Научная статья на тему 'Формирование здорового образа жизни у учащихся начальных классов сельской школы'

Формирование здорового образа жизни у учащихся начальных классов сельской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1858
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайдук Елена Юрьевна, Харитонов Михаил Григорьевич

В статье проанализированы педагогические условия формирования здорового образа жизни у учащихся начальных классов сельской школы, представлены критерии, показатели и диагностические методики формирования здорового образа жизни у младших школьников, доказана их эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гайдук Елена Юрьевна, Харитонов Михаил Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование здорового образа жизни у учащихся начальных классов сельской школы»

УДК 373.3.018.523+371.72

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

ORGANIZING HEALTHY LIFESTYLE OF VILLAGE PRIMARY SCHOOL PUPILS

Е. Ю. Г айдук, М. Г. Харитонов

E. Y. Gaiduk, M. G. Kharitonov

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье проанализированы педагогические условия формирования здорового образа жизни у учащихся начальных классов сельской школы, представлены критерии, показатели и диагностические методики формирования здорового образа жизни у младших школьников, доказана их эффективность.

Abstract. The article deals with the pedagogical conditions of organizing healthy lifestyle of village primary school pupils. It exposes the criteria, results and diagnostic techniques of forming healthy lifestyle of primary school pupils. The efficiency of the mentioned is demonstrated.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни.

Keywords: health, healthy lifestyle, organizing healthy lifestyle.

Актуальность исследуемой проблемы. Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В системе общечеловеческих ценностей, которыми должно овладеть подрастающее поколение, первостепенное и основополагающее место уделяется здоровью и здоровому образу жизни.

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социальноэкономических и политических условиях является очень важной проблемой. Об усилении внимания государства и общества к проблеме здоровья подрастающего поколения можно судить по тем документам, которые приняты Правительством Российской Федерации. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» [4] выделяется специальный раздел, в котором акцент делается на создании условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе и на занятия физической культурой и спортом. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» здоровье школьников выделено в отдельное направление. Там говорится о том, что важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных кур-

сов, адекватных собственным интересам и склонностям. Важнейшим условием формирования здорового образа жизни является насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь.

По данным ряда исследований в массовой общеобразовательной практике вопросам формирования здорового образа жизни учащихся уделяется недостаточное внимание. Как следствие этого обнаруживается снижение уровня здоровья подрастающего поколения. Кроме того, ухудшение состояния здоровья детей, подростков и молодежи России обусловлено социально-экономическим кризисом, снижением уровня жизни, недостатками в области здравоохранения и внутренними причинами в системе образования. В соответствии с этим одним из ключевых направлений современного образования является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий и формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Особую значимость это направление приобретает на этапе начального школьного образования, что обуславливается возрастными особенностями младших школьников и их восприимчивостью к воспитательным воздействиям. В подтверждение тому вспомним обстоятельство, что в Примерных программах федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в качестве основного направления выделяется формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. «Поскольку младший школьный возраст считается наиболее сенситивным для формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, на психоло-го-педагогическом уровне существенным является противоречие между необходимостью организации эффективного и целенаправленного формирования здорового образа жизни подрастающего поколения в семье, воспитательных учреждениях и недостаточной разработанностью содержания, форм, методов и педагогических условий здоровье-берегающего воспитания» [2, 98].

Материал и методика исследований. В работе использован комплекс взаимоза-меняющих методов исследования: теоретических (синтез, сравнение, обобщение, моделирование), эмпирических (изучение и обобщение педагогического опыта, анкетирование, наблюдение, беседы, интервьюирование, педагогический эксперимент).

Экспериментальная работа проводилась с учащимися начальных классов на базе МОУ «Байгуловская СОШ», МОУ «Карамышевская СОШ» и МОУ «Еметкинская СОШ» Козловского района. Для получения достоверных данных брали один и тот же контингент учащихся.

Результаты исследований и их обсуждение. В ходе экспериментальной работы нами были разработаны педагогические условия формирования здорового образа жизни учащихся начальных классов сельской школы:

1) активизация интереса учащихся к познанию возможностей своего организма и условий их развития;

2) формирование нравственной позиции учащихся посредством эмоциональнорефлексивного переживания ситуаций различного отношения людей к здоровью и здоровому образу жизни;

3) проектирование в школе системы социального партнерства, основывающейся на культуросозидающих отношениях всех ее субъектов в процессе приобщения учащихся к здоровому образу жизни.

В первом педагогическом условии акцент делался на возбуждении исследовательского рефлекса, являющегося движущей силой активизации интереса учащихся начальных классов сельской школы к познанию возможностей своего организма и условий их развития. Выдвижение этого условия обосновано необходимостью включения младшего школьника в процесс освоения элементарных представлений о психофизиологических ресурсах организма человека. Под влиянием интереса у младших школьников овладение знаниями о возможностях организма человека осуществляется значительно быстрее, так как активнее протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение.

По существу, интерес предстает как составляющая системы мотивации, которая наряду с побуждениями, потребностями и стремлениями определяет направленность активности младшего школьника по изучению функциональных резервов организма, механизмов, обеспечивающих устойчивость, надежность и оптимальность реализации биологических, психических и социальных функций человека в конкретных условиях его жизнедеятельности. Активизация интереса будет способствовать пониманию учащимися начальных классов механизмов формирования, укрепления и сохранения своего здоровья и здоровья окружающих.

Выделение второго педагогического условия определяется усложнением задач нравственного становления и развития учащихся начальных классов сельской школы в связи с изменением социальной среды, для которой характерны: свободное поведение молодого поколения, открытая реклама алкогольной и никотиновой продукции, антипедагогическое влияние средств массовой информации, безответственное отношение людей к своему здоровью. Все это требует выработки у школьников «защитных реакций, развития умений адекватной оценки собственного поведения и поведения окружающих с позиции отношения к здоровью и здоровому образу жизни» [5, 175].

Формирование нравственной позиции учащихся начальных классов сельской школы предполагает развитие их умений объективно оценивать отношение людей к здоровью и здоровому образу жизни и познание возможностей своего организма. Процесс формирования нравственной позиции длителен и требует педагогически выверенных личностно ориентированных подходов, где важную роль играет развитие самооценки, которая выполняет регулятивную функцию в жизнедеятельности нравственно развивающейся личности. «Самооценка влияет на характер отношения школьника к своему здоровью и здоровому образу жизни, стимулирует нравственный выбор в различных ситуациях» [3, 93]. О результативности формирования нравственной позиции учащихся начальных классов сельской школы можно судить по уровню сформирован-ности у них нравственных знаний, нравственно-волевых умений и устойчивому положительному отношению к здоровью и здоровому образу жизни.

Третье условие - проектирование в школе системы социального партнерства, основывающейся на культуросозидающих отношениях всех ее субъектов в процессе приобщения учащихся начальных классов сельской школы к здоровому образу жизни, -было продиктовано необходимостью определения единых требований со стороны школы и семьи, «усиления роли родителей как носителей информации о здоровом образе жизни» [1, 18] и способах действий по его осуществлению, а также целесообразностью постоянного и длительного воспитательного воздействия на ребенка в школе и семье.

Партнерское сознание и поведение подразумевает понимание реальной ситуации, готовность к компромиссу. Эти качества позволяют добиваться согласованных решений по различным вопросам. Партнерство как инструмент решения задачи формирования у детей ценностной ориентации на здоровый образ жизни позволяет всем субъектам не только свободно выражать свои интересы, но и находить обоснованные и разумные способы их реализации в процессе деятельности.

К числу функций социального партнерства в рассматриваемом контексте мы отнесли: интеграцию усилий специалистов и энтузиастов здорового образа жизни; поддержку перспективных начинаний в области организации здорового образа жизни; развитие психологической и методической готовности учащихся, родителей, учителей и представителей администрации школы к формированию здоровьесберегающей среды; выработку предложений по активизации профилактической работы по предупреждению девиантного поведения и вредных привычек; обогащение содержания внеурочной и внешкольной деятельности учащихся начальных классов сельской школы; организацию совместного досуга детей и взрослых; содействие реализации защитнопрофилактических программ в школе, обеспечивающих выполнение гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса.

Целью экспериментальной работы являлась проверка эффективности модели формирования здорового образа жизни учащихся начальных классов сельской школы при реализации соответствующего комплекса педагогических условий. Эта цель обусловила характер основных задач, решаемых в ходе эксперимента:

1) разработать диагностический инструментарий;

2) экспериментально проверить влияние выделенных педагогических условий на эффективность функционирования модели;

3) апробировать технологию формирования здорового образа жизни учащихся начальных классов сельской школы (здоровьесберегающую технологию).

При разработке диагностического инструментария мы опирались на структуру формирования здорового образа жизни и принципы обоснованности, устойчивости, правильности и точности информации, что в свою очередь позволило нам выделить критерии и показатели оценки исследуемого качества личности и подобрать к ним соответствующие методики диагностики (табл. 1).

На ценностно-ориентационном этапе эксперимента внимание подчинено расширению представлений учащихся начальных классов сельской школы об общечеловеческих ценностях, актуализации интереса к здоровому образу жизни, к развитию умений обнаруживать проявления ценностной ориентации на его формирование. На деятельностно-практическом этапе акцент делается на развитии системы знаний учащихся начальных классов сельской школы о здоровом образе жизни, на стимулировании у них стремлений к выработке волевых качеств, необходимых для самостоятельного осуществления здорового образа жизни. На преобразующем этапе преобладает направленность на формирование стараний учащихся начальных классов сельской школы к расширению своих знаний о здоровом образе жизни и дальнейшему развитию волевых качеств, важных для осуществления здорового образа жизни.

Констатирующий этап эксперимента осуществлялся в 2007-2008 гг. на базе МОУ «Байгуловская СОШ» и МОУ «Карамышевская СОШ». Проверка отдельных положений экспериментальной работы проводилась на базе МОУ «Еметкинская СОШ».

Всего в работе приняли участие 12 учителей и 127 учеников начальной школы, 65 родителей. Диагностика включала в себя комплекс психолого-педагогических мероприятий: тестирование, анкетирование, групповую дискуссию и наблюдение, самооценку и самоанализ.

Таблица 1

Критерии, показатели и диагностические методики формирования здорового образа жизни у учащихся начальных классов сельской школы

Критерии Показатели Диагностические методики

Когнитивно-смыслов ой - представление о здоровье и здоровом образе жизни человека; - понимание смысла здорового образа жизни и осознание его как личностной ценности; - представление об осуществлении здорового образа жизни; - понимание необходимости осуществления здорового образа жизни для сохранения и укрепления своего здоровья - разработанные тестовые материалы; - контрольные работы; - изучение направленности на приобретение знаний (Е. П. Ильин и Н. А. Курдюко-ва)

Эмоционально-волевой - стремление осуществлять здоровый образ жизни; - эмоциональная устойчивость, преодоление трудностей на эмоционально-положительном уровне; - волевая регуляция поведения, сформиро-ванность волевых качеств (дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, выдержка, организованность, решительность и инициативность) - шкала личной тревожности (А. М. Прихожан); - тест Розенцвейга (детская форма); - шкала социально-психологической адаптивности (К. Роджерс и Р. Даймонд, адаптация Т. В. Снегиревой)

Деятельностный - применение знаний о здоровом образе жизни в своем поведении; - мотивация к расширению своих знаний о здоровом образе жизни; - умение самостоятельно осуществлять здоровый образ жизни - методика оценки уровня (Ф. Хоппе); - выявление осознанности различных компонентов мотива (А. В. Ермолин и Е. П. Ильин); - изучение особенностей формирования здорового образа жизни (А. Гоштаутас и др.); - многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (детский вариант)

Рефлексивно-оценочный - умение устанавливать связи между осуществлением здорового образа жизни и состоянием здоровья; - умение адекватно оценивать свое поведение и поведение других людей с позиции здорового образа жизни - разработанные тесты, опросники, педагогическое наблюдение; - самооценка; - методики «Что мы ценим в людях», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Как поступать», «Закончи предложения»

Результаты, полученные нами на констатирующем этапе эксперимента, позволили сделать следующие выводы:

1) учителя начальных классов понимают важность целенаправленной работы по формированию здорового образа жизни учащихся начальных классов сельской школы, однако не обладают должной мотивацией к работе подобного рода;

2) родители считают необходимой помощь учителя в приобщении ребенка к здоровому образу жизни и формированию у него потребности в ней;

3) выпускники начальной школы в основном не готовы соотносить свое поведение с представлениями о здоровом образе жизни, самостоятельно определять вектор своих поступков, часто полагаются на выбор, сделанный родителями или другими родственниками.

Полученные выводы еще раз подтвердили актуальность избранной нами темы исследования и необходимость разработки здоровьесберегающих технологий и формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у учащихся начальных классов сельской школы. Эти технологии должны быть разработаны в соответствии с моделью и направлены на реализацию педагогических условий в практике обучения и воспитания младших школьников.

Резюме. Успешное формирование здорового образа жизни у учащихся начальных классов сельской школы возможно при реализации следующих педагогических условий: активизации интереса учащихся к познанию возможностей своего организма и условий их развития; формирования нравственной позиции учащихся посредством эмоциональнорефлексивного переживания ситуаций различного отношения людей к здоровью и здоровому образу жизни; проектирования в школе системы социального партнерства, основывающейся на культуросозидающих отношениях всех ее субъектов в процессе приобщения учащихся к здоровому образу жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абросимова, И. Ю. Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у младших школьников : метод. рекомендации / И. Ю. Абросимова. - Н. Новгород : НГПУ, 2009. - 27 с.

2. Борисова, Л. Е. Здоровый ребенок - хороший ученик! / Л. Е. Борисова // Начальная школа. - 2000. -№ 9. - С. 97-99.

3. Егорова, Ж. В. К вопросу об использовании здоровьесберегающих технологий в современном образовательном процессе / Ж. В. Егорова // Традиционное и новаторское в современном образовании : материалы региональной научно-практической конференции. - Пенза : ИПКиПРО, 2003. - С. 91-95.

4. Исследовано в России [Электронный ресурс] : Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период 2010 года. - М., 2008. -

http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/concept/.

5. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н. К. Смирнов. - М. : АРКТИ, 2003. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.