Научная статья на тему 'Формировдние готовности студентов, будущих социальных работников, к использованию средств физической культуры в работе с пожилыми людьми'

Формировдние готовности студентов, будущих социальных работников, к использованию средств физической культуры в работе с пожилыми людьми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / БУДУЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ РАБОТНИКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / READINESS / FORMATION / STUDENTS / THE FUTURE SOCIAL WORKERS / PHYSICAL TRAINING / ELDER PEOPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прядко Л. Д.

В данной статье рассматривается формирование готовности будущего специалиста социальной работы к использованию средств физической культуры в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прядко Л. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of readiness in students of the future social workers to use physical education in work with elder people

In the given article formation of readiness of the future expert of social work to use physical education in professional work is considered.

Текст научной работы на тему «Формировдние готовности студентов, будущих социальных работников, к использованию средств физической культуры в работе с пожилыми людьми»

— тесное сотрудничество всех специалистов средне-специального учебного заведения в вопросах оздоровления и коррекции физического развития и зрительных нарушений слабовидящих учащихся.

Исходя из выше изложенного можно сделать вывод, что доступными средствами коррекционно-оздоровительной направленности в системе физического воспитания слабовидящих учащихся являются элементы аэробики, дыхательные упражнения, релаксационные упражнения, корригирующие упражнения. Такое сочетание способствует коррекции и оптимизации физического развития слабовидящих учащихся.

Библиографический список

1. Болгов, В. Н. К вопросу о развитии физических качеств у студентов / В. Н. Болгов [электронный ресурс] // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. — 2007. — № 4 — Режим доступа : http:// kamgifk.ru/magazin/journal.htm.

2. Савосина М. Н. Активизация физкультурной деятельности студентов на основе формирования ответственности за личное

здоровье : автореф. дис. канд. пед. наук / М. Н. Савосина // Камский гос. политехн. ин-т. — Чебоксары, 2005. —22 с.

3. Сулейманов, И. И. Производственная физическая культура : учебное пособие / И. И. Сулейманов. — Омск : ОГИФК, 1989. — 31 с.

4. Азарян, Р. Н. Физическое воспитание слепых и слабовидящих школьников в режиме дня / Р. Н. Азарян. — М. : Физкультура и спорт, 1987. — 115 с.

5. Кручинин, В. А. Проблемы физического воспитания аномальных детей / В. А. Кручинин. — М., 1987. — 117 с.

6. Шапкова, Л. В. Средства адаптивной физической культуры: методические рекомендации / Л. В. Шапкова / под ред. проф. С. П. Евсеева. — М. : Советский спорт, 2001.

АХМАДУЛЛИНА Ирина Ахсановна, аспирантка кафедры теории и методики борьбы и восточных единоборств.

КУЗНЕЦОВА Зинаида Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе и внешним связям.

Адрес для переписки: 423807, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. им. Е. Н. Батенчука, 21.

Статья поступила в редакцию 17.02.2010 г. © И. А. Ахмадуллина, З. М. Кузнецова

УДК 378.016 : 364-78 Л. Д. ПРЯДКО

Омский государственный технический университет

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ, БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

В данной статье рассматривается формирование готовности будущего специалиста социальной работы к использованию средств физической культуры в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: готовность, формирование, студенты, будущие социальные работники, физическая культура, пожилые люди.

Основной целью любой социальной программы является охрана и сохранение здоровья обслуживаемых лиц, значительную часть которых составляют пожилые люди. Они особенно нуждаются в различных формах социального обслуживания и социальной поддержке. Эти формы сегодня выражаются в пенсионном обеспечении, содействии в протезировании, восстановлении нарушенных связей клиентов социальных служб с семьей или обществом, других форм, прямо или косвенно направленных на сохранение и улучшение физического состояния этой категории граждан. М. Ф. Сауткин характеризует физическое состояние как степень готовности человека выполнять бытовые и трудовые нагрузки различного характера в данный конкретный отрезок времени,

зависящии от уровня его двигательных качеств, функциональных возможностей отдельных систем организма, наличием или отсутствием заболеваний или травм. Другими словами, физическое состояние человека зависит от уровня развития его физических качеств [1].

Каждый социальный работник, осуществляющий работу с пожилыми людьми, должен знать о позитивных сторонах физической культуры, которая имеет огромное значение в жизнедеятельности человека любого возраста, и особенно пожилого. По мнению большинства специалистов, главную роль в повышении качества жизни лиц пожилого возраста и в сохранении их здоровья должна сыграть оздоровительная физическая культура [2], и чем старше человек, тем

важнее для него двигательная активность. Многочисленные исследования доказали, что возможности физической культуры безграничны в сфере социальной защиты населения [3, 4]. Но отсутствие специальной литературы по оздоровительной и адаптивной физкультуре в центрах социального обслуживания позволяют говорить о недостаточном опыте работы в применении физической культуры в жизни пожилых в системе социальных служб.

В высшем учебном заведении физическая культура и спорт выступают как средство становления будущего специалиста социальной работы, совершенствующее индивидуальные личностные и профессионально значимые качества студентов. При этом большое внимание уделяется сохранению и укреплению собственного здоровья студентов, что предполагает формирование приоритета здорового образа жизни, формирования потребности физического самосовершенствования и готовности к использованию средств физической культуры в работе с разными группами населения, в том числе с пожилыми людьми [5].

Готовность будущего специалиста к использованию средств физической культуры — это сформированная в процессе физического воспитания в вузе качественная характеристика личности, обладающей высоким уровнем компетенции в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности, умеющей выделять здоровьеформирующие и здоровьесберега-ющие компоненты в процессе саморазвития и профессионального становления [6]. При этом центральное место в формировании физической культуры личности принадлежит социокультурной и биосоциальной готовности студентов к развитию физической культуры [7] и использованию средств физической культуры в будущей профессиональной деятельности. Поскольку в настоящее время для практической социальной работы, в том числе и с пожилыми людьми, актуальными являются вопросы здоровье-сберегающего образа жизни, именно социальные работники призваны заботиться о социальном здоровье населения, которое включает физическое и психическое здоровье. Следовательно, студенты специальности «Социальная работа» должны быть готовы к использованию средств физической культуры в своей профессиональной деятельности.

Социокультурная готовность представляет качественную характеристику среды жизнедеятельности разных категорий и групп населения и развитие физкультурно-оздоровительной деятельности, проявляющееся через общественное здоровье населения. В то время как биосоциальная готовность проявляется через состояние физического здоровья будущего специалиста, уровня его образованности и готовности к саморазвитию и физическому самосовершенствованию.

Процесс физического воспитания студентов развивает также и организаторские способности, которые пригодятся в профессиональной деятельности. Будущий социальный работник должен обладать не только теоретическими знаниями по организации социальной работы с различными категориями и группами населения, но и навыками повышения социальной полноценности, в которую входит сохранение физической активности разных категорий и групп населения, в первую очередь пожилых людей. Вот почему в профессиональной деятельности будущего специалиста по социальной работе большое значение имеет прикладная физическая культура. При этом ее необходимо рассматривать в двух аспек-

тах: первый — содействие достижению профессионализма в трудовой деятельности, второй — решение части социальных проблем, а именно повышение двигательной активности клиентов социальных служб с помощью физической культуры.

Анализ государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 400101 «Социальная работа» [8] и государственных требований к обязательному минимуму содержания по дисциплине «Физическая культура» [9], показал, что в содержании образования заложены возможности для формирования осознанной потребности в использовании средств физической культуры у будущих специалистов. Однако основная образовательная программа подготовки специалиста слабо ориентирована на специфику образовательно-воспитательного процесса студентов, хотя стандартом предусмотрена специализация, в рамках которой и предполагается получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности. Так, в содержании дисциплин не уделяется должного внимания направленности на подготовку будущих социальных работников к использованию средств физической культуры в практической социальной работе, а именно к сохранению и повышению двигательной активности клиентов социальных служб, в том числе пожилых людей.

Теоретическая подготовка студентов, в том числе и будущих социальных работников по дисциплине «физическая культура» осуществляется в форме лекционного курса и практических занятий. В рамках лекционного курса будущие специалисты социальной работы изучают основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями и воздействие двигательной активности на организм, здоровье и работоспособность. Во время практических занятий происходит овладение физкультурными навыками, которые необходимы для сохранения и укрепления здоровья, повышения двигательной активности самих студентов. В связи с этим именно выпускники специальности «Социальная работа» смогут осуществлять реальную помощь по привлечению различных категорий и групп населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, если в процессе обучения сформировать у них готовность к использованию средств физической культуры в своей профессиональной деятельности.

Поэтому одной из актуальных социально-педагогических задач является выявление отношения студентов данной специальности к физической культуре и спорту. В Омском государственном техническом университете на факультете гуманитарного образования проводилось исследование по определению формирования осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой у будущих социальных работников. Было проведено анкетирование 100 студентов 2 — 4 курсов специальности «Социальная работа» по разработанной нами анкете. Опрос студентов показал, что положительно относятся к физической культуре 89 % опрошенных студентов, хотя ежедневная потребность в двигательной активности возникает только у 61 %, и у 32 % такая потребность возникает 2 — 3 раза в неделю. Занятия по физической культуре в вузе посещают 97 % опрошенных, из них 92 % студентов отмечают положительное влияние двигательной активности на самочувствие. При этом самостоятельно, кроме занятий в вузе, студенты физической культурой занимаются по-разному: время от времени (иногда) — 61 %, а по-

стоянно только 34 %, из них только 22 % посещают спортивные секции. Предпочитают посещать фитнес-клуб или тренажерный зал 30 % респондентов, а 48 % вообще самостоятельно не занимаются, что свидетельствует об общем снижении потребности физического самосовершенствования студентов указанной специальности. Следовательно, снижается и уровень готовности к использованию средств физической культуры в будущей профессиональной деятельности, в том числе и с пожилыми людьми. Хотя максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста в привычной социальной среде и поддержания их социального статуса, обозначена в Федеральном законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» как основная задача социального обслуживания на дому пожилых людей, что подразумевает сохранение физического и психического здоровья этой категории населения. Кроме того, наблюдения за учебным процессом в вузе показали, что учебные занятия физкультурой (как практические, так и теоретические) не обеспечивают в полной мере условий для формирования потребности в использовании средств физической культуры в повышении собственной двигательной активности студентов.

Взяв за основу факторы, оказывающие существенное влияние на процесс развития осознанной потребности (готовности) в использовании средств физической культуры, выявленные в исследованиях М. Я. Виленского и С. Н. Бегидова [10], мы выделили педагогические условия, способствующие формированию данной потребности у будущих социальных работников.

1. Введение дополнительного теоретического материала в виде элективного или спецкурса, отражающего профессиональную направленность физического воспитания будущих специалистов социальной работы. Основной задачей такого нововведения является обогащение будущих социальных работников системой знаний по основам содержания, организации и методики проведения программ двигательной активности пожилых людей. Специальный курс поможет будущим социальным работникам осмыслить и осознать значимость средств физической культуры в работе с пожилыми людьми.

2. Моделирование педагогических ситуаций, воспроизводящих использование средств физической культуры в деятельности специалиста социальной работы. Для реализации этого условия на практических занятиях спецкурса необходимо обучать и практически выполнять различные формы оздоровительной физической культуры (утреннюю гимнастику, дозированную ходьбу, суставную гимнастику, дыхательную гимнастику и др.) для разных групп клиентов социальных служб, в частности для пожилых людей. Это даст возможность будущим социальным работникам попробовать себя в роли организатора и консультанта физкультурных мероприятий. Такой вид деятельности помогает студентам приобрести не только практические умения и навыки использования средств физической культуры, но и проявить личностные качества, необходимые для самосовершенствования в практической социальной работе (организаторские и коммуникативные способности, внимательность, толерантность и т.д.).

3. Усиление межпредметных связей основных дисциплин специальности «Социальная работа», способствует углублению знаний о роли средств физической культуры в повышении двигательной активности. Содержание профессиональной подготовки

будущих социальных работников ориентировано на формирование у них системы знаний, охватывающих широкий спектр философских, медицинских, социальных, психолого-педагогических аспектов. Так, в рамках курса «Социальная геронтология» рассматриваются темпы старения и биологический возраст; на лекционных и практических занятиях курса «Основы социальной медицины» рассматривают образ жизни человека и его здоровье, и здоровый образ жизни (двигательная активность и закаливание как компоненты здорового образа жизни). В свою очередь, на занятиях дисциплины «Физическая культура» студенты изучают особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности студента — будущего специалиста в области социальной работы.

4. Активизация субъектной позиции личности будущего социального работника в процессе физического воспитания. В рамках опытно- экспериментальной работы студентам, кроме обязательных учебных занятий по физической культуре, предлагается дополнительно выполнять физические упражнения по выбору с учетом будущей профессиональной деятельности, что будет способствовать расширению знаний и умений в работе с пожилыми людьми. Благодаря такой деятельности у студентов формируется опыт планирования и реализации на практике использования различных форм и средств физической культуры в повышении собственной двигательной активности, а также происходит мобилизация их психологических ресурсов для достижения поставленной цели.

5. Разработка будущими социальными работниками индивидуальных программ повышения двигательной активности пожилых людей. При этом, студенты демонстрируют свой собственный подход к использованию средств физической культуры в работе с пожилыми людьми. Главным принципом составления программы является принцип индивидуализации и дифференциации, когда учитывается уровень здоровья и степень самообслуживания пожилых людей, а также приоритетные интересы студентов к средствам физической культуры. В результате у студентов значительно увеличивается потребность регулярно заниматься физкультурой для укрепления собственного здоровья.

Реализация основных педагогических условий формирования готовности будущих социальных работников позволяет повысить содержание профессионального образования, уровень физической подготовленности, овладение специальной системой знаний по физической культуре и обеспечивает готовность будущих социальных работников к использованию средств физической культуры в повышении двигательной активности пожилых людей и внедрять здоровый образ жизни в практической социальной работе.

В связи с этим можно говорить о необходимости разработки и внедрения спецкурса, в рамках которого будущие социальные работники освоили бы основные методики применения физических упражнений в соответствии с поставленными целями и задачами физкультурной деятельности с различными группами населения, в том числе и с пожилыми людьми, опираясь на уже имеющиеся знания. Получение выпускниками вузов дополнительной информации по прикладной физической культуре поможет будущему специалисту социальной работы эффективно решать круг профессиональных задач, связанных с сохранением и улучшением физического состояния пожилых людей.

Библиографический список культуры, научно-теоретический журнал. — М., 2002. — № 3. —

С. 40-42.

1. Сауткин, М. Ф. Авторский взгляд на полноценное здоровье / 7. Коломок, О. И. Формирование готовности к развитию М. Ф. Сауткин // Актуальные вопросы здоровья населения на физической культуры студентов сельскохозяйственных вузов / рубеже XXI века. — Рязань, 2000. — Вып. 2. — С. 94-97. О. И. Коломок, Л. Б. Андрющенко // Физическая культура и спорт

2. Организационно-методические основы физкультурно- в XXI веке : сб. науч. тр. — Волжский, 2006. — Вып. 3 — С. 164—168. оздоровительной работы с людьми пожилого возраста в рамках 8. Государственный образовательный стандарт высшего Федеральной целевой программы «Старшее поколение» / В. Д. Кря- профессионального образования. — М., 2005.

жев [и др.] // Теория и практика физической культуры, научно- 9. Примерная программа дисциплины «Физическая куль-

теоретический журнал. — М., 2003. — № 10. — С. 53 — 55. тура» для высших учебных заведений. — М., 2000. — 52 с.

3. Бальсевич, В. К. Физическая культура всех и каждого / 10. Виленский, М. Я., Модель профессионально-творческого В. К. Бальсевич. — М. : Физкультура и спорт. 1988. — С. 108—124. развития личности специалиста физической культуры / М. Я. Ви-

4. Николаев, Ю. М. Физическая культура и основные сферы ленский, С. Н. Бегидова // Педагогическое образование и наука. — жизнедеятельности человека и общества в контексте социокуль- 2005. — № 3. — С. 43 — 49.

турного анализа / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. — М., 2003. — № 8. — С. 2 — 9.

5. Виленский, М. Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе / М. Я. Виленский // Педагогическое общество России. —М., 2002. — 192 с.

6. Дубровский, А. В. Понятие «физическая готовность» в структуре общей готовности человека к профессиональной де- Статья поступила в редакцию 17.03.2010 г. ятельности / А. В. Дубровский // Теория и практика физической © Л. А. Прядко

ПРЯДКО Любовь Александровна, старший преподаватель кафедры социологии, социальной работы и политологии.

Адрес для переписки: 644050, г. Омск, пр. Мира, 30а, к. 401.

Информация

Конкурс на участие в Международной летней школе

Университет Осло (Норвегия) ежегодно, с конца июня по начало августа, проводит Международную летнюю школу в кампусе Блиндерн, севернее Осло. С 1947 года около 25,5 тысячи участников из 164 стран изучали курсы по гуманитарным и социальным наукам, здравоохранению и энергетическому планированию и охране окружающей среды.

Обучение бесплатное. Участники платят за комнату, питание и регистрационный взнос. Занятия

проводят преподаватели университета и другие квалифицированные специалисты.

Студенты размещаются в общежитии, расположенном в парке, примыкающем к университету.

В 2011 году с 25 июня по 5 августа пройдут следующие курсы:

ISSN 1320 Норвежская литература

ISSHF 1142 Норвежская архитектура и дизайн

ISSSV 1850 Скандинавское правление и политика

ISSSV 1753 Современное норвежское общество

ISSSV 1855 Международная политика

ISSJF 4711 Права человека

ISSSV 4854 Мирные исследования

ISSSV 4756 Проблемы международного развития

ISSHF 4957 Средства массовой информации

ISSSUM 4180 Энергетика, окружающая среда и устойчивое развитие

ISSMF 4205 Международное здравоохранение

ISSUV 4310 Специальное образование (образование инвалидов)

ISSHF 2060 и 4060 Равенство полов в нордических странах

ISSN 0500 Жизнь и общество в Норвегии,

а также семинар по профессиональному развитию.

Участники должны хорошо владеть английским языком и иметь хорошее здоровье. Ряд курсов требует некоторого профессионального опыта.

Базовая стоимость — 20800 норвежских крон (около 3780 долларов США) покрывает стоимость проживания, питания, регистрационный взнос и некоторые дополнительные расходы. Необязательные экскурсии не включены в базовую стоимость. В курсах, где экскурсии являются частью учебного плана, стоимость выше на 90 — 875 долларов.

На школу традиционно выделяется некоторое количество стипендий различной величины. Заявления о приеме и на стипендию должны быть отправлены до 1 февраля 2011 г. (по почтовому штемпелю), но лучше их подать как можно раньше (с ноября).

Стипендиат обязан участвовать во всей программе курса, сдать выпускной экзамен или написать выпускную работу.

Источник: http://www.rsci.ru/grants/grant_news/268/227739.php (дата обращения 17.11.10)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.