Научная статья на тему 'Формирование виртуальной социально-образовательной среды учебного заведения как условие повышения результативности образовательного процесса'

Формирование виртуальной социально-образовательной среды учебного заведения как условие повышения результативности образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INFORMATIZATION / DIGITALIZATION AND VIRTUALIZATION OF EDUCATION / INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL SYSTEM / VIRTUAL SOCIAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ENVIRONMENT COMPONENTS / EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATION PERFORMANCE AND QUALITY CONDITIONS / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ВИРТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОМПОНЕНТЫ СРЕДЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / УСЛОВИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Н. Ю., Рыжова Н. И., Трубина И. И.

В данной статье авторами на основе обобщения различных подходов к определению понятия «информационно-образовательная система» рассматривается «виртуальная социально-образовательная среда» как результат виртуализации образовательного процесса в условиях трансформации образования в цифровое на современном этапе информатизации. Кроме того, предложена структура и составляющие виртуальной социально-образовательной среды учебного заведения, опираясь на структуру и дидактические характеристики непосредственно самого учебно-воспитательного процесса и структуры его обеспечивающие в учебном заведении. Формулируются условия и возможности повышения качества образовательного процесса в условиях функционирования виртуальной социально-образовательной системы через совершенствование самих ее компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королева Н. Ю., Рыжова Н. И., Трубина И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF VIRTUAL SOCIAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION AS A CONDITION FOR IMPROVEMENT OF PERFORMANCE OF EDUCATIONAL PROCESS

Based on a summary of various approaches to the definition of ‘informational and educational system’ the authors of the article consider ‘virtual social-and-educational environment’ as a result of virtualization of educational process under conditions of transformation of education into digital at contemporary stage of informatization. Besides, the article suggests structure and elements of social and educational environment of an educational institution based on structure and didactic characteristics of the educational and training process itself and structures that support it in an educational institution. They formulate conditions and opportunities for improvement of education process quality under conditions of functioning of virtual social and educational system through improvement of its components.

Текст научной работы на тему «Формирование виртуальной социально-образовательной среды учебного заведения как условие повышения результативности образовательного процесса»

УДК 378.147:519.72

Koroleva N.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematics, Physics and IT, Murmansk Arctic State University (Murmansk, Russia), E-mail: koroleva.nu@gmail.com

Ryzhova N.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Center of Theory and Teching Methods of Mathematics and Informatics of Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education (Moscow, Russia), E-mail: nata-rizhova@mail.ru

Trubina I.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Center for Management of Innovative Projects and Intellectual Property of Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education (Moscow, Russia), E-mail: uvshp@mail.ru

DEVELOPMENT OF VIRTUAL SOCIAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION AS A CONDITION FOR IMPROVEMENT OF PERFORMANCE OF EDUCATIONAL PROCESS. Based on a summary of various approaches to the definition of 'informational and educational system' the authors of the article consider 'virtual social-and-educational environment' as a result of virtualization of educational process under conditions of transformation of education into digital at contemporary stage of informatization. Besides, the article suggests structure and elements of social and educational environment of an educational institution based on structure and didactic characteristics of the educational and training process itself and structures that support it in an educational institution. They formulate conditions and opportunities for improvement of education process quality under conditions of functioning of virtual social and educational system through improvement of its components.

Key words: informatization, digitalization and virtualization of education, informational and educational system, virtual social and educational environment, environment components, educational process, education performance and quality conditions.

Н.Ю. Королева, канд. пед. наук, доц. каф. математики, физики и информационных технологий, ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет», г. Мурманск, E-mail: koroleva.nu@gmail.com

Н.И. Рыжова, д-р пед. наук, проф., ведущий научный сотрудник Центра теории и методики обучения математике и информатике ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» РАО, г. Москва, E-mail: nata-rizhova@mail.ru

И.И. Трубина, д-р пед. наук, проф., ведущий научный сотрудник Центра управления инновационными проектами и интеллектуальной собственностью ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» РАО, г. Москва, E-mail: uvshp@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В данной статье авторами на основе обобщения различных подходов к определению понятия «информационно-образовательная система» рассматривается «виртуальная социально-образовательная среда» как результат виртуализации образовательного процесса в условиях трансформации образования в цифровое на современном этапе информатизации. Кроме того, предложена структура и составляющие виртуальной социально-образовательной среды учебного заведения, опираясь на структуру и дидактические характеристики непосредственно самого учебно-воспитательного процесса и структуры его обеспечивающие в учебном заведении. Формулируются условия и возможности повышения качества образовательного процесса в условиях функционирования виртуальной социально-образовательной системы через совершенствование самих ее компонентов.

Ключевые слова: информатизация, цифровизация и виртуализация образования, информационно-образовательная система, виртуальная социально-образовательная среда, компоненты среды, образовательный процесс, условия результативности и качества образования.

В современной научной литературе имеют место различные подходы к определению понятия «социально-образовательная среда». Под влиянием современных педагогических течений отечественными и зарубежными исследователями разработаны её различные модели. Большинство исследователей рассматривают социально-образовательную среду учебного заведения как сложную взаимосвязь различных компонентов: материальных (материально-техническая база, эргономические показатели организации учебного процесса и т. д.) и нематериальных (коммуникационные каналы, правила и нормы взаимодействия между учителем и обучающимся, учителями и обучающимися между собой и т. д.) условий, что позволяет нам говорить о том, что социально-образовательная среда представляет собой многокомпонентную систему человеческих, информационных, учебно-методических и организационных условий, характеризующихся степенью взаимодействия среды и обучающихся [1].

В настоящее время компьютеризация, информатизация и виртуализация образовательных учреждений - это процессы, которые стали неотъемлемой частью системы развития современного образования, обеспечивающие её эффективное функционирование в условиях трансформации информационного общества в новое состояние «цифровое» [2 - 4], обеспечивая и переход к «цифровой школе» или к «цифровому образованию» [5].

Переход к «цифровой» школе или образованию - это «результат процесса цифровой трансформации (или цифровизации) образования, которая влечет переход к персонализированной организации образовательного процесса» [5, с. 5].

Заметим, что используемые новые термины несут в себе и новую характеристическую окраску для используемой современной - «цифровой» модели образовательного процесса, в основе которой лежит инновационное использование цифровых технологий, а именно: «модели организации образовательного процесса в учебной организации (например, в школе), которая: (1) использует персонализировано-ориентированный образовательный процесс; (2) ориентирована на достижение максимально высоких учебных результатов (представляет собой компетентностно-ориентированную модель); (3) осуществляется в образовательной среде, которая насыщена цифровыми технологиями, где учащиеся и педагоги используют цифровые технологии каждый раз, когда у них возникает такая необходимость» [там же].

На наш взгляд, такая цифровая трансформация и указанные выше инновационные процессы, в свою очередь, влияя на образовательную среду учебного

заведения, постепенно преобразуют ее в виртуальную социально-образовательную среду, основой которой, безусловно, выступает информационно-образовательная среда учебного заведения, понимаемая нами как система взаимосвязанных элементов [6]. Но прежде чем привести их характеристики, обратимся к самому понятию «информационно-образовательные системы» и проследим кратко генезис его развития.

В научно-методических источниках встречается около сотни различных определений этого понятия, но укажем здесь лишь несколько различных и обобщающих подходов к его определению, где информационно-образовательная система рассматривают как:

• программно-телекоммуникационную систему, направленную на ведение учебного процесса едиными технологическими средствами и обеспечивающую его информационную поддержку [7];

• комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение и системный персонал, обеспечивающий поддержку динамической (изменяемой во времени) информационной модели системы образования для удовлетворения информационных потребностей личности, общества и государства [8];

• педагогическую систему нового уровня, включающую ее материально-техническое, финансово-экономическое, нормативно-правовое и маркетинговое обеспечение [9];

• открытую систему, объединяющую интеллектуальные, культурные, программно-методические, организационные и технические ресурсы [10];

• систему, объединяющую информационное, техническое, учебно-методическое обеспечение, неразрывно связанную с субъектом образовательного процесса [11];

• системно организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанную с человеком как субъектом образования [12];

• и др.

Учитывая сказанное и тенденции развития современного общества и образования [4, с. 13], можно говорить о том, что в настоящее время имеет место научно-технический процесс создания виртуального общества как «параллельно» существующего с реальным, но которое позволяет человеку гармонично сочетать и реализовывать достижение своих жизненных целей, как в реальном, так и вир-

туальном пространствах. Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество выражается в качественно новых требованиях, предъявляемых к существующей системе образования. Особое место отводится виртуальной реальности, основу которой составляют такие нематериальные термины, как информация, образы, мысли. Кроме того, виртуализация образования значительно расширяет возможности пользователей в получении образования. Уже сегодня можно говорить о том, что процесс виртуализации позволяет получать достаточно качественное образование независимо от географического места проживания обучающегося, без отрыва его от работы и с учетом индивидуальной направленности. Виртуальный обучающийся процесс не ограничивается ни временными рамками, ни возрастом, ни расстоянием. Он имеет интерактивный доступ к цифровым библиотекам, во многом обеспечен мощными поисковыми системами. И, обучение может происходить там, где есть доступ в Интернет, включая домашнюю обстановку [14].

Подвиртуальным образованием можнопониматьне только дистанционное обучение, но и «процесс и результат взаимодействия субъектов и объектов обра-зовенит, сопровождаемый созданием ими виртуального образовательного пространства, специфику которого определяют именно данные объекты и субъекты» [15]. Это гоаорыт о том.оьотномин «виртуылнтое оНразоватиз»вабинанантдн, а значит, его можно рассматривать как виртуальное образовательное простран-савк. Инвнноппесьинвущпсарлвенся взаиакдвйспвваоуЫъектовобразователь-ного процесса, переносчиком которого являются различного рода коммуникации [1б;1Р; 1К].

Внртуюпзеция офазонанкя ндданнюй моненвн^ктаопее собоиювийт-эссенцию, в некотором смысле, очно-заочного образования и самообразования, чьооНрславлинаетсаетпемвтвльаымразвитиым телеыоомурнккционтыв с истее и мультимедиа технологий, а так же мобильности сетевого общения и т.п. [19]. И внеcтoящреааeмпдeнддн<аpaмеcфлнe онрапойанля нарбхмдинн чотно гга-нимать структуру современной виртуальной социально-образовательной среды нрметн эфЖоквианвьправлптвоё кампононтами с желйютовтшеаипьезрльта-тивности и качества образовательного процесса. При этом необходимо пони-маыь.ктаоенаныпо воlфeнрякaчecтвыдбрлзтватeлннагoпаоцeнcр смстайлиеп методология системного мониторинга качества образования [20], позволяющего пнлейавьсусарматвческйю, рртпую в дрлорьерную инфррпа-вю нпаpпнкаащp-cнвжeннялулaщв мвря кe>lмРрвпзaявленпыь Ррр азаветелпных ци^н^лавря х функционирования виртуальной социально-образовательной системы, но и учет обзальпaвeвфрккуиeтвнeвзнпк зaм^агейзкбмпaнлнрpвудмеc0вpрeфнl.ммдннп на основе этой информации можно формулировать критерии результативности и даже эффeптьпнтcввкввтаaл ьной со црелюнж-ебиaздвлттл ьнс нимать конкретные управленческие решения, в том числе, и в рамках повышения кбчecтоa yнeЛнк-уoипотетелььoro п-оцеспа ОПрртжм внвмкп

ние, что на принятие решений по управлению образовательным учреждением (^^^зо^^ВФ^вяувеокдоoрючпcкоe,нaтчнo-тeпнпчecкжe, oоraьвзациoнне-раoмз-водственные, социальные, экологические и другие факторы. Некоторые их них баш зайеренаеж, не ммывеют ^чоте^1^нывлилнме нй его образовательную и экономическую деятельность. Некоторые из них необходимо учитывать не только в разработке критериев результативности и эффектив-нвати бчебн илмеб paзpжaьeпинлгбниpаepвa;дpищeатлаяeм ып

в учебном заведении, но и при проектировании для него виртуальной социаль-нд-ыбрaзeвательной системы.

Анализ понятий «социально-образовательная среда», «виртуализация общества» и «виртуализация образования», который был нами проведен ранее [21], позволяет говорить о виртуальной социально-образовательной среде учебного заведения как о совокупности различных компонентов, представленных в виртуальном пространстве, в некотором смысле тоже в виде пространств. При этом, их количество, согласно дидактике, должно соответствовать количеству элементов учебно-воспитательного процесса и структур, его обеспечивающих в учебном заведении. Кроме того, взаимосвязь между компонентами виртуальной социально-образовательной системы определяется коммуникативными каналами, специфичными (оригинальными и индивидуальными в некотором смысле) для каждого конкретного учебного учреждения и для каждого субъекта образовательного процесса.

Согласно ФГОС, информационно-образовательная среда учебного заведения должна обеспечивать: планирование образовательного процесса и его ревурсного ыбтвппчeнлк; иьфopмжцпeнйo-мeьoдинecквю поддержку учебного процесса; мониторинг результатов учебного процесса и здоровья обучающихся; наличие современных инструментов создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации; дистанционное взаимодействие всвх учаатнипов oMpазoаaтeльного пжeьеeвa;eпEиaнпванное взаимодействие учебного заведения с другими организациями образовательной и социальной ефег - упрев—аи ями дап^г^^к^тел^ь^аго оаалзарармя, рнеждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и др.

Эффективное использование виртуальной информационно-образователь-невраелыуаепнел агает инфпамрц ионрфю в отрудников учебного

заведения при решении профессиональных задач и наличие служб поддержки ьxадбалы.

Таким образом, учитывая вышесказанное и основываясь на проведен-намандлрзетлдаетипеерихиоследспаннн [21ймджнр говорить о том, что структура виртуальной социально-образовательной среды включает в себя рЛуазуФLмвeeeотжeрeйнаюфcыувраалльзыe пространства, поскольку составляющие каждого компонента могут находиться и за рамками кспкьепнАГО yнeбжeгeзaвыдeнмя. Тв^ нэпввмпр: ввнрдменный педагог может осуществлять свою педагогическую деятельность, будучи принятым на работу в оф^с^р^с^^^^е.анзоживать вив вфкменрр ся в другом; тоже может

каоаоьря нпб^темз! х, н испрльжупкргор парезтпааелвных целях содержательного контента и т. д.

Пе речислим компоненты - пространства виртуальной социально-образовательной среды: организационно-управленческое, ресурсно-информационное, кадровое, вчыбнл-рпткдинeпкеe и програлlпнз-вваквагнчеркое, которые не только тесно взаимосвязаны между собой, но и оказывают друг на друга определен-тве (бвв. 1рMамeпвм. что «п0бpюaпнзтнeннpитп» (Обозначена на рисунке

пунктирной линией.

Щрeврlжпрзaлaпныeптpртpднртнaвкаюрфeлтоииepн о связаны с процессами, протекающими в любом образовательном учреждении, а тогда очевидным, нт ндш взтьд, ртанрфтсь пжв к^пд^!^ опввя рр^внАрви виртуальной социально-образовательной среды на качество образовательного процесса в самом учебном заведении.

Орпанрни м дянд к °1рм ид юи фокера ы или условия, вли-

яющие на повышение его результативности в контексте функционирования всей виртуальной социально-образовательной среды учебного заведения.

Виртуальная социально-образовательная среда учебного заведения

Ресурсно- .

информационное \ пространство /

Программно-

стратегическое

пространство

Организационно- ч управленческое 1 пространство /

Учебно- ' v методическое 1 пространство У

Кадровое пространство

Рис. 1. Виртуальная социально-образовательная среда учебного заведения

Так, например, такой компонент виртуальной социально-образовательной среды как учебно-методическое пространство, для повышения уровня его организации требует: (а) проработки учебных планов и программ, включающих вопросы виртуализации образования; (б) совершенствования цифровых образовательных ресурсов для их эффективного использования; (в) укрепления коммуникационных каналов, включая телекоммуникационные, как между учителями-предметниками, так и виртуальными методическими объединениями.

Программно-стратегическое пространство для повышения эффективности его функционирования ставит задачи: (а) установления четкой регламентированной зависимости образа желаемого будущего образовательной организации от развития виртуальной среды; (б) определения стратегии развития и совершенствования взаимодействия всех субъектов образовательного процесса на основе дистанционных технологий; (в) единства в понимании и реализации плана совершенствования виртуальной социально-образовательной среды.

К условиям повышения качества организации кадрового пространства можно отнести: (а) оснащение автоматизированными рабочими местами учителей, администраторов, сотрудников вспомогательных служб для решения профессиональных задач с использованием ИКТ; (б) повышение уровня ИКТ-ком-петентности участников образовательного процесса и заинтересованность администрации учебного заведения в его повышении; (в) организации системы наставничества и профессиональной поддержки со стороны коллег.

К условиям, оказывающим влияние на повышение качества образования, специфичными для ресурсно-информационного пространства, можно отнести: (а) оснащенность учебного заведения современным компьютерным и телекоммуникационным оборудованием (включая выход в сеть Интернет); (б) организация технической поддержки пользователей виртуальной социально-образовательной среды; (в) периодичность мониторингов качества образовательных услуг и результатов работы, проводимые с применением виртуальных средств; (г) эффективная система управления имеющимися ресурсами и планирования модернизации базы материально-технических и информацион-

Библиографический список

ных ресурсов; (д) оснащенность учебного процесса качественными электронными образовательными ресурсами; (е) наличие результативных практик и положительного опыта по работе в виртуальном пространстве, а так же методик их совершенствования.

Организационно-управленческое пространство виртуальной социально-образовательной среды, формируется, главным образом, под воздействием внешних требований и специфики образовательной организации. К условиям повышения его качества можно отнести: (а) повышение доли электронного документооборота с использованием различных инструментов виртуальной среды; (б) наличие локальных нормативных актов образовательного учреждения, регламентирующих субъект-субъектное взаимодействие между субъектами виртуальной социально-образовательной среды; (в) эффективное использование технологий дистанционного взаимодействия; (г) наличие в учебном планировании по учебным предметам занятий, направленных на формирование у обучаемых ИКТ-компетентностей, необходимых для их эффективного функционирования в виртуальной среде учебного заведения, региона, страны; (д) применение информационных систем управления с целью их оптимизации и повышения эффективности управления работой учебного заведения; (е) использование специальных инструментов виртуальной среды при разработке и реализации режима работы и расписания занятий обучающихся.

Перечисленные выше условия и факторы, по нашему мнению, должны учитываться при генерировании идей и концепций формирования и построения виртуальной социально-образовательной системы для каждого учебного заведения своей системы, оригинальной и имеющей индивидуальные особенности. Кроме того, если необходимо достичь повышения результативности образовательного процесса в учебном заведении, то описанные выше положения могут быть использованы и для дальнейшего мониторинга, и для повышения эффективности функционирования построенной виртуальной социально-образовательной системы учебного заведения, что несомненно, окажет существенное влияние и на повышение качества образования в целом.

1. Королева Н.Ю., Рыжова Н.И. Актуальность развития понятия «социально-образовательная среда в условиях информатизации современного общества». Дистанционное обучение в высшем профессиональном образовании: опыт, проблемы и перспективы развития: сборник статей VI Межвуз. науч.-практич. конф., 6 июня 2013 г Санкт-Петербург: СПбГУП, 2013: 89 - 91.

2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 гг. Available at: http://sudact.ru/law/ukaz-prezidenta-rf-ot-09052017-n-203/ strategiia-razvitiia-informatsionnogo-obshchestva

3. Литвиненко М.В. Информационное общество, интернет и образование. Информационные войны. 2011; 1: 78 - 82.

4. Лубков А.В., Каракозов С.Д., Рыжова Н.И. Тенденции развития современного образования в условиях становления цифровой экономики. Информатизация образования: теория и практика: сборник материалов Межд. науч.-практ. конф. 18 - 19 ноября 2017 г Омск: ОмГПУ 2017: 41 - 47.

5. Каракозов С.Д., Уваров А.Ю., Рыжова Н.И. На пути к модели цифровой школы. Информатика и образование. 2018; 7: 4 - 15.

6. Королева Н.Ю., Рыжова Н.И., Залялютдинова З.А. Информационная социально-образовательная среда как основа успешного решения профессионально-педагогических задач в условиях глобальной информатизации. Традиции и инновации в образовательном пространстве России: сборник материалов IV Всерос. науч.-практич. конф. ХМАО-Югры, НВГУ. Отв. ред. М.В. Худжина. Нижневартовск: НВГУ, 2015: 77 - 79.

7. Концепция создания и развития информационно-образовательной среды Открытого Образования системы образования РФ. Available at: http://do.sgu.ru/conc.html

8. Каракозов С.Д., Рыжова Н.И. Теория развития и практика реализации содержания обучения в области информационно-образовательных систем: монография. Москва: МПГУ 2017.

9. Андреев А.А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах. Инновации в образовании. 2004; 6: 98 - 113.

10. Захарова И.Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Тюмень, 2003.

11. Мылова И.Б., Конопатова Н.К. Комплект электронных образовательных ресурсов для школьного обучения в условиях различных организационных моделей использования компьютерного оборудования. Модель школьного обучения на основе современных образовательных технологий с использованием электронных ресурсов: развитие информационно-образовательной среды Адмиралтейского района: сборник материалов под ред. И.Б. Мыловой. Санкт-Петербург: СПбАППО, 2012: 16 - 22.

12. Ильиченко О.А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе (на примере подготовки специалистов с высшим образованием). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2002.

13. Трубина И.И., Рыжова Н.И. Тенденции развития содержания внеурочной деятельности школьников по информатике и математике в условиях информатизации и модернизации российского образования. Преподаватель XXI век. 2016; № 4 (1): 94 - 108.

14. Королева Н.Ю., Рыжова Н.И. Проектирование содержания обучения пользователей различных категорий взаимодействию пользователей различных категорий в виртуальной социально-образовательной среде. Проблемы современного образования. 2016; 2: 36 - 43.

15. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. Москва: Академия, 2008.

16. Вайнфдорф-Сысоева М.Е. Организация виртуальной образовательной среды: теория и практика. Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH&Co.KG, 2011.

17. Мамедова К.А. Виртуальная образовательная среда как необходимый компонент современной системы образования. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ virtualnaya-obrazovatelnaya-sreda-kak-neobhodimyy-komponent-sovremennoy-sistemy-obrazovaniya

18. Королева Н.Ю. Виртуальная среда обучения предмету: понятие и процесс формирования. Проблемы информатики. 2009; № 2(3): 80 - 84.

19. Алиева Н.З., Ивушкина Е.Б., Лантратов О.И. Становление информационного общества и философия образования: монография. Available at: https://www. monographies. ru/ru/book/view?id=23

20. Трубина И.И. Системный мониторинг качества образования как информационная основа управления образовательным учреждением. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2005.

21. Королева Н.Ю., Лаврухин В.А. Модель содержания обучения взаимодействию в виртуальной социально-образовательной среде пользователей различных категорий. Преподаватель XXI век. 2016; 2: 128 - 140.

References

1. Koroleva N.Yu., Ryzhova N.I. Aktual'nost' razvitiya ponyatiya «social'no-obrazovatel'naya sreda v usloviyah informatizacii sovremennogo obschestva». Distancionnoe obuchenie v vysshemprofessional'nom obrazovanii: opyt, problemy iperspektivy razvitiya: sbornik statej VI Mezhvuz. nauch.-praktich. konf., 6 iyunya 2013 g. Sankt-Peterburg: SPbGUP, 2013: 89 - 91.

2. Strategiya razvitiya informacionnogo obschestva v Rossijskoj Federacii na 2017 - 2030 gg. Available at: http://sudact.ru/law/ukaz-prezidenta-rf-ot-09052017-n-203/strategiia-razvitiia-informatsionnogo-obshchestva

3. Litvinenko M.V. Informacionnoe obschestvo, internet i obrazovanie. Informacionnye vojny. 2011; 1: 78 - 82.

4. Lubkov A.V., Karakozov S.D., Ryzhova N.I. Tendencii razvitiya sovremennogo obrazovaniya v usloviyah stanovleniya cifrovoj 'ekonomiki. Informatizaciya obrazovaniya: teoriya i praktika: sbornik materialov Mezhd. nauch.-prakt. konf. 18 - 19 noyabrya 2017 g. Omsk: OmGPU, 2017: 41 - 47.

5. Karakozov S.D., Uvarov A.Yu., Ryzhova N.I. Na puti k modeli cifrovoj shkoly. Informatika i obrazovanie. 2018; 7: 4 - 15.

6. Koroleva N.Yu., Ryzhova N.I., Zalyalyutdinova Z.A. Informacionnaya social'no-obrazovatel'naya sreda kak osnova uspeshnogo resheniya professional'no-pedagogicheskih zadach v usloviyah global'noj informatizacii. Tradicii i innovacii v obrazovatel'nom prostranstve Rossii: sbornik materialov IV Vseros. nauch.-praktich. konf. HMAO-Yugry, NVGU. Otv. red. M.V. Hudzhina. Nizhnevartovsk: NVGU, 2015: 77 - 79.

7. Koncepciya sozdaniya i razvitiya informacionno-obrazovatel'noj sredy Otkrytogo Obrazovaniya sistemy obrazovaniya RF. Available at: http://do.sgu.ru/conc.html

8. Karakozov S.D., Ryzhova N.I. Teoriyarazvitiya ipraktikarealizaciisoderzhaniya obucheniya voblastiinformacionno-obrazovatel'nyh sistem: monografiya. Moskva: MPGU, 2017.

9. Andreev A.A. Nekotorye problemy pedagogiki v sovremennyh informacionno-obrazovatel'nyh sredah. Innovacii v obrazovanii. 2004; 6: 98 - 113.

10. Zaharova I.G. Formirovanie informacionnojobrazovatel'nojsredy vysshego uchebnogozavedeniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Tyumen', 2003.

11. Mylova I.B., Konopatova N.K. Komplekt 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov dlya shkol'nogo obucheniya v usloviyah razlichnyh organizacionnyh modelej ispol'zovaniya komp'yuternogo oborudovaniya. Model'shkol'nogo obucheniya na osnove sovremennyh obrazovatel'nyh tehnologij s ispol'zovaniem 'elektronnyh resursov: razvitie informacionno-obrazovatel'noj sredy Admiraltejskogorajona: sbornik materialov pod red. I.B. Mylovoj. Sankt-Peterburg: SPbAPpO, 2012: 16 - 22.

12. Il'ichenko O.A. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya razrabotki i primeneniya setevyh kursov v uchebnom processe (na primere podgotovki specialistov s vysshim obrazovaniem). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2002.

13. Trubina I.I., Ryzhova N.I. Tendencii razvitiya soderzhaniya vneurochnoj deyatel'nosti shkol'nikov po informatike i matematike v usloviyah informatizacii i modernizacii rossijskogo obrazovaniya. Prepodavatel'XXI vek. 2016; № 4 (1): 94 - 108.

14. Koroleva N.Yu., Ryzhova N.I. Proektirovanie soderzhaniya obucheniya pol'zovatelej razlichnyh kategorij vzaimodejstviyu pol'zovatelej razlichnyh kategorij v virtual'noj social'no-obrazovatel'noj srede. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2016; 2: 36 - 43.

15. Hutorskoj A.V. Pedagogicheskaya innovatika. Moskva: Akademiya, 2008.

16. Vajnfdorf-Sysoeva M.E. Organizaciya virtual'noj obrazovatel'noj sredy: teoriya i praktika. Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH&Co.KG, 2011.

17. Mamedova K.A. Virtual'naya obrazovatel'naya sreda kak neobhodimyj komponent sovremennoj sistemy obrazovaniya. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-obrazovatelnaya-sreda-kak-neobhodimyy-komponent-sovremennoy-sistemy-obrazovaniya

18. Koroleva N.Yu. Virtual'naya sreda obucheniya predmetu: ponyatie i process formirovaniya. Problemy informatiki. 2009; № 2(3): 80 - 84.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Alieva N.Z., Ivushkina E.B., Lantratov O.I. Stanovlenie informacionnogo obschestva i filosofiya obrazovaniya: monografiya. Available at: https://www.monographies.ru/ru/book/ view?id=23

20. Trubina I.I. Sistemnyj monitoring kachestva obrazovaniya kak informacionnaya osnova upravleniya obrazovatel'nym uchrezhdeniem. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2005.

21. Koroleva N.Yu., Lavruhin V.A. Model' soderzhaniya obucheniya vzaimodejstviyu v virtual'noj social'no-obrazovatel'noj srede pol'zovatelej razlichnyh kategorij. Prepodavatel' XXI vek. 2016; 2: 128 - 140.

Статья поступила в журнал 31.10.18

УДК 378

Chzhu Fanchzhuan, postgraduate, Moscow State Pedagogical University, Vice-Dean, senior lecturer, School of Education Science, Weinan Normal University

(Moscow, Russia), E-mail: wnsyzfz@126.com

DEVELOPMENT OF SOCIAL COMPETENCES OF STUDENTS OF COLLECTIVE ACTIONS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION. The main idea of a research - strengthening of collective consciousness of society and increase in social competence of students by means of development of their creative thought, encouragement and stimulation in the course of their active participation in the organization and holding collective actions. In the article the main attention is paid to the analysis of the results of questioning and interviewing which are carried out during the research. The author allocates shortcomings of social competence, found in the course of the pedagogical analysis, offers ways, methods and mechanisms of their decision.

Key words: college collective activities, college students, social ability, promotion, investigation, analysis.

Чжу Фанчжуань, доц. института образования и науки при Вейнанском педагогическом университете, аспирант Московского педагогического

государственного университета, вице-директор, г. Москва, E-mail: wnsyzfz@126.com

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В КОЛЛЕКТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ВУЗА

Основная идея исследования - укрепление коллективного сознания общества и повышение социальной компетенции студентов посредством развития их творческой мысли, поощрения и стимулирования в процессе их активного участия в организации и проведении коллективных мероприятий. В статье основное внимание уделяется анализу результатов анкетирования и интервьюирования, проведенных в ходе исследования. Автор выделяет недостатки социальной компетенции, обнаруженных в процессе педагогического анализа, предлагает пути, методы и механизмы их решения.

Ключевые слова: коллективные мероприятия в вузах, студенты, социальные компетенции, повышение, анкетирование, анализ.

В Большом психологическом словаре понятие «компетенция» рассматривается как индивидуальный психологический характер, необходимый для успешного завершения определенной деятельности [1, с. 456]. В словаре современного китайского языка понятие «компетенция» - субъективное условие, при котором справится с какой-то задачей [2, с. 921]. В нормативном словаре современного китайского языка, понятие «компетенция» рассматривается как навык делать какое дело [3, с. 947]. Опираясь на мнение Китайского ученого Янь Цзяньпин, «компетенция в основном относится к навыку человечества выполнять определенный вид деятельности, то есть функции и силы, которые человек должен иметь для успешного завершения деятельности» [4, с. 11].

Китайский ученый Сунь Сяньюань отметил, что «человеческая компетенция является суммой духовных и материальных сил, которые могут быть выражены в отношениях между человеком и внешним миром и могут вызывать изменения во внешнем мире и отношения между человеком и внешним миром» [5, с. 27]. И.А. Зимняя в своих работах дает следующее определение компетенции - «это способность индивида к активному, ответственному жизненному действию, осуществляемому на основе ценностного самоопределения, способность активно взаимодействовать с миром, в ходе взаимодействия понимать, изменять себя и мир» [6, с. 384]. Т.Е. Исаева отмечает, что особенностью компетенции является способность личности использовать полученные знания, умения, создавать новые смыслы, информацию, объекты действительности в процессе непрерывного личностного самосовершенствования [7, с. 55]. А.В. Хуторской подчеркивает, что компетенция - это «совокупность взаимосвязанных качеств личности (ЗУН, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [8, с. 416].

В своем исследовании мы опираемся на концепцию С.Б. Серяковой, определяющей компетентность как «сложное личностное образование, обеспечи-

вающее профессионально-личностное развитие и саморазвитие специалиста, формирование ценностно-смысловой ориентации, субъектной позиции, опыта профессионально-ориентированной деятельности, в основании которой лежат фундаментальные знания и приобретенный практический опыт» [9, с. 38].

Китайские и зарубежные ученые определили понятие «компетенции» в основном в области специализированных дисциплин, таких как психология, знания о талантах и образовании. По их мнениям, основные средства и способы формирования и развития «компетенции» человека отражаются в практических деятельностях. Так, китайский ученый Го Бянхун считал, что «...социальная компетенция представляет собой способность человека эффективно соответствовать различным потребностям и решать проблемы в повседневной жизни, способность поддерживать хорошее психологическое состояние, надлежащим образом и правильно проявлять себя в отношениях с другими людьми, обществом и окружающей средой» [10, с. 7]. По мнению Ford (1982), «Социальная компетенция - это способность индивида достигать соответствующих социальных целей в конкретной социальной ситуации и давать положительные результаты для индивидуального развития». Sroufe (1983) отметил, что «Социальная компетенция - это способность индивида гибко и эффективно использовать окружающую среду и свои внутренние ресурсы для достижения положительных результатов развития» [11, с. 48].

Российский ученый Е.И. Власова определяет социальную компетенцию как умение вступать в коммуникативные отношения другими людьми, которое требует от человека способности ориентироваться в социальной ситуации и управлять ею [12, с. 156]. Российский ученый Е.В. Коблянская рассматривает социальную компетентность как «понимание отношения «Я» - общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры, умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами [13, с. 210]. По мнению В.М. Басовой, социальная компетентность - это интеризированный личностью социальный опыт,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.