Воспитание, социализация и развитие личности
И.Ш. Мухаметзянов
(Москва)
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DEVELOPING HEALTH-SAVING INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM
В условиях прогрессирующего снижения основных показателей здоровья обучаемых в процессе обучения здоровьесберегающий аспект образования приобретает особую значимость и становится системообразующим элементом. С учетом перехода обучения на цифровое образование возрастает и значение информационной подготовки преподавателей. В современных условиях это возможно реализовать в системе дополнительного профессионального образования в безусловном сочетании с обучением в части сохранения здоровья как самих преподавателей, так и обучаемых.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда, образовательная организация, здоровье обучаемых.
In conditions of progressive decrease in basic indicators of students' health in the course of training, the health saving aspect of education gains special importance and becomes the system-forming element. In view of transition to digital education, the importance of teachers' IT training is increasing. In modern conditions it is implementable in the system of additional professional education in the unconditional combination with training in terms of health preservation of both teachers and students. Key words: information and educational space, educational organization, students' health.
Для дополнительного профессионального образования (ДПО) в современных условиях характерно широкое применение средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ); комбинирование очной и заочной части обучения, реализуемого с применением дистанционных технологий и электронных образовательных ресурсов, ориентация на потребности каждого конкретного обучаемого (индивидуализация обучения). В условиях снижения значимости формализованных знаний приоритетными становятся развитие способности к самообучению, позитивная социализация субъектов обучения в профессиональной среде, акцентуация ответственности самого обучаемого на значимости и качестве обучения. Глобализация и переход к новому экономическому укладу меняют существу-
ющий рынок труда, все более акцентируя внимание на интеллектуальной деятельности и социальных проектах. Значимость работника определяется уже не тем, что он может делать в настоящее время, а тем, как быстро он может обучиться новым знаниям и умениям для деятельности в будущем, то есть обучаемость становится критерием профессиональной пригодности работника.
В части мобилизации трудовых ресурсов необходимо обратить внимание на лиц с инвалидностью, предпенсионного и пенсионного возраста, способных к обучению и интеллектуальной деятельности. ИКТ позволяет проводить подготовку и переподготовку этих категорий лиц в рамках инклюзивной высокотехнологичной информационно-коммуникационной образовательной среды (ИКОС). В этом случае особое значе-
ние следует уделять существующим подходам к ДПО управленческих работников образовательных организаций (ОО), реализующих адаптированные общеобразовательные программы в части особенностей получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья [4]. Все это предъявляет особые требования к организации рабочих мест для пожилых и инвалидов, как в образовательных учреждениях, так и в сфере экономики.
Формирование ИКОС ОО обуславливает новые требования к уровню базовой профессиональной подготовки преподавателей-предметников и наличию четкой системы организации и обеспечения их профессионального и дополнительного образования, системы переподготовки.
В условиях прогрессирующего снижения основных показателей здоровья обучаемых здоровьесберегающий аспект образования приобретает особую значимость и становится системообразующим элементом. При практически полном отсутствии в ОО адекватной потребностям медицинской службы именно преподаватели вынуждены решать проблему сохранения и развития здоровья обучаемых. Однако, выполняя данную миссию, педагогические коллективы, используя медико-гигиенические и физкультурно-оздоровительные технологии для обучаемых, не уделяют должного внимания культуре здоровья самого преподавателя и безопасной педагогической деятельности, в том числе и с применением ИКТ, в сохранении здоровья обучаемых. Культура здоровья должна рассматриваться как система знаний, ценностно-смысловых установок, эмоционально-волевого опыта преподавателя и его готовности к практической деятельности и совершенствованию в процессе обучения путем использования эффективных средств сохранения и развития здоровья, как своего, так и обучаемых [3].
В рамках непрерывного образования необходима динамичная программа обновления теоретических и практических знаний в соответствии с новыми образовательными стандартами и с учетом динамики показателей здоровья обучаемых и применяемыми в ОО здоровьесберегающими и здоровье-
формирующими технологиями. Дополнительным, но не менее значимым, является аспект информационной безопасности и формирование навыков организации и деятельности в условиях информационно безопасной образовательной среды [5].
Здоровьеохранительная функция системы образования согласно ст. 51 Закона РФ «Об образовании» заключается в том, что «..образовательное учреждение несет в установленном порядке ответственность за жизнь и здоровье обучаемых..». Тем самым в условиях реформирования образования одной из приоритетных задач становится не только обеспечение здоровьесберегающих условий образования, но и использование здоровьесберегающих и здоровьеформиру-ющих (в том числе и информационно-коммуникационных) технологий, позволяющих формировать у обучаемых культуру и потребность в здоровом образе жизни.
Здоровьеформирующее образование в условиях ИКТ возможно только при создании благоприятной среды для поддержания личностного развития и совершенствования сущностных сил обучаемых, с условным выделением медицинского, психологического и педагогического направлений. Формирование навыков здоровьесберегающего поведения и основ здорового образа жизни в рамках ОО возможно при наличии педагогических технологий на базе средств ИКТ, реализуемых в специально организованных оздоровительно-образовательных условиях и направленных на приобретение обучаемыми соответствующих знаний, умений и навыков.
Здоровьесберегающая образовательная среда представляет собой многоуровневую среду гармоничного и индивидуально-личностного развития обучаемого. Она формируется посредством взаимосвязанных педагогических событий, направленных на сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья обучаемого, базируется на пропаганде всеми субъектами образовательного процесса здорового образа жизни как интегративно-го условия личностного развития каждого участника педагогического процесса, позволяющего использовать средства ИКТ не
только без вреда для здоровья пользователей, но и с перспективой возможного развития здоровья в рамках ОО, и вне её. Применяемые в учебном процессе информационно-коммуникационные технологии должны обязательно соотноситься с возрастными анатомо-физиологическими и психологическими особенностями обучаемых и рассматриваться в рамках единого педагогического процесса.
Исходя из этого можно говорить о наличии объективной востребованности систематического повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в условиях массовой информатизации образования, особенно при переходе от ИКТ среды ОО к ИКТ среде обучаемого в условиях прогрессивного ухудшения его здоровья и, как следствие, невозможности эффективно реализовывать полученные знания. Все это служит предпосылкой создания системы дополнительного профессионального образования, ориентированной не только на повышение качества образования (в том числе и в части ИКТ) преподавателей, но и на формирование навыков обеспечения системы поддержания и развития здоровья обучаемых, создания безопасной образовательной среды.
До настоящего времени практически отсутствуют исследования, посвященные проблемам сохранения и развития здоровья участников педагогического процесса в условиях непрерывного образования в части ИКТ, выявления его специфики. Можно сказать, что на сегодня существует противоречие между необходимостью формирования здоровья участников педагогического процесса образовательными средствами, в том числе с учетом возможного негативного воздействия средств ИКТ и неразработанностью теоретико-методологических и дидактических основ непрерывного здоро-вьеформирующего образования участников педагогического процесса в условиях его информатизации.
Основным фактором обеспечения высококвалифицированного труда специалистов становится информационная компетентность, которая строится на базе непре-
рывного образования. Информационная компетентность в образовании невозможна без существования информационно-коммуникационной предметной среды, формируемой всеми участниками информационного процесса и выступающей в роли основы оптимального взаимодействия субъектов дополнительного профессионального образования. Применительно к рассматриваемой тематике под информационной компетентностью в части медико-психологических аспектов применения средств ИКТ будем понимать интегральное многоуровневое, профессионально значимое личностное образование, проявляющееся в способности оперировать различного рода здоровьесбе-регающей информацией в педагогической деятельности, формирование которого в региональной системе дополнительного профессионального образования связано с актуализацией ценностно-мотивацион-ного, профессионально-деятельностного и рефлексивно-коммуникативного компонентов. Необходимость развития знаний по безопасному использованию ИКТ в образовании обусловливает потребность поиска современных форм, методов и средств повышения квалификации, в условиях которых формирование исследуемой компетентности представляет собой не столько результат, сколько процесс, обеспечивающий непрерывность, сохранение и воспроизводство информационной деятельности в здоровьесберегающих условиях.
Эффективность формирования информационной компетентности в области медико-психологических аспектов применения средств ИКТ учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования обеспечивается комплексом психолого-педагогических условий:
• научно обоснованной организацией формирования здоровьесберегающей компетентности педагогических кадров в части медико-психологических аспектов применения средств ИКТ;
• актуализацией субъектной позиции преподавателя в процессе работы с информацией и оценки ее медико-психологической безопасности для конечного пользователя;
• специальной организацией здоро-вьесберегающей информационной образовательной профессионально ориентированной среды;
• мотивацией обучающихся на получение личностно значимого образовательного результата;
• осуществлением мониторинга, предметом которого выступает уровень компетентности в вопросах медико-психологических аспектов применения средств ИКТ в образовании.
Основой информационно-образовательной среды (ИКОС) в образовании является педагогическая система. К сожалению, необходимо отметить, что здоровьесберегающие аспекты, как правило, не являются самостоятельным элементом системы и интегрируются во все подсистемы в качестве составных или дополнительных мероприятий.
Если главная функция преподавателя -управление процессами обучения, воспитания, развития обучаемого, то при дистанционном образовании ослабляется воспитательная функция преподавателя; существует проблема несоответствия знаний, навыков и умений преподавателей и обучаемых в сфере ИКТ; отсутствует обязательная психолого-педагогическая, эргономическая и санитарно-гигиеническая оценка цифровых образовательных ресурсов, что зачастую приводит к тому, что в повседневной практике используется педагогическая продукция, негативно влияющая на здоровье пользователя.
Подготовку педагогов в процессе дополнительного образования следует рассматривать как механизм развития профессиональной мобильности и решение новых задач в социокультурной и профессиональной деятельности, основываясь в том числе и на освоении здоровьесберегающей деятельности.
С учетом того, что до настоящего времени нет общепринятых подходов к развитию единой системы здоровьесберегающего образования как компонента поддержки и сопровождения воспитательной и инновационной деятельности в рамках дополнительного профессионального образования, то, соответственно, не рассматриваются и медико-психологические аспекты примене-
ния средств ИКТ Вместе с тем декларируется необходимость специалистов, способных реализовать свой целевой выбор в области деятельности или знания, имеющих достаточный уровень освоения образовательной программы, позитивную мотивацию и ценностную ориентацию на здоровый образ жизни как фактор, повышающий конкурентоспособность [1].
Основные принципы построения системы дополнительного профессионального образования педагогических кадров в области медико-психологических аспектов применения средств ИКТ базируются на педагогической теории информатизации и рассматривают в качестве методологических ориентиров си-стемно-деятельностный, логико-структурный и культурно-антропологический подходы, определяя тем самым новое научно-педагогическое направление по разработке и реализации информационных ресурсов с учетом медико-психологических аспектов применения средств ИКТ Концептуально положения, составляющие основу данного направления ДПО, способны обеспечить теоретический фундамент безопасного функционирования и развития ИКТ в условиях реализации личностно ориентированных технологий, повысить эффективность обучения путем формирования информационной компетентности и информационной культуры субъектов педагогического процесса. Механизм реализации представленных выше положений включает в себя: концептуальную модель конструирования и реализации безопасной ИКОС и технологии, определяющие подходы, критерии и показатели качества информационно-педагогического ресурса в части медико-психологических аспектов применения средств ИКТ в образовании.
Дидактические основы дополнительного профессионального образования базируются на методологических подходах - системный синергизм, проблемность, субъ-ектность, полилогичность, рефлексивность и др., ориентированных на использование потенциала ИКОС и единого информационного пространства национального и наднационального уровня для формирования нового знания [7].
Вариативное построение содержания курсов основывается на следующих основных принципах:
• многокомпонентная реализация образовательного процесса (вариативность организационных структур, форм, уровней, продолжительности обучения, расширение диапазона профессиональной востребованности образовательных программ здоро-вьесберегающей и здоровьеформирующей направленности как элемента безопасности личности);
• приоритет здоровьесберегающей направленности в информатизации образовательного процесса, обусловленного его высокой динамикой, быстрой обновляемо-стью средств компьютеризации образования, распространением элементов ИКТ на разные предметные области образования;
• функциональное взаимодействие разных элементов образовательной деятельности (ИКТ и личная безопасность участников педагогического процесса) в целях совершенствования дидактических, методических и прикладных основ образовательного процесса;
• дифференциация обучения путем формирования образовательных программ с учетом форм и методов обучения, базового уровня профессиональной и здоровьесбере-гающей компетентности, конкретных задач обучения;
• последовательность этапов образовательного процесса, использование технологий концентрированного обучения;
• интеграция в образовательную систему и социальную инфраструктуру региона;
• открытость образовательной системы для органов управления муниципальными образованиями, общественности, иных заинтересованных лиц.
Потребность в формировании нового знания обуславливается инновационно-стью образовательной среды современного дополнительного (в том числе дистанционного) образования существующей на базе ИКТ образовательной среды и сочетания внутренних (комплексность технико-технологических и организационно-дидактических инноваций в образовательном процес-
се) и внешних (соединение науки, образования и практики) условий.
Широкое применение проектно-иссле-довательских методов в организации дополнительного профессионального образования способствует становлению образовательной среды, способствующей развитию у обучаемых потребности в обучении за счет погружения, свободы выбора и ответственности за принятое решение; активизируются навыки самоуправления знанием; расширяется спектр и интенсивность взаимодействий внутри области знаний; обеспечивается мобильность в выборе и смене дидактических систем, а сама среда развивается за счет обогащения ее знаниями субъектов образовательного процесса.
Научно-методологической основой системы дополнительного профессионального образования педагогических кадров в части медико-психологических аспектов применения ИКТ выступают андрагогический подход, ориентированный на целостность, системность, субъект-субъектные взаимодействия, синергетическую методологию; системный подход, рассматривающий дополнительное образование в единстве его составляющих и связей между ними; аксиологический подход, рассматривающий здоровье пользователя ИКТ и его безопасность как высшую ценность; парадигмальный подход, позволяющий понимать и интерпретировать поставленные в рамках дополнительного образования задачи, обеспечивая их качественное решение; культурологический подход, рассматривающий педагогические кадры как субъект информационной культуры, образования, готовый к саморазвитию и творческой самореализации.
Медико-психологическая составляющая в подготовке педагогических кадров представляет собой интегративное образование, структурообразующие элементы которого - медико-психологическое сопровождение, медико-психологическое обеспечение, формирование у всех субъектов учебно-образовательного процесса медико-психологической компетенции.
Показателем эффективности дополнительного профессионального образования
педагогических кадров в области медико-психологических аспектов применения ИКТ является формирование у всех субъектов учебно-образовательного процесса медико-психологической компетенции. Она выступает как интегративное качество личности, влияющее на усвоение методологических (общенаучных и медико-психологических) знаний, способность к их активному применению в профессиональной деятельности, социально-ценностные ориентации и направленность на личную и общественную безопасность, профессионально-личностный рост с учетом динамики технологий в условиях информационного общества, стандартов квалификации и должностных обязанностей.
Методологической основой формирования данной компетенции служит программно-целевой подход к обеспечению здоровьесбережения, который в условиях дополнительного профессионального образования в части ИКТ решает задачи по сохранению и развитию здоровья обучающихся на основе единства целей действующих программ обучения, воспитания, а также медицинского, психолого-педагогического и социально-правового сопровождения учебно-воспитательного процесса. Ограничением может служить наличие достаточно жестких целевых установок, обуславливающих узкую направленность и специфичность результатов.
Дополнительное профессиональное образование педагогических кадров в области медико-психологических аспектов применения средств ИКТ на уровне системы включает в себя следующие базовые компоненты:
• целевой компонент, раскрывающий общую цель информатизации образования и медико-психологические аспекты применения средств ИКТ в образовательных целях на основе формирования у обучаемых навыков позитивного отношения к здоровью как базовой человеческой ценности;
• теоретико-методологический компонент, определяющий методологические подходы и теоретические основания построения системы информатизации до-
полнительного профессионального образования с учетом медико-психологических аспектов применения средств ИКТ, позволяющей адаптировать теоретические представления преподавателя в информационный образовательный продукт (ЭОР, ЦОР и т.д.), ключевой характеристикой которых будет медико-психологическая безопасность для обучаемого;
• дидактический компонент, базирующийся на используемых в информатизации образования дидактических средствах, методах, формах, технологиях обучения, реализуемых с учетом их медико-психологической безопасности;
• результирующий компонент, отражающий способность педагогических кадров обеспечить информатизацию образования с учетом медико-психологических особенностей каждого обучаемого, сформировать личность, рационально использующую свои личностные возможности.
Таким образом, медико-психологические аспекты применения средств ИКТ являются основой системы дополнительного профессионального образования, содержательная сущность которой выражается в общей ориентации на формирование ценностного и ответственного отношения педагогов к здоровью обучаемых путем организации единой ИКОС, обеспечивающего необходимые и достаточные условия непрерывного интеллектуального развития обучаемого на базе широкого использования ИКТ в безопасных условиях.
В социальном аспекте обеспечение медико-психологической безопасности применительно к информатизации образования стимулируют внедрение инновационного подхода по основным направлениям развития профессионального и дополнительного образования; переход от модели образовательной среды ОО к модели образовательной среды обучаемого; развитие образования ресурсами дополнительного образования; развитие личностного потенциала участников педагогического процесса в обеспечении его безопасности; обновление содержания дополнительного образования в части применения средств ИКТ на основе
интеграции в него принципов медико-психологической безопасности применения средств ИКТ [2].
Итогом реализации представленных нами подходов к формированию здоро-вьесберегающей высокотехнологичной информационной образовательной среды системы ДПО может служить следующее:
• позитивные изменения, направленные на реализацию прав участников педагогического процесса на получение образования в безопасных условиях, на сохранение и развитие здоровья в процессе обучения как неотъемлемого элемента единой системы воспитания и развития личности;
• повышение качества и эффективности информационных ресурсов образовательного назначения в части безопасности их для физического и психического здоровья участников педагогического процесса, формирование культуры здорового образа жизни, эффективной и безопасной модели социализации личности;
• совершенствование законодательной базы образования, нормативного правового обеспечения, разработка механизмов развития системы дополнительного образования в части его безопасности;
• обеспечение повышения качества профессиональной деятельности педагогических и руководящих кадров системы профессионального и дополнительного образования в условиях его информатизации;
• переход от безопасной и здоровьесбе-регающей информационно-коммуникационной среды ОО к личной образовательной среде участников педагогического процесса, включающих и элементы ИКТ образовательной среды по месту их проживания;
• функционирование системы дополнительного образования в условиях всестороннего обеспечения сохранения и развития здоровья участников педагогического процесса.
Литература
1. Морозов А.В. Здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии в системе современного непрерывного образования // Современное непрерывное образование и инновационное развитие. - Серпухов: МОУ ИИФ, 2017. - С. 581-585.
2. Мухаметзянов И.Ш. Социальные последствия информатизации образования // Казанский педагогический журнал. - 2011. - № 3. - С. 109-116.
3. Мухаметзянов И.Ш. Медицинские и психологические основания функционирования информационно-образовательного пространства (для педагогических кадров, администрации образовательных учреждений и научных работников) // Казанский педагогический журнал. - 2014. - № 1 (102). - С. 27-43.
4. Неустроев С.С., Миндзаева Э.В. Актуальные вопросы организационно-методического сопровождения проектов ФЦПРО по инклюзивному образованию // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. -2017. - № 2. - С. 103-109.
5. Поляков В.П. О непрерывности образования в области информационной безопасности // Известия Российской академии образования. - 2012. - № 2. - С. 1831. Бешенков С.А., Миндзаева Э.В. Информационная безопасность учащихся и их интеграция в информационный социум // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2016. - № 5 (107). - С. 11-18.
6. Роберт И.В., Козлов О.А. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования // Информатика и образование. -2005. - № 11-12.
7. Роберт И.В., Мухаметзянов И.Ш., Касторнова В.А. // Информационно-образовательное пространство. - М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2017. - 92 с.