экономика и управление народным хозяйством
Economy and management of national Economy
Н.А. Воронина, Е.Г. Жулина, А.Н. Кара
ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА НА ТЕРРИТОРИИ
ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА: РОЛЬ НОРМАТИВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
N.A. Voronina, E.G. Zhulina, A.N. Kara
Formation Conditions for Economic Growth in the Territory Volga Federal District: the Role Normative Legal Regulation
Экономическое развитие нашей страны, находящееся под влиянием глобальных социальных, политических, экономических и цифровых вызовов, показало устойчивые поступательные темпы практически во всех сферах. Сложное федеративное устройство, неравномерность развития территорий, многообразие культур и традиций оказывают влияние на происходящие преобразования в экономической жизни страны. В этой связи темпы экономического роста, не смотря на поступательное движение, в течение последнего десятилетия имели различную динамику.
Устойчивость темпов экономического роста во многом определяется эффективностью реализации стратегий экономического развития регионов страны, объединенных в девять федеральных округов. Данные территориальные образования, формируя систему управленческих взаимосвязей и взаимодействий обладают высоким потенциалом решения ключевых межрегиональных проблем интеграции экономических, социальных и политических аспектов функционирования, реализации стратегический развития на основе конкретизации нормативно-правового регулирования с учетом специфических условий и уровня их развития (таблица 1).
Приведенные в таблице 1 данные указывают на то, что среди восьми федеральных округов Приволжский федеральный округ (ПФО) почти по всем представленным показателям находится в группе лидеров. Так, в структуре совокупного регионального продукта, удельный вес ВРП
Приволжского федерального округа составляет 15 %, сразу вслед за лидером - Центральным федеральным округом, вклад которого составляет 35 %. В то же время по выработке доли валового регионального продукта на душу населения Поволжье отстает от Сибири, Урала и Северо-Запада, оставаясь позади лидера - Центрального ФО, т. к. рабочая сила ПФО составляет почти 70 % населения.
Таблица 1
Основные экономические показатели Федеральных округов РФ в 2015 г.1
Показатель Внутренний региональный продукт (в текущих основных ценах), млрд руб.) Сальдированный финансовый результата (прибыль минус убыток) в экономике, млн руб. Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), % Инвестиции в основной капитал, млрд руб.
Российская Федерация 64997,0 11587706 105,4 14639,8
Центральный федеральный округ 22713,9 4851225 105,9 3796,0
Северо-Западный федеральный округ 6790,2 1584198 105,1 1660,8
Южный федеральный округ 4590,6 610499 105,7 1110,4
СевероКавказский федеральный округ 1704,3 40405 105,2 485,0
Приволжский федеральный округ 9916,0 1242357 104,6 2429,0
Уральский федеральный округ 8980,4 1448995 105,7 2731,0
Сибирский федеральный округ 6752,0 1163121 105,0 1405,3
Дальневосточный федеральный округ 3549,6 646906 105,4 985,2
Рис. 1. Индекс промышленного производства, январь-сентябрь 2018 г., в % к январю-сентябрю 2017 г.2
Четвертое место Приволжский федеральный округ занимает по значению сальдированного финансового результата в экономике с удельным весом в 11 %, от общего финансового результата по Российской Федерации. Третьим Приволжский федеральный округ с удельным весом в 17 % стал по объему инвестиций в основной капитал. Успешным в Приволжском федеральном округе является сдерживание роста индекса потребительских цен, темпы роста которого в декабре 2015 г. по сравнению с декабрем 2014 г. составили 104,6 %, что ниже, чем во всех федеральных округах и по Российской Федерации в целом. Таким образом, Приволжский федеральный округ обладает большим потенциалом экономического роста не смотря на то, что в его составе практические единственным явным лидером - регионом-донором является Республика Татарстан.
В разрезе регионального развития в Приволжском федеральном округе также наблюдается неравномерность. Так, среди субъектов ПФО в 2018 г. по сравнению с январем-сентябрем 2017 г. наибольший рост индекса промышленного производства отмечался в Республике Мордовия (рисунок 1).
Приведенные на рисунке 1 данные показывают, что в четырех из 14 регионов ПФО индекс промышленного производства имел отрицательную динамику.
В структуре инвестиций в основной капитал по ПФО в 2015 г. доля средств федерального бюджета составила 6,7 %, бюджетов субъектов РФ -4,6 %, местных бюджетов - 1,0 %. В целом по Российской Федерации доля бюджетных средств составляла 16,5 %, а по ПФО - 12,3 %3. Следовательно, основная нагрузка по финансированию модернизации экономики ложится на плечи бизнеса, что сдерживает экономический рост. Для улучшения инвестиционного климата и роста инвестиций в основной капитал необходимо создание привлекательных условий для повышения инвестиционной активности бизнеса4, что будет способствовать экономическому росту на территории Приволжского федерального округа и учитывать интересы его субъектов.
* * *
Важным фактором, оказывающим влияние на формирование условий для экономического роста отдельных субъектов Российской Федерации, а также обеспечивающим улучшение инвестиционного климата и достижение запланированных показателей экономического роста, выступает нормативно-правовая база, принятая на уровне региона и страны.
В целях организации бюджетного процесса в субъектах Приволжского федерального округа разработаны и приняты необходимые законы, устанавливающие:
- полномочия участников бюджетного процесса регионального уровня;
- порядок составления, представления, утверждения и исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации;
- процедуры формирования бюджетной отчетности;
- порядок осуществления государственного финансового контроля;
- процедуры, сроки, требования к проведению публичных слушаний по проектам бюджетов и проектам годовых отчетов об исполнении бюджета.
В 11 из 14 регионов округа принят отдельный Закон о бюджетном процессе и отдельный Закон о межбюджетных отношениях.
В Республике Татарстан, в Республике Чувашия и Самарской области принят единый Закон, регулирующий и бюджетный процесс, и межбюджетные отношения.
Система межбюджетных отношений регионов Приволжского федерального округа совмещает в себе эффективные выравнивающие и стимулирующие инструменты.
Объективные методики выравнивания бюджетной обеспеченности муниципалитетов позволяют обеспечить нуждающиеся муниципалитеты средствами, необходимыми для исполнения возложенных на них полномочий5.
Эффективным инструментом, мотивирующим к экономическому развитию муниципалитетов, выступает закрепление за местными бюджетами единых нормативов отчислений от налогов.
На втором заседании рабочей группы Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, состоявшемся 2 июня 2017 г., в Докладе «Реализация мероприятий по стимулированию роста экономики регионов Приволжского федерального округа, направленных на повышение эффективности деятельности институтов развития, увеличение налогового потенциала, совершенствование межбюджетных отношений и оптимизацию бюджетных расходов», было отмечено, что, передача в местные бюджеты ряда налогов приводит к повышению эффективности предоставления муниципальных услуг. К таким доходам можно отнести государственную пошлину за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Нормативы от государственной пошлины установлены в следующих субъектах Российской Федерации: Самарская область - 100 %, Пензенская область - 30 %, Чувашская республика - 25 %, Нижегородская область - 100 %.
В Самарской области с 2017 г. появился новый вид дотации - на стимулирование предоставления государственных услуг через МФЦ (объём этих дотаций определяется исходя из 50 %-ного уровня платы за предоставление федеральными органами сведений через МФЦ за отчётный период)6.
Создание в регионах ПФО условий для экономического роста осуществляется, в том числе, посредством эффективного налогового стимулирования7. Во всех субъектах округа приняты необходимые акты налогового законодательства в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации.
В республике Татарстан в 2016 г. в целях создания условий для экономического роста и оказания государственной поддержки резидентам территорий опережающего социально-экономического развития8 предоставлены льготы по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций. Так, налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащая зачислению в бюджет Республики Татарстан, установлена в размере 5 % в течение первых 5 налоговых периодов и 10 % - в последующие 5 периодов9. В соответствии с Законом Республики Татарстан от 28.11.2003 № 49-ЗРТ «О налоге на имущество организаций», о налогу на имущество организаций предусмотрено полное освобождение от уплаты налога в течение 10 лет с момента постановки имущества резидентов территорий опережающего социально-экономического развития на учет10.
В Саратовской области11, в частности на территории опережающего социально-экономического развития «Петровск», действуют аналогичные налоговые льготы по налогу на прибыль12 и налогу на имущество13.
Кроме того, согласно Закону Республики Татарстан от 10.02.2006 № 5-ЗРТ «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль
организаций для организаций-резидентов особой экономической зоны промышленно-производственного типа, созданной на территории Ела-бужского района Республики Татарстан, и особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Иннополис», созданной на территориях Верхнеуслонского и Лаишевского муниципальных районов Республики Татарстан» (в последней редакции), в 2017 г. в целях поддержки организаций-резидентов, осуществляющих деятельность на территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа Ела-бужского района Республики Татарстан, и особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Иннополис» налоговая ставка по налогу на прибыль организаций уменьшена до 12,5 % в 2017-2020 гг.14
В Самарской области в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2016 г. № 947 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Тольятти»15 проведена работа по формированию регионального правового поля для определения правил работы с резидентами ТОСЭР «Тольятти» и введения льготного режима налогообложения на областном уровне. Законами Самарской области установлены льготы резидентам ТОСЭР «Тольятти» по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в областной бюджет. Решением Думы городского округа Тольятти резиденты ТОСЭР «Тольятти» освобождены от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, используемых для реализации инвестиционных проектов на срок действия соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР «Тольятти».
В соответствии с Законом Пензенской области от 28.06.2018 № 3199-ЗПО «О внесении изменений в статью 2.4 Закона Пензенской области «Об установлении и введении в действие на территории Пензенской области налога на имущество организаций» и в Закон Пензенской области «О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Пензенской области» для предпринимателей, предусмотрены льготы в виде снижения ставок по налогу на прибыль16 и налогу на имущество. Кроме того, Законом Пензенской области от 30.06.2009 № 1755-ЗПО «Об инвестициях и государственно-частном партнерстве в Пензенской области» также освобождаются от уплаты транспортного налога организации, реализующие на территории области приоритетные и стратегически значимые инвестиционные проекты17.
За период действия Закона из бюджета Пензенской области были предоставлены льготы по налогу на имущество организаций и транспортному налогу (льготы по налогу на прибыль не представлялись) по 7 инвестиционным проектам на сумму 754 млн руб. Одновременно в результате реализации инвестиционных проектов в бюджет Пензенской области поступили средства в размере более 930 млн руб. от налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц и налога на имущество организаций.
Согласно Закону Пензенской области от 04.03.2015 № 2684-ЗПО «О внесении изменений в отдельные законы Пензенской области» на данной территории в целях развития малого и среднего бизнеса за счет снижения налоговой нагрузки уже третий год впервые зарегистрированным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения, предоставляются двухлетние «налоговые каникулы»18.
Однако, данный инструмент экономического развития сопряжен с рисками разбалансировки бюджета из-за выпадающих доходов региональных и местных бюджетов.
С целью предотвращения негативных последствий для бюджетов в регионах округа регулярно проводится работа по оптимизации налоговых льгот.
Согласно Закону Чувашской Республики от 22.06.2015 № 27, 09.10.2015 № 48 «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики от 23.07.2001 № 38 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» в Чувашской Республике с 1 января 2016 г.:
- отменена льготная налоговая ставка (1,1 %) по налогу на имущество организаций на имущество, являющееся предметом лизинга;
- увеличена с 30 до 50 млн руб. пороговая сумма инвестиций, при которой налогоплательщики могут получить освобождение от уплаты налога на имущество организаций в размере 50 % от суммы исчисленного налога, а также уплачивать налог на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в республиканский бюджет Чувашской Республики, по ставке 14 %;
- введены условия применения льготной налоговой ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организаций 19.
В Удмуртской Республике принят Закон от 4 июля 2016 г. № 46-РЗ «О внесении изменений в отдельные законы Удмуртской Республики», предусматривающий сокращение перечня оснований для возврата сумм налогов, не уплаченных в бюджет Удмуртской Республики в результате предоставления налогоплательщику налоговых льгот20.
В Пермском крае с 1 января 2016 г. вступил в действие Закон от 24 ноября 2015 г. № 566-ПК «О внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае»21, которым предусмотрено поэтапное увеличение ставки налога на прибыль организаций: с 2016 г. - 15 %, с 2017 г. - 16,5 %, с 2018 г. - 18 %.
Объем дополнительно полученного налога на прибыль организаций в связи с увеличением налоговой ставки в 2016 г. составил порядка
1 млрд руб. На 2017 г. прогнозировалось дополнительно к 2016 г. получить 2,2 млрд руб., на 2018 г. к 2017 г. - 0,8 млрд руб.
В Кировской области в рамках регулирования условий экономического роста и обеспечения бюджетной сбалансированности приняты следующие нормативно-правовые акты:
- Закон от 27.07.2016 г. № 692-ЗО «О налоге на имущество организаций в Кировской области»22 (принят в новой редакции), которым изменен механизм предоставления преференций для частных инвесторов;
- Закон от 27.07.2016 г. № 691-ЗО «О внесении изменений в Закон Кировской области «О пониженной налоговой ставке налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков»23 в соответствии с которым при применении пониженной ставки по налогу на прибыль для организаций, инвестирующих средства в обновление основных фондов;
- Закон от 14.11.2016г. № 15-ЗО «О внесении изменения в статью 1 Закона области «Об установлении на территории Кировской области дифференцированных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения налогоплательщиками, избравшими объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов»24, которым отменены дифференцированные налоговые ставки при применении упрощенной системы налогообложения налогоплательщиками, избравшими объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов;
- Закон от 14.11.2016 г. № 14-ЗО «О внесении изменения в статью 5 Закона Кировской области «О транспортном налоге в Кировской области»25, которым отменена льгота по транспортному налогу частным инвесторам-обладателям патронажного сертификата Губернатора Кировской области.
В области нормативно-правового обеспечения бюджетного процесса актуален вопрос расширения понятия «доходный потенциал муниципального образования» путем включения отдельных видов неналоговых доходов в расчет распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Действующая структура доходов отдельных муниципальных образований свидетельствует о значительном влиянии неналоговых доходов на наполняемость бюджетов муниципальных образований. При этом показатель доли неналоговых доходов в бюджетах муниципальных образований существенно дифференцирован.
В связи с отсутствием в действующем бюджетном законодательстве нормы, позволяющей отражать в расчете бюджетной обеспеченности неналоговые доходы, учесть данный фактор при распределении дотаций из региональных и районных фондов финансовой поддержки не представляется возможным.
Кроме того, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28.11.2015 г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и статьи
342.4 и 342.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»26 с 1 января 2018 г. заканчивается действие моратория на увеличение количества действующих консолидированных групп налогоплательщиков (далее - КГН) и числа участников действующих КГН.
Дальнейшее увеличение числа КГН и участников уже действующих КГН продолжит снижать доходы бюджетов отдельных субъектов страны.
Статьей 58 Бюджетного Кодекса Российской Федерации27 определены полномочия субъектов только по установлению нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов, в местные бюджеты. Полномочия, устанавливающие передачу неналоговых доходов в бюджеты муниципалитетов, бюджетным законодательством не установлены.
Отсутствие возможности передачи в местные бюджеты неналоговых доходов снижает эффективность деятельности органов местного самоуправления, влияющей на объемы поступлений этих доходов.
Согласно пункту 1 статьи 142.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что Федеральным законом от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»28 (далее - закон № 131-ФЗ) должны быть определены вопросы местного значения межмуниципального характера. При этом указанные положения закона № 131-ФЗ отсутствуют, что лишает органы местного самоуправления установленного бюджетным законодательством инструмента межбюджетного регулирования.
Система уплаты НДФЛ индивидуальными предпринимателями- налоговыми агентами в настоящее время отличается от уплаты указанного налога юридическими лицами, имеющими структурные подразделения, и не всегда имеет положительный бюджетный эффект для тех субъектов Российской Федерации, в которых индивидуальные предприниматели осуществляют свою деятельность.
Например, налоговый агент - индивидуальный предприниматель, состоящий на налоговом учете в Саратовской области, осуществляет торговую деятельность на территории Чувашской Республики в 33 магазинах с привлечением 370 наемных работников. В соответствии с действующим федеральным законодательством он исполняет обязанности налогового агента на территории Саратовской области и всю сумму исчисленного НДФЛ должен перечислить в бюджет Саратовской области.
Данная ситуация характерна для всех субъектов Российской Федерации. Для организаций торговли, имеющих сети в большинстве субъектов Российской Федерации, данный способ стал легальным уходом от прозрачного налогообложения.
Статьей 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен порядок формирования и использования дорожных фондов всех уровней
бюджетной системы Российской Федерации. В качестве одного из источников доходов, учитываемого при определении размера дорожного фонда субъекта Российской Федерации, названы доходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от транспортного налога.
При этом статьей 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации субъектам Российской Федерации дано право перераспределения в пользу местных бюджетов части доходов, подлежащих зачислению в региональные бюджеты, что и реализовано в ряде регионов ПФО в отношении транспортного налога.
Вместе с тем в перечне доходов, формирующих дорожные фонды муниципалитетов, транспортный налог, закрепленный регионами за муниципалитетами, не назван.
В настоящее время в связи с необходимостью реализации вышеуказанной нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации при закреплении за местными бюджетами нормативов отчислений от транспортного налога объем региональных дорожных фондов завышается.
При этом муниципальные образования в виду необязательности нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации зачастую транспортный налог не рассматривают в качестве источника формирования муниципальных дорожных фондов, занижая объем средств, направляемых на нужды дорожного хозяйства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2016 г. №1505 «О внесении изменений в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федера-ции»29 внесены изменения в методику распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, согласно которым в составе дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в 2017 г. предусмотрено распределение дотации с учетом результатов инвентаризации расходных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
* * *
Таким образом, действующая нормативная правовая база в достаточной мере создает условия для экономического роста регионов, расположенных на территории ПФО.
Тем не менее, в целях совершенствования межбюджетных отношений, обеспечения сбалансированности бюджетов и повышения качества управления государственными (муниципальными) финансами могут быть рекомендованы следующие меры:
- продление до 2020 г. действия моратория на увеличение количества действующих консолидированных групп налогоплательщиков (далее -КГН) и числа участников действующих КГН. Данное положение позволит
избежать снижения доходов бюджетов отдельных субъектов Российской Федерации от увеличения числа КГН.
- введение на постоянной основе нормы, позволяющей превышать предельные параметры дефицита бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на разницу полученных и погашенных из других бюджетов бюджетной системы бюджетных кредитов.
Подобная норма была введена Федеральным законом от 09.04.2009 № 58-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»30 и действовала до 1 января 2017 г.
Возврат указанной нормы на постоянной основе позволит органам государственной власти и органам местного самоуправления планировать бюджеты с учетом дополнительных ресурсов в виде бюджетных кредитов;
- проведение в целях снижения долговой нагрузки на бюджеты регионов реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов РФ перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, предоставленным на частичное покрытие дефицита бюджета до 01.01.2017 г., с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга и переносом сроков погашения, сложившейся после проведения реструктуризации задолженности до 2025 г. равными долями.
Реструктуризация задолженности позволит регионам направить высвободившиеся средства на реализацию социально-экономических задач и повысить устойчивость региональных бюджетов.
Кроме того, в целях укрепления финансовой самостоятельности регионов, обеспечения сбалансированности бюджетов и повышения качества управления государственными (муниципальными) финансами на федеральном уровне могут быть рассмотрены следующие предложения:
- установление ежегодной индексации объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на уровень фактической инфляции;
- увеличение удельного веса дотаций, предоставляемых региональным бюджетам, в общей сумме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
- зачисление в бюджеты субъектов РФ прироста поступлений по налогу на прибыль организаций в отчётном году по сравнению с предыдущим годом, подлежащего зачислению в федеральный бюджет;
- рассмотрение возможности передачи бюджетам субъектов РФ налога на прибыль с дивидендов по нормативу 100 %.
С целью укрепления доходной базы местных бюджетов, исполнения принятых обязательств в установленные сроки и избежания кассовых разрывов при исполнении бюджетов муниципальных образований, рекомендуется рассмотреть возможность перенести срок уплаты имуще-
ственных налогов физических лиц на прежний период 1 октября или на более ранний срок.
В части совершенствования межбюджетных отношений, на наш взгляд, целесообразным станет:
- учет при расчете бюджетной обеспеченности муниципальных образований показателей, представляющих собой оценку неналоговых доходов местных бюджетов. Данные поправки будут способствовать более объективному распределению дотаций из региональных бюджетов и снижению дифференциации бюджетной обеспеченности муниципалитетов;
- предоставление прав органам государственной власти субъектов РФ по закреплению за муниципальными образованиями нормативов отчислений от неналоговых доходов. Нововведение будет способствовать повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления, влияющей на объемы поступлений этих доходов;
- учет при расчете объема софинансирования расходных обязательств органов местного самоуправления из федерального бюджета совокупного объема расходов, предусмотренных и в бюджете субъекта Российской Федерации, и в местных бюджетах. Реализация предложения позволит не отвлекать средства региональных бюджетов с финансирования государственных полномочий на решение вопросов местного значения.
Таким образом, действующая и предлагаемая к утверждению на территории Приволжского федерального округа нормативная правовая база в достаточной мере создает условия для экономического роста регионов.
Примечания Endnotes
1 Регионы России. Социально-экономические показатели, 2017: Статистический сборник. Москва, 2017. С. 18-21.
2 Министерство экономического развития Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. Отчет по региональному сравнению за январь-сентябрь 2018 года. URL: https://economy.bashkortostan.ru/dejatelnost/makrojekonomika/analiz-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-rb/analiticheskaya-spravka-po-regionalnomu-sravneniyu/
3 Статистический бюллетень социально-экономическое положение регионов Приволжского федерального округа в январе-декабре 2015 года. Ч. II. Йошкар-Ола, 2016. С. 10.
4 Жулина Е.Г. Необходимость и сущность государственного регулирования инновационной деятельности // Современное конкурентное развитие экономики и общества. Саратов, 2015. С. 40, 41.
5 КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2016 №1505 «О внесении изменений в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации».URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_210177/
6 Постановление Правительства Самарской Области от 26.12.2016 № 804 «Об утверждении Порядка расчета и предоставления дотаций из областного бюджета местным бюджетам на стимулирование предоставления государственных услуг через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна"». URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW256 &n=88721#05314997189464519
7 Воронина Н.А., Кузнецова И.В. Институты развития и точки экономического роста как факторы стимулирования предпринимательской активности в регионе. Саратов, 2018.
8 Сиднева А.М. Правовое регулирование экономической деятельности на территориях опережающего развития // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2018. Т. 9. № 1. С. 37.
9 Закон Республики Татарстан от 13.02.2016 № 5-ЗРТ «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организации для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Республики Татарстан» (в ред. Закона РТ от 11.05.2018 № 26-ЗРТ). URL: http://www.consultant.ru/regbase/ cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW363;n=102921#0287293867819574.
10 Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog. ru/rn16/about_fts/docs/4470579/.
11 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_279123/.
12 Закон Саратовской области от 01.08.2007 № 131-ЗСО «О ставках налога на прибыль организаций в отношении инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Саратовской области» (в последней редакции) URL: https://www.nalog.ru/rn64/about_fts/docs/4472990/.
13 Закон Саратовской области от 24.11.2003 № 73-ЗСО «О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций» (в последней редакции). URL: https://www.nalog.ru/rn64/about_fts/docs/4472987/.
14 Архив документов Правительства Республики Татарстан [Электронный ресурс]. URL: http://tatarstan-gov.ru/doc/7498.
15 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_205180/.
16 Гарант. Ru: Информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/penza/1206488/.
17 Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/430642706.
18 URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW021 &n=90138#043662870058859293.
19 URL: https://www.nalog.ru/rn21/about_fts/docs/5637243/.
20 URL: https://www.nalog.ru/rn18/about_fts/docs/6754243/.
21 URL: http://www.garant.ru/hotlaw/perm/676350/.
22 URL: https://www.nalog.ru/rn43/about_fts/docs/6148255/.
23 URL: http://www.garant.ru/hotlaw/kyrov/831087/.
24 Законодательное собрание Кировской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.zsko.ru/m/docs/laws/detail.php?ID=22499.
25 URL: https://www.nalog.ru/rn43/about_fts/docs/6340569/.
26 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189501/.
27 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/.
28 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/.
29 URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71478648/#ixzz5XV7QUCMT.
30 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_86705/.
Авторы, аннотация, ключевые слова
Воронина Наталья Александровна - канд. экон. наук, доцент Института социального и производственного менеджмента Саратовского Государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина (Саратов) [email protected]
Жулина Елена Геннадиевна - докт. экон. наук, профессор Саратовского социально-экономического института (филиала) Российского Экономического Университета им. Г.В. Плеханова (Саратов) [email protected]
Кара Анна Николаевна - докт. экон. наук, профессор, директор Института экономики Поволжского государственного университета сервиса (Тольятти) [email protected]
Достижение запланированных показателей экономического роста отдельных регионов Российской Федерации становится возможным при условии формирования доходной части бюджетов таких субъектов в достаточном объеме и своевременно. Важным фактором, создающим условия для реализации социально-экономической политики, направленной на достижение экономического роста на территории таких регионов, становится уровень развития нормативно-правовой базы. В статье проводится обзор действующей нормативно-правовой базы, выступающей основой организации бюджетного процесса в субъектах Приволжского федерального округа, регламентирующей формирование условий экономического роста территориального образования. Авторы предлагают меры совершенствования межбюджетных отношений, обеспечения сбалансированности бюджетов и повышения качества
управления государственными (муниципальными) финансами для формирования условий экономического роста на территории Приволжского федерального округа.
Экономический рост, бюджетный процесс, нормативно-правовая база, Приволжский федеральный округ
References Articles from Scientific Journals
1. Sidneva A.M. Pravovoe regulirovanie ekonomicheskoy deyatelnosti na territoriyakh operezhayushchego razvitiya. Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii, 2018. vol. 9, no. 1 (31), pp. 35-41.
Articles from Proceedings and Collections of Research Papers
2. Zhulina E.G. Neobkhodimost i sushchnost gosudarstvennogo regulirovaniya innovat-sionnoy deyatelnosti. Sovremennoe konkurentnoe razvitie ekonomiki i obshchestva. Saratov, 2015, pp. 40-44.
Monographs
3. Voronina N.A., Kuznetsova I.V. Instituty razvitiya i tochki ekonomicheskogo rosta kak faktory stimulirovaniya predprinimatelskoy aktivnosti v regione. Saratov, 2018, 173 p.
Authors, Abstract, Key words
Natalya A. Voronina - Candidate of Economics, Associate Professor, Institute for Social and Production Management, Yuri Gagarin State Technical University of Saratov (Saratov, Russia) [email protected]
Elena G. Zhulina - Doctor of Economics, Associate Professor, Saratov SocioEconomic Institute (branch), Plekhanov Russian University of Economics (Saratov, Russia) [email protected]
Anna N. Kara - Doctor of Economics, Associate Professor, Director of the Institute of Economics, Volga State University of Service (Togliatti, Russia) [email protected]
Achievement of the planned indicators of economic growth of separate regions of the Russian Federation becomes possible on condition of formation of the income part of budgets of such subjects in sufficient volume and in due time. An important factor that creates conditions for the implementation of socio-economic policy aimed at achieving economic growth in the territory of such regions is the level of development of the regulatory framework. The article provides an overview of the current regulatory framework, which serves as the basis for the organization of the budget process in the subjects of the Volga Federal district, regulating the formation of conditions of economic growth of territorial education. The authors propose measures to improve inter-budgetary relations, ensure the balance of budgets and improve the quality of management of state (municipal) finances to create conditions for economic growth in the Volga Federal district.
Economic growth, budget process, regulatory framework, Volga Federal district.