Научная статья на тему 'Концепция адекватного тарифа'

Концепция адекватного тарифа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция адекватного тарифа»

рота рыбы и продуктов ее переработки занят ряд структур (включая ФПС РФ), однако ощутимых результатов в этом направлении нет. Зачастую эти структуры мешают друг другу в борьбе с криминальным бизнесом в этой сфере (или помогают последним). В открытой продаже на рынках копченная и вяленная рыба, черная икра, но подавляющая часть реализуемой и вывозимой за пределы республики продукции принадлежит частным лицам. Отсутствует жесткий спрос со стороны руководящих местных органов власти с должностных лиц, ответственных за пресечение теневого и криминального бизнеса в этой сфере.

Мероприятия охранного направления, исключающие на период восстановления рыбных запасов масштабного браконьерства. В частности важнейшими из них является:

1. Полное запрещение всякого рода малых моторных судов (моторных лодок) во всей акватории дагестанского побережья Каспия в течение ближайших 10-15 лет. Не секрет, что в настоящее время на дагестанское побережье приходится более 2 тысячи официально зарегистрированных малых судов (моторных лодок, байд, катеров), приобретенных отнюдь не для прогулки по морю. Большинство из них оснащены дорогостоящими, быстроходными моторами, системой навигации и др. приспособлениями обеспечивающих эффективность лова рыбы. Причем запрет должен касаться не только частных, но и без исключения всех государственных лодок, принадлежащих многочисленным рыбоохранным, научным и другим организациям. Правовая форма изъятия или выкупа у частных владельцев моторов требует разработки. Такая мера не только автоматически свела бы на нет активное браконьерство на море и внутренних водоемах, но и во многом способствовало бы ликвидации самой традиции браконьерского лова среди населения прибрежной зоны.

2. Объявление полного моратория на промышленный (научный) лов осетровых в море и 5-ти летний мораторий на лов осетровых в устьевых зонах рек Сулака и Терека, исключая лова для рыборазводных целей.

В вопросах тактики и стратегии охраны и юридического обоснования форм рыбоохранных мероприятий, структуры и количества рыбоохранных организаций в регионе, очевидным является целесообразность осуществления рыбоохраной деятельности одной организацией. В последнем случае роль пограничников ограничивается контрольными функциями за деятельностью рыболовных судов, ведущих промысел мелкого морского частика и недопущению лова с них осетровых. Все же другие формы деятельности (научные исследования, воспроизводство, распределение квот по вылову, переработка и торговля рыбной продукции и др.) должны быть подняты на уровень государственной монополии, осуществляемой под контролем соответствующего комитета СМ РФ и РД.

Конечной целью восстановления экономики предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности АПК и вывода их из кризисного состояния является создание современной системы рыночных отношений и механизмов при активном государственном регулировании экономики этой отрасли. Выход АПК из системного кризиса в переходе к новым формам организации агропромышленного производства, позволяющим увязать в единый комплекс производство, заготовку, переработку и реализацию продукции и создать на его базе новый производственно-финансовый механизм, обеспечивающий значительное повышение эффективности всей системы экономических отношений.

Хаджалиева С.Д., Джамбулатов И.Д., Исмаилов Н.И.

Концепция адекватного тарифа

В последнее время имеет место хождение положения о том, что «Региональные энергетические комиссии (РЭК) обеспечивают (устанавливают) баланс интересов потребителей и производителей электроэнергии». В связи с этим объективно возникают ряд вопросов. Как установить этот баланс интересов? Вообще, существует ли такой баланс, если интересы производителя и потребителя диаметрально противоположены.

Как нам представляется, существование баланса интересов между двумя противоположными взглядами на проблему энергетики сомнительно. Подтверждением сказанного являются непрекращающиеся судебные дела, связанные с тарифом и критика в адрес РЭКа. В настоящее время РЭК устанавливает тарифы по принципу «себестоимость плюс дельта», который позволяет энергокомпаниям покрывать затраты и кое-как финансировать капитальные вложения из собственного дохода. Подобный принцип регулирования тарифов имеет серьезные недостатки. Главный из них является то, что используемый механизм тарифного регулирования приводит не к снижению затрат на производство и передачу электроэнергии, а наоборот, стимулирует рост издержек. Иначе говоря, в технологической цепочке производство-передача-сбыт электроэнергии не существует мотивизации к снижению издержек.

Поэтому электрокомпании постоянно ищут способы повышения затрат с целью установления высокого тарифа. В результате, даже сами энергетики не знают о величине реальных затрат и теряют контроль над ними слабым местом нашей энергетики - это ее неэффективность. Поэтому работа РЭКа должна быть направлена не столько на

установление «баланса» интересов, сколько на повышение эффективности региональной энергетики. В настоящее время у нас нет механизма контроля над эффективностью энергокомпаний. Значит, эту систему придется создавать.

Ныне используемые основные принципы государственного регулирования тарифов заимствованы из мировой практики, которые относятся к жесткому методу.

Суть этих принципов сводится к следующему:

во-первых, установление тарифа, обеспечивающего баланс интересов производителей и потребителей;

во-вторых, экономические обоснования затрат и прибыли;

в-третьих, обеспечение необходимого уровня надежности энергоснабжения и.т.д.

Нынешнее регулирование тарифов «зациклилось» на первом принципе (балансе интересов потребителей и производителей).

Подобный подход к регулированию тарифов внутренне противоречив.

Выше названные принципы рассчитаны и максимально учитывают состояние энергетики и динамику западной экономики. В российских условиях инфляции и неустойчивости политической ситуации. Часто меняющейся нормативной баз и методологии, чрезмерной поляризации доходов населения, говорить о «балансе» интересов не имеет смысла. Ныне существующее перекрестное субсидирование (тариф на электроэнергию для населения составляет 25% себестоимости и затраты компенсируются повышением тарифа для промышленности), заведомо нарушает «баланс» интересов. Однако, удобная практика тарифообразования методом «себестоимость плюс» являясь выходом из сложившегося положения в энергетике, не может явится решением проблемы тарифообразования в целом. Иначе говоря эти принципы в наших условиях представляют собой хорошо придуманную систему аргументов. В принципе нельзя эффективно управлять тарифами, введя в них только элемент равновесия (баланса) интересов.

При общей теоретической основе, каждая страна имеет свою методологию расчета тарифов. Поэтому уместно ставить вопрос с какими поправками западные принципы регулирования тарифов будут иметь максимальную эффективность в Дагестане?

Пригодность подобных принципов в нашей энергетике с нашим менталитентом вызывают большие сомнения. Этим диктуется необходимость разработки научно-обоснованной программы регулирования тарифов с учетом уровня развития экономики региона, уровня жизни населения и.т.д. Согласно такому подходу выработаны рекомендации по установлению тарифов на электроэнергию для населения в соответствии с фактической ее стоимостью и учетом уровня жизни населения региона. При этом устанавливается предельно допустимый тариф для населения на основе учета социальных индикаторов: прожиточному минимуму, доходу на душу населения и.т.д.

Однако, при установлении предельно допустимого тарифа вне поля зрения экономистов остается финансовое состояние энергокомпании. В сложившихся обстоятельствах необходимо оценивать вероятность банкротства энергокомпании, соединив его финансовые показатели с величиной тарифа и социальными индикаторами. Обобщающим показателем финансовой устойчивости энергокомпании является его рентабельность. Существуют и другие экономические показатели, от которых в наибольшей степени зависят вероятность банкротства. Так ими показателями являются: чистые оборотные средства, балансовая прибыль,нераспределенная прибыль, чистая выручка и.т.д. На основе этих коэффициентов составляется модель, по которой можно спрогнозировать банкротство энергокоипании.

На первый взгляд, предложенные факторы не имеют логической связи между собой. Однако в совокупности они представляют собой некоторую целостность, отвечающу-юся на вопросы: выдержит ли население устанавливаемые тарифы; насколько эффективно будет работать производитель и.т.д. Кроме того, предложенный подход , на наш взгляд позволяет проводить дивидендскую политику, тем самым учитывает интересы акционеров энергокомпаний. Подобный подход к регулированию тарифов вполне совместим и с предстоящими реформами. В противном случае регулирование тарифов будет «регулярным». Установление адекватных тарифов для региона требует целостного подхода и совместных усилий всех заинтересованных лиц.

Поэтому работа РЭК должна быть направлена к (системному) целостному подходу в определении величины тарифа, т.е. надо переходить к установлению тарифа не на основе не существующего «баланса интересов» а тарифу адекватному уровню жизни населения в регионе. Для этого необходимо определить прожиточный минимум в регионе. Разработать алгоритм (многофакторный) для определения максимально возможного тарифа для региона. Подобными факторами являются: норма потребления электроэнергии; минимальная зарплата в регионе; среднемесячный душевой доход; величина потребительской корзины; величина оплаты за коммунальные услуги, за электроэнергию. Норма прибыли, которую следует установить при расчете тарифов, чтобы определить прибыль, на которую имеют право инвесторы. Каждый раз, когда устанавливается очередной тариф, надо ответить на один вопрос, который касается всех: насколько адекватен предложенный тариф для региона и при этом насколько эффективно будет работать энергетика. Иначе говоря, сможет ли энергокомпания при данном тарифе выполнить требования, предъявляемые потребителями: надежность энергоснабжения; качество энергии; безаварийность,и.т.д.

Считаем целесообразным принять в основу концепции региональной тарифной политики принципы адекватности:

1 .Тариф на электроэнергию не должен быть выше тарифа, рассчитанного на основе социальных индикаторов данного региона.

2.Вероятность банкротства энергокомпании при данном (минимальном) тарифе должна быть предельно низкой.

3.Изменение параметров бюджета республики остается в допустимых пределах при данном тарифе и.т.д.

Конечно, предложенная концепция не претендует на полноту охвата всех проблем региональной тарифной политики. Вместе с тем, при сохранении нынешней системы управления тарифами, энергетика фактически не имеет реальных шансов на развитие.

Тарифная политика, которая поставлена под контроль местных администраций, не является эффективной. Поскольку при такой зависимости тарифа развитие энергетики становится не разрешимой задачей. Поэтому, предстоящая реформа, в частности, направлена против популистического влияния на тарифы, которые разрушают региональную энергетику.

Экономически обоснованные тарифы достигаются изменением системы тарифообразования,т.е. проблема не в тарифах, устанавливаемых РЭКом, а в самой системе та-рифообразования. Основная цель предстоящих реформ электроэнергетики заключается в том, чтобы перейти к рыночному механизму установления тарифа, а главное направление экономической политики-дерегулирование в энергетике. По сути, это означает самоустранение чиновников от ответственности за состояние энергетики. Сегодня РАО «ЕЭС России» пытается решить проблему: как переложить расходы на модернизацию энергетики на население. На это и будет нацелена новая тарифная политика.

В связи с этим в очередной раз предложено принять политическое решение о допуске в сектор генерации и сбыта электроэнергии частников, что будет способствовать перераспределению генерирующих мощностей в пользу эффективных собственников. Следует отметить, что таковое уже один раз было. Имея в виду приватизацию, которая была также направлена на создание эффективного собственника. А эффективного собственника и поныне нет. Поэтому не приходится сомневаться в том что и генерирующие мощности и сбыт электроэнергии окажутся в руках тех же нерадивых собственников.

Логичным и разумным в создавшейся ситуации был бы переход от тарифа на основе учета не существующего баланса интересов, а к адекватному тарифу.

В общем, удается ли создать в республике эффективный механизм управления тарифами на продукцию естественных монополий. Если даже удается, надо еще (предстоит) доказать ее эффективность.

Электроэнергетика - базовая отрасль экономики. Она несет большую нагрузку в области развития и совершенствования не только самой экономики, но и в успешном решении целого комплекса социальных проблем общества. В этом плане многое зависит от эффективной деятельности самой энергетики. Поэтому и объективно необходимо разработка и осуществление научнообоснованной, принципиально верной тарифной политики, отвечающей интересам и производителей и потребителей электрической энергии.

Мамаева У.Б.

Формы предприятий с иностранным капиталом в экономике региона

Иностранные инвесторы в России имеют право вкладывать капиталы в практически любые отрасли (за исключением тех отраслей, деятельность в которых ограничена государством и его соответствующими нормативными актами). На территории России могут действовать 4 типа предприятий с участием иностранного капитала (в соответствии с критерием принадлежности капитала):

1) предприятия с долевым участием иностранного капитала, а также их дочерние предприятия и филиалы;

2) предприятия полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также их дочерние предприятия и филиалы;

3) филиалы иностранных юридических лиц;

4) представительства иностранных фирм.

На территории России могут быть организованы два вида предприятий и иностранными инвестициями:

1) со 100 % участием иностранного капитала;

2) с долевым участием иностранного капитала (СП).

Распределение иностранных инвестиций по Республике Дагестан характеризуется следующими данными:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.