Научная статья на тему 'Формы и методы логистического аутсорсинга в системе материально-технического обеспечения газодобывающих предприятий'

Формы и методы логистического аутсорсинга в системе материально-технического обеспечения газодобывающих предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
412
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы и методы логистического аутсорсинга в системе материально-технического обеспечения газодобывающих предприятий»

производственную, построенную на основе управления инвестиционно-строительными проектами. Проведенный анализ показал, что практически все объекты строительно-монтажные организации в электроэнергетике получают на конкурсных торгах, в связи с чем проектное управление необходимо рассматривать как управление заказами.

Систему управления специализированными монтажными организациями в электроэнергетике схематично можно представить в следующем виде рис. 1.

Как мы видим, основными компонентами системы проектного управления строительно-монтажными организациями являются: во-первых,

общесистемное функциональное управление, включающее в себя управление стратегическим, организационным, информационным и социальным развитием организации;

во-вторых, управление функциональными областями, включающее в себя управление производством CMP, управление качеством CMP, управление финансами (стоимостью CMP), управление персоналом, управление материально-техническим обеспечением проекта, управление рисками.

С другой стороны, процедуры открытых конкурсов на строительно-монтажные работы схематично можно представить следу-

ющим образом рис. 2

Показательно, что практически все объекты в электроэнергетике участвуют в конкурсных торгах, в связи с чем, проектное управление необходимо рассматривать как управление заказами.

Конкурсные торги (тендеры), проводимые в целях повышения эффективности деятельности энергетических строительно-монтажных организаций, занимают важное место в организации строительно-монтажного проекта. Тем более показательно, что в отечественных условиях размещение заказа на строительно-монтажные работы в электроэнергетике осуществляется путем проведения торгов в форме открытого конкурса (тендера).

Учитывая характерные особенности строительной отрасли: длительный производственный процесс, уникальность реализуемых проектов, большую капиталоемкость, следует признать, что строительство вполне вписывается в технологию проектного управления, когда каждый строящийся объект рассматривается как проект, принятый к реализации данным предприятием.

Управление строительной организацией на основе проектов представляет собой специфический вид целевого управления, охватывающего все функциональные области организации, включая производственную, построенную на основе управления инвестиционно-строительными проектами.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЛОГИСТИЧЕСКОГО АУТСОРСИНГА В СИСТЕМЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГАЗОДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Г.М. Покараев, д.э.н., проф., главный научный сотрудник Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка, Москва

Эффективность работы добывающих предприятий в значительной степени зависит от полноты и своевременности их обеспечения материальными ресурсами чрезвычайно широкой номенклатуры, в производстве и поставке которых участвуют множество предприятий самых различных отраслей российского народного хозяйства.

Характер и организационно-методические основы такого обеспечения во многом предопределяются спецификой добывающих предприятий, работающих, как правило, в малонаселенных районах с неблагоприятным климатом. Эта специфика выражена чаще всего в следующих фактах и условиях.

1) Режим потребления материально-технических ресурсов (МТР): сезонность работ и проблемы планирования их расхода и завоза. Жесткие условия транспортировки: сезонность использования водного транспорта, авиации, зимников, т.е. нестабильность их функционирования.

2) Более 60% приобретаемой номенклатуры (20% по стоимости) - это вспомогательные стабильно потребляемые, стандартные МТР универсального применения. Исключение составляют материалы для РЭН и капитального строительства, которые целесообразно оставить на централизованном снабжении. Использование горно-шахтного оборудования, большегрузного транспорта, требующих множества запчастей, сложного ремонта и спецсервиса.

3) Территориальная рассредоточенность структурных подразделений, из-за чего приходится по-новому размещать склады и терминалы для их обслуживания.

4) Необходимость налаженной информационной базы, без которой невозможно координировать действия территориально разобщенных предприятий.

В качестве примера рассмотрим газодобывающие предприятия. ОАО «ГАЗПРОМ» - самый крупный газодобывающий концерн в мире (около 20% мировой добычи); естественная российская монополия по добыче, транспортировке и сбыту газа, обеспечивает около 20% поступлений в федеральный бюджет. В систему его материально-технического обеспечения входят базы, склады и участки основных дочерних предприятий.

Почти 85% потребляемых ими материальных ресурсов сегодня проходят через ООО «Газкомплектимпэкс» (образовано на базе государственного треста «Союзглавкомплект», созданного еще в 1964 году). Это дочернее акционерное общество со 100%-ным вложением капитала ОАО «ГАЗПРОМ». Фактически он является аутсорсером по отношению к дочерним предприятиям концерна.

Для экономики России важно, чтобы развитие промышленнос-

ти в целом и предприятий, в частности, происходило на основе совершенствования управления, эффективного использования научно-технического потенциала, обеспечивающего внедрение ресурсосберегающих, наукоемких и высоких технологий постиндустриального типа.

Новые подходы в организации бизнеса, к которым и относится аутсорсинг логистических услуг, становится все более востребованным в условиях углубления разделения труда, активизации процессов слияния и поглощения производств, роста конкуренции и развития информационных технологий.

Логистический аутсорсинг представляет собой передачу части логистической деятельности предприятия сторонним организациям - аутсорсинговым провайдерам или аутсорсерам - фирмам, которые способны эти функции выполнять быстрее, качественнее и с меньшими затратами, чем службы данной компании.

Практика показывает, что аутсорсинг как форма разделения труда находит все новые ниши применения как в сфере производства, торговли, транспорта, так и в сфере логистики крупных компаний. К сожалению, темпы этого проникновения еще далеки от темпов, которые могли бы обеспечить серьезный прорыв в этой области, что, на наш взгляд, могло бы дать особенно заметный толчок в качестве их материально-технического обеспечения.

В настоящее время аутсорсинг следует рассматривать как способ сокращения расходов на вспомогательные операции с целью концентрации средств на развитии конкурентных преимуществ, главные среди которых: современные технологии, ноу-хау, высококвалифицированные кадры, спецоборудование и другие новации. В зарубежной практике данный подход известен как использование преимуществ «ключевой компетенции» компании, т.е. концентрация только на основных профилирующих функциях.

По данным зарубежных исследователей, для оценки роли логистического аутсорсинга примерно в 60 промышленных фирмах Западной Европы было проведено анкетирование, результаты которого представлены в таблице 1.

Для исследования возможности использования аутсорсинга как эффективной формы углубления специализации следует рассмотреть три основные функции МТО: закупки, транспортировка и складирование ресурсов. Все три параметра напрямую связаны с номенклатурой продукции, потребляемой добывающими предприятиями.

Закупки. Эти функции сравнительно легко выделить из ряда производственных и коммерческих задач, поскольку они имеют

Оценка роли логистического аутсорсинга

Функчши к цели логистики Оценка влияния логистического аутсорсинга, %

крайне негатив- ное негативное не влияет положи- тельное очень положи- тельное

Логистические затраты - 4 13 77 7

Решение проблем - 11 31 52 6

Удовлетворение потребности клиентов - 2 34 50 14

Нововведения - 11 35 47 7

Эффективность - 4 42 45 9

Развитие - 9 43 42 6

Отношения сотрудников 5 32 48 13 2

четко обозначенный регламент времени, ответственности и количественные показатели, что важно для определения качества их выполнения. Как и большинство потребителей, добывающие предприятия в значительной степени используют материалы общего применения: металлопродукцию, ГСМ, строительные и электротехнические материалы, спецодежду. К наиболее специфическим можно отнести оборудование и машины, связанные с земляными работами. Среди них: вскрышная техника, взрывчатые вещества, автомобили и краны большой грузоподъемности, запасные части к ним.

Эта продукция постоянно закупается у ограниченного круга поставщиков и в больших объемах, поэтому такие закупки могут осуществлять специализированные закупочные организации и фирмы. Их задача облегчается тем, что при этом есть возможность оптовых закупок продукции гарантированного качества с четко фиксированными ценами. Большой объем строительных работ должен обеспечиваться по возможности местными строительными материалами.

Говоря о возможности использования аутсорсинга для выполнения этой функции, следует исходить не только из собственной заинтересованности в этом, но и из интересов потенциальных аутсорсеров, выгодно ли это для них, стоит ли им брать на себя ответственность за полное и своевременное обеспечение.

Как правило, потребность добывающих предприятий из года в год стабильно повторяется по ассортименту и количеству, поэтому закупки такого рода относительно легко прогнозируются на перспективу. Аутсорсер имеет возможность рассчитать необходимые складские площади, погрузочно-разгрузочную технику, ритмичность завоза, транспортны затраты на доставку и т.д. при этом необходимо обеспечить аутсорсера копиями документов, связанных с закупками, соответствующими инструкциями и заключениями, актами аудиторов, органов технадзора и др.

Транспортировка - это связующий процесс логистики, который отбирает едва ли не большую часть ресурсов, выделяемых на логистическую функцию. Сложность организации доставки материальных ресурсов связана прежде всего с тем, что добывающие предприятия, как правило, находятся на значительном удалении от маршрутного транспорта, больших городов, промышленных и торговых центров, т.е. источников поставки.

С позиции аутсорсинга, транспорт можно рассматривать с точки зрения стратегии, тактики и операций. Какие виды транспорта требуются для перевозки тех или иных продуктов и следует ли вкладывать деньги в приобретение и обслуживание собственных транспортных средств или целесообразнее обратиться за транспортными услугами к высшим перевозчикам - вопрос стратегический.

Тактические вопросы включают диспетчирование, выбор маршрутов, перевозчиков, а операционные - загрузку транспорта, упаковку, обеспечение безопасности и сохранности груза и т.д. Практически границы между тактическими и операционными вопросами часто являются размытыми. Нас интересует вопрос: целесообразно ли выполнять перевозки самому или передать их на сторону?

В настоящее время существует немалое число транспортных предприятий, предлагающих взять на себя на разных условиях доставку и сопровождение грузов. Чтобы решить эту альтернативу, необходимо, прежде всего, проанализировать виды транспортноэкспедиторской работы действующих на рынке операторов. Среди провайдеров транспортных услуг можно выделить основные при-

меняемые ими формы деятельности: вертикальная интеграция, диверсификация, узкая специализация и дифференциация функций. Поэтому при выборе аутсорсингового провайдера необходимо учитывать, какой из этих видов больше подходит к стратегии развития компании.

Географически предприятия по добыче и транспортировке газа тяготеют к транспортным магистралям. Это дает возможность их территориальной группировки для организации аутсорсинга в закупках, складировании и оперативной доставке (следовательно и для сокращения совокупных затрат) в каждом регионе.

Анализ подтверждает целесообразность такой группировки. Подобное формирование кустов вообще свойственно организации МТО: в прошлом это были территориальные базы Госснаба СССР, складская сеть Союзсельхозтехники и др. Сейчас «Газпрому» также необходимо разработать кустовой принцип организации материально-технического обеспечения своих предприятий, чтобы в дальнейшем объявлять тендер среди потенциальных складов - аут-сорсингов в зоне сложившихся кустов.

Складирование - функция, которая изначально была связана с проблемами сохранности запасов. В настоящее время акцент переместился: предприятия стремятся сократить собственные расходы на эксплуатацию и оснащенность складских помещений, на переработку грузов.

Работа с аутсорсером решает для предприятия много проблем. Имея свои склады, оно всегда ограничено объемом хранения. Ему проще переложить эту задачу на аутсорсера, который специализируется на приеме на ответственное хранение. Нет необходимости нести затраты на покупку складского оборудования, погрузо-раз-грузочной техники, на их ремонт и содержание, на маркировку, упаковку, фасовку, обучение и наем персонала - у логистической фирмы это все уже есть.

Появляются новые серьезные проблемы: компьютеризация управления запасами, автоматизация складских операций, установление баланса между противоречащими друг другу целями и их оптимизация (например, такими как качественное сервисное обслуживание потребителей, сокращение инвестиций на создание запасов и снижение эксплуатационных расходов), требование условий поставки канбан (точно в срок) и концепции «сжатия времени» (сокращение временных затрат на делопроизводство за счет ликвидации звеньев, не дающих прироста добавленной стоимости продукции).

За всем этим стоят непростые задачи: приемка товаров; проверка наличия и качества товара; регистрация поступления; обеспечение условий хранения (защита от пожаров, протечек, наводнений, порчи грызунами, от неблагоприятных погодных условий и пр.); проведение инвентаризаций и многое другое.

Все эти проблемы характерны для предприятий добывающих отраслей; для рудников и карьеров объединений «Северникель», «Печенганикель», «Газпром», «АЛРОСА» и др. Они серьезно усложняют их работу, хотя и являются вспомогательными, что ставит закономерный вопрос: нужно ли этим заниматься тем, кто занят производством, или проще передать эти функции на сторону?

Возникает объективная необходимость сопряжения функций обеспечения продукцией определенной номенклатуры (запасные части, оборудование) с комплексом сервисных услуг, исходя из отраслевых особенностей добывающих предприятий, таких как спе-

Причины приобретения услуг ИТ-аутсорсинга в России

Причины приобретения ИТ-услуг Средний балл

Необходимость осуществления ИТ-проектов в сжатые сроки 3,3

Передовые технологии поставщиков ИТ-услуг, позволяющие значительно увеличить деловую активность 3.1

Нехватка собственного ИТ-персонала 2,8

Необходимость повышения качества услуг для внутренних пользователей 2,6

Недостаток уровня собственной ИТ-экспертизы 2,5

Нехватка собственного оборудования 2,3

цифика потребляемых изделий, удаленность промышленных центров и рынков снабжения, сезонные условия потребления, хранения и доставки грузов и т.д.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что передачу на сторону таких логистических функций, как закупка, транспортировка, складирование, хранение и переработка, наиболее целесообразно осуществлять в компаниях с развитой материально-технической базой и где аутсорсинг может быть внедрен наиболее быстро, что обусловлено реализацией принципов максимального разделения труда и концентрации управления на основных видах деятельности. Выделение вспомогательных и обслуживающих служб в юридически самостоятельные организации способствует развитию конкуренции на рынке услуг.

Доказана и перспективность применения логистического аутсорсинга в сфере капитального строительства добывающих компаний с передачей функций МТО логистическим провайдерам, оказывающим услуги преимущественно инженерно-технологического характера.

Решение накопившихся проблем МТО невозможно без использование новых методов и инструментов, позволяющих быстро анализировать сложившиеся ситуации, производить расчеты возможных вариантов, сопоставлять их по эффективности. Для этого требуется широко внедрять в практику МТО новые информационные технологии, причем рассматривать их в контексте общей системы логистики компании, основным ядром которой являются бизнес-процессы и обеспечивающая их реализацию организационно-функциональная структура. Эта работа требует высокого профессионализма.

Предприятия, однако, такими специалистами, как правило, сегодня не располагают. Обращаться в специализированные фирмы они тоже не решаются, поскольку за большими затратами еще не видно эффекта, развитого рынка такого рода услуг пока нет и цены на них не установились. Сами же предприятия еще не умеют считать собственные расходы: расчет по отдельным функциям слишком сложен.

Внедрение ERP-системы на предприятиях «РЖД», «ГАЗПРОМ» (Сургутское, Тюменское и другие предприятия) пока не дает ожидаемого эффекта из-за отсутствия комплексного корпоративного подхода, длительных поэтапных сроков внедрения, неготовности менять стереотипы документооборота и структуры управления.

Определяющими мотивами привлечения аутсорсинговых ИТ-компаний для МТО является снижение совокупных затрат на закупку, хранение и доставку материальных ресурсов и сокращение товарных и производственных запасов. Среди мотивов приобретения внешних ИТ - услуг самые важные (по нисходящей): выпол-

нение ИТ - проектов в сжатые сроки, внедрение и использование новейших технологий, которыми владеет аутсорсинговая компания, недостаточный уровень квалификации собственного персонала в данной области (см. табл.2).

Консолидация аутсорсинговых фирм в перспективе будет продолжаться, будет расти число альянсов ИТ - фирм и аутсорсинговых логистических провайдеров, и в течение 5-10 лет сформируется группа крупных аутсорсинговых ИТ- фирм, позволяющих обеспечивать комплексное обслуживание цепей поставок.

Принимая решение об аутсорсинге, предприятие, естественно, исходит, прежде всего, из сопоставления цены аутсорсера за услугу и собственных затрат.

Литература.

1. Захаров К.В., Цыганюк А.В. Логистика, эффективность и риски. Киев: ИНЭКС, 2000.

2. Интегрированная логистика накопительно-распределительных комплексов (склады, транспортные узлы, терминалы)/ под ред. Миротина Л.Б. М.: Издательство «Экзамен», 2003.

3. Качалов С.И. Совершенствование инновационной деятельности предприятия как фактор развития наукоемкого производства. М.: Ж. Российское предпринимательство, №10, 2006.

4. С.Вихляев. Развитие аутсорсинга логистических услуг. Вестник Университета (ГУУ), №52006.

5. С.Вихляев. Логистический аутсорсинг. М.: Ж. РИСК, №2, 2006.

ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ, УЧИТЫВАЮЩИЕ ФОРМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ РЕСУРСОВ

Р.В. Игудин доктор экономических наук Н.М. Махмутов

Среди многообразия форм привлечения ресурсов для осуществления инвестиционных проектов к числу наиболее распространенных можно отнести коммерческий кредит.

При финансировании проекта в форме кредита может сказаться, что хотя в целом проект характеризуется положительной величиной интегральной дисконтированной прибыли за расчетный период, но возврат кредита не может быть обеспечен в имеющихся временных рамках из-за медленного нарастания прибыли.

В этом случае целесообразно рассмотреть вариант инвестиционной политики, в рамках которого снижается ставка банковского процента по кредиту, но при этом банк получает возможность участвовать в прибыли создаваемого предприятия после погашения кредита.

Пусть К - сумма средств, взятых в кредит на срок X лет под процент годовых, равный у, где у < г.

Величина невозмещенной части ресурсов банка определится в соответствии с формулой:

АК = Чг Е(Г -УУ

I=1

Величина невозвращенных банку средств - рассматривается как вклад банка в уставной фонд предприятия, рассматриваемого в дальнейшем как совместное предприятие (СП). Тогда банк вправе рассчитывать на определенную долю прибыли, полагающуюся ему как одному из учредителей СП. На основании динамики выплат кредита и отчислений от прибыли можно определить заинтересованность банка в такой форме финансирования проекта.

Создание совместных предприятий относится к числу достаточно распространенных форм финансирования проектов. В рамках этой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.