УДК 378 ББК 74.580
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА*
I С.Д. Каракозов, В.Г. Маняхина
Аннотация. В статье рассматриваются профессионально-ориентированные компоненты в структуре электронной образовательной среды педагогического университета (на примере Московского педагогического государственного университета). Предлагается дополнить электронную образовательную среду педагогического вуза следующими компонентами: онлайн школа и открытый портал педагогического образования. Онлайн школа - это платформа открытых онлайн курсов для школьников, которые будут разрабатывать студенты под руководством преподавателей. Участие в разработке онлайн курсов и последующая педагогическая практика в среде онлайн школы будет способствовать формированию у студентов педагогического вуза компетенций в области технологий электронного и дистанционного обучения. Открытый портал педагогического образования должен аккумулировать и делать доступными качественные разработки студентов, аспирантов, преподавателей (учебные и методические материалы, электронные образовательные ресурсы, результаты актуальных исследований в области когнитивных наук). 31
Ключевые слова: информационная среда педагогического вуза, электронная среда педагогического вуза, электронное обучение, среда онлайн обучения, развитие педагогического образования.
PROFESSIONALLY-ORIENTED COMPONENTS OF THE ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY
| S.D. Karakozov, V.G. Manyakhina
Abstract. The article deals with the professionally-oriented components in the structure of the electronic educational environment of a pedagogical university (on the example of Moscow state pedagogical university). It is pro-
Статья выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ, № 01201153724.
posed to supplement the electronic educational environment of a pedagogical university by the following components: online school and open portal of teachers' training. The online school is a platform with open online courses for pupils that will be developed by students under the teachers' guidance. Participation in the development of online courses and the subsequent pedagogical practice in the environment of the online school will contribute to formation of high pedagogical competence with students in the field of electronic and distance learning .The open teacher training portal will accumulate and make widely available quality works of students and teachers (teaching materials and electronic educational resources, results of research in the field of cognitive science).
Keywords: information environment of a pedagogic university, electronic educational environment, e-learning, environment for online learning, development of pedagogical education.
32
Реализация «Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» потребовала не только модернизации педагогического образования, но и переосмысления роли и места педагогического вуза в условиях развития и модернизации российской системы образования [1—6], в том числе всей системы профессиональной подготовки современных кадров [7-11].
Современный университет, осуществляющий профессиональную подготовку современного специалиста, в том числе педагогического профиля, должен не только обеспечивать качественную подготовку будущих высоко квалифицированных специалистов той или иной профессиональной сферы, но и быть центром переподготовки и повышения квалификации специалистов для этой сферы, обладающим мощным исследовательским потенциалом в области современных образовательных технологий [7-9; 11].
Безусловно, эти тенденции должны учитываться и уже учитываются многими педагогическими вузами и оказывают большое влияние на их программы стратегического развития. В частности, в Программе стратегического развития Московского педагогического государственного университета на 2016-2030 гг. можно выделить следующие направления деятельности и развития МПГУ [12; 13]:
• повышение эффективности и качества образования, обеспечение соответствия выпускников профессиональному стандарту посредством внедрения деятельностной практи-ко-ориентированной педагогики и опоры на современные когнитивные исследования;
• выделение и динамическая поддержка системы актуальных научно-образовательных направлений с перспективой выхода на ведущие позиции в области когнитивных исследований в стране, формирование модели будущего общего образования, отражающего национальные и мировые приоритеты;
• обеспечение профессионального развития и человеческого потенциала работников образования (учителей, воспитателей, преподавателей, методистов и др.) в программах ДПО, в процессе проведения научно-методических конференций, семинаров, форумов;
• способствовать гуманистическому и гуманитарному развитию общества путем осуществления просветительской и социокультурной, воспитательной, добровольческой деятельности.
Реализация поставленных целей невозможна без усиления взаимодействия и сотрудничества педагогического вуза с организациями общего образования. Именно эта связь педагогического вуза со школами и дошкольными учреждениями является одним из важных факторов в решении проблемы повышения качества педагогического образования. Причем усиление этой связи носит обоюдовыгодный характер. Педагогический вуз получает площадки для непрерывной педагогической практики студентов, которой отводится первостепенная роль в современной модели подготовки педагогических кадров, а учителя, воспитатели, педагоги получают доступ к новейшим педагогическим технологиям, с которыми знакомят их преподаватели вуза, более того, создаются условия для актуальных педагогических исследований, проблематика которых задается педагогами-практиками на основе реально существующих в современном образовании сложностей и проблем, с которыми им приходится сталкиваться в своей работе.
Таким образом, обеспечить качественное педагогическое образова-
ние невозможно в отрыве от школ и других общеобразовательных организаций, именно поэтому сейчас особое внимание уделяется вопросам сетевого взаимодействия педагогических вузов и общеобразовательных организаций. И особую важность в реализации построения сетевого взаимодействия вуза с учреждениями общего образования приобретает создание единой информационной среды, ядром которой будет электронная образовательная среда педагогического университета.
Чтобы выполнять функции единой информационной среды сетевого взаимодействия педагогического вуза с образовательными организациями, существующая модель электронной образовательной среды педагогического университета нуждается в изменении. Так, например, существующая на данный момент электронная информационная среда МПГУ в большей степени ориентирована на обеспечение внутривузовского образовательного процесса, в ней отсутствуют компоненты, обеспечивающие взаимодействие сотрудников и студентов вуза с педагогами школ, дошкольных учреждений и других образовательных организаций. Также в этой среде нет возможности обеспечивать дистанционное взаимодействие студентов со школьниками — онлайн педагогическую практику (электронное обучение, организацию сетевых проектов, интернет-конкурсов и др.), которая не менее важна, чем традиционная педагогическая практика, в условиях все большей интеграции электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в школьное образование. Рассмотрим модель
33
электронной информационной среды (на примере МПГУ), в построении которой учитываются вышеперечисленные требования.
Информационная среда МПГУ (см. рис. 1) формировалась в течение многих лет и сейчас активно используется для управления образовательным процессом и поддержки электронного обучения, для информационного обмена и электронного документооборота между различными управлениями, отделами и институтами и факультетами, в работе приемной комиссии, отдела кадров, бухгалтерии, библиотеки используются специально разработанные для этого автоматизированные информационные системы, большое значение имеет обновленный информационный портал МПГУ, который не только аккумулирует всю необходимую информацию для студентов, преподавателей, администрации и других сотрудников МПГУ, но и является
точкой входа во многие информационные системы и сервисы, тем самым объединяя их в единую информационную среду МПГУ [14; 15].
Важной частью электронной образовательной среды МПГУ является портал электронного обучения «ИнфоДа», реализованный на основе LMS Moodle, через который осуществляется доступ к электронным курсам, разработанным преподавателями МПГУ. В этой среде электронного обучения накоплено уже большое количество электронных учебных и методических материалов по разным дисциплинам (видео, конспекты и презентации лекций, материалы для семинарских и практических занятий, контрольные задания, тесты и др.). Среда электронного обучения позволяет менять образовательный процесс в университете, сочетая традиционные методы преподавания с электронным обучением и дистанционными образовательными техноло-
34
Рис. 1. Информационная среда МПГУ
гиями, делать его более гибким, удобным как для студентов, так и для преподавателей. Пока что среда электронного обучения практически не интегрируется с информационными системами, обеспечивающими управление учебным процессом и его мониторинг (электронные учебные планы, электронные ведомости, распределение по дисциплинам по выбору и др.); переносить результаты рейтинга каждого студента, накопленного в курсе в LMS Moodle, приходится вручную. Реализация сопряжения и обмена данными между этими информационными системами — ближайшая задача.
Также среда электронного обучения активно используется для поддержки учебных и производственных практик, которые проходят студенты МПГУ. Поскольку повышение качества подготовки будущих педагогов связано с применением деятельност-ных и практико-ориентированных технологий обучения, особое внимание в МПГУ уделяется организации педагогической практики, которая начинается с первого курса как распределенная учебная практика (один день в неделю) и становится на старших курсах концентрированной (выделенной) и длится 2—3 месяца. Поскольку студенты на практику расходятся по разным образовательным учреждениям, у руководителей практики встает проблема оперативной коммуникации со студентами, которая решается при помощи среды электронного обучения. Руководители практики в LMS Moodle выкладывают установочные видео-лекции, дают задания, отвечают на вопросы, туда же студенты загружают отчеты с описанием проделанной работы, которые
комментируются и оцениваются преподавателями.
Поскольку электронное обучение и дистанционные образовательные технологии все чаще используются в школах, наши выпускники должны быть к этому готовы. Мы считаем, что у студентов должна быть и онлайн педагогическая практика (работа со школьниками в среде онлайн обучения). Проблема в том, что далеко не в каждой школе есть своя среда электронного обучения. Поэтому для создания необходимых условий для онлайн практики необходимо дополнить существующую электронную образовательную среду новым компонентом — «Онлайн школа МПГУ». По сути, онлайн школа — это платформа для открытых онлайн курсов для школьников. Реализована она может быть на платформе LMS Moodle или OpenEdX, которая, так же, как Moodle, является свободным программным обеспечением с открытым кодом. В онлайн школе могут быть небольшие по длительности (2-4 недели) онлайн курсы дополнительного образования как по разным школьным предметам, так и развивающие, воспитательные, просветительские, игровые и др. Эту платформу также можно использовать для проведения онлайн олимпиад, конкурсов, проектов. Важно, чтобы и в разработке самих курсов, и в сопровождении обучения школьников в онлайн среде участвовали студенты, конечно, под руководством преподавателей, компетентных в использовании технологий электронного и дистанционного обучения. На математическом факультете МПГУ был подобный опыт в 2011—2014 гг.: в рамках экспери-
35
36
ментальной площадки студенты в сотрудничестве с учителями школы надомного обучения № 1516 создавали электронные курсы для детей с ограниченными возможностями здоровья. «Онлайн школа МПГУ» может стать площадкой для психолого-педагогических исследований в актуальнейшей на сегодня области исследований — электронного обучения.
Достижению целей, связанных с обеспечением профессионального развития учителей, воспитателей, педагогов и других работников образования, будет способствовать модернизация созданного в 2008 г. портала «Всероссийский портал педагогического образования». Сейчас этот ресурс малоэффективен, поскольку его контент сводится к небольшим блокам новостной и справочной информации.
«Всероссийский портал педагогического образования» будет востребован в педагогическом сообществе и выполнит свои функции, если будет включать:
• коллекции электронных образовательных ресурсов и методических материалов, разработанных студентами и преподавателями МПГУ;
• дистанционные курсы повышения квалификации;
• виртуальные педагогические лаборатории перспективных исследований в области когнитивных наук (экспериментальные онлайн площадки).
Основу коллекции электронных образовательных ресурсов и учебно-методических материалов составят работы студентов, магистрантов и аспирантов, выполненные в рамках педагогической практики и научно-
исследовательской работы. Основное требование — высокое качество работ. С 2016 г. все выпускные квалификационные работы выкладываются на сайте МПГУ, но не все они должного качества. Однако всегда среди курсовых и выпускных работ есть очень интересные разработки, которые, безусловно, будут полезны учителям, воспитателям, психологам и педагогам. Этот портал может использоваться и для дистанционного повышения квалификации учителей, для проведения открытых вебинаров, интернет-трансляций конференций, круглых столов и научных семинаров, на которых будут передаваться результаты научных исследований и практический опыт работы, накопленный преподавателями МПГУ.
Для поддержки научно-исследовательской работы, расширения базы исследований предлагается создавать виртуальные педагогические лаборатории — онлайн пространство для сотрудничества преподавателей и научных сотрудников МПГУ с учителями, воспитателями, школьными психологами и педагогами, которые хотят принимать участие в научных экспериментах. Такая виртуальная лаборатория дает возможность сетевого взаимодействия с разными образовательными учреждениями, оперативной коммуникации между научным руководителем и работниками образования, обмена опытом между педагогами-экспериментаторами, обсуждения полученных экспериментальных данных и их интерпретацию. Это значительно ускорит внедрение в практику результатов актуальных научно-образовательных исследований [16—18].
Очевидно, что и «Онлайн школа МПГУ», и «Всероссийский портал педагогического образования» будут выполнять просветительскую, социокультурную и воспитательную функции и способствовать гуманистическому и гуманитарному развитию общества.
Фактически сейчас электронную образовательную среду МПГУ можно рассматривать как многокомпонентную распределенную информационную систему, которая при помощи сетевых технологий объединяет технические и программные средства, организационное и методическое обеспечение образовательного процесса. Постепенное развитие информационной среды МПГУ на протяжении последних лет посредством подключения новых компонентов доказывает, что и в дальнейшем среда будет расширяться подобным образом, и включение в ее состав «Онлайн школы МПГУ» и модернизация «Всероссийского портала педагогического образования» — задача ближайшего будущего. А свойство распределенности электронной образовательной среды — когда контент оптимальным образом распределен по хранилищам информации (серверам и центрам обработки данных) с учетом возможностей и ограничений современных технических средств и технологий — позволит реализовывать новые компоненты электронной образовательной среды через широкое сетевое взаимодействие и взаимное использование ресурсов в сотрудничестве с другими педагогическими вузами и образовательными организациями как в нашей стране, так и за рубежом.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бордовский, Г.А. Современное образование: как оно? [Текст] / Г.А. Бордовский // Вестник Герценовского университета. -2012. - № 1. - С. 10-15.
2. Болотов, В.А. Вызовы для современной дидактики [Текст] / В.А. Болотов // Вестник Герценовского университета. - 2012. - № 1. - С. 15-20.
3. Кларин, М.В. Инновационное образование: концептуальные вызовы для дидактики [Текст] / М.В. Кларин // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. -№ 4 (19). - С. 54-62.
4. Иванова, С.В. О методологических проблемах образования в современном социуме [Текст] / С.В. Иванова // Ценности и смыслы. - 2013. - № 1 (23). - С. 4-8.
5. Каракозов, С.Д. Информатизация высшего образования в России [Текст] / С.Д. Каракозов, Д.П. Тевс // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 3. - С. 202-204.
6. Каракозов, С.Д. Обеспечение стабильности и развития образовательных систем в условиях трансформации ценностей [Текст] / С.Д. Каракозов, Н.И. Рыжова // Преподаватель 21 век. - 2016. - № 4. -Т. 2. - С. 15-27.
7. Громова, О.Н. Актуальные направления развития профессиональной подготовки в вузе будущих специалистов для экономической сферы в условиях глобализации современного социума [Текст] / О.Н. Громова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.science-education. ru/117-13459 (дата обращения: 12.11.2016).
8. Башмакова, Н.И. Направления развития профессиональной подготовки в гуманитарном вузе в условиях поликультурной социально-образовательной среды [Текст] / Н.И. Башмакова, Н.И. Рыжова, Н.Ю. Королева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.science-education.ru/117-13459 (дата обращения: 09.12.2014).
9. Тельнюк, И.В. Актуальность и приоритетные направления развития образовательной среды профессиональной подго-
38
товки преподавателеи-медиков в условиях информатизации [Текст] / И.В. Тельнюк // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО -Югры, НВГУ: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции / Отв. редактор М.В. Худжина. - Нижневартовск: Из-во Нижневартовского университета, 2015. - С. 89-92.
10. Литвиненко, М.В. Направления развития системы подготовки специалиста в условиях информатизации образования [Текст] / М.В. Литвиненко, Н.И. Рыжова // Информатика и образование. - 2007. -№ 7. - С. 119-121.
11. Каракозов, С.Д. Перспективные направления развития специальной подготовки учителя информатики [Текст] / С.Д. Каракозов, Н.И. Рыжова // Открытое образование. - 2005. - № 3. - С. 61-70.
12. Каракозов, С.Д. Московское образование в условиях вступления в силу нового закона об образовании [Текст] / С.Д. Каракозов, А.Л. Семенов // Вестник алтайской науки. - 2013. - № 3. - С. 300-302.
13. Проект программы стратегического развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» на 2016-2030 годы [Текст]. - М., МПГУ, 2016.
14. Каракозов, С.Д. Ориентиры развития электронной образовательной среды Московского педагогического государственного университета [Текст] / С.Д. Каракозов, Р.С. Сулейманов, А.Ю. Уваров // Наука и школа. - 2014. - № 6. - С. 69-83.
15. Каракозов, С.Д. Развитие ИКТ-насыщен-ной образовательной среды педагогического вуза [Текст] / С.Д. Каракозов, А.Ю. Уваров // Информатика и образование. - 2014. - № 8.
16. Уваров, А.Ю. Успешная информатизация = трансформация учебного процесса в цифровой образовательной среде [Текст] / А.Ю. Уваров, С.Д. Каракозов // Проблемы современного образования. -2016. - № 2. - С. 7-19.
17. Королева, Н.Ю. Виртуальная среда обучения предмету как интерпретация мето-
дической системы обучения в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды [Текст] / Н.Ю. Королева, Н.И. Рыжова // Мир науки, культуры, образования. -2009. - № 2. - С. 196-199.
18. Жданов, С.А. Интеграция электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в учебный процесс педагогического вуза [Текст] / С.А. Жданов, С.Д. Каракозов, В.Г. Маняхина // Информатика и образование. - 2015. - № 2 (261). - С. 17-21.
REFERENCES
1. Bordovskii G.A., Sovremennoe obrazovanie: kak ono, Vestnik Gercenovskogo universite-ta, 2012, No. 1, pp. 10-15. (in Russian)
2. Bolotov VA., Vyzovy dlya sovremennoi di-daktiki, Vestnik Gercenovskogo universiteta, 2012, No. 1, pp. 15-20. (in Russian)
3. Klarin M.V., Innovacionnoe obrazovanie: konceptualnye vyzovy dlya didaktiki, Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogi-ka, 2014, No. 4 (19), pp. 54-62. (in Russian)
4. Ivanova S.V, O metodologicheskih prob-lemah obrazovaniya v sovremennom soci-ume, Cennosti i smysly, 2013, No. 1 (23), pp. 4-8. (in Russian)
5. Karakozov S.D., Tevs D.P., Informatizaciya vysshego obrazovaniya v Rossii, Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2010, No. 3, pp. 202204. (in Russian)
6. Karakozov S.D., Ryzhova N.I., Obespeche-nie stabilnosti i razvitiya obrazovatelnyh sistem v usloviyah transformacii cennostei, Prepodavatel 21 vek, 2016, No. 4, Vol. 2, pp. 15-27. (in Russian)
7. Gromova O.N., Aktualnye napravleniya raz-vitiya professionalnoi podgotovki v vuzebu-dushih specialistov dlya ekonomicheskoi sfery v usloviyah globalizacii sovremennogo sociuma, Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2015, No. 1, available at: http:// www.science-education.ru/117-13459 (accessed: 12.11.2016). (in Russian)
8. Bashmakova N.I., Ryzhova N.I., Koroleva N.Yu., Napravleniya razvitiya professional-noi podgotovki v gumanitarnom vuze v us-loviyah polikulturnoi socialno-obrazovatel-noi sredy, Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2014, No. 3, available
at: http://www.science-education.ru/117-13459 (accessed: 09.12.2014). (in Russian)
9. Telnyuk I.V., "Aktualnost i prioritetnye napravleniya razvitiya obrazovatelnoi sredy professionalnoi podgotovki prepodavatelei-medikov v usloviyah informatizacii", in: Tradicii i innovacii v obrazovatelnom pros-transtve Rossii, HMAO - Yugry, NVGU: Proceedings of the IV Vserossiiskoi nauch-no-prakticheskoi konferencii, ed. M.V. Hud-zhina, Nizhnevartovsk, Izdatelstvo Nizhnev-artovskogo universiteta, 2015, pp. 89-92. (in Russian)
10. Litvinenko M.V., Ryzhova N.I., Napravleniya razvitiya sistemy podgotovki specialista v usloviyah informatizacii obrazovaniya, In-formatika i obrazovanie, 2007, No. 7, pp. 119-121. (in Russian)
11. Karakozov S.D., Ryzhova N.I., Perspektivnye napravleniya razvitiya specialnoi podgotovki uchitelya informatiki, Otkrytoe obrazovanie, 2005, No. 3, pp. 61-70. (in Russian)
12. Karakozov S.D., Semenov A.L., Moskovskoe obrazovanie v usloviyah vstupleniya v silu novogo zakona ob obrazovanii, Vestnik al-taiskoi nauki, 2013, No. 3, pp. 300-302. (in Russian)
13. Proekt programmy strategicheskogo razvitija federalnogo gosudarstvennogo bjudzhetnogo obrazovatelnogo uchrezhdenija vysshego
obrazovanija "Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet" na 2016-2030 gody, Moscow, 2016. (in Russian)
14. Karakozov S.D., Sulejmanov R.S., Uvarov A.Ju., Orientiry razvitija jelektronnoj obra-zovatelnoj sredy Moskovskogo peda-gogicheskogo gosudarstvennogo universite-ta, Nauka i shkola, 2014, No. 6, pp. 69-83. (in Russian)
15. Krakozov S.D., Uvarov A.Yu., Razvitie IKT-nasyshennoi obrazovatelnoi sredy peda-gogicheskogo vuza, Informatika i obrazovanie, 2014, No. 8, (in Russian)
16. Uvarov A.Yu., Karakozov S.D. Uspeshnaya informatizaciya = transformaciya uchebnogo processa v cifrovoi obrazovatelnoi srede, Problemy sovremennogo obrazovaniya, 2016, No. 2, pp. 7-19. (in Russian)
17. Koroleva N.Yu., Ryzhova N.I., Virtualnaya sreda obucheniya predmetu kak interpretaci-ya metodicheskoi sistemy obucheniya v us-loviyah IKT-nasyshennoi obrazovatelnoi sredy, Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2009, No. 2, pp. 196-199. (in Russian)
18. Zhdanov S.A., Karakozov S.D., Manyahina V.G., Integraciya elektronnogo obucheniya i distancionnyh obrazovatelnyh tehnologii v uchebnyi process pedagogicheskogo vuza, Informatika i obrazovanie, 2015, No. 2 (261), pp. 17-21. (in Russian)
Каракозов Сергей Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор, проректор, заведующий кафедрой, кафедра теоретической информатики и дискретной математики, Московский педагогический государственный университет, sd.karakozov@mpgu.edu Karakozov S.D., ScD in Pedagogy, Professor, Vice-Rector, Department of Theoretical Informatics and Discrete Mathematics, Moscow State University of Education, sd.karakozov@mpgu.edu
Маняхина Валентина Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теоретической информатики и дискретной математики, Московский педагогический государственный университет, vg.manyakhina@m.mpgu.edu Manyakhina V.G., PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Theoretical Informatics and Discrete Mathematics, Moscow state University of Education, vg.manyakhina@m.mpgu.edu
39