DOI: 10.12731/2218-7405-2014-9-10 УДК 378 147
ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА
Байменова А.К.
Цель: экспериментальная проверка эффективности технологии формирования выразительности речи будущего учителя средствами искусства.
Методы проведения работы: теоретический анализ нормативных документов об образовании, психолого-педагогической литературы; методы статистической обработки результатов педагогического эксперимента, сравнительного анализа и обобщения материалов исследования.
Результаты: разработана и внедрена технология формирования выразительности речи будущего учителя средствами искусства, которая оказывает положительное влияние на формирование у студентов психологической составляющей характеристики личности учителя, владеющего выразительностью речи, наряду с другими составляющими - когнитивной и операциональной. Таким образом, предлагаемая технология способствует не только приобретению студентами педагогического направления подготовки необходимых знаний и умений, но и развитию эмпатии, коммуникативной установки, организаторских и коммуникативных качеств в межличностных отношениях - профессионально значимых качеств личности педагога, способствующих успешной реализации выразительности речи во всех компонентах педагогического общения.
Область применения результатов: образовательный процесс высшей школы.
Ключевые слова: формирование выразительности речи; будущий учитель; средства искусства; качества личности учителя.
FORMATION OF EXPRESSIVE SPEECH OF THE FUTURE TEACHER
BY MEANS OF ART
Baymenova A.K.
Purpose: experimental verification of efficiency of technology of formation of expressive speech of the future teacher by means of art.
Methodology: theoretical analysis of regulatory documents of education, psychological and pedagogical literature; statistical evaluation of the results of pedagogical experiment, comparative analysis and collation of research.
Results: technology of formation of expressive speech of the future teacher by means of art has been developed and introduced. The technology has a positive impact to the formation of psychological component of the personal characteristic of a teacher, which has expressive speech, among other components - cognitive and operational. This technology promotes not only acquisition of necessary knowledge and skills of students but also development of em-pathic ability, communicative attitude, organizing and communicative abilities in interpersonal dealings - professionally important qualities of a person of teacher, which promote successful use of expressive speech in all components of pedagogical process.
Practical implications: educational process of higher education.
Keywords: formation of speech expressiveness; future teacher; means of art; qualities of teacher's personality.
Введение
Особое место в развитии речевой профессиональной культуры будущего учителя занимает достижение высокого уровня сформированности выразительности речи, которая является признаком мастерства специалиста. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [9] и в Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года [10] подчеркивается необходимость обеспечения качества образования, которое достигается за счет подготовки педагогов, обладающих высоким уровнем сформированности всех профессиональных компетенций.
В «Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»)» отмечено, что выпускник должен обладать следующими компетенциями: быть способным логически верно применять устную и письменную речь (ОК-6); использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16); владеть основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3) [13]. Эти компетенции предусматривают наличие у педагога таких коммуникативных качеств речи как правильность, уместность, точность, богатство, чистота и выразительность. Выразительность речи учителя имеет боль-
шое значение для успешности протекания всех сторон педагогического общения (коммуникативной, интерактивной, перцептивной), обеспечивая действенность педагогической речи за счет влияния на чувства и эмоции учащихся. Однако выпускники педагогических вузов имеют недостаточный уровень сформированности выразительности речи. Об этом свидетельствуют анализ научной литературы, диссертационных исследований и результатов наблюдения, самооценки и диагностики на констатирующем этапе эксперимента исследования.
Обзор литературы
Отдельные аспекты выразительности речи учителя изучались З.А. Гаджихановым (обучение ритмико-интонационной выразительности речи), Е.М. Казанцевой (обучение выразительности речи как качественной характеристики деловой письменной коммуникации), Н.Ю. Милютинской (обучение ритмико-интонационной выразительности речи в профессиональном языковом образовании), Г.Н. Можайцевой (обучение выразительности речи студентов-филологов), А.А. Мурашовым, Е.Н. Рощиной (обучение выразительности речи на основе интерпретации художественного текста), С.В. Чернышовым (обучение студентов языковых вузов выразительности речи на основе фразеологии).
Постановка задачи
Несмотря на имеющиеся научные труды, недостаточно разработанными в системе вузовского образования являются такие технологии обучения студентов, которые способствовали бы успешному формированию выразительности речи с учетом их личностных особенностей. Поэтому необходимым является теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка эффективности технологии формирования выразительности речи будущего учителя средствами искусства и педагогических условий ее реализации.
Описание исследования
В целях повышения уровня сформированности выразительности речи будущих педагогов автором была разработана характеристика личности учителя, владеющего выразительностью речи, имеющая три составляющие - когнитивную, операциональную и психологическую. Когнитивная составляющая включает в себя знания учителя, владеющего выразительностью речи, операциональная составляющая представляет собой совокупность его методических умений [2].
В данной статье рассмотрим подробнее психологическую составляющую предлагаемой характеристики, необходимость учета которой объясняется важностью роли личности говоря-
щего [5; 6; 15; 17]. Рассматриваемая составляющая включает в себя профессионально значимые качества личности педагога, необходимые для выразительности речи во всех компонентах педагогического общения.
Анализ работ по вопросу [6; 14; 16; 18] показал, что для успешной реализации коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон педагогического общения профессионально значимыми качествами личности учителя, владеющего выразительностью речи, являются эм-патия, коммуникативная установка, организаторские и коммуникативные качества в межличностных отношениях.
Под эмпатией (от греч. empatheia - сопереживание) подразумевается «качество личности, ее способность проникать с помощью чувств в душевные переживания др. людей, сочувствовать им, разделять их переживания» [12; 394-395]. Эмпатия, являясь профессионально значимым личностным качеством педагога, особенно актуальна для реализации выразительности речи учителя в перцептивном компоненте педагогического общения.
Коммуникативная установка включает наличие или отсутствие признаков негативной установки и общей коммуникативной толерантности, необходимых для интерактивных умений реализации выразительности речи. Толерантность, означающая «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию, терпимость» [12; 354], и представляющая собой «одно из важнейших профессиональных качеств учителя» [12; 354], помогает учителю адекватно оценить вербальные и невербальные «сигналы» учащихся, их общее состояние, ситуацию педагогического общения в целом, выбрать или скорректировать средства выразительности речи для разрешения сложившейся ситуации.
Наличие развитых организаторских и коммуникативных качеств в межличностных отношениях способствует успешности всего процесса реализации выразительности речи педагогом, так как учитель, обладающий этими качествами, должен иметь в правильных пропорциях целую группу личностных качеств (доминирование, уверенность в себе, консерватизм, скептицизм, уступчивость, зависимость, конформизм, отзывчивость).
Успешное формирование психологической составляющей данной характеристики, находящихся в тесной взаимосвязи с двумя другими составляющими, обеспечивает высокий уровень сформированности выразительности речи будущих учителей.
Для повышения уровня сформированности всех компонентов характеристики личности учителя, владеющего выразительностью речи, была разработана технология формирования выразительности речи будущего учителя средствами искусства [3], компоненты которой пред-
ставлены в соответствии с рекомендациями к описанию педагогических технологий Г.К. Се-левко [12]. В качестве средств искусства использовались средства вокальной музыки, живописи, театра и кино [1]. Данная технология была реализована в деятельности преподавателей и студентов при изучении дисциплин ФГОС ВПО «Педагогическая риторика», «Иностранный язык», «Методика обучения предметам» (в соответствии с профилями) и во внеаудиторной работе.
В рамках предложенной технологии автором были разработаны различные классификации заданий-упражнений по различным основаниям с учетом структурных составляющих характеристики личности учителя, владеющего выразительностью речи. Приведем пример задания-упражнения для формирования качеств личности учителя, владеющего выразительностью речи.
Задание-упражнение. Посмотрите фрагмент фильма «Доживем до понедельника» (1968) режиссера С. Ростоцкого. Выразите основную мысль данного фрагмента. Охарактеризуйте главных персонажей фрагмента, опишите их эмоциональное состояние и общий психологический фон в классе. Выявите средства выразительности, которые использует режиссер фильма. Что является кульминацией фрагмента, с помощью каких средств выразительности героев она достигается? Расположен ли педагог к плодотворному общению с учащимися, настроен ли он на диалог с ними, проявляет ли педагогическую толерантность? Достаточно ли развита у педагога склонность к эмпатии? Получается ли у учителя успешно организовать процесс общения и почему? Подумайте и скажите, как бы Вы разрешили такую ситуацию педагогического общения и какие бы средства выразительности речи для этого применили? Разыграйте данную ситуацию с учетом внесенных Вами корректив.
Сравнение поведения и выразительности речи участников общения в ходе всего урока с выразительностью его кульминационного фрагмента, предполагаемое в данном задании-упражнении, позволяет студенту выявить различия в степени выразительности речи в разных ситуациях педагогического общения, прочувствовать эмоции участников общения, оценить их вербальные и невербальные средства выразительности, проанализировать их поведение, выработать собственную стратегию организации общения с помощью средств выразительности.
В ходе эксперимента уровень развития эмпатии студентов оценивался с помощью опросника А. Меграбяна, предназначенного для диагностики эмпатийных тенденций личности [7]. Организаторские и коммуникативные качества в межличностных отношениях изучались посредством теста-опросника Т. Лири [4]. Коммуникативная установка проверялась с помощью методики диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко [11]. Данные методики применялись в контрольной и экспериментальной группах.
Задания на оценивание уровня развития эмпатийных тенденций личности студентов направлены на выявление «субъективного» и «объективного» показателей. Результаты свидетельствуют о положительной динамике развития эмпатийных тенденций личности будущих учителей, при этом у студентов экспериментальной группы наблюдается больший рост данного качества. Студенты экспериментальной и контрольной групп имеют неадекватную самооценку: 52 балла в экспериментальной группе и 54 балла в контрольной группе до обучения, 78 баллов в экспериментальной группе и 76 баллов в контрольной группе после обучения, в то время как экспертная оценка выявила более низкие результаты: 30 баллов в экспериментальной группе и 32 балла в контрольной группе до обучения, 70 баллов в экспериментальной группе и 45 баллов в контрольной группе после обучения.
Для выявления коммуникативных и организаторских качеств в межличностных отношениях студенты работали с тестом-опросником, представляющим собой характерологические утверждения, с помощью подтверждения или отрицания которых определяется степень выраженности свойств личности, необходимых для реализации выразительности речи. В опроснике свойства сгруппированы в 8 психологических тенденций, определяющих различные личностные черты: доминирование, уверенность в себе, консерватизм, скептицизм, уступчивость, зависимость, конформизм, отзывчивость.
К началу эксперимента данные качества студентов экспериментальной и контрольной групп существенно не различались, к концу эксперимента были выявлены заметные различия, особенно в таких качествах как доминирование, уверенность в себе, скептицизм, конформизм. Так, например, до обучения при оценке уверенности в себе студенты экспериментальной группы имели 7, 8 и 13 баллов, что говорит о выраженности данного свойства в сторону эгоцентризма, не позволяющего студентам проявлять дипломатию, идти на уступки в отношениях с людьми для достижения положительного результата общения. После обучения студенты получили 5, 8 и 10 баллов. Обработка и интерпретация данных тестирования показала, что результаты студентов экспериментальной группы после обучения свидетельствуют о достижении ими той степени уверенности в себе, которая необходима для успешности протекания межличностных отношений.
Анализ результатов диагностики коммуникативной установки студентов показал, что к началу эксперимента студенты обеих групп имели приблизительно одинаковые проценты к максимуму баллов, к концу эксперимента средний процент в экспериментальной группе составил 30,5%, что свидетельствует о положительных тенденциях в коммуникативной установке, появившейся у студентов в процессе формирования выразительности речи. Результат контроль-
ной группы (43%) превышает средний результат, принятый в данной диагностике (33%), что говорит о наличии у студентов негативной коммуникативной установки, которая неблагоприятно сказывается на коммуникации.
Коммуникативная толерантность студентов оценивалась по среднему баллу группы. Чем меньше балл по конкретному признаку, тем выше уровень общей коммуникативной толерантности по данному аспекту отношений. Например, результат в десять баллов, полученный студентами экспериментальной группы за неумение приспосабливаться к партнерам по общению, снизился к концу эксперимента до четырех баллов, что свидетельствует об успешном формировании у студентов коммуникативной установки, необходимой для успешности выразительности речи.
Заключение
Анализ результатов экспериментальной работы показал, что внедрение технологии формирования выразительности речи будущего учителя средствами искусства способствует формированию качеств личности учителя, владеющего выразительностью речи, и позволяет студентам подняться на новый уровень понимания своей профессиональной деятельности и совершенствовать ее.
Список литературы
1. Байменова А.К. Использование средств наглядности различных видов искусства для развития выразительности речи будущего учителя // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. № 1 (3). С. 55-59.
2. Байменова, А.К. Развитие выразительности речи будущего учителя средствами искусства для продуктивного педагогического общения // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2010. № 3. С. 14-17.
3. Байменова А.К. Технология развития выразительности речи будущего учителя средствами искусства для продуктивного педагогического общения // Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 199-205.
4. Батаршев А. В. Диагностика способности к общению. - СПб.: Питер, 2006. 176 с.
5. Головин Б.Н. Введение в языкознание: учебное пособие для студентов филологических специальностей высших учебных заведений. - М.: УРСС, 2005. 232 с.
6. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. 389 с.
7. Истратова, О.Н., Эксакусто Т.В. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. 375 с.
8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. 447 с.
9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. 2008 г. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf (дата обращения: 15.03.2014).
10. Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: 15.03.2014).
11. Основы психологии: Практикум. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. 704 с.
12. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»), 2011 г. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/prm46-1. pdf (дата обращения: 15.03.2014).
14. Arnold K-H., Sandfuchs U., Wiechmann J. Handbuch Unterricht. - Stuttgart: UTB, 2009. 543 р.
15. Peyko, M. Anwendbarkeit und Bedeutung von Rhetorik im Berufsfeld der Sozialpädagogik. -München: GRIN Verlag, 2013. 44 р.
16. Pilkenroth K. Die Unterschiede zwischen Pädagogik und Rhetorik. - München: GRIN Verlag, 2013.24 р.
17. Schilling, J. Didaktik / Methodik sozialer Arbeit. - Stuttgart: UTB, 2013. 283 р.
18. Tonger-Erk L. Actio Körper und Geschlecht in der Rhetoriklehre. - Berlin / Boston: de Gruyter, 2012. 490 р.
References
1. Baymenova A.K. The Bulletin of Vyatka State Humanities University, no. 1 (3) (2011): 55-59.
2. Baymenova A. K. Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University, no. 3 (2010): 14-17.
3. Baymenova A.K. Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii, no. 4 (2011): 199-205.
4. Batarshev A. V. Diagnostika sposobnosti k obshcheniyu [Diagnostics of communication skills]. -Saint-Petersburg: Piter, 2006. 176 p.
5. Golovin B.N. Vvedenie v yazykoznanie: uchebnoe posobie dlya studentov filologicheskikh spetsial'nostey vysshikh uchebnykh zavedeniy [Introduction to linguistics: study letter for students of philological specialties of higher education]. - Moscow: URSS, 2005. 232 p.
6. Zeer E.F. Psikhologiyaprofessional'nogo obrazovaniya: uchebnik dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy [Psychology of vocational education: college textbook]. - Moscow: «Akademiya» Publ., 2009. 389 p.
7. Istratova, O.N., Eksakusto T.V. Psikhodiagnostika: kollektsiya luchshikh testov [Psycho diagnosis: collection of the best tests]. - Rostov-on-Don: Feniks, 2005. 375 p.
8. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Slovar' po pedagogike [Dictionary of pedagogy]. -Moscow: «Akademiya» Publ., 2005. 447 p.
9. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Ros-siyskoy Federatsii na period do 2020 goda [Concept on long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020]. http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf (accessed March 15, 2014).
10. Natsional'naya doktrina obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda [National doctrine of education in the Russian Federation for the period until 2025]. http://www. rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (accessed March 12, 2014).
11. Osnovypsikhologii: Praktikum [Elementary psychology]. - Rostov-on-Don: Feniks, 2006. 704 p.
12. Selevko G.K. Entsiklopediya obrazovatel'nykh tekhnologiy: V 2 t. T. 1. [Encyclopedia of educational technologies: In 2 v. V. 1]. - Moscow: NII shkol'nykh tekhnologiy, 2006. 816 p.
13. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshegoprofessional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikatsiya (stepen') «bakalavr») [Federal state educational standard of higher education according to direction 050100 Pedagogical education (BEd degree)]. http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/prm46-1.pdf (accessed March 15, 2014).
14. Arnold K-H., Sandfuchs U., Wiechmann J. Handbuch Unterricht [Teacher's guide]. - Stuttgart: UTB, 2009. 543 p.
15. Peyko M. Anwendbarkeit und Bedeutung von Rhetorik im Berufsfeld der Sozialpädagogik [Application and importance of rhetoric in professional field of social pedagogy]. - Munich: GRIN Publ., 2013. 44 p.
16. Pilkenroth K. Die Unterschiede zwischen Pädagogik und Rhetorik [Differences between pedagogy and rhetoric]. - Munich: GRIN Publ., 2013. 24 p.
17. Schilling, J. Didaktik /Methodik sozialer Arbeit [Didactics and methods of social work]. - Stuttgart: UTB, 2013. 283 p.
18. Tonger-Erk L. Actio. Körper und Geschlecht in der Rhetoriklehre [Action. Body and gender in the teaching of rhetoric]. - Berlin / Boston: de Gruyter, 2012. 490 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Байменова Айгуль Куанышевна
г. Орск, Оренбургская область, Россия e-mail: [email protected] SPIN-код в SCIENCE INDEX: 6687-3155
DATA ABOUT THE AUTHOR Baymenova Aygul Kuanyshevna
Orsk, Orenburg region, Russia e-mail: [email protected]
Рецензент:
Якимец С.В., доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук, доцент, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»