МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
3. Левицкий Ю.А. Проблемы лингвистической семантики. 2-е изд. М.: Либроком, 2009. 152 с.
4. Пеньков Б.В. Признаки институционального дискурса: образовательный дискурс // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2009. № 4. С. 63—68.
5. Bhatia V.K. Interdiscursivity in professional communication // Discourse & Communication. Thousand Oaks, CA: Sage, 2010. Vol. 4. No. 1.Р. 32-50.
6. Deppermann A. Zur Einfiihrung: ,Verstehen in professionellen Handlungsfeldern‘als Gegenstand einer ethnographi-schen Konversationsanalyse // Verstehen in professionellen Handlungsfeldern (Studien zur deutschen Sprache. Vol. 52). Tubingen: Narr, 2010. S. 7-26.
7. Fairclough N. Language and Globalization. N.Y.: Routledge, 2006. 200 p.
8. Farr F. The Discourse of Teaching Practice Feedback: A Corpus-Based Investigation of Spoken and Written Modes (Routledge Advances in Corpus Linguistics). N.Y.: Routledge; 1 ed., 2010. 228 p.
9. Schleppegrell M.J. The Language of Schooling: A Functional Linguistics Perspective. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum. 2004. 208 p.
10. Sinclair J. Trust the Text: Language, Corpus and Discourse, Ronald Carter (Ed.) N.Y.: Routledge; 1 ed., 2004. 224 p.
11. Пеньков Б.В. Лексико-семантические и тематические маркеры в англоязычном образовательном дискурсе // Сервис-plus. 2010. № 1. С. 37-43.
Иллюстративные источники
1. AdvancED. Tempe, AZ; Alpharetta, GA: Advance Education, Inc., 2010. URL: http://www.advanc-ed.org (дата обращения 25.03.10).
2. North Central Association of Colleges and Schools («NCA»). Tempe, AZ; Chicago, IL, 2010. URL: http://www. northcentralassociation.org (дата обращения 15.03.10).
3. Northwest Association of Accredited Schools («NAAS»). Boise, ID, 2010. URL: http://www.northwestaccreditation.org (дата обращения 15.03.10).
4. Transition from High School to College («Transition»). Dallas, TX: Altshuler Learning Enhancement Center at Southern Methodist University, 2002. URL: http://www.d.umn.edu/tutoring/transition.htm#rules (дата обращения 25.03.10).
УДК 378.14.015.62
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПЛАНА ФГОУВПО «РГУТИС»
ПО ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «МЕНЕДЖМЕНТ» (БАКАЛАВРИАТ)
Суслова Ирина Александровна, кандидат экономических наук, доцент, [email protected],
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
Based on the provisions of the Bologna Declaration and the main factors of reforming Russian education, characterization of the developed RSUTS a new educational curriculum of 080500 «Management» (undergraduate) was carried out. The compliance with the requirements of the GEFproject HPE third generation, as well as the results of the research of the needs of the labor market were found. The role in formation of the main skills professional work of the bachelor of management is defined.
Приведена характеристика разработанного ФГОУВПО «РГУТиС» нового учебного плана по направлению подготовки 080500 «Менеджмент» (бакалавриат), основанная на положениях Болонской декларации и основных факторах реформирования российского образования. Выявлено его соответствие требованиям проекта ФГОС ВПО третьего поколения, а также результатам исследований потребностей рынка труда. Определена роль в формировании основных компетенций профессиональной деятельности бакалавра менеджмента.
Key words: management, a bachelor degree, the curriculum, modules, labor input, the competence Ключевые слова: менеджмент, бакалавриат, учебный план, модули, трудоемкость, компетенции
74 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / N2 1
Оценка качества учебного плана ФГОУВПО «РГУТиС» по основной образовательной...
В соответствии с целью проекта Tempus JEP 27 2002—2006 CUDEM, состоящей в адаптации учебного плана ФГОУВПО «РГУТиС» по направлению подготовки 080500 «Менеджмент» профиль «Финансовый менеджмент» (бакалавриат) к двухуровневой системе, определены основные подходы к оценке его результатов:
1) соответствие концепции Болонской декларации;
2) учет требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (проект третьего поколения ФГОС ВПО);
3) отражение запросов и пожеланий работодателей, выпускников и преподавателей;
4) согласованность основных элементов образовательного процесса: учебного плана, квалификации преподавателей, методического обеспечения.
Современный процесс реформирования высшего профессионального образования России базируется на реализации положений Болонской декларации. Перечислим основные из них [1. С. 22].
1. Переход на двухуровневую систему образования: бакалавриат и магистратура.
2. Оценка знаний студентов по кредитно-модульной системе.
3. Сопоставимость европейских и российских кредитных единиц.
4. Разработка согласованных образовательных программ по направлениям подготовки бакалавров и магистров.
5. Использование общего нормативного подхода к присвоению квалификации бакалавра и магистра.
6. Межгосударственное признание кредитных единиц, отдельных модулей, степеней и дипломов.
7. Формирование межнациональных образовательных программ.
8. Развитие европейской мобильности преподавателей и студентов.
9. Проведение интернациональных межвузовских научных исследований в области качества образовательных программ.
10. Развитие российских традиций и особенностей профессионального образования. Применение концептуальных подходов
Болонского соглашения в сфере высшего профессионального образования РФ, в том числе в области подготовки бакалавров по направ-
лению 080500 «Менеджмент», основывается на использовании современных образовательных программ. Образовательная программа включает набор факторов, формирующих необходимую связь всех элементов учебного процесса (от первого занятия до итоговой аттестации) в единый комплекс профессионального сознания выпускника, его готовности к ком-петентностной трудовой деятельности и самостоятельной социальной жизни. Важнейшим элементом образовательной программы, лежащим в основе организации учебного процесса, является рабочий учебный план.
Разработанный ФГОУ ВПО «РГУТиС» в рамках проекта TEMPUS новый учебный план подготовки менеджеров по программе бакалавриата учитывает основные факторы реформирования российского образования [3. С. 75].
1. Пересмотр методологических основ профессионального образования (цели, задачи, технологии, конечные результаты).
2. Изменение критериев оценки результатов образования (система сформированных компетенций).
3. Организация учебного процесса на основе использования циклично-модульного подхода.
4. Применение современных информационных программ обучения.
5. Повышение мотивации качества образования.
6. Возможность выбора технологии образования.
7. Повышение индивидуализации образовательного процесса.
8. Усиление практической составляющей учебного процесса.
9. Повышение роли самостоятельной работы студента в образовательной программе.
При государственной аккредитации важной характеристикой образовательной программы является технология образовательного процесса, охватывающая следующие составные элементы [3. С. 169—171]:
1) состав учебных циклов и разделов подготовки, их объемные характеристики (определяется ФГОС ВПО);
2) цикличная структура и последовательность учебных модулей;
3) общая трудоемкость учебных модулей и их распределение по семестрам непрерывности и ритмичности образовательного процесса;
75
МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
4) количественная характеристика, структура и формы оценки знаний (зачеты, экзамены, защиты курсовых работ и проектов, контрольные работы, тесты и др.);
5) трудоемкость и распределение аудиторных часов по теоретической и практической подготовке;
6) трудоемкость и распределение часов самостоятельной подготовки студента.
7) состав методического обеспечения учебных модулей;
8) посеместровая трудоемкость учебной нагрузки студента;
9) трудоемкость профильной подготовки в учебном процессе.
Проводя сравнение разработанного ФГО-УВПО «РГУТиС» учебного плана подготовки бакалавра менеджера с требованиями проекта Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения [5], можно отметить его полное соответствие критериям, установленным указанным нормативным документом (табл. 1).
Используя информацию, представленную в табл. 1, можно выделить ряд наиболее важных изменений в новом учебном плане ФГОУВПО «РГУТиС» по сравнению с действующим.
1. При общей трудоемкости основной образовательной программы подготовки бакалавра менеджмента равной 240 3. Е., изменилась ее структура. В новом учебном плане повысилась трудоемкость освоения цикла профессиональных дисциплин с 134
3. Е. до 138 3. Е. Трудоемкость раздела «Физическая культура» определена в объеме 2 3. Е. В соответствии с требованиями проекта ФГОС ВПО сокращена с 18 3. Е. до 10 3. Е. трудоемкость раздела «Учебная и производственная практика», увеличена до 12 3. Е. трудоемкость раздела «Итоговая государственная аттестация», включающая прохождение итоговой производственной практики, подготовку выпускника к квалификационному экзамену и защите выпускной квалификационной работы.
2. При неизменном общем объеме учебной нагрузки студента 54 часа в неделю объем аудиторных занятий (без занятий по физической культуре) сократился в среднем с 26 час. до 24 час. в неделю. Это привело к повышению трудоемкости самостоятельной работы студента за весь период теоре-
тического обучения с 2893 час. до 3728 час. или на 28,9%. Целью подобного изменения является необходимость повышения роли, статуса и содержания самостоятельной работы студента в процессе формирования профессионального сознания выпускника.
3. Значительные перемены произошли в структуре аудиторных занятий. Если в действующем учебном плане удельный вес лекций в общем объеме аудиторных часов (без занятий по физической культуре) составлял 51,6% (1814 час) за весь период обучения, то в новом учебном плане только 34,3% (1068 час). Соответственно по гуманитарному, социальному и экономическому циклу удельный вес лекций сократился с 41,7% до 20,5%, по математическому и естественнонаучному циклу с 44,6% до 35,7%, по профессиональному циклу с 56,5% до 38,6%. Это изменение определяет переориентацию реформированного учебного плана университета с передачи будущему выпускнику необходимых знаний в процессе лекционных занятий к формированию умений и навыков их применения во время проведения практических занятий.
4. В соответствии с требованиями проекта Федерального государственного образовательного стандарта по новому учебному плану ФГОУВПО «РГУТиС» в общем количестве изучаемых дисциплин резко увеличилось число вариативных дисциплин по выбору студента. Их удельный вес по всем циклам учебного плана вырос с 17,4% до 54,3% (в 3,1 раз), а по циклу профессиональных дисциплин с 14,3% до 63,3% (в 4,4 раз). В результате обеспечивается возможность индивидуализации образовательного процесса с учетом способностей и интересов студентов, а также диверсификации запросов работодателей.
Важной характеристикой образовательной программы является ее сбалансированность по модулям и видам подготовки [4. С. 87]. В новом учебном плане можно выделить главные виды подготовки: общекультурную, экономическую, информационную, менеджмент-подготовку, социально-психологическую и юридическую.
Учитывая пожелания работодателей и выпускников, в новом учебном плане университета в общекультурное направление подготовки
76 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / № 1
Оценка качества учебного плана ФГОУВПО «РГУТиС» по основной образовательной...
бакалавра в перечень дисциплин вариативной части включены «Навыки обучения», «Навыки презентации», «Ораторское мастерство», «Речевые коммуникации», «Иностранный язык (второй)». Эти модули способствуют развитию
у студента умения разработки персональных стратегий обучения; умение логически верно, аргументировано, ясно строить устную и письменную речь на русском и иностранных языках; критически оценивать личные достоин-
Таблица 1
Сравнительная характеристика нового учебного плана ФГОУ ВПО «РГУТиС» по направлению 080500 «Менеджмент» (бакалавриат)
Показатель По проекту ФГОС ВПО третьего поколения По новому плану ФГОУВПО «РГУТиС» По действующему плану ФГОУВПО «РГУТиС»
1. Общая трудоемкость гуманитарного, социального и экономического цикла (ГСЭ), З. Е. 1, в том числе по частям учебного плана 38-48 44 46
Б. 1. Базовая часть 28 28 36
В. 1. Вариативная часть 10-20 16 10
2. Общая трудоемкость математического и естественнонаучного цикла (ЕН), З. Е. в том числе по частям учебного цикла 32-44 34 33
Б. 2. Базовая часть 24 24 30
В. 2 Вариативная.часть 10-20 10 3
3. Общая трудоемкость профессионального цикла (П), З. Е. в том числе по частям учебного цикла 134-138 138 134
Б. 3. Базовая часть 52 52. 117
В. 3. Вариативная.часть 82-86 86 17
4. Общая трудоемкость раздела «Физическая культура», З. Е. 2 2
5. Общая трудоемкость раздела «Учебная и производственная практика», З. Е. 6-10 10 18
6. Общая трудоемкость раздела». Итоговая государственная аттестация», З. Е. 12 12 9
7. Общая трудоемкость основной образовательной программы, З. Е. 240 240 240
8. Максимальный объем учебной нагрузки студента, часов в неделю в том числе: Не более 54 54 54
8.1. Объем аудиторных занятий студента в среднем за период теоретического обучения (без занятий по физической культуре) Не более 27 24 26
9. Удельный вес лекций в общем объеме аудиторных занятий (без занятий по физической культуре), % в том числе по учебным циклам: Не более 50 34,3 51,6
9.1. Гуманитарный, социальный, экономический цикл (ГСЭ) 20,5 41,7
9.2. Математический и естественнонаучный цикл (ЕН) 35,7 44,6
9.3. Профессиональный цикл (П) 38,6 56,5
10. Удельный вес дисциплин по выбору студентов в общем количестве дисциплин учебных циклов, % в том числе по учебным циклам: Не менее 1/3 вариативной части по всем учебным 54,3 17,4
10.1. Гуманитарный, социальный, экономический цикл (ГСЭ) циклам 33,3 23,1
10.2. Математический и естественнонаучный цикл (ЕН) 42,9 20,0
10.3. Профессиональный цикл (П) 63,3 14,3
11. Суммарное количество экзаменов и зачетов в учебном году 64 66
1 курс Не более 22 22 18
2 курс Не более 22 17 18
3 курс Не более 22 14 17
4 курс Не более 22 11 13
12. Общее количество каникулярных недель в том числе 31 27
1 курс От 7 до 10 10 10
2 курс От 7 до 10 10 8
3 курс От 7 до 10 8 7
4 курс От 7 до 10 3 2
1 З.Е. — зачетная единица.
77
МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ства и недостатки; управлять процессами восприятия и переработки информации.
Экономические модули направлены на понимание и овладение умениями:
• применения экономических методов анализа рынка, поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства, статистической и финансовой отчетности;
• оценки эффективности использования различных систем учета и распределения;
• использования методик инвестиционного анализа и оценки финансовых рынков.
Исходя из современных тенденций развития российской экономики, мировых процессов глобализации и интернационализации, экономическая подготовка бакалавров по новому учебному плану ФГОУВПО «РГУТиС» предусматривает обязательное изучение модулей «Микро- и макроэкономика», «Мировая экономика», «Статистика», «Финансовый и управленческий учет», «Корпоративные финансы», а в качестве дисциплины по выбору студентам предлагаются модули «Экономическая география», «Страноведение», «Основы финансов», «Финансовые рынки», «Международный бизнес», «Экономика в глобальном бизнесе», «Экономика фирмы», «Экономика предпринимательства» и другие.
В результате их освоения у будущего бакалавра менеджмента развивается способность экономической оценки поведения фирмы в условиях рыночной сферы, применения количественных и качественных методов анализа, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей, применения обоснованных инвестиционных, кредитных и финансовых решений.
В состав информационных входят только обязательные для изучения модули, определенные государственным стандартом: «Методы принятия управленческих решений» и «Информационные технологии в менеджменте».
Модули менеджмент-подготовки способствуют формированию профессиональных приемов, навыков и компетенций в области:
• диагностики маркетинговой, производственной, инвестиционной, инновационной, организационной, логистической, финансовой деятельности организации;
• реализации основных управленческих функций и стратегий организации;
• разработки и реализации стратегических и оперативных управленческих решений;
• применения современных методов управления персоналом, собственностью, затратами, рисками, финансовым оздоровлением и др.
Менеджмент-подготовка является важнейшей в новом учебном плане университета. При определении состава ее модулей в базовой части были учтены требования проекта Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО), а в вариативной части — результаты изучения мнений и пожеланий работодателей, выпускников и преподавателей ФГОУВПО «РГУТиС». Общее количество вариативных дисциплин менеджмент-подготовки равно 37. В их числе можно выделить «Навыки в менеджменте», «Стратегическое управление персоналом», «Международное управление персоналом», «Производственный менеджмент», «Организация деятельности предприятия», «Антикризисное управление», «Креативный менеджмент» и др.
Широкий перечень и разнообразие модулей менеджмент-подготовки определяет возможность овладения выпускником университета профессионально необходимыми, востребованными рынком труда компетенциями с учетом личностной траектории саморазвития.
Социально-психологические модули направлены на развитие навыков:
• целостного подхода к анализу проблем личности, группы, коллектива и общества в целом;
• выбора оптимальных технологий эффективного влияния на групповое поведение в организации;
• поддержание этического климата в организации;
• развития деловых коммуникаций.
Социально -психологическая подготовка
занимает особое место в профессиональной деятельности бакалавра менеджмента, связанной с коммуникативными процессами, лидерством, организацией командного взаимодействия при решении управленческих задач.
Состав социально-психологических модулей формируют как обязательные базовые дисциплины: «Социология», «Организационное поведение», «Корпоративная социальная ответственность», так и широкий набор вариативных дисциплин: «Бизнес-коммуника-
78 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / N2 1
Оценка качества учебного плана ФГОУВПО «РГУТиС» по основной образовательной...
ции», «Деловое письмо», «Профессиональное общение», «Лидерство», «Конфликтология», «Деловая этика» и др.
Юридические модули направлены на получение знаний и навыков:
• использования российских и международных нормативно-правовых документов в деятельности организаций и государств;
• решения управленческих задач, связанных с операциями на внутренних и мировых рынках.
Ориентация на строгое соблюдение правовых норм и правил хозяйственной деятельности является основным условием успешной работы любой организации. С целью расширения возможностей студента в приобретении дополнительных юридических знаний и навыков ему предлагается в качестве дисциплины по выбору изучить «Международное бизнес-право», «Хозяйственное право» или «Бизнес-право».
Результатом освоения всех модулей и дисциплин нового учебного плана ФГОУВПО «РГУТиС» является формирование профессионального сознания и системы компетенций бакалавра менеджера, включающих наличие необходимых знаний, навыков и умений, определяющих его готовность к выполнению организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской видов деятельности, развитию креативных способностей и продолжению образования.
Разработанный ФГОУВПО «РГУТиС» учебный план подготовки бакалавра менеджера дает возможность студенту получить:
• знания по следующим основным направлениям: культурология, русский и иностранные языки, математика, информатика, экономика, социология, коммуникации, менеджмент, бизнес, финансы, право;
• навыки в области практического применения языковой подготовки, IT-технологий, решения экономико-математических задач, анализа экономического и общественного процессов, межличностного и делового общения;
• умения, определяющие способность выпускника применять технологии менеджмента; использовать инструменты управления персоналом, разработки управленческих решений, проведения экспертно-аналитической работы, работы в команде, правовых
норм, финансовых рычагов; определение стратегий, развития предпринимательства, проявления креативности, самоорганизации и саморазвития.
Состав и структура компетенций, получаемых выпускником после освоения образовательной программы в соответствии с требованиями проекта ФГОС ВПО (третьего поколения) [5. С. 78] и рыночной конъюнктуры, формируют его готовность к основным видам профессиональной деятельности:
1) организационно-управленческая деятельность:
— готовность к предложениям по формированию функциональных стратегий организации (маркетинговой, финансовой, кадровой и т. д.)
— владение навыками разработки операционных мероприятий, направленных на реализацию стратегий организации;
— осуществление расчетов в области планирования деятельности подразделений и организации в целом;
— участие в формировании структуры управления организации;
— готовность к организации деятельности команды исполнителей конкретных видов работ;
— участие в разработке и осуществлении проектов по совершенствованию деятельности организации;
— владение методами контроля деятельности работников и подразделений;
— способность выбора систем мотивации и стимулирования исполнителей;
2) информационно-аналитическая деятельность:
— готовность к выбору источников, сбору, обработке и анализу внешней и внутренней информации для принятия управленческих решений;
— владение навыками построения внутриорганизационной информационно-управленческой системы;
— способность формирования и ведения баз данных по различным направлениям деятельности организации;
— владение методами проведения комплексной оценки эффективности управленческих решений и проектов;
3) предпринимательская деятельность:
— участие в разработке предложений по диверсификации деятельности организации;
79
МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
— владение методикой бизнес-планирования инновационных направлений деятельности организации;
— готовность к реорганизации предпринимательской деятельности организации;
4) финансово-управленческая деятельность:
— готовность к организации деятельности исполнителей в области осуществления финансового учета и отчетности;
— способность осуществления планирования финансовой деятельности организации;
— владение методиками контроля финансового состояния организации;
— готовность к проведению стоимостной оценки активов и управлению оборотным капиталом;
— способность к подготовке предложений по разработке и реализации управленческих решений, направленных на совершенствование финансовой деятельности организации;
— владение методами и инструментами финансового менеджмента;
— готовность к подготовке предложений по осуществлению финансовых операций организации на мировом рынке.
Обобщая результаты исследования, направленного на выявление отличительных особенностей разработанного ФГОУВПО «РГУТиС» учебного плана, можно отметить его полное соответствие современным требованиям профессиональной подготовки бакалавра менеджера. Введение нового учебного плана в образовательный процесс университета позволит не только повысить уровень компетент-ностной трудовой деятельности выпускника на рынке труда, но и обеспечить возможность интеграции основной образовательной программы направления подготовки «Менеджмент» (бакалавриат) в европейское образовательное пространство.
Литература
1. Байденко В.И. Болонский процесс: Курс лекций. М.: Логос, 2004. 208 с.
2. Грибов А. В. О некоторых концептуальных проблемах введения бакалавриата// Высшее образование в России. 2007. № 8. С. 26-29.
3. Коротков Э.М. Управление качеством образования. М.: Академический Проспект: Мир, 2006. 320 с.
4. Мартыненко О.А., Черная И. С. Формирование и оценка профессиональных компетенций менеджеров в учебном процессе // Высшее образование в России. 2007. № 9. С. 86-90.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500 «Менеджмент» квалификация (степень) «Бакалавр» (проект третьего поколения) // www.umoman.ru.
6. Ананьева Т.Н., Савельев Б.А. Взаимодействие и взаимосвязь социальных институтов высшего профессионального образования и рынка труда // Сервис-plus. 2008. № 4 (т. 2). С. 46-50. (Footnotes)
80 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / N2 1