УДК 371:796.011.3
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
С. Ю. Щетинина - кандидат педагогических наук, доцент Тихоокеанский государственный университет Хабаровск
MAIN CONCEPTS AND APPROACHES TO SCHOOLCHILDREN'S PHYSICAL EDUCATION IMPROVEMENT
S.Yu.Schetinina - Ph.D.,lecturer Pacific state university Khabarovsk
e-mail: Shetinina65@mail. ru
Ключевые слова: физическое воспитание школьников, концепции, подходы, повышение эффективности, гуманитаризация, организация, физкультурно-спортивная среда.
Аннотация. Проводится анализ современных концепций и подходов к совершенствованию физического воспитания школьников, определены перспективные пути преобразований физкультурно-спортивной среды. Обосновано, что организация физкультурно-спортивной среды расширяет поле для гуманитарных преобразований физического воспитания школьников, способствует диверсификации и личностно-ориентированной направленности физического воспитания.
Key-words: schoolchildren's physical education, concepts, approaches, efficiency increase, humanization, arrangement, physical-sport environment.
Annotation. Current concepts and approaches to schoolchildren's physical education improvement analysis is conducted in this article, prospective conversion ways for physical-sport environment are specified as well here. It is grounded that physical-sport environment arrangement broadens the space for humanitarian conversion of schoolchildren's physical education, contributes to diversification and personal-oriented directionality ofphysical-sport environment.
ВВЕДЕНИЕ
Современные инновационные и интеграционные процессы в мире как движущие силы эволюционного развития закономерно обусловливают возникновение кризисных ситуаций в образовании, в том числе в системе физического воспитания школьников. В современной образовательной ситуации России отмечается ухудшение здоровья обучающихся на всех ступенях образования, неразвитость у них потребностей в занятиях физической культурой и спортом. На это влияет также снижение мотивации к физкультурно-спортивной активности у населения из-за низкого социально-экономического уровня. Кроме этого, к сожалению, в общеобразовательной школе наблюдается отставание от зарубежной практики физического воспитания, недостаточность материального и кадрового обеспечения. Проблема повышения эффективности физического воспитания школьников в системе образования как никогда
актуальна на современном этапе. В этой связи представляется целесообразным анализ концептуальных подходов к решению проблемы физического воспитания.
Цель данного исследования - анализ основных концепций и подходов к совершенствованию физического воспитания школьников, определение перспективных путей преобразования физкультурно-спортивной среды.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В сфере физкультурного образования в последние годы идёт интенсивный процесс разработки физкультурно-оздоровительных технологий, способных обеспечить каждому учащемуся индивидуальный подход к проблеме его личного здоровья и уровня его подготовленности.
Ряд исследователей в поисках путей повышения эффективности физического воспитания в учебных заведениях отдают предпочтение усилению двигательной активности, тренировочной направленности занятий, развитию двигательных (кондиционных) способностей перед процессом обучения двигательным действиям [21, 23 и др.]. Другие исследователи считают, что приоритетным должно быть формирование культуры движений, в связи с чем основным для оптимизации физического состояния учащихся является не количество движений (объём нагрузки), а качество двигательных действий, их взаимодействие как непосредственно между собой, так и в структуре основных учебных видов деятельности [15 и др.].
Выделяется направление интеграции двигательной и познавательной деятельности в процессе физического воспитания (урочные занятия, факультативные учебные занятия) на основе интегрированного решения воспитательных, образовательных и оздоровительных задач [4, 15 и др.]. Предлагается усиление образовательной направленности учебных занятий в системе общего физкультурного образования, когда во главу угла должен быть поставлен процесс формирования системы специальных знаний, способов их самостоятельного освоения и рационального использования в повседневной жизнедеятельности [12, 14 и др.]. Отмечается первостепенность воспитательных задач (духовно-нравственных и эстетических) по отношению к задачам обучения (формирования знаний, умений и навыков) и развития способностей обучающихся (физических, психических) [25 и др.].
Успешно зарекомендовала себя концепция спортизированного физического воспитания Л.И. Лубышевой, В.К. Бальсевича, создающая предпосылки для вовлечения учащихся в мир спорта, возможности достижения ими максимальных вершин, позволяющая вывести образовательный процесс на новый уровень формирования качеств личности учащихся, предполагающая постепенное преобразование урока физической культуры в урок спортивной культуры [1, 11 и др.].
Между тем в ряде исследований встречается дискуссия по поводу целесообразности спортизации физического воспитания школьников. Наиболее существенное возражение вызывает идея о том, что в основу методики и организации учебных занятий должна быть положена концепция тренировки, т.к. при таком подходе меньше внимания уделяется другим актуальным задачам физического воспитания [12 и др.].
Кроме этого, ранняя физкультурная специализация учащихся, заложенная в спортивно ориентированном физическом воспитании, на наш взгляд, также не совсем целесообразна, т.к. не способствует освоению учащимися в полном объеме основных разделов учебного материала по дисциплине "Физическая культура", ребенок еще недостаточно ориентирован в видах двигательной активности, у него не выявлены личностные интересы. В своих исследованиях К.Е. Чедов [24] также отмечает нестабильность интереса детей к избранному виду спорта.
В.П. Лукъяненко [12] предлагает дифференцировать содержание общего образования в сфере физической культуры с выделением учебного блока, изучаемого в урочное время, и блока двигательного совершенствования, включающего, особенно в старших классах,
практические занятия по интересам учащихся во второй половине учебного дня, в основу которого и будет положена концепция спортивной тренировки.
Другой позиции придерживаются Л.Б. Кофман [8], С.В. Ким [7] и др. Одним из направлений повышения эффективности физического воспитания в учебных заведениях они видят в смещении акцентов с физической подготовки, телесного развития на формирование культуры здоровья, воспитание привычек здорового образа жизни средствами и методами физической культуры.
В исследованиях В.А. Вишневского [3], В.Ю. Салова [20] показано, что актуальность спортивных мотивов учащихся с возрастом убывает. Для значительной части детей альтернативой спортивным могли бы стать мотивы, связанные со здоровьем, но в стране отсутствует стройная система состязаний и поощрений, основанных на оздоровительных, а не на спортивных принципах.
Ю.М. Николаев [18] отмечает, что модернизацию физкультурного образования необходимо начинать с переосмысления физической культуры в социокультурологическом аспекте. Единство билогического и социального в человеке должно быть определяющим для понимания сущности физкультурного образования, где гармония телесного и духовного является методологической основой педагогического процесса освоения человеком ценностей физической культуры.
В.И. Григорьев [5] и Р.К. Бикмухаметов [2] полагают, что в современных социально-экономических условиях следует усилить системные социокультурные механизмы интеграции предметно-содержательных и организационных основ физкультурного образования с учётом региональных особенностей деятельностей учебных заведений, в совокупности обеспечивающих гармонично-целостное развитие молодёжи.
В.А. Нестеров [17] связывает повышение эффективности физического воспитания в учебных заведениях с принципом соответствия направленности физической подготовки условиям географической среды обитания человека, согласно которому программирование физической подготовки различных групп населения должно опираться на ряд факторов, исходя из которых:
- в дошкольном возрасте необходимо взять за основу ориентир на познавательные (когнитивные) методы, ведущим методом физической подготовки должен быть игровой как наиболее эффективный в этом возрасте;
- в младшем школьном возрасте физическая подготовка должна быть направлена на развитие функциональных физических возможностей школьника, в среднем школьном возрасте - на развитие физических способностей и в старшем - на формирование физических качеств;
- для студентов, обучающихся в средне-профессиональных и высших учебных заведениях, физическая подготовка должна быть направлена на совершенствование в первую очередь тех качеств, которые согласно профессиограмме необходимы для будущей деятельности специалиста данного профиля.
Исследования Г.И. Мызана [16] и В.В. Пономарёва [19] подтверждают то, что учет региональных особенностей среды обитания и индивидуальных потребностей и интересов детей во многом обеспечивает успешность физкультурных мероприятий в системе физического воспитания учащихся общеобразовательной школы.
В концепции школьного воспитания П.В. Симонова [22], Г.К. Зайцева [6] физическое воспитание рассматривается как процесс формирования и удовлетворения доминирующих базовых потребностей учащихся. Реформирование физического воспитания с учетом потребностно-мотивационной сферы учащихся направлено на формирование у них такого набора и такой иерархии потребностей, которые наиболее благоприятны для их здоровья, физического саморазвития и самосовершенствования.
И.В. Манжелей [13] считает, что первостепенным в модернизации физкультурного образования должно быть формирование физкультурно-спортивной среды учебного
заведения и актуализация его педагогического потенциала, направленного на становление физкультурно-спортивного стиля жизни учащихся.
Можно выделить олимпийскую парадигму (Ю.М. Чернецкий, 2001), неклассическую модель детско-юношеского спорта на основе гуманистической парадигмы - спартианская концепция (В.И. Столяров, 1997), парадигму физкультурно-оздоровительного движения, связанную с освоением новых физкультурно-оздоровительных технологий (В.П. Моченов, 2003), парадигму социальной стратегии развития физической культуры, спорта и физического воспитания в стране (Г.Г. Наталов, 2002), направленную на то, чтобы дать человеку культуру двигательной деятельности, которую он сам сможет использовать для удовлетворения своих потребностей и интересов, удовлетворяя тем самым потребности и интересы общества.
Кроме специфичных парадигм, связанных с профилем физкультурно-спортивной деятельности, сюда же можно отнести и общие парадигмы образования, определяющие стратегию его развития и задающие свой вектор в модернизации физкультурного образования, такие как личностная парадигма, культурологическая парадигма, когнитивно-информационная парадигма, компетентностная парадигма.
Отмечая альтернативность, конкурентность и своеобразие практического воплощения идей в практику, нельзя не стремиться к поиску их совместимости, отражающей единство позиций. Таким полем совместимости, объединяющим основанием является гуманитарная парадигма совершенствования физического воспитания в системе образования.
Здесь мы разделяем точку зрения В.К. Бальсевича, Л.И. Лубышевой (2003), что необходимо не слепое копирование аспектов спортивной подготовки, а серьезный анализ и выбор наиболее удачных концептуальных идей и технологий, способных в короткое время сделать процесс физического воспитания интересным и эффективным. Наиболее оптимальный путь претворения идей в практику, на наш взгляд, - это поэтапное, начиная с начальных классов, приобщение учащихся к спортивно-оздоровительной деятельности с углубленной специализацией их в среднем и старшем звене. При этом обязательным условием является выполнение базового образовательного стандарта по физической культуре, включающего не только двигательный, но и образовательный компонент.
В физическом воспитании школьников наиболее известны и технологически обеспечены следующие процессы: спортивно ориентированное физическое воспитание, личностно ориентированное физическое воспитание, валеологическое воспитание, спортивно-патриотическое воспитание, олимпийское образование. Указанные процессы относят к инновационным, что позволит говорить о воплощении новых идей и внедрении новых проектов в практическую деятельность, от чего существенно зависит успех модернизации физкультурного образования в целом [9]. Исходя из опыта внедрения инновационных проектов выработан алгоритм их реализации на региональном уровне информационное обеспечение идеи, адаптирование проекта к региональным условиям, создание рабочей группы по внедрению проекта, социологические исследования готовности к инновационным преобразованиям, внедрение проекта на уровне пилотажного исследования, оценка эффективности проекта, основное внедрение проекта и оценка его эффективности [10].
Однако внедрение новых проектов и инновационных технологий физического воспитания [23 и др.] предполагает увеличение количества уроков физической культуры в неделю, что по объективным причинам затруднительно. Задача школьного учителя физической культуры - сформировать потребность в двигательной активности, заинтересовать учащихся физической культурой и соответствующими знаниями о ней, о здоровье. Очевидным становится один из путей повышения эффективности физического воспитания - организация физкультурно-спортивной среды. Физкультурно-спортивная среда не может быть ограничена только рамками одного образовательного учреждения, она должна быть открытой системой, включающей муниципальную среду, что обеспечивает
доступность спортивных сооружений для занятий физической культурой и спортом в микрорайонах проживания. В качестве основополагающего принципа объединения воспитательного потенциала школы и муниципальной среды может стать принцип -следование спортизированному вектору.
Повышение эффективности физического воспитания школьников широко обсуждается и в зарубежных исследованиях, где поднимаются вопросы о необходимости увеличения времени на занятия физической активностью и спортом, создании в школах условий для каждодневной учебной физической активности учащихся, занятиях в школьных секциях и участии в межшкольных спортивных мероприятиях. Национальные цели здоровья будут достигнуты лишь в том случае, если усилия школ, общества и политических деятелей приложены для предоставления молодёжи возможности заниматься физической активностью [26, 29, 30 и др.]. Стратегии по продвижению физической активности у школьников должны быть интегрированы на уровне семьи, дома, на уровне общественных организаций, а также должны учитывать важные гендерные различия как факторы, связанные с физической пассивностью молодежи [28 и др.].
Так, Justin B. Moore с соавторами [27] обосновывают целесообразность внеурочных программ для увеличения количества и качества физической активности у школьников. Ими разработаны стандарты для удовлетворения потребностей в физической активности детей школьного возраста штата Северная Каролина. Эти программы применяются для детей с высоким риском отсутствия физической активности, включая детей этнических меньшинств, бедных территорий, с физическими отклонениями или живущих в местностях с ограниченными возможностями для занятий физической активностью. Логическое обоснование для разработки стандартов и программ физической активности следующее: 1) предоставление интересной, безопасной и подходящей по возрасту физической активности; 2) содействие вовлечению семьи детей, взаимодействие с обществом и увеличение доступа к источникам физической активности; 3) помощь детям избежать риска физической неактивности. В программах отражены следующие категории: объем программы, время и интенсивность, возможности, оценивание, расписание занятий, квалифицированный персонал и тренеры, оборудование. Методы получения информации для стандартов включают командное планирование, он-лайн опросы, фокус-группы, систематические обозрения литературы, внешнее экспертное мнение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.
Феномен физической культуры в современных условиях требует новых концепций физического воспитания школьников, связанных с учетом ведущих стимулов человеческой деятельности (потребностей, мотивов, интересов, ценностей и т.п.), общей направленностью на саморазвитие и самореализацию личности.
Рассмотренные подходы и концепции совершенствования физического воспитания школьников определяют перспективные пути преобразований физкультурно-спортивной среды:
- обеспечение условий для реализации человекотворческого характера физического воспитания, формирования целостного человека в единстве его соматопсихического (телесного) и социокультурного (духовного) развития;
- формирование новой парадигмы физкультурно-оздоровительного движения, связанной с освоением новых физкультурно-оздоровительных технологий.
Анализ концепций и подходов к повышению эффективности физического воспитания раскрывает многообразие и полярность взглядов на исследуемую проблему. Большинство позиций отражают необходимость гуманитаризации физкультурного образования, реализации деятельностного и личностно ориентированного подходов к организации учебного процесса по физической культуре. Важнейшим направлением реализации гуманитарной сущности физкультурного образования в школе является организация
физкультурно-спортивной среды. Во-первых, сам процесс организации физкультурно-спортивной среды расширяет поле для гуманитарных преобразований физического воспитания школьников; во-вторых, способствует диверсификации физкультурного образования и личностно-ориентированной направленности физического воспитания.
Литература
1. Бальсевич, В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе : монография / В.К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. - 112 с.
2. Бикмухаметов, Р.К. Интеграция духовного и физического воспитания будущих педагогов в процессе личностно-профессионального развития : дис. ... д-ра пед. наук / Р.К. Бикмухаметов. - Казань, 2004. -451 с.
3. Вишневский, В.А. Особенности поведения школьников, обучающихся в образовательных учреждениях различного типа, связанного со здоровьем / В.А. Вишневский // Физ. культура : воспитание, образование, тренировка. - 2003. - № 1 : спец. выпуск. - С. 47-52.
4. Воротилкина, И.М. Педагогическая система развития самостоятельности в двигательной деятельности детей и учащейся молодёжи : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / И.М. Воротилкина. - Омск, 2007. -43 с.
5. Григорьев, В.И. Социокультурная интеграция содержания неспециального физкультурного образования студентов вузов : дис. ... д-ра пед. наук / В.И. Григорьев. - СПб., 2001. - 462 с.
6. Зайцев, Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Г.К. Зайцев. - СПб, 1998. - 48 с.
7. Ким, С.В. Валеолого-педагогическое обеспечение физкультурного образования в современной школе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / С.В. Ким. - СПб., 2006. - 48 с.
8. Кофман, Л.Б. Педагогические принципы и модели организации физкультурно-спортивной деятельности детей и молодёжи : дис. ... д-ра пед. наук в форме науч. докл. / Л.Б. Кофман. - М., 1998. - 72 с.
9. Лубышева, Л.И. Концепция модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту (авторский проект) / Л.И. Лубышева, В.А. Магин // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 12. - С. 13-16.
10. Лубышева, Л.И. Технология реализации инновационных проектов совершенствования систем физического воспитания на региональном уровне / Л.И. Лубышева // Физ. культура : воспитание, образование, тренировка. - 2002. - № 3. - С. 2-6.
11. Лубышева, Л.И. Феномен спортивной культуры в аспекте методологического анализа / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2009. - № 3. - С. 10-13.
12. Лукьяненко, В.П. Концепция модернизации системы общего среднего физкультурного образования в России / В.П. Лукьяненко. - М. : Советский спорт, 2007. - 120 с.
13. Манжелей, И.В. Актуализация педагогического потенциала физкультурно-спортивной среды : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / И.В. Манжелей. - Тюмен. гос. ун-т, 2005. - 47 с.
14. Матвеев, А. П. Концепция структуры и содержания образования по физической культуре в школе / А.П. Матвеев // Физ. культура : воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 6. - С. 2-5.
15. Менькова, С.В. Теоретико-методические основы интеграции двигательной и познавательной деятельности детей школьного возраста : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / С.В. Менькова. - Майкоп, 1998. - 48 с.
16. Мызан, Г.И. Физкультурное образование: региональные проблемы : монография / Г.И. Мызан. - Хабаровск : Изд-во ХГПУ, 1996. - 76 с.
17. Нестеров, В.А. Формирование и оптимизация физического состояния человека в условиях Дальнего Востока России : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.А. Нестеров.- Омск, 1999. - 42 с.
18. Николаев, Ю.М. Общая теория и методология физической культуры: контуры нового -человеческого измерения / Ю.М. Николаев // Теория и практика физ. культуры. - 2005. - № 11. - С. 9-14.
19. Пономарёв, В.В. Педагогические технологии физкультурного образования школьников Крайнего Севера : дис. ... д-ра пед. наук / В.В. Пономарёв. - Тюмень. - 2002. - 279 с.
20. Салов, В.Ю. Теоретические и методические основы формирования здорового образа жизни учащейся молодежи средствами физической культуры : дис. ... д-ра пед. наук / В.Ю. Салов. - СПб., 2001. - 327 с.
21. Сидоров, Л.К. Формирование и реализация двигательной потребности в системе непрерывного физкультурного образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Л.К. Сидоров. - Красноярск, 2002. - 49 с.
22. Симонов, П.В. Мотивационный мозг / П.В. Симонов. - М. : Наука, 1987. - 237 с.
23. Хромин, Е.В. Повышение эффективности физкультурного образования школьников на основе их учебно-тренировочной специализации / Е.В. Хромин // Теория и практика физ. культуры. - 2005. - № 8. -С. 5-6.
24. Чедов, К.Е. Спортизированное физическое воспитание в контексте подготовки олимпийского резерва / К.Е. Чедов // Физ. культура : воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 3. - С. 45-46.
25. Якимович, В. С. Проектирование системы физического воспитания детей и молодёжи на основе личностно ориентированного образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.С. Якимович. - М., 2002. - 51 с.
26. Boyle, S. Physical activity among adolescents and barriers to delivering physical education in Cornwall and Lancashire, UK: A qualitative study of heads of PE and heads of schools / S. Boyle, G. Jones., S. Walters // BMC Public Health. - August 2008. - 8:273. URL : http://www.biomedcentral.com/1471-2458/8/273 (дата обращения: 18.02.2013).
27. Justin, B. Moore Rationale and Development of the Move More North Carolina: Recommended Standards for After-School Physical Activity / B. Justin, Lori Schneider, Suzanne Lazorick, Kindal A. Shores, Aaron Beighle, Stephanie B. Jilcott, Jimmy Newkirk.// J Public Health Management Practice, 2010. - № 16(4). - P. 359-366.
28. Ming, Li Factors associated with adolescents' physical inactivity in Xi'an City, China / Li Ming, Michael J. Dibley, David Sibbritt, Hong Yan.// Department of Public Health, School of Medicine, Xi'an Jiaotong University, Xi'an, China; and Centre for Clinical Epidemiology and Biostatistics, Faculty of Health, University of Newcastle, Australia. - 2006. - P. 2075-2085.
29. Participation in High School Physical Education - United States, 1991-2003 // MMWR, September 17, 2004. - 53(36). - Р. 844-847.
30. Physical Education in America's Public Schools. Physical Education and School Performance. URL : http://sitemaker.umich.edu/356.speregen/physical_education_and_school_performance (дата обращения: 18.02.2013).
Literature
1. Balsevich, V.K. Sport vector of physical education in Russian school: monograph / V.K. Balsevich. -М.: Theory and Practice of physical education and sport, 2006. - 112 p. (In Russian)
2. Bikmukhametov R.K. Integration of spiritual and physical education of future teachers in the process of personal-professional development: doctoral thesis / R.K. Bikmukhametov. - Kazan, 2004. - 451 p. (In Russian)
3. Vishnevsky V.A. Behavioral peculiarities of schoolchildren, studying in educational institution of different types, related to health / V.A. Vishnevsky // Physical education: upbringing, education, training. - 2003. - # 1: special edition. - p. 47-52. (In Russian)
4. Vorotilkina I.M. Pedagogical system of self-dependence development in motor activity of children and students: abstract of Ed.D thesis / I.M. Vorotilkina. - Omsk, 2007. - 43 p. (In Russian)
5. Grigorev V.I. Sociocultural integration of students' nonspecial physical education content: Ed.D thesis / V.I. Grigorev. - SPb., 2001. - 462 p. (In Russian)
6. Zaitcev G.K. Valueology-pedagogical basics of human health delivery in a system of education: abstract of Ed.D thesis / G.K. Zaitcev. - SPb, 1998. - 48 p. (In Russian)
7. Kim S.V. Valeology-pedagogical support of physical education in modern school: abstract of Ed.D thesis / S.V. Kim. - SPb., 2006. - 48 p. (In Russian)
8. Kofman L.B. Pedagogical principles and models of children's and youth's physical-sport activity organization: abstract of Ed.D thesis in the form of paper / L.B. Kofman. - M., 1998. - 72 p. (In Russian)
9. Lubysheva L.I. Conception of modernization of physical education and sport specialists professional preparation (original project) / L.I. Lubysheva, V.A. Magin // Theory and practice of physical education. - 2003. - # 12. - p. 13-16. (In Russian)
10. Lubysheva L.I. Technology of realization of regional physical education systems' perfection innovative projects / L.I. Lubysheva // Physical education: upbringing, education, training. - 2002. - # 3. - p. 2-6. (In Russian)
11. Lubysheva L.I. Sport culture phenomenon in terms of methodological analysis / L.I. Lubysheva // Theory and practice of physical education. - 2009. - # 3. - p. 10-13. (In Russian)
12. Lukyanenko V.P. Conception of modernization of general secondary physical educational system in Russia / V.P. Lukyanenko. - M.: Soviet sport, 2007. - 120 p. (In Russian)
13. Manzheley I.V. Actualization of pedagogical potential of physical-sport environment: abstract of Ed.D thesis / I.V. Manzheley. - Tyumen State University, 2005. - 47 p. (In Russian)
14. Matveev A.P. Conception of structure and content of physical education at school / A.P. Matveev // Physical education: upbringing, education, training. - 2005. - # 6. - p. 2-5. (In Russian)
15. Menkova S.V. Theoretical and methodological basics of integration of motion and cognitive activity of school-age children: abstract of Ed.D thesis / S.V. Menkova. - Maykop, 1998. - 48 p. (In Russian)
16. Myzan G.I. Physical education: regional problems: monograph / G.I. Myzan. - Khabarovsk: KGPU press, 1996. - 76 p. (In Russian)
17. Nesterov V.A. Forming and optimization of human' physical condition in the condition of Far East of Russia: abstract of Ed.D thesis / V.A. Nesterov.- Omsk, 1999. - 42 p. (In Russian)
18. Nikolaev Yu.M. General theory and methodology of physical education: contours of new -humanitarian measurement / Yu.M. Nikolaev // Theory and practice of physical education. - 2005. - # 11. - p. 9-14. (In Russian)
19. Ponomarev V.V. Pedagogical technologies of physical education of schoolchildren on Far North: Ed.D thesis / V.V. Ponomarev. - Tyumen. - 2002. - 279 p. (In Russian)
20. Salov V.Yu. Theoretical and methodical basics of healthy life-style forming of students with the help of physical education: Ed.D thesis / V.Yu. Salov. - SPb., 2001. - 327 p. (In Russian)
21. Sidorov L.K. Forming and realization of motion in the system of physical education: abstract of Ed.D thesis / L.K. Sidorov. - Krasnoyarsk, 2002. - 49 p. (In Russian)
22. Simonov P.V. Motivational brain / P.V. Simonov. - M.: Science, 1987. - 237 p. (In Russian)
23. Khromin E.V. Schoolchildren's physical education efficiency increase on basis of their educational and training specialization / E.V. Khromin // Theory and practice of physical education. - 2005. - # 8. -p. 5-6. (In Russian)
24. Chedov K.E. Sport physical education in the context of Olympic reserve preparation / K.E. Chedov // Physical education: upbringing, education, training. - 2004. - # 3. - p. 45-46. (In Russian)
25. Yakimovich V.S. Projecting of physical education system of children and youth on the basis of personal-oriented education: abstract of Ed.D thesis / V.S. Yakimovich. - M., 2002. - 51 p. (In Russian)
26. Boyle S., Jones G., Walters S. Physical activity among adolescents and barriers to delivering physical education in Cornwall and Lancashire, UK: A qualitative study of heads of PE and heads of schools // BMC Public Health. - August 2008. - 8:273. URL: http://www.biomedcentral.com/1471-2458/8/273 (accessed 18.02.2013).
27. Justin B. Moore, Lori Schneider, Suzanne Lazorick, Kindal A. Shores, Aaron Beighle, Stephanie B. Jilcott, Jimmy Newkirk. Rationale and Development of the Move More North Carolina: Recommended Standards for After-School Physical Activity // J Public Health Management Practice, 2010. - № 16(4). - P. 359-366.
28. Ming Li, Michael J. Dibley, David Sibbritt, Hong Yan. Factors associated with adolescents' physical inactivity in Xi'an City, China // Department of Public Health, School of Medicine, Xi'an Jiaotong University, Xi'an, China; and Centre for Clinical Epidemiology and Biostatistics, Faculty of Health, University of Newcastle, Australia. -2006. - P. 2075-2085.
29. Participation in High School Physical Education - United States, 1991-2003 // MMWR, September 17, 2004. - 53(36). - P. 844-847.
30. Physical Education in America's Public Schools. Physical Education and School Performance. URL: http://sitemaker.umich.edu/356.speregen/physical_education_and_school_performance (accessed 18.02.2013).
Статья поступила в редакцию: 17.04.2013 г.