Вопросы высшего образования
УДК 378:355:159
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
FOCUS ON PROFESSION AND MILITARY PROFESSION IN THE PERSONAL DEVELOPMENT AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ISSUE
© 2018
П.И. Антипин, А.Е. Денисов P.I. Antipin, A.E. Denisov
В статье рассмотрено состояние изученности психолого-педагогической проблемы профессиональной направленности личности; осмыслены достоинства и недостатки различных подходов к ее решению. В рамках понимания профессиональной направленности студентов высших учебных заведений дается толкование понятия «военно-профессиональная направленность». Затрагивается педагогический аспект профессиональной направленности; в частности, приводятся определения сущности педагогической направленности. Обозначена периодизация формирования профессиональной направленности: первоначальное формирование такой направленности в довузовский период обучения, ее развитие в вузе и в профессиональной деятельности. Актуальность практического решения проблемы связывается с современным состоянием российской жизни.
Ключевые слова: профессиональная направленность; военно-профессиональная направленность; психолого-педагогическая проблема; педагогическая направленность.
The article dwells upon the fact how much the psychological and pedagogical aspects of maintaining the focus on professional personal development have been researched; it analyses the advantages and drawbacks of the problem solutions. In terms of vocational training the concept "focus on military profession" is explained. It also highlights the pedagogical aspect of the professional development: some definitions are given on this point. The authors suggest identifying several periods of the professional development: initial development in pre-university time, university period and professional activity itself. The problem seems to be of importance due to the current life in Russia.
Keywords: professional development; military professional development; psychological and pedagogical issue; pedagogical aspect.
Вопросы, связанные с изучением направленности личности, остаются актуальными и в наши дни. Несмотря на все проведенные исследования, сохраняются малоразработанные аспекты данной темы. В частности, недостаточно исследован вопрос о том, как должно формировать профессиональную направленность личности, чтобы обеспечить успешную квалифицированную деятельность последней.
Проблема направленности личности занимает важное место в психологии личности, поскольку охватывает область потребностей мотивационной сферы человека. Под направленностью личности в психологической литературе обычно понима-
ется «совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека» [1, с. 90].
В научное употребление термин «направленность личности» ввел С.Л. Рубинштейн, который под направленностью личности подразумевал совокупность потребностей, убеждений, интересов, мотивов, поведения, мировоззрения человека [2]. А.Г. Ковалев толковал направленность как сложное внедренное образование, сочетающее в себе систему потребностей,
интересов, мотивов, идеалов, обеспечивающих избирательное отношение личности [3]. К.К. Платонов утверждал, что направленность - одна из составляющих подструктуры личности, которая находится в одном ряду с опытом и индивидуальными особенностями [4]. Г.М. Потанин считал направленность сложным образованием, включающим в себя комплекс различных по содержанию и эмоционально-волевой обеспеченности чувств, мотивов и потребностей [5]. Для Б.И. Додонова направленность - это совокупность потребностей [6].
Таким образом, почти все психологи рассматривают направленность личности как структурированную совокупность различных мотивационных образований или явлений. Направленность - психолого-педагогический фактор, воздействующий на воспитание и креативные возможности индивидуума. В направленности раскрываются потребности индивидуума, которые проявляются в предпочтении определенных областей знания, в выборе профессии и в профессиональной деятельности.
Содержательная и динамическая характеристики - отдельные грани профессиональной направленности. Содержательная отражает целостность и развитость профессиональной направленности, а динамическая - ее устойчивость, протяженность во времени и интенсивность.
Направленность можно рассматривать с точки зрения отношения индивидуума к реальности. Так, В.Н. Мясищев представлял направленность как целостную систему сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности [7]. Эта система раскрывается в личностных оценках, обусловлена развитием конкретного человека, отражает его личный опыт.
Интегральная функция направленности заключается в том, что во взаимодействии её элементов возникают новые инте-гративные качества. При этом компоненты направленности настолько взаимозависи-
мы, что преобразование одного мгновенно отражается на других, и как следствие происходит изменение системы в целом. Так, преобразование системы ценностей приводит к изменению мотивации и направления деятельности человека [8].
Системообразующая функция проявляется в том, что направленность создает полноту личности и обеспечивает ее внутреннюю гармонию. Человеку иногда трудно принять цель того или иного компонента деятельности, в результате он откладывает соответствующее действие или лениво выполняет его, что делает это выполнение некачественным. Влияя на направленность личности, возможно стимулировать процесс саморазвития.
Функция целеобразования направленность состоит в определении направления становления личности и, соответственно, жизненных целей. Если личность осознанно, основываясь на своих интересах и склонностях, ставит перед собой жизненные цели, то она не испытывает противодействия приходящих извне стимулов в такой мере, чтобы они могли сказаться на ее активности. Целеобразование как функция подготавливает человека к квалифицированному труду [9].
Наиболее значимой функцией направленности является избирательная. Она определяет взгляды человека и его отношения - в первую очередь, взгляды на себя и на общество, отношение к себе и к людям. Именно благодаря этой функции человек разделяет явления и процессы по степени их значимости для него.
Обратимся к исследованиям Д.И. Фельдштейна [10] и И.Д. Егорычевой [11], которые выделили следующие типы личностной направленности: гуманистическую, эгоистическую, депрессивную и суицидальную.
Гуманистическая направленность характеризуется положительным отношением личности к себе и к обществу. Она имеет два подвида. Первому присуща альтруистическая акцентуация, при которой увле-
чения других людей или интересы социальной общности становятся главным фактором деятельности личности. Второй подвид - с индивидуалистической акцентуацией: внимание личности акцентируется на ней самой, на ее важности; при этом внешний мир и другие люди принимаются в целом положительно, но представляются менее значимыми.
Эгоистическая направленность предполагает позитивное отношение индивидуума к себе и отрицательное - к общественной составляющей бытия. Она имеет два подвида: а) когда завышенная значимость для индивидуума его «Я» не отменяет внимания к окружающему миру; б) когда значимость для индивидуума своей личности столь высока, что общество, другие люди игнорируются или вызывают резко негативное отношение.
Депрессивная направленность характеризуется тем, что человек совершенно не воспринимает свою личность как значимую и равнодушен к обществу и другим людям.
Суицидальная направленность характеризуется тем, что отношение личности к себе и обществу вообще не имеет значения для человека.
В новых исследованиях по-новому было оценено такое явление, как «личная направленность» (соответствующее понятие в свое время определили Л.И. Божович [12] и Р.С. Немов [13]). Изучение литературы позволяет сделать вывод, что направленность личности на самое себя перестала оцениваться отрицательно. Дело в том, что такая направленность предполагает установку на самореализацию, актуализирует самопознание, что, в конечном счете, повышает в глазах человека значимость не только его самого, но и других людей. Следствием воспитательных мер, противодействующих сконцентрированности молодого человека на своей личности, может стать формирование таких характеристик личности, как сознание самоценности и самопринятие.
При этом превалирующая, долгосрочная мотивационная установка, выра-
женная в заинтересованности или удовлетворении каких-либо нужд, позволяет осознать основную цель в жизни. На жизненную цель воздействуют и социальные установки, которые являются устойчивыми [14]. Нельзя упускать из внимания и того, что направленность личности изменяется в течение всей жизни. Например, согласно П.М. Якобсону, в определенный момент доминирующим фактором в поведении является чувство влюбленности [15].
Из вышесказанного можно сделать выводы:
- личность нужно представлять как совокупность всех ее подструктур; целостность личности определяется направленностью;
- направленность отражает преобладание определенного поведения, сосредоточенности на удовлетворении определенных интересов;
- направленность имеет сложное строение;
- выделяют различные типы направленности.
Обратимся к понятию «профессиональная направленность».
В отечественной науке исследованием профессиональной направленности занимались такие ученые, как М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович [16] и др. Результаты их исследований позволяют представить профессиональную направленность в трех системах отношений: 1) в системе отношений личности к профессиональной деятельности; 2) в системе предпочтений и мотиваций конкретной деятельности; 3) в системе регуляции поведения личности, детерминированная ее профессиональными потребностями, интересами и ценностями.
Профессиональная направленность проявляется как превалирующая склонность к определенной работе.
В психолого-педагогическом аспекте профессиональная направленность личности оценивается по степени овладения профессией и закрепления в ней. Данный критерий в ряде исследований является ведущим при оценке эффективности
учебного и воспитательного процесса, содействующего формированию направленности как основы профессиональной адаптации [17].
Направленность на профессиональную занятость образуется на определенной стадии становления личности. Она начинает формироваться в юности под воздействием социума, стремления к личностному самоопределению [1 8].
Можно выделить этапы развития профессиональной направленности, которые совпадают со стадиями развития человека как субъекта труда [19]. Формирование и развитие профессиональной направленности осуществляется в процессе: 1) первичного профессионального самоопределения; 2) профессионального обучения (начальной профессионализации); 3) профессиональной деятельности.
Особенности анализа профессиональной направленности личности, определяются стадией ее формирования:
- при анализе профессиональной направленности школьников, которые находятся на стадии выбора будущей профессии, делается акцент на осознанности выбора;
- анализ профессиональной направленности студентов университетов, колледжей и т.п. должен выявлять уровень готовности стать специалистом в какой-либо области;
- анализ профессиональной направленности сотрудника-специалиста есть определение результативности его деятельности.
Чтобы обеспечить формирование устойчивой профессиональной направленности, необходимо обобщение накопленного опыта, изучение методов и приемов становления профессиональной направленности личности. Важно, учитывая личный опыт педагогической работы, основываться на результатах педагогических исследований, отражающих подготовку к различным видам деятельности [20].
Профессиональная направленность в различных профессиях может образовы-
ваться в разное время - в связи с особенностями той или иной профессии.
Педагогическая направленность является вариацией профессиональной направленности. А.И. Щербаков определяет ее как комплекс компетенций педагога (его знаний, квалификации и т.п.). С его точки зрения, педагогическая направленность устанавливается на основе выявления профессиональных качеств преподавателя, его стремления заниматься педагогической деятельностью и раскрывать себя в ней [21].
И.В. Фастовец, основываясь на мотивах деятельности, выделяет шесть типов профессионально-педагогической направленности [22]. Среди них, на наш взгляд, наиболее четко определены деловая направленность, которая связана со смыслом учебного процесса, гуманистическая направленность, состоящая в мотивах общения, индивидуалистическая направленность, заключающаяся в мотивах собственного совершенствования. И.В. Фастовец особое внимание уделяет гуманистической направленности.
В психологии педагогическая направленность исследуется в рамках трех направлений: бихевиористического, когнитивного и гуманистического.
В рамках первого направленность преподавателя осмысляется как качество его действий в учебном процессе. Исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. В теоретических раскрывается категория «эффективность преподавателя», изучается возможность с помощью тестовой проверки устанавливать эффективность работы преподавателя и контролировать ее повышение. Эмпирический подход предполагает выявление лучших качеств конкретного преподавателя; в дальнейшем - составление программы его развития, а также определение условий подготовки преподавателей.
Из-за слишком прямого понимания связи внутренних и внешних проявлений направленности личности бихевиористиче-ские исследования приносили недостаточные результаты. Многочисленные методики
по-настоящему позволяли определить у преподавателя только внешние проявления направленности на основе показателей достижений обучающихся.
В рамках когнитивной психологии особо следует выделить исследования, посвященные структуре педагогической направленности. К примеру, Л.М. Ахмед-зянова, понимая под педагогической направленностью педагогическое призвание, включает в ее структуру следующие компоненты: неосознанное влечение к педагогической деятельности; осознание ее объекта и содержания; склонность к педагогической деятельности и стремление заниматься ею. Наибольшую эффективность педагогической деятельности автор связывает с потребностью в самореализации в избранной профессии [23].
Исследования военно-
профессиональной направленности (ВПН) велись в 1960-1970-е гг. и основывались на коммунистической идеологии, а главная роль в формировании ВПН отводилась партийным и комсомольским организациям.
Значительный вклад в изучение ВПН внес Л.Ф. Железняк, рассмотревший структуру и смысл данной направленности и её воздействие на обучение и дисциплинированность курсантов [24]. А.И. Александров занимался изучением психологических проявлений ВПН у курсантов высших военно-политических училищ; рассматривая формирование профессиональной направленности личности в ходе партийно-политической работы [25]. Формирование профессиональной готовности офицерского состава и курсантов было описано в трудах С.И. Жуковского [26], М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича [16]. В исследованиях В В. Алешкина [27] и И.Н. Носса [28] затрагивались социально-психологические аспекты формирования ВПН суворовцев. Все перечисленные исследования проводились не менее чем 30 лет тому назад.
Из трудов последних лет интерес вызывают работы В.В. Богуславского, посвященные формированию и развитию мотивации учебной деятельности курсантов во-
енных училищ МВД СССР [29]. Для осмысления проблем формирования военно-профессиональной направленности в современных условиях значимы и другие работы. Так, В.Л. Марищук рассматривает психологические основы формирования профессиональных качеств офицера [30], В.Ф. Дубяга - формирование психологической готовности военнослужащих внутренних войск МВД России [31], С.А. Лаврико-ва - психофизиологические особенности военнослужащих - ликвидаторов аварии на ЧАЭС [32].
В перечисленных трудах освещались вопросы становления и специфических особенностей системы военного образования, условий её существования; были представлены примеры проведения так называемой первичной оценки направленности в условиях военной службы; затрагивалась проблема снижения уровня ориентации молодежи на военные профессии, связанного с проведением реформы военного образования, недостаточной подготовленностью нормативно-правовой базы военно-профессионального образования, ее слабой интегрированностью в систему гражданского образования.
Вне внимания исследователей остались вопросы направленности личности абитуриента военного вуза, а также формирования этой направленности в довузовский период. По нашему мнению, решение данных вопросов может повысить престиж военных вузов.
Отметим тот факт, что многие пробелы в подготовке военных в учебных заведениях могут быть восполнены в ходе службы, но без сформированной профессиональной направленности дальнейшая служба успешной быть не может. Ее формирование в рамках учебного процесса вуза необходимо, и при должном внимании педагогов к этому вопросу возможно даже при низком исходном уровне ее сформиро-ванности. Решение данной задачи имеет важное государственное значение не только ввиду необходимости сохранения обороноспособности страны, но и по финансовым
причинам: студенты, поступившие в учебное заведение, не имея достаточного уровня профессиональной направленности, и не получившие возможности ее укрепить и развить, перестают учиться, что ведет к их
отчислению. Для вуза и для государства в целом это ведет и к материальному ущербу, и к отрицательным социальным последствиям.
* * *
1. Психология : словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М. : Политиздат, 1990. 494 с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2000. 592 с.
3. Ковалев А.Г. Психологическая структура личности // Общ. психология / под ред. В.В. Богоявленского и др. М. : Просвещение, 1981. С. 70-73.
4. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М. : Наука, 1982. 309 с.
5. Потанин Г.М., Сахаров А.И. Конфликты: сущность и преодоление. М. : Просвещение, 2013. 211 с.
6. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М. : Политиздат, 1977. 272 с.
7. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева. М. : Институт практической психологии ; Воронеж : НПО МОДЭК, 1995. 356 с.
8. Профессиональное становление и развитие личности: профессионально-личностная направленность. URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ (дата обращения 10.03.2018).
9. Дмитриева М.А. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб. : Речь, 2001. 240 с.
10. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избранные психологические труды. М. : Междунар. пед. академия, 1995. 368 с.
11. Егорычева И.Д. Генезис самореализации как особого типа деятельности и роль подросткового возраста в ее развитии : дис. ... докт. психол. наук : 19.00.07. М., 2012. 418 с.
12. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : НПО МОДЭК, 2001. 352 с.
13. Немов Р.С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд. Кн. 1: Общие основы психологии. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 688 с.
14. Буякас Т.М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов-психологов // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 2000. № 1. С 56-62.
15. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. М. : Институт практической психологии, 1998. 304 с.
16. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск : БГУ, 1976. 175 с.
17. Ломакина Э.Н. Профессиональная направленность как механизм психологической готовности к профессиональной деятельности студентов // Сибирский пед. журнал. 2011. №10. С. 63-71.
18. Кунц Л.И. Образ профессиональной деятельности в контексте профессионального самосознания личности // Философия образования. 2012. №4(43). С. 167-173.
19. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М. : Академия, 2006. 240 с.
20. Томильцев А.В. Основные концепции профориентационной работы // Социальная работа на Урале: исторический опыт и современность. Екатеринбург : УГППУ, 2001. С 163-173.
21. Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. А.И. Щербакова. М. : Просвещение, 1987. 255 с.
22. Фастовец И.В. Формирование профессионально-педагогической направленности личности учителя : автореф. дис. ... канд. псих. наук : 19.00.07. М., 1991. 20 с.
23. Ахмедзянова Л.М. Педагогическое призвание и динамика его развития у студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1972. 22 с.
24. Железняк Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера. М. : ВПА им. В.И. Ленина, 1979. 144 с.
25. Александров А.И. Психологический анализ формирования профессиональной направленности личности курсантов высших военно-политических училищ : автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук : 13.00.08. М., 1978. 23 с.
26. Жуковский С.И. Формирование профессиональной готовности офицерских кадров к творческому решению задач управленческой деятельности : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13. М., 1998. 181 с.
27. Алешкин В.В. Социально-психологические аспекты формирования военно-профессиональной ориентированности учащихся : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05. М., 1991. 21 с.
28. Носс И.Н. Эффективность психодиагностики военно-профессиональной направленности у суворовцев : автореферат дис. ... канд. псих. наук : 19.00.05. М., 1992. 23 с.
29. Богуславский В.В. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности курсантов военных училищ МВД СССР : автореф. дис. ... канд. псих. наук : 19.00.11. М., 1988. 20 с.
30. Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств : автореф. дисс. ... докт. псих. наук. 19.00.03. Л., 1982. 351 с.
31. Дубяга В.Ф. Формирование психологической готовности воина оперативных частей внутренних войск МВД России к деятельности по охране общественного порядка : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.03. М., 1989. 251 с.
32. Лавриков С.А. Психофизиологическое обоснование критериев профессионального отбора курсантов - будущих ликвидаторов химических аварий и катастроф : автореферат дис. ... канд. мед. наук : 14.00.17. СПб., 1996. 20 с.