предсказуем, стабилен и контролируем.

Нерегулярные растровые структуры -случайные, стохастические, иррегулярные, хаотические, апериодические (рисунок 2). Нерегулярные растровые структуры состоят из отдельных микроштрихов, имеющих различную форму, площадь и хаотически расположенных на поверхности печатной формы (оттиска) полутоновых изображений.

В процессе развития технологии растрирования были созданы технологии без использования растра - при изготовлении печатных форм на литографском камне для плоского способа печати, когда пробельные и печатные элементы лежат практически в одной плоскости. Для офсетного способа печати в качестве растровой структуры традиционно использовали зернистость алюминиевой пластины, на которую наносили тонкий светочувствительный слой, таким образом в процессе обработки формы после копирования полутоновых фотоформ, проявлялось различное количество зерен или их частей из-за различной степени задубливания слоя. Зернистая поверхность специально обработанного литографского камня используется (как и при безрастровом офсете) в качестве собственно нерегулярного растра.

Нерегулярные структуры характеризуются не частотой, а интервалом частот. Интервал зависит как от величины минимального растрового элемента, так и от способности структуры объединять отдельные элементы в единые изображения большой площади. Образование отображений (слияние отдельных элементов структуры) приводит к снижению частоты. И чем быстрее структура меняет свою частоту, тем точнее она воспроизводит изображение на оттиске, и особенно его контуры и мелкие элементы.

Основой для бурного развития растровых технологий цветоделения стало возникновение и применение в полиграфии фототехнологий.

Термин «фотография» происходит от греческих слов, означающих «светопись». Первую фотографию в 1826 г. получил Нисефор Ньепс (1765-1833) в «камере-обскуре» - маленькой темной камере с вставленной в одну из стен линзой, через которую вид извне проецировался на противоположную стену. Требовалось около 8 часов, чтобы получить изображение на оловянной пластине, покрытой светочувствительным составом. В 1839 г. французский художник и изобретатель Луи Жак Манде Дагер (1787-1851) разработал первый практически пригодный способ фото графин-дагеротипию, в котором серебряные или покрытые серебром медные пластинки, выдержанные в парах йода, заменили оловянные пластинки Ньепса. Проявление производилось парами ртути. Полученное видимое изображение было негативным, в отраженном свете оно выглядело позитивным. Этот способ стал распространенным, однако с его помощью можно было получить только одну фотографию. В 1841 г. английский ученый Уильям Генри Фокс Талбот (1800-1877) разработал калотипию - способ получения изображений на бумаге. Бумажные негативы Талбота делались прозрачными, если их покрывали воском или маслом; с них делали позитивные отпечатки. Скоро они были заменены стеклянными, и в 1861 г. демонстрировался первый способ получения цветной фотографии.

Изобретенная в 1826 году «гелиография», а затем и первые дагерротипы (1833) предоставили возможность полутонового изображения благодаря применению растрирования изображения. В 1840 году появились первые иллюстрированные журналы, газеты стали выглядеть более красочными. С 1860 года издания стали полноцветными, это произошло спустя почти четверть века после изобретения цветной фотографии. О возможности применения фотонабора для получения текстовых фотоформ было известно еще в конце 19 века. К этому же времени относятся первые патентные заявки на конструкции фотонаборных машин.

Приоритет в изобретении фотонаборной машины принадлежит русскому изобретателю В.А. Гассиеву. В 1894 году он сконструировал первую в мире модель фотонаборной машины. В 1900-м Комитет по техническим делам выдал Г ассиеву официальную привилегию, подтвердив тем самым оригинальность его изобретения [1].

В 1997 - 1998 годах мир фотографии пережил трансформацию. После того, как цифровые фотоаппараты очень быстро превратились из дорогой игрушки в профессиональный инструмент, изменилась и традиционная роль фотографов. Сегодня фотограф отвечает не только за качество изображения, но и за пригодность электронного файла к дальнейшему использованию. И хотя цветоделением пока занимаются другие специалисты, фотографы все же вынуждены познакомиться с особенностями преобразования цветовых пространств RGB и СМУК. Многие фотографы уже занимаются электронным редактированием и ретушированием изображений, преобразованием цветовых режимов и другими операциями, которые раньше считались прерогативой специалистов по допечатной подготовке объектов графического дизайна.

Первые цифровые технологии возникли ранее, с появлением телевидения и способов передачи информации на электронных носителях. Развитие телевидения в 40-х-50-х годах 20 века заставило ученых искать эффективные пути записи изображений на электронный носитель. В 1951 году лаборатории Bing Crosby удалось сделать запись электрических импульсов на магнитную ленту. В 1960 году в лабораториях NASA для исследования Луны была разработана технология зашифровки изображения на компьютере, что среди прочих факторов послужило дальнейшему развитию цифровых технологий, основанных на принципах растрирования.

Развитие цифровых печатных устройств коснулось и традиционных технологий цветоделения в полиграфии. Сегодня непрестанно улучшается качество печати, появляются новые и совершенствуются существующие технологии, дающие широкие возможности в осуществлении идей ди-

зайнеров допечатной подготовки продукции. При печати программное обеспечение обрабатывает полученные данные и отображает их в виде графиков на системном мониторе. Представленная информация легко читаема и позволяет прогнозировать возможные отклонения. Обработанные изображения до вывода фотоформ влияют на сохранение качества цвета в пределах допустимых отклонений и минимизируют брак в течение всего процесса печати. По завершении печати тиража, программное обеспечение генерирует отчеты, суммирующие данные о работе печатной машины, и детализирует значения стабильности печати цвета. Программное обеспечение позволяет уменьшить время подготовки к печати за счет полученной информации на предыдущих тиражах.

Компьютерные технологии позволяют обрабатывать изображение под различные виды художественного творчества, с имитацией под живопись маслом, под акварель... Дизайнер допечатной подготовки при необходимости может воспользоваться плагинами, имитирующими все виды графического искусства, - такие как гравюра по дереву (ксилография), гравюра по металлу (медь, цинкография), и имитировать линогравюру. С внедрением в технологический процесс цифровых технологий были разработаны алгоритмы формирования нерегулярных (частотно-модулирован-ных) растровых структур.

Улучшению качества создаваемого художественного образа в объекте способствует технология частотного растрирования с использованием растров с нерегулярной структурой. Эти структуры создаются электронным путем с использованием специально созданных для этого аппаратных и программных средств. Электронным частотным растровым структуры! отличаются от традиционных тем, что имеют одинаковую форму и площадь растровых элементов на всех градационных уровнях изображения. Полутона создаются за счет изменения частоты структуры (изменение количества элементов на единицу площади изображения), активно влияющей на каче-

Рисунок 3.1. «Depth» Рисунок 3.2. «A Three Spheres»

Рисунок 3.3. «Fish» Рисунок 3.4. «Bookplate B.G. Esher»

Рисунок 3. Растр в произведениях М.К. Эшера

ство и эстетическую ценность продукции графического дизайна.

Компьютерные технологии постоянно совершенствуют процесс производства печатной продукции, технологию цветопередачи, непрерывно повышая качество и разнообразие выпускаемых изделий и способствуя большей оперативности, гибкости и управляемости в полиграфическом производстве. Ускоряется процесс обновления выводящих полиграфических устройств, совершенствуется дизайн и коммуникабельность полигра-

фического оборудования. Середина 90-х годов стала переломным периодом.

В объектах графического дизайна «ручное» исполнение изображения в виде растра применялось также с целью повышения качества полиграфического исполнения, затем стало выявляться влияние этого графического приема на художественный образ, визуальную выразительность и функциональность объектов графики.

Как графический прием, растр представляет собой систему линий или фигур, нанесенных

в определенном порядке на лист [2, с. 4]. Передача светотеневых и пластических особенностей объекта осуществляется при помощи изменения ритма или толщины линий, размера фигур. Для большей выразительности изображения в данной технике должны соблюдаться параллельность линий, четкость ритма и углов наклона элементов, что предполагает применение чертежных инструментов.

Графический растр подразделяют на два вида: линейный и фигурный. В линейном растре для изображения используются прямые или кривые линии, а также их сочетания и сопряжения (рисунки 3.3; 4.3; 5.1; 5.2; 5.4; 5.6). В фигурном растре преимущественно используются простые геометрические фигуры, а также их части и сочетания (рисунки 3.2; 3.4; 4.1; 4.2; 5.3; 5.5). С точки зрения хроматических характеристик графический растр применяют как в цветном (рисунки 3.1; 4.2; 5.15.6), так и черно-белом (рисунки 3.2-3.4; 4.1;

4.3) исполнении.

Как известно, композиция (лат. сошро8Шо - составляю, сочиняю) - процесс гармонизации формы, в котором определяются и приводятся к единству все ее характеристики: размеры, пропорции, ритмическая структура, фактура, цвет и др.; материально-пространственное решение изделия [3, с. 167].

Очевидно, преобладающий композиционный прием растра - ритм, и его частный случай - метрический повтор.

Ритм - это закономерное чередование элементов во времени и пространстве, повторение элементов с каким-либо коэффициентом изменения [4]. Композиция, основанная на ритме, всегда состоит из двух основных компонентов: некоего «модуля» и системы его повтора. Ритм проявляется в закономерном изменении порядка: в постепенных качественных или количественных изменениях повторяющихся элементов (в сгущениях или разрежениях элементов, в изменении их цвета, тона, размеров и т.п.). Ритм является признаком динамичности композиции и выразителем сложной и тонкой ее гармоничности. Если ритмическая закономерность нарушается, зритель это чувствует сразу, мгновенно утрачивается динамичность и целостность

всей системы. Однако такая композиция представляет собой «выпадение из системы» и тоже может иметь место, если ее грамотно построить (элемент или группа элементов, нарушающих систему, сразу становятся ярко выраженным центром композиции). В композиции растровых изображений ритм чаще проявляется в закономерных изменениях толщин линий или размеров фигур при равных интервалах.

Метрический повтор («метр», простой ритм) - многократное повторение одинаковых элементов с одинаковым интервалом. Коэффициент изменения в метрическом повторе равен нулю. Система в простом ритме может быть линейной (раппорт-

Рисунок 4.1. «Морская раковина» (мягкость)

Рисунок 4.2. «Конь» (пространство)

Рисунок 4.3. «Кактус» (колкость)

Рисунок 4. Растр в стилизациях природных форм (работы студентов кафедры дизайна ОГУ)

Рисунок 5.1. Художественный образ динамичного развития

Рисунок 5.2. Художественный образ

аіг^акіс

Рисунок 5.3. Художественный образ воздушности, взлета

Рисунок 5.4. Художественный образ объемной сферы

Рисунок 5.5. Художественный образ мягкости

и высокой точности

Рисунок 5.6. Художественный образ движения свежего воздуха

Рисунок 5. Растр в товарных знаках известных компаний

полоса), круговой (звездчатый раппорт), распространяющейся во все стороны двухмерного (раппорт-«полотно»), и трехмерного пространства.

В композиции растровых изображений метрический повтор проявляется в соблюдении равных интервалов модульной растровой сетки.

Растровое графическое изображение является обобщенным, этот прием позволяет избавляться от мелких второстепенных деталей, выявляя главное, что полезно для создания знаковых изображений.

Товарный знак как объект графического дизайна представляет собою композицию из графических элементов: точек; линий; тональных, цветовых и фактурных пятен. Композиционная структура и художественный образ знаковой формыг во многом зависят от его функционального назначения (профиля деятельности предприятия) и могут строиться с помощью различных средств композиции - симметрии, нюанса, контраста, ритма и т.д. Каждое средство композиции оказывает заметное влияние на художественный образ товарного знака, придавая ему определенные качества. Например, симметрия придает знаковой форме ощущение покоя, контраст - экспрессию, ритм - упорядоченность, расчет, закономерное развитие. Следовательно, применение растра как ритмической структуры в товарных знаках способно усиливать их функциональность и художественную образность.

Ярким примером применения растровых структур в графике является творчество Эшера. Его произведения по степени стилизации и особенностям композиционной структуры близки к знаковым формам. В них растр, благодаря скурпулезному расчету, претерпевает изменения от метрического повтора к ритмическим закономерностям, виртуозно передавая то бесконечное пространство (рисунок 3.1), то материальность объемной формы (рисунок 3.2), то знаковую плоскостность (рисунки 3.3;

3.4) [5]. Ритмические и фактурные особенности того или иного растра эмоционально насыщают художественный образ изображения.

Для освоения технологий полиграфического производства и расширения художе-

ственно-графических возможностей дизайнеру-графику необходимо знать все исторически сложившиеся виды растра в полиграфии и в графике и уметь грамотно их использовать в практике.

Разнообразие растровых технологий позволяют дизайнеру-графику применять в процессе выполнения оригинальных творческих замыслов высокохудожественные графические средства.

Список использованной литературы:

1. Самарин Ю.Н. Этапы развития допечатных систем. - КомпьюАрт. 2004, №10.

2. Упражнение на повышение графического мастерства: Методические разработки по курсу «Проектирование» специальности 2230 «Промышленное искусство». - Свердловск. 1985. - 15 с.

3. Художественное проектирование [Текст]: учеб. пособие / Б.Е. Нешумов, Е.Д. Щедрин, Е.Б. Минервин. - М.: Просвещение. 1979. - 175 с.: ил.

4. Макетирование в графическом дизайне [Текст]: учебное пособие / Т.А. Мазурина, О.Р. Халиуллина. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2005. - 144 с.

5. М.С. Escher. Grafiеk еп Текепі^еп: перевод с англ. А.Ильф. - TASCHEN GmbH, 2001. - Арт-Родник, издание на русском языке, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.