УДК 796
И. М. Воротилкина
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗАЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ)
Представлены результаты экспериментального исследования, проведенного в начальной общеобразовательной школе № 14 г. Биробиджана, направленного на формирование у школьников потребности в самостоятельных занятиях физической культурой.
Ключевые слова: школа, учитель, учащиеся, здоровый образ жизни.
School as a factor shaping schoolchildrens healthy lifestyle. IRINA M. VOROTILKINA
(Far Eastern State Academy for Humanities and Social Studies, Birobidzhan).
In work the school role in formation of a healthy way of life of pupils is shown. The experimental research directed on formation at schoolboys of requirement for independent employment by physical training is presented.
Key words: school, the teacher, the pupils, a healthy way of life.
В «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» подчеркивается необходимость сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий и формирования мотивации здорового образа жизни, повышения уровня образованности в области физической культуры, спорта.
Установлено, что здоровье и учеба взаимосвязаны и взаимообусловлены: чем крепче здоровье детей, тем продуктивнее обучение. Чтобы дети успешно адаптировались к школе, сохранили и укрепили здоровье за годы, проведенные здесь, необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная активность [1,2,4, 8].
В связи с этим одна из главных задач школы -организация такого образовательного процесса, который способствовал бы формированию здорового образа жизни, обеспечивал условия для развития у детей качеств, помогающих реализовать себя в будущем, вырабатывать свою позицию в жизни, свое мировоззрение [6].
Проведенное нами анкетирование 29 учителей физкультуры Еврейской автономной области (декабрь, 2010, г. Биробиджан, курсы по-
вышения квалификации) показало, что большинство педагогов (72%) готовы вести теоретические уроки по физической культуре и здоровому образу жизни, но вто же время только 58% респондентов на своих уроках постоянно уделяют внимание теоретическим вопросам в этой области, 31% - иногда и 10% - никогда. Большинство (86%) уверены в том, что уроки физической культуры помогают укрепить здоровье детей.
Однако статистические данные [2, 3, 7] говорят о том, что сейчас практически все учащиеся выпускных классов имеют какие-либо болезни, следовательно, получение образования неизбежно связано с потерей здоровья.
Основная причина такого положения - в системе педагогического процесса в образовательных учреждениях. Специалисты считают, что необходимо оптимизировать физическое воспитание так, чтобы у детей вырабатывалась привычка здорового образа жизни, а для этого дать им соответствующие навыки, умения и знания [1-4, 6].
Так, А.М. Митяева [5] отмечает, что в современных условиях важная педагогическая проблема школьного образования состоит в том, чтобы помочь учащемуся осознать, что главная ценность жизни есть здоровье человека, за которое он сам отвечает и которое обязан поддерживать.
ВОРОТИЛКИНА Ирина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой сервиса, рекламы и социальной работы (Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия, Биробиджан). E-mail: [email protected] © Воротилкина И.М., 2011
В начальной общеобразовательной школе № 14 г. Биробиджана в 2001-2002 и в 2002-2003 учебном годах проведен педагогический эксперимент. В нем участвовали 250 учащихся 1-3 классов. Были сформированы 4 экспериментальные группы (ЭГ) и 4 контрольные (КГ) по 25 чел. в каждой. Школьники в контрольных группах занимались по общепринятой методике обучения. В экспериментальных группах № 1, 2, 4 (1-3 классы) работа проводилась с включением в уроки английского языка физкультурно-познавательного компонента (ФПК); в ЭГ № 3 (3 класс) ФПК был включен в уроки русского языка.
В ЭГ № 5 (3 класс) работа проводилась в рамках физкультурно-познавательного факультатива.
Уроки русского и английского языка имели ярко выраженный здоровьесберегающий аспект, что предполагало использование движения, а также текстов, мотивирующих детей к занятиям физической культурой.
Цель эксперимента заключалась в проверке и обосновании эффективности физкультурнопознавательного компонента в образовательном цикле дисциплин и физкультурно-познавательного факультатива.
Занятия в экспериментальных группах велись по предложенной нами авторской программе, которая интегрировала познавательную и двигательную деятельность (ее цели - обогащение знаний о физической культуре, здоровом образе жизни, формирование потребности и интереса к самостоятельной двигательной деятельности).
Анкетирование показало, что у школьников экспериментальных групп в иерархии мотивов, побуждающих к самостоятельным занятиям физической культурой (физическими упражнениями), произошли положительные изменения в сторону более осознанного понимания важности занятий физической культурой. Так, в этих группах ведущими мотивами стали: «укрепление здоровья» - от 25 до 40%; «желание стать сильным, хорошо физически развитым» - от 26 до 35%, соответствующие показатели контрольных групп -от 14 до 30% и от 14 до 19%.
В экспериментальных группах произошло снижение выбора мотивов «принуждение» и «похвала», в то время как в контрольных группах эти показатели остались практически без изменений.
Интересен факт выбора мотива «желание получить знания о физической культуре». Он преобладает в экспериментальных группах, где проводился физкультурно-познавательный факультатив. Его выбрали 35% учащихся, в то время как в контрольных группах - от 4% до 11%.
Во всех экспериментальных группах отмечается увеличение количества учащихся с высо-
ким и выше среднего уровнем сформированности привычки к регулярным занятиям физической культурой и снижение этого показателя в контрольных группах.
Количество школьников с высоким уровнем самостоятельности в двигательной деятельности увеличилось в экспериментальных группах от 25 до 44%. Таких школьников отличает осознание важности и интерес к занятиям физической культурой, умение организовывать самостоятельные занятия, привлекать для совместных действий других. Они часто интересуются спортивными мероприятиями, следят за спортивными соревнованиями и участвуют в них. В самостоятельной двигательной деятельности используют физкультурный инвентарь, знают подвижные игры, любят в них играть, могут организовать игру с друзьями. Проявляют инициативу и творчество. Могут принять ответственность на себя за свои дела и поступки, планировать самостоятельную двигательную деятельность и осуществлять самоконтроль.
В контрольных группах показатель высокого уровня самостоятельности в двигательной деятельности остался почти без изменений. Школьников с низким его уровнем в экспериментальных группах стало меньше (0-15%), а в контрольных группах - незначительно, но больше (2- 2%), что говорит о несистематичности занятий физической культурой. Такие школьники не проявляют интерес к физической культуре, им безразличны спортивные мероприятия, они очень редко принимают в них участие, пассивны в организации подвижных игр, не хотят организовывать их со сверстниками и участвовать в них.
Следует отметить, что после эксперимента от 5до25% школьников экспериментальных групп стали понимать важность занятий физкультурой, у них появилась потребность в регулярных занятиях, в контрольных группах этот показатель колеблется от 2 до 16%.
По мнению учителей, работающих в экспериментальных группах, запоминание нового учебного материала в сочетании с двигательной активностью происходит быстрее. В целом же эксперимент показал, что преподавание общеобразовательных дисциплин (русский язык, английский язык) с включением в них физкультурнопознавательного компонента в первом классе и физкультурно-познавательный факультатив в третьем классе заметно меняет интерес детей к двигательной деятельности, в отличие от занимающихся по стандартной методике КГ, во всех ЭГ произошел прирост показателей физической подготовленности по сравнению.
Анализируя описанные выше результаты, мы можем сделать вывод: использование разнооб-
разных интегрированных форм физкультурнооздоровительной работы (физкультурно-познавательный компонент, физкультурно-познавательный факультатив) позволяет сформировать интерес и потребность в регулярных самостоятельных занятиях физической культурой, что в целом способствует формированию здорового образа жизни учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Батутис О.П. Отношение школьников к причинам успеха и неудачи на уроках физической культуры // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. № 2. С. 5-8.
2. Вайнер Э.Н. Реформа школьного образования и проблема здоровья учащихся // Валеология. 2002. № 1. С. 13-16.
3. Лопатик Т.А. Теоретико-методические основы формирования умений самостоятельного овладения младшими школьниками ценностями физической культуры: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Минск, 1998. 47 с.
4. Лядова С.А. Формирование здорового образа жизни учащихся начальной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2002. 19 с.
5. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: уч. пособие. М.: Академия, 2008. 192 с.
6. Трубайчук Л.В. Становление и развитие личности младшего школьника в образовательном процессе: монография. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000.242 с.
7. Хакунов Н.Х. Формирование физической культуры личности в учебных заведениях разного типа: дис. ... д-ра пед. наук. Майкоп, 1995. 387 с.
8. Шитикова Г.Ф. Теоретические и методические основы начального физкультурного образования детей: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2000. 58 с.