Литература
1. Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988.
2. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. - М.: Изд-во МПСИ, 1999.
3. Печчен А. Человеческие качества: пер. с англ. - М.: Прогресс, 1985.
4. Швейцер А. Благовение перед жизнью: пер. с нем. - М.: Прогресс, 1992.
5. Введение в теорию устойчивого развития: курс лекций. - М.: Ступени, 2002.
6. Очиров М.Н., Цыбикова Л.Х. Дети и природа: стратегия взаимодействия: монография. - Нижнекамск: Изд-во Ниж-
некам. муницип. ин-та, 2012.
Очиров Михаил Надмитович, доктор педагогических наук, профессор, Бурятский государственный университет, тел. (3012)219757, e-mail: [email protected]
Цыбикова Лидия Ханхаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры алгебры, Бурятский государственный университет, e-mail: [email protected]
OchirovMikhail Nadmitovich, doctor of pedagogical sciences, professor, Buryat State University.
Tsybikova Lidiya Khankhaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of algebra, Buryat State University.
УДК 37.034
© Т.Б. Сандабкина Психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений младших школьников
В данной статье раскрыты особенности формирования нравственных представлений у младших школьников.
Ключевые слова: нравственность, представление, общество, личность, ребенок, воспитание, культура, образование.
T.B. Sandabkina
Psycho-pedagogical peculiarities of formation of moral attitudes among primary school children
In this article the peculiarities of formation of moral perceptions among primary school children have been revealed, as well as factors and conditions affecting the development of primary school children.
Keywords: morality, perception, society, personality, child, upbringing, culture, formation.
Нравственные представления младших школьников - это обобщенный образ о добре, зле, любви, красоте, понимание и проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживание чувствам других людей. К этому же понятию относится способность младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.
Опираясь на данные определения, мы задались целью выявить психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений у младших школьников.
Воспитание нравственности должно начинаться с формирования соответствующих представлений.
При формировании нравственных представлений происходит изменение личности ребенка под влиянием внешних воздействий (Н.А. Платонов), саморазвитие (А.В. Петровский), усложнение личности ребенка (С.Д. Поляков) [7, с. 31].
Формирование нравственных представлений младшего школьника происходит с учетом его возрастных, природных и индивидуальных особенностей. Выделяют следующие возрастные особенности младшего школьного возраста при формировании нравственных представлений. Мы в своем исследовании опирались на периодизации А.В. Зосимовского, Ж. Пиаже и Л. Кол-берга.
1. Повышенная восприимчивость к усвоению нравственных правил и норм. У детей наблюдается готовность следовать нравственным нормам поведения. В то же время младший школьник легко поддается как хорошему, так и плохому влиянию. (А.В. Зосимовский). Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развития личности.
2. Недостаточная осознанность нравственных действий, относительная несамостоятельность нравственного поступка.
3. Ребенок ориентирован в своих нравственных действиях на последствия поступка (наказание или поощрение). Дети рассматривают нравственность как что-то внешнее по отноше-
нию к ним (Ж. Пиаже и Л. Колберг).
4. Отсутствие собственных нравственных убеждений. Младший школьник в своих действиях опирается на авторитет родителей, учителей, старших школьников. При этом наблюдается произвольное положительное поведение ребенка. Нам хочется особо подчеркнуть важную роль нравственного социального окружения и среды в жизни ребенка, роль нравственной позиции учителя и родителей.
5. Эмоциональное восприятие мира у младшего школьника преобладает над рациональным. Необходимо развивать творческое мышление ребенка, его коммуникативные навыки.
Следующим пунктом мы выделяем социокультурные и индивидуальные особенности младшего школьника.
1. Новый вид деятельности - учебная. Каждый этап возрастного развития связан с изменением личности. Выполнение ребенком разнообразных школьных обязанностей создает прекрасные возможности для формирования и развития нравственных чувств, укрепления нравственных представлений, воли ребенка. В этот период у ребенка развивается произвольная мотивация.
2. Интенсивный процесс познавательной деятельности младшего школьника. Ведущая потребность - быть школьником - складывается из стремления соответствовать внешним требованиям, желания быть успешным в учебе, получить признание со стороны учителя, родителей, позже - одноклассников (2, 3-й классы). Готовность к школьному обучению как проявление готовности к выполнению новых обязанностей, чувства долга, ответственности перед старшими очень важна при формировании нравственных представлений.
3. Появление новых социальных институтов в жизни младшего школьника. К доминирующему влиянию семьи в дошкольном возрасте присоединяется воздействие учителей, сверстников, старшеклассников.
И, наконец, гендерные особенности. У девочек более развиты чувства эмпатии, социальной ответственности, чем у мальчиков. У девочек наблюдается словесное одобрение социальных норм поведения, у мальчиков - деятельное начало.
Великие педагоги Х1Х-ХХ вв. И.Г. Песта-лоцци, И.А. Сикорский, М.М. Манасеина и др. внесли огромный вклад в изучение и выявление биологических факторов, влияющих на формирование нравственности младшего школьника.
В своих исследованиях ученые-педагоги установили взаимосвязь между физическим развитием и нравственным ростом (И.Г. Песталоцци), интеллектуальным и нравственным развитием (И.А. Сикорский, П.Ф. Каптерев, М.М. Манасеина), эстетическим развитием и нравственным воспитанием (П.Ф. Каптерев).
На формирование личности младшего школьника могут влиять следующие факторы:
І) генетические особенности человека (его характер, восприятие окружающего мира);
T) окружающая природная среда (стиль поведения);
3) социокультурная среда (определенный свод социальных норм и ценностей);
4) социальное окружение (семья, организация и т.д.);
5) индивидуальный опыт человека (жизненные ситуации).
Основными факторами формирования личности являются влияние социального окружения и социокультурной среды.
Учитывая психолого-педагогические особенности и факторы, влияющие на формирование нравственности, мы исследовали и необходимые для этого условия.
Мы выделяем следующие условия: необходимость целенаправленной организации поведенческой деятельности, положительная мотивация к деятельности, развитие речи, объем нравственных представлений, нравственное влияние старшего поколения на младшее.
Рассмотрим каждое из условий. Так, организованная поведенческая деятельность позволяет плавно переходить от одной стадии нравственных представлений к последующей. Это условие помогает определить поступательный характер формирования нравственных представлений, когда ребенок приобретает готовность к адекватному реагированию на простейшие внешние регулирующие воздействия.
Развитие положительной мотивации учащегося к деятельности помогает ориентировать ребенка на положительные стороны нравственности, самому быть образцом нравственного поведения, создавать атмосферу доверия.
Одним из важных психолого-педагогических условий является развитие речи. Оно способствует расширению круга нравственных представлений, обеспечивает все возрастающую гибкость их смысловых связей в памяти и мышлении. Речевыми источниками нравственных представлений могут выступить собственный опыт ребенка, его наблюдения; впечатления
HT
других людей, переданных детям устной или письменной речью. Надо отметить, что речевые источники, имеющие общественно-
исторический характер, больше влияют на формирование представлений, чем представления, прямо возникшие из наблюдения [1, с.108].
Следующим условием мы выделяем накопление нравственных представлений. Ребенку необходим большой объем представлений о категориях нравственности как ориентир при выборе способов поведения в возникающих ситуациях.
Важным условием нравственного развития ребенка является воспитание младшего поколения старшим через собственный нравственный пример. Важность этого условия отмечал в своих исследованиях И.А. Сикорский. Он обращал внимание на то, что при разрушении преемственности нравственного поведения может произойти обеднение нравственных чувств подрастающего поколения, обесценивание высоких идеалов, снижение нравственной мотивации [4, с. 70].
Однако, несмотря на то, что на нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, следует отметить, что решающую роль в этом процессе играют педагогические, так как они наиболее управляемые. Такое значение педагогическому влиянию придается еще и потому, что они более направлены на выработку определенного рода отношений. С точки зрения педагогической теории процесс нравственного воспитания в школе представляет собой совокупность целенаправленных и последовательных действий ученического и педагогического коллективов. Результат этих действий отражается в понимании, принятии нравственных норм, в поведении учащихся.
Систематическое и целенаправленное побуждение поступать нравственно закрепляется в характере младшего школьника в виде нравственных привычек [6]. Нравственные привычки укрепляются в деятельности, поэтому в школе нужна специальная работа по воспитанию определенных привычек поведения. Младший школьник должен быть способен совершить хороший поступок без ориентации на последствия (поощрение или наказание).
Гораздо полезнее упражнять их в действиях, желательных с точки зрения истинной моральности, как отмечал Дж. Локк, чем обременять память детей правилами и предписаниями, которые тотчас забываются. Упражнениям детей в нравственных поступках большое значение уделял и педагог-ученый И.Г. Песталоцци [5].
Привычка к поведению, определенному глубоко усвоенными нравственными нормами, -показатель устойчивости морального мотива.
Формирование нравственного образа протекает в процессе разнообразной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с младшими и взрослыми. Тем не менее нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему форм, методов и приемов педагогических действий.
Изменения личности ребенка проявляются в степени его убежденности, которая реализуется в различных видах деятельности и рассуждениях.
Уровень нравственности зависит от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами [7].
Умственное развитие в младшем школьном возрасте проходит через следующие стадии:
- усвоение действий по образцу, эталону;
- формирование системы действий в рамках заданной модели;
- переход к умственным действиям со свойствами вещей и их отношениями.
Школьное обучение включает усвоение абстрактных представлений, дает ребенку общую схему, в которую он может поместить свои спонтанные понятия, осознать, что в действительности означает то или иное слово [1, с. 8].
Например, изучая понятия «добро», «зло» в более широком, «научном» плане, дети лучше их осознают и могут использовать их в практической деятельности [3].
Универсальная логика обучения в начальной школе строится от восприятия конкретных предметов и явлений к образованию представлений.
Ученые в ходе исследования выделяют биологические, физические и социальные факторы, которые оказывают влияние на формирование нравственных представлений личности ребенка.
При анализе факторов, влияющих на нравственные представления, мы опирались на исследования видных ученых А.В. Зосимовского, Ж. Пиаже, Л. Колберга, И.А. Сикорского, М.М. Манасеиной, П.Ф. Каптерева и др. Биологические факторы мы разделили на генетически заданные параметры и психические процессы ребенка.
К генетически заданным параметрам нами отнесены возрастные особенности ребенка, воз-
Ш
можное недоразвитие и ослабление интеллектуальных сил, физическое развитие и наследственные свойства; к психическим - развитие речи и воспитание чувств.
К социальным факторам формирования нравственных представлений относятся: предъявление обществом норм поведения; воспитание определенных привычек поведения (упражнения в действиях), различные виды творчества (например, народные песни); школьное образование.
Для формирования представлений используют интеллектуальные, положительные эмоциональные, практически-действенные средства, межпредметные связи, социальную и профессиональную позицию педагога. Применяя определенные формы, методы педагогической работы, мы формируем у ребенка отношение к себе (честность), к другим (уважение, отзывчивость), к труду (ответственность), к природе (бережное отношение). Формирование у ребенка нравственных представлений и понятий помогает человеку в выборе правильного поведения.
Источником любви и веры с младенчества является, по мнению Песталоцци, отцовское и материнское чувства.
Педагогическая мысль, будучи трансформатором передовых философских идей К. Ушин-ского, П. Каптерева, Л. Толстого, выработала собственное понимание гуманистической парадигмы в педагогике, которая включала в себя любовь, веру в добрые силы детской души, ценностное отношение к личности ребенка, заключающееся в уважении и понимании; создание условий для свободной деятельности ребенка; учет возрастных, природных и индивидуальных особенностей и создание условий для саморазвития, самообразования и самовоспитания.
Понимая нравственное воспитание как воспитание высших чувств, И. А. Сикорский доказывал, что в таком смысле оно не может быть осуществлено в раннем детстве во всем объеме. Вместе с тем развитие чувств может быть начато уже в раннем возрасте. Уже двухлетний ребенок обладает чувствами любви и сострадания. Мы в своем исследовании, говоря о нравственных представлениях, опираемся на когнитивную
сферу ребенка, которая тесно взаимодействует с эмоциональной и поведенческой сферами. Младший школьник действительно обладает чувствами эмоциональной отзывчивости, любви к ближнему, но при этом у него нет полного осознания нравственных категорий, не сформировано желание совершать добрые поступки для людей, которые не входят в его ближний круг (индивидуально-избирательное отношение) [4].
Осознание является интеллектуальным процессом и его ослабление или недоразвитие может сказаться на уровне нравственной воспитанности младших школьников (И.А. Сикорский, М.М. Манасеина). Существует и обратное влияние: нравственное воспитание совершенствует интеллект, утверждал П. Ф. Каптерев.
Конечно, нравственное воспитание следует начинать как можно раньше, учитывая при этом возрастные особенности ребенка. Как утверждал великий педагог, дидакт Я.А. Коменский, «долго будет хранить сосуд тот запах, которым пропитался с первого раза», при этом он предостерегал: «зло распространяется легче и держится упорнее». Поэтому для того, чтобы предохранить детей от безнравственности, необходимо развивать волю ребенка, доведя ее до высокого уровня самообладания, строгой дисциплины.
«Переосмысление накопленного опыта воспитательного процесса и построение современной воспитательной системы должны помочь ребенку в понимании и внутреннему принятию смысла человеческой жизни, способствовать свободному, естественному, внутренне осознанному восприятию гуманистических ценностей каждым воспитанником.
Для педагога сегодня важно не только овладеть формами, средствами, приемами воспитания, изучить наработанный опыт, но и найти индивидуальный способ их применения, оптимального сочетания в каждой конкретной педагогической ситуации, создать актуальные педагогические технологии, отобрать и возродить продуктивные традиции организации воспитательной работы прошлых лет, стать автором собственной концепции воспитания» [7, с. 41].
Литература
1. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии: в 2 т. Т.2 : Развитие и воспитание личности. - СПб. : Изд-во С.-
Петербург. ун-та, 2007. - 548 с.
2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1983. - 220 с.
3. Готсдинер А. Дидактические основы музыкального развития учащихся // Вопросы музыкальной педагогики. - М., 1979. - Вып. 11. - С.6-14.
4. Бабаян А.В. И.А. Сикорский о нравственном воспитании // Педагогика. - 2004. - №10.
5. Педагогическое наследие / сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1988. - 416 с.
6. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: сб. ст. / сост. А.А. Готсдинер. - Л.: Музыка,^!. - 104 с.
7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов. - М. : Академия, T007. - 57б с.
Сандабкина Туяна Баировна, учитель музыки, МБОУ «Гимназия № 14», г. Улан-Удэ, аспирант кафедры педагогики, БГУ, тел. бЗ157З.
Sandabkina Tuyana Bairovna, teacher of music, Gymnasium № І4, Ulan-Ude, postgraduate student, department of education, Buryat State University, tel. бЗ157З.
УДК 378. 1
© Ю.В. Слезко Феноменологическое пространство туристического дискурса
В статье рассматривается понятие туристического дискурса, анализируются его устные жанры, а также специфика текстов с целью выявления теоретических основ обучения.
Ключевые слова: туристический дискурс, коммуникативное намерение, жанр, тексты туристической сферы общения, креолизованный текст.
Yu.V. SIezko
Phenomenological space of tourism discourse
The article concerns a concept of tourism discourse, its oral genres are analyzed, as well as a specific character of texts is viewed with the purpose of revealing theoretical basis of teaching.
Keywords: tourism discourse, communicative intention, genre, texts on tourist sphere of communication, creolized text.
Развитие международного туристического бизнеса в России и его стабильно высокое положение в мировой экономике обусловливает необходимость обеспечения в этой отрасли персоналом, способным эффективно осуществлять профессиональную деятельность в условиях межкультурной коммуникации. В этой связи в системе образования возрастает актуальность иноязычной подготовки бакалавров туризма. Согласно Примерной программе по иностранному языку для неязыковых вузов одной из целей обучения является овладение студентами необходимым и достаточным уровнем иноязычной коммуникативной компетенции в области профессионального общения [24, с. 5], важной составляющей которой является дискурсивная компетенция. Дискурсивная компетенция представляет собой знание различных типов и жанров дискурсов, правил их построения, а также умение создавать и понимать их с учетом ситуации общения [11, с. 23]. Именно обучение дискурсу профессиональной сферы общения формирует у обучающихся картину мира носителя иноязычной культуры в различных сферах деятельности и быта, а также способность осуществлять эффективное речевое взаимодействие в ситуациях профессионального общения.
Процессу обучения иноязычному дискурсу посвящен ряд методических работ (Головина Н.П., 2004; Ермошин Ю.А., 2010; Иванова Н.В., 2004; Кучеренко О.И., 2000; Ступникова Л.В., 2010; Шатурная Е.А., 2009). Вместе с тем туристический дискурс, являясь предметом лингвис-
тического изучения отечественных и зарубежных исследователей (Аликина Е.Ю., 2010; Ми-тягина В.А.; Погодаева С.В., 2008, Филатова Н.В., 2012; Vestito C., 2006; Cappelli G., 2007 и др.), как показывает анализ литературы, не рассматривался в качестве объекта овладения в неязыковом вузе.
Прежде чем перейти к выявлению специфики туристического дискурса, уточним сущность дискурса с целью установления наиболее приемлемого определения для нашего исследования.
Термин «дискурс» является предметом изучения лингвистики, семиотики, философии, психологии, этнологии, антропологии и др. На сегодняшний день у ученых нет единого мнения по вопросу определения понятия «дискурс». Так, в словаре терминов межкультурной коммуникации дискурс рассматривается как (“discourse” от лат. discursus - ‘бег туда-сюда’) связный текст в совокупности с социокультурным контекстом; речь как компонент, участвующий во взаимодействии людей». Указывается, что дискурс «описывается в терминах социально значимых действий и стратегий», которые участники общения выполняют в определенных коммуникативных ситуациях, соответствующих данному языковому сообществу и культуре [19, c. 102].
Автор теории дискурса М.Л. Макаров отмечает, что смежными понятиями для термина «дискурс» являются «текст», «речь» и «диалог» [12, c. 85]. По мнению ученого, речь и текст -