Научная статья на тему 'Формирование устойчивости профессиональной направленности студентов педагогических специальностей в условиях высшего образования'

Формирование устойчивости профессиональной направленности студентов педагогических специальностей в условиях высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
620
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ / УСТОЙЧИВОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / РЕГУЛЯЦИЯ МОТИВАЦИИ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ УСТОЙЧИВОСТИ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ / PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL ORIENTATION OF STUDENTS / STABILITY OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF A PERSON / MOTIVATION REGULATION / CRITERIA AND STABILITY INDICATORS / MODEL OF PEDAGOGICAL SYSTEM PROVIDING SUPPORT FOR STABILITY OF PROFESSIONAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парфентьева Л. В.

В статье обоснована актуальность исследования устойчивости мотивации студентов педагогического университета в период обучения. Рассмотрены теоретические основы формирования, критерий и показатели устойчивости профессионально-педагогической направленности. Представлена модель педагогической системы, ориентированной на формирование устойчивости профессиональной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парфентьева Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVIDING SUPPORT FOR STABILITY OF THE PEDAGOGICAL STUDENTS' PROFESSIONAL ORIENTATION IN HIGHER EDUCATION

The article proves the importance of studying motivation stability of students at a pedagogical university throughout the whole course of training. Theoretical bases of formation, criteria and indicators of professional-pedagogical orientation stability are considered. A model of a pedagogical system focused on providing support for stability of professional orientation is given.

Текст научной работы на тему «Формирование устойчивости профессиональной направленности студентов педагогических специальностей в условиях высшего образования»

УДК 378:371.015

ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2011 Л.В.Парфентьева

Челябинский государственный педагогический университет

Статья поступила в редакцию 02.06.2011

В статье обоснована актуальность исследования устойчивости мотивации студентов педагогического университета в период обучения. Рассмотрены теоретические основы формирования, критерий и показатели устойчивости профессионально-педагогической направленности. Представлена модель педагогической системы, ориентированной на формирование устойчивости профессиональной направленности.

Клюжевые слова: профессионально-педагогическая направленность студентов; устойчивость профессиональной направленности личности; регуляция мотивации, критерии и показатели устойчивости; модель формирования устойчивой профессионально-педагогической направленности студентов.

Стабилизация социально-политической обстановки в России наряду с постоянными и значительными изменениями условий жизнедеятельности (климатические, экономические, демографические и др. изменения) обусловили приоритет концепции устойчивого развития общества. Основой для реализации концепции выступает повышение эффективности функционирования всех социальных институтов, уровня профессионализма специалистов, а также адекватное изменение мотивации, содержания личного и общественного сознания. Современные тенденции актуализируют, по словам Д.И.Фельд-штейна, исследования «условий сохранения ... устойчивости (человека) в весьма неустойчивом обществе, что раскрывает возможности для дальнейшего продвижения в раскрытии сущности человека и как носителя развития, и как организующего начала в этом развитии»1. Все более значимой становится проблема профессиональной и личностной устойчивости социальной группы учителей. При продолжающемся реформировании образования, длительном социально-экономическом неблагополучии, разбалансиро-ванности функций, возможностей и ответственности педагогической деятельности, важнейшим ресурсом повышения качества остается внутренняя мотивация учителя, его целеустремленность на развитие личности учащихся, социальную стабильность, личное и социальное совершенствование.

°Парфентьева Людмила Викторовна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии факультета коррекционной педагогики. E-mail: lp [email protected]

1 Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления разви-

тия психологических исследований в области образова-

ния и самообразования современного человека // Вопросы психологии. - 2003. - № 6. - С.7 - 16.

Указанные тенденции находят свое отражение в необходимости повышения качества и эффективности образования студентов педагогических специальностей. Существенно меняются в современных условиях мотивационные основы учения: выявлены прагматизация жизненных целей учащихся, снижение уровня значимости традиционных ценностей педагогической деятельности, продление сроков профессионального самоопределения вплоть до окончания обучения в вузе. Исследователями неоднократно отмечалась тенденция снижения показателей профессионально-педагогической мотивации студентов в процессе обучения. Таким образом, на социально-педагогическом уровне актуальность исследования устойчивости профессиональной направленности студентов педагогического университета связана с потребностями общества в повышении профессионализма, мотивационной устойчивости педагогов, с изменением социальной роли учителя в связи с необходимостью повышения устойчивости социального функционирования, изменения группового и личного сознания членов общества.

На научно-теоретическом уровне выявлена неразработанность теоретических основ стабилизации профессиональной мотивации будущих педагогов, в частности, подходов к формированию и критериев устойчивости профессиональной направленности. Переход к рассмотрению динамических характеристик мотивации подготовлен исследованиями общей и дифференциальной устойчивости педагогов (нравственной, эмоциональной, конфликтоустойчивости и т.д. в исследованиях В.В.Гузя, Е.А.Журавлевой, Г.П.Звездиной, Т.В.Кононенко, Е.М.Семеновой и др.), опытом формирования мотивационных и ценностных основ педагогической деятельности у студентов (А.В.Бездухов, В.И.Жернов, О.А.Зи-

мина, М.Х.Машекуашева, Н.В.Петрушина, А.Е.Подобин, Т.В.Попова и др.). Целенаправленное формирование устойчивости профессионально-педагогической направленности студентов в период обучения еще не было предметом изучения. На научно-методическом уровне актуальность исследования определяется современными требованиями по обеспечению качества образования, идеями «опережающего качества» человека. Опережающее качество будущего специалиста по отношению к ситуациям профессиональной деятельности и социальным изменениям требует «опережающего качества» образовательных систем2. Необходимость систематизации опыта формирования мотивации студентов и недостаточное методическое обеспечение изучения динамических тенденций в этой области повышает актуальность выявленной проблемы.

Для решения проблемы - повышения устойчивости профессиональной мотивации студентов педагогических специальностей в условиях высшего профессионального образования - была поставлена цель: обосновать, разработать и экспериментально проверить модель педагогической системы образовательного процесса, ориентированную на формирование устойчивости профессионально-педагогической направленности студентов педагогического вуза. При этом объектом исследования было выбрано развитие профессионально-педагогической направленности студентов в системе педагогического вуза, а предметом - формирование устойчивости профессионально-педагогической направленности. Основными методологическими подходами исследования мы считаем системный, деятельностный, личностно-ориентированный, динамический; также существенное значение имеют субъектный, социальный, контекстный и диалогический подходы (которые находят отражение на разных уровнях (в определенных компонентах, принципах) моделируемой образовательной системы.

Исследование было осуществлено на базе факультета коррекционной педагогики Челябинского государственного педагогического университета в период с 2002 по 2010 год. В качестве основной характеристики мотивации студентов нами была выбрана направленность личности. Эта характеристика отражает качество и вектор потребностей и мотивов учащихся: значимые для них объекты окружающей действительности, ориентацию активности и перспективного развития личности3. Многообразие психологических и педагогических определений содержания на-

2 Урсул А. Концепция опережающего образования // Альма матер: Вестник высшего образования. - 2006. -№ 7. - С. 28 - 33.

3 Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: 2002. -С. 174.

правленности, ее места в структуре личности, потребовало работы по уточнению этого понятия в рамках нашего исследования4. В динамической функциональной концепции личности К.К.Платонова, которую мы выбрали в качестве основы нашего исследования, направленность является подсистемой личности, а также используется как название высшего уровня функционирования. Необходимость экспериментального измерения мотивационного состояния студентов потребовало от нас точно зафиксировать содержание направленности, ее основные системные связи в нашем исследовании (Рис. 1.).

В соответствии с поставленной целью нами было конкретизировано понятие профессионально-педагогической направленности студента (ППН). Приняв за основу формулировку Н.В.Кузьминой, проведя анализ основных компонентов педагогической направленности др. исследователей и учитывая специфику обучения в вузе, мы понимаем профессионально-педагогическую направленность студентов как относительно устойчивую систему доминирующих потребностей, мотивов учебно-профессиональной деятельности, социального взаимодействия и саморазвития, обусловленную отношением к педагогической профессии, социальной роли и деятельности учителя. С точки зрения специфики педагогической деятельности при общей гуманной, гуманитарной основе в профессионально-педагогической направленности студентов мы выделили три взаимосвязанных компонента: учебно-профессиональную, социально-профессиональную, личностно-профессиональ-ную направленности. Выделение этих компонентов соответствует основным группам педагогических ценностей5, группам мотивационных составляющих педагогической направленности по А.К.Марковой, находит связь с содержанием основных педагогических способностей по Л.М.Митиной6 и типами профессиональной педагогической направленности по Н.В.Кузьми-ной7. Анализ психолого-педагогических исследований и результаты констатирующего экспери-

4 Парфентьева Л.В. Содержание понятия «направленность личности» в психолого-педагогических исследованиях // Материалы конференции по итогам научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей ЧГПУ за 2007 год / Науч. ред. В.В.Базилюк. - Челябинск: 2008. - С. 28 - 37.

5 Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. В 2 ч. / Под ред. В.А.Сластенина.- М.: 2002. -Ч. 1. - С. 74.

6 Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособю для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: 2004. - С. 55 - 57.

7 Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: 1990. - С. 16 - 17.

мента позволили нам определить конкретные потребности и мотивы, которые могут входить в

индивидуальную систему направленности будущего педагога.

к

Рис.1. Содержание и место направленности в структуре личности

К учебно-профессиональном компоненту направленности мы отнесли: потребности в достижении, в познании, в овладении профессиональными средствами (психологические и педагогические знания, умения, методы); потребность в профессиональной оценке и признании; потребности в профессиональном росте и перспективе, потребность в творчестве, интерес процессу и содержанию, условиям педагогической деятельности, интерес к предметам преподавания. Социально-профессиональный компонент направленности составляют социальные потребности, мотивы взаимодействия с социальными объектами, социальные установки: потребность в общении; потребность в понимании, в гуманных и помогающих отношениях; потребность в социальной стабильности и развитии, потребность в одобрении, в признании; потребность во власти, влиянии; мотив причастности, социального участия, социально значимой деятельности; мотив принадлежности к социальной группе студентов-педагогов и социальной группе педагогов, мотив профессионально-педагогического общения, мотив сотрудничества и партнерства; интерес к людям (детям); интерес к личностному и социальному развитию. Возможные составляющие личностно-профессиональной направленности: это потребности в самопознании, самопонимании, в самоуважении; потребности в самоутверждении, в самореализации, в саморазвитии; потребность в профессиональном и личностном эталоне; потребность в выявлении индивидуальности, неповторимости; мотив независимости, опоры на себя; мотив устойчивости, целостности

личности; мотив саморегуляции, владения собой, управления своей жизнью (в связи с педагогической профессией). Индивидуальная профессиональная направленность личности не может быть выявлена в рамках нескольких потребностей и мотивов, поэтому наша модель ППН студента достаточно широка.

Анализируя проявления уровня и устойчивости ППН студента, мы выявили четыре взаимосвязанных аспекта (в зависимости от области проявления мотивации): мотивационный, поведенческий, эмоционально-волевой и когнитивный-рефлексивный. В них отражены соответственно: 1) содержание осознаваемых мотивов образовательной деятельности, 2) их действенность - реализация учебной, социальной, саморазвивающей активности, 3) эмоциональное отношение к предмету и процессу обучения, уровень саморегуляции и 4) рефлексия своих особенностей и способностей, требований педагогической деятельности, идентификация с социально-профессиональной группой.

Устойчивость, выбранная нами в качестве предмета исследования, является сущностным свойством личности, профессиональной направленности и условием выявления высокого уровня развития профессионально-педагогической направленности студента (так называемой «истинной педагогической направленности» по Н.В.Кузьминой).

С философской точки зрения, основная проблема постоянства личности и ее свойств в том, что устойчивость является диалектическим соотношением изменчивости и вариативности, свобо-

ды и способности сохранять себя в меняющихся обстоятельствах, в процессе развития (Э.В.Ильенков, И.С.Кон, И.Е.Волков, Л.И.Анциферова). Поэтому для проведения практического исследования принципиально необходимо было определить основные функции системы мотивации, временной интервал и социально обусловленные границы ее существования, критерий, ситуации проявления. Устойчивость профессионально-педагогической направленности студента (понимаемая нами как его способность сохранять на достаточном уровне побуждения к учебно-профессиональной, социально-значимой, личностно-развивающей активности в стремлении к овладению педагогической профессией, несмотря на влияние негативных внутренних и внешних факторов) - является, с психологической точки зрения, трансситуативной устойчивостью мотивационных состояний и поведения личности. С точки зрения педагогов (деятельно-стный и субъектный подход) эта способность представляет собой совокупность профессио-нально-педаго-гических знаний и умений, а также личностных качеств, обеспечивающих принятие будущей профессиональной деятельности (А.Г.Локти-онов). Устойчивость ППН не исключает изменения, расширения и усложнения системы потребностей, мотивов личности в процессе обучения, но является индикатором сложных изменений, происходящих в сознании учащегося, соотношения системы мотивации с целью образовательного процесса.

Содержание понятия «устойчивост» в общенаучном контексте (как «неизменности» и «сопротивляемости») позволяет выделить два основных методических приема для ее измерения: 1) выявление изменения компонентов ППН во временном аспекте (от «ретро» состояния - выбор специальности обучения, к «актуальному» состоянию - в процессе обучения и до «перспективного» состояния - момент выбора места работы); 2) через сравнение состояния ППН до и после негативного воздействия (или определенного условия).

Исследования системной психологической устойчивости подтверждают, что нет устойчивости общей для всех индивидуумов и ситуаций - измерение устойчивости должно быть ограничено определенными рамками8. В нашей работе устойчивость направленности рассматривается со следующими принятыми ограничениями: 1) в период обучения в вузе; 2) на основе общих тре-

8 Краев О.Ю. Психолого-педагогические основы и условия формирования психологической устойчивости личности (на примере студентов вузов): Автореф. дисс....канд. психол. наук. - Курск: 2004. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://defview.rsl.ru/ (Дата обращения 05.11.2009).

бований к личности педагога, усредненных условий педагогической деятельности; 3) под воздействием наиболее существенных (определенных экспертами) неблагоприятных факторов педагогической профессии; 4) в ситуациях среднего уровня трудности (с исключением экстремальных, нетипичных примеров и ситуаций).

Представление о личности (системный подход) как о самодетерминирующейся, саморазвивающейся системе позволяет утверждать, что основой проявления устойчивости направленности является принцип саморегуляции системы. Формирование устойчивой системы мотивации студентов, с этой точки зрения, требует решения следующих задач: 1) расширения внутреннего разнообразия элементов системы (расширение мотивов, интересов студентов в области профессионального образования); 2) активизации субъекта, сознательно осуществляющего регуляцию системы мотивов (на начальном этапе это - преподаватель и студент, в последующем - сам студент); 3) формирования информационной обратной связи (рефлексии) о содержании и динамике мотивационных состояний студентов; 4) формирования у студентов умений регуляции мотивационных состояний (приемов стабилизации профессиональной направленности).

Принцип саморегуляции системы определяет также и понимание критериев устойчивости. Устойчивость возможна при гибкости внутренних связей между компонентами системы личности, при сочетании внутренней активности и реактивности личности по отношению к внешним воздействиям (О.Ю.Краев). Поэтому обобщенным критерием устойчивости выступает непротиворечивость различных проявлений личности (мотивов, деятельности, эмоциональных переживаний, самооценки, планов и т.д.) при сохранении главных долговременных ориентиров активности (стремление к овладению педагогической профессией).

В нашем исследовании критериями устойчивости выступают высокий уровень, соответствие (непротиворечивость) и положительная динамика репрезентативных показателей профессионально-педагогической направленности, что свидетельствует об осознанном профессиональном самоопределении учащегося и функционировании саморегуляции мотивационной системы.

Анализ и обобщение многих показателей профессиональной направленности, используемых в психолого-педагогических работах (Ю.А.Афонькиной, М.Е.Дуранова, В.И.Жерно-ва, М.В.Соколова, Т.П.Жуйковой, Н.В.Петру-шиной, и др.), соотнесение их с поставленной целью и моделью ППН студента педагогического вуза позволили нам определить ряд репрезентативных показателей. Успешность учебной дея-

тельности, качество и степень упорядоченности системы мотивов, профессиональные намерения, уровень профессиональной самооценки, результативность социально значимого взаимодействия, наличие идентификации с социальной группой педагогов, эмоциональная удовлетворенность выбором профессии, уровень мотивационного и поведенческого саморегулирования - эти показатели комплексные, отражают все компоненты и аспекты ППН студента, позволяют выявить уровень развития направленности и динамические тенденции в этой подсистеме личности. Принципиальное значение для повышения достоверности результатов и выявления индивидуальных особенностей испытуемых имеет использование разнообразных методов диагностики (субъективно-оценочные, стандартизированные опросники, анкеты, экспертная оценка результатов деятельности и общения, проективные рисуночные методики, контент-анализ текстов). Для каждого репрезентативного показателя опытным путем был определен уровень, характерный для данного возраста, этапа обучения, позволяющий ценить развитие ППН испытуемых. Наличие тенденций изменения (повышения-снижения устойчивости ППН) определялось путем сравнения ретро-, актуального и перспективного состояний показателей с учетом статистически обоснованных границ вариативности.

Для методик исследования были определены нормализованные оценки в единой шкале, что позволило оценить соответствие (непротиворечивость) различных проявлений направленности, определить уровни сформированности устойчивости ППН студента по обобщенному критерию. Полученные результаты позволяют констатировать, что различия перспективного состояния и актуального состояния направленности в пределах 10-12 % является нормальным. Отклонение показателя в больших пределах мы интерпретировали: при повышении - как тенденцию к повышению уровня профессионально-педагогической направленности, при снижении - как тенденцию к ослаблению (неустойчивости) профессионально-педагогической направленности. Констатирующее исследование выявило у большинства (72 %) испытуемых - студентов педагогических специальностей 2 - 5 курсов - сформированную профессионально-педагогическую направленность. Но внутри этой группы, постепенно, к пятому курсу увеличивается доля (до 38 %) студентов с признаками неустойчивости ППН, что актуализирует организацию целенаправленной работы по формированию системы регуляции и саморегуляции мотивации студентов.

Анализ психологических исследований проявлений устойчивости личности (М.Н.Борисова, Б.Б.Величковкий, В.Г.Калашников, М.Х.Маше-

куашева и др.) и педагогического опыта формирования профессиональной устойчивости личности (В.Г.Локтионов, В.Е.Пеньков, В.И.Свет-личный, и др. ) показал, что все исследователи полагают основой существования устойчивых качеств личности принцип саморегуляции сложных систем, принцип обратной связи, построенной на рефлексии и управлении состояниями. Сутью устойчивости является не жесткость, а гибкость, приспособляемость системы мотивации к меняющимся условиям жизнедеятельности студента, при переходе от задачи к задаче, от этапа к этапу (при сохранении доминирующей роли педагогической профессии в самоопределении личности).

Рассматривая механизм формирования саморегуляции, психологи констатируют те же фазы и принципы становления новообразований, что и в случае когнитивных функций: через интерио-ризацию способов и эталонов восприятия, интеллектуальное преобразование и аффективное переживание информации о причинах, цели и условиях активности, принятие программы действий, оценку и коррекцию состояний на основе осознания и дифференцированной внешней оценки. Конечной целью педагогического воздействия является «самодвижение»9 мотивации, в идеале связанное с усвоением моральных ценностей, и волевое поведение, которые сами становятся побудителями активности и развития личности. В настоящее время все вопросы формирования личности студента в педагогике рассматриваются как функция какой-либо педагогической системы. Проблема формирования определенного качества мотивации (устойчивости) у студентов в нашем исследовании решается путем моделирования этого процесса и реализации модели в условиях педагогического университета (Рис. 2).

В соответствии с избранными методологическими подходами в структурно-функциональной модели мы выделили основные компоненты педагогической системы (целевой, результативный, организационно-содержательный, деятельност-ный, критериально-оценочный), их наполнение и особенности, определили принципы и условия формирования ППН студента, выявили существенные связи между элементами системы, в том числе и обратную связь, обеспечивающую целенаправленное функционирование всей системы.

9 Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: 1995. - С. 20 - 55, 46.

Рис.2. Модель педагогической системы формирования устойчивости профессионально-педагогической направленности студентов педагогических специальностей в процессе высшего

профессионального образования

Профессиональная направленность возникает на границе внутренних стремлений личности и реально существующих условий жизнедеятельности, поэтому в модели формирования устойчивости ППН присутствуют как факторы, связанные с внешними условиями и воздействиями (требования образовательного стандарта, требования и условия профессиональной деятельности, формы и методы организации учебной дея-

тельности и др.), так и факторы, отражающие особенности субъектов взаимодействия: студентов, преподавателей, учебных групп, образовательных и общественных объединений (цели, мотивы, представления, умения, принципы и способы взаимодействия и др.). Выявленные этапы и критические периоды развития ППН студентов послужили основанием для определения этапов формирования устойчивости направ-

ленности, для каждого из которых определено специфическое направление (формирование социально-профессиональной - на 1 этапе, учебно-профессиональной - на 2 этапе, и личностно-профессиональной направленности на 3-ем), содержание, формы и методы воздействия, круг субъектов, осуществляющих регулирующую обратную связь. Основываясь на специфике содержания мотивации и особенностях содержания учебного процесса и проблем, переживаемых студентами педагогического вуза, мы определили 3 (4) четыре этапа формирования устойчивости ППН студента: 0) переход от ситуации широкого выбора возможностей дальнейшего обучения к освоению требований учебного процесса вуза и педагогической профессии (абитуриент - студент 1 курса); 1) освоение общих научных основ педагогической профессии, конкретизация требований к личности будущего учителя (студент 1-2 курса); 2) применение знаний о педагогической профессии на практике и к оценке собственных способностей, переоценка перспектив профессионального развития (студент 3-4 курса); 3) переход от учебно-педагогической деятельности к самостоятельной педагогической, реализация мотивации учебной деятельности (5 курс - выпускник). Нулевой этап не включен в модель, потому что не всегда есть возможности педагогического управления развитием студента в этот период. Опыт нашей работы показал, что психолого-педагогическое участие в самоопределении студента на этом этапе формирования мотивации существенно повышает показатели устойчивости ППН студента.

Основные принципы формирования устойчивости связаны с реализацией методологических подходов, а также с теоретически и практически обоснованными общими принципами формирования личности: принцип развития, социального и деятельностного опосредования, личностно-ориентированного диалогического взаимодействия, проблемности, актуализации жизненного опыта, саморегуляции, индивидуализации. К условиям формирования устойчивости ППН студента, которые теоретически обоснованы и апробированы предшествующими исследователями, но являются существенными для нашей модели, отнесены: гуманность и гуманитарность образовательной среды, система связей с образовательными и социально ориентированными организациями, погружение в реальную профессиональную обстановку, мониторинг развития профессионально-педагогической направленности студентов, высокий профессиональный уровень и система подготовки преподавателей. Особенностью модели мы полагаем выделение субъекта, осуществляющего регуляцию системы мотивов, мотивационного состояния. Информаци-

онная обратная связь о состоянии профессиональной направленности осуществляется в поле межсубъектного взаимодействия, в процессе решения учебных, социально значимых и личност-но-развивающих задач. В качестве субъекта на начальном этапе может выступать преподаватель, куратор, наставник практики, научный руководитель; возможно образование коллективного субъекта: преподаватель - студент, студент -учебная (или творческая группа) - преподаватель. Целью формирования является активизация студента как самостоятельного субъекта регуляции своих мотивационных состояний.

Опыт формирования направленности (В.И.Жернов, К.В.Жукова, М.В.Ломаева, Н.В.Петрушина, А.Е.Подобин, М.В.Соколов др.) и профессиональной устойчивости (В.В.Гузь, Е.А.Журавлева, И.А.Клюшникова, Д.Т.Хацаева и др.) дает основания для выделения следующих самостоятельных задач образования студентов: 1) Формирование знаний о содержании, требованиях, социальных функциях и условиях педагогической деятельности. 2) Формирование умений профессиональной деятельности и социального взаимодействия. 3) Формирование личной профессиональной позиции (на основе познания себя, самооценки, саморазвивающей деятельности). 4) Формирование знаний о содержании, механизмах, методах развития и регуляции мотивации личности. 5) Формирование умений саморегуляции мотивационной сферы.

Для решения этих задач нами был разработан и апробирован спецкурс «Формирование индивидуальной профессиональной направленности личности педагога» (объем 30 часов аудиторных занятий), в содержании которого нашли отражение основные характеристики мотивации, теории развития профессиональной направленности, психологические основы и техники самомотивации и разрешения внутриличностных конфликтов. Идея повышения устойчивости ППН в процессе обучения в вузе была положена в основу гипотезы нашего исследования. Согласно ей, устойчивость профессионально-педагогической направленности студентов педагогического вуза повысится, если на основе системного, деятель-ностного, личностно-ориентированного и динамического подходов будет реализована модель педагогической системы, ориентированная на учет динамического характера становления (этапов и кризисов) профессиональной мотивации учащихся; учитывающая основные факторы формирования профессиональной направленности, реализующая регуляцию мотивации студентов на основе учета динамических тенденций направленности, а также предусматривающая развитие у студентов умений саморегуляции мо-тивационных состояний.

PROVIDING SUPPORT FOR STABILITY OF THE PEDAGOGICAL STUDENTS' PROFESSIONAL ORIENTATION IN HIGHER EDUCATION

© 2011 L.V.Parfentyeva Chelyabinsk State Pedagogical University

The article proves the importance of studying motivation stability of students at a pedagogical university throughout the whole course of training. Theoretical bases of formation, criteria and indicators of professional-pedagogical orientation stability are considered. A model of a pedagogical system focused on providing support for stability of professional orientation is given.

Key words: professional-pedagogical orientation of students; stability of professional orientation of a person; motivation regulation, criteria and stability indicators; model of pedagogical system providing support for stability of professional orientation.

Lyudmila Viktorovna Parfentyeva, Senior Lecturer, Chair of Pedagogics and Psychology, Faculty of Correctional Pedagogics. E-mail: lp [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.