Научная статья на тему 'Формы предприятий с иностранным капиталом в экономике региона'

Формы предприятий с иностранным капиталом в экономике региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы предприятий с иностранным капиталом в экономике региона»

Считаем целесообразным принять в основу концепции региональной тарифной политики принципы адекватности:

1 .Тариф на электроэнергию не должен быть выше тарифа, рассчитанного на основе социальных индикаторов данного региона.

2.Вероятность банкротства энергокомпании при данном (минимальном) тарифе должна быть предельно низкой.

3.Изменение параметров бюджета республики остается в допустимых пределах при данном тарифе и.т.д.

Конечно, предложенная концепция не претендует на полноту охвата всех проблем региональной тарифной политики. Вместе с тем, при сохранении нынешней системы управления тарифами, энергетика фактически не имеет реальных шансов на развитие.

Тарифная политика, которая поставлена под контроль местных администраций, не является эффективной. Поскольку при такой зависимости тарифа развитие энергетики становится не разрешимой задачей. Поэтому, предстоящая реформа, в частности, направлена против популистического влияния на тарифы, которые разрушают региональную энергетику.

Экономически обоснованные тарифы достигаются изменением системы тарифообразования,т.е. проблема не в тарифах, устанавливаемых РЭКом, а в самой системе та-рифообразования. Основная цель предстоящих реформ электроэнергетики заключается в том, чтобы перейти к рыночному механизму установления тарифа, а главное направление экономической политики-дерегулирование в энергетике. По сути, это означает самоустранение чиновников от ответственности за состояние энергетики. Сегодня РАО «ЕЭС России» пытается решить проблему: как переложить расходы на модернизацию энергетики на население. На это и будет нацелена новая тарифная политика.

В связи с этим в очередной раз предложено принять политическое решение о допуске в сектор генерации и сбыта электроэнергии частников, что будет способствовать перераспределению генерирующих мощностей в пользу эффективных собственников. Следует отметить, что таковое уже один раз было. Имея в виду приватизацию, которая была также направлена на создание эффективного собственника. А эффективного собственника и поныне нет. Поэтому не приходится сомневаться в том что и генерирующие мощности и сбыт электроэнергии окажутся в руках тех же нерадивых собственников.

Логичным и разумным в создавшейся ситуации был бы переход от тарифа на основе учета не существующего баланса интересов, а к адекватному тарифу.

В общем, удается ли создать в республике эффективный механизм управления тарифами на продукцию естественных монополий. Если даже удается, надо еще (предстоит) доказать ее эффективность.

Электроэнергетика - базовая отрасль экономики. Она несет большую нагрузку в области развития и совершенствования не только самой экономики, но и в успешном решении целого комплекса социальных проблем общества. В этом плане многое зависит от эффективной деятельности самой энергетики. Поэтому и объективно необходимо разработка и осуществление научнообоснованной, принципиально верной тарифной политики, отвечающей интересам и производителей и потребителей электрической энергии.

Мамаева У.Б.

Формы предприятий с иностранным капиталом в экономике региона

Иностранные инвесторы в России имеют право вкладывать капиталы в практически любые отрасли (за исключением тех отраслей, деятельность в которых ограничена государством и его соответствующими нормативными актами). На территории России могут действовать 4 типа предприятий с участием иностранного капитала (в соответствии с критерием принадлежности капитала):

1) предприятия с долевым участием иностранного капитала, а также их дочерние предприятия и филиалы;

2) предприятия полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также их дочерние предприятия и филиалы;

3) филиалы иностранных юридических лиц;

4) представительства иностранных фирм.

На территории России могут быть организованы два вида предприятий и иностранными инвестициями:

1) со 100 % участием иностранного капитала;

2) с долевым участием иностранного капитала (СП).

Распределение иностранных инвестиций по Республике Дагестан характеризуется следующими данными:

Страна-импортер инвестиций Наименование предприятия Тысяч долларов США. Тысяч рублей.

накоплено с начала года поступило за год накоплено с начала года

Азербайджан СП "Капри Интернэшнл" 13 - -

Италия СП "Макси" 2000 - -

Республика Корея СП "Сотовая связь" 2335 - -

Испания СП "Вак Вем Глобал" 175 - -

Турция СП "Космос Интернэшнл ЛТД" 40 - 120

Турция СП АО " Ином " 140 53 -

США АО СП "Даг-нефтьинду-стрия" 2410 - -

Министерством экономики республики внесено в государственный реестр 120 предприятий с иностранными инвестициями, 8 из которых ликвидированы. Однако эти предприятия не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на экономику республики. Из общего числа зарегистрированных предприятий в 1998 г. действовали только 10, из которых производили продукцию лишь 2 предприятия на 960 тыс. рублей ( ЗАО " Инком " - трубы на 200 тыс. рублей ), что составляет 0.06 % в общем объеме промышленного производства республики. Остальные предприятия из-за отсутствия оборотных средств и экономического кризиса производством не занимались - реализовали остатки продукции 1997 года.

Эти виды организации распространяются на все отрасли хозяйства.

Историческая потребность в создании совместных предприятий, предполагающих общность капитала и совместное участие в прибылях и убытках (иногда предполагающих также совместную хозяйственную деятельность), была обусловлена тем, что возрос минимальный уровень капитала, необходимый для функционирования большинства отраслей промышленности. Кроме того, возник и ряд чисто технологических задач специализации, которые воплотились в жизнь при согласовании действий независимых предприятий.

В современных условиях наблюдалась тенденция роста количества регистрируемых предприятий со 100 % иностранным капиталом. В начале 1995 г. их доля составила 21%, а в среднем 1996 - уже 44 %. Отмеченные тенденции роста числа предприятий со 100 % иностранными инвестициями и снижения объема капиталовложений в уставный фонд ПИИ в целом обусловлены неблагоприятным инвестиционным климатом, сложившимся в российской экономике, и отсутствием дифференциации в стимулировании отдельных форм ПИИ.

При анализе инвестиционных проектов применительно к условиям российской экономики иностранные инвесторы принимают в расчет не менее 25 % рисковой составляющей. Следовательно в современных условиях для иностранного инвестора невыгодно осуществление крупных капиталовложений в проекты со значительным сроком окупаемости и предполагающие большие объемы инвестированных средств.

В этой связи иностранные инвесторы предпочитают ориентироваться на ПИИ с небольшими объемами инвестированных ими средств. Данные ПИИ используются ими как средство закрепиться на новом для них рынке.

Кроме того, СП предполагающие долевое участие в уставном капитале и долевое распределение прибыли, также оцениваются иностранными инвесторами как фактор, лишающий возможности самостоятельно определять инвестиционную стратегию и реализовывать полученную продукцию, что также снижает, по их мнению, доходность инвестиционного проекта иногда за счет увеличения затрат, а иногда за счет более длительного периода реализации проекта.

Для формы СП характерна, напротив, большая стабильность, необходимая принимающей экономике. Это объясняется отмеченной коллегиальностью решений о составе участников СП, о характере его деятельности (что обеспечивает соблюдение интересов принимающей экономики). Позитивными аспектами, содействующими развитию принимающей экономики, в рамках СП являются совместное ведение хозяйственной деятельности, позволяющее местному партнеру по СП получить управленческий и маркетинговый опыт работы в условиях рынка; переход на выпуск необходимой для насыщения внутреннего рынка продукции, по качественным параметрам соответствующей условиям мирового рынка.

Таким образом, форма СП представляется более приемлемой с позиции интересов принимающей экономики, в рамках которой недавно разрешено функционирование иностранного капитала, поскольку совместное участие с иностранным инвестором в СП позволяет минимизировать отрицательные аспекты влияния иностранного капитала при формировании государственной стратегии привлечения иностранных инвестиций.

Среди сфер деятельности как СП, так и предприятий со 100 % иностранным капиталом (по числу зарегистрированных ПИИ) преобладают: сфера посреднических и консалтинговых услуг (для СП доля этого сектора составляет 60 %, а для предприятий со 100 % иностранными инвестициями - 75 %), торговля (соответственно 26 % и 49.8 %). Это отражает отмеченную выше тенденцию преобладания среди сфер деятельности ПИИ отраслей, не требующих больших капиталовложений и позволяющих быстро ликвидировать предприятие.

В настоящее время развитие форм ПИИ не соответствует потребностям российской экономики, что отражает тенденцию роста числа предприятий со 100 % инвестициями по отношению к общему числу зарегистрированных ПИИ. Поскольку использование форм СП в условиях переходной экономики в большей степени отвечает потребностям экономического развития, следует учесть это при формировании единой концепции направлений и форм привлечения иностранного капитала в российскую экономику путем стимулирования участия иностранного капитала в СП и предоставления гарантий вклада инвесторов в их уставный фонд.

Гусейнов З.А.

Внешнеэкономический потенциал Республики Дагестан: состояние и показатели оценки

Республика Дагестан - самый южный регион России, имеющий наибольшую из субъектов Российской Федерации длину береговой полосы Каспийского моря, что обеспечивает России широкий доступ к ресурсам Каспия.

Стратегия и тактика регионального развития, в том числе внешнеэкономических связей, строится на основе экономической диагностики. Для анализа экономики регионов специалисты используют в основном те же макропоказатели, что и для анализа национальной экономики в целом.

В частности, к таким показателям относятся: валовой внутренний продукт и его основные компоненты, доходы населения, национальное богатство, сосредоточенное на территории региона. Степень общей открытости экономики региона характеризуется таким показателем, как отношение объема товарообмена (как межрегионального, так и в рамках внешнеэкономических связей) к произведенному валовому региональному продукту (ВРП). Объем ВРП характеризует стоимость произведенных во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта товаров и услуг.

Для целей межрегиональных сопоставлений уровней развития, благосостояния и эффективности регионального хозяйства показатели, в том числе ВРП, могут быть приведены в расчете на душу населения. Основные данные для расчета оценочных показателей отражаются в системе регионального счета и могут быть использованы при оценке внешнеэкономического потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.