Ю.Т. Антонова, ст. методист, Якутская кадетская школа-интернат, г. Якутск, Россия, bella_y_t@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
В статье анализируются проблемы и пути развития кадетского образования в Республике Саха (Якутия). Рассматриваются вопросы формирования исследовательской компетенции учащихся кадетской школы-интерната как одного из важнейших направлений современной педагогики. Осуществляется теоретический анализ понятий «компетентность», «компетенции». Подчеркивается, что и компетентность, и компетенции являются результатом обретения опыта работы в какой-либо сфере, в том числе исследовательской деятельности. Через определение начального уровня сформированности исследовательской компетенции у учащихся кадетской школы-интерната автором выявлен комплекс педагогических условий успешной реализации структурно-функциональной модели формирования исследовательской компетенции: организация стимулирующей среды; сотрудничество педагога и учащегося в процессе исследовательской деятельности; организация сетевого взаимодействия учащихся, педагогов и родителей. Учитывая особенности педагогических условий кадетского и интернатного образования, подчеркивает автор, процесс формирования исследовательской компетенции учащихся кадетской школы-интерната необходимо производить поэтапно. При этом важным, ключевым, моментом в формировании исследовательской компетенции является адаптационный период. Автором предлагается адаптированная методика определения уровня исследовательской компетенции, состоящей из сорока трех универсальных умений, постепенное развитие которых позволит достичь высокого уровня развития исследовательской компетенции, включающая шесть содержательных блоков.
Ключевые слова: современная педагогика, портрет современного школьника, кадет, кадетская школа-интернат, компетенции, компетентность, исследовательская деятельность учащихся, исследовательские компетенции.
Социально-экономические преобразования в жизнедеятельности современного общества кардинально изменили взгляды на образование. Сегодня школа обязана воспитывать, обучать и прививать новые качества своим выпускникам. В письме Министерства образования РФ «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении» эти целевые установки дополняются следующими: «Воспитание у детей
и молодежи целостного миропонимания, современного научного мировоззрения; формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни; обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; формирование социальной и коммуникативной компетентности средствами всех учебных предметов»1.
Соотношение вышеобозначенных целевых ориентиров с предназначением кадет-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
ского образования в системе общего образо- возможностям действовать и преобразовы-вания в Республике Саха (Якутия), услови- вать мир3.
ями, содержанием, организационно-техно- Исходя из данных соображений, можно
логическим обеспечением позволило выйти утверждать, что умение адаптироваться в социуме, к новым условиям жизнедеятельности может являться одной из ключевых компетенций учащихся кадетской школы-интерната.
В современной педагогике часто обсуждаются понятия «компетенции» и «компетентность». Рассмотрим их.
Так, компетенция, по В.П. Симонову, -определенных знаний
на разработку Концепции развития кадетского образования в Республике, основная цель которого - воспитание выпускника с высокими нравственно-этическими, морально-волевыми, интеллектуальными качествами, с правильными взглядами на взаимоотношения между людьми и природой, готового служить Отечеству на военном и гражданском поприще.
Работа в данной образовательной области показала и доказала, что создана новая школа. Это справедливая, добрая, умная и понятная школа. Понятная детям, власти, родителям, гражданскому обществу, которая не стала «казармой» для кадетов. Школа, ко -торая развивает личность, а не создает абсолютный или штампованный образ современного школьника2.
В последние годы в Республике Саха (Якутия) наблюдается повышенный интерес со стороны родителей к кадетскому образованию. Это связано не только с тем, что кадеты-выпускники имеют приоритет при поступлении в военные учебные заведения, но и с тем, что в кадетском корпусе учащиеся получают возможность развить такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, гуманизм, человеколюбие и толерантность. -
В современных социальных условиях речь идет о формировании и развитии личности обучающегося. Специалисты подчеркивают, что это неповторимая уникальность, индивидуальность и целостность качеств
Основная цель кадетского образования - воспитание выпускника
с высокими нравственно-этическими, морально-волевыми, интеллектуальными качествами, с правильными взглядами на взаимоотношения между людьми и природой, готового служить Отечеству на военном и гражданском поприще.
Умение адаптироваться в социуме, к новым условиям жизнедеятельности может являться одной из ключевых компетенций учащихся кадетской школы-интерната.
это совокупность (информированность и эрудированность), а также умений и навыков, личностных качеств и опыта (практики) в определенной сфере деятельности4. А.В. Пашкевич считает, что компетенция - это предварительно заданная социальная норма к образовательной подготовке ученика, общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению5.
Как особый тип организации знаний, навыков, умений и фундаментальных способностей, которые позволяют личности быть успешной в той или иной деятельности, компетентность рассматривается Н.Ф. Ефремовой. Анализируя работы ученых, она приходит к выводу, что компетенции - это в большей степени особенности поведения, определяющие результативность работы (черты личности, характеристики темперамента и эмоционально-волевой сферы, уровень интеллекта и особенности мыслительной деятельности человека в сочетании установок, знаний и опыта действий)6.
Следовательно,
индивида, особый компетенции относятся к деятельности субъ-
феномен, связанный со спецификой челове- екта образовательного процесса. Компетен-
ческой адаптации к социуму, к сложившейся ция и компетентность - это результат рабо-
и вновь создаваемой культуре, к собственным ты, появление благодаря ей умений, знаний,
которые будут применяться на протяжении димость выработки соответствующей мето-всей жизни человека. дики формирования и развития исследова-
Можно утверждать, что компетенции тельской компетенции школьника с учетом появляются с опытом работы, а исследо- специфики образовательного учреждения.
В ходе эксперимента нами был выявлен комплекс педагогических условий успешной реализации структурно-функциональной модели формирования исследовательской компетенции учащихся кадетской школы-интерната: организация стимулирующей среды при формировании исследовательской компетенции учащихся; сотрудничество педагога
вательская компетенция, по А.В. Воробьевой, - это совокупность знаний, способностей, навыков и опыта в проведении исследования, получении определенного нового знания, интеллектуального продукта, создания нового проекта, решения проблемы, а также качества и умения, которые человек должен проявлять при этом7.
Таким образом, ис- =
следовательская компетентность учащихся -это способность и готовность школьника самостоятельно осваивать и получать новые знания, выдвигать идеи, гипотезы в результате выделения проблемы, работы с различными источниками знаний, исследования темы, проведения наблюдения (опыта, эксперимента и т.д.), предложение путей решения проблемы и поиска наиболее рациональных вариантов решения вопросов, про-ектов8.
В данном случае мы приходим к выводу, что формирование исследовательской компетенции учащихся - это кропотливая работа педагога, которая должна осуществляться поэтапно. Из чего следует необхо-
Исследовательская компетентность учащихся - это способность
и готовность школьника самостоятельно осваивать и получать новые знания, выдвигать идеи, гипотезы в результате выделения проблемы, работы с различными источниками знаний, исследования темы, проведения наблюдения, предложение путей решения
проблемы и поиска наиболее рациональных вариантов решения вопросов, проектов.
и учащегося в процессе информационно-исследовательской деятельности; организация сетевого взаимодействия учащихся, педагогов и родителей.
Формирование исследовательской компетенции происходит при создании условий, учитывающих принципы гендерного подхода в обучении и воспитании, а также личностного подхода, что предполагает признание уникальности личности ученика, ее неповторимости и личностной свободы; деятельностного подхода, направленного на становление сознания в условиях жизнедеятельности, совершенствования природных возможностей (рис. 1).
Результаты педагогических наблюдений и бесед с кадетами показали, что процесс
Ь
а
с
а
ь
а
^
ь
^
с
2
с «
¡г и
£ и
о
а №
^
Ь
Я
Е
О
ч
о
а
а
Б
1. Адаптация в созданных условиях
2. Потребность в знаниях, умениях и навыках исследования
3. Применение полученных знаний в исследовательской работе
4. Умение выступать публично
5. Опыт исследовательской работы
Рис. 1. Процесс формирования исследовательской компетенции учащегося
прохождения адаптации в новых условиях (в данном случае в школе-интернате), где обучаются одни мальчики и нет родителей, проходит успешно, если он сопровождается корректным педагогическим отношением со стороны офицеров- воспитателей, а также классных руководителей. Можно утверждать, что привыкание к новым условиям и принятие внешней среды мальчиком-подростком - это важный фактор становления всесторонне развитой и успешной личности, которая может делиться своим мнением. Учащийся, попадая в среду, где созданы условия, необходимые для развития личности, для ее самореализации в современном обществе, после удачного прохождения адаптационного периода начинает применять полученные знания на практике. Формируется потребность в знаниях, в практических умениях и навыках. Появляются навыки публичного выступления и опыт исследовательской работы.
С учетом всего вышесказанного нами была разработана адаптированная методика определения уровня исследовательской компетенции учащихся кадетской школы-интерната. Смешанный состав учащихся по уровню интеллектуального, поведенческого развития требует использования разноуровневых диагностических методик, что в конечном итоге позволит получить более
объективные данные по развитию исследовательской работы в образовательном учреждении.
Уровни сформированности исследовательской компетенции учащихся кадетской школы-интерната определялись путем совокупного наблюдения, тестирования, анкетирования и опроса учащихся, анализа участия в конференциях школьников с докладами, рефератами, сообщениями, учебными исследованиями, исследовательскими работами. Удобные таблицы, куда заносились результаты исследования, позволяют проследить динамику формирования исследовательской компетенции обучающихся с учетом развития необходимых умений, представленных на рис. 2.
Табл. 1 представляет собой пример ведомости, предназначенной для оценки уровня сформированности исследовательской компетенции учащихся кадетской школы-интерната.
Ведомость может оформляться как на отдельного учащегося, так и на группу учащихся, класс (взвод), научное общество кадетов. Например, в табл. 1 мы видим общий результат оценивания уровня сформи-рованности исследовательских компетенций у учащихся кадетской школы-интерната на начальном этапе работы по классам
Учащийся, попадая в среду, где созданы условия, необходимые для развития личности, для ее самореализации в современном обществе, после удачного прохождения адаптационного периода начинает применять полученные знания на практике. Формируется потребность в знаниях, в практических умениях и навыках.
Таблица 1
Ведомость общих результатов по классам (взводам) оценивания уровня сформированности исследовательской компетенции учащихся кадетской школы-интерната
Компетенции (названия) 1 2 3 4 5 6 7 42 43 Итого
Классы
1. Учащиеся 7-х классов 2 2 2 2 2 2 2 1 1 49
2. Учащиеся 8-х классов 2 2 2 2 2 2 2 1 1 51
3. Учащиеся 9-х классов 2 2 2 2 2 2 2 2 2 54
4. Учащиеся 10-х классов 2 2 2 2 2 2 2 2 3 58
5. Учащиеся 11-го класса 2 2 2 2 2 2 2 2 3 59
Общий показатель 2 2 2 2 2 2 2 2 2 54
1. Адаптация в созданных условиях 1 Ознакомление с историей исследовательской работы в школе
2 Ознакомление с этапами исследовательской работы
3 Побуждение интереса к исследовательской работе
4 Выявление интереса учащегося и выбор направления
5 Умение ставить цели работы
6 Определять задачи исследования
2. Потребность в знаниях, умениях и навыках исследования 7 Умение находить нужную информацию
8 Понимать необходимость умения исследовать
9 Привить навыки исследовательской работы
10 Потребность в умении работать в сетевом взаимодействии: ученик + учитель + родитель
3. Знание (изучение) 11 Основы наук (терминология, основные законы)
12 Основных терминов исследования (объект, предмет исследования, цель, задачи, актуальность, гипотеза, методы, практическое значение работы и т.д.)
13 Основных направлений исследований современной науки (на школьном уровне)
14 Этапов исследовательской деятельности
15 Видов представлений результатов исследования
16 Критериев оценки исследования
17 Этики молодого (юного) ученого
4. Применение полученных знаний в исследовательской работе 18 Выделить проблему
19 Определить объект и предмет исследования
20 Сформулировать тему исследования
21 Сформулировать цели и задачи исследования
22 Сформулировать гипотезу и определить план ее подтверждения или опровержения
23 Составить план проведения исследования
24 Подобрать источники информации для темы
25 Генерировать идеи, пути решения проблем, вариантов проектов
26 Предполагать причины явлений и процессов
27 Анализировать, сравнивать, делать обобщения и выводы
28 Соотнести достигнутое с ранее поставленными целями и задачами
5. Опыт исследовательской работы 29 Работы с различными источниками знаний, информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ)
30 Подборки методов для проведения конкретного исследования
31 Работы с простейшими приборами
32 Организации социологического опроса, анкетирования, интервью и т.д., работы в команде и индивидуально
33 Фиксирования и обработки результатов исследования
34 Оформления результатов исследования и представления их к защите (исследовательская работа, доклад, тезисы, публикация, презентация и т.д.)
35 Нахождения практического знания (практического выхода) как результата исследования
6. Умение выступать публично 36 Знать основные этапы публичного выступления
37 Умение держаться перед аудиторией
38 Подготовка (определять для себя установки на результат общения)
39 Вхождение в контакт
40 Концентрация внимания на какой-либо проблеме, задаче, являющейся предметом контакта
41 Поддержание внимания - не пропустить важные моменты общения вербального и невербального характера
42 Аргументация и убеждение в том случае, если имеются расхождения во мнениях
43 Завершение выступления
Рис. 2. Содержание исследовательской компетенции учащихся кадетской школы-интерната
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций *
Таблица 2
Уровень сформированности исследовательской компетенции учащихся кадетской школы-интерната по ее компонентам, в баллах
Содержание исследовательской компетенции Уровень 1 Высокий (владеет полностью) Уровень 2 Достаточный (владеет частично) Уровень 3 Начальный (владеет слабо)
1. Адаптация (элементы 1-6) 18 12 6
2. Потребность (элементы 7-10) 12 8 4
3. Знание (изучение) (элементы 11-17) 21 14 7
4. Применение (элементы 18-28) 33 22 11
5. Опыт (элементы 29-35) 21 14 7
6. Умение выступать (элементы 36-43) 24 16 8
Всего 129 86 43
(взводам), который вычисляется по формуле нахождения среднего значения как 1 *
Хср = -т«£Д где Хср - среднее значение N ,=;
баллов, N - общее количество учеников, XI -баллы учеников.
Среднее количество баллов учащихся находится для того, чтобы обозначить общую характеристику школы (класса). Это необходимо для определения уровня знаний класса школы.
Затем уровень сформированности исследовательской компетенции учащихся кадетской школы-интерната оценивается в категориях «высокий», «достаточны» и «начальный». Максималь- — ное количество баллов по всем 43 содержательным аспектам исследовательской компетенции - 129 (табл. 2).
Таким образом, мы приходим к выводу, что формирование исследовательской компетенции
Учащийся должен научиться презентовать свою исследовательскую работу, вести диалог, аргументировать и убеждать, если имеются расхождения во мнениях, выдвигать и определять оптимальные пути решения проблем.
Исходя из этого, мы утверждаем, что на начальном этапе формирования исследовательской компетенции у учащихся кадетской школы-интерната должна проводится работа, направленная на успешное прохождение адаптационного периода, пробуждение у учащихся интереса к исследовательской деятельности (элементы компетенции 1-10).
На ориентационном этапе важно реа-лизовывать организационно-педагогические мероприятия, обеспечивающие субъект-субъектное отношение к исследовательской деятельности. На этом этапе происходит изучение основных терминов исследовательской деятельности (элементы компетенции 11-17).
Формирующий этап должен состоять из двух компонентов: деятель-ностного и творческого.
На деятельностном этапе (подэтапе) (элементы компетенции 18-28) идет процесс выделения
учащихся должно быть поэтапным и осу- проблемы исследования, учащийся находит
ществляться с учетом особенностей педаго- нужную информацию, ставит цель и задачи
гических условий кадетского и интернатно- исследования, генерирует идеи, пути реше-
го образования. ния проблем, варианты исследования.
На творческом этапе (подэтапе) (элементы компетенции 29-43) у учащегося появляется опыт исследовательской работы с различными источниками знаний, в том числе формируется ИКТ-компетен-ция. Учащийся подбирает методы для проведения исследовательской работы, фиксирует и обрабатывает результаты исследования. Он должен научиться презентовать свою исследовательскую работу, вести диалог, аргументировать и убеждать, если имеются расхождения во мнениях, выдвигать и определять оптимальные пути решения проблем.
Подводя итог, необходимо отметить, что проводимая нами работа по достижению цели формирования исследовательской компетенции у учащихся кадетской школы-интерната находит свое отражение в достижениях кадетов. Исследовательская деятельность учащихся стала неотъемлемой частью учебного процесса в данном образовательном учреждении и помогает решению задач обучения, воспитания и развития личности в современном меняющемся обществе. ^
Литература
1. Письмо Министерства образования РФ «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении» от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 [Электронный ресурс]. URL: https://www.lawmix.ru/ pprf/50292 (дата обращения: 15.05.2016).
2. Казакова Е.И. Кадетская школа - новая школа // Российская кадетская перекличка. 2008. № 6. С. 24.
3. Данилов Д. А., Корнилова А.Г. Педагогическое обеспечение саморазвития личности в системе образования: учеб.-метод. пособие. Якутск: Издат. дом СВФУ, 2015. C. 12.
4. Пашкевич А.В. Компетентностный подход как технология реализации ФГОС в образовательном процессе современной школы. Изд. 2-е, перераб. Волгоград: Учитель, 2015. С. 44.
5. Там же. С. 45.
6. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. М.: Национальное образование, 2012. С. 23.
7. Воробьева А.В. Исследовательские компетенции современного школьника // Дискуссия. 2013. № 3 (33). С. 90.
8. Там же.
RESEARCH COMPETENCE FORMATION FOR STUDENTS OF CADET BOARDING SCHOOL
J.T. Antonova, senior methodologist,
Yakutsk cadet boarding school, Yakutsk, Russia, bella_y_t@mail.ru
The article deals with the problems and development ways of cadet education in Sakha Republic (Yakutia). It considers the problems of research competence formation for students of cadet boarding school as one of the most important ways of modern pedagogy. The author provides a theoretical analysis of the notions as "competency" and "competences "; it also underlines that it appears with work experience in any sphere, including research one. As a result of the initial state's investigation of research competence formation for students of boarding school, the author has defined a set of pedagogical conditions of successful realization of structural and functional model of research competence's formation: organization of stimulate environment for research competence formation; collaboration of a pedagogue and student in research activity process; organization of network interaction of students, pedagogues and parents. Taking into account the features of pedagogical conditions of cadet and boarding education, the research competence formation process for students of boarding school must be done gradually. Also, a key moment in research competence formation is an adaptive period of cadets. The author offers an adapted method of research competence level assessment, which includes 6 content parts and consists of 43 unique skills, the development of which allows achievement of research competence's high level.
Key words: modern education, modern portrait of a schoolboy, cadet, cadet boarding school, competence, competency, students ' research activity, research competence.
References
1. Pis'mo Ministerstva obrazovaniia RF «O povysh-enii vospitatel 'nogo potentsiala obrazovatel 'nogo protsessa v obshcheobrazovatel 'nom uchrezhde-nii» ot 02.04.2002 g. № 13-51-28/13 [Letter of the Ministry of education of the Russian Federation "On improving the educational potential of the educational process in General educational establishment" from 02.04.2002 № 13-51-28/13]. Available at: https://www.lawmix.ru/pprf/50292 (accessed 15.05.2016).
2. Kazakova E.I. Kadetskaia shkola - novaia shkola [Cadet school - new school]. Rossiiskaia kadetskaia pereklichka - Russian cadet roll, 2008, no. 6, p. 24.
3. Danilov D.A., Kornilova A.G. Pedagogicheskoe obespechenie samorazvitiia lichnosti v sisteme obrazovaniia: ucheb.-metod. posobie [Pedagogical support of personality self-development in education: ucheb.method. allowance]. Iakutsk, Izdat. dom SVFU Publ., 2015.
4. Pashkevich A.V. Kompetentnostnyi podkhod kak tekhnologiia realizatsii FGOS v obrazovatel'nom
protsesse sovremennoi shkoly. [Competence approach as the technology implementation of the educational standards in educational process of modern school]. Volgograd, Uchitel' Publ., 2015.
5. Pashkevich A.V. Kompetentnostnyi podkhod kak tekhnologiia realizatsii FGOS v obrazovatel'nom protsesse sovremennoi shkoly. [Competence approach as the technology implementation of the educational standards in educational process of modern school]. Volgograd, Uchitel' Publ., 2015.
6. Efremova N.F. Kompetentsii v obrazovanii: formirovanie i otsenivanie [Competence in education: formation and evaluation]. Moscow, Natsional'noe obrazovanie Publ., 2012.
7. Vorob'eva A.V. Issledovatel'skie kompetentsii sovremennogo shkol'nika [Research competences of the modern student]. Diskussiia - Discussion, 2013, no. 3 (33), p. 90.
8. Vorob'eva A.V. Issledovatel'skie kompetentsii sovremennogo shkol'nika [Research competences of the modern student]. Diskussiia - Discussion, 2013, no. 3 (33), p. 90.