Научная статья на тему 'Сопровождение семей с детьми раннего возраста с ОВЗ'

Сопровождение семей с детьми раннего возраста с ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4576
708
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — А В. Калинина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сопровождение семей с детьми раннего возраста с ОВЗ»

воляет ему при необходимости обратиться к учителю за помощью. Положительным моментом этой технологии является компенсация ограниченной двигательной активности обучающихся нашего образовательного учреждения. В рамках таких предметов, как биология, география, окружающий мир, история и культура Санкт-Петербурга используются учебные фильмы и виртуальные экскурсии, сопровождающиеся вопросами и заданиями. На уроках музыки педагоги высылают по электронной почте файлы с музыкальными произведениями с комментариями и вопросами к ним. Неоценимую помощь приемы дистанционного обучения оказывают нам во время уроков физической культуры (мы показываем презентации о различных видах спорта, соревнованиях, Олимпийских и Паралимпийских играх, проводим динамические паузы на уроках).

Появляется возможность увеличить удельный вес конкурсных мероприятий, где основным продуктом является мультимедийная презентация. Практика показала, что работа по созданию презентаций с помощью дистанционных технологий наиболее эффективна.

Самым ценным в дистанционном обучении является то, что обучающийся с ОВЗ перестает быть ограниченным в пространстве, у него появляется связь буквально со всем миром. Это способствует формированию у него адекватного отношения к действительности, потребности в сотрудничестве, преодолению замкнутости, развитию коммуникативного потенциала и формированию «жизненной компетентности».

Практическое внедрение дистанционного обучения доказало, что значительно расширяются возможности для получения качественного образования обучающимися с ОВЗ, появляются различные варианты организации процесса обучения, возможность выбора места обучения, составления индивидуального расписания. Дистанционное обучение помогает обучающимся получить навыки коллективной работы и позволяет ребенку с ограниченными возможностями найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

А. В. Калинина

Сопровождение семей с детьми раннего возраста с ОВЗ

Начало XXI в. отмечено в России повышенным интересом специалистов к проблемам современной семьи. Это внимание обусловлено во многом значительными трудностями, которые испытывает этот общественный институт. Организация Объединенных Наций провозгласила прошедший 2014 год «Международным

150

годом семьи». Этот год был юбилейным - 20-м - именно столько лет прошло с момента объявления первого «Года семьи». В центре обсуждения в «Год семьи» - политика, проводимая в отношении семей с целью их поддержки [11].

Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья. Л.М. Кобрина, О.А. Денисова (2010) отмечают, что существующий порядок помощи детям, имеющим проблемы развития в раннем возрасте, не отвечает в полной мере потребностям семьи и не обеспечивает комплексной помощи, так как сосредоточивает внимание в основном на детях старшего дошкольного и младшего школьного возраста [3].

Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, рассматривает ее как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка. Но большинство таких семей без помощи специалистов не могут выполнять своих функций как базовой структуры, обеспечивающей максимально благоприятные условия для оптимального развития и воспитания ребенка с ОВЗ, и семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка, травмируя формирующуюся личность. Божович Л.И., Дробинская А.О., Левченко И.Ю., Мастюкова Е.М., Московкина А.Г., Ткачева В.В.отмечают, что такая внутренняя атмосфера возникает в результате следующих причин:

• высокого уровня травматизации членов семей вследствие рождения ребенка с ОВЗ;

• отсутствия как мотивов к оказанию помощи проблемному ребенку, так и элементарных психолого-педагогических знаний у родителей;

• непринятия особенностей ребенка, что может быть обусловлено разными причинами.

Л.М. Кобрина отмечает, что функционирование службы ранней помощи в масштабах всей страны обеспечит каждой семье возможность своевременной, а именно ранней, медико-психологопедагогической диагностики развития ребенка, определения его специальных психологических и образовательных потребностей, создаст условия для эффективного преодоления или коррекции отклонений в развитии ребенка с первых дней жизни. Раннее вмешательство позволит значительно снизить степень социальной недостаточности детей, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, интеграции в общество [4].

В службах ранней помощи, лекотеках, широко создающихся сейчас, многие семьи, имеющие детей с ограниченными возможно-

151

стями здоровья, получают необходимую поддержку психологов, дефектологов, социальных педагогов. Наиболее важная часть работы этих структур - организация абилитационной среды в условиях семьи, ближайшего окружения ребенка с ОВЗ. Лекотеки действуют на основании приказа Правительства Москвы № 497 от 10 августа 2006 г. [7].

Основные задачи лекотеки: психолого-педагогическая помощь детям и их родителям; проведение психокоррекционных и развивающих занятий по индивидуальному плану при помощи игры с детьми от двух месяцев до семи лет с нарушениями развития; обучение родителей (законных представителей), специалистов образовательных учреждений, педагогов других учреждений методам игрового взаимодействия с детьми; проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребенка с ОВЗ; поддержка инициатив родителей в области организации программ взаимодействия семей.

Л. М. Кобрина выделяет принципы семейной абилитационной работы.

1. Принцип комплексного подхода в организации семейной абилитационной работы. Данный принцип реализуется через совокупность мероприятий медико-психолого-педагогического комплекса.

2. Деятельностный принцип семейной абилитационной работы. Деятельностный принцип осуществляет организацию работы родителей в семье, имеющей ребенка первого года жизни с отклонениями в развитии, совместно со специалистами.

3. Принцип этапности абилитационной работы. Абилитацион-ную работу с семьей необходимо осуществлять в ряд этапов, каждый из которых имеет свои задачи, принципы и содержание.

Этапы комплексной абилитационной работы:

1) предварительный этап - установление связей с родильными домами, женскими консультациями, детскими поликлиниками;

2) установление связей с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии;

3) организационный этап - выявление детей первого года жизни, имеющих отклонения в развитии;

4) изучение особенностей формирования психофизических функций детей первого года жизни с отклонениями в развитии;

5) организация ранней семейной абилитационной работы с детьми первого года жизни с отклонениями в развитии [5].

На конференции «Комплексный подход к оказанию ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья», организованной в сентябре 2014 г. в Екатеринбурге, в докладе Ю.А. Разенковой было подчеркнуто, что в настоящее время система комплексной помощи детям раннего возраста формируется как са-

152

мостоятельное направление в социальной политике государства, как система целенаправленной деятельности, предусматривающая свои концептуальные подходы, стратегию, программы и организацию. Социальные институты ранней помощи - службы ранней помощи, лекотеки, центры игровой поддержки, консультативные пункты и др. - интегрируются в общую систему государственной деятельности в качестве целостного объекта [10]. В рамках заседаний все участники конференции отмечали необходимость ориентации на межведомственное взаимодействие в решении проблем ранней помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья. Все эти семьи нуждаются как в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки родителей, оптимизацию психологического климата в семье, так и в педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка.

Анализ имеющейся психолого-педагогической литературы по проблеме показал, что семьи, воспитывающие ребенка с отклонениями в развитии, рассматриваются в большинстве случаев через призму особенностей развития самого ребенка, характера его инвалидности. Рассмотрение проблем детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии, частично представлено в работах Т.Г. Богдановой, А.И. Захарова, Б.Д. Корсунской, Н.В. Мазуровой, Е.М. Мастюковой, А.Г. Московки-ной, А.Р. Маллера, А.Н. Смирновой, А.С. Спиваковской, Л.М. Шипи-цыной и др. Многое зависит от клинических проявлений нарушений развития ребенка. Родители детей с генетическими, анатомическими аномалиями гораздо раньше, сразу после рождения ребенка, сталкиваются с проблемой адаптации семьи к новой ситуации. В то время как ребенок с РАС, ЗПР часто до трех лет не доставляет родителям особенных хлопот, и зачастую, только обращаясь в Центр помощи или лекотеку по направлению педиатра или детского психоневролога, родители начинают задаваться первыми вопросами: что делать и кто виноват?

В поведении родителей, находящихся на ранних стадиях адаптации (шок, отрицание, протест, горе, дезорганизация), выделяется ряд особенностей. Среди них: неумение создавать ситуацию совместной деятельности, неэмоциональный характер сотрудничества, неадекватность позиции по отношению к ребенку и неадекватный стиль воспитания, недостаточная потребность в общении с ребенком. Повышенная уязвимость ребенка с ограниченными возможностями здоровья, потребность в уходе обусловливают трудности не только материального характера. Многие вопросы, естественным образом разрешающиеся в других семьях, становятся проблемами: как устроиться на работу; сможет ли ребенок пойти в школу; что бу-

153

дет с ним, когда не станет родителей и т. д. - все это приводит к появлению таких переживаний, как вина, боль, обида, гнев, одиночество, страх. За вышеперечисленным спектром проблем помимо острого «семейного» контекста лежит глубокое личностное значение, что зачастую приводит к необходимости пересмотреть ценностные позиции, смыслы и цели жизни. На уровне семьи это может вызвать отчуждение членов семьи друг от друга, распад семьи или, наоборот, породить повышенную привязанность членов семьи друг к другу, концентрированность на своих проблемах и изоляцию семьи от общества [1].

Многолетние исследования ученых подтвердили необходимость включения родителей детей с ОВЗ в абилитационный процесс их детей, в разработку вместе со специалистами совместных стратегий, планов работы с ребенком, формирование дома оптимальной среды для развития личности ребенка. Это требует от специалистов Лекотек, Центров помощи и поддержки мер по снижению родительской напряженности и тревоги, а от родителей, в первую очередь, определенного объема знаний, практических навыков, позволяющих гармонизировать процесс воспитания.

В связи с этим, определяется два объемных направления работы с семьей (с взрослыми членами семьи с ребенком с ОВЗ) в рамках Центров помощи и поддержки: психологическая поддержка и консультирование родителей с целью содействия психологического комфорта и нормализации взаимоотношений и формирование информационной компетентности родителей через образовательные программы (лекции, семинары, практикумы).

Важным аспектом является то, что продуктивность работы с семьей ребенка со сложными нарушениями в развитии зависит от благоприятного психологического климата в семье и от желания всех членов семьи включиться в процесс социализации такого ребенка, что бывает очень редко.

Проведение психологической работы с такими родителями требует от консультантов повышенного уровня знаний медицинского аспекта проблем, а также готовности решать проблемы не только детей, но также семейных взаимоотношений и личностного статуса каждого члена семьи. В большинстве случаев эти проблемы взаимосвязаны с вопросами успешности раннего развития и дальнейшего обучения детей и их несоответствия ожиданиям родителей, а также с особенностями поведения детей и их социализацией вообще.

При организации консультирования родителей детей с ОВЗ следует учитывать ряд особенностей их личностной сферы: мотивацию обращения к психологу, отношение родителей к консультанту, позицию родителей при обсуждении проблемы, а также возможность изменения жизненных установок родителей в процессе

154

консультирования. Мотивированные родители, которые четко представляют, что хотят, составляют большинство из тех, кто имеет детей с парциальными нарушениями без снижения интеллекта. Они практически всегда выступают инициаторами консультирования.

Немотивированные родители не знают, чем им может помочь консультант, часто не признают проблем, ссылаясь на ранний возраст ребенка. Родители, направленные на консультацию к психологу воспитателями или другими специалистами, т. е. под воздействием внешних обстоятельств, пассивны, безучастны или агрессивно настроены. Специалист должен приложить усилия для смены мотивации таких родителей на активную позицию. Образованные родители имеют обширные сведения о состоянии здоровья ребенка, причинах возникновения и методах лечения основных нарушений в развитии, но мало компетентны в педагогических аспектах воспитания и обучения [2].

Формирование информационной компетентности родителей -важнейшая задача специалистов. Разные формы работы, всегда проводящиеся с участием родителя, дают много возможностей для общения со специалистами и предоставления родителю информации о многих аспектах развития ребенка с ОВЗ.

Информирование родителей о важных возрастных этапах в жизни ребенка, особенностях детско-родительских отношений, возможных методах и о содержании абилитационной, коррекционной работы способствует расширению родителями собственного информационного поля по вопросам воспитания ребенка с ОВЗ. Индивидуальное консультирование позволяет осветить вопросы динамики развития ребенка (по результатам диагностики), его познавательных возможностей и путей их стимулирования. Особо уделяется внимание организации развивающей среды дома.

Семинары-практикумы знакомят родителей со способами развития интеллектуальной, сенсорной, двигательной сферы ребенка, обучают навыкам сотрудничества в игровой деятельности (атрибуты, развитие сюжета, выполнение игровых действий), навыкам общения с использованием жестов, условных обозначений и карточек (для неговорящих детей). Такие совместные занятия детей и специ-алиста-дефектолога, психолога, логопеда, родителей расширяют представления родителей о возможности применения игр с обучающей целью, вариативности их использования и о самостоятельном создании методических пособий из простых подручных средств, что актуально для семей, испытывающих финансовые затруднения.

Новые возможности должны формировать у родителя мотивационную компетенцию: потребность и интерес к дальнейшему изучению особенностей своего ребенка, перспектив его развития, трезвого отношения к оценке условий семейного воспитания.

155

Включение родителей в образовательный процесс существенно ускоряется процесс социализации ребенка с особенностями развития. Сложная комплексная работа с семьей детей с ОВЗ с участием всех специалистов должна быть регулярно организованной. Постоянный контакт специалистов с родителями обеспечивает устойчивый интерес к изменениям в развитии ребенка.

Список литературы

1. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. - 2-е изд. - М., 2009.

2. Верещагина Н. В. Дошкольная педагогика, 2009. - С. 29-33.

3. Кобрина Л.М. Принципы и направления абилитационной работы с детьми раннего возраста с нарушениями слуха / Актуальные проблемы коррекционной педагогики, специальной психологии и детской психиатрии: материалы междунар. науч.-практ. конф. 22-24 апреля 2009 г. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2009.

4. Кобрина Л.М., Денисова О.А. Абилитационная работа с глухими детьми раннего возраста: учеб. - 2-е изд. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2010.

5. Кобрина Л.М. Специальная семейная педагогика: учеб. для вузов /

О.А. Денисова, Л.М. Кобрина, В.И. Селиверстов и др. - М.: Владос, 2009.

6. Поташова И.И., Худенко Е.Д., Кальянов И.В. и др. Современные технологии оказания консультативной помощи родителям, воспитывающим ребенка-инвалида: метод. пособие. - М., 2008.

7. Приказ Департамента образования Москвы от 10.08.06 № 497 «Об утверждении примерного положения об организации деятельности лекотеки государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования».

8. Таварткиладзе Г.А., Разенкова Ю.А., Шматко Н.Д. и др. Как развивается ваш малыш? / под ред. Ю.А. Разенковой. - М.: Просвещение, 2008. Формула успеха / под ред. Ю.А. Разенковой. - М.: Моск. бюро ЮНЕСКО, 2005.

9. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. - СПб.,

2002.

10. иП1:Ьйр://институт-коррекционной-педагогики.рф/оЬчпвМи1е/поуо81ь instituta/kompleksnyj-podhod-k-okazaniju-rannej

11. URL:www.family2014.org

Т. С. Калинина, Г. А. Силина

Особенности формирования психологической готовности педагогов в условиях инклюзивного образования

Процесс гуманизации общественных отношений, который происходит в мире, стимулирует интерес к проблемам наименее социально защищенных слоев населения, среди которых лица с нарушениями психофизического развития занимают значительное место. Поэтому общество осознает свою человечность и гуман-

156

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.