Научная статья на тему 'Педагогическое проектирование деятельности образовательного учреждения в условиях сетевого взаимодействия'

Педагогическое проектирование деятельности образовательного учреждения в условиях сетевого взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
476
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / PEDAGOGICAL DESIGN OF EDUCATIONAL PROCESS / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / COLLABORATION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS VIA NETWORK / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ / DISTANT EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AT SCHOOL / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / E-LEARNING OF CHILDREN WITH DISABILITIES / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN AND ADULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошева Дина Петровна

В статье представлено описание подхода педагогического проектирования деятельности образовательного учреждения в условиях сетевого взаимодействия на основе анализа имеющегося опыта в педагогическом университете Барнаула, этапов внедрения форм сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями региона. Определяются основные позиции развития в условиях применения дистанционных образовательных технологий, электронного обучения в вузе и школе. Выделяется важность участия образовательных учреждений в решении конкретных образовательных проблем обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Основными факторами, которые влияют на формы и методы образовательного процесса, являются системы, позволяющие ускорить генерирование образовательных материалов; усовершенствование в области хранения и поиска информации; подготовка учебных материалов (электронных) и их распространения; коммуникационная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кошева Дина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Design of the Activity of an Educational Institution within Network Communication

The article describes an approach of the pedagogical design of an educational institution's activity in network communication which is based on the experience of the pedagogical university in Barnaul. It shows the stages of introducing different forms of the university's network communication with other educational institutions in the region. The author represents the main trends of development in the situation when the university and school use distant educational technologies and e-learning. This paper looks at the importance of participation of educational institutions in dealing with certain learning difficulties of children with disabilities in the process of their education. Thus, the key factors that influence the choice of forms and methods of educational process are the systems that let teaching materials be generated faster; enhancement in the sphere of information storage and retrieval; preparation of training materials (e-books) and their distribution; communication activity.

Текст научной работы на тему «Педагогическое проектирование деятельности образовательного учреждения в условиях сетевого взаимодействия»

УДК 378.1 ББК 74.58

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

I Д.П. Кошева

Аннотация. В статье представлено описание подхода педагогического проектирования деятельности образовательного учреждения в условиях сетевого взаимодействия на основе анализа имеющегося опыта в педагогическом университете Барнаула, этапов внедрения форм сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями региона. Определяются основные позиции развития в условиях применения дистанционных образовательных технологий, электронного обучения в вузе и школе. Выделяется важность участия образовательных учреждений в решении конкретных образовательных проблем обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Основными факторами, которые влияют на формы и методы образовательного процесса, являются системы, позволяющие ускорить генерирование образовательных материалов; усовершенствование в области хранения и поиска информации; подготовка учебных материалов (электронных) и их распространения; коммуникационная деятельность.

Ключевые слова: педагогическое проектирование образовательного процесса, сетевое взаимодействие образовательных учреждений, дистанционные образовательные технологии в школе, электронное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, дополнительное образование детей и взрослых.

40

PEDAGOGICAL DESIGN OF THE ACTIVITY OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION WITHIN NETWORK COMMUNICATION

| D.P. Kosheva

Abstract. The article describes an approach of the pedagogical design of an educational institution's activity in network communication which is based on the experience of the pedagogical university in Barnaul. It shows the stages of introducing different forms of the university's network communication with

other educational institutions in the region. The author represents the main trends of development in the situation when the university and school use distant educational technologies and e-learning. This paper looks at the importance of participation of educational institutions in dealing with certain learning difficulties of children with disabilities in the process of their education. Thus, the key factors that influence the choice of forms and methods of educational process are the systems that let teaching materials be generated faster; enhancement in the sphere of information storage and retrieval; preparation of training materials (e-books) and their distribution; communication activity.

Keywords: pedagogical design of educational process, collaboration of educational institutions via network, distant educational technologies at school, e-learning of children with disabilities, additional education of children and adults.

В современных условиях информатизации [1; 2] и реформирования всей системы образования России [3— 5] актуальными являются накопление и исследование опыта осуществления основного, общего и дополнительного образования, ориентированного на свободный выбор школьником различных видов и форм деятельности, формирование его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и способностей, самоактуализации личности. При этом система образования рассматривается как целостная система, ориентированная, прежде всего, на самоопределение и самореализацию студентов и школьников.

Другим важным аспектом реализации системы основного, общего и дополнительного образования следует считать тенденцию к активному внедрению современных образовательных технологий в регионах, удаленных от образовательных центров. Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий, появление новых возможностей их использования в образова-

тельной практике побуждают искать потенциал распространения сетевого взаимодействия основного, общего и дополнительного образования в организационной составляющей деятельности образовательных учреждений.

Внедрение сетевого взаимодействия в образовательные учреждения [6; 7] позволит наиболее полноценно решать вопросы повышения качества образования через расширение предметных областей, внедрение интегрированных образователь- 41 ных программ, разработки специальных проектов работы со школьниками, учителями, родителями, а также полноценного включения в социум людей с ограниченными возможностями здоровья.

Педагогический университет (г. Барнаул) осуществляет педагогическую деятельность в направлении проектирования и реализации сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями с 1991 года. В 1991 году состоялось открытие на базе университета КГБОУ «Алтайский краевой педагогический лицей-интернат» (http://pedliceum.altai.ru/). Новое

42

учебное заведение в неразрывной связи решает как практические задачи дополнительного образования школьников, так и задачи отбора и подготовки абитуриентов, склонных к педагогической профессии, а также создает условия для свободного интеллектуального, нравственного, эмоционального и физического развития личности, максимального раскрытия способностей каждого будущего и настоящего лицеиста. Многопрофильная подготовка школьников Алтайского края в педагогическом университете осуществляется через деятельность профильной смены «Школы будущего учителя», которая позволила частично обеспечить предпрофильную подготовку учащихся, качественно готовить школьников для поступления в вузы. Система дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки кадров реализуется на базе института дополнительного образования с 1980 г., основателем которого являлся профессор П.К. Одинцов.

С 1996 г. на базе педагогического университета организован телекоммуникационный узел, который позволил осуществлять работу со школьниками с использованием электронной почты и Интернет-технологий. Основателем и руководителем этого направления является доктор педагогических наук, профессор С.Д. Каракозов [1-3]. На начальном этапе осуществлялось консультирование школьников и учителей посредством электронной почты, затем был разработан и реализован проект «Сетевой семинар по информатике для школьников» (который работает и в настоящее время в режиме вебинаров). Использование дистанционных образовательных технологий позволило расширить возможность

общения участников семинара со школьниками, учителями и методистами из разных регионов сетевого пространства России. В семинаре принимают участие как школьники Алтайского края, так и учащиеся из других регионов. Среди них учащиеся Брянска, Владивостока, Ижевска, Москвы, Омска, Перми, Петропавловска, Саратова, Уфы, Харькова, Челябинска и др. За период с 1999 г. по настоящее время в семинаре приняли участие более 1500 школьников.

С 2000 г. организована работа «Заочной распределенной многопрофильной школы Алтайского края». В силу технической и технологической возможностей педагогического университета участниками проекта используются дистанционные образовательные технологии для реализации учебных задач, тем самым расширяются возможности по реализации многопрофильной подготовки школьников. С 2000 по 2012 гг. реализован образовательный проект по взаимодействию школьников между собой и с учителями — Педагогический фестиваль «Internet и образование», включающий следующие направления:

• образовательный Chat;

• научно-практическая телеконференция «Информационные и коммуникационные технологии в образовании»;

• конкурс образовательных web-страниц, созданных школьниками;

• конкурс по программированию;

• конкурс по разработке учителями электронных дидактических учебных единиц;

• конкурс по разработке конспектов уроков математики и/или информатики учителями общеобразовательных учебных заведений.

Подготовка школьников в области использования современных информационных и коммуникационных технологий осуществляется через: профильную смену «Школа будущего учителя» (с 2000 г. по настоящее время обучено более 1000 школьников), организацию и проведение тематических семинаров «Применение Интернет-технологий в деятельности школьника» для учащихся при содействии некоммерческой корпорации «Прожект Хармони Инк» (с 2000 г. по 2004 г. - 850 учащихся Алтайского края), on-line олимпиады для школьников (с 2000 г. по 2005 г. - более 800 учащихся из разных регионов РФ). Привлечение школьников осуществляется через региональный электронный список рассылки, в который включены учебные заведения всех районов Алтайского края, а также через образовательные порталы РФ.

С 2002 г. в Алтайском крае на базе педагогического университета (Барнаул) создан филиал регионального ресурсного центра «Развитие единой образовательной информационной среды» (РЕОИС), специализирующегося на вопросах общего и педагогического образования. Функционирование центра позволило расширить возможности учащихся по использованию цифровых образовательных ресурсов для профессиональной ориентации и выбора профиля обучения в дальнейшей жизни.

С 2010 г. в педагогическом вузе активно осуществляется деятельность по разработке и реализации электронных курсов на платформе СДО Moodle http://moodle.altspu.ru/, которые реализуются посредством дистанционных образовательных

технологий для студентов и школьников, а также для осуществления повышения квалификации и переподготовки кадров работников образовательной системы.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Закон об образовании, в котором статья 15 регламентирует сетевую форму реализации образовательных программ на всех ступенях образования. Данное направление существенным образом вносит коррективы в проектирование деятельности образовательных учреждений, которые перспективно выстраивать и воплощать в реальность.

Педагогическое проектирование будем определять через деятельность для образовательной системы. Согласно научным подходам В.Е. Радионова, «педагогическое проектирование является полифункциональной деятельностью, закономерно возникающей в связи с необходимостью преобразований в образовательных системах. Его объекты имеют двойственную природу, обладают способностью к самоорганизации. В связи с этим педагогическое проектирование строится как интеллектуальное, ценностное, информационное предопределение условий, способных направлять развитие преобразуемых объектов» [4, с. 103-104]. Под образовательной системой понимается всякая специально организованная система, явно предназначенная включить человека в культуру, придать эволюции культуры безопасный выход, то есть выработать, сформировать определенную готовность к действию, развернуть, наладить механизмы ориентации, адаптации, побуждения коммуникации, продуцирования ценностей в той или иной области.

43

44

На основании педагогического проектирования выделяется педагогический подход, который ставит в центре внимания педагогический процесс как таковой, условия его эффективности, возможные формы взаимодействия субъектов этого процесса, стратегии и тактики принятия решений по реализации процесса, регулированию образовательных услуг и оценке их качества. «Обозначенные ракурсы проектирования в сфере образования не являются жестко разграниченными. Все они сливаются в своем конечном предназначении: создать регулятивную основу функционирования образовательной системы, ценностно и информационно обеспечить разворачивающийся в этой системе образовательный процесс, предвидеть качество образовательных услуг и их возможное влияние на становление человека» [там же, с.107].

Педагогическое проектирование рассматривается в конструктивной концепции, разработанной В.Е. Радионовым как феномен [4]:

• возникший в педагогической действительности и закономерно отразивший одну из современных тенденций в культурно-историческом развитии;

• теснейшим образом связанный с целенаправленным преобразованием в социуме;

• возникший в результате взаимодействия педагогической теории и инновационной педагогической практики.

Педагогическое проектирование образовательного учреждения характеризуется педагогической деятельностью в рамках полифункциональной деятельности. С философской точки зрения деятельность [5, с. 151] — это

специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. С педагогической точки зрения деятельность [6, с. 263] — это специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности. С психологической точки зрения деятельность — это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире [7, с. 53].

Для более полного отображения характеристики деятельности будем основываться на методологическом обосновании данной категории Э.Г. Юдиным [8, с. 245-251]: «деятельность есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры». Основной формой деятельности является труд, который характеризуется как особыми формами своей социальной организации, так и непосредственной направленностью на получение общественно значимого результата. Всеобщая структура деятельности включает в себя: цель, средство, процесс деятельности, рефлексия, результат. Эти же элементы структуры характеризуют деятельность образовательного учреждения.

Анализируя работы авторов, изучающих теорию организации, выделим пять различных функций к понятию деятельности [8]:

1) деятельность как объяснительный принцип — понятие с фило-

софско-методологическим содержанием, выражающим универсальное основание (универсальную характеристику) человеческого мира;

2) деятельность как предмет объективного научного изучения, то есть нечто расчленяемое и воспроизводимое в теоретической картине определенной научной дисциплины в соответствии с методологическими принципами последней, со спецификой ее задач и совокупностью основных понятий;

3) деятельность как предмет управления — то, что подлежит организации в систему функционирования и (или) развития на основе совокупности фиксированных принципов;

4) деятельность как предмет проектирования, то есть выявления способов и условий оптимальной реализации определенных (преимущественно новых) видов деятельности;

5) деятельность как ценность, то есть рассмотрение места, которое занимает деятельность в различных системах культуры.

Функции эти взаимосвязаны, но вместе с тем за каждой из них стоит свое особое понимание деятельности. В настоящей работе будем рассматривать педагогическое проектирование деятельности образовательных учреждений в условиях сетевого взаимодействия на основе четвертой функции деятельности: деятельность как предмет проектирования, то есть выявления способов и условий оптимальной реализации определенных видов деятельности.

Согласно Закону об образовании [9] сетевое взаимодействие является одним из перспективных инструментов инновационного развития образовательных учреждений: «Статья 15,

п. 1. Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций». Таким образом, сетевое взаимодействие образовательных учреждений определено на законодательном уровне и дает возможность целенаправленно разрабатывать пути его реализации.

Выделим формы организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений [10; 11]:

• первая форма связана с объединением нескольких школ вокруг одной, обладающей наибольшим материальным и кадровым потенциалом, выполняющая роль — «ресурсного центра». В этом случае каждая из школ реализует в полном объеме изучение базовых общеобразовательных предметов и часть вариативного содержания обучения (профильные и элективные курсы, с учетом своих возможностей и инициатив). Остальную часть подготовки учащихся реализует «ресурсный центр»;

• вторая форма основана на использовании отдельной школой образовательных ресурсов учреждений общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования — «паритетная кооперация». То есть, учащимся предоставляется право выбора получения образования либо в собственной школе, либо в кооперированных с ней образовательных структурах;

• третья форма — это комплексная модель, сочетающая в себе под-

45

46

ходы к построению сети по принципам первой и второй форм. При реализации комплексной модели целесообразно применение в учебном процессе дистанционных образовательных технологий в условиях выполнения функций ресурсного центра учреждением дополнительного образования детей и взрослых с применением дистанционных образовательных технологий.

В соответствии с Законом об образовании и выделенными формами, целью организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений является обеспечение доступа к качественному образованию наибольшего количества школьников, учитывая их образовательные потребности, способности, состояние здоровья, материальные возможности родителей. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач: методические, организационные и финансово-экономические.

Методические задачи включают в себя:

1. Расширение спектра образовательных услуг для реализации индивидуальных образовательных потребностей учащихся.

2. Развитие учителями интегрированных методов оценки учащихся с учетом результатов обучения в очном и дистанционном режиме обучения.

3. Использование в учебном процессе мониторинга результатов обучения учащихся для объективного оценивания.

4. Освоение педагогами нового информационно-образовательного пространства, методов и приемов поиска и использования в обучении

цифровых образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий.

5. Введение в педагогическую практику учета критериев системы оценивания учебных достижений учащихся с целью согласования подходов к оцениванию в образовательных учреждениях.

6. Осуществление на практике учителей различных предметов новых форм педагогической и образовательной деятельности, направленных на формирование комплекса общеучебных компетенций и навыков, необходимых для успешной социализации в информационном обществе.

7. Разработка психологическими службами образовательных учреждений методов для максимально эффективной коммуникации учащихся и учителей в образовательном пространстве, основанных на использовании дистанционных образовательных технологий.

Организационные задачи обеспечивают:

1. Изучение механизма для развития образовательных сетей и выбора модели, которая является достаточной для удовлетворения образовательных потребностей и ресурсного обеспечения образовательных учреждений, входящих в рамки сетевого взаимодействия.

2. Формирование системы контроля за работой образовательных сетей.

3. Разработку набора показателей педагогической эффективности работы образовательных сетей.

4. Освоение механизма создания и эффективного использования ресурсных центров с применением дистанционных образовательных технологий.

5. Внедрение новых подходов к организационному проектированию учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях сети.

6. Создание пакета нормативно-правовых документов, регулирующих использование образовательных технологий в учебном процессе в организации профильного обучения в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений и направленных на полное удовлетворение потребностей учащихся.

7. Создание специальных условий для обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Финансово-экономические задачи характеризуются:

1. Определением экономических индикаторов эффективности работы образовательных учреждений в сети.

2. Проведением сравнительного экономического анализа эффективности использования ресурсов в условиях функционирования образовательных сетей.

3. Привлечением внебюджетных средств.

В условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений обучение осуществляется через целенаправленное и организованное привлечение и использование образовательных ресурсов образовательных учреждений, в том числе центров дополнительного образования детей и взрослых с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Сетевое взаимодействие образовательных организаций, в том числе, объединения образовательных ресурсов различных образовательных учреждений предоставит учащимся од-

ной школы при необходимости воспользоваться образовательными услугами других школ, учреждений дополнительного образования. Данное взаимодействие обеспечит более полную реализацию интересов и познавательных потребностей учащихся. Преподаватели в отдельности и учреждения системы дополнительного образования в целом могут стать важным компонентом образовательных сетей, которые реализуют профильные, элективные курсы, учебные проекты. Это позволит значительно расширить спектр таких курсов и новых форм образовательного процесса, повысить эффективность и качество общего образования. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений проявляется в следующих формах организации обучения: сетевые образовательные программы для самообразования, дистанционные курсы, сетевые тематические семинары, образовательные проекты, конференции, сетевые конкурсы, олимпиады, марафоны, викторины, сетевые консультации и другое.

При этом, акцентируя внимание на внешней организационной составляющей, важно выделить и внутренние механизмы организации образовательного процесса. Основными нововведениями, которые влияют на формы и методы образовательного процесса, являются системы, позволяющие ускорить генерирование образовательных материалов (обработка и редактирование документов); усовершенствование в области хранения и поиска информации; подготовку учебных материалов (используя Интернет — технологии) и их распространения; коммуникационную деятельность. То есть важным педагоги-

47

48

ческим условием взаимодействия обучающихся является представление информации с учетом современных требований к информационным потокам. Под педагогическими условиями представления информации будем понимать совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных условий, необходимых для проектирования и реализации целенаправленного педагогического процесса с использованием современных информационных технологий, обеспечивающих формирование личности с заданными качествами [12].

Повышение качества образования, отвечающего уровню научно-технического прогресса и социального развития, всегда являлось важной и определяющей задачей системы образования. Решить задачу повышения качества образования можно, привлекая вузовских преподавателей и ученых к повседневному участию в работе образовательного учреждения. Одним из преимуществ системы взаимодействия образовательных заведений является возможность использования: учебной лабораторной базы и оборудования центров коллективного пользования, библиотек, результатов деятельности научных лабораторий и т.д.. Применение средств и технологий удаленного доступа позволяет организовать лабораторный практикум и демонстрационный эксперимент в школах и вузах с использованием оборудования учебных и научных лабораторий. Работа обучающихся на современном оборудовании, участие их в выполнении исследовательских проектов имеет исключительное значение не только для повышения качества образования,

но и для воспитания их исследовательских качеств, развития их талантов, привлечения их в науку.

В 2016 г. в Алтайском государственном педагогическом университете разработана и открыта школа выходного дня «Палитра цифровых технологий» http://www.altspu.ru/ ifmo/palitra-ct/news-pct/, работа которой осуществляется в рамках второй половины дня, а образовательная деятельность направлена на развитие дополнительного образования школьников и взрослых. Сетевое взаимодействие позволяет распределять ресурсы при общей задачи деятельности, опираться на инициативу каждого конкретного участника, осуществлять прямой контакт участников друг с другом, с учителями, с консультантами, с родителями и выстраивать многообразные возможные пути движения при общности внешней цели, использовать общий ресурс сети для нужд каждого конкретного участника. Таким образом, сетевое взаимодействие открывает новые возможности для учащихся — в развитии сложных умений, таких как навыки мышления высокого уровня, навыки решения проблем, совместной деятельности и коммуникации; для учителей — в наращивании собственного педагогического опыта и мастерства; для образовательных учреждений — в объединение ресурсов для достижения новых результатов образования.

На современном этапе развития общества становится актуальной проблема образования людей с ограниченными возможностями здоровья, что является еще одной составляющей в построении единой среды сетевого взаимодействия учреждений. Обучающиеся с ограниченными

возможностями здоровья имеют особенные образовательные потребности и нуждаются в специальных условиях для обучения, которые способствовали бы лучшему усвоению и пониманию учебного материала [13]. Основная задача сетевого взаимодействия заключается в создании и совершенствовании научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с их сверстниками.

При организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений активизируется участие образовательных учреждений в решении конкретных образовательных проблем обучения детей с ОВЗ инклюзивно; повышается эффективность использования методических ресурсов; расширяется возможность для повышения квалификации, педагогического мастерства и психолого-педагогической компетентности педагогических кадров; повышается качество образовательного процесса.

Данное направление взаимодействия осуществляется через организацию и проведение научно-практических конференций, мастер-классов, семинаров, совещаний, круглых столов, курсов повышения квалификации (очных, очно-заочных, дистанционных), консультаций (очных, скайп-консультаций, телефонных консультаций, заочных — по эл. почте), стажировок, а также через включение педагогических работников в творческие и рабочие группы.

Существенное влияние на появление сетевых форм взаимодейст-

вия послужило высокое развитие и использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, являются основной технологической платформой формирования и развития взаимодействия различных образовательных учреждений в форме сетевого сотрудничества. Быстрое и качественное развитие современных информационных технологий, а также построение скоростных телекоммуникационных сервисов привели к резкому увеличению информационного обмена и объема информации, снятию пространственно-временных ограничений. В этих условиях целесообразно наиболее полно реализовать возможности сетевого взаимодействия как единого информационного пространства, научно-образовательной среды, обеспечивающей равные права и возможности учреждений науки и образования, научно-педагогических работников, учащихся и студентов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Каракозов, С.Д. Информатизация высшего образования в России [Текст] / С.Д. Каракозов, Д.П. Тевс // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 3. - С. 202204.

2. Каракозов, С.Д. Перспективные направления развития специальной подготовки учителя информатики [Текст] / С.Д. Каракозов, Н.И. Рыжова // Открытое образование. - 2005. - № 3. - С. 61-70.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Осмоловская, И.М. Пространство дидактических проблем [Текст] / И.М. Осмоловская // Ценности и смыслы. - 2015. -№ 2 (36). - С. 85-92.

4. Иванова, С.В. О методологических проблемах образования в современном социуме [Текст] / С.В. Иванова // Ценности и смыслы. - 2013. - № 1 (23). - С. 4-8.

49

50

5. Каракозов, С.Д. Обеспечение стабильности и развития образовательных систем в условиях трансформации ценностей [Текст] / С.Д. Каракозов, Н.И. Рыжова // Преподаватель 21 век. - 2016. - № 4. -Т. 2. - С. 15-27.

6. Каракозов, С.Д. Сетевая организация образования: тенденции и перспективы [Текст] / С.Д. Каракозов, К.Г. Митрофанов // Мир науки, культуры, образования.

- 2011. - № 4-1. - С. 180-182.

7. Королева, Н.Ю. Виртуальная среда обучения предмету как интерпретация методической системы обучения в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды [Текст] / Н.Ю. Королева, Н.И. Рыжова // Мир науки, культуры, образования. -2009. - № 2. - С. 196-199.

8. Каракозов, С.Д. Успешная информатизация = трансформация учебного процесса в цифровой образовательной среде [Текст] / С.Д. Каракозов, А.Ю. Уваров // Проблемы современного образования. - 2016. - № 2.

- С. 7-19 [Электронный ресурс]. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=25919196 (дата обращения: 05.08.2016).

9. Жданов, С.А. Интеграция электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в учебный процесс педагогического вуза [Текст] / С.А. Жданов, С.Д. Каракозов, В.Г. Маняхина // Информатика и образование. - 2015. - № 2 (261). - С. 17-21.

10. Каракозов, С.Д. Развитие ИКТ-насыщен-ной образовательной среды педагогического вуза [Текст] / С.Д. Каракозов, А.Ю. Уваров // Информатика и образование. - 2014. - № 8 (257). - С. 12-23.

11. Радионов, В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования: Дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / В.Е. Радионов. -СПб., 1996. - 320с.

12. Философский энциклопедический словарь [Текст]. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - С. 151.

13. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

- Т. 1. - С. 263.

14. Давыдов, В.В. Виды общения в обучении [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Просвещение, 1972. - 424 с.

15. Юдин, Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность [Текст] / Э.Г. Юдин.

- М.: Эдиториал УРСС, 1997. - 444 с.

16. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - URL: httpV/минобрнау-ки.рф/документы/2974 (дата обращения: 05.08.2016).

17. Репета, Л.М. Педагогические условия формирования информационно-исследовательской компетенции [Текст] / Л.М. Репета // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 2 [Электронный ресурс].

- URL: http://www.science-education.ru/108-8583 (дата обращения: 05.08.2016).

18. Берулава, М.Н. Теория сетевого образования [Текст] / М.Н. Берулава, Г.А. Бе-рулава // Профессиональное образование.

- 2012. - № 5. - C.16-21.

19. Кошева, Д.П. Электронное обучение в вузе как фактор приоритетного направления в образовании [Текст] / Д.П. Кошева // Педагогическое образование на Алтае. - 2015. -№ 1. - С. 107-111 [Электронный ресурс]. -URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=232446 89 (дата обращения: 05.08.2016).

20. Королева, Н.Ю. Специфика организации дистанционного обучения детей инвалидов в условиях Кольского Заполярья [Текст] / Н.Ю. Королева, Т.В. Кузьмичева, Л.П. Ляш, А.С. Попов // Дефектология. -2011. - № 5. - С. 82-94.

REFERENCES

1. Berulava M.N., Berulava G.A., Teoriya sete-vogo obrazovaniya, Professionalnoe obra-zovanie, 2012, No. 5, pp.16-21. (in Russian)

2. Davydov V.V., Vidy obshcheniya v obuche-nii, Moscow, Prosveshchenie, 1972, 424 p. (in Russian)

3. Federalnyy zakon ob obrazovanii v Rossiys-koy Federatsii ot 29 dekabrya 2012 goda No. 273, Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii, available at: http:// minobrnauki.rf/dokumenty/2974 (accessed: 05.08.2016). (in Russian)

4. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar, Moscow, Sovetskaya entsiklopediya, 1983, p. 151. (in Russian)

5. Ivanova S.V., O metodologicheskih prob-lemah obrazovaniya v sovremennom soci-ume, Cennosti i smysly, 2013, No. 1 (23), pp. 4-8. (in Russian)

6. Karakozov S.D., Mitrofanov K.G., Setevaya organizaciya obrazovaniya: tendencii i pers-pektivy, Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2011, No. 4-1, pp. 180-182. (in Russian)

7. Karakozov S.D., Ryzhova N.I., Obespeche-nie stabilnosti i razvitiya obrazovatelnyh sistem v usloviyah transformacii cennostei, Prepodavatel 21 vek, 2016, No. 4, Vol. 2, pp. 15-27. (in Russian)

8. Karakozov S.D., Ryzhova N.I., Perspektivnye napravleniya razvitiya specialnoi podgotovki uchitelya informatiki, Otkrytoe obrazovanie, 2005, No. 3, pp. 61-70. (in Russian)

9. Karakozov S.D., Tevs D.P., Informatizaciya vysshego obrazovaniya v Rossii, Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2010, No. 3, pp. 202204. (in Russian)

10. Karakozov S.D., Uvarov A.Yu., Razvitie IKT-nasyshchennoy obrazovatelnoy sredy pedagogicheskogo vuza, Informatika i obrazovanie, 2014, No. 8 (257), pp. 12-23. (in Russian)

11. Karakozov S.D., Uvarov A.Yu., Uspeshnaya informatizatsiya= transformatsiya uchebno-go protsessa v tsifrovoy obrazovatelnoy srede, Problemy sovremennogo obrazovaniya, 2016, No. 2, pp. 7-19, available at: http:// elibrary.ru/item.asp?id=25919196 (accessed: 05.08.2016). (in Russian)

12. Koroleva N.Yu., Kuzmicheva T.V., Lyash L.P., Popov A.S., Specifika organizacii distan-cionnogo obucheniya detei invalidov v us-loviyah Kolskogo Zapolyarya, Defektologiya, 2011, No. 5, pp. 82-94. (in Russian)

13. Koroleva N.Yu., Ryzhova N.I., Virtualnaya sreda obucheniya predmetu kak interpretaci-ya metodicheskoi sistemy obucheniya v usloviyah IKT-nasyshennoi obrazovatelnoi sredy, Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2009, No. 2, pp. 196-199. (in Russian)

14. Kosheva D.P., Elektronnoe obuchenie v vuze kak faktor prioritetnogo napravleniya v obra-zovanii, Pedagogicheskoe obrazovanie na Altae, 2015, No. 1, pp. 107-111, available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=23244689 (accessed: 05.08.2016). (in Russian)

15. Osmolovskaya I.M., Prostranstvo didak-ticheskih problem, Cennosti i smysly, 2015, No. 2 (36), pp. 85-92.

16. Radionov V.E., Teoreticheskie osnovy pedagogicheskogo proektirovaniya: PhD dissertation (Pedagogy), St. Petersburg, 1996. (in Russian)

17. Repeta L.M., Pedagogicheskie usloviya formirovaniya informatsionno-issledovatels-koy kompetentsii, Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2013, No. 2, available at: http://www. science-education.ru/108-8583 (accessed: 05.08.2016). (in Russian)

18. Rossiyskaya pedagogicheskaya entsiklope-diya, v 2 vols., ed. V.V. Davydov, Moscow, Bolshaya Rossiyskaya entsiklopediya, 1993, p. 263. (in Russian)

19. Yudin E.G., Metodologiya nauki. Sistemnost. Deyatelnost, Moscow, 1997, 444 p. (in Russian)

20. Zhdanov S.A., Karakozov S.D., Manyakhina V.G., Integratsiya elektronnogo obucheniya i distantsionnykh obrazovatelnykh tekh-nologiy v uchebnyy protsess pedagogichesk-ogo vuza, Informatika i obrazovanie, 2015, No. 2 (261), pp. 17-21. (in Russian)

51

Кошева Дина Петровна, кандидат педагогических наук, доцент, директор, Институт физико-математического образования, Алтайский государственный педагогический университет, г Барнаул, tews@altspu.ru Kosheva D.P., PhD in Pedagogy, Senior Lecturer, Director, Department of Physics and Mathematics, Altai State Pedagogical University, Barnaul, tews@altspu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.