Научная статья на тему 'Программа «Хочу вырасти счастливым» в системе формирования здорового образа жизни младших школьников'

Программа «Хочу вырасти счастливым» в системе формирования здорового образа жизни младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
730
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / ВАЛЕОЛОГИЯ / ФЕЛИКСОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хрисанова Елена Геннадьевна, Андреева Татьяна Николаевна

Статья посвящена проблеме формирования здорового образа жизни у младших школьников. Представлена программа «Хочу вырасти счастливым» для детей 6-7 лет по выработке навыков здорового образа жизни и профилактике употребления психоактивных веществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа «Хочу вырасти счастливым» в системе формирования здорового образа жизни младших школьников»

УДК 371.7-057.874

ПРОГРАММА «ХОЧУ ВЫРАСТИ СЧАСТЛИВЫМ»

В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

THE PROGRAM «I WANT TO GROW UP HAPPY»

IN THE SYSTEM OF FORMATION OF A HEALTHY WAY OF LIFE OF YOUNG SCHOOLCHILDREN

Е. Г. Хрисанова, Т. Н. Андреева E. G. Khrisanova, T. N. Andreeva

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования здорового образа жизни у младших школьников. Представлена программа «Хочу вырасти счастливым» для детей 6-7 лет по выработке навыков здорового образа жизни и профилактике употребления психоактивных веществ.

Abstract. This article is devoted to the problem of formation of a healthy way of life of young schoolchildren. The program of developing a habits of a healthy way of life and prevention of drugs, alcohol and tobacco consumption in young learners called «I want to grow up happy» is considered in this article.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, младшие школьники, формирование культуры здорового образа жизни, валеология, феликсология воспитания, здоровьесберегающие технологии.

Keywords: health, healthy way of life, young schoolchildren (age 6-7), formation of a healthy way of life, valeology, educational felicity, health saving technologies.

Актуальность исследуемой проблемы. В Российской Федерации проблема охраны и укрепления здоровья детей стоит очень остро. За последние годы в стране произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. На самом высоком государственном уровне констатируется, что в школу с каждым годом приходит все меньшее число здоровых детей, количество здоровых детей в младших классах составляет 10-12 %, в средних - 8 %, в старших - 4-5 %. В связи с этим целью нашей работы явилось выявление и обоснование педагогических условий формирования культуры здорового образа жизни младших школьников.

Материал и методика исследований. Исследование проводилось на базе детских садов г. Новочебоксарска и образовательных учреждений г. Чебоксары: СОШ № 2, НОШ № 1, гимназии № 4, СОШ № 61, ДОУ № 112, детского дома. В эксперименте приняли участие 820 младших школьников и дошкольников. Методами исследования явились анализ, синтез, моделирование, тестирование, анкетирование и педагогический эксперимент.

Результаты исследований и их обсуждение. Здоровье детей и подростков - это основа, на которой строится здоровье взрослого человека. Наиболее целесообразными, социально и экономически значимыми мерами государства по укреплению здоровья нации являются меры по охране и укреплению здоровья подрастающего поколения.

Ведущими задачами школы в настоящее время являются развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей. Приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья человека, гуманистический характер образования и развития личности определены Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 2). Основным фактором гуманизации образования рассматривается забота о здоровье человека.

Здоровье - важнейший компонент существования человека, одно из неотъемлемых прав человеческой личности и условий успешного социального и экономического развития человечества. Среди множества определений здоровья одно из наиболее ясных и четких - то, которое дал М. Ф. Сауткин: «Здоровье - это способность противостоять воздействиям инфекции, физических, химических и психических факторов окружающей среды» [4]. В основу концепции Всемирной организации было положено следующее определение понятия «здоровье»: «Полное психическое, физическое, биологическое, социальное благополучие, а не только отсутствие болезни и дефекта». Трактовка Всемирной организации здравоохранения позволяет рассматривать здоровье как поликомпонентное понятие, включающее физический, психический и социальный аспекты [3].

Выделяются три типа здоровья: физическое, психическое и социальное (нравственное). Физическое здоровье - состояние человеческого организма при нормальном функционировании всех органов и систем. В случае хорошей работы всех органов и систем весь организм человека (система саморегулирующаяся) характеризуется правильным функционированием и развитием. Психическое здоровье характеризуется состоянием головного мозга, качественным уровнем мышления, развитием памяти, внимания, воли, эмоциональной устойчивостью. Социальное или нравственное здоровье (моральные принципы) представляет овладение достижениями культуры, сознательное отношение к труду, активное неприятие вредных привычек и навыков, которые мешают нормальному образу жизни человека. В связи с тем, что физически и психически здоровый человек может быть нравственным «уродом» в случае пренебрежения им нормами морали, социальное или нравственное здоровье признано наивысшей мерой здоровья человека [1].

Критериями здоровья являются:

• Адаптируемость - приспособляемость к окружающей среде - главный критерий здоровья, так как остальные являются производными величинами от него.

• Равновесие организма со средой и равновесие функций внутри организма.

• Благополучие - состояние душевного и физического покоя, вызванное оптимальным протеканием всех жизненных процессов.

• Гармоничность - баланс всех функций, обеспечивающий рост и развитие организма.

• Способность функционировать - главная составляющая «практического» понимания здоровья, которая отражает степень согласованности всех вышеперечисленных параметров для обеспечения высокого уровня биологической и социальной активности и трудоспособности [3].

Состояние здоровья людей зависит от многих факторов. Можно говорить о наличии многообразных причин неблагополучия здоровья человека, но основная причина заключается в неправильном образе жизни. Установлено, что сохранение и укрепление здоровья людей только на 50 % определяют не зависящие от человека причины, такие как экология (20 %), здравоохранение и медицина (10 %), наследственность (20 %), остальные 50 % - образ жизни человека. Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций, независимо от политической, экономической и социально-психологической ситуаций. К основным компонентам здорового образа жизни относятся потребностно-мотивационный компонент, личная физическая культура, образовательный компонент. Именно образовательный компонент здорового образа жизни, по нашему мнению, и лежит в основе формирования культуры здорового образа жизни.

Современный человек, строя свою жизнь, свое здоровье, обязан идти в ногу со временем. Несерьезное отношение к собственному здоровью у сегодняшнего школьника может помешать ему в будущем. Он не сможет занять то место в жизни, о котором мечтает. В настоящее время дети, подростки оказались в крайне сложной жизненной ситуации. В обществе сложился негативный социальный фон, понизился культурный и интеллектуальный уровень населения. Утрачены прежние социальные связи, ценности, часть детей и подростков не могут приспособиться к новым условиям жизни. Они оказались один на один с «улицей», и основным механизмом их воспитания стало восприятие стереотипов, навязываемых окружающей средой. Результат этого - нервные и психические расстройства, проявление низменных инстинктов и эгоизма, детская проституция, познание психоактивных веществ. Среди подростков, молодежи и людей старшего поколения отсутствует «мода» на здоровье, низок уровень мотивации на сохранение и укрепление здоровья, мало внимания уделяется вопросам формирования культуры здорового образа жизни. Существует проблема здоровья педагогов, в частности профессионального выгорания педагогов и недостаточной грамотности учителей в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Несовершенна законодательная, нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность по охране здоровья населения, в том числе детей и подростков школьного возраста, отсутствует целостная и целенаправленная система формирования культуры здоровья населения. Ввиду отсутствия такой культуры человек становится заложником непродуманного, непланируемого времяпрепровождения, это толкает его к бездумному проведению досуга, к употреблению психоактивных веществ.

Начальные задатки здорового образа жизни закладываются уже в дошкольном детстве. Существует несколько программ, направленных на воспитание культуры здоровья и безопасности, формирование представления дошкольника о здоровом образе жизни, познание правил гигиены, охрану здоровья. На современном этапе развития здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе и актуализации проблемы формирования здорового образа жизни в школах также стали разрабатываться программы по формированию, укреплению и сохранению здоровья учащихся. Они разные по направленности, содержанию, объему, формам реализации. Такие программы реализуются с помощью:

• обучения детей на уроках приемам самоконтроля и коррекции своего здоровья с помощью физических и дыхательных упражнений;

• клубных (игровых) часов обучения после основных занятий;

• введения валеологического содержания в физическую культуру, основ безопасности жизни и т. д.

Существует опыт создания центров здоровья, ориентированных на приобретение учащимися знаний по профилактике заболеваний, ознакомление с гигиеническими правилами, введение «щадящих» компонентов в режим дня и т. п. Но в большинстве таких программ «обучения» здоровью ребенок рассматривается как некий сосуд, который надо наполнить знаниями. В некоторых программах присутствует запрещающий, навязывающий стиль приобщения к здоровому образу жизни, другие просто не соответствуют возрастным особенностям детей. Такой подход не решает комплекса задач, направленных на формирование культуры здорового образа жизни и недостаточно применим к формированию здорового образа жизни. Знания детей о необходимости формирования и ведения здорового образа жизни после изучения курса таких программ не всегда становятся их стойкими убеждениями.

Мы предположили, что необходимо создание такого учебного комплекта для начальной школы по программе обучения здоровью, где будут учтены следующие положения:

1. Занятия должны быть направлены, в первую очередь, на выработку навыков здорового образа жизни.

2. Учебник и рабочая тетрадь для детей должны быть без явных нравоучений, с игровыми и познавательными заданиями. Они не должны быть похожи на обычный учебник с правилами и выводами.

3. Занятия могут вести сказочные, внешне и по характеру привлекательные для детей персонажи.

4. Конспекты занятий должны быть структурно простыми и подробными.

5. Методика занятий по профилактике употребления психоактивных веществ должна быть доступной не только для психологов и психотерапевтов, но и для педагогов, воспитателей детских садов, родителей.

6. Должен соблюдаться принцип запретной информации, необходимо полностью исключить использование сведений, способных спровоцировать интерес детей к психоактивным веществам, основываясь на вышедшем в 2000 г. Приказе Министерства образования Российской Федерации № 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде».

7. Необходимо отбирать и применять средства обучения, направленные на формирование у детей учебно-познавательных интересов и постепенное введение ребенка в мир научного познания.

8. Обучение здоровью в контексте школьного образования необходимо сделать регулярным и системным, начиная с дошкольного или младшего школьного возраста, соблюдая затем преемственность такого обучения в средней школе.

В соответствии с вышеперечисленными положениями нами была разработана программа «Хочу вырасти счастливым» для младших школьников по выработке навыков здорового образа жизни и профилактике употребления психоактивных веществ. Данная программа построена на подходе к профилактике, названном как «подход, основанный на

укреплении здоровья» («health promotion»), «Укрепление здоровья - это процесс, помогающий индивидам и общественным группам усилить контроль над определенными параметрами здоровья и таким образом улучшить его, В настоящее время укрепление здоровья является неким объединяющим понятием и отражает примирение человека с окружающей средой, Оно сочетает в себе личный выбор и социальную ответственность, что ведет к улучшению здоровья в будущем, Идея, основывающаяся на развитии жизненных навыков и компетентности у каждого члена общества с тем, чтобы он мог регулировать факторы, определяющие здоровье, а также требования вмешательства в окружающую среду для усиления влияния факторов, благоприятных для здоровья, составляет концептуальную основу данного подхода, Это стратегия в сжатом виде выражается фразой “делать здоровый выбор максимально доступным”» [5], Важной составляющей концепции укрепления здоровья является жизненная компетентность, поэтому наибольшее значение приобретают защитные факторы здоровья, Основной идеей программы укрепления здоровья является развитие здоровой личности, проявляющей здоровый жизненный стиль, Программа ориентирована на изменение личности и среды, поскольку важность социальной и культурной ситуации для их реализации очевидна,

Цель программы - воспитать здоровую и счастливую личность путем создания образовательной среды, способствующей правильному пониманию себя и окружающего мира,

Задачи программы:

1, Приобретение детьми и их родителями, воспитателями, учителями необходимых знаний по проблеме,

2, Формирование у детей ответственного отношения к своему здоровью,

3, Усвоение детьми социально-поведенческих норм, снижающих вероятность приобщения к употреблению психоактивных веществ,

4, Развитие у детей способности самоанализа и самопознания, выработка навыков конструктивного общения со сверстниками,

5, Умение сказать «нет» опасным привычкам,

Выбор названия программы «Хочу вырасти счастливым» был обусловлен идеями гуманистической педагогики, провозглашающей заботу о счастье ребенка в качестве цели школьного воспитания, Именно жажда быть счастливым вынуждает человека задумываться о средствах организации собственного поведения, Перефразируя латинское изречение «Nulla est homini causa philosophandi, nisi ut beatus sit» (Нет у человека иной причины философствовать, кроме стремления к счастью), можно сказать, что «нет иной причины для воспитания, кроме желания человека быть счастливым», «Счастье определяется нашим отношением к жизни», - утверждал первый Президент Чувашской Республики Н, В, Федоров, Ныне только 11 % школьных педагогов ставят профессионально и решают феликсологическую (от лат, felix - счастливый, несущий счастье, приносящий счастье) задачу, заключающуюся в обеспечении способности ребенка быть счастливым, Забота о счастье ребенка в процессе школьного воспитания является аспектом гуманистической педагогики, составной частью цели гуманистического воспитания и способствует максимальному развитию личности ребенка и реализации его способностей, творческого потенциала [6],

Предлагаемый курс состоит из 11 занятий. Предложен авторский подход построения каждого занятия: к здоровому образу жизни - через сказочные истории про веселого лисенка Огонька, его семью и лучших друзей. Лисенок Огонек попадает в различные ситуации, опасные для здоровья, в которых его выручают ребята. На занятиях дети разучивают авторские стихи, песни. Им открывается красота реального мира, у них вырабатывается умение радоваться жизни. В учебный комплект входят учебно-методическое пособие, рабочая тетрадь-учебник (обучающая раскраска) и аудиоприложение к занятиям. Желательно проводить занятия в группах по 10-12 человек. На них дети создают коллективные творческие работы, участвуют в психологических играх. Курс рассчитан на обучение в течение 3х месяцев по одному занятию в неделю, но общая протяженность занятий может быть изменена. Продолжительность одного занятия не должна превышать 25-30 минут.

Апробация программы проводилась в начальных школах и в выпускных группах детских садов ряда сел и городов Чувашии. В дошкольном возрасте происходит рост силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности, в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учение, совершенствуется нервная система ребенка, усложняется работа органов чувств, закрепляются и развиваются восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Программа «Хочу вырасти счастливым» учитывает вышеперечисленные изменения детского организма, знакомит детей с понятиями «здоровье», «здоровый образ жизни», «полезная привычка, способствующая укреплению здоровья», «составные части здоровья» на занятиях: «На чем строится здоровье», «Три кита здоровья», «Что я знаю об опасных веществах», «Польза и вред лекарств», «Привычки».

Поступая в школу, ребенок входит в трудовую общественную жизнь и утверждает себя как член общества. Программа «Хочу вырасти счастливым» помогает ребенку преодолеть трудности общения, обучения, развития, которые могут привести в этом возрасте к нежелательным последствиям. С этой целью нами разработаны занятия: «Положительный образ Я», «Ценить и уважать себя и других», «Я принимаю решение», «Как жить интересно и избавиться от скуки», «Мы - счастливая семья».

Материалы занятий разработаны с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Проведенное по специальным методикам предварительное и последующее тестирование показало наличие положительной динамики в отношении детей к здоровому образу жизни. Для оценки эффективности программы было проведено мониторинговое исследование в виде констатирующей и контрольной диагностики уровня развития представлений воспитанников о здоровом образе жизни (табл. 1).

Таблица 1

Обобщенные результаты мониторинговых исследований уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни респондентов в ДОУ г. Новочебоксарска

Уровень Констатирующая диагностика (%) Контрольная диагностика (%) Динамика

Оптимальный 16 58 увеличение в 3,6 раза

Средний 59 39 уменьшение в 1,5 раза

Низкий 23 3 уменьшение в 7,6 раза

Очень низкий 2 0

Сравнительные количественные результаты свидетельствуют о значительной позитивной динамике в развитии детей. Позитивная оценка специалистами, реализующими программу в МОУ и ДОУ, была дана развивающему характеру содержания программы и возможности ее реализации в разных режимах в зависимости от условий детских учреждений; полной разработанности стимулирующего материала; оптимальному подбору методов и приемов организации детской деятельности [2]. Программа продолжает развиваться в общеобразовательных учреждениях в рамках реализации направлений психолого-педагогического процесса.

Резюме. Программа «Хочу вырасти счастливым» - начальное звено формирования культуры здорового образа жизни младших школьников. Она может стать составной частью учебно-методических комплектов для начальной школы с учетом эксперимента по применению Госстандартов второго поколения. Современное образование направлено не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных возможностей. Универсальные учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) будут осваиваться на базе предметного содержания, и дети смогут применять их как в области образовательного процесса, в частности, при изучении программы «Хочу вырасти счастливым», так и в реальных жизненных ситуациях. Уже с начальных классов они будут находиться в здоровьесберегающей образовательной среде, что имеет принципиальное значение для обучения здоровью, формирования гармонично развитой личности и культуры здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гурьянова, М. П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума / М. П. Гурьянова // Педагогика. - 2004. - № 1. - С. 12-14.

2. Здоровые дети - здоровая нация // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Чебоксары, 2010. - С. 70-71.

3. Оздоровительная работа в ДОУ / под ред. Г. А. Широковой. - Ростов н/Д. : Феникс, 2009. - С. 6-7.

4. Разработка алгоритма плановой профилактической и оздоровительной работы с детьми в детских образовательных учреждениях : справочно-методическое пособие для врачей, медицинских и педагогических работников образовательных учреждений / авт.-сост. А. Г. Швецов, А. В. Тимонина, М. М. Петровская, В. С. Спиридонова // Детский сад. Управление. - 2005. - № 7.

5. Сирота, Н. А. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм

зависимого поведения / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. - М. : ООО «Центр полиграфических услуг

“Радуга”», 2005. - 21 с.

6. Щуркова, Н. Е. Воспитание счастьем, счастье воспитания / Н. Е. Щуркова, Е. П. Павлова. - М. : Центр «Педагогический поиск», 2004. - С. 10-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.